Статьи
05.02.2005

Как потратить миллион?

Усенков Д.Ю.,
ст.н.с. Института информатизации образования Российской академии образования, Москва
"Информатика и образование"


Кому-то из читателей заголовок этой статьи, может быть, покажется несколько неактуальным. Действительно: вот честно заработать миллион (даже просто рублей, не говоря уже о долларах или евро) - трудно, и здесь пару-тройку дельных советов послушать не помешает, а уж потратить-то его каждый сможет-

Поэтому сразу замечу: речь пойдет не просто о том, как потратить деньги, а о том, как школа или другое образовательное учреждение, если вдруг они сумеют получить или заработать достаточно крупную сумму (которую хватило бы не только лишь на тетради, ручки и на внеочередной подарок директору :), могли бы потратить наиболее оптимальным способом, обеспечивающим максимальную полезную отдачу в плане совершенствования учебного процесса, облегчения работы учителей и роста знаний учащихся.

Заметим, кстати, что сегодня получить достаточно существенные денежные средства стало реальным не только для коммерческих образовательных учреждений, обильно финансируемых спонсорами или хорошо обеспеченными родителями учеников, но и для любой "бюджетной" школы: правительство нашей страны наконец-то всерьез озаботилось состоянием российской системы образования и приняло специальную федеральную программу (национальный приоритетный проект) "Образование" , в рамках которой проводится целый ряд грантовых и конкурсных мероприятий. В частности, новые проекты Министерства образования и науки предусматривают, что каждый год до трех тысяч лучших школ России будет поощряться грантами в один миллион рублей, а на поощрение лучших учителей ежегодно будет выделяться 10 000 грантов по 100 000 рублей каждый. Всего же до 2008 г. такое финансирование на конкурсной основе получат более 30 вузов и 6000 школ.

Итак, предположим, что тем или иным способом ваша школа сумела получить искомые средства. Что на них можно сделать?

1. Провести очередной ремонт помещений. Да, очень часто эта статья расходов является, увы, для отечественных школ наиболее приоритетной (хотя финансирование таких задач должно было бы осуществляться региональными властями своевременно и "в рабочем порядке"). Но если техническое состояние здания и учебных классов хорошее, то внеочередной "евроремонт" для собственно учебного процесса ничего не улучшит (разве что позволит директору лишний раз "похвастаться" на каком-нибудь совещании перед коллегами и вышестоящим начальством).

2. Повысить зарплату учителям. Эта задача тоже достаточно приоритетна (хотя оплата труда учителя должна бы стать отдельной целевой задачей правительства и региональных властей). Однако, во-первых, далеко не все полученные денежные средства могут быть пущены на пополнение фонда заработной платы, а во-вторых, в наш "высокотехнологизированный" век одного только возросшего энтузиазма учителей мало, если нет достаточного технического оснащения и умения преподавательского состава грамотно использовать это оснащение.

3. Организовать повышение квалификации педагогических кадров. Вот это решение уже можно считать разумным вложением капитала! Есть только одно-единственное "но": рост знаний, умений и навыков учителей должен обязательно сопровождаться и предоставлением им возможности успешно использовать эти знания, умения и навыки для решения повседневных профессиональных задач. Иначе же, как показывает практика, результат таких "финансовых вливаний" в профессиональное совершенствование педагога может дать прямо противоположный результат (с точки зрения руководства школы): познакомившись с целым миром новых технологий и технических средств и научившись их использовать, но не имея возможностей к самореализации в родной школе, такой "обученный" учитель- попросту "сбегает" в другую школу, где условия для работы (и прежде всего техническое оснащение) несколько лучше.

4. Переоснастить классы новейшими средствами информационных и коммуникационных технологий. Это второе из наиболее разумных в наш "информационно-коммуникационный" век целевых капиталовложений. Самое главное здесь - то, что такое переоснащение позволит интенсифицировать учебный процесс, а значит решить сразу целый комплекс стоящих перед современной школой проблем:

  • применение новейших средств ИКТ и, с их помощью, современных программных средств образовательного назначения позволяет существенно повысить наглядность изложения учебного материала (благодаря технологиям мультимедиа), облегчает контроль знаний (системы интерактивного тестирования), отработку умений и навыков ("виртуальные лаборатории", практикумы и пр.);
  • благодаря повышению наглядности и облегчению контроля знаний, отработки умений и навыков учащихся, можно не только "втиснуть" необходимое содержательное наполнение во все более тесные временные рамки учебных программ, но даже заметно "разгрузить" урок, избавив учащихся от львиной доли рутинной работы и "переключив" их на содержательные аспекты учебной деятельности;
  • применение средств ИКТ и специализированных программных средств (коллекции ЦОР, медиаэнциклопедии, образовательные web-ресурсы, средства контроля знаний учащихся и т.д.) существенно облегчает работу учителя при подготовке и проведении уроков, избавляя его от рутинной работы, позволяя быстро отыскать необходимый иллюстративный и дополнительный материал, облегчая организацию учебного процесса;
  • применение компьютерной техники в административно-хозяйственной деятельности образовательного учреждения не только избавляет директора и завучей от рутины, но и позволяет сделать все происходящее в школе более "открытым" для них, уменьшает вероятность принятия ошибочных решений и помогает вовремя выявлять проблемы еще на самых ранних этапах их возникновения (а во многих случаях - и просто позволяет экономить денежные средства).


Кроме того, хотя техническое переоснащение и требует сопутствующей переподготовки кадров, оно уже само по себе создает прочную основу для мотивации учителей и других сотрудников школы к такой переподготовке. Особенно, если специалисты (представители фирм-поставщиков) во время монтажа и наладки технических средств намеренно или невольно демонстрируют их возможности будущим пользователям.

Однако вопрос технического оснащения школы должен, конечно же, решаться грамотно.

Во-первых, имеет смысл приобретать наиболее современные (насколько позволяют финансы) оборудование и программы: ведь в такой быстро совершенствующейся сфере как ИКТ все морально устаревает очень быстро. Кроме того, надо учесть и необходимость "опережающего" обучения : если вы, например, продемонстрируете учащимся VII-VIII классов сегодняшние технологии, то, закончив школу через 3-4 года, они в своей профессиональной деятельности могут столкнуться уже с чем-то совершенно новым, что появилось лишь в самое последнее время. Усугублять же эти сложности, обучая школьников на базе заведомо устаревших технических средств, и вовсе нежелательно.

Во-вторых, техническое переоснащение имеет смысл проводить комплексно - не просто, например, закупить для компьютерного класса новые, более мощные системные блоки или массово заменить дисплеи на жидкокристаллические, но выстроить правильную концепцию информатизации образовательного учреждения как единого целого и грамотно эту концепцию реализовать. Так, например, имеет смысл в рамках единого процесса информатизации:

  • оснастить школу единой локальной сетью с единым комплектом серверов (управления сетью, файловый и т.д.), с возможностью доступа в Интернет и создания собственного web-сайта образовательного учреждения;
  • внедрить единый программный комплекс управления деятельностью образовательного учреждения (типа "1С:ХроноГраф Школа 2.0" со всем спектром дополнительных программных пакетов, например: "1С:ХроноГраф Тарификация", "1С:ХроноГраф Контингент", "1С:ХроноГраф Класс", "1С:Школьная Библиотека", "1С:Школьное Питание ПРОФ", а также пакетов типа "1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений", "1С:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера", "1С:Зарплата и Кадры" и др.);
  • создать школьную медиатеку и наполнить ее программными средствами образовательного назначения, совместимыми с используемой системой администрирования деятельности школы (по крайней мере, обеспечив возможность автоматического экспорта достигнутых учащимися при работе с этими программными средствами результатов в "электронный классный журнал", как это сделано, например, в образовательных комплексах серии "1С:Школа" на базе системы "1С:Образование 3.0");
  • оснастить классы компьютерами и периферией, наиболее полно поддерживающими возможности современных программных средств образовательного назначения.

Конечно, разработка концепции информатизации образовательного учреждения - дело сложное и требующее учета целого ряда сугубо индивидуальных факторов, присущих именно этому учреждению. Кроме того, миллион рублей, если говорить о реализации всей концепции информатизации школы, - сумма не слишком большая. Значит, придется в чем-то сэкономить. И одним из возможных решений, позволяющих при существенном уменьшении затрат получить максимальную полезную отдачу, является создание универсального мультимедийного компьютерного класса, предназначенного для изучения некоторой предметной области (математики, физики, биологии и пр.).

Многофункциональная мультимедийная учебная аудитория (учебный класс)

Первый способ решения поставленной проблемы - создание стационарного мультимедийного класса (либо, если позволяют средства, нескольких таких классов), в котором можно посменно проводить занятия по любому предмету. Примером реализации такого решения являются многофункциональные мультимедийные учебные аудитории Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), созданные совместно с компанией "Polymedia".

Рис. 1. Многофункциональная мультимедийная учебная аудитория в РГГУ

"Ядром" компьютерного оборудования для такого класса должен быть, конечно же, компьютер учителя. Заодно он может выполнять и функции "локального сервера", обеспечивая доступ с компьютеров учащихся в локальную сеть всего образовательного учреждения, а через нее - в Интернет. К учительскому компьютеру подключается весь необходимый комплект периферийных устройств, в числе которых могут быть:

  • принтер (лазерный и/или цветной струйный);
  • медиапроектор (в том числе допускающий подключение аналогового аудио/видеооборудования)
  • сканер (а еще лучше документ-камера - устройство, по сути, представляющее собой закрепленную на штативе цифровую видеокамеру с высоким разрешением, позволяющую не сканировать, а сразу переснимать требуемый документ и даже фотографировать трехмерные объекты;
  • групповой видеотерминал (web-камера, смонтированная в единый узел с аппаратным видеокодеком, осуществляющим сжатие видеопотока согласно стандартам MPEG, - например, модель Polycom ViewStation FX) для реализации технологий дистанционного обучения, проведения совместных уроков в режиме видеоконференций и т.п.;
  • аудиосистема, поддерживающая возможности вывода звука с компьютера учителя (ученические машины предпочтительнее оснащать наушниками либо "гарнитурами" - наушниками, совмещенными с микрофоном, что при использовании соответствующего программного обеспечения позволяет реализовать возможности лингафонного кабинета), с аналогового аудио/видеооборудования (при его наличии), а также с микрофона (подключенного к компьютеру учителя).

Компьютеры учащихся, как и в традиционном компьютерном классе, размещаются на партах (желательно использование жидкокристаллических дисплеев, позволяющих размещать рабочие места учащихся плотнее, чем это допустимо при использовании дисплеев на ЭЛТ, и оставляющих на столе больше свободного места). При этом лучше, если каждому учащемуся был предоставлен индивидуальный компьютер, но при изучении предметных дисциплин допустима и попарная совместная работа учащихся за одним компьютером.

Наконец, основой современного мультимедийного класса является интерактивная доска (типа SMART Board). Поскольку речь идет о стационарном варианте учебного класса, такая доска может быть закреплена на стене комнаты, а медиапроектор - установлен под потолком, либо возможно использование интерактивной доски обратной проекции. В последнем случае медиапроектор размещается за плоскостью доски в специальном кожухе с системой зеркал, сама доска работает "на просвет", а расположенные по ее углам миниатюрные цифровые камеры сканируют пространство перед плоскостью доски и определяют положение "маркера" или пальца пользователя.

2222.jpg
Рис. 2. Потолочное размещение проектора
1111.jpg
Рис. 3. Принцип обратной проекции


Очевидно, что принцип обратной проекции (как и, в значительной мере, использование потолочного проектора) позволяет при работе с доской не заслонять несущий изображение световой поток и организовать одновременную работу с доской целой группы учащихся. Примером такой доски является модель SMART Board 2000i, которая, кроме всего прочего, снабжена подставкой для размещения системного блока, колесиками для перемещения доски по аудитории и удобной рукояткой для изменения высоты доски (что позволяет работать с ней учащимся любого роста).

3333.jpg
Рис. 4. Интерактивная доска обратной проекции SMART Board 2000i


Дополнительно для оснащения универсального учебного класса могут использоваться также традиционные "маркерные" доски, "флип-чарты" (нечто вроде огромного "бумажного" блокнота на подставке), крепления для плакатов и пр. В этом случае удобным решением является использование рельсовых систем для настенного крепления всех этих компонентов. В частности, рельсовая система позволяет в процессе работы произвольно, наиболее удобным образом перемещать интерактивную доску, маркерную доску, "флип-чарт" или плакаты вдоль стены, размещая их рядом друг с другом или одно под другим, временно убирая ненужное "на второй план".

И наконец, для повышения универсальности учебной аудитории в ней взамен обычных, традиционных парт могут использоваться комплекты мебели, трансформируемые, согласно желанию учителя и стоящим перед ним задачам, в индивидуальные столы, в объединенные более крупные столы для групповой работы по подгруппам, в единый "круглый стол" (для групповой работы в рамках всего класса, либо для проведения видеоконференций) и т.д. Это, в совокупности с универсальностью используемого компьютерного оборудования, позволит использовать учебную аудиторию наиболее широко: и в качестве традиционного компьютерного класса, и как конференц-зал, и даже как своего рода "кинозал" для демонстрации мультимедийных учебных материалов учащимся нескольких классов.


Мобильный мультимедийный компьютерный класс

Другой способ создания универсального мультимедийного компьютерного класса доступен благодаря применению мобильной компьютерной техники, периферийного оборудования и современных технологий беспроводной связи.

Вообще говоря, сама концепция "мобильного компьютерного класса" в настоящее время уже известна и реализована по крайней мере в двух серийных разработках: это мобильный класс на базе компьютеров Apple и сравнительно недавно появившийся мобильный компьютерный класс AquaCart компании "Аквариус" на базе платформы Intel Pentium 4 . Такой "мобильный класс" обычно представляет собой комплект ноутбуков (для учителя и учащихся), оснащенных оборудованием для поддержки беспроводных локальных сетей (например, Wi-Fi) и хранящихся в ячейках специальной тележки на колесах, одновременно служащей шкафом, средством транспортировки из одной учебной аудитории в другую, рабочим столом учителя и даже единым для всех хранящихся в ней ноутбуков зарядным устройством (для чего тележка подключается к электросети, например, на ночь).

Таким образом, нам достаточно лишь дополнить имеющееся оборудование всем необходимым (желательно также в "мобильных" версиях исполнения) для максимально полной реализации тех же задач, о которых мы уже говорили выше при обсуждении стационарного мультимедийного класса. Тогда приобретаемый комплект оборудования будет включать в себя:

  • компьютер учителя и требуемое количество компьютеров для учащихся имеется в комплекте "мобильного класса";
  • принтер (с беспроводным подключением к учительскому компьютеру по протоколу Bluetooth или даже сетевой принтер с беспроводным подключением по протоколу Wi-Fi) также включается в комплект
  • мобильного класса" и хранится в тележке вместе с ноутбуками;
  • медиапроектор, подключаемый к учительскому компьютеру беспроводным способом, например, модели Sony VPL-CX76 или Panasonic PT-LB20NTE. Первая из указанных моделей реализует "фирменную" технологию Air Shot на базе беспроводного протокола связи IEEE 802.11b/g, а также способна воспроизводить материалы без использования компьютера - непосредственно с карточки памяти типа Memory Stick. Вторая модель, от фирмы Panasonic, также использует беспроводной протокол IEEE 802.11b, а по размерам свободно умещается в сумку для ноутбука (так что проектор можно переносить отдельно или же тоже хранить в "мобильной" тележке. Кстати, этот проектор имеет встроенные монофонические динамики мощностью 1 Вт, что позволяет в минимальном варианте использовать его и как мобильную "аудиосистему", если встроенными динамиками не снабжены сами ноутбуки, либо если не используется аудиосистема, устанавливаемая непосредственно на интерактивную доску;
proektor.jpg
Рис. 5. Беспроводной медиапроектор Panasonic PT-LB20NTE
docka.jpg
Рис. 6. Установка аудиосистемы на интерактивной доске SMART Board
  • документ-камера (портативная, типа WolfVision, в виде планшета, или ультрапортативная, типа ClearOne FlexCam, где видеокамера закреплена на гибкой "шее"), которая одновременно заменяет сканер, а совместно с медиапроектором - также диаскоп и эпидиаскоп
  • персональный программно-аппаратный видеокодек, функционально объединенный с web-камерой (например, модель Polycom ViaVideo II, подключаемая к компьютеру через порт USB), для реализации видеоконференций и дистанционного обучения;
  • переносная настольная интерактивная доска SMART Board 640 размерами 97,5 73 см, либо более крупная напольная интерактивная доска SMART Board 660 или 680, снабженная более удобным в использовании узлом фиксации колесиков;
stol.jpg
Рис. 7. Настольная интерактивная доска SMART Board 640
nogi.jpg
Рис. 8. Мобильная напольная стойка для досок SMART Board 600-й серии
  • дополнительно для повышения удобства работы с интерактивной доской могут использоваться беспроводные (Bluetooth) интерактивные планшеты AirLiner, снабженные чувствительной к прикосновению поверхности и позволяющие при помощи имеющегося в комплекте электронного маркера ("стила") дистанционно управлять программами, писать заметки и выделять информацию на интерактивной доске SMART Board
airliner.jpg
Рис. 9. Интерактивный планшет AirLiner

Заметим, кстати, что для интерактивных досок SMART Board существует дополнительный комплект программ LinQ (trial-версии которых можно переписать бесплатно, перейдя по ссылке с сайта http://www.SMARTboard.ru), позволяющий использовать в качестве беспроводного интерактивного планшета КПК или Tablet PC, либо воспользоваться ноутбуком. Однако возможности и принципы использования этих программ заслуживают отдельного разговора.

Очевидно, имея в школе несколько таких мобильных комплектов и развернутую на территории образовательного учреждения беспроводную локальную сеть класса Wi-Fi, можно с успехом проводить с их помощью уроки в разных учебных аудиториях (классах), на переменах перемещая оборудование туда, где оно необходимо. А в качестве дополнительного удобства - полная свобода для учащихся при работе с ноутбуками в ходе урока (например, ученик сможет прямо со своим ноутбуком подойти к учителю, чтобы показать ему результаты своей работы, после чего учитель может при желании вывести эти результаты на интерактивную доску для всего класса и прокомментировать их, либо пригласить к доске кого-либо из учеников), а также отсутствие различных проводов, имеющих "склонность" постоянно путаться под ногами, переламываться и выпадать из разъемов: достаточно лишь привести оборудование в класс, расставить все по местам и сразу начать работу.

В будущем же, с ростом популярности КПК, можно ожидать и реализации дополнительных удобств для учащихся - в виде как возможности свободного ("из любого места и в любое время") доступа с КПК к организационной и учебной информации на сайте школы через школьную беспроводную сеть, так и возможности использовать свои КПК для работы с электронными досками и в ходе проведения массового электронного тестирования.

Это интересно

Светодиодный медиапроектор
"Слабым местом" современных медиапроекторов является электролампа: она расходует много энергии, сильно греется, часто перегорает- Теперь же "монополии" электроламп в медиапроекторах приходит конец: появились первые модели проекторов, в которых лампа заменена светодиодами. Для формирования изображения при этом используется DLP-матрица (каждый пиксель которой представляет собой микрозеркало, которое можно поворачивать, отбрасывая световой "зайчик" на экран или в сторону), но отпадает надобность во вращающемся светофильтре с несколькими цветными зонами, так как цветные светодиоды (красный, синий и два зеленых) переключаются электроникой. Такая конструкция более надежна (нет механических узлов, а срок службы светодиодов достигает нескольких тысяч часов) и экономична (проектор может почти 3 часа работать от встроенного аккумулятора). Единственный недостаток - малая яркость (устройство рассчитано на проекцию на расстояниях от 40 см до 2,5 м до экрана при хорошем затемнении помещения), но его разработчики обещают преодолеть в будущем.
(По материалам газеты "PC Week Mobile")

Комментарии (0)
05.02.2005