Датчик-удатчик
Как я уже рассказывал, на днях Polymedia совместно с PASCOScientific пригласили известного американского эксперта в области STEM-образования и ро бототехники Тома Цу, который прочёл лекцию о преимуществах STEM-технологий. После чего учительбиологии Баловневской школы Липецкой области, абсолютный победитель конкурса “Учитель года России-2011” Алексей Овчинников дал мастер-класс по работе с цифровым оборудованием PASCO на уроках и во внеурочной деятельности. Иными словами, он на деле продемонстрировал все преимущества подходов, предложенных профессором Цу.
По словам Алексея, различные датчики из арсенала цифровых лабораторий PASCO можно использовать, практически, на уроках по любому предмету естественнонаучного цикла. Это придаст новое содержание школьным лабораторным работам и поможет создавать исследовательские проекты на самые разные темы.
- Делать это можно, прежде всего, “классическим способом” – например, измерять давление воздуха с помощью датчика давления, температуру воды – с помощью датчика температуры, и так далее, - делится опытом Овчинников. - Но это довольно банально, согласитесь. На самом деле, цифровая лаборатория значительно расширяет пространство урока, внеурочного занятия. Мы сознательно уходим от стандартных подходов, когда все ученики за 45 минут выполняют одну и ту же лабораторную работу по одним и тем же рабочим листам, приходя к одним и тем же выводам. Ведь это приводит к тому, что одни дети прилежно трудятся, а другие, которым скучно и неинтересно, списывают у них. Цифровая же лаборатория позволяет не только определять самые разные объекты исследований, но и использовать для этого самые разные инструменты, помогая каждому ребёнку прийти к результату своим собственным путём. При классических подходах это невозможно. И гуманитарий вынужден пользоваться теми же инструментарием, что и технарь. Хотя один человек лучше работает с цифрами, другой с графиками, третий – с таблицами. Кто-то хорошо считает, а кто-то хорошо пишет. Цифровые лаборатории помогают каждому реализовать себя, а заодно и разнообразят процесс обучения, делая его более интересным и запоминающимся.
На самом деле, убеждён педагог, деление людей на гуманитариев и технарей весьма условно, и говорит вовсе не о том, что человек в принципе не способен использовать тот или иной инструмент, а скорее о том, что мы не можем предложить ему удобный инструмент. К примеру, для людей с эмоционально-образным восприятием мира лаборатории PASCO дают возможность проводить измерения, делать замеры не в виде унылых столбиков цифр, а посредством ярких диаграмм, графиков. Людям с математическим складом ума очень удобно работать с комплектом оборудования, поскольку он даёт им обширный материал для исследований. И так далее.
Цифровые лаборатории рассчитаны на групповую работу (что абсолютно укладывается в концепцию использования STEM-технологий). При таком подходе каждый ребёнок может найти для себя ту нишу, в которой он чувствует себя комфортно, тот вид деятельности, в котором он может более полно себя реализовать. Например, на природе один человек работает с цифровым фотоаппаратом, другой обрабатывает изображения, выстраивая их в логический ряд, третий проводит замеры с помощью датчиков, четвёртый строит таблицу и заносит в неё полученные цифры.
- В принципе, с лабораториями PASCO можно работать и в одиночку, - рассказывает Алексей Овчинников. - Однако это, во-первых, не всем доступно, а во-вторых, я абсолютно убеждён, что нужно каждому школьнику дать возможность поработать в команде, чтобы почувствовать себя значимым и ответственным за какой-либо фронт работ. Многие наши выводы относительно того, что нам нравится или к чему мы не расположены, могут быть связаны с отрицательным, негативным опытом. Из чего, конечно же, вовсе не следует, что впредь и везде может быть так и только так. Следовательно, нужно постараться приобрести другой опыт, позитивный. Ребёнок должен побывать в разных ситуациях, в разных ролях, чтобы понять, где ему действительно нравится. А не сидеть, будучи уверенным в том, что “у меня ничего не получится, я знаю!” Иногда, работая с датчиками PASCO, вдруг проявляют себя дети, которые ранее всегда скучали на уроках, были рассеянными, ленивыми. А всё потому, что, оказывается, им было гораздо интереснее делать что-либо руками, познавать мир тактильно, а не на слух или под запись.
Кстати, некоторым детям Алексей разрешает брать комплекты цифровой лаборатории на дом, для выполнения тех или иных измерений в ходе работы над индивидуальным проектом. Да, он вполне допускает, что ребёнок может что-то сломать. Но, во-первых, это маловероятно, потому что каждое устройство, входящее в комплект лаборатории, изначально создавалось в расчёте на максимальную “неубиваемость”, поскольку предназначено именно для детей. А во-вторых, всё, что сломалось, можно починить. На его памяти были случаи, когда ребята, находясь “в поле”, то есть - в экспедиции, нечаянно отрывали провода у датчиков. Но они же сами всё исправляли, соединяли, заизолировали. И аппаратура исправно работала.
Говорят, что время одиночек прошло – это раньше какой-нибудь гениальный человек мог без чьей-либо помощи создать нечто невероятное, а теперь все серьёзные открытия делаются только в команде. Наверное, это не всегда так, тем более что команда очень часто реализует идею, предложенную кем-то одним. Но, уверен Алексей Овчинников, чем больше у людей будет возможности высказать свои идеи, тем больше вероятность, что их, как минимум, услышат. И вообще, чем больше мнений, тем лучше, ведь всегда есть возможность выбора из нескольких идей самой лучшей и интересной. Поэтому ориентация на командную деятельность – очень правильный вектор развития всего общества.
А по поводу одиночек… Пожалуй, всё, что можно было бы открыть одному, без помощи окружающих, уже открыто. И теперь остаётся только действовать в команде, создавая что-то новое на базе разных открытий, разных знаний, разных идей. И цифровая лаборатория как раз позволяет всё это реализовать, потому что любое исследование здесь требует знаний из области физики, математики, ИКТ и других наук.
Напоследок учитель биологии выступил в роли “прорицателя”. По его мнению, если попытаться заглянуть в будущее, то лаборатории PASCO, скорее всего, будут развиваться в направлении беспроводных технологий и микроминиатюризации. Датчики можно будет монтировать куда угодно – в одежду, в часы, в очки, обувь, авторучку и пр. Они будут “долгоживущими”, то есть способными длительное время работать автономно. И, конечно же, можно ожидать снижения их стоимости, что даст возможность приобретать их каждому.
Источник: ПроШколу.ру