Статьи
07.03.2005

Человек в интерактивном пространстве

Ярославцева Е.И.,
к.ф.н., с.н.с. ИЧ РАН,
чл.-корр. ПАНИ.



Тема интерактивного пространства становится сегодня одной из самых интересных по своей проблемности и созданию новых взглядов на обычные явления в сфере общения, коммуникации.

А возникают эти новые аспекты в контексте широкого использования компьютерных технологий, которые и принесли это имя - "интерактивное пространство". Под ним подразумевается наличие особой интенсивности отношений, которые возникают в тех областях деятельности, образования и даже обыденной жизни, где используются компьютеры. В этом понятии как бы обобщается представление о динамике взаимосвязей, об их особом качественном отличии от обычных процессов коммуникации.

Но как только погружаешься в содержательную сторону проблемы, обнаруживаешь, что само качество создается не только за счет нарастания скорости, а за счет собственно контактов, возникающих при общении. Наличие скорости выявило скрытое качество этих соприкосновений, которое было всегда - порождение нового. В обычном, стандартном процессе это рассматривается как творчество, которое в виде особого состояния посещает человека и не может быть запланировано как по времени своего появления, так и по конкретным результатам. Но в случае повышения динамичности создания все новых взаимосвязей мы обнаруживаем, что отношения просто переполнены новыми неожиданными поворотами событий. И именно это обнаруживается в пространстве Интернета, и в целом в компьютерных сетях.

В современном мире, даже если учесть, что это не сплошь заполненное пространство, происходит интенсивное расширение (1). В возник новый тип существования, как бы параллельный обычному течению времени, который постоянно сдвигает стандартное мировосприятие, дополняя его новыми взглядами и оценками. И это не становится казусом, не провоцирует революции, а воспринимается участниками интерактивного общения как норма, свойство бытия в этом коммуникативном пространстве.

Уже невозможно не замечать, что компьютерные системы образуют новые среды, которые изменяют самого человека, делают его иным, поселяя его как бы в двух ритмах существования: обычном, неспешном способе бытия и ином - перенасыщенном информацией пространстве. Компьютер становится не только потенциальным помощником во многих обычных делах, но сам начинает задавать для человека условия существования. Приходится серьезно перестраиваться, адаптируясь к новым технологиям существования практически так же, как биологическим средам.

Причем, если биологические среды уже внутренне сбалансированы и являются достаточно устойчивыми, воспринимаются как ниши развития, то компьютерные среды по определению - неустойчивы. Они, по отношению к биологическим средам, на воображаемой линии развития, даже еще и не существуют. И уже поэтому они должны быть сверх активны, чтобы занять свою нишу, и всякий, кто соприкоснется с ним, должен подстраиваться под эти ритмы существования.

Компьютерная среда чаще всего воспринимается как агрессивная, поскольку требует от человека очень много сил, обещая взамен появление в будущем великолепных возможностей. Нередко эти возможности оказываются абстракцией и при жизни человека практически не ощущаются, кроме как через повышение интенсивности в деятельности, а так же утомляемости. Компьютер облегчает некоторые виды труда, но не дает отдыха. Поначалу, помогая человеку расширять сферу своего общения и повышать результативность многих дела, он радует, но затем уже не отпускает, требуя все новых и новых сил. В результате нередко формируется фобия зависимости и возникает оправданное стремление оградить свою жизнь от всепроникающего ока компьютерного наблюдателя. Многие боятся, что их "пересчитают", "построят" и будут следить за их частной жизнью.

Действительно, компьютерные сети позволили намного интенсивнее работать с информационными потоками, расширить как технические основания, так и диапазон информационных процессов. Они активизировали все возможности человека, породив симметричные возможности компьютера - от видеоряда до звукоряда, которые можно моделировать практически без ограничения. А если добавить к этому, что технические средства могут реагировать на тактильное воздействие - осязать и, скоро, возможно будут, но пока еще не могут, обонять - все это приводит к печальным мыслям о том, что компьютер как помощник имеет избыточные мощности. Он предлагает столько, что не у всякого найдутся силы воспользоваться предложением. Естественно, что эти избыточные силы оцениваются в немалые суммы, которые так же включают в себя стоимость постоянного технического и программного обновления, а потому компьютер с трудом вписывается в обыденную жизнь человека.

Но ни требование все новых и новых ресурсов, ни риск всепроникающего контроля не могут остановить интенсивное развитие и обновление компьютерных сетей, появление новых сфер и техник общения. Однако происходит это параллельно с нарастающим внутри торможением, а нередко и - сопротивлением. Многим остается непонятным, как можно в таком интенсивном режиме развития строить какие-то перспективы, если от человека после работы с компьютером невозможно ожидать никаких творческих действий.

В этом случае, как ни странно, приходится менять представление о человеке. А точнее, надо присмотреться к нашему современному пониманию человека и, соответственно, действиями, порождаемыми таким пониманием. По существу, надо изменить образ страдающего человека, который стронет под давлением компьютерной среды, на облик человека, который расширяет коммуникацию с новыми областями культуры. Важно понять, что человек выступает как полноправный участник процессов развития и не должен выполнять роль утилизатора функций каких-либо технологических новшеств. Человек должен взрастать на тех возможностях, которые ему открываются с помощью новых изобретений. Поэтому его надо рассматривать главным в системе расширяющихся соотношений, которые могут активно - по сравнению с предшествующим временем, развиваться на основе компьютерных технологий.

Это, например, может касаться как усиления активности, а точнее, загруженности развитых телесных, визуальных и аудиальных способностей, а так же способностей ментальных, развивающихся на свойствах межполушарной симметрии. В целом этот процесс в компьютерных сетях и активизируется, но нагрузки происходят стихийно, превращаясь нередко в перегрузки, ведущие к разрушению устойчивости биосистемы, организма человека, к потере здоровья.

Возможность данных перспектив расширения и творческого формирования новых функций человека может восходить, а точнее, опираться на изначальное свойство порождаемость в природе все новых функций у усложняющихся организмов. Все предшествующее существование живых систем - это мир соотнесенностей. Все вырастает из какого-либо нового соотношения. При этом каждое соотношение чревато появлением в системе нового функционального органа (Ф.О.) (2) , который позволяет решать более сложные, например, адаптационные, задачи. Несмотря на то, что соотношение - практически виртуальное обстоятельство, имеющее фактически незначимое бытие, оно - акт. А цепь соотношений может быть представлена уже как активность. Активность отдельного организма, по существу, есть осуществление и перебор множества соотношений для поиска оптимальных, которые были бы способны решить задачу продления существования организма, а так же его продуктивного развития.

Поиск все новых и новых соотношений формируют в системе своеобразный аттрактор (3) будущего, возможную перспективу, на которую, как ни странно, существующая система способна опираться и развиваться. Она держится за свое виртуальное будущее, которое постоянно находится в ней. Точно так же и человек. При освоении компьютерных систем, при способности активно строить все новые соотношения, порождать новое он направляет себя в будущее. И это будущее значительно, как можно заметить, отличается от тех перспектив, которые человечество создает сегодня. Надо заметить, что современные перспективы практически все апокалиптичны, перенасыщены рисками. Не странно, что и практические действия, построенные на таком проектировании, социальном проектном мышлении, агрессивны, создают обширные зоны неустойчивости и могут привести к разрешению существующих систем.

Необходимо пересмотреть восприятие человеком своей перспективы, что может привести к практически значимым результатам - созданию более устойчивого мира. Но теперь уже устойчивого не за счет жесткости и однозначности, а за счет гибкости и многообразия. Возникшее интерактивное пространство, среда фактически дают возможность возникновения такой перспективы, позволяют изменить знак аттрактора будущего.

Будущее в сознании человека всегда связывалось с наличием, а точнее, с порождением (4) некоторых результатов, ради которых собственно и выбиралось определенное направление. Теперь же стоит отметить, что и данная установка своре всего не продуктивна. Будущее надо понимать как принципиально открытую возможность, которая как минимум должна просто БЫТЬ. И от него не надо ждать каких-либо конкретных наполнений. Оно должно БЫТЬ, как прошлое БЫЛО и как настоящее ЕСТЬ.

И это особенно ясно понимается при понимании свойств активно разрастающейся интерактивной среды. Она предлагает как альтернативу современному погруженному в угрозы исчезновения миру возможности новой расширяющейся вселенной на основе новых технологий. Это новое культурное образование, сотворенное человеком и вполне с ним соотносимое. А это значит, что все действия в этом пространстве, в этой среде будут для человека естественны.

Пределы возможностей компьютерных технологий - в пределах человеческой фантазии и умении пользоваться этими технологиями. Компьютерные технологии - новый культурный шаг в раскрытии системы во вне. Это, например, вполне реальная возможность создания нейронных сетей, пошагового дистанцирования их от человека и предъявления ему в виде потенциального инструмента.

Стоит заметить, что концепция Маршалла Макклюена в его книге "Понимание медиа" говорит об отторжении от человека его функций. Но этот процесс можно определить как процесс дистанцирования, вынесения определенных свойств во вне, которое не "рвет пуповины", а продляет функцию, одновременно ее изменяя. Конечно, это описывать более трудно, чем описывать разрыв, но зато возникает одно важное преимущество - нет необходимости бороться с границами, возникающими во время разрывов.

Творческие расширения всегда выводят систему во внешние среды, создавая соответствующие функциональные органы (Ф.О.). Это особенно ярко проявляется в современной практике разработки и использования компьютерных технологий. Но именно здесь очень важно как мы сможем понять данный процесс. Важно, чтобы продуктивное представление о выведении функций во вне было расширено в благоприятную сторону - не как выбрасывание, отделение, но как дистанцирование, произведенное для последующей работы над ней, над выделенной функцией.

Это тяготеет к пониманию состояния рефлексии, что можно понять как самостоятельно порожденное фактом соотношений состояние, которое не обязательно должно было появиться у животных - биологических систем, имевших сложноорганизованную нервную систему. Только при устойчивом расширении многих функций, на фоне их соотношений, создавших новую среду, возникает функция рефлексии, т.е. отражения процесса, как в ставшей предметной деятельности. Данная рефлексия тоже становится расширяющейся функцией, делая человека гиперусложненной системой.

Расширения как постоянная способность человека становится поддержкой аттрактора будущего, возникающего у всякой биосистемы в целом как тяготение, которое не обязательно требует очевидного завершения. На наших глазах, а точнее, на памяти живущего поколения, мощно работала идея коммунизма, как до этого работали идеи поиска и создания райской жизни. Все они утопичны. Но они и не могли по существу быть другими. Человек вкладывал свои силы в эту тенденцию и тем самым питал ее. И наиболее адекватными были те, кто не ожидал вознаграждения за это свое устремление, не жаждал воздаяния здесь и сейчас.

Фактически это были ресурсные инвестиции в человеческое существование вообще, в поддержку ноосферного культурного уровня организации систем, в человекомерность жизни.

Развитие идеи аттрактора будущего может стать основой для понимания роли современных компьютерных технологий в совокупности его противоречий, плюсов и минусов. Этот подход позволяет взглянуть на сам автопоэзис (5) человека как расширение, что дает понятную картину для любого осознающего себя человека и позволяет двигаться вперед в усложнение.

1. См.: Маклюен Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. Understanding media. - М.; Жуковский: "КАНОН-пресс Ц", "Кучково поле", 2003.

2. Ярославцева Е.И. Параметры системной самоорганизации человека. Сборник "Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Социосинергетика." Т. 3, часть 2-я - М.: Издательство "Проспект", 2004, с. 279-295.

3. Каган М.С. Введение в история мировой культуры. - СПб.: ООО "Издательство "Петрополис"", 2003

4. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М.: ИФ РАН, 1999; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. - С-Пб.: Алетейя, 2002.


5. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. - М.: Прогресс-Традиция. 2001.

Комментарии (0)
07.03.2005