Интерактивные доски как фактор современного образовательного пространства
к.ф.н., с.н.с. ИЧ РАН,
чл.-корр. ПАНИ.
***
Сначала - это пространство побережья, где волна смывает с песка написанное, помогая человеку тем самым удерживать в памяти записанное.
Затем - специально предназначенная для записей поверхность, на которой происходили серьезные события: учителя объясняли законы мира, а ученики показывали свои знания.
Доска стала не просто инструментом для демонстрации, но и обучения, она породила специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь, удерживая около себя аудиторию. Один учитель мог работать с несколькими учениками. Один был связан со многими.
По сравнению с системой устной (аудиальной) передачи знаний, когда ученик слушал слово учителя и записывал или запоминал, система передачи знания через показ (визуальные действия) - демонстрацию идеи и ее репродукции в тетради стала более продуктивной. Расширение коммуникации, происходящей перед доской, породило массовую активность, заставило вырабатывать стратегии поиска, привело к конкуренции идей, усилило креативность слушателей. Учиться становилось все интереснее.
Топос доски превратился в особое - познавательное - окно в мир. Но со временем он стал привычен и должен был преобразовываться, как и всякий инструмент. Доска стала расширяться, обретать крылья, менять свой цвет. Изменялся способ записи: мелки становились цветными, появились фломастеры. В целом стал расширяться визуальный ряд (последнее столетие): на выделенную поверхность демонстрировались диафильмы, слайды, учебные фильмы. Нарастание этого разнообразия стимулировалось поисками новых форм передачи и закрепления знаний у учащихся, стали частью методических требований.
Эти изменения стали так же своеобразными ответом на запрос аудитории в разнообразии обучения, через которое они искали возможности проявления своей активности. Стали приветствоваться технологии, в которых учитель оставался за кадром, становился скрытой фигурой, методистом, организовывавшим подачу материала. Ученик доходил до всего САМ.
Таким образом, расширение коммуникации, возникновение все новых взаимосвязей привело к гиперболизации образовательных функций. Интреактивность, креативность, т.е. необходимая для коммуникации обратная связь, обрушилась волной на свой источник - исходную информацию от учителя. Образование провоцировало взрыв активности человека, и оно его получило.
Соразмерность в функциях обучения была нарушена. Значительно повысилась интенсивность обучения. Творческий потенциал человека ищет своего применения: современная молодежь осваивает все новые формы общения, используя новейшие технологии. Приходя в аудитории, она - по умолчанию - требует и новых инструментов образования. Это значит, что окно в мир познания должно приобрести новые функции.
Достижение новых технологий - интерактивная доска, экран, обогатившись своими расширениями, стали отвечать на запрос более активного взаимодействия. Топос преобразовался, обогатился новыми возможностями, снимая в себе потребности современного человека. Интерактивный экран впитал в себя все функции компьютера, являясь практически его модификацией, продолжением. Он имеет мощную память и гибкую обратную связь, мягко откликающейся системой, в которой человек может работать обычным образом - как стилосом на песке. Ученик может прибегать и к тактильной коммуникации, созданием изображения рукой, а может использовать и дистанционное управление - в зависимости от целей и решаемых задач.
Доска стала особой средой, образовательным пространством, топосом, из которого специалист может извлечь очень много образовательных возможностей, строить с ее помощью урок, реализуя необходимую тактику. Можно уходить от излишней речевой формы работы, которая для многих учащихся становится избыточной. Понятийный аппарат как слишком абстрагированный, лишенный образной основы формально-логический элемент трансляции знаний, воспринимается с трудом, поскольку он требует самостоятельного насыщения образами.
Кроме того, возникают сложности, связанные с особенностями межполушарной дифференциации, естественными этапами психологического созревания человека. Обилие информации часто ложится на еще не окрепший мозг, не вполне устойчивое межполушарное разделение. И поскольку от ребенка нельзя требовать мышления на уровне абстракций взрослого человека, то надо, чтобы образовательные технологии шли навстречу подрастающему человеку. Необходимо научиться излагать достаточно абстрактный материал эмоционально насыщенными визуальными образами. Кроме того важно, чтобы сохранялся уровень креативности - чтобы ученик активно участвовал в работе, т.е. тактильным образом создавал эту информацию.
Учитель, управляя доской, может воплощать учебный материал как некоторые (заранее подготовленные) идеи, которые ученики в процессе обратной связи могут модифицировать и исполнять в свойственной им форме. Образовательный процесс становится более гибким.
Критерием успешности ученика становится не стопроцентно правильный ответ, который оценивает учитель, а мера участия в обратной связи, которую необходимо оценить самому ученику. То есть, учащийся должен дорасти не только до способности создания ответа, но и до способности создания оценочной шкалы, которую он применит к самому себе. Иными словами, человек должен дорасти до способности самооценки. И это известно практически всем.
Через гуманитарное образование человек способен обращаться к себе как к сложной системе, постоянно при этом усложняя способы восприятия материала и глубину, многообразие и гибкость его оценок. Пока ученик добирается до этих высот, ему в оценках может помогать учитель, предлагая различные способы измерения своей работы.
В этом случае фактически обучение переходит в иную плоскость. Оно перестраивается в систему партнерских отношений, в рамках которых происходит научение соизмерению себя с окружающим миром как соизмерение сложных систем.
Это очень непростая задача, поскольку она содержит в себе реализацию потенций максимального творческого расширения и одновременного ограничения самого себя. Именно этот процесс регулирует реакцию взрыва потенций. Именно в нем человек учится распределять свои ресурсы и управлять ими. Образовательный процесс гуманитарной направленности учит человека именно этим, кстати, давно известным, этическим нормам.
С применением интерактивных технологий для каждого отдельного человека выстраивается индивидуальная задача по освоению информации об окружающем мире и адаптации к нему. На основе этих знаний постоянно совершается внутренний баланс организма с опорой на внешний фактор.
Точно так же достигается баланс и при использовании интерактивной компьютерной доски: через многообразную соотнесенность человека с внешним миром, а именно, через интерактивную поверхность, доску, которая способна гибко подстраиваться под человека.
Если сравнить эту искусственную - техническую природу с внешней природой, которая без посредников воспринимает человека, то доска имеет определенные преимущества:
Она запоминает, как и всякий компьютер, акты взаимодействия (сохраняет обратную связь) и может их воспроизвести.
Это функция позволяет наблюдать процесс и анализировать накапливаемый материал.
Доска позволяет выявлять промежуточные результаты, которые важны для понимания особенностей динамики изменений, точек выбора и влияний, которые для них были значимы.
Интерактивный экран позволяет демонстрировать получаемые результаты самим учащимся или, например, родителям, которые в этом случае становятся активными помощниками учителю (специалисту) и своим детям в решении коррекционных задач.
Интерактивная доска становится эффективным инструментом, позволяющим решать не только образовательные, но и, при необходимости, коррекционные задачи в психологических центрах при работе с детьми с трудностями развития, а так же - с серьезными патологиями. Последнее требует более внимательного изучения, практически индивидуального мониторинга детей с теми или иными нарушениями развития.
Доска как интерактивная поверхность может быть эффективным управляющим фактором - инструментом педагога, интересным в то же время для ребенка, всегда желающим вступить с ним во взаимодействие. Очевидной так же является возможность использовать ее как игровой фактор, при котором ребенок активно развивается, поскольку происходит естественное саморазвертывание системы, ее расширение. Играя в новой среде, имеющей большие и разнообразные возможности, ребенок учится управлять (поначалу манипулировать) сложной средой, моделировать различные ситуации.
Если педагог (взрослый) через игру сначала управлял (направлял) развитием ребенка, то постепенно - по мере роста своих моделирующих способностей, ребенок учится успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать.
Для процессов игры и управления могут быть использованы: цветовые (визуальные) возможности. Например, смена цвета поверхности может выступать негласным знаком, командой.
разнообразные касания (тактильные) возможности. Например, ребенок может касаться и создавать изображение по очереди всеми пальцами, без использования дополнительных средств. Здесь реализуется его творческая креативная функция и способность оценивать и исправлять создаваемый материал.
информационные возможности, базы данных, накопленные по данному ребенку. Это важно при переходе на новые этапы коррекции от специалиста к специалисту.
Интерактивные инструменты (доска) становятся средовым компонентом, который может мягко регулировать внутрисистемные процессы; стимулировать человека к саморазвитию посредством предложения широких возможностей выбора; организовывать ребенка для решения каких-либо задач, усиливать его мотивацию.
Для работы со сложными детьми выявляется дополнительный круг возможностей, который, однако, требует изучения и проверки.
Вопрос связан с компенсаторными возможностями, которые существуют у всяких сложных систем через образование новых связей, создание иных дополнительных Функциональных Органов, позволяющих создать необходимые точки опоры для рождения новых стартов.
Внешнее интерактивное устройство может выступать как поддержка, своеобразный обходной путь, коррекционная компенсаторная возможность (временный протез) для формирования внутри системы необходимых связей. Это можно рассматривать как процесс возникновения новых форм обратных связей (коммуникаций).
При этом человек остается самостоятельной креативной системой. Он способен овладеть данными возможностями и целенаправленно использовать их для поддержания своей устойчивости и сбалансированности.
Интерактивные (с высоким уровнем обратной связи) доски можно использовать и в коррекционной работе специалистам логопедам и психологам, развивать на их основе соответствующие методики.
***