Статьи
16.11.2011

AV-инфраструктура вуза: как правильно провести модернизацию

Автор: Елена Новикова, Игорь Ишеев
16.03.2011

Образование — область довольно специфическая в смысле восприятия новых технологий. Значительная доля используемых ИТ в образовательном процессе — это аудиовизуальное оборудование (AV) и интерактивные устройства. Отношение к таким составляющим ИТ со стороны большей части педагогической общественности старой закалки, не готовой что-либо менять в устоявшемся десятилетиями образовательном процессе, довольно скептическое, но это факт: интерактивные и аудиовизуальные технологии открывают для образования новые возможности и позволяют сделать процесс обучения более эффективным. В настоящее время общая тенденция для всех образовательных учреждений — активное обновление материально-технической базы. Но наш многолетний опыт в области интеграционных проектов для образования показывает, что в подходах к реализации таких проектов со стороны образовательных учреждений до сих пор остается много вопросов.

В чем цель проекта

Затевая проект, многие вузы затрудняются объяснить конечную цель и задачи, которые собираются решать с помощью AV-оборудования. И такая неопределенность в значительной степени затрудняет составление комплексного проекта и правильный выбор технических средств, вследствие чего служит причиной бесчисленных корректировок общей концепции, а также череды повторных согласований пересмотренных решений. Потому, приступая к выполнению проекта, вузу прежде всего необходимо сформировать рабочую команду (в нее могут быть включены ИТ-специалисты, системный администратор, преподаватели факультетов, руководители кафедр, заместители деканов по учебной работе), которая проанализирует существующие решения для образовательных учреждений, оценит опыт соседей и коллег, проконсультируется с интеграторами. В дальнейшем это поможет правильно сформулировать цели и задачи проекта, а также требования к его исполнителю.

Техническая возможность модернизации

Прежде чем приступить к реализации проекта, необходимо определить техническую подготовленность вуза. Как правило, российские университетские корпуса — это старые постройки советских времен, большинство из которых не приспособлено к оснащению современным оборудованием в силу недостаточного электроснабжения. Если раньше электроэнергия требовалась главным образом для освещения аудиторий и других помещений вуза, то сегодня перечень потребляющих ее устройств заметно расширился: компьютеры, серверы, интерактивные доски, активные рабочие места студентов, проекторы и т. д. Обеспечить подключение всей этой техники к электросети не сложно, но лишь в том случае, если необходимая мощность с учетом потребностей всех оснащаемых помещений подведена к зданию. Более того, для надежной работы современной техники и предотвращения ее преждевременного выхода из строя необходимо “чистое” и гарантированное электропитание (без скачков, помех, неожиданных отключений), что требует применения современных систем бесперебойного питания.

Можно ли обойтись без интегратора?

Некоторые вузы (как правило, технические) способны переоборудовать и оснастить аудитории собственными силами. Но для реализации крупного интеграционного проекта необходима крепкая управленческая база, и тут уже не обойтись без профессионального интегратора. На первый взгляд установить в аудиториях, скажем, интерактивные доски и проекторы не сложно. Но при этом могут быть упущены многие важные факторы (размеры помещения, уровень освещенности в разное время суток, углы наблюдения с разных посадочных мест и т. д.), в силу чего воспроизводимый на экране контент будет хорошо виден только части аудитории. Кроме того, интеграционный проект, как правило, предполагает четко продуманную концепцию реализации целой инфраструктуры, функционирующей в рамках одного учебного заведения и сводящей воедино традиционные ИТ-системы (компьютеры, серверы, системы хранения данных, сетевое оборудования и т. д.) и аудиовизуальные комплексы. То есть системный интегратор фокусируется не на поставке и инсталляции оборудования, а на решении задач образовательного процесса и управления конкретным вузом. Другое дело, что справиться с такими задачами он может только при условии тесного взаимодействия с руководящим составом вуза — ректором, проректором по учебной части, деканами факультетов, а также самими преподавателями. Взять, к примеру, системы стереоскопической визуализации: правильно выбрать оборудование, интегрировать его в имеющуюся ИТ-инфраструктуру, сконфигурировать и настроить должным образом может только опытный системный интегратор, но готовить контент и разрабатывать специальную программу для 3D-визуализации невозможно без участия методистов и преподавателей вуза, которые, исходя из знания особенностей дисциплин, могут помочь в разработке контента.

Как выбрать интегратора

Уже на стадии предварительных консультаций представители вуза зачастую могут оценить возможности того или иного интегратора по реализации планируемого проекта. Совершенно очевидно, что интегратор должен иметь достаточный опыт выполнения схожих проектов, сильную проектную и инженерную команду. Поэтому лучшим показателем потенциала и уровня интегратора является количество и качество реализованных им проектов, о чем можно судить по отзывам других заказчиков, а также в ходе непосредственного ознакомления с проектами компании.

Интернет-магазины, которые, бывает, практикуют и монтажную деятельность, лучше обходить стороной. Большой опыт компании в построении кабельных сетей также не говорит о ее способности разрабатывать и воплощать AV-проекты “под ключ”. К тому же в последнее время круг задач интегратора расширяется, почти стандартным требованием становится участие специалистов интегратора в создании программы использования всего оборудования в учебном процессе каждого факультета.

Последствия несистемного подхода

Получая некоторое финансирование, вуз, как правило, стремится скорее освоить бюджет, не всегда задумываясь о том, какие задачи ему, возможно, придется решать в ближайшем будущем. Кто платит, тот и заказывает музыку — такой подход чреват неизбежными ошибками и потерями. Так часто случается: учебное заведение создает интерактивную аудиторию, а, допустим, через год понимает, что эту аудиторию по техническим причинам нельзя интегрировать в общую образовательную инфраструктуру вуза. Приходится избавляться от такого оборудования и приобретать новое, иногда уже за бóльшие деньги. Мы обычно стараемся предостеречь вузы от такого подхода к освоению бюджета, ведь кажущийся несложным процесс поставки-установки аудиовизуальной техники может обернуться тяжело излечимой головной болью для руководства образовательного учреждения.

В мире AV термин “несистемный подход” — синоним недальновидности. Поэтому стоит прислушиваться к тому, что говорит интегратор, ведь он заинтересован в том, чтобы установить прочный контакт с заказчиком и не потерять его на будущее. В случае обоюдной неудовлетворенности результатами проекта, какими бы причинами она ни была обусловлена, на это трудно рассчитывать. Если же образовательное учреждение привлекает интегратора к оснащению аудиторий и вместе с ним прорабатывает концепцию технического развития AV-систем, то в итоге получает общее видение своего комплексного оснащения в перспективе, единую систему, внутри которой каждый элемент интегрируется с другим. Перспективный анализ не требует капиталовложений, а только внимания и озабоченности проблемой.

Как избежать лишних затрат

Как правило, бюджеты AV-проектов в вузах не велики, и всегда есть соблазн купить что-то подешевле, зато в большем количестве. К сожалению, последствия такого подхода весьма плачевны. В нашей практике был такой случай, когда вуз, получивший финансирование, объявил конкурсы на закупку интерактивных досок, пытаясь выбрать модели в основном по одному критерию — стоимости. Теперь этот вуз полностью “экипирован” множеством разных досок разных брендов, поставленных разными компаниями и установленных разными интеграторами. Поддерживать такой “зоопарк” и учить преподавателей работать с ним очень сложно. И дорого.

Нужно понимать, что системно реализованный интеграционный проект — это долговременное вложение, которое в будущем принесет дивиденды в виде улучшения управляемости вуза, а также оптимизации и повышения эффективности процесса обучения, что и является основной стоящей перед вузом задачей. Так что правильнее говорить не об экономии средств, а об эффективном их использовании с учетом достигаемого результата и последующих эксплуатационных расходов.

Лучший способ с максимальной отдачей использовать выделяемые в ограниченном объеме средства — поэтапная реализация проектов в рамках заранее продуманной концепции развития: начав с некоторого функционала и поработав с ним в течение года, затем проще оценить, в чем есть реальная необходимость и какие задачи необходимо решать на следующем этапе.

В любом случае нужно принять как данное то, что экономия на качестве используемых в проекте программных и аппаратных решений — большая ошибка. Добиться реальной экономии скорее можно на системном уровне — за счет унификации оборудования, тесной интеграции отдельных подсистем, применения удобных в эксплуатации решений (освоение которых не требует значительных вложений в обучение персонала), замены, где это возможно, аппаратных решений программными (в частности, с этой целью наша компания разработала и продолжает совершенствовать программный комплекс ВИРД, позволяющий эффективно управлять всеми компонентами AV-комплекса). В некоторых случаях может оказаться целесообразным сократить число оснащаемых аудиторий, введя систему их заблаговременного резервирования по заявкам преподавателей или заинтересованных структур вуза.

Обучение — неотъемлемая часть проекта

Для преподавателя новая техника — это серьезный вызов. Нужно перерабатывать учебный материал, нужно учиться работать с новой техникой… Предварительное обучение упростит эту задачу и поможет преодолеть естественное сопротивление новациям. Исходя из нашей практики, можно выделить три уровня обучения: ИТ-специалистов, педагогов и руководящего состава (последний, безусловно, должен быть в курсе всех возможностей внедряемого комплекса технических средств). В рамках любого AV-проекта такое обучение должно быть предусмотрено в необходимом объеме. В противном случае вуз впоследствии может столкнуться с множеством неприятностей. В лучшем случае оборудование просто будет простаивать, в худшем — выходить из строя из-за нарушений правил эксплуатации, что потребует дополнительных расходов на ремонт и повторную настройку. Но даже не это станет главной неприятностью. Цель, ради которой затевался проект, окажется недостигнутой, и вложенные средства будут потрачены впустую.

Кто займется сервисом?

В течение гарантийного срока (обычно это один год) интегратор решает все проблемы, связанные со сбоями в работе оборудования, если таковые случаются. В дальнейшем вузу придется решить, кто будет обеспечивать сервисную поддержку систем. Есть несколько вариантов. Можно возложить эту задачу на собственный ИТ-персонал, прошедший соответствующее обучение, или же пролонгировать сервисный договор с интегратором, что потребует дополнительных затрат, но позволит переориентировать своих сотрудников на более важные задачи. В рамках договора необходимо предусмотреть время реакции инженеров компании на запрос вуза, допустимые сроки ремонта оборудования, предоставление временной замены на период ремонта и т. д.

Кроме того, можно воспользоваться дистанционным сервисом. В этом случае обслуживающая компания осуществляет контроль и диагностику работы оборудования дистанционно и либо подсказывает ИТ-специалистам вуза, как устранить проблему, либо высылает своего специалиста уже с необходимыми запасными частями. Например, если в ходе дистанционной диагностики выясняется, что причиной неработоспособности интерактивной доски послужил выход из строя лампы проектора, то, прежде чем выезжать на место для устранения проблемы, сотрудник сервисной компании позаботится о том, чтобы получить ее на складе. Дистанционный сервис тем эффективнее, чем обширнее парк обслуживаемых в вузе мультимедиа-средств.

Авторы статьи — генеральный директор и технический директор компании Polymedia.

Комментарии (0)
16.11.2011