Статьи
08.01.2005

Интерактивность как поле синергетических соотношений

Ярославцева Е.И.,
к.ф.н., с.н.с. ИЧ РАН,
чл.-корр. ПАНИ.



Интерактивные процессы фактически проявляют ситуацию нарастания взаимосвязей или, с синергетической точки зрения - активный автопоэтический процесс, развитие системы. Но это особенное развитие, когда в диалоге оба партнера начинают учиться друг у друга: учитель не только учит ученика, но и учится у него: уча его, он сам изменяется. И здесь происходит возникновение единого темпо-ритма, ситуации фазового перехода, и рождение новых параметров порядка. Ученик обретает знания учителя как некоторый собственный паттерн, обеспечивающий ему устойчивость перспективность развития (1).

Интерактивное взаимодействие, как можно полагать, лавинообразно увеличивает сложность, своеобразную емкость системы. Человек может ощущать необычайный прилив сил (ресурсов), переживать эмоциональный взлет. Это очень ценное состояние и именно поэтому люди всегда стремятся к обучающему общению, интерактивность которого подчеркивали У.Матурана, Г.Паск, Ф.Варела (2).

Интерактивным, порождающим новизну и взаимоусложнение становится и своеобразный диалог в компьютерной среде, особенно заметный при появлении интерактивного экрана, контакт с которым обеспечивается без посредников, рукой. Подобная техника становится все более доступной, взаимоотношения человека с ней постоянно упрощаются, но при этом перспективы обогащаются программными возможностями. Интерактивные технологии создают новую образовательную среду и ведут к качественным изменениям в системе обучения. Возрастает роль индивида, его собственные потенции развития.

Если более внимательно рассмотреть феномен компьютерной интерактивности, то можно отметить, что: непосредственность доступа, скорость преобразований, а так же открытая память создают особое коммуникативное пространство, расширяющее возможности человека.

Интерактивный экран очень быстро отвечает на запросы человека и не имеет посредников. Благодаря богатой программной обеспеченности экран может оказаться своеобразным "собеседником". Это значит, что человек использует технику как свой инструмент самообразования, своего собственного усложнения. У человека нарастает опыт внутренних соотношений, которые становятся предметом рефлексии и дальнейшего продуктивного использования. Человек здесь выступает как самообучающаяся система.

Интерактивная техника позволяет держать открытой - исправлять и оценивать особый блок информации - визуализированные мышечные действия, все пути поиска, которые использовал человек для решения задач. Данная возможность умножает системные соотношения, увеличивает интеллектуальные ресурсы. Человек как бы увеличивает свой внутренний мир, а в некоторых случаях может совсем уйти в себя.

Создаваемый компьютерной интерактивной системой запас информационного ресурса создает основание для взрывного развития. Интерактивные процессы могут хорошо использоваться в процессах образования, когда диалог с педагогом, учителем дополняется еще и интерактивными средствами обучения.

1. См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Трансдисциплинарность синергетики. В сб. Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2003, с. 356.

2. Foerster H. von, Porksen B. Warheit ist die Erfindung eines Lugners, Gespreche fur Skeptiker Heidelberg: Cart-Auer-Systeme, 1998, с. 67-71

Комментарии (0)
08.01.2005