Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
24 сентября


Джероламо
 (Джироламо, Иероним) Кардано






 ( 24 сентября 1501Павия — 21 сентября 1576Рим) — итальянский математикинженерфилософмедик и астролог. В его честь названы открытые Сципионом дель Ферро формулы решения кубического уравнения (Кардано был их первым публикатором), карданов подвес и карданный вал.



Чинквеченто – это век Леонардо да Винчи, Тициана, Лудовико Ариосто, Торквато Тассо, Микеланджело Буонаротти, Николая Коперника, Эразма Роттердамского, Тихо Браге, Мартина Лютера, Фернана Магеллана, Андреаса Везалия, Франсуа Виета, Джордано Бруно и многих, многие других.
Это век, когда Земля была низвергнута с пьедестала и перенесена из центра Вселенной на орбиту, по которой она вращалась вокруг великого и неподвижного Светила. Этим был нанесен сокрушительный удар по религиозному антропоцентризму, ибо если Земля – рядовая планета, то и человек – не венец божественного творения. А еще раньше монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге лист со своими знаменитыми богословскими тезисами, положив тем самым начало конца религиозного монополизма католической церкви. Церковная реформация отторгла от папской власти целые страны и народы. Перед угрозой дальнейшего падения авторитета Римской церкви ее руководители приняли ряд энергичных мер, и во второй половине века религиозный либерализм Возрождения сменился жестокой ортодоксией, свойственной испанскому католицизму.
Темная ночь, опускавшаяся на Европу, захватила в первую очередь родину Возрождения, где, по выражению Макиавелли, власть папы была недостаточно сильной, чтобы объединить страну, но достаточно сильной, чтобы такому объединению воспрепятствовать. Государственно раздробленная, состоявшая из многочисленных мелких монархий и городских республик, Италия стала легкой добычей двух могущественных держав – Франции и Испании. Соперничество между ними привело к тому, что французы в конце концов были вытеснены из страны и большая ее часть оказалась под пятой испанских Габсбургов: по мирному договору 1559 г. Испания получила Ломбардию, южную часть страны и Сицилию. Так в Италии XVI века гнет религиозный соединился с гнетом чужеземного владычества, и этот двойной пресс, усиленный общим экономическим упадком в стране, в начале следующего века переместил родину Возрождения на второй план театра европейской истории.
В это трудное время в Италии жил великий итальянский математик, врач, философ, астролог, изобретатель и писатель Джироламо Кардано. Его долгая и бурная жизнь была полна взлетов и падений: он то становился аскетом, то предавался всевозможным излишествам;
он знал застенки инквизиции и дворцы вельмож; ему пришлось познать голод, нищету, унижения, обиды, но и приобрести репутацию лучшего врача Европы, советов которого домогались римские папы и государи, вкусить славы великого математика, известного литератора, автора многих десятков книг. Почти ровесник своего века, он усвоил и принял все его предрассудки и заблуждения: гениальные алгебраические открытия у него соседствовали со средневековыми представлениями о мире, описания хитроумных механизмов перемежались сообщениями о чудесах, различных пророчествах и чудищах. Бесстрашный философ, отрицавший бессмертие души, он приходил в трепет от любого дурного предчувствия и твердо верил в амулеты, признавал «вещие сны», другие предзнаменования, мистическую власть чисел. ...






Карданный вал тоже назван в его честь - он придумал этот широко применяемый и сегодня (почти пятьсот лет спустя!) механизм для усовершенствования экипажа императора Карла V. Мало того, Кардано принадлежат два фундаментальных открытия в математике. Он первым применил комплексные числа. Он написал - в возрасте 23 лет! - трактат, заложивший математические основы теории вероятностей. ...


он первый разработал методику обучения глухонемых и слепых.

Решётка Кардано - ловим идею?

 
25 сентября

25 сентября 1903 года в Парижской академии наук испанский математик, механик и инженер Леонардо Торрес де Кеведо (1852–1936) продемонстрировал в действии радиоуправляемое устройство под названием «Телекин».  


Несколько фактов об изобретении испанца.

1. «Телекин» представлял собой робота, способного выполнять простые команды. В 1903 году Леонардо Торрес де Кеведо запатентовал свое изобретение во Франции, Испании, Великобритании и Соединенных Штатах.

2. «Телекин» являлся вторым аппаратом, который управлялся при помощи радиосвязи. Обладателем патента на первое в мире радиоуправляемое устройство был Никола Тесла, его изобретение носило название «Телеавтомат».

3. В 1906 году Торрес де Кеведо успешно продемонстрировал «Телекин» в порту Бильбао в присутствии короля и при большом скоплении публики. Изобретатель отдавал команды устройству, размещенному в корпусе лодки, заставляя ее плыть от берега.

4. Позднее изобретатель пытался найти применение «Телекину» в производстве снарядов и торпед, но был вынужден отказаться от этих проектов из-за отсутствия финансирования.

5. В 2007 году Институт инженеров по электротехнике и электронике, удостоил «Телекин» престижной премии «Майлстоун» в области электротехники и вычислительной техники.

Ещё:
В  1903 году испанский инженер и математик Leonardo Torres Quevedo представил в Парижской академии наук Telekino — устройство, представлявшее собой робота, выполняющего команды, переданные посредством электромагнитных волн. Изобретатель сумел получить патенты во Франции, Испании, Великобритании и США.



В 1906 году Torres представил своё изобретение, управляя лодкой с корабля. Позже он пробовал приспособить Telekino для снарядов и торпед, но прекратил проект из-за недостатка средств. От дистанционного управления лодками к попыткам управлять дистанционно управлять аэропланами перешли уже в 1932 году.

А  здесь...
 
25 сентября
25 сентября 1926 года родился Энтони Стаффорд Бир 


   ...     

(25 сентября 1926 годаЛондон — 23 августа 2002 года) — британский кибернетик, был теоретиком и практиком в области исследования операций и так называемой «второй волны» кибернетики.





Энтони Стаффорд Бир начал изучать философию в Университетском колледже Лондона, но в 1944 году оставил учёбу в связи с поступлением на службу в армию. До 1947 года он проходил воинскую службу в Индии. В 1949 году был демобилизован в звании капитана.
Впервые он познакомился с исследованием операций в армии, где он быстро понял выгоды, которые оно может принести для бизнеса. Поступив на работу в металлургическую компанию United Steel и убедив управляющих основать группу исследования операций он возглавил отдел исследования операций и кибернетики. В 1959 году он опубликовал свою первую книгу Cybernetics and Management (есть перевод на русский язык), построенную на идеях системного подхода к управлению организациями Норберта ВинераУоррена МакКуллоха и особенно Уильяма Эшби.
Приобретя уникальный практический опыт в 1961 году он оставил работу в компании United Steel чтобы начать свой бизнес консультанта в партнёрстве с Роджером Эддисоном в области исследования операций. Компанию назвали SIGMA (Science in General Management — Наука в общем управлении). Бир оставил её в 1966 году, перейдя на работу к клиенту SIGMA — International Publishing Corporation (IPC). Бир был директором разработок IPC и инициатором использования новых компьютерных технологий. Также в 1966 году он написал книгу Decision and Control. Он оставил IPC в 1970 году чтобы работать как независимый консультант, что явилось результатом его все более возрастающего интереса к социальным системам.
Его крупнейший независимый проект так и не был полностью завершён, несмотря на полученные многочисленные положительные результаты. В 1971 году он был приглашён социалистическим правительством Чили для создания единой компьютеризированной системы управления экономикой в реальном времени Киберсин с помощью сети Кибернет (Cybernet). Также была начата разработка так называемого «Всенародного проекта», направленного на получение обратной связи от граждан на действия правительства с учетом закона о требуемом разнообразии. Правительство с помощью технологических достижений (например телевидение) «может сегодня обращаться ко всей массе народа, как если бы оно говорило с каждым гражданином отдельно», а средства общения народа с правительством ограничены. Для устранения этого противоречия предлагались новые средства коммуникации с правительством, а именно специальный прибор, любой обладатель которого мог устанавливать его показание перемещением стрелки по непрерывной шкале между полным удовлетворением и полной неудовлетворенностью[2]. Проекты были прерваны после переворота Пиночета в 1973 году. Бир продолжал работать в Америке, консультируя правительства Мексики,Уругвая и Венесуэлы. Он также написал серию из четырёх книг, базирующуюся на его собственной Модели жизнеспособной системы (Viable System Model) для моделирования организаций: Platform for ChangeDesigning FreedomHeart of Enterprise и The Brain Of The Firm (есть перевод на русский язык — Мозг Фирмы ISBN 5-256-00426-3).
В середине 1970-х годов Бир отказался от материальных ценностей и переехал в срединный Уэлс, где уединённо жил, интересуясь поэзией и искусством. Начиная с 1980 года он обосновался в своём другом доме в Торонто. Он продолжал работать в своей области и в 1994 году опубликовал свой труд Beyond Dispute: The Invention of Team Syntegrity, посвящённый синергетике группы (Team Syntegrity), формальной модели, построенной на идее многогранных систем для неиерархического решения проблем.
Он являлся приглашённым профессором (visiting professor) тридцати университетов и получил звание почётного доктора в Сандерлендском университете. Был президентом Мировой организации систем и кибернетики (World Organization of Systems and Cybernetics) и обладателем наград от Шведской королевской академии в области инженерных наук, Системного общества Великобритании, Американского общества кибернетики и Общества исследования операций Америки. В 1990-х годах опубликовал одну из своих последних книг о команде syntegrity: формальная модель, построенная на полиэдрической идее систем неиерархического решения проблем.





Управление в кибернетике
Бир был первым, применившим кибернетику для управления, определив управление как «науку эффективной организации». На протяжении 1960-х годов Бир написал много работ и был влиятельным практиком в управления при помощи кибернетики. Именно в этот период он разработал модель жизнеспособной системы для диагностики неисправности в любой существующей организационной системе. В то время Форрестер открыл системную динамику, которая состоит в том, что поведение систем в целом может быть представлено и понято через моделирование динамических откликов процессов, происходящих в них


Управление в кибернетике — это применение кибернетических законов для всех видов организаций и социальных институтов, созданных человеческими существами, и взаимодействующими в них и между ними. Это теория, основанная на законах природы. В ней рассматриваются вопросы, которые каждый индивид, который хочет влиять на организацию, должны научиться их в какой-то мере решать. Эта теория не ограничивается действиями топ-менеджеров. Каждый член такой организации и каждое лицо, которое в большей или меньшей степени общается или взаимодействует с другими, участвует в решении вопросов.Бир был первым, применившим кибернетику для управления, определив управление как «науку эффективной организации». На протяжении 1960-х годов Бир написал много работ и был влиятельным практиком в управления при помощи кибернетики. Именно в этот период он разработал модель жизнеспособной системы для диагностики неисправности в любой существующей организационной системе. В то время Форрестер открыл системную динамику, которая состоит в том, что поведение систем в целом может быть представлено и понято через моделирование динамических откликов процессов, происходящих в них.

Стаффорд Бир. Мозг Фирмы


Энди Беккет — о забытой истории Стаффорда Бира.




 
Новости "с грядки"


В Китае заработал крупнейший на планете радиотелескоп FAST




Название телескопа FAST расшифровывается как Five hundred meter Aperture Spherical Telescope – сферический телескоп апертурой пятьсот метров. Его площадь соответствует месту, которое занимают 30 футбольных полей, периметр конструкции – 1,6 км, а диаметр зеркала рефлектора достигает 500 м.
Чтобы построить радиотелескоп, переселили 9 тыс. человек
Телескоп начали строить в марте 2011 года в высокогорном районе провинции Гуйчжоу. По оценкам экспертов, в него вложено около 180 млн долларов. Жителей 5-километровой зоны переселили в 600 специально построенных домов в новых поселениях. В это инвестировали 270 млн долларов.







18 сентября специалисты установили облучатель весом 30 т на высоте 130 м над поверхностью устройства. Тарелка-отражатель направляет на облучатель излучение, и он его собирает. В результате сигнал усиливается, и его могут зафиксировать измерительные приборы.
Радиотелескоп соединят с одним из наиболее производительных в мире суперкомпьютеров Sky Eye 1. Система будет выполнять астрономические расчеты для изучения темной материи и поиска жизни на других планетах.
Ранее самым большим радиотелескопом была установка в обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико. Её диаметр составлял 305 м.





Ученые уже придумали несколько более очевидных сравнительных характеристик площади. Например, если бы тарелка телескопа была винной чашей, то каждый землянин получил бы по пять бутылок вина. 


Смотрите, как это было

Здесь два видео
 
28 сентября

28 сентября 1918 года родился Василий Александрович Сухомлинский 
   ...       

(28 сентября 1918, с. ВасильевкаАлександрийского уезда Херсонской губернииУкраинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской областиУкраинская ССР) — выдающийся советский педагог-новатор, писатель.
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).


Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».
В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.
"Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим."
 «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!   ...     
  


"Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения."

     
1. Добрый день, дорогой сын!
Вот ты и улетел из родительского гнезда - живешь в большом городе, учишься в вузе, хочешь чувствовать себя самостоятельным человеком. Знаю по собственному опыту, что, захваченный бурным вихрем новой для тебя жизни, ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь. ...Первое письмо сыну, улетевшему из родительского гнезда... Хочется, чтобы оно осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал, думал над ним. Мы с матерью знаем, что каждое молодое поколение немного снисходительно относится к поучениям родителей: вы, мол, не можете видеть и понимать все то, что видим и понимаем мы. Может быть, это и так... Может быть, прочитав это письмо, ты захочешь положить его куда-нибудь подальше, чтобы оно меньше напоминало о бесконечных поучениях отца и матери. Ну что же, положи, но только хорошенько запомни, куда, потому что придет такой день, когда ты вспомнишь эти поучения, скажешь себе: а все-таки прав был отец... и тебе надо будет прочитать это старое полузабытое письмо. Ты найдешь и прочитаешь его. Сохрани же его на всю жизнь. Я тоже сохранил первое письмо от отца. Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда - поступил учиться в Кременчугский педагогический институт. Был трудный 1934 год. Помню, как провожала меня мать на вступительные экзамены. В старенький чистый платок завязала новое, хранившееся на дне сундука рядно и узелок с продовольствием: лепешки, два стакана жареной сои... Экзамены я сдал хорошо. Абитуриентов со средним образованием тогда было мало, и в институт разрешали принимать выпускников семилетки. Началось мое учение. Трудно, очень трудно было овладевать знаниями, когда в желудке пусто. Но вот появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первый каравай, испеченный из новой ржи. Привез передачу дедушка Матвей, извозчик сельского потребительского общества, еженедельно приезжавший в город за товаром. Каравай был в чистой полотняной торбе - мягкий, душистый, с хрустящей корочкой. И рядом с караваем отцовское письмо-то первое письмо, о котором я говорю: оно хранится у меня, как первая заповедь... "Не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он на всю жизнь останется святым. Помни, кто ты и откуда вышел. Помни, как трудно добывается этот хлеб. Помни, что дед твой, мой отец Омелько Сухомлин был крепостным и умер за плугом на ниве. Никогда не забывай о народном корне. Не забывай о том, что пока ты учишься - кто-то трудится, добывая тебе хлеб насущный. И выучишься, станешь учителем - тоже не забывай о хлебе. Хлеб - это труд человеческий, это и надежда на будущее, и мерка, которой всегда будет измеряться совесть твоя и твоих детей". Вот что писал отец в своем первом письме. Ну, была еще приписка о том, что получили рожь и пшеницу на трудодни, что каждую неделю будет привозить мне дед Матвей по караваю. Для чего я пишу тебе об этом, сын? Не забывай, что корень наш - трудовой народ, земля, хлеб святой. И проклят будет тот, кто хоть одним помыслом, одним словом, одним поступком своим выразит пренебрежение к хлебу и труду, к народу, давшему всем нам жизнь... Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я бы поставил три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. Это самая сущность нашего строя. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить невозможно. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа. Тот теряет лучшие духовные качества народные, становится отщепенцем, безликим существом, недостойным уважения. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком, у него появляется внутри гниль, червоточинка. Я горжусь тем, что ты знаешь труд на хлеборобской ниве, знаешь, как нелегко добывается хлеб. Помнишь, как накануне первомайского праздника я пришел к вам в класс (кажется, учились вы тогда в девятом) и передал просьбу колхозных механизаторов: замените нас, пожалуйста, в поле в праздничные дни, мы хотим отдохнуть. Помнишь, как не хотелось всем вам, юношам, вместо праздничного костюма одевать комбинезон, садиться за руль трактора, быть прицепщиком? Но зато какая гордость светилась у вас в глазах, когда эти два дня прошли, когда вы вернулись домой, чувствуя себя тружениками. Я не верю в такое вот, я бы сказал, шоколадное представление о коммунизме: всех материальных благ будет предостаточно, всем человек будет обеспечен, все будет у него как будто бы по мановению руки, и все так легко ему будет доставаться: захотел - вот тебе на столе, что душе твоей угодно. Если бы все это было так, то человек превратился бы в черт знает что, наверное, в пресыщенное животное. К счастью, этого не будет. Ничто не будет доставаться человеку без напряжения, без усилий, без пота и усталости, без тревог и волнений. Будут и при коммунизме мозоли, будут и бессонные ночи. И самое главное, на чем всегда будет держаться человек - его ум, совесть, человеческая гордость - это то, что он всегда будет добывать хлеб в поте лица своего. Будет всегда тревога у вспаханного поля, будет сердечная забота, как о живом существе, о нежном стебельке пшеницы. Будет неудержимое стремление к тому, чтобы земля давала все больше и больше - на этом всегда будет держаться хлебный корень человека. И этот корень надо беречь в каждом. Ты пишешь, что скоро вас посылают на работу в колхоз. И очень хорошо. Я этому очень, очень рад. Работай хорошо, не подводи ни себя, ни отца, ни товарищей. Не выбирай чего-нибудь почище да полегче. Выбирай труд непосредственно в поле, на земле. Лопата-тоже инструмент, которым можно показать мастерство. А в летние каникулы будешь работать в тракторной бригаде у себя в колхозе (конечно, если не будут набирать желающих на целинные земли. Если же будут набирать обязательно поезжай туда). "По колосу пшеницы узнают человека, вырастившего ее",- ты, наверное, хорошо знаешь эту нашу украинскую пословицу. Каждый человек гордится тем, что он делает для людей. Каждому честному человеку хочется оставить частицу себя в своем пшеничном колосе. Я живу на свете уже почти пятьдесят лет, и убедился, что ярче всего это желание выражается в том, кто трудится на земле. Дождемся твоих первых студенческих каникул - я познакомлю тебя с одним стариком из соседнего колхоза, он уже больше тридцати лет выращивает саженцы яблонь. Вот это настоящий художник в своем деле. В каждой веточке, в каждом листике выращенного деревца он видит себя. Если бы сегодня все люди были такими, можно было бы сказать, что мы достигли коммунистического труда... Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Мама и сестричка обнимают тебя. Они написали тебе вчера. Целую тебя. Твой отец.
  ...



"Большое зло - унижать достоинство человека, считать себя личностью, заслуживающей уважение, а другого человека - "мелкой пылинкой".     

 
"Чтобы родить искру, надо впитать море света."






       
"Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость."


        
"Патриотизмом - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше молча трудись во имя ее блага и могущества."



"Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца."
"Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно."











1. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ? КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ
Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом специфических свойств и качеств: а) Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.
б) Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.
в) На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика.
г) Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений. д) Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера.
Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знание и умения, доведенные до степени мастерства, Но и поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в человека, в доброе начало в нем – вот что должно жить в нашей душе, если вы думаете посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.
Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков.
Еще одна черта, без которой, по-моему, невозможно педагогическое призвание. Я бы назвал эту черту гармонией сердца и разума.
Воспитывая это умение, необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем он живет, как он смотрит на мир, что представляют собой для него люди, окружающие его.
Чтобы стать настоящим воспитателем, надо пройти эту школу сердечности – в течение длительного времени познавать сердцем все, чем живет, что думает, чему радуется и чем тревожится ваш питомец.
2. О ЗДОРОВЬЕ И ПОЛНОТЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАДОСТИ УЧИТЕЛЯ
Учителю надо беречь сердце и нервы. Но как беречь сердце и нервы? Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога, и его здоровье. Неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения, неумение владеть ситуациями – вот что, прежде всего, издергивает сердце, изматывает нервную систему учителя.
Я не допускал, чтобы дали ростки семена таких отрицательных явлений, как угрюмость, преувеличение чужих пороков, гиперболизация «ненормальных» детских намерений и действий. Наиболее радикальными средствами являются, во-первых, переключение энергии всего коллектива, с учителем вместе, на дело, требующее духовного единства, коллективного творчества, трудовой сосредоточенности всех и каждого, взаимного обмена интеллектуальными ценностями.
Сделайте неприятное, раздражающее – смешным, и вы станете полным властелином мыслей и чувств коллектива.
Правильный отдых, особенно летом и зимой, развивает и укрепляет компенсаторные способности нервной системы, служит выработке выдержки, уравновешенности, умения подчинять эмоциональные порывы контролю разума. Многие опытные учителя, проработавшие в школе 30, 40 и больше лет, рассказывают, что выдержку, самообладание воспитывает у них, в частности и в особенности, длительное общение с природой, в котором физическое напряжение сочетается с мыслью, наблюдениями.
Надо уметь бережно расходовать нервные силы в повседневном труде – это тоже очень важный залог здорового сердца и здорового духа.
3. КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ИСТОЩЕНИЕ НЕРВНЫХ СИЛ В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка.
Будьте не только слушателем, потребителем музыки детства, но и ее творцом – композитором. Создавайте светлые, жизнерадостные мелодии в музыке детства, от которой зависит ваше здоровье, сила вашего духа, состояние вашего сердца. Ваш рояль и ваша нотная тетрадь, где вы пишете музыку детства, ваша дирижерская палочка, которая повелевает мелодиями, - это очень простая и в то же время очень сложная вещь – оптимизм.
Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.
Доброжелательность, разумная доброта – вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей.
Я тысячу раз говорил, и буду твердить до смерти, что взаимная доброжелательность учителя и детей – это те тончайшие нити, которые соединяют сердца и благодаря которым – заметьте, это исключительно важно в нашем педагогическом труде – человек понимает человека без слов, чувствует тончайшие движения души другого человека.



Солнце В А Сухомлинского ч 1



PolyanaMechtyFor Students1
 
1 октября
1 октября 1791 года родился Сергей Тимофеевич Аксаков 

   ...   
   ...     

(20 сентября [1 октября1791Уфа — 30 апреля [12 мая1859Москва) — русский писательчиновник и общественный деятель, литературный и театральный критикмемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофиловКонстантинаИвана и Веры Аксаковых.



...
Только на пороге старости А. проявил себя крупным писателем. 

Под несомненным воздействием новейшей литературы (прозы Пушкина и особенно Гоголя, с которым А. был связан тесной дружбой) прежний литературный старовер обращается к реалистическому письму. 

Четыре работы обеспечили А. высокое место в русской литературе: "Записки об ужении рыбы" (1847), "Записки ружейного охотника" (1852), "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858 ). В них он дает эпическое изображение старинного дворянского быта, картины народной среды и северного пейзажа, а в последней книге перед читателем развертывается внутренний мир ребенка, растущего в условиях помещичьего раздолья. 

Самый литературный жанр семейных хроник возникает обыкновенно в среде, имеющей много досуга, живущей жизнью ровной и спокойной, окутанной фамильными традициями. 

В изображении русской природы А. был справедливо признан первоклассным мастером. "В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях", — говорит ему Гоголь. 

...


На зеленом, цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите ее голос, заглушенный на время суетней, хлопотней, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе.
Записки об ужении рыбы















 ....        лучше взять с полки любимую книгу 
«Записки охотника Оренбургской губернии» 
и пуститься в охотничьи странствия вместе с Патриархом русской охоты Сергеем Тимофеевичем Аксаковым.
 А хорошо бы и вовсе забросить на полку книги, журналы,
 взять ружьё, надеть сапоги и 
пойти на настоящую охоту.



... получаешь драгоценную добычу там, где об ней и не помышляешь


  Мемориальный дом - музей С.Т. Аксакова





 конкурс





 
1 октября
1 октября 1865 года родился Поль Абраам Дюка 
   ...   
(1 октября 1865Париж — 17 мая 1935, там же) — французский композитор, музыкальный критик и педагог.

Наследие Дюка сравнительно невелико, но каждое его сочинение представляет значительную художественную ценность. Он публиковал свои произведения только тогда, когда был уверен в их достоинствах; например, он даже предлагал уничтожить свое последнее сочинение – Пери (La P?ri, 1910), если в нем обнаружатся какие-либо изъяны. В стилистическом отношении творчество этого композитора – синтез лучших черт неоклассицизма и постромантизма. Его симфония до мажор (1897), Вариации на тему Ж.Ф. Рамо (Variations sur une th?me de J.P.Rameau, 1903) и соната ми-бемоль мажор для фортепиано (1900) – отличные образцы музыкального неоклассицизма. Фортепианная соната – первое сочинение в этом жанре. Проникнутая романтическим настроением хореографическая поэма Пери – шедевр оркестрового письма. Опера Ариана и Синяя Борода по пьесе Метерлинка (Ariane et Barbe-Bleue, 1907) – одна из лучших французских опер. Самое же популярное творение Дюка – Ученик чародея (L'Apprenti sorcier, 1897) по балладе Гёте.
Иногда Дюка называют вагнерианцем, но следы подобного влияния можно найти лишь в кульминации Пери, продолжительностью всего в несколько тактов: характерное волнообразное нарастание в оркестре. Во всем остальном Дюка – настоящий француз, сравнивать его следует скорее с Берлиозом.



 
2 октября
2 октября 1608 года  Иоганн (Ханс) Липперсхей (Hans Lippershey) представил голландскому правительству своё изобретение — прототип оптического телескопа.
   ...    

Иоганн (Ханс) Липперсгей ( ок. 1570Везель — сентябрь 1619Мидделбург) —голландский очковый мастер немецкого происхождения, наиболее вероятный изобретатель телескопа.

Мидделбург, столица Зеландии, в конце XVI века был одним из наиболее значительных городов Нидерландов и центром стеклодувного дела. В 1581 году здесь была открыта первая стеклодувная печь в Северных Нидерландах, имя мастера Говарт ван дер Хаеген. Начиная с 1590 года, в Мидделбурге стали распространяться новые итальянские технологии изготовления стекла. Их усовершенствование в конце концов и привело к созданию телескопа, хотя никаких новых физических принципов в Мидделбурге не изобретали. Позднейшая легенда, вероятно, не имеющая оснований, рассказывает, что Липперсгей увидел своих детей играющими с двумя линзами, выпуклой и вогнутой, и когда они сложили линзы, смогли рассмотреть башню церкви в деталях. После этого Липперсгей построил подзорную трубу.



25 сентября 1608 года Иоанн Липперсгей обратился в Штаты Зеландии, высший орган управления провинции, с просьбой дать рекомендательное письмо для Генеральных штатов объединённых провинций. Письмо было ему выдано, и между 2 и 6 октября при дворе Морица Оранского в Гааге Липперсгей провёл демонстрацию действия своего изобретения, продемонстрировав, что с башни в Гааге можно прочесть показания часов на башне церкви в Делфте, на расстоянии примерно 15 километров. При демонстрации присутствовали многие дипломаты и государственные деятели, собравшиеся на переговоры о заключении Двенадцатилетнего перемирия. Потенциальное военное значение изобретения было очевидно для зрителей. Липперсгей запросил финансовой помощи у Генеральных штатов, и получил 900 гульденов на усовершенствование технологии и подготовку десяти специалистов для армии. Запрос его на патент был отклонён в связи с тем, что и другие мастера, как Захарий Янсен из Мидделбурга и Якоб Метиус из Алкмара уже обладали экземплярами подзорных труб, а последний вскоре после Липперсгея подал в Генеральные штаты запрос на патент.



...
Одновременно Городским советом города Миддельбурга были опрошены еще три свидетеля, которые показали, что первые телескопы были изобретены около 1605—1610 гг. в Миддельбурге очковым мастером Иоанном Лапреем (он же Ганс или Иоанн Липперсгей), уроженцем города Базеля в Германии. Протокол их опроса также приводится в книге Бореля [20, с. 31]. Кроме того, в Государственном архиве в Гааге в 20-х годах XIX в. Ван Свинденом был найден Акт Генеральных Штатов Соединенной Бельгии от 1608 г. [22, с. 319], из которого следует, что Иоганн Липперсгей 2 октября 1608 г. представил Генеральным Штатам «Инструмент для видения на расстоянии». В упомянутом Акте далее сообщалось: «Была назначена комиссия, чтобы, обсудив совместно с Липперсгеем, выяснить, нельзя ли усовершенствовать инструмент таким образом, чтобы дать возможность одному человеку смотреть в него обоими глазами. 4-го [числа] того же месяца [октября] было решено, что некоторые из членов должны испытать инструмент Липперсгея, произведя наблюдения с ним с башенки дворца принца Морица. Было решено далее, что в случае, если перспективная труба окажется пригодной, с изобретателем должно заключить соглашение об изготовлении трех таких инструментов из горного хрусталя и что ему должно быть предписано не разглашать о своем изобретении кому бы то ни было. 6-го того же месяца Собрание согласилось выдать Липперсгею 900 флоринов за один такой инструмент. 15-го декабря они осмотрели инструмент, изобретенный Липперсгеем для смотрения двумя глазами и одобрили его; но так как многие другие были знакомы с этим новым изобретением, позволяющим видеть на расстоянии, они не сочли удобным предоставить ему исключительную привилегию на изготовление подобных инструментов. Однако они выдали ему заказы на изготовление для правительства двух других инструментов для видения двумя глазами, с уплатой ему за его работу такого же вознаграждения, как и в первом случае» [21, с. 70—71].
Таким образом, последний документ дает все основания утверждать, что Липперсгей изобрел сначала монокулярную, а затем не позднее сентября 1608 г., и бинокулярную зрительную трубу.
Отрывок из:
В.А. Гуриков
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕЛЕСКОПА

Загляните сюда:
 
3 октября
3 октября 1924 года  вышел первый номер "Учительской газеты"




««Учительская газета»» основана 3 октября 1924 (в 1930–37 называлась «За коммунистическое просвещение»). В создании газеты и её работе непосредственно участвовала Н. К. Крупская, на страницах ««Учительская газета»» неоднократно выступали А. В. Луначарский, М. И. Калинин и др. видные государственные. и партийные деятели. На современном этапе ««Учительская газета»» публикует статьи, освещающие вопросы осуществления всеобщего среднего образования, проблемы качества обучения и коммунистического воспитания, оказывает помощь учителю в повышении его идейной зрелости и профессионального мастерства, пропагандирует передовой опыт лучших школ, знакомит читателей с положением народного образования за рубежом, с борьбой прогрессивного учительства капиталистических стран за развитие просвещения и свои права. Награждена орденом Ленина (1974). Тираж (1977) 1,5 млн. экз. 

«Учительская газета» (в 1930–1937 годах — «За коммунистическое просвещение») — российский (ранее советский) центральный орган печати. Издаётся с 1924 года в Москве, в XXI веке выходит еженедельно.


«Учительская газета» основана в 1924 году при деятельном участии Н. К. Крупской. Впервые вышла 3 октября 1924 года. Издавалась в Москве как орган Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Первым редактором газеты был писатель и журналист Сергей Ингулов (1893—1938 ) — в дальнейшем некоторое время редактор «Нового мира», автор учебников «Политбеседы» и «Политграмота» и начальник Главлита СССР, расстрелянный за «участие в контрреволюционной террористической организации». Со страниц «Учительской газеты» выступали такие деятели Советского государства, как А. В. Луначарский и М. И. Калинин. В газете печатался Осип Мандельштам.
Во время Великой Отечественной войны газета в течение года выходила в Кирове. По её подписке были собраны средства на танковую колонну «Народный учитель». В первые послевоенные годы «Учительская газета» одной из первых опубликовала материал В. А. Сухомлинского.
В 1970-е годы выходила три раза в неделю тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. В 1974 году награждена орденом Ленина.
С 1 января 1989 г. газета стала органом ЦК КПСС
В 1991 году «Учительская газета» стала независимым изданием. С 1992 года выходит еженедельно на 24 полосах. В 2010 году газета была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области печатных СМИ.

«Учительская газета» является соучредителем двух важнейших педагогических конкурсов России — «Учитель года России» и «Лучшие школы России»[. Главный редактор газеты Пётр Положевец — член Общественного совета Министерства образования и науки РФ.
Официальный сайт





 
4 октября
4 октября 1781 года родился Бернард Больцано 

   ...     

(5 октября 1781Прага — 18 декабря 1848) — чешский математикфилософ и теолог, автор первой строгой теории вещественных чисел и один из основоположников теории множеств.



Ньютон и Лейбниц в XVII веке разработали основы совершенно нового математического исчисления, названого впоследствии анализом бесконечно малых. Дальнейшее, более глубокое исследование основ математического анализа потребовало, как теперь известно, привлечения методов и фактов теории множеств и теории функций действительного переменного. Основы такого исследования были заложены в первой половине XIX века. Главные заслуги в этой области принадлежат Бернарду Больцано, выдающемуся чешскому ученому.
Больцано родился в католической семье. Его отец, Бернард Помпей Больцано, родился в северной Италии и переехал в Прагу, где он женился на Марии Сесилии Маурер, дочери пражского купца, немке по происхождению. Только двое из двенадцати детей дожил до зрелого возраста, один из них – Бернард Больцано.
О ранних годах жизни будущего математика известно немного.
В Пражский университет Больцано поступил в 1796 году, где изучал математику, философию и физику. Начиная с 1800 года, он начал изучать богословие. В 1804 году стал католическим священником.
В 1805 году Больцано окончил теологический факультет Пражского университета с присвоением ученой степени доктора философии.
В 1805-1820 годах он занимал кафедру истории религии в Пражском университете. Больцано проявил себя как способный и популярный преподаватель, имеющий свои взгляды не только на философские и теологические, но и политические, социальные вопросы.
По своим взглядам на будущее устройство общества он был утопическим социалистом. В своей книге "О наилучшем государстве" он выдвигал идеал общества, где не будет частной собственности и разрыва между умственным и физическим трудом, но будет сохранен аппарат государственного принуждения; хозяйство будет вестись на плановых началах. 
Либеральные, антимилитаристские взгляды преподавателя, его высказывания в пользу реформирования общественного устройства, системы образования не устраивали австрийское правительство, которое потребовало у него публичного покаяния. После его отказа отречься от своих убеждений, Больцано был уволен из университета, сослан в деревню  и отдан под тайный надзор полиции, лишен права публичного выступления – и устного, и в печати. Без средств к существованию Больцано почти весь остаток жизни прожил в деревне у друзей, продолжая любимые с юношеских лет занятия математикой и философией.
Исключительно неблагоприятные условия, в которых жил и работал Больцано, были причиной того, что почти все его работы увидели свет лишь после его смерти. Основные его результаты стали известны лишь в 70-х годах, а признание начали получать с 80-х годов. Рукопись его важнейшего сочинения – «Учения о функциях» – была обнаружена лишь в 1920 году, а опубликована лишь в 1930 году, т. е. ровно через сто лет со времени ее написания. Об этом обстоятельстве можно лишь пожалеть. Больцано в области обоснования анализа сделал многое раньше Коши и тем более Вейерштрасса. Будь его работы опубликованы, ход событий в этой области был бы, видимо, ускорен.
В «Учениях о функциях» Больцано (за 30 лет до Вейерштрасса) строит непрерывную кривую, не имеющую касательной ни в одной точке. Больцано установил современное понятие сходимости рядов и за несколько лет до выхода в свет "Алгебраического анализа" Коши пользовался критерием сходимости, именуемым обычно критерием Коши. Теорему о том, что всякое бесконечное множество чисел, заключенных в замкнутом интервале, имеет в нем по меньшей мере одну предельную точку, Больцано упоминает за много лет до того, как ее сформулировал Вейерштрасс. Уточнив понятия предела и непрерывности, Больцано впервые строго доказал теорему о том, что непрерывная функция принимает любое промежуточное значение, лежащее между двумя ее разными значениями. В "Парадоксах бесконечного" (изданных в 1851 году), написанных Больцано в последний год жизни, содержится определение бесконечного множества как равномощного своей правильной части. Здесь Больцано явился предшественником Кантора – творца теории множеств. Больцано опубликовал обширный труд по логике – "Наукознание" (1837), в котором развил положения, предвосхитившие идеи математической логики. В начале 30-х годов XIX века Больцано сделал попытку построения теории действительных чисел, которая после некоторых уточнений совпадает с теорией Кантора. Приоритет способа обоснования арифметики натуральных чисел методом математической индукции, который связывают с именем Грасмана, принадлежит Больцано.
Философские и математические исследования Больцано всегда были тесно связаны. Он видел в выработке математического мышления необходимую предпосылку для более, как правило, сложных философских суждений. В работе «К более обоснованному изложению математики» он так сформулировал цели своих математических исследований:
Цитата
В течение примерно пятнадцати лет эта наука всегда была одним из моих излюбленных занятий; однако, преимущественно лишь в ее спекулятивной части, как ветви философии, и как средства упражнения в правильном мышлении. Сразу же, при первом ознакомлении с ней, мне стали заметны один-два недостатка, устранением которых я стал заниматься в свои свободные часы, уверяю, не из тщеславия, а из-за внутреннего интереса, который я находил в таких спекуляциях. При более продолжительном размышлении число недостатков, которые я, как мне казалось, обнаружил, еще увеличилось."




Методы проверки гипотез по Бернарду Больцано



...
Работая в организованной им школе для крестьянских детей, Больцано написал ряд работ педагогического характера: «О выборе профессии» (впервые опубликована в 1853 году), «Об изучении логики» (1832).
Самым главным научным сочинением в своей жизни Больцано считал свой четырехтомный труд «Наукоучение. Опыт обстоятельного, большей частью нового изложения логики с постоянным вниманием к прежним авторам» — (WL). Его появление было вызвано попыткой логического обоснования «высшего нравственного принципа», которым, по мнению Больцано, должна руководствоваться любая наука и любой вид человеческой деятельности. Сохранившаяся в рукописи «Дедукция высшего нравственного принципа» была написана Больцано в 1812 году (опубликована совсем надавно в штутгартском
собрании сочинений Больцано). Эта работа, как писал сам Больцано, вынудила его обратиться к серьезным логическим исследованиям и на протяжении 18-ти лет занимала все его мысли. В 1830 году труд был практически закончен и усилиями учеников Больцано был опубликован семь лет спустя в Зульцбахе, но без указания имени автора на обложке книге. Фамилия автора стояла лишь на титульном листе. Таково было следствие запрета на публикации Больцано со стороны римско — католической церкви.
...      



"Я должен идти вперед."


Для тех, кому интересно:
Читают тему (гостей: 8)