"Умные доски: их возможности"
Журнал
Январь 2007
В начале ноября 2006 года в Москве состоялось подведение итогов и торжественное награждение российских учителей ? победителей первого этапа Международного конкурса на лучшее видео с использованием интерактивного оборудования SMART. В числе его организаторов - компания Polymedia, которая является единственным официальным представителем компании SMART Technologies в России. О том, что такое интерактивные доски, какова их роль в образовательном процессе, а также насколько они распространены в нашей стране, с корреспондентом журнала "Учитель" беседует Елена Новикова, генеральный директор Polymedia.
- Елена Владимировна, расскажите об истории систем отображения информации в России. В каких сферах прежде всего стало актуально их внедрение? - В 1995 году в России появились мультимедиа-проекторы, и в первую очередь они стали востребованы в образовательном секторе - школах, вузах, учебных центрах. Ведь в этой области очень важно доходчиво, наглядно визуально представить информацию, поскольку человеческое восприятие идет на 80% при помощи зрения. В 1998 году, когда была образована наша компания, мы начали продвигать продукцию канадской компании SMART
- В каких образовательных сегментах, в свою очередь, наиболее эффективно использование SMART-досок?
- Во всех. Очень результативно их применение и в средней, и в начальной, и высшей школе, даже в детском саду. Здесь важно обратить внимание на одну проблему. Хотя сейчас практически в каждом учебном заведении и даже детском саду занятия ведутся с использованием визуальных технологий - есть компьютеры, а к ним подкупают мультимедиа-проекторы, такое оборудование пассивно. Поэтому через 5-6 лет, а может, и раньше, это приведет к тому, что у всех наших учащихся возникнет комплекс визуальной зависимости, так называемое комикс-мышление. Нужно осознавать опасность этого. Единственным устройством, которое может предотвратить эту ситуацию, являются интерактивные доски.
- Почему?
- Потому что только SMART-доска позволяет графически комментировать изображение. Учащиеся и учителя вмешиваются в ткань визуального образа, комментируют все это v так появляется новая образовательная составляющая. Поэтому, если в ближайшее время педагогическое сообщество не поймет преобразующую роль в образовании интерактивных технологий, то тогда догнать Запад нам будет практически невозможно.
- А на сколько мы отстаем от заграницы в этом отношении?
- Судите сами: например, в Великобритании используется 170 тыс. интерактивных досок (притом, что там примерно 50 тыс. школ), в России же их порядка 2 тыс. (а школ 60-70 тыс.)
- Кто вам помогает в решении проблемы внедрения в отечественные школы SMART- оборудования?
- Мы работаем, например, с Фондом поддержки российского учительства, а также с лучшими представителями образовательных организаций - школ, вузов, начальных школ. Хотелось бы видеть еще более активную поддержку со стороны Министерства образования и науки РФ.
- А в учебных заведениях каких городов нашей страны установлено больше всего досок?
- Безусловно, в Москве, потому что здесь наибольшая потребность в них, к тому же в столичных школах более активные люди, а также лучше, чем в других регионах, идет финансирование. После столицы лидерами по инсталляциям интерактивного оборудования являются такие города, как Санкт-Петербург, Уфа, Казань, Новосибирск, Пермь и другие.
- Тем не менее, наверняка не все преподаватели, особенно в сельских школах, знают о существовании SMART-оборудования. Какими способами можно донести до них информацию об интерактивных досках?
- Способов много. Это и Интернет, и видеоролики, и конференции, и образовательные семинары (кстати, у нас лично 8 региональных представительств, которые тоже, в свою очередь, проводят семинары и конференции), а также конкурсы на лучшие школы, где представляется интерактивное оборудование (все учителя его используют).
- Наверное, хорошая иллюстрация этого - церемония награждения учителей-победителей российского этапа международного конкурса на лучшее видео с использованием интерактивного SMART-оборудования?
- Безусловно. Чтобы принять участие в конкурсе, преподаватели должны были снять небольшой видеоролик об использовании интерактивной доски на своих уроках. На конкурс были присланы работы практически из всех регионов страны, в том числе из Новосибирска, Перми, Санкт-Петербурга, Казани, Братска, Мурманска... Но это только российский этап v 5 отечественных роликов будут участвовать в финальном туре, где лучшие будут уже отбираться на международном уровне. Могу отметить, что, анализируя те ролики, которые мы смотрели, чувствуется, что это первый этап освоения SMART-досок. Таким образом, существует громадный креативный потенциал нового ведения учебного процесса.
- Этот конкурс - одно из направлений социально-образовательных программ вашей компании?
- Да. Мы поддерживаем лучшие российские школы, лучших учителей.
- Есть ли какая-либо статистика, насколько SMART-оборудование улучшает качество обучения?
- На этот счет проводились международные исследования, в результате которых выяснилось, что интерактивные доски очень сильно повышают мотивацию как учащихся, так и преподавателей. Особенно первых. Ведь с каким энтузиазмом дети подходят к доске, тянут руки! Им сразу хочется высказаться. Кроме того, в большой степени улучшается эффективность обучения.
- А чем SMART-board отличается от других систем отображения информации?
SMART-board - это доска коллективного пользования учащихся и преподавателей для осуществления коллаборации. Если говорить об интерактивных системах вообще, то, на наш взгляд, SMART-board - наиболее эффективный инструмент, потому что он является тактильным. На этих досках не нужно писать специальной ручкой, а можно использовать любой предмет - к примеру, маркер, указку, можно писать даже пальцем.
- Какими вы видите перспективы этого направления в России?
- Рынок аудиовизуальных технологий, в том числе рынок интерактивных устройств, находится на самой ранней стадии своего развития. Если учесть, что, как уже говорилось, всего в стране 2 тыс. SMART-досок, то у нас есть большой потенциал. Мы думаем, что каждый год количество досок будет увеличиваться в 2-4 раза.
Но самое важное не в том, чтобы поставить это оборудование в школе, а чтобы учителей научить работать с ними. Вот это наиболее проблемная задача, с которой столкнемся и мы, и государственные организации. Это является ключевой проблемой. Та организация, которая сможет ее решить, и будет одним из лидеров этого рынка. Кстати, мы столкнулись с таким фактом, что и в вузах, и в школах сами учащиеся подталкивают преподавателей к освоению интерактивных технологий. Как только "умная доска" появляется в учебном заведении, обучаемые видят насколько это не только интересно, но и полезно. Расширяются рамки познавательной деятельности, растет мотивация к обучению, улучшается качество образования.