Ко Дню настоящих мужчин – рейтинг лучших образов учителей в российском кино
В Год российского кино и в преддверии Дня всех настоящих мужчин женская половина команды Edcommunity составила свой рейтинг самых популярных образов мужчин-педагогов в отечественном кинематографе.
1. Нестор Петрович из «Большой перемены»
Несмотря на наивность и незрелость этого героя, самым первым совершенно неоспоримо приходит на ум образ Нестора Петровича Северова из «Большой перемены» в исполнении талантливого и очень характерного актера Михаила Кононова. Став классным руководителем «удивительного, прекрасного, сумасшедшего» 9-го «A» он, поначалу далекий от мирской суеты, начинает жить заботами своих взрослых учеников и полностью погружается в педагогическую деятельность, став для своих великовозрастных воспитанников другом и наставником.
Он трогательный, милый и очень преданный своему делу. Ну, как такого не полюбить?!
2. Илья Семенович Мельников из «Доживем до понедельника»
Да, большинство из девушек, курирующих деятельность Edcommunity, еще даже под стол пешком не ходили, когда вышел фильм «Доживем до понедельника», однако все без исключения признали Илью Семеновича Мельникова образом идеального мужчины-учителя. Глядя на него, вспоминаются слова великого Л.Н. Толстого: "Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию".
Поначалу сценарист фильма возражал против кандидатуры актера, мол, слишком красив и молод. Как же мы рады теперь, что эта роль досталась именно потрясающему Вячеславу Тихонову, благодаря которому этот образ расцвел и обрел особую элегантность.
Примечательно, что сам актер при жизни рассказывал: «После фильма «Война и мир» я собирался вообще оставить кино - так не понравился себе в роли Болконского. Мой друг Ростоцкий вовремя предложил мне роль в своем фильме «Доживем до понедельника», и это удержало меня от резкого шага. В картине я играл и свои собственные переживания. А позже понял, что благодаря этому фильму обрел веру в свои силы и вернулся в кинематограф».
Именно благодаря роли Илья Семеновича, Вячеслав Тихонов стал так популярен, получил роль Штирлица в «Семнадцать мгновений весны», за которой последовали и другие звёздные работы в «Они сражались за Родину», «Белый Бим Черное ухо», и, наверняка, вдохновил кого-то прийти в профессию Учителя.
3. Виктор Служкин из «Географ глобус пропил»
Да, одиозный персонаж, да противоречивый и, по мнению многих, скорее случайный человек в школе, чем педагог в полном смысле слова! И вообще, в образе учителя географии Виктора Служкина больше вопросов, чем ответов. Однако этот «идеалист и неумеха» - реальный и очень честный образ, далекий от идеализированного и романтизированного образа советских учителей с одухотворенными лицами. Он совестливый, самокритичный, интеллигентный, человек с реальными человеческими проблемами, задающийся вопросом: зачем это все нужно, зачем я вообще живу? Да, Служкин – пьяница. Но дело не в этом. Чтобы понять, в чем, он отправляется со своим классом в поход, который – он понимает – может вылиться в грандиозное приключение, после которого обычно становятся либо друзьями, либо врагами навсегда и по-настоящему.
Образ Служкина сложный, многогранный, забыть который невозможно.
Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109: «Я в профессии больше сорока лет и могу сказать, что образ учителя в кинематографе всегда вызывал не совсем здоровые реакции, в том числе и в профессиональной среде. Например, помню, какую неоднозначную реакцию вызвал фильм «Доживем до понедельника», который сегодня считается классикой. Многие педагоги возмущались: безобразие, вы порочите образ учителя! Особенное бешенство вызывала сцена, где герой Тихонова приходил домой и просил маму налить ему водки. Прошли годы, и сегодня учитель истории, которого сыграл Тихонов, считается образцовым».
Это очень глубокая и злободневная тема, обсуждать её можно долго, и мы будем рады, если вы проявите такую инициативу. Возвращаясь к нашему рейтингу, скажем, Актер Константин Хабенский роль исполнил превосходно, и образ у него получился законченный и целостный, иначе мы бы так много о нем не спорили.
4. Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор) из «Республика ШКИД»
Если учитель появлялся в центре внимания кинорежиссёров в 1930 – 1940-е гг., то он приравнивался в своей социально-культурной роли к революционеру, подвижнику, строителю нового общества. Такой образ учителя сохраняется и в более поздних фильмах, повествующих о послереволюционной эпохе российской истории. Ярким примером такого фильма является «Республика ШКИД», экранизированная повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева 1927 года.
Однако в исполнении Сергея Юрского директор школы индивидуально-социального воспитания имени Достоевского открывается с самых разных сторон: он и добрый, и мягкий, грозный и карающий, мудрый, ответственный, сочувствующий – и при этом чудак, которого ничего не стоит обвести вокруг пальца опытному, прожженному хулигану.
Образ учителя в «Республике ШКИД» совершенно новый для советского кинематографа – за поступками Викниксора угадывается скрытая от глаз воспитанников жизнь, явственно ощущаются долгие часы раздумий и размышлений педагога. Он все такой же идеалистичный, как его «ровесники», но уже не столь идеальный. За прекрасный образ настоящего интеллигента, не рефлексирующего, а действующего присуждаем Виктору Николаевичу 4-е место в нашем рейтинге.
5. Евгений Иванович Трошкин из «Джентльменов удачи»
Всего один эпизод, худо-бедно связанный с педагогикой - а как запомнился!
Он отличный директор, его любят дети, и уважают сотрудники. Он прекрасно умеет изображать Страшного Серого Волка, который знает толк в поросятах.
Директор детского сада Евгений Иванович Трошкин покорил наши сердца своей любовью к детям и той непринужденностью, с которой он завоевывает среди них авторитет. При этом он еще и находчивый и просто уморительный.
Мастер перевоплощения Евгений Леонов и его Трошкин – бесспорно в рейтинг!
6. Дюйшен из «Первого учителя»
Если кто-то еще не видел этот фильм, то обязательно посмотрите. Когда в 1965 году эта картина вышла на экраны страны, о режиссере Андрее Кончаловском писали: «Кончаловский пришел в большое кино не как робкий дебютант и не как вчерашний студент - он пришел как мастер».
Фильм «Первый учитель» обошел экраны многих стран мира, а в 1966 году жюри Международного фестиваля в Венеции вручило ему кубок Вольпи – премию за лучшую женскую роль. Награда была тем дороже, что претендовали на неё в тот год такие звезды, как Джейн Фонда, Ингрид Тулин, Джули Кристи. Так родилась актриса кино Наталья Аринбасарова . И не состоялась биография балерины, хотя хореографическое училище при Большом театре было к тому времени уже закончено.
Так… что-то мы от темы отступили…
Действие фильма происходит в 1923 году. Только что закончилась Гражданская война. Вчерашний красноармеец, учитель Дюйшен, приезжает по комсомольской путевке работать в далекий киргизский аул, где его фанатизм в утверждении прогресса сталкивается с многовековым укладом в жестоком и кровавом поединке.
Болот Бейшеналиев бесподобен в этом образе – он юный, пылкий, вдохновенный и очень убедительный. А что еще нужно, чтобы попасть в наш женский рейтинг? :)
7. Борис Николаевич Свешников из «Дневника директора школы»
Главный герой — директор школы, бывший фронтовик в блистательном исполнении Олега Борисова, пытается разобраться в проблемах современных детей. Понимая, что для того, чтобы найти общий язык с учениками, нужно пересмотреть педагогические принципы, директор школы вступает в конфликт с коллегами-учителями. Его упрекают в либерализме и попустительстве и не принимают его принципов терпимости и уважения к личности ученика.
Главный свой принцип герой Олега Борисова формулирует так: "Я хочу научить их уважать чужое мнение и защищать собственное".
Образ героя очень мягкий, но при этом в нем есть некий потаённый бунт – противопоставление собственной личности окружающему миру, его законам. Готовность к борьбе, внутреннее напряжение и огромный запас энергии подчеркивают неординарность образа и несомненную духовную силу.
***
Казалось бы такие мужчины-педагоги – неравнодушные, увлеченные, вдохновенные энтузиасты – идеальный кинематографический образ, созданный режиссером и являющийся воплощением его надежд или реальных представлений о существующей действительности.
Однако представление об идеальном учителе не всегда рождается под впечатлением от кино.
В жизни мы встречаем таких учителей и понимаем, что реальные непридуманные педагоги, они еще удивительнее и сложнее, многограннее и живее.
Андрей Сиденко, Сергей Кувшинов, Алексей Овчинников, Александр Розенфельд, (… друзья, продолжите список!) – все это наши коллеги, работающие в школе здесь и сейчас, которые в жизни, а не на экране творят чудеса и воплощают собой идеальное сочетание мужественности и внимательности к свои подопечным.
Дорогие наши мужчины, мы вас ценим и любим! С праздником!