Статьи
08.12.2010

Как администрация гимназии сделала учителей своими союзниками по внедрению ИТ

Регион
г. Санкт-Петербург

Автор решения
Гимназия № 56 г. Санкт-Петербурга

SMART-достижения
- Запущен механизм внутренней мотивации педагогов к инновациям в использовании ИТ на уроках;
- Создана база эффективных решений для интерактивного оборудовании и собственных методик по различным предметам;
- Создана система повышения квалификации учителей, использующих ИТ по различным уровням сложности.

Инструменты
- Интерактивная доска SMARTboard 660
- Пульты дистанционного тестирования Turning Point
- Беспроводной планшет Air Liner
- Интерактивный дисплей Sympodium
- Стационарные мультимедийные комплексы
- Лингафонный кабинет SANAKO Lab 90
- Мобильный класс на базе компьютеров PC

Срок использования
1 год

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Учителя придумывают различные "завлекалочки" на уроках - игры, слайды и т. д. Но всё это - внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.


Ситуация

Гимназия №56 является одним из лидеров российского образования. В рамках Приоритетного национального проекта "Образование" она дважды удостаивалась гранта Президента страны, является победителем конкурса "Лучшие школы России - 2004" в номинации "Школа школ", а также обладателем многих других российских и международных наград.

В четырех зданиях гимназии обучаются 2200 учеников. Общее количество сотрудников - 468 человек, из них 300 учителей. В структуру комплекса также входит детский сад.

Большой размер школы усложняет процесс управления, требует профессионального обслуживания помещений, оборудования. При этом чрезвычайно важно поддерживать общий стандарт обучения на всех ступенях образования, "в каждом классе".

Решение

По словам заместителя директора гимназии №56 по ИТ Владимира Акимова, в школе построена корпоративная сеть, позволяющая хранить методические наработки учителей и оперативно их использовать на уроках. Основным программным средством для создания методической поддержки являются офисные приложения Microsoft Office 2003. А наиболее простым и удобным приложением, по мнению Владимира Борисовича, является Power Point в сочетании с возможностями интерактивной доски Smart Board. Поэтому предполагаемая закупка техники по гранту Президента была ориентирована на приобретение новейшей на сегодняшний день техники - интерактивные доски, планшеты, дисплеи и т. д.

Для эффективного освоения новых технических средств в гимназии были организованы разноуровневые курсы, которые позволили обучить как начинающих пользователей, так и учителей со стажем работы на компьютере. В ходе обучения были выявлены некоторые субъективные особенности - возраст, квалификация учителей, самодостаточность и т. д., - без учета которых процесс обучения работе с новой техникой был бы не столь эффективен. Так, было отмечено, что возраст не мешает освоению новых технологий, а трудности, возникающие с обучением этой категории сотрудников, вполне преодолимы. Педагоги, ведущие курсы, обращали на них большее внимание, терпеливо и более доходчиво объясняли тонкости работы с новой техникой, и, как результат, более возрастная категория сотрудников гимназии получила более глубокие знания.

Для другой группы учителей гимназии стимулом к освоению новых технологий послужила возможность за счет окончания курсов повысить свою квалификационную категорию. После того, как такая информация была обнародована, вопрос мотивации этой категории сотрудников в получении новых знаний практически не возникал.

Наконец, особое внимание было уделено учителям с большим стажем работы, которых устраивало их положение в коллективе и что-то менять в своей жизни они не хотели. В этом случае основной акцент делался на возможности новой техники: по словам Владимира Борисовича, приходилось "убеждать примерами внедрения", показывать, насколько эффективнее можно проводить уроки с использованием ИТ в целом и Smart-технологий в частности.

Были в жизни гимназии и особые случаи, когда учителя вынуждены были осваивать новую интерактивную доску по той причине, что другой в классе попросту не было. Теперь эти педагоги являются лидерами в освоении новых технических средств и помогают остальным, участвуя в работе курсов. На сегодняшний день в гимназии установилось две очереди: одна на получение новой техники, а вторая - на обучение.

Лариса Горбунова, проректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:

"Smart-технологии помогают сотворчеству учителей и учащихся на уроке. Они наполняют фундаментальный дидактический принцип - принцип наглядности в обучении новым содержанием. Также эти технологии дают новые возможности для профессиональной самореализации ИКТ-активным учителям, рождают новую атмосферу содеятельности в школьных коллективах."

Результат

Для учителя. Внедрение новых технологий в сочетании с использованием возможностей интерактивной доски Smart Board разнообразило методы работы педагогов - тестирование, интерактивность, мультимедийность. Учителя гимназии стали победителями районных и городских конкурсов "Использование информационных технологий в образовательной деятельности", что повысило их профессиональную самооценку. Процесс подготовки к урокам стал более интересным и увлекательным. Учителя замечают, что они просто не готовятся к уроку, а "видят урок". Электронный документооборот стал основой для педагогической работы и выполнения функций классных руководителей.

Учителя объединяются в команды по разработке и подготовке методического материала к урокам, что сплачивает коллектив и снижает ненужную конкуренцию. Соревнование идет в творческой области - за лучшие идеи, которые затем внедряются. Улучшилась эстетика проведения уроков. Как сказала одна из учителей, теперь я женщина в черном и могу позволить себе маникюр. Отказ от мела и фломастера благодаря интерактивным доскам сделал труд учителя комфортнее. Учителю стало легче воспользоваться банком данных из общего информационного хранилища. Благодаря Smart Board и доступу в интернет появилась возможность не просто использовать ресурсы глобальной сети на уроке, а выносить и работать с ними на большом экране.

Для администрации. Благодаря внутренней мотивации учителей к получению новых инструментов образования, процесс управления упростился. Коллектив подтверждает успехи гимназии на новом этапе развития. Электронный документооборот стал основой управленческой деятельности, принося финансовую и временную экономию. Стало проще отслеживать и исправлять ошибки педагогов в планировании. Готовность коллектива к отчетности и различным формам внешней оценки стала более высокой, при этом она не требует значительных специальных усилий. Достижения гимназии стали привлекательными для средств массовой информации, что работает на репутацию школы, в том числе в глазах родителей. Благодаря интерактивному дисплею Sympodium улучшилась эстетика проведения мероприятий разного уровня - конкурсов, конференций, семинаров. Внутренние корпоративные мероприятия проходят на уровне мировых стандартов, что влияет на сплоченность коллектива, в результате чего в гимназии практически отсутствует текучка кадров. Имидж гимназии, как современного учреждения, престижен для потенциальных работников, что позволяет конкурировать в борьбе за лучших специалистов.

Публикация с сайта http://pedsovet.org/

Комментарии (0)
08.12.2010