Интерактивные доски SMART - вы пробовали?
N 46/540
27 ноября - 3 декабря 2006
Немного истории. История обычной школьной доски, на которой учитель пишет мелом или фломастером и рисует свои объяснения, к которой вызывают учеников и которой так боятся лентяи, начинается с незапамятных времен. Самой первой школьной доской были стены пещеры, на которой первобытный "учитель" изображал наглядные "схемы" охоты или рисовал предполагаемых в качестве добычи животных. Почти вся бурная история школьной доски разворачивалась буквально на наших глазах. Долгое время это были грифельные и стеклянные доски, на которых писали
мелом. И только в середине XX в. стали появляться безмеловые доски - белого цвета, на которых можно писать и рисовать специальными фломастерами-маркерами, позже стирая написанное."Венцом творения" в эволюции школьной доски стали SMART Board - интерактивные доски, сочетающие в себе уникальные возможности вывода на них любой информации с компьютера (путем проекции изображения при помощи обычного медиапроектора), произвольного дополнения выведенного изображения ручными заметками, комментариями, примечаниями или акцентирующими внимание учеников "обводками" каких-либо важных фрагментов текста и графики, интерактивной работы с проецируемым изображением точно так же, как на экране дисплея при помощи мыши и сохранения всех созданных записей и набросков на компьютере.
Электронная интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Первые интерактивные доски были выпущены фирмой SMART Technologies в 1991 году.
В Новосибирске это чудо техники используется пока в нескольких школах, но уже есть серьезные успехи. Татьяна Осколкова - учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МОУ гимназия N10, "Почётный работник общего образования РФ, творит на этой доске просто чудеса.. С ней встретился наш корреспондент Наталья Берязева
- Сколько лет вы работаете в школе?
Стаж работы 22 года, учитель высшей квалификационной категории, занимаюсь научной работой, "Почётный работник общего образования РФ", победитель конкурса на поощрение лучших учителей премией президента, заместитель директора по учебно - воспитательной работе.
- Ваша школа очень известна в России. Вы постоянно выступаете новаторами во внедрении современных педагогических технологий. А вот доска SMART , ее внедрение - это была чья инициатива?
Да, наша гимназия ¦10 одна из лучших школ России - в ней работают 10 "Заслуженных учителей РФ", гимназия с углублённым изучением английского языка. Да, у нас постоянно внедряют все новое. Что появляется в образовании. Что касается доски SMART, то вы мне не поверите, я ее увидела во сне. Я давно искала пути, как внедрить информационные технологии в преподавание. Просила директора купить мне плазменный экран, постоянно экспериментировала с компьютером. Я - учитель начальных классов, преподаю русский язык, математику, природоведение, литературное чтение, историю, технологию, информатику. В классе 25 человек, вы представляете, как трудно увлечь этих детей. Возраст самый подвижный, внимание рассеянное. И вот я узнала, что есть такая доска, которая предполагает все функции, которые мне так необходимы в преподавании.
- Сколько лет вы используете в работе интерактивную доску SMART Board?
Вы будете смеяться, но доска у нас появилась в мае прошлого года в конце учебного года. И уже через несколько дней я показывала открытый урок. Это было просто потрясающе! Я испытала такое счастье! Моя мечта исполнилась.
- Используете ли вы другие средства SMART?
Я использую интерактивную доску SMART, программное обеспечение для быстрой графической формализации идей SMART Ideas, программное обеспечение для интерактивной доски Notebook, программное обеспечение для конференц-связи Bridgit?, документ-камера
- Какие задачи или проблемы позволяет решить использование интерактивной доски SMART Board в вашем классе?
Преподаватели стали первыми, кто осознал потенциал электронных интерактивных досок для обучения, совещаний и презентаций.
Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:
- Работа с текстом и изображениями
- Создание заметок с помощью электронных чернил
- Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати
- Коллективный просмотр Web-сайтов
- Свобода передвижения по классу при демонстрации программного обеспечения или работе с ним перед аудиторией
- Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий
- Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов
- Использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала
- Демонстрация презентаций, созданных учащимися
Электронные интерактивные доски помогают справиться с этой трудностью и обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами вручную. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. Когда электронная интерактивная доска SMART Board была новинкой в нашем классе, то ученики с энтузиазмом отнеслись к возможности учиться с её помощью - об этом свидетельствовали отдельные реплики во время уроков с использованием интерактивной доски. " SMART Board волшебная", "У меня волшебный палец", "Я могу менять линии", "С SMART Board все получается гораздо легче - сам не знаю почему", "Мы использовали SMART Board и у меня все получилось", "На доске все по-другому, интересно - можно учиться и играть", "Эта доска волшебная". Ученики были всецело увлечены своим занятием, касаясь SMART Board или работая на ней с текстом, геометрическими фигурами, инструментами-
Электронные интерактивные доски SMART Board поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски я смогла всецело завладеть вниманием учеников на всех уроках и получила возможность общаться с классом, не отрывая пальцев от доски, продолжая работать с материалом. Компьютер, обычно требующий сосредоточенности, больше не отделял меня от класса. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты,
возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечили всеобщее
внимание.
Первой реакцией учащихся на возможность работы в ходе занятий с электронной интерактивной доской был ярко выраженный энтузиазм - изменения экрана под прикосновениями рук выглядели очень эффектно. Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой работы. Следующее преимущество интерактивной доски перед индивидуальной работой было связано с тем, что некоторые учащиеся не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить интерактивную доску для них не составило большого труда. Даже одного увиденного всем классом изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс и это гораздо более доходчивый способ преподавания.
Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски проявляют большее желание участвовать в уроках. Наблюдения на нескольких уроках подтвердили впечатление - можно было видеть высокий уровень активности учащихся. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь. Это помогает учителю глубже понять, как протекает учебный процесс, и добиться успеха.
Дети и родители моего класса утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской SMART Board! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. Мои наблюдения показали, что при использовании электронной доски учащиеся были более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске.
"Исследования показывают, что учащиеся лучше всего добиваются поставленных целей тогда, когда имеют возможность наблюдать, как это делает пользующийся в их среде уважением и симпатией человек... Благодаря [электронной интерактивной доске] SMART Board, перед которой свои умения продемонстрировал признанный лидер класса, усвоение материала стало гораздо более желанным для всех остальных учеников. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и [электронная интерактивная] доска SMART Board отвечает этим требованиям. Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, - а они, в свою очередь, начинают уделять учебе больше внимания.
Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает преподавателям творчески привлекать внимание и активизировать воображение своих учеников.
- Перечислите, пожалуйста, достоинства интерактивной доски SMART Board и приведите конкретные примеры того, как интерактивная доска SMART Board помогла в разрешении каких-либо трудностей (например, улучшились результаты учащихся, легче планировать урок и т.п.).
Факты позволяют утверждать, что интерактивная доска сделала обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность. Она помогает детям самоутверждаться и вдохновляет их уникальной свободой работы с изображениями, звуком и текстом. Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником, и стремится общаться со взрослым на равных. Дети увлечены бесчисленными интерактивными возможностями. Ребенок переживает положительные эмоции - чувство достижения успеха и гордости за себя, способного управлять большим экраном. Он ощущает рост своего статуса в глазах взрослых.
Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют большее, чем обычно, внимание объяснениям преподавателя, и доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
Теперь из желающих ответить выстраиваются целые очереди, я чувствую, что мои уроки стали более интересны и информативны. Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в образовательных целях очень полезно. Это помогло мне быстро сконцентрировать внимание детей в течение всего урока. Дети всегда показывают на уроке активность и действительно увлечены, когда я работаю с интерактивной доской. Могу сказать по личному опыту, что новый инструмент вызывает у них желание участвовать в работе и откликаться на действия учителя. Для учащихся интерактивная доска стала могучим стимулом. На одном из уроков ученики вели себя очень живо и очень активно общались со мной - всем хотелось прикоснуться к доске. Дети говорили, что она "просто класс". Желающие принимали активное участие в уроке, выходя к доске, выступая перед классом и, повышая таким образом свою самооценку. Уроки, на которых использовалась электронная доска, их вдохновляли. Дети говорили, что гораздо легче понять, как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами, и я смогла наконец-то узнать, что они думают о предмете. Электронные интерактивные доски подталкивают к дискуссии, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли.
Педагоги постоянно стремятся отыскать новые способы и приемы работы с учащимися. Многие из разработанных подходов могут быть воплощены в учебных программах, предполагающих использование электронных интерактивных досок.
Если однозначно доказать улучшение отметок класса благодаря интерактивной доске не так уж просто, то в изменении отношения учеников к учебе и более глубоком понимании материала сомневаться не приходится. У меня есть возможность сохранять сделанные в ходе классной работы заметки с заданием на дом. Ведь можно переслать их отсутствовавшим в этот день ученикам. Кроме того, я могу отослать подготовленный урок тем, кто по какой-либо причине не сможет присутствовать на нем в школе. В отсутствие учителя ученики слышат его голос и видят, что и в какой
последовательности писалось на электронной доске во время урока.
Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. После установки и подключения нового устройства информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.
Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети_- я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием Smart доски работают все дети без исключения. Более того, они готовы не отходить от доски и выполнять следующее задание, выскакивают к доске по два человека, устанавливают очерёдность. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня установить именно их. Им легко и интересно учиться, и они хотят учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами. Большой интерес проявляют родители. На родительских собраниях они просят показать программы и задания, которые выполняют дети на уроках, пробуют выполнить эти задания сами на Smart доске, подходят после уроков и дети демонстрируют им возможности доски.
- Чем вам больше всего нравится интерактивная доска SMART Board?
Как говорят дети- Smart- это супер! Трудно описать все достоинства. Это новое средство, пока всё удобно. Учебный процесс проходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно- это главное. Тем, что можно учиться играя. Им нравится передвигать предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать пальцем и маркерами, стирать с доски. У нас имеются замечательные электронные программно-методические средства обучения, разработанные под руководством кандидата педагогических наук Молоковой Анной Викторовной по русскому языку, математике и природоведению. Эти программы и программное обеспечение к Smart доске делают учебный процесс очень лёгким и интересным
- Каковы основные проблемы и возможности, связанные с внедрением образовательных технологий в России? Насколько эффективно внедряются технологии в школах России?
К сожалению, во-первых, это дорогое удовольствие, редкая школа может себе ее позволить. Во-вторых, знаю, все-таки маловато энтузиастов, желающих на них работать, то есть присутствует консерватизм педагогов в подходе к новому, страх обучения. Но я думаю, что скоро все изменится, пример заразителен.
- То есть вы хотите сказать, что перелом в сознании уже произошел? Вам часто приходится делиться с коллегами опытом работы с интерактивной доской SMART? Что вы делаете, чтобы оказать им поддержку?
Вот вы сегодня присутствовали на уроке. Вы заметили, что дети совсем не обращают на посторонних внимания. Дело в том, что мои ученики настолько привыкли, что у нас всегда в классе кто-то присутствует, что совсем не обращают на гостей внимания. Им просто интересно работать , им некогда отвлекаться. Я знаю, что только в нашей школе уже несколько педагогов готовы перейти на преподавание с помощью доски SMART board. Все уже убедились, что она замечательный помощник в обучении. Я постоянно выступаю с открытыми уроками перед начальниками различного уровня, от кого зависит российское образование. Ситуация меняется, это я могу сказать точно.
И в заключение. Пока готовился материал из Москвы пришло известие, что Татьяна Осколкова заняла второе место в конкурсе на лучший видеосюжет о доске SMART board, объявленный в честь Международного дня учителя. С чем мы ее и поздравляем от всей души!