Осень – пора собирать инжевику. Итоги летней инженерной школы.
Ура! Наступил новый учебный год! Это встречи, открытия, эксперименты, проекты, дружеские улыбки и ещё много всего интересного.
Каждый сентябрь школьники (и не только они) задают себе вопрос - «Как я провел это лето?» и вспоминают прекрасные летние деньки. Современные школьники, пожалуй, должны перефразировать этот вечный вопрос – «Что я узнал этим летом?» Ребята, участники летней школы лаборатории «Инжевика» провели лето очень насыщенно и многому научились. Как видит муравей? Можно ли управлять роботом силой мысли? Как обмануть детектор лжи? С какой скоростью дышит хомяк? На все эти вопросы ребята нашли научно-обоснованные и практикой подтвержденные ответы.
Прикладная наука и решение реальных задач всегда были мощными мотиваторами для начинающих молодых специалистов и очень приятно понимать, что наша экспертиза и оборудование помогают поверить в свои силы многим будущим профессионалам.
II Летняя школа инженерных проектов НГУ для студентов и школьников проходила с 20 по 26 августа в ДООЛ имени Олега Кошевого. Ее организаторы - НГУ, Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Ассоциация выпускников «Союз НГУ». Подготовка и проведение II Летней школы обеспечивались научно-технической лабораторией для студентов и школьников «Инжевика» (ФИТ НГУ), Региональным ресурсным центром «Детский Технопарк» (ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ») и Союзом НГУ при поддержке партнеров: ООО «Компьютерные системы биоуправления», компаний «LEGO Education», «Polymedia», «BiTronics Lab», «Epson».
Во II Летней школе принимали участие около 50 учащихся 8-11 классов из 23 образовательных учреждений Новосибирска, сельских районов Новосибирской области (Искитимский, Барабинский, Карасукский районы, р. п. Кольцово, п. Краснообск), Алтайского края, Казахстана. Для участия во II Летней школе получили приглашения победители и призеры III Турнира юных инженеров-исследователей НГУ и активные участники других проектов лаборатории «Инжевика» (инжевика.рф).
Результаты работы над исследовательскими проектами в области программирования, робототехники и микроэлектроники, биоуправления, биологии, физики были представлены на итоговой Ярмарке проектов II Летней школы.
Это были программы, тренажеры, устройства в соответствии с темами проектов: «Светлая голова» (визуализация работы головного мозга человека с помощью шапочки с RGB светодиодами), «Волшебная лампа» (разработка прибора для тренировки саморегуляции организма человека с помощью дыхания), «Биоуправление LEGO роботами» (создание соревновательного тренажера, визуализирующего пульс двух человек с помощью роботов LEGO EV3), «Проекты LEGO-BiTronics Lab» (проекты BiTronics Lab: Кибер-рука, Детектор лжи, Мио-баскетбол, Нейросумо), «Игра с дополненной реальностью» (создание игры-квеста с использованием технологии дополненной реальности), «Текстовый квест» (разработка веб сайта), «Приключения муравьишки» (исследование особенностей поведения муравьев с помощью технологии компьютерного зрения), «С какой скоростью дышит хомяк?» (создание установки для регистрации скорости дыхания хомяка при разных условиях окружающей среды).
Проект "С какой скоростью дышит хомяк?" направлен на создание газоанализатора, который позволяет измерять количество потребляемого кислорода и выделяемого углекислого газа, а также фиксировать освещенность и атмосферное давление с помощью цифровых датчиков PASCO. В ходе работы ребята использовали цифровые датчики кислорода, углекислого газа, погодных показаний и новый беспроводной датчик освещённости.
Регулировка скорости протока воздуха в зависимости от изменения условий окружающей среды осуществляется с помощью Arduino. Для участников проекта «С какой скоростью дышит хомяк?» был проведен практический курс «Знакомство с жидкостной хроматографией», разработанный совместно резидентами Академпарка и НГУ.
Руководители проектов - студенты, аспиранты, выпускники университета. Подготовка проектов велась специалистами лаборатории «Инжевика» под руководством научных руководителей и экспертов (ФИТ НГУ, ООО «Компьютерные системы биоуправления», НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАН, Институт автоматики и электрометрии СО РАН, Институт систематики и экологии животных СО РАН, Институт цитологии и генетики СО РАН, ЗАО «Ледас», Академпарк Новосибирского Академгородка).
Школьники в рамках проектов решали непростые задачи, что было отмечено на Экспертной сессии, которая проводилась после Ярмарки проектов Летней школы. Все эксперты отметили яркость, необычность, перспективность, практическую значимость проектов, возможность их развития на регулярных занятиях лаборатории «Инжевика» в течение года. Общее мнение экспертов, преподавателей и школьников можно выразить кратко так: как жаль, что раньше не было таких Летних школ, и как замечательно, что мы в ней можем быть, жить и работать!
Кроме работы над проектами и участия в мастер-классах, ребята пробовали себя в роли блогеров для того, чтобы рассказать о своей работе и свободном времени, проведенном в компании сверстников в спортивных играх, творческих мероприятиях и задушевных вечерних беседах.