Обзор по поставкам интерактивного оборудования в школы в рамках ПНПО
Журнал Национальные проекты
| |
Создавая условия для качественного образования | |
Янин Александр Александрович
| |
За годы практического отсутствия финансирования в части сохранения и укрепления материальной базы образовательного процесса морально и физически устарело имеющееся в школах демонстрационное и лабораторное оборудование, учебные пособия. Практически исчезло или перепрофилировалось производство учебных пособий. Поэтому, когда в рамках национального проекта "Образование" начались поставки учебного оборудования, возникли как объективные, так и субъективные трудности для управленческих структур, самих педагогов и поставщиков. На региональном уровне департаментом образования Новосибирской области был проведен анализ состояния учебного оборудования в школах, составлен перспективный план первоочередных и последующих поставок как за счет федерального, так и за счет областного бюджетов для наиболее эффективного использования комплектов учебных кабинетов. В первую очередь оснастили базовые, опорные школы и экспериментальные площадки - 276 школ, лицеев и гимназий. За два года реализации национального проекта "Образование" произошли существенные изменения в системе образования Новосибирской области. В частности, удалось дополнительно привлечь в отрасль около 2 млрд рублей. Этому способствовали как победа области в конкурсе комплексных проектов модернизации образования, так и успешно реализуемая администрацией и губернатором политика приоритетности сферы образования. Не менее трети этих средств напрямую направлены на укрепление материальной базы учебного процесса. В течение 2006 и 2007 годов 643 комплекта учебных кабинетов поставлено школам области. Из них половина - за счет средств областного бюджета. Только в 2007 году школы получили 182 комплекта. Наряду с оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии и географии, которые изначально были в общефедеральной и областной поставках в 2007 году, регион приобрел для школ области за счет средств областного бюджета кабинеты русского языка и оборудование для кабинетов технологии. Как отмечалось на совещании, проведенном 12 декабря 2007 года в г. Новосибирске с ответственными за поставки оборудования представителями министерств, департаментов и управлений Сибирского Федерального округа (присутствовало 13 территорий), в 2007 году удалось выстроить в этой работе, организационно и поэтапно, систему действий и ответственности каждого уровня - от министерского до школьного. Создан разумный алгоритм поставок, учтены уроки 2006 года, значительно сокращены сроки поставок оборудования, определились на альтернативной основе более надежные поставщики. В значительной степени возросло качество поставляемого оборудования, сопроводительных материалов. По сравнению с 2006 годом в перечень учебного оборудования практически всех поставляемых предметных кабинетов, помимо знакомого всем нам лабораторного оборудования и учебно-наглядных пособий, включены современные технические средства обучения -компьютерные системы, в том числе цифровые образовательные ресурсы, наборы интерактивных задач, демонстраций, видеофрагментов, интерактивных лабораторных работ, наборы схем и шаблонов, исключены устаревшие образовательные ресурсы. В дополнение к традиционным учебным и наглядным пособиям в школы поступили мультимедийные проекторы, интерактивные доски, которые, совместно с традиционным оборудованием и учебниками, дают новые возможности для обучения. Об улучшении поставок свидетельствуют результаты мониторинга, проводимого департаментом образования области, отзывы учителей, мнения руководителей школ и специалистов муниципальных управлений образования. Так, на 65% снизилось количество негативных отзывов, и практически на 85 % возросло число положительных оценок поставленного оборудования. Это относится как к федеральным поставкам, так и к поставкам, обеспеченным за счет средств областного бюджета. Безусловно, процесс расширения и укрепления производства школьного оборудования будет продолжен, если производители поймут, что политика в отношении укрепления материальной базы школ - это всерьез и надолго. А конкуренция, которая неизбежно возникает между поставщиками, будет способствовать ограничению роста цен. Уверенность в продолжении федерального финансирования на эти цели позволит заранее учесть в бюджетах регионов средства на софинансирование программ, привлечь муниципальные ресурсы. После первых двух лет работы по целенаправленному оснащению школ учебным оборудованием мы считаем возможным формировать "разноуровневые" наборы комплектов учебных кабинетов, предусматривающие наличие в области учреждений повышенного статуса, (лицеев и гимназий), которых в Новосибирской области насчитывается 42. Статус учреждений с углубленным изучением отдельных предметов имеют 37 школ. Для таких школ необходим более полный объем оборудования. Для сельских же школ, расположенных недалеко от базовых учреждений и насчитывающих до 10-16 человек в классах, нет смысла поставлять набор оборудования, рассчитанный на 25 учащихся. В 2007 году поставка кабинетов физики за счет средств областного бюджета была осуществлена с учетом комплектов для школ, где наполняемость классов 25 человек, и для сельских посол с наполняемостью 14 учащихся. Это позволило эффективней использовать выделенные финансовые средства. В области насчитывается 241 школа с числом обучающихся менее 50 человек. Считаем идею поставок для малочисленных и труднодоступных школ оправданной и разумной. Сейчас в области разрабатывается комплект оборудования для таких посол, включающий основные универсальные приборы, табличный материал, мультимедийное оборудование. С учетом возможностей базовых школ можно получить хороший эффект повышения качества учебного процесса и реально организовать принцип сетевого взаимодействия учреждений. К проблемам, которые нам представляются важными, можно отнести необходимость согласования реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование". Так, на региональном уровне необходимо увязать информатизацию учреждений образования, использование Интернет-ресурсов с адаптированной к информационно-коммуникационным технологиям частью приборов, входящих в комплекты поставляемого оборудования. Необходимо обеспечить совместное использование уже имеющегося мультимедийного комплекса с поступающим оборудованием, создать систему мотивации руководителей учреждений образования, учителей-предметников для использования поставленного оборудования. Самой неотложной считаем задачу обучения учителей эффективному использованию оборудования учебных кабинетов. С этой целью НИПКиПРО организует обучение учителей-предметников работе с полученными ими комплектами. Кроме того, такое обучение активно проводят методические службы районов. Решить все острые проблемы можно только совместными усилиями федеральных и региональных властей, производителей и поставщиков учебного оборудования, наладив их эффективное взаимодействие и создав жесткую систему контроля выполнения ими своих обязательств. Согласно положениям приоритетного национального проекта "Образование", поставки учебного оборудования будут продолжены в 2008 году и за счет федеральных средств и региональных бюджетов. Поэтому осуществлять контроль за поставщиками, за выполнением ими условий госконтрактов должны все уровни власти. Интерактивное обучение в современной школе Интерактивные формы обучения предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания. Именно поэтому интерактивная доска как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика признана учителями как поистине революционное изобретение. По отзывам преподавателей, использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе. Программное обеспечение, идущее в комплекте с интерактивными досками, позволяет создавать учебные пособия на основе богатой коллекции наглядных изображений по всем школьным предметам. Лицензионное соглашение дает возможность установить его на любой школьный компьютер для предварительной подготовки уроков, а вот методическая литература практически отсутствует, и учителя могут получить рекомендации только на сайтах производителей или их официальных представителей. В Новосибирской области сложились конструктивные отношения с компанией-поставщиком оборудования (Polymedia). Представители этой компании проводят обучающие семинары, на сайте поддержки есть возможность скачать обновления для программного обеспечения, имеется много как платного, так и бесплатного дополнительного программного обеспечения, очень полезного в работе. Важным моментом является возможность для всех участников образовательного процесса без использования доски установить программное обеспечение на компьютеры и готовить материалы к уроку. Это экономит время и силы учителя. Само программное обеспечение очень просто в использовании, установка не требует специальных знаний. Наибольшее количество положительных отзывов от учителей нашей области получили интерактивные доски SMARTBoard. Качество интерактивных досок, поставляемых в рамках национального проекта "Образование", соответствовало требованиям безопасности. Но для обеспечения их безопасного использования департамент образования настойчиво рекомендовал образовательным учреждениям осуществлять крепление проектора к потолку, чтобы оградить детей от слепящего луча, воздействие которого может оказаться вредным для глаз. Поскольку для работы с ними не требуются расходные материалы, то сервисное обслуживание сводится к оказанию технической, консультационной помощи и исполнению гарантийных обязательств производителей досок или их официальных представителей. Некоторые компании-поставщики проводят обучающие семинары для работников образования. Компания "Polymedia-Сибирь" практикует проведение вводных обучающих семинаров и обеспечение преподавателей методическими рекомендациями по созданию уроков. На текущий день в образование вкладываются значительные средства. И тем более важно, когда в дальние районы поступает простое и полностью укомплектованное оборудование, не требующее дополнительных вложений. Наличие в SMART-досках "бутафорских" маркеров, простота работы и ухода - гарант долгосрочного и эффективного использования. В ряде случаев, в целях обеспечения большого количества школ современным оборудованием, целесообразнее поставлять комплекты "компьютер-проектор". Но многие школы-победители, получившие средства в рамках ПНПО, активно оснащают учебные кабинеты именно интерактивными комплексами, так как они обладают большими возможностями для организации эффективного учебного процесса. За короткий срок для школ области приобретено за счет бюджетов всех уровней более 500 интерактивных досок. В областной программе информатизации образования, внедрения современных ИКТ предусмотрена дальнейшая работа по поставкам этого оборудования и повышение эффективности его использования.
| |
Развивая практику интерактивного обучения | |
Рачевcкий Ефим Лазаревич
| |
Среди основных преимуществ использования интерактивных досок на уроках можно отметить большую вовлеченность школьников в процесс обучения, повышение мотивации к познанию, возможность применения разных стилей обучения, повышение эффективности работы преподавателя. Интерактивные доски - лучшее средство сохранять точную информацию, новые неожиданные идеи, рождающиеся в ходе обсуждения в классе. Информацию можно сохранить в компьютере, распечатать, разослать по e-mail или разместить на web-сайте. Чтобы повысить эффективность групповой работы школьников и дать возможность ученикам включаться в обсуждение, в наших классах были установлены интерактивные доски, которые способствуют хорошему обучению и обмену навыками презентации между школьниками; школьники с огромным интересом воспринимают это новшество - они увлекаются его освоением, работают в классе с большим желанием; интерактивная доска создает позитивную среду обучения, вовлекающую в активную работу и школьников, и преподавателей. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что, в свою очередь, развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении отдельных предметов, но и информатики и мультимедийных технологий. Несомненно, на первом этапе время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем. С 2000 года наш Центр образования работает с официальным представителем SMART Technologies Inc в России - компанией Polymedia. Благодаря этому сотрудничеству мы постоянно информированы о технических новинках, участвуем в проводимых компанией круглых столах, семинарах, выставках. Особенно важна для нас сервисная и методическая поддержка, оказываемая этим поставщиком. Используя продукцию SMART, учителя могут сделать информацию, необходимую для повышения результатов обучения, более доступной, а также рационализировать планирование урока. На наш взгляд, SMART Board - наиболее эффективный инструмент для школьных учреждений, так как эта доска тактильна и на ней можно писать любым предметом - маркером, указкой и даже просто пальцем. Для работы с интерактивной доской мы дополнительно используем программы, позволяющие расширить доступный спектр ее возможностей в составе компьютерного класса или в рамках дистанционного обучения: SMART Ideas, SynchronEyes, Bridgit. Учителя отметили, что использование интерактивных досок положительно отразилось на продуктивности занятий: меньше времени уходит на обучение детей, можно эффективнее оценить их успеваемость, ученики действительно начинают лучше учиться.
| |
Интерактивное обучение для школ | |
|
Пильдес Майя Борисовна
|
Среди технических новинок, пришедших в школу, важное место заняли интерактивные доски. Они позволили учителям сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые "шаблоны", а также более эффективно осуществлять "обратную связь". Планируя оснащение школы интерактивными досками и/или мультимедийными комплексами, администрация должна готовить учителей заранее. На наш взгляд, лучшие формы подготовки, это практические и демонстрационные занятия. Чем больше сам учитель экспериментирует, чем больше вариантов использования доски определяет для себя и своих учеников, тем эффективнее будет в дальнейшем применение оборудования. Учитель сам определяет, насколько часто будет применяться интерактивная доска. Это время определяется и с учетом специфики предмета, темы, раздела, особенностей обучающихся и т.п. Среди наиболее интересных материалов, применяемых в учебном процессе, можно отметить "Живую математику" и "Открытую физику". Работа с интерактивными досками пока методически обеспечена не в полной мере. Далеко не все дидактические материалы отличаются безупречным качеством. Учителя нуждаются в таких материалах, как видеосюжеты, где можно увидеть наиболее сложные физические опыты, демонстрационные материалы к урокам стереометрии 11-го класса, КИМы в формате ЕГЭ. Наша гимназия использует доски SMART Board. Сервисное обслуживание этих досок осуществляется компанией-поставщиком. В случае неисправности оборудования компания осуществляет бесплатную доставку оборудования для замены и ремонт в рамках гарантийного и послегарантийного обслуживания. Компания "Polymedia" организует курсы разного уровня на базе образовательного учреждения, привлекая специалистов и передовых пользователей других образовательных учреждений. Все интерактивные доски поставляются с сертификатами качества и соответствуют всем требованиям и стандартам, предъявляемым к оборудованию. Соотношение "цена-качество" оборудования является оптимальным, т.к. предложение по товару принимается совместно с образовательным учреждением. При этом поставщик предлагает различные варианты приобретения техники, учитывая новинки рынка. Для гимназии важно и то, что интерактивные доски SMART Board, не требуют дополнительных расходных материалов (пишущий инструмент "фломастер" не является активным и не имеет батареек), питание доски осуществляется по проводу USB, что исключает контакт с сетью 220 Вольт, и является энергосберегающим. |