Тезисы докладов на XII международной конференции
- Развитие познавательной активности, речемыслительной деятельности и отношения для новой образовательной среды
- Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные технологии и новая парадигма образования ХХI века
- Творческие возможности технологий SMART Board в образовательной перспективе
- SMART технологии в современном образовании
Развитие познавательной активности, речемыслительной деятельности и отношения для новой образовательной среды
Л.П. Бельковец, Российский государственный гуманитарный университет, Институт новых образовательных технологий, учебно-научная лаборатория развивающих технологий, г. Москва, Россия
В учебно-научной лаборатории развивающих технологий Института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета (ИНОТ РГГУ) в течении пяти лет ведется исследование новой образовательной среды, ее влияния на психофизиологическое состояние учащихся, на эффективность учебного процесса, включающего с одной стороны, информационные интерактивные smart технологии, предъявляемые мультимедийными средствами, а с другой стороны, изучаются интеллектуальные технологии позволяющие учащимся осуществлять познавательную, речемыслительную и смысловую деятельность в новых условиях.
В учебно-научной лаборатории развивающих технологий ИНОТ РГГУ была разработана лингво-психо-логическая концепция, реализация которой позволило создать тренажер представляющий собой систему "текст-чтение" для целенаправленного развития познавательной активности речемыслительной деятельности и отношения для условий интенсивной, плотной, быстро меняющейся новой образовательной среды.
Основными условиями формирования развития познавательной активности речемыслительной деятельности и отношения являются метатехнологии, включающие:
психологические механизмы - познавательная активность (усвоение в характеристиках: полнота, уровневость, прочность), речемыслительная деятельность (понимание в характеристиках: адекватность, глубина), отношение (осмысление в характеристиках: динамичность, сложность);
текст - в широком понимании значения данного термина, предъявляемые как на бумажном носителе, так и мультимедийными средствами;
чтение - извлечение знаковой, образной и вербальной информации на трех уровнях содержаний текста: предметном, логико-семантическом и смысловом.
Инструментами развития познавательной активности, речемыслительной деятельности и отношения являются: естественные языки, включая неизученные иностранные языки. Язык должен быть усвоен в процессе чтения текста при выполнении операций опознания, различения, идентификации, фиксации и объективизации, которые включены в действия "подчеркивание" и "выписывание", соответствующие усвоению уровня "узнавание". Логические операции, усиливающие характер действий "подчеркивание" и "выписывание" - "классификация" и "трансформация" приводят процессы усвоения к репродуктивному уровню результата усвоения, а "эквивалентные замены" к творческому уровню результата усвоения. Описанные действия с усложняющимся операцонального составом представляют иерархию уровней процесса усвоения и являются, тем самым, инструментом целенаправленного формирования усвоения характеризующегося не только полнотой и прочностью усвоенного, но и интенсивностью и сложностью характера процессов усвоения как познавательной активности.
Чтение представляет собой также и письменную речь, операциональная деятельность с которой в процессе чтения, как извлечение информации, может целенаправленно формироваться с помощью специальных операций. Операции свертывания информации: текст, абзац, предложение, слово; операции развертывания информации: слово, предложение, абзац, текст. Целенаправленное оперирование письменной речью в процессе чтения может рассматриваться как тренажер речемыслительной деятельности.
Характер чтения и выбор способов извлечения информации с целью ее усвоения и понимания обусловлены разными связями и отношениями, сложность которых определяется и обусловливается субъектом обучения при реализации им своих установок, направленности, внутренней мотивации. Осмысление при таких условиях определяет уровень, глубину, полноту, динамику, характер, проникновение в смысловое содержание текста - авторский замысел, а также использование информации текста - разных уровней его содержания ( предметного, логико-семантического, смыслового) для создания "текста для себя", "текста для других", включая порождение новой информации, основанной на собственном опыте, информации данного текста, а также на вероятностном прогнозировании новых содержаний. Формирование отношения (осмысления) осуществляется с помощью целенаправленной организации учебной деятельности по схематизации различных содержаний текстов. По составлению: денотатных карт предметного содержания текста; схем логико-семантического и смыслового содержания текста.
Формирование разработанной в лаборатории поуровневой модели познавательной, речемыслительной и смысловой деятельности реального учебного процесса осуществлялось в многофункциональных аудиториях, оснащенных компьютерной, аудиовизуальной техникой, а также с применением интерактивных устройств типа SMAER Bboard. Одновременно проводилось психофизиологическое исследование состояний учащихся с объективным анализом эффективности обучения с точки зрения лингво-психо-логической концепции и с анализом характера речемыслительной деятельности, фиксировавшейся с помощью ЭКГ и ЭЭГ.
На основании полученных результатов исследования были выработаны рекомендации по организации эффективного развивающего обучения с применением технологий познавательной активности, речемыслительной деятельности, отношения в условиях информационных интерактивных технологий в новой образовательной среде.
Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные технологии и новая парадигма образования ХХI века
Кувшинов С.В. к. т.н., проректор Российский государственный гуманитарный университет г. Москва, Россия
В определенной мере можно говорить, что в начале XXI века, заканчивается этап знакомства с информационными, коммуникационными и аудиовизуальными технологиями (ИКАТ), освоения их в условиях реального учебного процесса, создания в университетах современной информационной инфраструктуры, выпуска принципиально новых мультимедийных учебных продуктов. Возникают естественные вопросы: как оценить полученный опыт и что делать дальше? Что-то уже бесспорно ясно. Например, традиционное понимание учебного процесса трудно согласуется с использованием ИКАТ и эти трудности отнюдь не преодолеваются, а постоянно нарастают, приобретая порой экзотические формы, например, создание в мировой компьютерной сети полностью неформальных образовательных сообществ; вытеснение университетов "реальных" университетами "виртуальными". Проблема "ИКАТ и образование" оказывается гораздо более фундаментальной, чем казалось раньше. ИКАТ "не желают сводиться" к новым средствам обучения, они претендуют на место в самой сути обучения.
Сегодня ситуация изменилась кардинально. ИКАТ, не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, с их помощью, на их базе, под их влиянием, ими самими, наконец, создается иной учебный процесс с другой целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, иной средой обучения.
В этом новом образовательном пространстве существенным образом меняются функции преподавателя: от источника (порой единственного) знания к навигатору эффективной работы со знанием. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей, - facilitator - тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться. Чаще всего при этом обсуждается в литературе психологическое состояние педагога, его мотивация и способность установить в учебном коллективе атмосферу "работы в команде". Однако существенно меньше обсуждается и практически не исследуется экспериментально более фундаментальная трансформация: "преподаватель" становится коллективным. При этом возникают достаточно специфические проблемы разделения труда. В самом общем виде можно выделить специализации "коллективного учителя":специалист предметник, специалист по разработке курсов (дизайнер), специалист по интерактивному представлению учебных курсов (тьютор), специалист по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор), программист-технолог, создатель образовательных мультимедиа продуктов и сред, администраторы и координаторы учебных центров и площадок.
На эту "коллективность" накладывается еще и "виртуальность" - "преподаватель" сублимируется в обучающей программе. Помимо достаточно хорошо изученных проблем (прежде всего, психологических) работы различных специалистов "в команде", возникает комплекс взаимосвязанных проблем совершенно иного плана. Так, необходимо достаточно ясно представлять конкретный психолого-педагогический эффект, произведенный всем "продуктом" команды и отдельными его составляющими (например, сетевой версией какого-либо курса, его CD-Rom или DVD-Rom версией, специализированными базами данных и т.д.). Такое представление может быть получено лишь экспериментальным путем, а для этого необходимы: убедительная методика, обоснованные и достаточно точно измеряемые параметры. При этом учебный процесс не ограничивается ни временем, ни пространством. Возникает и вполне конкретный набор задач определения этической нормы оценки деятельности команды, правовых взаимоотношений, отношений интеллектуальной собственности и ответственности всех и каждого из членов команды за конечный продукт, не имеющий временных ограничений использования. Медицинские же аспекты ИКАТ в деятельности команды даже не отмечаются (кроме общих ограничений продолжительности работы на компьютере). Хотя совершенно очевидно, что и медицинские и психологические факторы должны быть учтены в конечном продукте деятельности команды (по-разному в предметном содержании, его структурировании, представлении и т.д.), но для этого необходимо иметь достоверный материал о функционировании продукта в различных условиях. Пока же можно лишь опираться на опыт создания и использования "жестких" обучающих программ для операторской деятельности например, обучение пилотов, операторов энергосистем и т.д.
ИКАТ, как показывает практика проведения занятий по различным учебным дисциплинам в одних и тех же компьютерных многофункциональных аудиториях, индифферентны к предметному содержанию изучаемых курсов. Конечно, у каждой дисциплины есть своя специфика, но ее роль с точки зрения технологичности учебного процесса в целом незначительна. Широкое использование ИКАТ, отход от традиционных схем учебного процесса, его все большая технологизация (в социально-психологическом смысле) делают абсолютно необходимым более глубокое и более конкретное понимание сути самого учебного процесса. Представляется важным его рациональное структурирование, осмысление места каждой его составляющей, первичное описание процесса в целом. Если принять в качестве базовой функции (не цели!) образования реализацию той или иной модели специалиста, а качеством образования считать степень соответствия реальных выпускников этой модели, то ключевой задачей становится поиск методов и средств (обезличенных) управления качеством, путем конкретного воздействия на конкретные же структуры и процессы образования.
Необходимо также отметить, что в настоящее время практически не уделяется внимания анализу последствий существования двух форм знания: научной и учебной; последствий не безобидных. В современных учебно-научных комплексах снятие различий между учебным и научным знанием достигается следующими путями: информационной избыточностью и системой баз данных, научной новизной и научной формой представления используемого материала, решением учебных задач как исследовательских, на основе специальных методик. Кроме того, в новых учебно-методических комплексах должен быть реализован принцип получения нового знания путем новой организации имеющегося.
Творческие возможности технологий SMART Board в образовательной перспективе
Е.И., Ярославцева к.ф.н., чл.-корр. ПАНИ, Институт философии РАНг. Москва, Россия
Образовательный процесс становится одной их важнейших и актуальных проблем не только для развития общества, но и для современного мира в целом, поскольку превращается в источник самовозобновляющихся ресурсов, которыми являются получившие образование молодые поколения. Это интеллектуальный ресурс, который требует усилий не для его добычи, как это происходит с полезными ископаемыми, но для его создания. Он не является продуктом тысячелетий, но, тем не менее, рождается усилиями тысяч людей, превращаясь в потенциальную среду, поддерживающую креативные способности человека. Интеллект - это порождаемый ресурс, дающий быструю отдачу, но и требующий инвестиций. И не только денежных, но и организационных, технологических.
Человек в современном обществе начинает учиться рано в каком-бы состоянии он ни был, и, возможно, не закончит учиться никогда. Принципы его обучения в корне изменяются. Он становится не только получающим знание и умение, то есть воспроизводящим культурные запасы, но и создающим такое знание. Это становится запросом современного интенсивно расширяющегося мира. Человеку, как креативной силе, необходимы творческие навыки как инструмент, как способ порождения вариантов решения различных проблем. Фактически у каждого можно выявить интерактивный пояс взаимодействия с окружающим миром, средой, особенно, если человек владеет современными техническими средствами коммуникации.
Креативные технологии не только запрос, но и условие дальнейшего успешного развития, к которому вполне готово и психологически адаптировано современное молодое поколение. Оно выступает как динамичная и открытая система, живущая в потоках взрывным образом нарастающей информации и обучающаяся работать с ней. Очевидно, что соответствующим образом будут трансформироваться и дидактические образовательные модели, формы образовательных коммуникаций, прообразом которых могут сегодня служить мультимедийные образовательные комплексы и компьютерные технологии.
Особенно интенсивно начинает изменяться учебное пространство, в которой используется новый тип образовательного инструмента - интерактивные доски SMART Board. Они порождают новые возможности работы с образовательным материалом: активно включаются в процесс обучения тактильные коммуникации, успешно дополняемые новыми аудиальными и визуальными возможностями программы. Возникает более глубокий сенсорный уровень включенности человека, что расширяет доступность образования, позволяет решать многие психологические проблемы детей и взрослых с ограниченными возможностями восприятия, создавать свою индивидуальную форму работы с учебным материалом.
Технологии такого типа, основаны на активации зон внимания, а точнее, на включении, запуске познающей системы, ее погружению в окружающую среду. Современный педагог уже не просто носитель информации для студентов и слушателей. Он должен учить учиться, учить самостоятельно плыть в море информации и работе с ней. Мир - сложная нелинейная развивающаяся система и человек в своем познании должен адаптироваться к его динамичности и изменчивости. Он должен научиться строить свои познавательные соотношения, гармонично соразмеренные с его собственными индивидуальными запросами. Тем самым образование позволит человеку создавать свою креативную траекторию жизни.
Возрастание нагрузок в области образования делает все более актуальной задачу помощи человека самому себе как сложной живой нелинейно развивающейся системе. Только сам человек способен успешно решать свои проблемы, заниматься своим состоянием здоровья, увеличивая свою внутреннюю сбалансированность. Умение переносить нагрузки связано с повышением гибкости системы, созданием новых точек опоры.
Человек природно тяготеет к построению гармоничных соотношений. Творческие способности позволяют ему использовать этот алгоритм для создания собственного коммуникативного пространства. Креативные образовательные технологии, в частности, SMART технологии позволяют дополнить образовательную работу психологическими технологиями по повышению устойчивости организма человека, т.е. решать валеологические задачи. Используя SMART Board, можно расширить возможности кинезиологических - телесноориентированных технологий, важных для любых категорий учащихся, но особенно необходимых для детей с ЗПР (задержками психического развития). Учеба при этом превращается в сбалансированный образовательно-развивающий процесс, настроенный на решение трех задач:
-
расширение информационного поля
-
усиление баланса организма
-
выполнение специальных корректирующих действий, т.е. адаптации к динамике, нагрузкам учебного занятия.
SMART технологии в современном образовании
М. С. Мартынова Российский государственный гуманитарный университет г. Москва, Россия
В настоящее время в системе российского образования наблюдается тенденция к все большему внедрению IT технологий: сетевых, мобильных, информационных технологий в учебный процесс. C появлением нового оборудования (аудио- и видео- системы, проекционные устройства) возникает вопрос его эффективного применения в обучении.
Уже становится нормой проведение учебных занятий с использованием мультимедийных презентаций, сделанных в таких программных пакетах, как Microsoft Power Point или Macromedia Flash. Однако, наряду с привычными презентационными технологиями (Microsoft Power Point, Macromedia Flash), в сферу образования проникают новые, так называемые, интерактивные технологии, которые позволяют уйти от презентации в виде слайд-шоу.
Новая форма подачи материала с помощью интерактивного оборудования (интерактивные доски SMART Boards, интерактивные дисплеи Sympodium) представляет собой презентацию, создаваемую докладчиком во время своего выступления - презентацию, создаваемую здесь и сейчас. На интерактивных досках SMART Boards можно писать специальным маркером, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране. При этом все написанное на интерактивной доске SMART Board передается студентам, сохраняется на магнитных носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии студентам. Учебный материал, созданный во время лекции на интерактивной доске SMART Board, записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен.
Существует несколько технологий, позволяющих сделать доску интерактивной. Одна технология - сенсорная резистивная, другая - DViT технология компании SMART Technologies. В ней используются специальные цифровые видеокамеры, расположенные по углам экрана. Кроме того, с помощью специальной насадки можно превратить любую плазменную панель в интерактивную доску.
Конечно, для максимальной реализации всех свойств интерактивных досок SMART Boards создано специальное программное обеспечение (SMART Notebook, Bridgit, SynhronEyes). У каждой из этих программ есть свои особенности. SMART Notebook позволяет работать с текстом и объектами, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный. Программа Bridgit позволяет легко и быстро проводить презентации для партнеров по всему миру, получать отзывы на свой документ. Стоит вам выделить ключевые позиции своего выступления на общем рабочем столе, и программа тут же в режиме реального времени выводит все ваши заметки на экраны остальных участников конференции. C помощью программного пакета SynhronEyes преподаватель может следить за тем, что делают студенты, выводить все рабочие мониторы студентов на доску, блокировать мониторы студентов, рассылать с интерактивной доски учебный материал, например, тест, на все компьютеры.
Во время работы на интерактивных досках SMART Boards улучшается концентрация внимания у студентов, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из студентов.
Внедрение новых технологий в сферу образования ведет за собой переход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения. Одна из главных задач современного образования - это создание устойчивой мотивации у студентов к получению знаний, другая - поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний с помощью творческий решений у студентов.