Статьи
11.03.2010

В гимназии №1518 г. Москвы созданы условия для творческого развития личности


Регион
Москва

Автор решения
Гимназия № 1518 г. Москвы

SMART-достижения
- Интерактивные технологии способствовали выявлению и развитию творческих способностей и талантов у детей;
- Повышена мотивация учеников;
- Внедрена инновационная система художественного образования.

Инструменты
- Интерактивная доска SMARTboard 690
- Программное обеспечение для быстрой графической формализации идей SMART Ideas®
- Специальные программные продукты для рисования и компьютерной графики: Adobe Photoshop, Touch Me Tender, Notebook™

Срок использования
6 месяцев

Лев Николаевич Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. По данным научных исследований к категории потенциально одаренных может быть отнесено до 20 процентов детей. Они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки.


Исходная ситуация

В 2006 году гимназия № 1518 победила в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На часть призового гранта в размере одного миллиона рублей была приобретена уникальная аудиовизуальная студия интерактивного искусства SMART-ART, центральным элементом которой является интерактивная доска SMART Board 690. Это первая широкоформатная доска, установленная в России.

Надо отметить, к этому моменту в элитном учебном заведение уже был накоплен большой опыт инновационной деятельности на всех уровнях. В 2004 году гимназия стала победителем Всероссийского конкурса "Лучшие школы России" в номинации "Школа профессиональной карьеры", а в 2005 году финалистом конкурса инновационных разработок в области образования.

Существующие в гимназии материально-технические, информационно-цифровые ресурсы полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к школам ХХI века: все кабинеты оснащены АРМ учителя и современным мультимедийным оборудованием, функционируют 3 компьютерных класса и многофункциональный кабинет, более 100 компьютеров объединены в локальную сеть, 15 кабинетов иностранного языка имеют комплекты мобильных компьютеров на каждого ученика, пополняются фонды библиотеки и медиатеки.

Максимально используя свои материальные, кадровые, информационные ресурсы, гимназия создала эффективную систему образования. Ежегодно все выпускники поступают в престижные вузы, 90% из них становятся студентами Финансовой академии при Правительстве РФ.

PC020369s.jpgРешение

По словам заместителя директора гимназии по информатизации образовательного процесса Ирины Годовой, цифровые коммуникации электронной доски выходят за рамки привычной передачи сигналов и преобразования объекта в изображение. На интерактивном мониторе можно не просто комментировать живопись и графику, но и создавать цифровые картины и даже целые миры.

В основе уникального технологического комплекса - многофункциональность и способность надстраивать и наполнять систему новыми возможностями. Наличие обширной коллекции рисунков, фотографий и видеофрагментов дает возможность художнику включать любой графический элемент в состав своей инсталляции. Кроме того, рисунок может сопровождаться различными акустическими эффектами. Таким образом, на полотне интерактивного экрана может быть создан один JPEG-рисунок, последовательная серия рисунков, как в презентации Power Point, или даже целый визуально-акустический перформанс. Плодами творческого процесса нередко становятся подлинные произведения мультимедийного искусства, получившего название Digital Smart Art.

Использование креативных возможностей экрана в процессе обучения позволяет доминантой образовательного процесса сформировать особое отношение к творческим поискам ребенка. "Задача номер один - поддержать юные таланты, дать им возможность проявить себя и раскрыться посредством новых технологий, - рассказывает Ирина Годова. - Опыт показывает, что на интерактивных досках дети рисуют очень охотно, с большим увлечением, смело выражая свои мысли. Что радует, они не стесняются своего неумения рисовать, ведь функции графического редактора позволяют им пошагово отменять и возвращать любые действия на экране. К тому же нарисованные объекты можно перемещать, копировать, вырезать и стирать. И самое главное - все манипуляции можно производить, только лишь прикасаясь руками к поверхности экрана".

DSC00422s.jpgПрограммное обеспечение SMART имеет удобный, интуитивно понятный интерфейс, что значительно ускоряет освоение интерактивного устройства. Специальные программные продукты для рисования и компьютерной графики - Adobe Photoshop, Touch Me Tender, SMART Notebook и другие - помогают учащимся овладеть техникой и приемами изобразительного искусства, наглядно понять особенности художественных стилей и направлений. В графическом арсенале доски имеется особая функция, позволяющая подражать манерам великих художников. С помощью управляющих шаблонов один и тот же сюжет можно разработать в манере Ван Гога, в стиле импрессионизма, абстракционизма и т. д. Выбор неограничен!

Поднаторев в технике рисования, можно начинать экспериментировать с электронными маркерами. Остро отточенный маркер дает возможность художнику прорисовать мелкие детали формы и создавать строгий и тонкий рисунок. Плоским маркером можно проводить широкие линии, закрашивать формы, писать слова и т. д. Художник может задавать линиям любой цвет, степень прозрачности и фактуру. Также в панели инструментов представлены геометрические фигуры, что позволяет быстро и качественно строить чертежи.

Сергей Кувшинов, директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ:

"Связь творческого и образовательного процессов с интерактивными аудиовизуальными технологиями - это безальтернативное условие для успешного интеллектуального развития современных школьников"

Результат

Для учеников. Интерактивные технологии способствовали выявлению и развитию творческих способностей и талантов у детей. С недавнего времени рисунки учащихся, полные задора и творческой фантазии, экспонируются на гимназическом сайте под рубрикой "студия Smart -ART". Интерактивная доска стимулирует различные виды творческой активности, пододвигая учащихся к саморазвитию. Именно возможность выбора вдохновляет детей и создает дополнительную мотивацию к обучению.

"Говорить о прямой зависимости улучшения отметок класса, благодаря доске SMART пока рано, - признается Ирина Годова. - Но в том, что образовательный процесс стал более качественным сомневаться не приходиться. Ученики гимназии одерживали победы в городских и Всероссийских предметных олимпиадах, за что получали гранты Президента РФ".

Для педагогов. "Интерактивная доска не облегчила подготовку к уроку, но сделала процесс более творческим и позволила вносить инновации в работу, - отмечает Ирина Годова. - На прошедшем недавно гимназическом фестивале Smart-идей педагогами были представлены 16 уроков по всем предметным областям. Как вы понимаете, это не предел. Наши учителя активно работают над развитием методик интерактивных уроков, направленных на усиление творческое развитие учащихся и повышение их мотивации".

Для администрации. Благодаря внедрению в образовательный процесс интерактивных технологий расширились внешние связи гимназия № 1518. Уникальный опыт привлек внимание руководства крупной зарубежной корпорации Mitsubishi Electric.

Людмила Шевцова, первый заместитель мэра в правительстве Москвы:

"...в московской гимназии № 1518 появилась единственная в школах Восточной Европы интерактивная доска для занятий изобразительным искусством. Настоящая волшебница. Любой ребенок с ее помощью научится профессионально рисовать. И уже не важно: будет ли это его будущей профессией или останется на всю жизнь только увлечением."

Из интервью "Учительской газете"

DSC00435s.jpg PC020373s.jpg
DSC03653s.jpg DSC03656s.jpg
EPSN0022s.jpg EPSN0031s.jpg
EPSN0035s.jpg EPSN0045s.jpg

Публикация с сайта http://pedsovet.org/

Комментарии (0)
11.03.2010