Тезисы ИТО-2006
- SMART-Art технологии как стимул к саморазвитию сложного ребенка
- Интерактивные обучающие программы для SMART-устройств
- Принятие управленческих решений в условиях учебно-исследовательского ситуационного центра, построенного на базе беспроводных компьютерных и интерактивных SMART-устройств
- Подготовка студентов-информатиков с использованием интерактивных SMART-устройств и робототехнических систем
- Программа INTEL "Обучение для будущего" в контексте новых интерактивных SMART-устройств и технологий
- Интеллект-тренажеры для SMART-обучения
SMART-Art технологии как стимул к саморазвитию сложного ребенка
Е.И., Ярославцева к.ф.н., чл.-корр. ПАНИ, Институт философии РАНг. Москва, Россия
Аннотация
Занятие с ребенком надо рассматривать как игру в процессе путешествия за знаниями. Интерактивные технологии, представленные доской SMART-Board компании SMART Technologies, позволяют создавать игровые ситуации. Важно, чтобы педагог свободно владел возможностями SMART-доски, но чтобы они не казались ребенку слишком сложными, что важно при работе со сложными детьми, требующими индивидуального подхода.
Всякое занятие с ребенком, урок желательно рассматривать как игру, своеоб-разное приключение в процессе путешествия за знаниями. И если образова-тельные инструменты дают такую возможность, то это необходимо использовать как ведущую особенность. Дети всегда воспримут такое предложение "поиграть" благоприятно, особенно, если в такой игре не окажешься проигравшим.
Интерактивные технологии, которые представлены интерактивной доской SMART Board компании SMART Technologies, позволяют создавать разнообразные игровые ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть самые простые и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством - могут быстро превращаться. Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее. Исчезновение - важный элемент игры.
Таких игровых возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Такие игры могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк, который будет пополняться по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.
Интерактивные SMART-игры могут дополнить специальные методические приемы, повышающие мотивированность ребенка к учебе и позволить работать с ним, основываясь на собственных потенциях развития и закрепляющемся интересе не только к действиям на волшебной доске, но и своим способностям достигать результаты.
Важно, чтобы педагог свободно владел возможностями SMART-доски, но чтобы они не казались ребенку слишком сложными, иначе у ребенка может сформироваться страх неуспешности и он откажется выходить к доске, хотя многие дети через короткое время общения с инструментом интуитивно осваивают все ее возможности, явные и "скрытые". Но надо понимать, что это еще не навыки работы, особенно необходимые при выполнении конкретного учебного материала.
Необходимо учесть, что после первых уроков знакомства со SMART-доской у учащихся возникает определенное охлаждение. Они вновь ждут от учителя открытий и событий. Педагогу в этой ситуации очень важно не потерять своей увлеченности и не перекладывать все вопросы повышения интереса к уроку на новую технику. По существу, ребенку, любому учащемуся нужно с помощью получаемых знаний открывать волшебника в себе, а не надеяться только на учителя. Поэтому надо понять урок как игру еще с одной стороны - со стороны процесса, который обладает для ребенка особой тайной. Эту сторону препо-давания предмета с помощью интерактивной доски SMART Board можно серьезно усилить.
Если исходить из того, что урок - игра, то математик играет символами, словесник - словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ре-бенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится той поверхностью, на которой это делать легко и приятно, и на которой это можно усложнять через дополни-тельные игровые ходы, чего не позволяет сделать обычная школьная доска или это требует серьезных усилий. Одно использование мела и необходи-мость стирать его может ограничить стремление учителя заполнять доску символами или словами.
Если педагогу удается удерживать желание ребенка раскрыть тайну, в которую он постепенно может всех погружать: раскрывать правила оперирования символами, словами, создавать те или иные выражения, играть ими, сотворяя предложения и перестраивая их, если это удается, то тогда ребенок будет мотивирован к занятиям и собственно быстродействие компьютерной доски перестанет быть основным привлекательным фактором. Для ребенка продолжает оставаться важной практика сотворения - решения задачи, составление предложения, манипулирование символами или словами. Доска как таковая позволит ему делать эти операции в гораздо более быстром темпе и, соответственно, успешно закреплять материал.
Приятно, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передви-жения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и про-анализировать успешность учеников, а так же при необходимости может пока-зать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.
Привлечение родителей с методической точки зрения - очень важный момент, который недоступен при сегодняшних средствах обучения. И тетради, и дневники ученики обычно родителям не показывают, поскольку считают, что их учеба - их собственный мир существования. Но когда они будут допускать, что выполненные задания могут посмотреть и проанализировать все, кто от-вечает за его учебу, то его позиция изменится.
Но бывают ситуации, когда у ребенка действительно не получается воссоздать те процессы решения задачи, которые предлагаются учителем. Ему можно предложить возможность самому найти выход из положения: проанализировать задачу, создать какие-нибудь особые экзотические сказочные условия - образы, которые позволят оживить абстрактные числа и приблизить к себе смысл происходящих действии. Здесь надо обязательно учитывать, что программы образования предполагают среднестатистический тип развития школьника и уровень его эмоциональных и логических возможностей. При этом каждому приходится проходить свои траектории и могут встретиться затруднения. В конкретных условиях преодолеть текущие напряжения и кратковременные трудности могут помочь креативные возможности SMART-доски: использование особых фломастеров, создание различных фонов у экрана, на котором исполняются задания.
В процессе работы с учениками на уроке могут возникнуть нагрузки, естественные для всех уроков. В этих случаях можно использовать возможности SMART Board в качестве релаксационного инструмента. Можно подобрать для класса несколько балансировочных упражнений, которые можно выполнять с помощью программы, прилагаемой к интерактивной доске, рисуя на ней знак бесконечности или работая с другими образами. Интерактивная доска позволяет учителю совершать управляющие действия в игровом режиме, уменьшая нагрузку на свой голос и создавая переключения ребенка с аудиальной нагрузки на визуальную.
Интерактивная доска SMART Board может эффективно использоваться не только при использовании в нормативном процессе обучения, но и при работе со сложными детьми, требующими индивидуального подхода. Педагог может самостоятельно выстроить систему заданий для ребенка и выложить ее в коллекцию, созданную специально для ребенка. Он может быстро и динамично менять направление урока в зависимости от состояния и потребностей развития ребенка.
Важнейшим качеством в этом случае является экологическая чистота данного образовательного инструментария, безопасность его для использования детей разного возраста и культуры. Доска не боится ударов, вандалоустойчива; может быть помыта, если ее запачкали руками, соответствующим очищающими средствами. Она может перемещаться и крепиться на стене. Системы передачи сигнала не требуют громоздких устройств и поэтому легки в управлении.
Игровые возможности доски в еще большей степени важны детям с особенностями развития, поскольку у них, как у продвинутых, так и у отстающих всегда доминирующую роль играет креативные поиски возможностей самореализации. Только у детей с отставание этот креатив, из за сложностей со здоровьем и недостаточности ресурсов, выделяется как бы порциями, они быстро устают; а у детей творческих, активных он идет потоком. Но и тем и другим очень важно, что их прикосновение к доске дает благоприятный результат, показывающий итог их усилий. Освоившись с доской, творческий ребенок этого уже не замечает, но он с энтузиазмом может решить много задач и творческого и логического плана. Ребенок, в которого сложности со здоровьем, такой эффект замечает и никогда не пренебрегает им. Он достигает результата и уже пользуется этим фактом, закрепляя данную успешную способность в своей деятельности. Даже такой маленький успех его радует и он получает от этого дополнительную эмоциональную поддержку.
В заключение необходимо заметить, что использование креативных возможностей экрана в процессе обучения позволяет доминантой образовательного процесса сделать особое отношение к опыту самого ребенка, его поискам. Он перестает на уроке присутствовать как чистый лист, который надо заполнить информацией. Он становится даже не кувшином, который надо, по известной педагогической формуле, заполнить. Он превращается в свободного человека, способного добывать самостоятельно знания, при помощи использования интерактивной доски. Ученик - кувшин, который нужно только потереть. И тогда в нем пробудятся силы джина и он сможет сделать все своими силами.
Интерактивные обучающие программы для SMART-устройств
М. С. Мартынова, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва
Аннотация
Образовательный процесс в учебных заведениях претерпевает ряд изменений в связи с внедрением интерактивных SMART технологий. Преподаватели сталкиваются с проблемой эффективного использования нового оборудования, а также адаптирования учебных курсов под медийный и интерактивный стандарт. Сегодня разрабатываются электронные обучающие системы по разным предметам для работы с интерактивными досками SMARTBoard.
В последнее время образовательный процесс в средних и высших учебных заведениях претерпевает ряд изменений в связи с внедрением интерактивных SMART технологий. Учителя и преподаватели прежде всего сталкиваются с проблемой эффективного использования нового оборудования, а также, адаптирования своих учебных курсов под медийный и интерактивный стандарт. Меняется и способ подачи учебной информации - применение средств мультимедиа, таких как аудио- и видео- системы, проекционные устройства, привело к использованию электронных библиотек по разным дисциплинам. Уже стало нормой подготовка и проведение занятия в виде мультимедийной презентации.
Технологии не стоят на месте - сегодня в учебных заведениях России все чаще можно встретить вместо маркерных досок - интерактивные доски SMART Board, а вместо библиотек наглядных пособий - мультимедийные электронные обучающие системы. В совокупности использование интерактивного оборудования (интерактивных досок SMART Board, интерактивных дисплеев Sympodium и др.) и новых электронных обучающих систем, а также электронных учебников позволяет ввести принципиально новый формат проведения учебного занятия. Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске SMART Board дает возможность перейти от одной темы занятия и другой, провести интеративные лабораторные занятия (даже при отсутствии настоящего лабораторного оборудования), протестировать и сделать видеозапись ответа учащегося специальным рекордером, встроенным в программное обеспечение интерактивной доски SMART Board.
Как правило, такие электронные обучающие системы содержат учебные материалы, систему тестирования, конструктор уроков, журнал преподавателя и поисковую систему. Электронные учебники объединяют в себе достоинства электронных энциклопедий, гипертекстовых учебников, программ-репетиторов с новыми учебно-методическими приемами.
С помощью тактильного управления интерактивной доской SMART Board можно легко и быстро настроить электронный учебник - включать специальные режимы просмотра (например, увеличение во весь экран нужного объекта), управлять звуковым сопровождением электронного занятия, создать свой урок, пользуясь специальным конструктором (прикрепить к уроку свои иллюстрации и ввести текстовую информацию), сделать графические комментарии маркером к изучаемой теме, или проставить оценки учащимся в электронном журнале, используя виртуальную клавиатуру интерактивной доски.
Применение электронных учебников на интерактивных досках SMART Board помогает делать образовательный процесс занимательным и интересным. Однако, работа на интерактивных досках SMART Board с такими учебниками имеет свою специфику - учебники должны иметь простой и понятный интерфейс, содержание с гиперссылками для быстрого перемещения по темам, большие кнопки навигации для удобства тактильного управления учебником с помощью интерактивной доски SMART Board, свободное место для добавления письменных комментариев к изучаемой теме, а также интерактивные задания, позволяющие не только быстро пройти тест с помощью тактильного управления интерактивной доской, но и записать ответ видеорекордером и сохранить его для дальнейшей оценки.
Сегодня начали разрабатываться специальные электронные обучающие системы по различным предметам, предназначенные для работы с интерактивными досками SMART Board. Учебный материал в таких обучающих программах представлен ярко и увлекательно в виде разных носителей информации - иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов и текстов, сопровождающихся словами диктора и музыкой.
Для проверки текущего уровня знаний учащихся в электронных учебниках разработаны специальные интерактивные задания. Это интерактивные лабораторные работы (например, по физике можно собрать электронную схему проводников), интерактивные кроссворды по изучаемой теме, интерактивные контурные карты (например, по географии можно на интерактивной контурной карте разместить страны и обозначить климатические пояса), интерактивное тестирование (например, по русскому или иностранному языку можно проверить орфографию и пунктуацию, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания), интерактивные контрольные вопросы с вариантами ответа. Система управления интерактивными заданиями дает возможность проверить ответы, посмотреть комментарии к ответам и просчитать оценочные баллы.
Внедрение интерактивных SMART технологий в сферу образования приводит к изменению самого процесса обучения. А разработка и дальнейшее использование электронных обучающих систем для работы на интерактивных досках SMART Board позволяют сделать процесс обучения интересным и творческим, а также обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний.
Принятие управленческих решений в условиях учебно-исследовательского ситуационного центра, построенного на базе беспроводных компьютерных и интерактивных SMART-устройств
А. С. Кувшинова Институт экономики, управления и права РГГУ, Москва
Аннотация
В современном бизнесе появилась резкая потребность в квалифицированных менеджерах, способных оперативно и грамотно принимать управленческие решения. Подготовка такого рода специалистов становится возможной в условиях ситуационных центров по концепции кейс-стади с использованием новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий на базе беспроводных, интерактивных SMART-устройств.
Эффективность управления в целом зависит от комплексного применения многих факторов, где одни из самых важных является процедура принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Управленческое решение - это результат анализа, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернатив из множества вариантов достижения конкретной цели. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым.
К сожалению, в настоящее время принимаемые руководством управленческие решения носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого учета. Процесс принятия управленческих решений является особым видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта и развитой интуиции. В анализе процесса принятия управленческих решений можно выделить определенные этапы: определение целей и задач; поиск альтернативных вариантов действий; выбор оптимального варианта действий из альтернативных; реализация оптимального варианта; сравнение полученных результатов и плановых показателей; комплексная оценка эффективности принимаемых решений.
С быстрыми потоками информации и коммуникаций и глобализацией в современном бизнесе появилась резкая потребность в высококвалифицированных менеджерах, способных оперативно и грамотно принимать адекватные управленческие решения, проанализировав и оценив ту или иную ситуацию. Сегодня подготовка такого рода специалистов становится возможной в условиях учебных ситуационных центров с помощью кейс-метода, направленного именно на анализ предложенной ситуации и разработки и принятия оптимального решения для данного кейса. Уже давно методика кейс-стади широко используется в практике обучения и тренировке принятия управленческих решений в образовательных центрах в Европе и США.
Сегодня интерес и новизну представляет обучение специалистов в области управления с помощью кейс-стади в условиях учебного ситуационного центра на базе новейших информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и интерактивных технологий.
Разработанная методика деловой игры по концепции кейс-стади была опробована в Российском Государственном Гуманитарном Университете, где был системно инсталлирован учебно-исследовательский ситуационный центр. В основе инсталляции: многоэкранная система отображения информации на базе мультимедийных беспроводных проекторов Panasonic; мобильный комплекс пользовательских 12 ноутбуков с системой беспроводного доступа Wi-Fi ("мобильная тележка "Aquarius"); интерактивная доска Smartboard 660 и интерактивный дисплей Sympodium ID-250 для ведущего кейс.
Особенности методики проведения занятия по модели кейс-стади заключаются в следующем: использование новых компьютерных беспроводных технологий; поддержка очных слушателей с помощью сетевого ресурса "Виртуальный университет"; участие в дискуссии с помощью форума, загрузка разработанных кейсов в сеть Internet, виртуальное присутствие на занятии заочных слушателей с помощью видео-конференции; формирование групп в соответствии с результатами психологического теста; представление решений группами на аудиовизуальном уровне (Презентации в SMART Notebook); актуализация материалов для анализа.
Отработка методики проводилась по следующему плану: раздача материалов кейса, заполнение студентами анкет психологического теста; демонстрация проблемы кейса с помощью презентационных устройств в экране коллективного доступа; деление на группы в соответствии с результатами психологического теста; выбор руководителя группы и оппонента; непосредственно работа с материалами кейса, с использованием сетевых ресурсов и раздаточного материала; презентация разработанных решений групп с помощью подготовленной презентации Power Point и SMART Notebook; выбор лучшего решения; подведение итогов.
Все операции кейса велись студентами и использованием беспроводных сетевых и проекционных технологий, что позволило экспертам наблюдать и анализировать работу каждого (!) из учащихся в течение всей деловой игры.
Как показали результаты опроса студентов, принимавших участие в практическом занятии по модели кейс-стади, данная технология обеспечила успех решения поставленной задачи, однако требовалось значительное время на психологическую адаптацию и освоение всего технологического обеспечения по кейса. Подобного рода учебный процесс представляется более увлекательным, продуктивным и актуальным, нежели привычные занятия, проводимые в традиционном режиме, кроме того, данный тип коммуникации выводит отношения "преподаватель-студент" на более высокий уровень партнерства и заметно изменяет отношение студентов к учебному процессу в целом.
Следует отдельно отметить, что работа в условиях учебного ситуационного центра по предложенной разработанной методике дает принципиально новый образовательный эффект.
Подготовка студентов-информатиков с использованием интерактивных SMART-устройств и робототехнических систем
С. В. Кувшинов, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Москва
Е.В. Пряничников, Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, Москва
Аннотация
Подготовка специалистов в области информатики обычными методами ограничивается отсутствием опыта построения аппаратно-программных систем взаимодействия человеко-машинного комплекса с реальными объектами управления. Использование Роботехнического Стенда позволяет улучшить процесс обучения. Моделирование процессов взаимосвязи элементов техсистем достигается использованием интерактивных SMART устройств.
Современные информационные технологии радикально меняют форму, и за счет этого меняется и содержание представления научного знания. Новизна среды определяется не только и не столько характеристиками ее мультимедийности, сколько качественным изменением ее структуры и принципов существования. Эта среда уже на современном этапе своего развития одновременно требует и создает предпосылки для реализации ряда новых условий.
Сегодня не вызывает возражений утверждение, что знание необходимо рассматривать как процесс, а не только как результат. И в соответствии с этим встает острая проблема поиска механизма перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание, типа обучения к продуктивному, эвристическому, развивающему.
Процесс обучения должен быть не "повторением пройденного", а решением исследовательской проблемы, реализацией собственного проекта с освоением всех необходимых знаний из всех необходимых дисциплин. От проекта к дисциплинам, а не от дисциплин к проекту. Однако, реализация подобной модели учебного процесса весьма сложна и не только по существу, но и по организации. В РГГУ уже в течение 6-и лет профессиональные педагоги пытаются создать столь многосложный "образовательный механизм" на базе подготовки специалистов в области информатики и компьютерных технологий. Данный педагогический эксперимент проводится совместно с Институтом прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН и Международной лабораторией "Сенсорика". Объединение научного, методологического и информационно-технологического потенциалов происходит на основе решения важнейшей на сегодняшний день задачи: создания человеко-машинных комплексов нового поколения.
Традиционная подготовка специалистов в области информатики и компьютерных технологий обычными вузовскими методами существенно ограничивается отсутствием у студентов опыта построения аппаратно-программных систем, обеспечивающих взаимодействие человеко-машинного комплекса с реальными объектами управления, что заметно сказывается на уровне подготовленности будущего специалиста.
В результате совместной работы университета, института и лаборатории удалось реализовать следующую инновационную модель учебного процесса. Задания студенческих работ ставятся как учебная научно-исследовательская работа, выполняемая ими за 1 год, при этом получаемый по каждой теме результат становился основой для новых тем НИР, выполняемых следующей группой студентов. Такой "рекуррентный" способ исследований позволил достичь приемлемого качества исследований при удачном методическом эффекте. Первоначально студенты только моделировали на компьютерах взаимодействие управляющего микропроцессора с аппаратурой робота и робота с внешней средой и оператором. В результате выполнения таких практических исследовательских работ возникла технология коллективного создания моделей и их перенос с систему управления реального мобильного робота "Сенсорика". Однако, если ограничиваться только математическими моделями, то восприятие проблем студентами получалось не полным. Поэтому, была запущена разработка комплекса устройств и элементов мехатроники в виде учебно-научного стенда - РУНИС - Роботехнический Учебно-Научный Испытательный Стенд, который изменяет процесс обучения и существенно дополняет уже имеющуюся образовательную среду.
В РГГУ образовательная среда опирается на созданный в Институте новых образовательных технологий (ИНОТ) комплекс многофункциональных компьютерных классов, позволяющих существенно отойти от традиционного стиля занятий и использовать мультимедийные и гипермедийные способы подачи и восприятия информации. В данном учебно-исследовательском комплексе отсутствовал объект со сложной программно-аппаратной логикой, а создание стенда РУНИС дало необходимый для студентов, аспирантов и преподавателей мощный инструмент освоения новой актуальной предметной области. По сути, учебно-научный стенд РУНИС - это комплекс, состоящий из сборочно-испытательного стенда, мобильного модуля с информационно-программным обеспечением "сервер-клиент" и учебно-методического модуля. Стенд предназначается, в первую очередь, для практических работ по изучению, конструированию и испытанию механизмов, агрегатов и интеллектуальных автоматов, а также для проведения демонстрационных и проверочных занятий в области электроники, сенсорики и интеллектуальных систем. Робот удобен для отработки и исправления студенческих ошибок, которые "материализуются" в некорректной работе робота, что позволяет сразу увидеть причину и цену ошибки.
Задачи, решаемые при помощи РУНИС, сводятся в целом к следующему: стенд обеспечивает наглядную демонстрацию и создание комплексных программных систем управления элементами мехатроники. Коллективная работа студентов при решении сложной задачи становится возможной благодаря комплексу унифицированных по интерфейсам технических устройств, сосредоточенных в одном стенде. Стенд позволяет решать научно-исследовательские задачи во многом благодаря своей универсальности. Как реально действующее, и к тому же программируемое, мехатронное устройство помогает понять природу взаимодействия человека и машины. Стенд позволяет решать задачи по созданию действующих механизмов, систем управления и программ с соответствующей надежностью.
Моделирование сложных процессов взаимосвязи элементов технических систем с использованием средств как индивидуального, так и коллективного отображения позволяет у учащихся сформировать комплексных взгляд на проектирование, на анализ и синтез, выбор критериев и системную оценку. Это достигается благодаря широкому использованию интерактивных устройств на базе SMART-технологий. Интерактивные доски SMART Board, работающие совместно с видеопроекторами и видеокамерами, позволяют не только на своей большой поверхности отображать результаты протекающих, моделируемых процессов, но и управлять, корректировать, графически комментировать их, за счет наличия обратной, интерактивной связи.
Интерактивность, модельность и "материальность" работы программно-аппаратного комплекса позволяют ставить весьма сложные исследовательские задачи в образовательном пространстве университета.
Программа INTEL 'Обучение для будущего' в контексте новых интерактивных SMART-устройств и технологий
М. А. Бережная, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Москва
Аннотация
В статье рассматриваются возможности, которые дает использование интерактивных SMART-устройств и технологий при работе по образовательной программе Intel "Обучения для будущего", разработки и создании учебно - методических комплексов и модулей для высших средних и дошкольных учебных заведений.
Образовательная программа Intel "Teach to the Future" ("Обучение для будущего") как известно призвана помочь преподавателям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к занятиям, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников. Учебная программа Intel "Teach to the Future" состоит из 10 четырёхчасовых модулей и предусматривает освоение учителями проектно-исследовательской методики, работу учителей с мультимедиа- и интернет-ресурсами, разработку собственных проектов с широким использованием информационных технологий. Преподаватели учатся использовать базовые информационные технологии и завершают обучение по программе изготовив Учебно - методический пакет по проекту. УМП обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных и информационных технологий.
Наиболее удобным техническим решением для презентации Учебно- Методических проектов и проведения занятий в рамках образовательной программы "Обучение для будущего" является использование интерактивных устройств SMART, в частности интерактивных досок SMART Board - устройства сочетающего в себе простоту обычной маркерной доски и возможности самого современного компьютера.
Для работы с интерактивной доской не требуется специальных навыков и знаний, спроецировав на доску изображение "рабочего стола" компьютера, пользователи получают возможность управлять компьютером легким касанием поверхности доски, а с помощью маркеров, можно делать соответствующие исправления, пометки, записи и сохранять их. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу работа с интерактивными устройствами SMART удобна и проста даже для начинающих, что играет огромную роль в подготовке, демонстрации и использовании учебно - методических пакетов с использованием проектного метода.
Как показала практика реализации программы Intel "Обучения для будущего", на площадке Российского Государственного Гуманитарного Университета в Институте Новых Образовательных Технологий и Информатизации - при проведении учебных занятий и подготовке модулей, важно показать все возможности созданного курса, заинтересовать учеников, возможно с помощью интерактивной доски можно: проявить творческую составляющую проекта - возможность делать записи, рисунки, пометки прямо по ходу демонстрации модуля, что делает презентацию модуля более информативной и помогает сконцентрировать внимание на демонстрируемом УМП. Также с помощью интерактивных устройств усиливается подача материала, на SMART досках можно захватывать видео - изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.
Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент "прожектор" можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. Страницы Учебно - методического пакета можно листать любом порядке, демонстрируя определенные темы занятия, или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли.
На первых занятиях по программе преподаватель показывает группе реально разработанные и используемые в преподавательской практике учебные проекты, размещенные в электронном пособии и на веб- сайте программы, в приложении к курсу. Использование интерактивной электронной доски Smart Board обеспечивает 100% - наглядность, что очень важно не только на первом этапе. Преподаватель поэтапно с помощью инструментов интерактивной доски проходит весь курс, демонстрируя, все элементы входящие в электронное пособие, так как в основе образовательной программы лежит создание собственного электронного, проекта в состав которого входят: веб- сайт проекта, презентация проекта, публикация учащегося, презентация учащегося, критерии оценки, дидактические материалы и многое другое. С использованием SMART Board усиливается подача материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами необходимыми на занятии, предоставляется больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе, облегчения процесса коммуникации с аудиторией, занятия становятся более интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивается мотивация.
В течение всего курса большую роль играет вовлеченность группы в процесс создания проекта; весь курс поделен на модули, итогом каждого модуля является создание и демонстрация группе созданного проекта- публикации учащегося, создание веб-сайта проекта или учащегося, преподаватель или слушатель использует интерактивную доску SMART Board и вся группа имеет возможность не вставая со свих места принимать участие в создании, обсуждении, и оценке представленной им части проекта. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта, особое внимание уделяется повышению эффективности групповой работы, организации взаимодействия учеников и тьюторов между собой и в группе.
Начало каждого занятия проходит с демонстрации соответствующей теме презентации. С помощью инструментов интерактивной доски преподаватель шаг за шагом проходит вместе со слушателями весь цикл создания проекта, или его части. В любой момент он может остановится и распечатать необходимый материал, вместе с его пометками и записями, таким образом отпадает необходимость в постоянном конспектировании материала.
В конце обучения каждый из слушателей защищает свою работу - созданный им Учебно - методический Пакет. Защита проходит с использованием тех же инструментов интерактивной доски, что использовались во время прохождения учебы. Благодаря понятному интерфейсу и простоте использования инструментов доски, работа с интерактивной доской SMART Board удобна не только для профессионалов, но и для начинающих. Ученики, при желании, могут провести презентацию своего проекта также красочно и наглядно, как и преподаватели, демонстрируя не только полученные навыки создания и разработки учебных модулей, но и умение в представлении проекта, его презентации, что также очень важно. Авторы образовательной программы Intel "Обучение для будущего" предлагают использовать проектный метод для разработки учебных модулей не только высших учебных заведениях, но и в начальной и средней школе. Где часто нужно сначала заинтересовать учеников, увлечь их предполагаемым предметом. Использование интерактивных технологий дает возможность будущим ученикам, на которых рассчитан проект стать не просто слушателями, а непосредственно участниками действия.
Все компоненты программы Intel "Обучение для будущего" присутствующие в российском варианте программы, можно рассматривать как элементы разработанной и апробированной модели организации обучения педагогов и студентов современным педагогическим и информационным технологиям, которые только в системном, четко простроенном взаимодействии всех ее участников приносят полученный результат. К их числу следует отнести:
" работа над учебными и методическими материалами по программе с учетом развития международного и российского опыта;
" организация обязательного повышения квалификации тьюторов обучающих площадок программы, в том числе, их сертификация;
" взаимодействие с региональными управлениями образования и социальное партнерство с другими организациями;
" систематическая сетевая поддержка выпускников;
" отслеживание успехов всех участников программы (победы в региональных и федеральных конкурсах "Учитель года" и др.) и др.
"Интеллект-тренажеры" для SMART-обучения
Л. П. Бельковец, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Москва.
Аннотация
В данной статье речь идет о взаимодействии информационных и интеллектуальных технологий в новой образовательной среде, рассматривается интерактивная "встреча" данных технологий с помощью технических средств и прежде всего технологий (SMART Board), организующих эффективное формирование первичного образа восприятия, а также механизмов, интеллектуальной активности не только на перцептивном уровне, но и на речемыслительном и смысловом уровнях познавательной активности. Созданы тренажеры по формированию познавательной активности на этих уровнях. Усвоенные интегративные модели интеллектуальных технологий позволят субъекту обучения осуществлять также и саморегуляцию познавательной активности в условиях быстроменяющейся среды (и не только учебной).
Информационные технологии вносят значительные коррективы в организацию учебного процесса. В содержании учебного процесса, оснащенного информационными интерактивными технологиями, предметное содержание включается с учетом этапа обучения, цели обучения по данному предмету, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Кроме того, важное значение в содержании данных технологий придается учету прошлого опыта знаний субъекта обучения и наконец его психофизиологическим возможностям и готовности к овладению знаниями и технологиями усвоения этих знаний в условиях новой образовательной среды (НОС).
Для методики обучения в НОС важным является рассмотрение взаимодействия информационных технологий с интеллектуальными технологиями. Проанализируем эту проблему со стороны познавательной активности субъекта обучения и средств формирования интеллектуальных технологий в учебном процессе.
Предметное содержание препарируется по компонентам и характеристикам этих компонентов обусловливающих познавательную глубину знания и учитывающих этап обучения и подготавливается для презентации с помощью соответствующих средств обучения. На этапе подготовки предметного содержания к учебному процессу отбираются и соответствующие технические средства, возможности которых должны максимально учитывать требования к учебному процессу новой образовательной среды. Такими эффективными средствами сегодня являются интерактивные технологии на базе SMART-устройств.
Первая встреча с учебным материалом в значительной степени мотивирует, определяет характер познавательной активности т.е. качество усвоения и отношения (осмысления) учебного материала. В настоящее время основной объем технической организации учебной среды ложится на компьютер, компьютерные доски и проекторы, обеспечивающие многообразие презентационных возможностей.
Мы хотим обратить внимание на важнейший аспект в формировании познавательной активности, связанный с возникновением у субъекта обучения первичного образа восприятия предметного содержания учебного материала. На этом этапе при правильной его организации могут быть задействованы все индивидуальные, субъектные и личностные качества учащихся. Учебный предмет предъявляется в полноте компонентов и их характеристик, что позволяет усвоить данный предмет не только в параметрах полноты, но и глубины предметного содержания. К техническим средствам, презентирующим учебный материал на этапе формирования первичного образа восприятия предъявляются следующие требования: предметное содержание должно быть представлено в соответствии с возможностями зрительных и слуховых анализаторов, т.е. с учетом порогов ощущений; презентируемые предметы должны предъявляться в полноте композиционных характеристик: цвет, форма, расположение, контраст, рапорт и т.д. Композиционные характеристики предметного содержания связаны не только с адекватностью восприятия, но и с эмоциональной сферой учащегося, а так же и с логикой познания, которые в учебном процессе требуют особых "умных" SMART-технологий, позволяющих на этапе формирования первичного образа восприятия в процесс презентации учебного материала подключать активность учащегося для формирования адекватного, полного, прочного, эмоционально окрашенного образа восприятия, т.е. интерактивность технических средств позволяет учащимся вместе с преподавателем на средствах типа smart board фиксировать, выделять из общего фона предметного содержания то, что необходимо для решения учебной задачи, извлекать этот материал для дальнейшей его переработки с помощью логических операций: классификация, трансформация, эквивалентные замены. Таким образом, в интерактивном режиме при активности учащегося происходит целенаправленно организованный переход от педагога к познающему субъекту. Однако, smart- технологии обеспечивают только первый этап познавательной активности - информационное содержание познавательной деятельности. При использовании информационных технологий учащийся усваивает учебный материал в условиях новой учебной среды в характеристиках полноты и прочности без вторжения в него творческой личности учащегося.
Этот этап учебной деятельности, организующий соответствующим образом познавательную активность, безусловно необходим для накопления базы знаний, а также для формирования интеллектуальных технологий в новых условиях "человека и умной машины", которые характеризуются органичным и эффективным сотрудничеством в учебном процессе.
Интеллектуальные технологии для новой среды обрастают новыми задачами, которые наряду с овладением знаниями, информационными, коммуникативными технологиями обеспечивают человека способами активной, здоровьесохраняющей адаптации к быстроменяющейся среде (и не только учебной).
В учебно-научной лаборатории развивающих технологий института новых образовательных технологий и информатизации российского государственного гуманитарного университета (ИНОТ и И РГГУ) разработаны интегративные модели интеллектуальных технологий по управлению познавательной активностью на 3-х уровнях: перцептивной деятельности, речемыслительной и смысловой деятельности. Эти модели изучаются в условиях комплексного медико-психо-физиологического эксперимента и проходят апробацию как в условиях Вуза (РГГУ), а также в 9-х и 10-х классах (элективные курсы) лицея ¦ 1550 г. Москвы.
Модели по формированию познавательной активности (основаны на лингво-психо-логической концепции Л.П. Бельковец 2000 г.) формируют познавательную активность на 3-х ее уровнях: перцептивной деятельности, речемыслительной деятельности и смысловой деятельности. Психологическими механизмами деятельности этих уровней являются соответственно: усвоение-перцептивный уровень (в характеристиках полноты и прочности усвоения); понимание-речемыслительный уровень (в характеристиках полноты, прочности и глубины); отношение-смысловая деятельность (в характеристиках полноты, прочности, глубины, сложности и динамичности).
Условиями формирования технологий познавательной активности является "чтение текста", а инструментом формирования - язык, речь, мышление.
Особую роль в формировании данных моделей играют иностранные языки, являющиеся при определенных условиях учебной деятельности, средством формирования механизма перекодировки, который обеспечит субъекта обучения эффективными возможностями овладения не только естественными, но и системами искусственных языков.
Представленные интегративными моделями, интеллектуальные технологии являются инструментом, формирующим познавательную активность на различных уровнях. Созданы тренажеры, обеспечивающие формирование моделей интеллектуальных технологий, которые при условии овладения ими и при соответствующей мотивации могут стать механизмами саморегуляции познавательной активности субъекта обучения.
Модели управления познавательной активностью различных уровней (модели интеллектуальных технологий) представлены следующими тренажерами:
1. "Перцептивным тренажером на родном и иностранных языках" (немецкий, английский и французский языки);
2. тренажером речемыслительной деятельности ("Рациональное чтение на родном и иностранных языках");
3. тренажерами смысловой деятельности ("Профессионально-ориентирванное чтение на родном и иностранных языках").