Конец мелового периода
Константин Волков
материал еженедельного журнала "Итоги"
9 ноября, 2004 N.45 (439)
В России наконец появились современные информационные технологии обучения. Осталось найти тех, кто сумеет при помощи этих технологий обучать
Еще несколько десятилетий назад известный российский методолог Георгий Щедровицкий сетовал: "Современная система образования построена на тех же принципах, что и 2000 лет назад. Мы не сделали ни одного шага вперед". Преподавание по старинке, когда преподаватель, стоя перед студентами, в течение 45 минут рассказывает то, что знает сам (такой метод называется иногда "переливанием из одной головы в другую"), пока остается в России основным способом обучения, хотя в последнее время четко обозначились совсем другие тенденции. Доска и мел как основные инструменты передачи информации уже не могут удовлетворить современного студента. Кроме того, еще в Древней Греции было известно, что самый эффективный способ обучения - активный, когда ученик добывает знания самостоятельно и вступает в дискуссию с учителем. А самые широкие возможности по извлечению информации из всех существующих источников предоставляют именно высокие технологии - Hi-tech. Так почему до сих пор они не стали основой образовательных методик? Если студент не может находиться в информационном поле, ориентироваться в нем и использовать его ресурс для решения учебной задачи или творческой проблемы, он просто не будет полноценным специалистом в завтрашнем мире.
Полет в новой среде
Внедрение любых отличных от существующего методов преподавания обозначается термином "создание новой образовательной среды". Проректор по информатизации и новым технологиям образования Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Сергей Кувшинов поясняет: "Сегодня часто говорят об информационных технологиях, реже - о коммуникационных и аудиовизуальных и совсем редко - об интеллектуальных. Мы же рассматриваем их в совокупности, как подчиненные решению более важной задачи - созданию новой образовательной среды, где все технологии органично включаются в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей". Иллюстрирует это утверждение плакат на стене университетского коридора. На плакате изображен пилот в кабине космолета будущего и надпись: "Желаем приятного полета в новой информационной среде".
Концепция такой среды была разработана корпорацией Microsoft на рубеже тысячелетий и называется по-английски Connected Learning Community (объединенная образовательная среда). Эта концепция базируется на трех постулатах, первый из которых - современная инфраструктура образования, то есть необходимое оборудование и программное обеспечение и, естественно, люди, умеющие с этим работать. Второй - неограниченный доступ в систему: в любое время в любом месте с помощью настольного компьютера, ноутбука, карманного компьютера и даже сотового телефона учащийся имеет возможность связаться с преподавателем, библиотекой, интернет-сайтами университета или электронным каталогом видеолекций. И последнее - естественная интеграция информационных технологий в том смысле, что учебное заведение не только приобретает новую технику, но и получает выгоду от нее. Таким образом, считают создатели концепции, для учащихся информационные технологии превращаются в инструмент обучения, для преподавателей - в средство разработки учебных материалов, а для администраторов - в источник непрерывного усовершенствования организации учебного заведения.
Суть новой образовательной модели в том, чтобы научить студента ориентироваться во всем многообразии информации в современном мире, научить сравнивать и анализировать самые различные точки зрения и мнения, чтобы не стать заложником "одной единственно верной теории" и дать высокоэффективный интеллектуальный и Hi-tech инструмент для решения сегодняшних сложных проблем. И это не значит, что каждый обязан быть докой во всех сферах: требуются умение и возможность добывать фактуру и навыки системной обработки полученной информации. В наших вузах всегда много чему и даже хорошо учили, но только не этому. "Необходимо расширять кругозор, - замечает Сергей Кувшинов. - Хорошо бы, чтобы технарь имел понятие об искусстве, а гуманитарий - о различных сторонах техники и технологий". Надо признать, что в подавляющем большинстве вузов делается упор на узкую специализацию: если ты технарь, то все информресурсы твоего вуза будут технического характера, а преподаватели - кандидатами и докторами технических наук... В новой же образовательной среде преподаватель должен стать своего рода гидом, выступая связующим звеном между "информационным полем" и учеником. Движение в направлении диалога между учеником и учителем и их совместной работы, впрочем, уже заметно. Например, декан факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики (ВШЭ) Виктор Никитин говорит: "В нашем вузе преподаватели и студенты работают вместе, разрабатывая какую-то идею". К примеру, с помощью техники моделируется задача, а студенты, используя собственные знания и смекалку, должны найти решение. Пока что задания, которые приходится выполнять студентам, как правило, достаточно умозрительны, но в недалеком будущем, надеется Сергей Кувшинов, можно будет перейти к поиску ответов на вопросы, возникающие в реальных ситуациях, и получить оригинальные решения. Кстати, именно так и делается в европейских вузах, где промышленность, наука и университетское образование вместе работают над общими перспективными проектами.
Впрочем, говорить о том, что электроника сделает за студента всю техническую работу, которая раньше совершалась вручную, не приходится. Например, в Московском государственном техническом университете (МГТУ) имени Баумана учащихся стараются на первых курсах в какой-то мере ограничить в пользовании современными технологиями. Там заметили, что у тех, кто с детства привык моделировать все на компьютере, увлекался 3D-технологиями, пропадает пространственное мышление, необходимое инженеру. Так что чертить бауманцам приходится по-прежнему вручную.
SMART Board вместо мела и доски
Для того чтобы научить сегодняшних студентов ориентироваться в мире высоких технологий, требуется соответствующее оборудование. В первую очередь это компьютеры, которые по идее должны стоять на каждом столе. Понятно, что компьютеры используются разные, в зависимости от финансовых возможностей вуза. Как правило, машины стараются использовать "до упора", поэтому нередки случаи, когда в одной аудитории ученики используют Pentium IV, а в соседней установлены 386-е процессоры, ресурс которых, впрочем, позволяет познакомить студентов с азами компьютера.
Но компьютеры - это далеко не единственное, чем должна быть оборудована современная вузовская аудитория. Чтобы охарактеризовать требования, применяемые к современному учебному классу, специалисты используют термин "эргономика обучения", то есть совокупность оборудования, мебели, освещения и даже дизайнерское оформление плюс к этому "дружественные" обучающие программы, позволяющие сделать учебный процесс максимально комфортным как для учащихся, так и для учителя. Например, в некоторых вузах на передней стене аудитории вешают зеркало - так преподаватель может видеть студентов, даже стоя лицом к доске. Кстати, и сами доски претерпели значительные изменения. Традиционная классная доска с кусочком мела уступает место так называемым SMART Board - электронным цифровым интерактивным экранам, на которые можно выводить изображения с компьютера, видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, и, самое главное, на этой доске можно писать и делать любые цветные графические комментарии изображений, причем надписи остаются в памяти компьютера, и студенту уже необязательно судорожно переносить фразы и формулы с доски в тетрадь. Благодаря специальной программе все написанное на большом экране можно передать на персональные компьютеры студентов, а для того чтобы распечатать лекцию, достаточно кликнуть мышью. Также используются и обычные маркерные белые доски, но с устройством, называемым "Виртуальные чернила". Все, что написано маркером, отслеживается особым прибором, подключенным к USB-порту компьютера. Прибор этот фиксирует движения маркера по доске с помощью ультразвука и передает данные на мониторы преподавателя и учащихся. Таким образом, студенты уходят домой не только со своим конспектом, но и с конспектом преподавателя. Правда, конвертировать надписи в пригодный для редактирования текст не удастся.
Современный учебный процесс невозможен и без обучающих компьютерных программ, построенных на технологии гипермедиа. Реальный учебный класс дополняется виртуальным, так как для связи с преподавателем или с сокурсником существует чат. Кстати, такую систему общения довольно давно используют западные университеты: к примеру, Kingston University поставил чат-общение между преподавателем и студентом на уровень, позволяющий даже сдавать зачеты и курсовые с помощью компьютера. Постепенно появляются в самых современных вузах и многофункциональные лингафонные кабинеты, оснащенные аудио-, видео- и компьютерной аппаратурой, которые дают возможность вести занятия не только по языку, но и практически по всем дисциплинам. Преподаватель на своем мониторе может отслеживать работу каждого студента, объединять их в группы или, наоборот, давать индивидуальные задания.
Еще одна новинка, пользующаяся все большей популярностью, - digital rostrum, или цифровая кафедра. Собственно, на вид кафедра самая обычная, но в нее встроен интерактивный дисплей, на котором преподаватель делает записи, транслирующиеся на большой экран на стене аудитории. А чтобы максимально облегчить работу глаз студентов, которые, как считают медики, при традиционной системе обучения перенапрягаются из-за слишком сложных траекторий движения (на учителя, на доску, на монитор, в конспект, и так до нескольких тысяч раз за время лекции), стараются создавать нетрадиционный дизайн мебели, например, компьютерные мониторы устанавливают под стеклянными крышками столов, что позволяет сократить число движений глазами.
И, наконец, специалисты считают, что в учебном заведении на пользу студенту должно быть все, даже стены в коридорах. В том же РГГУ договорились с ГМИИ имени Пушкина и Политехническим музеем. Теперь студенты, проходя по коридорам, могут постоять перед статуей Аполлона Мусагета. А чтобы уловить "связь времен", студент переходит в следующий зал, где стоит механизм башенных часов из собрания Политеха.
Кстати, Институт психического здоровья РАН проводит в гуманитарном университете исследования, пытаясь понять, не приведет ли увлечение современными технологиями к гиперактивации студентов. Чтобы это выяснить, на голову добровольца укрепляют 24 датчика, провода от которых тянутся к энцефалографу и показывают активность различных зон мозга. Исследования продолжаются с 2000 года, и пока что со студентами все в порядке.
Научить учителя?
Все вышеперечисленное должно по идее научить студентов разбираться в современных Hi-tech технологиях и свободно ориентироваться в окружающем нас изобилии информации. Однако для того чтобы подготовить таких специалистов, нужны преподаватели, которые сами разбирались бы в новинках учебного оборудования. А вот с "информационно продвинутыми" учителями сегодня в России проблема. Новые технологии очень многие рассматривают как "баловство", скорее отвлекающее от учебы, чем помогающее ей. Поэтому вузам, старающимся внедрять новые технологии, приходится организовывать курсы повышения квалификации для преподавателей - так называемые IT-школы. Некоторые идут еще дальше. Так, в ВШЭ, по словам Виктора Никитина, приглашают специалистов ведущих Hi-tech компаний, которые не только читают лекции, но и работают вместе со студентами и штатными преподавателями школы над проектами компаний. Таким образом учителя набираются опыта вместе с учениками. Особенно это важно в таких сферах, как, например, IT-консалтинг, специалистов по которому в России попросту нет. Другие, скажем РГГУ, стараются совмещать кнут и пряник. Там заключают с преподавателями контракты, обязывающие последних использовать информационные технологии в работе. Если же преподаватель предпочитает учить по старинке, с ним стараются расстаться.
Впрочем, упрекать преподавателей в мракобесии не совсем корректно. Дело в том, что сегодня соответствующим оборудованием располагают лишь немногие престижные вузы вроде МГИМО, МГУ, РГГУ, Высшей школы экономики и еще, может быть, десятка-другого. Большинство вузов в силу финансовых причин не в состоянии приобретать современную технику, и "компьютерно грамотный" преподаватель может не найти применения своим навыкам. Разумеется, Министерство образования и науки выделяет средства на закупку современного оборудования, но этих денег катастрофически не хватает, поэтому ректорам приходится изыскивать финансы самостоятельно. Так что вузам в ближайшие годы скорее всего придется самим заботиться о себе, в том числе и своими силами готовить преподавателей. Все это напрямую связано с привлечением спонсоров и компаний-партнеров. Как рассказал пресс-секретарь МГТУ имени Баумана Андрей Волохов, техникой университет снабжают либо бывшие выпускники, имеющие такую возможность, либо крупные иностранные компании, с которыми заключены договоры о совместной деятельности.