Ищите конкурс!
Учитель физики и информатики гимназии №12 Липецка Алла Волкова – не просто преподаватель “со стажем”. Это один из пяти суперфиналистов Всероссийского конкурса “Учитель года-2015”, обладатель “Малого пеликана”. А также активный и деятельный пользователь интернет-сообщества Edcommunity. За всё время работы она поучаствовала в огромном количестве самых разнообразных конкурсов самого разного уровня. И большинство из них связано с новыми информационными технологиями, без которых, как мы знаем, сегодня никуда не денешься.
С философской точки зрения, если есть учитель, для него обязательно придумают какой-нибудь конкурс. Но если есть “какой-нибудь конкурс”, обязательно найдётся педагог, который захочет принять в нём участие. В случае с Аллой Александровной подобная диалектика была подтверждена её собственной активностью. Она сама искала, где бы применить свои силы, в каких бы интересных начинаниях поучаствовать. Благо, что предложений было предостаточно.
- Я принимала участие во многих педагогических конкурсах и фестивалях – “Мой лучший урок” (SMART), “Чтобы знать науку, ею нужно заниматься” (Polymedia), “Открытый урок” (1 сентября), “Самый классный классный” и т.д., – рассказывает Алла Волкова. – Для меня любое подобное испытание существует не ради победы, а как повод подвести итоги собственной работы, как стимул заставить себя что-то сделать заново, переосмыслить. Когда изучаешь условия конкурса, начинаешь готовиться к нему, обязательно подпитываешься новыми идеями, которые апробируешь на своих уроках, а затем представляешь на суд жюри. Сейчас у любого педагога есть очень большой выбор, причём вовсе не обязательно, что это испытание будет исключительно в рамках твоего предмета. Наоборот, порой даже интереснее поучаствовать в чём-то, не связанном напрямую с твоей профессиональной деятельностью. Потому что это помогает расширить кругозор, пообщаться с интересными людьми, узнать, как они решают свои проблемы, а заодно понять, в том ли направлении ты сам развиваешься.
В последние годы много говорят о карьере учителя, подчёркивая, что профессиональные творческие конкурсы – отличный вариант самореализации педагога. Для Волковой подобная тема близка и знакома. Она по себе знает, насколько нахождение в ситуации соревнования с достойными соперниками способно раскрыть потенциал человека. Но это и возможность посмотреть на себя со стороны, глазами коллег, которые тебя оценивают, дают советы, или даже критикуют.
- Мне нравится использовать на уроках всевозможные технические новинки, - продолжает учитель. – Причём многие из них я приобретаю лично, за свой счёт. Детям приятно иметь дело с человеком, который в курсе самых последних достижений науки и техники, отлично разбирается в современных гаджетах и программах. Для них это тоже стимул – и к совершенству, и к уважению самого себя. Немало аппаратуры досталась мне в качестве призов на всё тех же конкурсах. Например, в 2007 году, когда я сопровождала своего супруга, “Учителя года Липецкой области” Алексея Волкова “на Россию”, мы впервые увидели интерактивную доску. Попробовали работать – изумились, как это здорово! Вернулись домой, узнали, что в Воронеже есть представительство производителя, наладили сотрудничество. Слава богу, директор гимназии пошла навстречу, поняла, всю важность, стала приобретать эти изделия. На тот момент я, как замдиректора, как раз распределяла финансы на закупку нового школьного оборудования. Поэтому у нас сейчас интерактивные доски есть во всех, без исключения, учебных кабинетах.
Впрочем, как это ни странно, подобная оперативность в деле приобретения оборудования (когда вчера увидел, сегодня купил, завтра уже начал пользоваться) порой выходит боком. По словам Волковой, в 2012 году она загорелась идеей приобрести для своего образовательного учреждения интерактивный стол SMART. Сказано – сделано! А через месяц узнала о том, что на рынке появился ещё более крутой интерактивный стол от другого производителя – компании Promethean. Кабы не оперативность, можно было бы всё переиграть. Но – деньги уже вложены, а на новую покупку средств уже не предусмотрено. Да и школа, как утверждает Алла Александровна, уже насыщена аппаратурой, поэтому имеет смысл научиться грамотно использовать то, что есть. Много – не всегда хорошо, может уйти сам смысл работы педагога, когда ИКТ заменят всё.
- Когда я узнала о датчиках PASCO, то решила обязательно получить себе такие, - делится впечатлениями Волкова. - И пошла на конкурс, организованный Polymedia – “Чтобы знать науку, ею надо заниматься”. У нас уже была цифровая лаборатория “Архимед”, ребята её использовали, когда исследовали уровень шума и звуковых свойств дверей. Мы эти работы оформили и послали в конкурс, предложив свой вариант применения датчиков. Благо, что организаторы разрешают работать с другим оборудованием, помимо PASCO. И в итоге получили ЦЛ PASCO в дополнение к ЦЛ “Архимед”.
Кстати, участие в конкурсах порой позволяет решать не какие-то глобальные, мировоззренческие, а очень даже бытовые проблемы. Однажды у Аллы Волковой сломался домашний компьютер. Ну, бывает, что поделать! Но работать-то надо! А с деньгами, как на грех, проблемы. И тут она узнаёт, что местная липецкая компьютерная компания организовала конкурс на лучший интерактивный урок, и главный приз – ноутбук. Грех не использовать такую возможность! Она и использовала, в результате став обладательницей замечательного современного портативного компьютера. Согласитесь, игра того стоила!
Как утверждает педагог, муниципальные власти оказывают системе образования города и области значительную поддержку, поставляя в школы новое оборудование. Например, недавно в гимназии №12 совсем недавно появилась 3D лаборатория – передвижной 3D проектор, 3D сканер, 3D принтер и набор программного обеспечения. Правда, как её применять – пока неизвестно. И откуда брать средства на приобретение расходных материалов тоже пока не ясно (а они, как известно, стоят весьма недёшево). Но творческие гимназисты и их учителя уверены – все эти проблемы решаемы, было бы желание их решать!
по использованию ИКТ на открытых уроках
· Интерактивное оборудование для проведения виртуальных экспериментов стоит использовать только в том случае, когда невозможно провести реальный эксперимент
· Нужно очень внимательно следить за требованиями СанПиН в плане использования ИКТ на занятиях; недопустима ситуация, например, когда проектор работает весь урок
· Не стоит выводить на экран информацию, которую можно разместить без ущерба для учебного процесса на обычной доске
· Перед тем, как начать использовать то или иное оборудование, необходимо получить полное представление о том, какие проблемы могут возникнуть с ним на уроке и как можно их оперативно устранить
· Интерактивную доску имеет смысл использовать не только в качестве инструмента для демонстрации материала, а, в первую очередь, для выполнения развивающих заданий
Алла Волкова:
“Нельзя слишком восхищаться тем, что ты сам создал для детей. Им это может не понравиться. Надо быть к этому готовым. Пример из собственной жизни: лет 6 назад на уроке физики при объяснении нового материала мной был очень качественно (на мой взгляд) подготовлен урок – демонстрационный материал, видеоролики, интерактивные задания, система опроса. При подведении итогов понимаю, что результаты не так хороши, как хотелось бы. Спрашиваю у ребят «Что не так?» А они в ответ «Алла Александровна, все красиво… но можем мел и доску для решения задач?» После этого случая очень серьезно продумываю время и место применения ИКТ на уроке”.
Источник: proshkolu.ru