Интерактивно - это просто!
Сегодня мы не успеваем следить за тем, как меняется мир вокруг нас. Технологические новинки входят во все сферы нашей повседневной жизни. Дома и на улице, в магазинах и кафе - везде мы сталкиваемся с суперсовременным оборудованием. А что же школа? Ее тоже не обошел прогресс. На чем только люди не писали за всю историю человечества, пытаясь объяснить друг другу законы мироздания: и на песке, и на скалах, на глиняных плитах и вощеных дощечках. Наконец, появилась меловая доска. Она помогла расширить коммуникацию, сделать ее массовой, позволила преподавателям и ученикам вырабатывать новые стратегии поиска, раскрывая их творческий потенциал. Доска стала окном в мир знаний.
Итак - что же такое интерактивная доска? Сегодня во многих школах учителя работают с электронными проекторами, которые позволяют отображать компьютерные файлы на обычных белых экранах. Можно сказать, что интерактивная доска - такой же экран, только он подсоединен к компьютеру, которым можно управлять, не отходя от самого экрана. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл. На интерактивной доске можно писать цветными электронными маркерами или просто пальцем. Вообще, для работы с доской не нужно каких-либо специальных пишущих устройств. На интерактивной доске можно делать все то же, что и на обычном компьютере: набирать и сохранять текст, показывать слайды и фильмы, искать необходимую информацию в Интернет. Только теперь все, что вы делаете, видят и ваши ученики, и вряд ли им захочется отвлекаться. Но как работает такая технология? Существует два способа. Сенсорная резистивная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. А также DViT (Digital Vision Touch) технология - маленькие цифровые видеокамеры располагаются по углам экрана и фиксируют каждое прикосновение к нему. Несмотря на тонкость и сложность подобных технологий, интерактивные доски очень прочные и надежные, можно не бояться, что дети, играя и бегая на перемене, что-то испортят. К тому же, для работы с доской не нужны специальные ручки, которые могут сломаться или потеряться, писать можно и пальцам. Преподаватель всегда может подобрать доску в соответствии со своими желаниями и возможностями, ведь доски различаются не только размерами, но и конструкцией. Они бывают прямой и обратной проекции. При прямой - проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной - проектор устанавливается за доской, таким образом, человек стоящий перед экраном не перекрывает световой поток проектора. К тому же такую доску можно легко переместить в другую аудиторию, и даже не придется заново настраивать проектор. Для интерактивных досок не требуется много места. Если проектор для доски прямой проекции прикрепить к потолку, вам не нужно будет дополнительно размещать подставку для аппаратуры посреди класса. Если вы приобретаете доску обратной проекции, вы сможете избежать проблем с подключением проектора, так как он располагается за экраном и составляет с ним единую конструкцию. Есть и мобильные модели: они не крепятся к стене и их можно с легкостью перемещать из одной аудитории в другую. Интерактивные доски подходят для учащихся всех возрастов: высоту доски можно регулировать под любой рост. К интерактивным доскам SMART Board прилагается программное обеспечение, с помощью которого вы можете работать с текстами и объектами, аудио и видео записями, набивать текст с экранной клавиатуры и превращать текст, написанный от руки, в печатный, сохранять информацию. Интерактивные доски позволяют использовать различные стили обучения. Если ребенок лучше воспринимает визуальный материал, изучая карты, рисунки и схемы, все это можно показать на доске, добавляя к этим изображениям любые надписи, передвигая их, изменяя их размер и даже форму. Используя доску можно развивать обсуждение в классе, задавая ребятам вопросы о том, что они видят на ней. Интерактивные доски помогают ученикам работать сообща, придумывать и обсуждать новые идеи. У интерактивных досок обратной проекции, проектор располагается сзади. Не заслоняя изображение, большая группа учеников может стоять перед экраном и сделать презентацию, рассказать о своих идеях или решить математическое уравнение. Доска, безусловно, очень привлекательна для детей, прежде всего, таким огромным количеством возможностей - обычные скучные занятия становятся захватывающими и увлекательными. Но программное обеспечение для интерактивных досок предлагает и другие способы привлечения внимания, например, инструмент "прожектор" и "затенение экрана", который позволят раскрывать информацию так, как вам захочется. С помощью этого инструмента можно сконцентрировать внимание учеников на том участке изображения, который вам нужен. Интерактивные доски помогают учителю донести информацию до каждого ученика в классе. Хотя на мониторе вашего компьютера и отображаются все необходимые программы, его размер не позволяет всему классу участвовать в работе. Обычный белый экран, на который проецируется информация, конечно, виден каждому ученику, но вам приходятся постоянно бегать от этого экрана к своему компьютеру. С помощью интерактивной доски вы можете завладеть вниманием всего класса, не отходя от экрана. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время, а для преподавателя очень важно обеспечить хороший темп занятия и сохранить его на протяжении всего занятия. Урок в школе обычно длится 40 минут - это совсем не много. Вместо того, чтобы без конца перелистывать ваши записи в поисках нужной информации или вспоминать, где лежат необходимые фотографии, карты или схемы, на доске вы очень быстро все найдете в одном файле- конечно, если заранее подготовитесь к занятию. Приготовиться к уроку с помощью доски очень просто - для этого достаточно уметь работать с обычным компьютером. Компания SMART Technologies разработала специальные программы, которые облегчают жизнь преподавателям, предлагая большие коллекции картинок, а также подвижных рисунков по всевозможным темам и предметам, которые придают занятиям больше интерактивности и наглядности. Вы всего лишь сохраняете нужное количество картинок в одном файле, а потом уже открываете его на занятии. В течение урока вы можете делать любые записи поверх любых приложений и веб-сайтов, и их тоже всегда можно сохранить - может быть, они потом еще пригодятся вам? Да и ученики теперь могут просто слушать вас, а не пытаться записать все слово в слово, боясь пропустить что-нибудь важное в вашей лекции: если надо, они всегда посмотрят то, что было записано на доске во время урока. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - и привлекать к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Существуют программы, которые позволяют сделать простые учебные схемы многоуровневыми, и даже включать в них ссылки на файлы и видеоизображения. Можно, к примеру, начать вашу схему с общей классификации млекопитающих, а затем добавить уровень, который выделяет только плотоядных. Уровней может быть столько, сколько вы хотите, и ваша схема будет работать, как веб-сайт. Таким образом вы структурируете большой объем информации и поможете ученикам обобщить и проанализировать материал. Конечно, карты, фотографии, схемы и диаграммы можно отобразить и с помощью обычного проектора, песню прослушать на кассете или диске, а фильм показать на видеомагнитофоне. Но, однако, преимущества использования интерактивной доски для учеников и преподавателя все-таки есть. Учитель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио и видео файлы можно легко контролировать не отходя от доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения. Интерактивные доски SMARTBoard очень удобны для детей с ограниченными возможностями. Таким ученикам иногда бывает сложно сделать лишнее движение, но при работе с доской вообще не требуется никаких усилий. Доску всегда можно поднять или опустить на любой уровень, а чтобы писать на ней или открывать файлы достаточно только прикосновения пальца. Кроме того, она помогает таким ребятам взаимодействовать между собой, развивая общую дискуссию и совместную работу. Дети перестают бояться общения. Интерактивная доска помогает таким ученикам выйти за пределы своих обычных возможностей. Интерактивная доска становится эффективным инструментом, позволяющим решать не только образовательные, но и, при необходимости, коррекционные задачи в психологических центрах при работе с детьми с трудностями развития, а так же - с серьезными патологиями, что требует более внимательного изучения и индивидуального подхода. Технология не стоит на месте - она постоянно развивается: появляются новые программы, совершенствуются старые-Во многих странах мира учителя уже оценили достоинства работы с интерактивными досками SMARTBoard. В Интернете есть сайты и форумы, где преподаватели могут задавать друг другу вопросы, обмениваться опытом и рассказывать об успехах своих учеников. Попробуйте и присоединяйтесь! Ишмурзина Надежда |