III Международная педагогическая конференция «Инновации и ИКТ в образовании. Опыт успешного применения»
В рамках Года учителя и в целях изучения российского и зарубежного опыта внедрения ИКТ в образовательный процесс 30 июня – 1 июля 2010г. в г. Казани Республики Татарстан прошла Международная педагогическая научно-практическая конференция «Инновации и информационно-коммуникационные технологии в образовании. Опыт успешного применения».
Организатором конференции выступила компания «Polymedia» – социальный партнер российского образования, инициативу которой поддержали Министерство науки и образования РФ, Министерство образования Республики Татарстан,а также ведущий мировой производитель электронных интерактивных устройств канадская компания SMARTTechnologies.
Участниками конференции стали приехавшие с разных регионов России педагоги, методисты, руководители органов управления образования, а также 10 победителей конкурса творческих учителей "SMART Board на моих уроках".
Цель, которую поставили перед собой собравшиеся на единой площадке представители образовательного сообщества – объединить опыт учителей, успешно использующих в своей деятельности инновационные технологии для дальнейшего формирования методологической базы как важной составляющей развития современного российского образования.
Перед участниками выступали начальник отдела развития ИТ в образовании Министерства образования РТ Сулимова Н.А., зам. директора Методического Центра Центрального окружного управления образования г. Москвы Добряков А.А., генеральный директор компании «Polymedia» Новикова Е.В., технический директор компании Ишеев И.А., директор по стратегическому планированию Переверзев Б.Л., региональный представитель компании SMART Technologies в России и странах СНГ Виктор Поповский, а также директоры, методисты и учителя школ и образовательных центров РФ.
Важной частью мероприятия стали мастер-классы педагогов и авторитетных среди образовательного сообщества России методистов, эффективно применяющих современные мультимедийные интерактивные средства в своей практике. Задачей посетителей мастер-классов было дать рекомендации по усовершенствованию представленных методистами разработок и выдвинуть свои предложения по их применению.
Одним из самых запоминающихся мастер-классов стал интерактивный урок, созданный дистанционно в сети Интернет при сотрудничестве двух преподавателей Чулихиной Е.А. (Московская область) и Коротковой В.Е. (Екатеринбург), демонстрирующий возможности интерактивных технологий, раздвигающих границы времени и пространства.
Мастер-класс к.ф.н., доцента, с.н.с. Института философии РАН, доцента Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ярославцевой Е.И. осветил важную для учеников и учителя возможность доски: основанная на резистивной «тактильной» технологии доска позволяет развивать не только мелкую моторику, что важно при работе с начальными классами, но и позволяет работать в своем образовательном пространстве любыми удобными способами, обусловленными индивидуальными особенностями учащегося, что высоко оценили учителя-специалисты по коррекционной педагогике. Кроме того, как отметила Елена Ивановна, активизируя сразу несколько органов восприятия человека, работа с доской способствует более эффективному взаимодействию выступающего с аудиторией, задействует, сразу оба полушария головного мозга человека, тренирует воображение, словом, повышает эффективность стандартного 40-минутного школьного урока в разы.
16 мастер-классов учителей-новаторов прошли ярко и насыщенно, пользуясь широким спектром возможностей доски, преподаватели наглядно продемонстрировали участникам, как можно творчески и эффективно применять доску SMART Board в работе преподавателя любого профиля, и какими разнообразными могут быть уроки, если освоить простое и интуитивно понятное управление программным обеспечением SMART Notebook.
В ходе мероприятия обсуждались вопросы, актуальные для представителей всех уровней образования от дошкольного и начального до высшего и послевузовского. В течение двух дней плодотворного обмена опытом участники рассмотрели и обсудили современные мировые тенденции и практики обучения, а также встретились с известными педагогами-новаторами страны.
По итогам первого дня конференции и мастер-классов, а также конкурса «SMART Board на моих уроках», который проводят образовательные онлайн-ресурсы Metodisty.ru и Proshkolu.ru, трое учителей – Чулихина Е.А. (Малодубенская СОШ Орехово-Зуевского района МО), Короткова В.Е. (СОШ №171 г. Екатеринбург) и Афонин С.Б. (МОУ Рязановская СОШ Егорьевского района МО) получили звание «Творческих партнеров Polymedia», став единовременно первыми его членами. Клуб «Творческих партнеров Polymedia» организован в рамках программы поддержки российских учителей, которую проводит компания, являясь давним социальным партнером российского образования. Программа рассчитана на активных и талантливых учителей, которые нацелены на развитие своего потенциала и готовы обмениваться своим опытом с другими преподавателями. Подробно о программе поддержки рассказала на конференции Анна Кириченко.
В ходе практической и конференционной части двухдневого мероприятия участники изыскивали пути решения наиболее актуальных вопросов информатизации образования. Развитие новых технологий, по мнению всех присутствующих, ведет к неизбежному изменению формата преподавания и обучения, потому педагогу необходимо не только идти в ногу со временем, но и обгонять своих учащихся на несколько шагов вперед в плане владения знаниями и навыками ИКТ дабы не остаться “цифровым мигрантов” среди “цифровых аборигенов”.
По итогам конференции и практической части мероприятия участники единогласно представили следующие выводы:
· для успешного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование необходимо формирование ИКТ компетентности учителя, что может быть реализовано путем применение интерактивных технологий в образовании
· перспективным является создание экспертного учительского сообщества для участия в выработке решений определяющих вндрение ИКТ в образование
· необходимо непрерывное взаимодействие и обмен опытом между педагогами в разных регионах России (к счастью, современное развитие ИТ это позволяет; доказательством тому – яркий пример создания совместного урока посредством общения на интернет-порталах и в сетевых образовательных сообществах, который продеонстрировали преподаватели Чулихина Е.А. из МО и Короткова В.Е. из г. Екатеринбурга)
· интерактивные системы SMART, основанные на резистивной сенсорной технологии, обладают большим потенциалом для развития компенсаторных возможностей в рамках коррекционной педагогики
· согласно единогласному мнению учителей, практикующих подготовку и проведение уроков на интерактивных досках (любых производителей), программное обеспечение SMARTNotebook задает стандарты для разработки интерактивных уроков
· необходимо активно осваивать возможности инновационных технологий, исследовать лучшие российские и зарубежные практики внедрения ИКТ
· для повышения эффективности процесса обучения в школе и конкурентоспособности российского образования необходимо тесное и целенаправленное взаимодействие государства, бизнеса и образования.