В стране интерактивных уроков
Оправдано ли цифровое обучение в детских садах, как с пользой использовать интерактивных помощников и чем может пригодиться интерактивный стол нам рассказала Короткова Валерия Евгеньевна, бывший методист и начальник учебного отдела МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», а также педагог-психолог МБДОУ № 72 города Екатеринбурга.
Валерия Евгеньевна профессионально работает с доской
Валерия Евгеньевна начала заниматься изучением и внедрением в свою работу информационных технологий больше десяти лет назад. Преподавала в Доме учителя курс “Использование интерактивной доски в образовательном процессе” и чаще всего получала положительные отзывы от педагогов-дошкольников. Их воспитанники были в восторге от новых игр, интерактивную доску называли волшебной, а своих учителей - кудесницами.
Пять лет назад Валерия Евгеньевна начала сама работать педагогом-психологом в детском саду. Дошкольные учреждения тогда начали приобретать интерактивные столы и доски с некоторой опаской, ведь дискуссии о том, не навредят ли экранные устройства ведутся до сих пор. На вопрос: «Нужны ли в детском саду гаджеты?» педагог отвечает “Дозированно”. По мнению Коротковой, они могут помочь воспитателям и психологам на определенных занятиях.
Например, интерактивный стол выручал Валерию Евгеньевну в период адаптации к детскому саду. «В моем кабинете было все, чтобы заинтересовать ребенка: песочница, всевозможные игрушки, карандаши, пластилин и краски. Интерактивный стол детей особо не интересовал. За исключением некоторых детей, которым не нравился тактильный контакт с песком или пальчиковыми красками. Были ребята, которые боялись рисовать из-за опасения испортить рисунок. Вот для таких малышей использовался для изображения или конструирования интерактивный стол. На нем легко можно было отменить последний штрих или неровную линию, поэтому дети с удовольствием рисовали. Но, конечно, гаджеты никак не могут заменить обычные игрушки и общение».
Преимуществом интерактивного стола, считает Короткова, в детском саду была программная среда, которая позволяла работать с детьми до шести участников одновременно. В младшем возрасте дети нечасто умеют играть в команде, а интерактивная игра была направлена именно на совместный результат. Дети учились сами распределять роли, ставить задачи и делать это коллективно. Игра проходила весело и непосредственно, поэтому педагог в таком случае только направлял и наблюдал за процессом.
Играть в команде всегда интереснее
Интерактивная доска в детском саду находилась только в актовом зале, поэтому занятия с доской Валерия Евгеньевна не могла проводить слишком часто. Зато детям очень нравились те интерактивы, которые придумывала для них педагог-психолог. Младшие группы особенно любили игру «ПДД», в ходе которой они знакомились с правилами дорожного движения. На интерактивной доске дети включали определенный сигнал светофора, расставляли фигурки участников движения:
«Доска включалась на 2-3 минуты. Обязательно чередовались активность на доске и двигательные моменты (дети шагали и останавливались). Дети были участниками, а не зрителями».
Валерия Евгеньевна считает, что устройства должны работать только ограниченное время. Ни в коем случае нельзя делать их основой игрового процесса. Если ребенок много времени проводит за гаджетами, он легко переутомляется, к тому же воображение развивается не так быстро, как при классических занятиях с игрушками. Обязательно у ребенка должно быть время, когда он играет и развлекает себя самостоятельно. Главное – использовать цифровые устройства по делу и с пользой:
«Я читала детям рассказ о певчей птичке, но дети не представляли, как поет соловей или кукушка. Чтобы ребятам было более понятно, о чем речь, я нашла и включила в Интернете записи пения этих птиц, и дети уже могли точно представить пернатых из сказки».
По мнению Валерии Евгеньевны, лучший вариант - постоянная смена деятельности. Доска не должна становиться только демонстрационной. Дети - обязательные участники, вовлеченные в игру в максимальном количестве. Очень важно включать в процесс вопросы и развернутые ответы малышей, чтобы развивать речь. Пример такой игры: дошкольникам необходимо расставить кубики друг на друга на доске, к тому же каждый должен сопроводить свое действие развернутым комментарием, какой кубик, какого цвета и размера ребенок ставит на предыдущую фигуру.
Также на доске можно рисовать руками – это развивает крупную моторику. Естественно, педагог проводит все занятия в игровой форме – например, дошкольники соединяют бабочку и подходящий по оттенку цветок длинной неотрывной линией.
«Во всем необходимо чувство меры. Нужно учиться правильно сочетать интерактивную доску и живую игру. Прекрасно подходит в таком случае конструирование – на доску выводится изображение определенной фигурки, а дети воспроизводят такую же из «Лего» или кубиков. На образовательный процесс влияет не столько демонстрация, сколько взаимодействие и реакция детей».
На доске, конечно, можно делать очень интересные проекты. Валерия Евгеньевна проводила с помощью интерактивной доски занятие «Знакомство с малыми народами Урала». Это и костюмы, и традиции, и кухня. Подручными средствами это показать было гораздо сложнее, поэтому в таких случаях интерактивное устройство незаменимо. Но делать из доски панацею, по мнению Валерии Евгеньевны, не нужно:
«Если есть возможность заменить интерактивную игру классическими способами – то нужно их использовать. Например, оречевление сказки «Репка». Если в группе есть пальчиковый театр, то это и будет лучшим дополнением. Спектакль на интерактивной доске окажется лишним».
Автора статьи: Дарья Триморук
Источник: В стране интерактивных уроков
https://pedsovet.org/beta/article/v-strane-interaktivnyh-urokov