Статьи
19.03.2010

ИТ-компании и образование: только ли инвестиции?

PC WEEK, №32, 05.09.07

Состоялся ли "контакт двух миров" - бизнеса и образования?

Татьяна Богатова

Уже третий раз мы обращаемся к этой теме, начатой еще в 2001-м, когда молодой российский бизнес едва оправился от дефолта, а вузы еще пребывали в состоянии "утечки умов" и отсутствия финансов.

Галина Антипина, иректор по продажам и маркетингу, "Интерфейс Лтд."
Дмитрий Береснев, директор по маркетингу и развитию, Competentum
Дмитрий Гудзенко, директор ЦКО "Специалист" при МГТУ им. Н. Э. Баумана
Дмитрий Изместьев, директор "Сетевой академии ЛАНИТ"
Ольга Калягина, координатор образовательной программы АСКОН, руководитель отдела регионального маркетинга
Максим Львов, менеджер по маркетингу, Sybase CIS
Игорь Морозов, директор "Академии АйТи"
Алексей Николаев, директор программ по взаимодействию с вузами в России, корпорация Intel
Александр Туманов, менеджер по работе с вузами, Microsoft Dynamics Россия
Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ, "1С"
Елена Бешкинская, директор по развитию, Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" (Институт)
Сергей Кувшинов, директор Института новых образовательных технологий и информатизации, РГГУ
Руслан Смелянский, профессор факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова

Вопрос "Инвестиции или пустые хлопоты?", вынесенный в заглавие обзора о взаимодействии ИТ-компаний и вузов (PC Week/RE, №32/2001, с. 25), отражал тогдашнюю ситуацию, сложившуюся в их взаимоотношениях: при разговоре с представителями обеих сторон иногда складывалось такое впечатление, что они друг друга не слышат- Спустя три года в очередном сентябрьском обзоре на эту тему ("И все же - инвестиции, а не пустые хлопоты", PC Week/RE, № 32/2004, с. 26) было отмечено, что некоторая положительная динамика в сфере образования и дефицит кадров в ИТ (тогда только наметившийся) заставили обе стороны повнимательнее присмотреться и прислушаться друг к другу, подумать о более тесном и адекватном сотрудничестве. Ныне, по прошествии очередного трехлетия, мы вновь попытались обозреть ситуацию и те тренды, которые сегодня характеризуют ее развитие.

Как и прежде, наш обзор основан на опросе мнений представителей 11 ведущих компаний ИТ-рынка, занятых в самых разных его сегментах (разработка ПО различного назначения, системная интеграция, создание программно-аппаратных комплексов, телекоммуникационные технологии, обучение ИТ). Новым штрихом к общей картине явились в этот раз суждения другой стороны - представителей вузов; они, разумеется, звучали и прежде, но чаще всего не в рамках подобных обзоров, а в отдельных публикациях.

Что изменилось за три года?

И что до сих пор (к сожалению или к счастью) осталось прежним? Начнем с вузов. Даже среди экспертов из университетов нет единого мнения на это счет: одни, как Елена Бешкинская, считают, что уровень подготовки специалистов в целом вырос, равно как и квалификация академических преподавателей; другие, вслед за Сергеем Кувшиновым, полагают, что он "стремительно снижается, и вот почему: уже со второго-третьего курса студенты вынуждены работать, поэтому времени на учебу, а иногда и на посещение занятий просто не хватает". Руслан Смелянский говорит и о таком явлении, как схоластический характер академической подготовки специалистов в наших вузах, чему также есть ряд объективных причин: "Отток из системы образования 30-50-летних, практически владеющих предметом обучения; обветшание материально-технической базы в вузах; нехватка технического персонала; несоответствие старой модели подготовки специалиста в сфере высшего образования новым условиям (очень высокая себестоимость, многие вузы ее оценку вообще не проводили); перегруженность программ (поэтому часто семинарские и лабораторные занятия некуда впихнуть)". Многие эксперты вслед за г-ном Смелянским упоминают и "оскорбительную оплату труда преподавателей в вузе", до сих пор не избытую, несмотря на некоторые попытки властей ее улучшить*. А Сергей Кувшинов отметил и такую особенность российской высшей школы (не только в сфере ИТ): "Абсолютное большинство преподавателей естественнонаучных (в особенности технических) и многих гуманитарных институтов не имеют педагогического образования! Они великолепные специалисты, но основной род их деятельности - это андрогогика**, где они интуитивно пытаются нащупать методические приемы, освоить образовательные технологии и только после накопления большого опыта подойти к педагогическому мастерству. О каком качестве выпускников тогда можно говорить?".

Иными словами, та кадровая прореха, что случилась в нашем образовании в 1990-е годы, еще не затянулась ни молодой порослью преподавательского состава, ни привлекательными условиями труда (материально-техническое обеспечение, финансирование и пр.) для тех, кто мог бы заменить уехавших за границу или ушедших в бизнес.

Однако надежда есть. Как отметил Александр Туманов, в последнее время образование стало одним из приоритетов государственной политики и ситуация здесь, особенно с запуском национальных проектов, улучшилась. "Это сразу отразилось на повышенном спросе на наши обучающие программы со стороны учебных заведений", - отметил он. Ряд экспертов, участвовавших в обсуждении темы, также констатировали заметную роль национального проекта "Образование" (а именно средств, выделяемых его победителям в рамках) в масштабном оснащении вузов действительно современными и необходимыми ИТ-инструментами. В целом, как считают Алексей Харитонов, Галина Антипина, ситуация с ИТ-образованием в вузах начинает меняться к лучшему.

Если же говорить не только о финансовой стороне дела, но и о содержательном аспекте, то одну из причин разрыва между уровнем выпускников и требованиями современного ИКТ-бизнес-сообщества Алексей Николаев видит в игнорировании развития личностных навыков и гуманитарных элементов образования в области высоких технологий, которые сегодня приобретают все большее значение. "Наш опыт дает много примеров, когда недостаток знаний, не относящихся к прямой компетенции специалиста, может стать причиной его неэффективной или некорректной работы в условиях глобального рынка, высокой конкуренции, развитых горизонтальных международных связей и т. д., - пояснил он. - Управленческие (в том числе и предпринимательские, с четким видением рынка и потенциального клиента для ИКТ) и личностно-психологические навыки должны быть представлены в активе студента и выпускника. Мы работаем с вузами по этому направлению. Специальные учебные программы университетов и Intel, тренинги по развитию личностных навыков, выступления известных предпринимателей и руководителей в сфере наукоемкого бизнеса помогают студентам развить свои управленческие и личностно-психологические навыки".

Партнерство бизнеса и образования: цели и проблемы

Собственно говоря, цель любого сотрудничества - обмен опытом и совместная реализация взаимовыгодных проектов. При этом могут планироваться результаты, имеющие как общий, стратегический характер, так и более конкретный, тактический. В этом смысле и следует рассматривать цели, которые ставят перед собой при налаживании сотрудничества обе стороны - компании и вузы. Сегодня многие фирмы, испытывающие дефицит ИТ-кадров и столкнувшиеся с необходимостью "доводить", доучивать приходящих к ним работать, обращают свои взоры на профильное образование, понимая, что корни этих проблем в немалой степени лежат в образовательной сфере, которой надо не только помогать материально (и до недавнего времени помощь вузам от бизнеса была именно такой), но и поделиться кое-чем еще - своим видением ситуации, опытом ведения дел, знаниями и т. д.


Выпускники программы e-MBI.

Когда Дмитрий Гудзенко говорит о том, что цель сотрудничества учебного центра "Специалист" с вузами - это подготовка институтских преподавателей (на льготных условиях) для обучения студентов современным ИТ, то речь здесь идет о задачах общего плана, в целом влияющих на качество высшего образования. Таким же стратегическим видом сотрудничества является и совместная работа ИТ-компаний и вузовских преподавателей по формированию профессиональных стандартов, по выработке требований к тем или иным специальностям, в соответствии с которыми затем будут создаваться новые образовательные стандарты. В этой деятельности активно участвует комитет по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), который возглавляет Борис Нуралиев. Фактически, по выражению Игоря Морозова, ИТ-индустрия спонсировала проект разработки отраслевых стандартов для своей области знаний (при организационной поддержке Мининформсвязи и в соответствии с решением Совета по ИТ при Л. Реймане). "Проект поддержали 12 компаний - лидеров российского рынка в данном сегменте, - рассказал он. - Работа над ним велась около года. В результате аналитических исследований, проведенных экспертами и преподавателями, были даны определения профессиям и очерчены необходимые компетенции в рамках каждой специальности, которыми необходимо овладеть будущему специалисту за время обучения в вузе. Сегодня уже создано девять профессиональных отраслевых стандартов, и многие вузы готовят свои учебные программы, опираясь на них. Можно сказать, что это ТЗ для вузов на подготовку реально востребованных специалистов. Такие формы сотрудничества очень успешны и приносят хорошие результаты, но, к сожалению, пока они остаются скорее исключением, чем правилом".

Новые реалии заставляют и сферу образования задумываться о стратегии развития - в интересах обеих групп потребителей своих услуг: бизнеса и студентов. Высокодинамичная ИТ-отрасль сегодня нуждается не столько в энциклопедистах и универсалах, сколько в квалифицированных специалистах со вполне определенными навыками. "Компаниям нужен сотрудник, "заточенный" для практической работы с определенным набором технологий и технических средств, степень его методологической зрелости здесь мало кого интересует, - констатирует Руслан Смелянский. - Это приводит к тому, что нередко на защитах дипломов приходится слушать работы, выполненные в той или иной компании и очень похожие на плохое руководство пользователя. Для продвижения вперед высшему образованию сегодня нужен новый стиль, который должен представлять из себя сплав современного тренинга и академического развивающего образования. Конкретные пропорции, методики, сочетания предстоит выработать совместно".

Однако образованию необходимо меняться не только потому, что этого требуют работодатели и современные технологии, - студенты сегодня тоже существенно отличаются от таковых даже десятилетней давности. И не только обучающиеся на ИТ-специальностях - гуманитарии также дружат с компьютерами, мобильными устройствами и прочей современной техникой. И свои науки воспринимают с бoльшим интересом, если их преподавание происходит с использованием новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий. "Их применение в учебном процессе сопряжено со многими трудностями, и финансовые, прямо скажем, не самые основные, - считает Сергей Кувшинов. - С внедрением новых образовательных технологий меняются сама структура учебного процесса, форма подачи знания, и, самое важное, изменяется коммуникация между тем, кто обучает, и тем, кого обучают. Разумеется, для успешной реализации учебно-педагогических новаций, основанных на применении хай-тека, необходимы тесные контакты, партнерство как с компаниями - системными интеграторами, так и с производителями техники и фирмами, поставляющими софтверные решения. Кстати, инициатором такого взаимодействия в последнее время все чаще становятся айтишники, так как они видят в российском образовании громадный ресурс, и не только финансовый. Если первоначально сотрудничество с ИТ-компаниями строилось на поставках ПО для образования, то сегодня вузы, ИТ-центры учебных заведений стали площадками для продвижения наиболее успешных ИТ-проектов".

Разумеется, одной из тактических целей любой фирмы при сотрудничестве с вузом является знакомство студентов со своими технологиями. Однако Максим Львов специально отметил: "Мы ничего не навязываем и полностью разделяем точку зрения преподавателей, что образовательный процесс - это не программирование студента на работу с технологиями определенного поставщика. Преподаватели самостоятельно выбирают, изучение каких программных продуктов Sybase в какие курсы им включать, наша роль здесь - предоставить исчерпывающую информацию о возможностях современных информационных технологий и дать возможность студентам изучать их на практике". При этом, решая свои прагматические задачи, компании не забывают о стратегии: "Конечно, ближайшая цель - сделать так, чтобы в центры исследования и разработок Intel в России постоянно шел приток молодых кадров, - пояснил Алексей Николаев. - Однако мы тратим намного больше ресурсов, чем требуется только для обеспечения себя кадрами. Перед собой мы ставим и более масштабную задачу - в тесном сотрудничестве с вузами постоянно работать над модернизацией системы образования и устранения разрыва между образованием, наукой и индустрией". А Ольга Калягина продолжила мысль коллеги, подчеркнув, что конечная цель такого партнерства - "готовить специалистов, способных создавать и развивать инновационную экономику, способных проектировать и обеспечивать производство отечественной конкурентоспособной продукции. Только так мы сможем не допустить превращение нашей страны в глобального поставщика природных ресурсов. В противном случае и софтверная отрасль может быть поставлена под угрозу краха".

Есть ли проблемы на этом славном пути? Конечно, не без этого. "Образование требует "длинных денег", - привел пример Руслан Смелянский, - а подавляющее большинство отечественных компаний не могут пока позволить себе такие инвестиции. Эти средства они должны брать из прибыли, неся соответствующее налоговое бремя, и немалое. Объем отечественного бизнеса пока не столь велик, количество компаний, которые могут себе позволить подобные инвестиции, думаю, исчисляется десятками. Поэтому здесь важна роль государства". Государство же, по мнению Галины Антипиной, могло бы позаботиться о законодательных документах, предоставляющих льготы в налогообложении фирмам, работающим с вузами, - это позволило бы, в частности, снизить стоимость ПО для вузов. Кроме того, как считает Дмитрий Изместьев, со стороны госструктур ожидается и другая поддержка совместных инициатив вузов и бизнеса, а также развитие дополнительного образования как формы, ориентированной на получение практических навыков, и создание национальных систем сертификации специалистов в области ИТ.

Формы работы, примеры сотрудничества

Постараемся кратко, на конкретных примерах осветить те формы и методы, посредством которых сегодня осуществляется взаимодействие компаний и учебных заведений.

"1С". Учебные заведения получают льготные условия при приобретении пакетов "1С" и методическую поддержку. Так, стоимость комплектов программ "1С" гораздо ниже, чем если бы ПП, входящие в них, продавались по отдельности, даже со скидкой 75%, стандартно предоставляемой на них фирмой для образовательных учреждений (ОУ). На особо льготных условиях распространяются среди ОУ сертифицированные курсы по различным пакетам системы "1С:Предприятие 8". Регулярно выпускаются новые программно-методические комплексы, разнообразные методические материалы, в том числе для стран СНГ (в 2006 г. такие комплекты были выпущены для Украины и Казахстана). К 1 сентября прошлого года впервые были выпущены учебные версии "1С:Предприятия 8" (для программистов и для пользователей), которые представляют собой реально работающие программы с некоторыми техническими ограничениями (например, на количество записей в табличных частях документов), снабженные документацией, книгами, обучающими курсами и пр. В результате студенты получили доступный лицензионный продукт для совершенствования навыков работы с программами "1С" вне стен учебного заведения. Рекомендованная розничная цена программ - 270 и 540 руб - сопоставима с ценами на печатные учебники или компьютерные игры. Уже давно в практике сотрудничества с ОУ применяется "Соглашение о сертификации учащихся высших и средних учебных заведений по программе "1С:Профессионал". Учащиеся на льготных условиях сдают тот же сертификационный экзамен (причем в стенах своего вуза), что и все остальные пользователи, проходящие аттестацию в авторизованных центрах сертификации, и получают сертификат "1С". Важное место занимает поддержка и организация студенческих соревнований (олимпиада по программированию учетно-аналитических задач; профессиональный конкурс по использованию "1С:Бухгалтерии", впервые проведенный в 2007 г.). Ведется работа по профессиональной ориентации выпускников, информированию их о перспективах работы в ИТ-индустрии, вакансиях во внедренческих фирмах сети "1С:Франчайзинг" (проведение "Дней карьеры" совместно с региональными партнерами; организация производственной и преддипломной практики на базе этих фирм). С 2002 г. в учебном центре "1С" функционируют базовые кафедры ведущих московских вузов (МЭСИ, ГУ-ВШЭ, МИФИ), на которых студенты проходят обучение по дисциплинам, связанным с новыми информационными технологиями на базе программных продуктов "1С:Предприятие". С 2000-го совместно с Финансовой академией проводится ежегодная конференция "Новые информационные технологии в образовании" (в 2007-м в ней приняли участие 465 специалистов из 349 организаций).

"Академия АйТи". Самые крепкие и длительные партнерские отношения сложились с Государственным университетом управления (ГУУ): совместно с ним создана программа e-MBI - "Мастер делового администрирования со специализацией "Информационный менеджмент" с применением дистанционных образовательных технологий (зимой 2007 г. состоялся седьмой набор слушателей на эту программу). В 2002-м вместе с преподавателями кафедры экономической информатики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова были разработаны авторские курсы по стандарту авторизованного обучения "Экономика информационных систем", издана серия книг, которые впоследствии вошли в федеральный комплект учебников для высшей школы, рекомендованный Министерством образования и науки. Весной этого года началось сотрудничество с Нижегородским государственным университетом им. Н. А Лобачевского, результатом которого стал запуск новой программы - "pmSE: Project manager of Software Engineering" ("Менеджер проекта по программной инженерии"). В последнее время взаимодействие "Академии АйТи" с вузами начало приобретать новые формы. Вузы стали задумываться о повышении квалификации собственных кадров, и на этой волне родилось сотрудничество с Московской медицинской академией им. И. М. Сеченова (ММА). "Академией АйТи" совместно с руководством ММА был проведен анализ текущей ситуации и разработана совместная программа повышения квалификации ее сотрудников в области менеджмента и ИКТ.

АСКОН. Основное из направлений сотрудничества - предоставление профессионального ПО на льготных условиях (система университетских лицензий) с полной технической поддержкой и сопровождением. Свободно распространяется учебная версия "КОМПАС-3D LT". Для вузов - участников образовательной программы АСКОН уже 5 лет проводит студенческий конкурс "Будущие асы компьютерного 3D-моделирования". За пять лет через него прошли более 400 учащихся из 90 вузов и колледжей. Совместно с вузами-партнерами компания организует олимпиады и конференции по вопросам инженерного образования. В этом году открылась "Летняя школа АСКОН", ориентированная на преподавателей вузов, колледжей, школ, где они бесплатно изучали профессиональный курс работы с системой трехмерного моделирования "КОМПАС-3D".

"Интерфейс". Составление учебных программ и методических материалов, чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий, семинаров, предоставление полнофункциональных версий ПО, прохождение стажировки и практики студентов в компании и фирмах-партнерах и пр. Определенные коррективы внесло улучшившееся материальное обеспечение вузов, что дало им возможность приобретать лицензионное ПО разных производителей для обучения студентов и решения задач собственной автоматизации.

Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" (Институт). Совместные с компаниями мероприятия (круглые столы, мастер-классы, семинары, презентации, ярмарки вакансий).

РГГУ. Следует отметить проект, в котором совместно с Panasonic, EligoVision и Polymedia был построен визионариум, где реализованы беспроводные технологии виртуальных презентаций 3D-контента. Эта работа велась целиком под управлением специалистов Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ. Примером того, что все чаще ОУ становятся полноправными партнерами в дизайне, проектировании и даже инсталляции уникальных решений, служит поливалентный зал в челябинском лицее №11, полилингвальная аудитория в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (Казань), студия Smart-art в московской гимназии №1518 и т. д ;


Студенты - участники акции "Каникулы с Microsoft.

Еще одна форма взаимодействия - совместные научные конференции, выставки. Уже в восьмой раз в этом году был проведен форум - Hi-tech show "Smart Space of Education Today & Tomorrow", организованный совместно с ИТ-компаниями SmartTechnologies, Polymedia, Intel, Mitsubishi Electric и др. Другая важная форма сотрудничества - совместные научно-исследовательские изыскания для образования. В течение четырех лет ряд ИТ-компаний вместе с Институтом новых образовательных технологий и информатизации РГГУ проводит комплексный психологический и медико-биологический эксперимент по влиянию новых технологий на здоровье учащихся. Результаты последних энцефалографических исследований влияния мультимедиа на психическое здоровье преподавателей и студентов показали, что сегодня у нас еще есть резерв для грамотного построения новой ИТ-среды и использования интенсивных методов обучения с новейшими аудиовизуальными средствами. В ходе этого проекта были привлечены к сотрудничеству компании, занимающиеся медицинским и диагностическим оборудованием.

"Сетевая академия ЛАНИТ". Совместные проекты по подготовке ИТ-специалистов в бакалавриате, магистратуре и по программам дополнительного образования. К примеру, "Сетевая академия" и МГУ принимают участие в проекте Высшей компьютерной школы "Эксперт" - программе дополнительного образования, готовящей кадры для современного бизнеса. Привлекаются специалисты-практики к разработке образовательных стандартов и преподаванию в вузах; проводятся стажировки студентов в ИТ-компаниях с возможностью последующего трудоустройства, а также конкурсы для студентов московских технических вузов, в результате которых они бесплатно обучаются на авторизованных курсах, проходят курс занятий по инструкторскому мастерству, сертификацию (наиболее талантливые получают впоследствии работу инструктора в "Сетевой академии" или работу в компании ЛАНИТ).

"Физикон" (группа компаний Competentum). С момента основания фирма ориентировалась на создание обучающих компьютерных систем и систем дистанционного обучения (ДО). Данное направление остаётся одним из ключевых и после вхождения компании в 2006 г. в международную группу компаний Competentum. Система ДО Competentum.Magister успешно внедрена в ряде вузов (МГИМО, Мурманском государственном педагогическом университете, ВШГА при МГУ и др.). Помимо ДО практикуются следующие формы взаимодействия с вузами: участие в конференциях, семинарах и выставках; создание сценариев электронных компонентов специалистами по предмету; экспертиза учебных материалов; опробование электронных учебных материалов в вузах в рамках реального учебного процесса. В последнее время наметилось смещение акцента от продаж в сторону совместных разработок.

ЦКО "Специалист" при МГТУ им. Н. Э. Баумана. Обучение преподавателей вузов современным ИТ и методикам технического тренинга по международным стандартам, в том числе совместно с Microsoft (программа IT Academy); привлечение преподавателей вузов к обучению и подготовке методических материалов для слушателей центра; разработка и проведение специализированных студенческих программ (дополнительные курсы и сертификация в области ИТ во время обучения в вузе); поставка лицензионного ПО "академических" и "студенческих" версий; создание ИС для вузов (ДО, тестирование, контент).

Intel. Применяются самые разные формы для реализации партнерских программ - целевые студенческие учебно-научные лаборатории, организованные университетами при участии Intel, летние и зимние студенческие школы для углубленного изучения тех или иных предметов, программы стажировки студентов в подразделениях Intel, стипендии и тревел-гранты, участие специалистов компании в учебном процессе (в качестве лекторов или приглашенных докладчиков), отдельные целевые проекты (например, innovationStudio с МГУ), образовательные форумы и круглые столы и т. д. За последний год значительно возрос интерес вузов к поиску новых образовательных методик и форм взаимодействия с индустрией, к модификации содержания курсов (это, видимо, является прямым следствием участия вузов в инновационных проектах). Особенно велик интерес к программам по технологическому предпринимательству.

Microsoft Dynamics (прежде - Microsoft Business Solutions). Сотрудничество более чем с пятьюдесятью вузами и бизнес-школами России и СНГ ведется по направлению "ПО для бизнеса (ERP и CRM)" в рамках глобальной программы Microsoft Dynamics Academy Alliance. Участие в этой программе позволяет слушателям ОУ познакомиться с передовыми технологиями управления бизнесом, такими как SCM, MRP, электронная коммерция, стратегическое управление, управление проектами и т. д. (на базе продуктов Microsoft Dynamics AХ, Microsoft Dynamics NAV и Microsoft Dynamics CRM). Стоимость годового участия в программе составляет всего 950 долл. Эту цену можно считать условной, поскольку в нее входит обучение преподавателей, поставка полной библиотеки учебных материалов и виртуальных машин, которые позволяют изучать продукты в любое удобное время и в любом месте. Также наряду с предоставлением современного ПО для бизнеса Microsoft инвестирует разработку учебно-методических материалов. Еще одной сильной стороной этой программы является возможность сотрудничества с университетами всего мира, в рамках которого ведётся обмен методиками, преподавателями и студентами.

Sybase. По условиям программы "Технологии Sybase в образовательном процессе" учебному заведению бесплатно передается ПО (решения для мобильных и беспроводных вычислений, технологии разработки и интеграции данных и приложений, высокопроизводительные системы управления и проектирования БД). Презентации и семинары, проводимые в вузах, позволяют преподавателям сделать самостоятельный выбор в пользу определенных решений, наиболее интересных и подходящих для внедрения в преподаваемые ими дисциплины. Преподаватели проходят специальные курсы по продуктам и технологиям Sybase.

Тенденции и перспективы

Даже из вышеприведенных примеров хорошо видно, что сегодня партнерство компаний и вузов уже не сводится лишь к прямым инвестициям (т.е. денежным вложениям) и благотворительным взносам и подаркам для вузов - его формы и методы за последние годы претерпели существенные изменения. И фирмы планируют развивать их дальше. Так, Microsoft Dynamics собирается расширить свою целевую аудиторию до 500-600 вузов, а "Академия АйТи" - запускать еще одну новую программу обучения "Маркетинг в области ИТ"; ЦКО "Специалист" продолжит разработку и внедрение систем ДО и многое другое. Дмитрий Береснев прогнозирует рост сотрудничества с вузами со смещением внимания от ресурсов на традиционных носителях (например, на CD) в сторону интернет-решений.

И не за горами более тесная интеграция вузов и бизнеса. Это понимают и сами российские университеты, что отметил Сергей Кувшинов: "ИТ-центры вузов уже начали создавать свои продукты, решения, существует множество ноу-хау, но продвижение их на образовательный российский и тем более зарубежный рынок становится почти непреодолимой задачей - ведь это уже другой вид деятельности, который, как правило, учебные заведения вести не умеют, а если и делают, то слабо, неэффективно. Вот здесь и нужны профессиональные подходы коммерческих компаний". Видимо, это начало нового пути сотрудничества с учетом опыта международных корпораций, который обрисовал Алексей Николаев: "По мере прихода в университеты увеличивающегося государственного финансирования, уменьшения гнета сиюминутных "пожарных" проблем возникает больше условий для формирования правильных и своевременных форм долгосрочного взаимодействия триумвирата образование - государство - бизнес. Как общую тенденцию развития российских университетов (и методов их взаимодействия с государством и бизнесом) я вижу модель "инновационного предпринимательского университета". Наши лучшие вузы до конца XX века развивались как исследовательские университеты, в которых наука объединяется с образованием. Однако конец XX - начало XXI столетия ознаменовались появлением в мире так называемых предпринимательских университетов, когда (часто при прямой поддержке государства) симбиоз образования и науки рождает в вузах инновационные высокотехнологичные проекты и компании, генерирующие новые наукоемкие продукты и технологии, стыкующиеся, в свою очередь, с бизнесом крупных межнациональных корпораций". Вполне возможно, что для сферы ИТ такая перспектива очень близка.

Generation Y, или Студент как кадровый резерв. Мнение рекрутера

Татьяна Ананьева, директор направления "Graduate Recruitment", "Агентство Контакт": "Война за таланты" сегодня идет на многих фронтах. Но можно с уверенностью сказать, что сфера ИТ находится в самом центре битвы. А потому для компаний этой индустрии и для нас как для их партнеров все острее встает вопрос поиска альтернативных возможностей. В России дорожают не только традиционные ресурсы - нефть и газ, но и опытные специалисты и управленцы - главный ресурс кадрового рынка. Поэтому все больше внимания в настоящее время уделяется альтернативной "кадровой энергетике", которая во всем мире строится на создании и развитии graduate-программ.

Буквально через год-два мы ощутим у себя бум интереса к этой теме, тем более что мы стоим на пороге демографической "ямы". Именно поэтому многие компании активно привлекают студентов в ряды своих сотрудников. Тем более что есть и встречная тенденция - все больше студентов начинают работать уже на третьем-четвёртом курсе. Однако ситуация не столь радужна, как могло бы показаться. Имеется целый ряд проблем, тормозящих активное пополнение кадрами ИТ-индустрии, несмотря на казалось бы высокую оценку российского образования.

Во-первых, образование часто не успевает за темпами развития, которые сегодня демонстрирует бизнес. Компании работают в режиме нон-стоп, регулярно генерируя новые идеи, создавая и осваивая новые знания. Образование, построенное на индустриальной основе, такими темпами похвастаться не может. Поэтому компаниям и приходится брать молодых ребят как можно раньше, вкладывать в них инвестиции, доучивать прямо "у станка", точнее, у компьютера.

Во-вторых, многие работодатели жалуются на сложности в общении с вузами, особенно техническими. Дело в том, что вузы активно "оберегают" свои кадры от бизнеса, стараясь привлечь их к научной деятельности и преподаванию, подольше задержать в стенах альма-матер. Поэтому создаются значительные препятствия в "доступе" к студентам. Но даже если таких препятствий нет, то в большинстве вузов отсутствует инфраструктура, позволяющая эффективно взаимодействовать работодателю и будущему специалисту. Немногие вузы имеют активно действующие службы занятости и центры карьеры, а если они и есть, то финансируются по остаточному принципу или не финансируются вовсе. Поэтому работодатели, желающие "подпитаться энергией" от вуза и имеющие возможности интеграции студентов в бизнес, не могут найти "розетку", обеспечивающую "подключение".

Однако, безусловно, сегодня ситуация лучше, чем несколько лет назад. И динамика остается положительной, ведь все мы живем в современном мире. Да и студенты не сидят сложа руки. Интернет во многом стер границы, сделал доступ к информации более простым, он помогает соединять ИТ-компании и те "светлые умы", которые сидят в вузовских аудиториях. При этом форматы взаимодействия вузов и компаний становятся все более разнообразными: устраиваются специализированные мероприятия - тестирование, мастер-классы, деловые игры, дни открытых дверей. Многие фирмы используют нестандартные идеи - от гольф-уик-ендов до мини-лабораторий.

Если же говорить об уровне современных студентов, то они совершенно другие, чем еще несколько лет назад. Они ближе к бизнесу, они живут в другом, открытом мире. Мире, где меньше границ и больше возможностей. Они легче осваивают новые технологии и готовы много учиться и работать. Они жадны до информации, недаром их называют Generation Y (Why). И при этом они более практичны, умеют планировать свое будущее, понимают свою цену и ценность, а также стремятся не жить, чтобы работать, а работать, чтобы жить.

Комментарии (0)
19.03.2010