Форум
RSS
Знаменательные и памятные даты
 
8 октября
8 октября 1892 года родилась Марина Ивановна Цветаева
     ...     
 (26 сентября (8 октября1892Москва — 31 августа 1941Елабуга) — русская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших поэтов XX века.
«Более страстного голоса в  русской поэзии XX века  не  звучало»

Иосиф Бродский

Марина Цветаева родилась в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы. Например, в стихотворении 1916 года:
Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.
Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, сводным братом Андреем и сводной сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.
В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы. (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
   ...      
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
Москва, 26-го русского апреля 1921 г.
Дорогая Анна Андреевна!
Так много нужно сказать — и так мало времени! Спасибо за очередное счастье в моей жизни — «Подорожник»1. Не расстаюсь, и Аля не расстается. Посылаю Вам обе книжечки2, надпишите.
Не думайте, что я ищу автографов, — сколько надписанных книг я раздарила! — ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши книжечки в гроб возьму — под подушку!  
***
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам,-
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни растрачено даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...
- И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох!
О летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале...
Впрочем, знаю я, что тогда
Не узнали бы вы - если б знали -
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, -
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
(17 мая 1913) ...      

 ...Моим стихам, как драгоценным винам
     Настанет свой черед. 









Зеркала (2013) -Х/ф






 Фильм-монолог полностью построен на воспоминаниях Анастасии Ивановны Цветаевой (1894—1993) , писательницы и сестры Марины Ивановны Цветаевой, о детстве, о традициях семьи, о родных, о годах ссылки.









 
8 октября
8 октября 1911 года родился Алексей Андреевич Ляпунов 

     ...      



25 сентября [8 октября1911Москва — 23 июня 1973, Москва) — советский математик, один из основоположников кибернетикичлен-корреспондент АН СССР. Специалист в области теории функций вещественного переменного и математических вопросов кибернетики. Основные труды относятся к теории множеств, теоретическим вопросам программированияматематической лингвистикематематической биологии.



Специалист в области теории функций вещественного переменного и математических вопросов кибернетики. Основные труды относятся к теории множеств, теоретическим вопросам программирования, математической лингвистике, математической биологии.
Композитор С. М. Ляпунов, академики: математик А. М. Ляпунов, филолог-славист Б. М. Ляпунов и физиолог И. М. Сеченов приходились Алексею Андреевичу близкими родственниками: Ляпуновы — двоюродные братья деда А. А. Ляпунова — Николая Васильевича Ляпунова. Родство с Сеченовыми не кровное, Р. М. Сеченов (брат Н. М. Сеченова) был женат на сестре А. М. и Б. М. Ляпуновых.
В 1928 году Ляпунов поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако через год он принимает решение покинуть университет по морально-этическим соображениям (разница жизненных взглядов с прокоммунистическим активом учащихся) и перестает посещать занятия. Это приводит к тому, что через полтора года его отчисляют за академическую неуспеваемость. Поступает на работу к П. П. Лазареву в Институт физики и биофизики.
В 1931 году А. А. Ляпунов знакомится с академиком Н. Н. Лузиным и с 1932 года становится его учеником. Под руководством Лузина и по составленным им программам Алексей Андреевич самостоятельно получил математическое образование, а вскоре и первые результаты в дескриптивной теории множеств. В этой области математики А. А. Ляпунов работал до конца жизни. Теории множеств и теории функций посвящены 62 работы Алексея Андреевича, включая монографию. Будучи учеником Лузина, Алексей Андреевич сблизился со старшими его учениками, известными математиками Н. К. Бари, М. А. Лаврентьевым, Д. Е. Меньшовым, Л. А. Люстерником, А. Н. Колмогоровым, Л. В. Келдыш, П. С. Новиковым — членами Лузитании.
С 1934 года до начала 1950-х годов (с перерывом) А. А. Ляпунов работал в Математическом институте им. В. А. Стеклова, где под руководством П. С. Новикова прошла его докторантура.
А. А. Ляпунов участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант, артиллерист. Награжден орденом Красной звезды.
Когда академик М. В. Келдыш организовал в 1953 году в составе Математического института АН СССР Отделение прикладной математики (ныне Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН), он предложил А. А. Ляпунову возглавить в нём работы по программированию.
В 1955 году подписал «Письмо трёхсот».
С 1961 года Алексей Андреевич работал в Институте математики Сибирского отделения АН СССР, где фактически создал отделение кибернетики. В Новосибирске он также основал кафедру теоретической кибернетики Новосибирского университета и лабораторию кибернетики Института гидродинамики СО АН СССР, которыми руководил до конца своей жизни.
В 1964 году А. А. Ляпунов был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению математики.
Награждён орденом Ленина, другими орденами СССР и медалями. В 1996 году (посмертно) Алексею Андреевичу была присуждена медаль «Пионер компьютерной техники» («Computer Pioneer»).
В 1996 году отмечался 50-летний юбилей образования Computer Society. 
Впервые в список лауреатов были внесены российские ученые — вместе с А.Ляпуновым в него вошел Сергей Алексеевич Лебедев — создатель первых ЭВМ в Советском Союзе.
На лицевой стороне медали "Computer Pioneer" изображен Чарльз Бэббедж (английский математик, экономист и изобретатель, в 30 годы XIX века предложивший идею цифровой вычислительной машины с программным управлением). 
Оборотную сторону медали, присужденной А.Ляпунову, украшает надпись: "Компьютерное общество признало Алексея Андреевича Ляпунова основателем советской кибернетики и программирования".
- Знаете, мальчики,
 а я, кажется, решил одну проблему, 
которая много лет интересовала физиологов 
- это проблема построения математической модели костного кроветворения - эритропоэза.   ...   








 Нравственные уроки великого ученого и гражданина.






О роли математики в среднем образовании







"Главным выводом из моих частых детских разговоров с замечательными учёными разных специальностей было ощущение глубокого единства всех наук (включая не только математику, физику и астрономию, но и лингвистику, и археологию, и генетику), да и всей европейской культуры, от Лукреция до Бенвенуто Челлини и от Марка Аврелия до капитана Скотта. Один и тот же человек мог рассказывать нам и об особенностях греческого театра, и о квантово—механическом соотношении неопределённостей. Алексей Андреевич Ляпунов, математик и логик, демонстрировал детям теорию Канта—Лапласа образования Солнечной системы, вращая в колбе смесь анилина с глицерином, пока анилин не собирался в подобные планетам шары..."













 
8 октября

8 октября 1911 года родился Марк Наумович Бернес 


   ...       
(настоящая фамилия — Нейман[3]; 25 сентября [8 октября1911НежинЧерниговская губерния — 16 августа 1969Москва) — советский актёр кино и исполнитель песен.
Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951). Один из наиболее любимых артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье. Во многом благодаря Бернесу сложился золотой фонд отечественной песенной классики.





Марк Бернес не знал нот. Нотные знаки называл чаинками. ...    






Из записей на листках настольного календаря:

Песня - мой самый близкий старый друг. С ней я делю свои радости и беды. В песне храню память о лучших и тяжелых годах. Что желают близким и дорогим вам людям? Здоровья. Счастья. Благополучия. Здорова ли она, моя родная? По-моему - да.

Моей песне не надо орать, будто она глуховата. Не надо биться в конвульсиях. Она тихо и спокойно говорит о том, что её волнует, от каких печалей у неё наворачиваются слезы, от каких радостей эти слезы высыхают. Какое зло она ненавидит, какое благо хочет принести людям...

Счастлива ли она? А что надо песне для счастья? Чтобы её слушали, чтобы в неё верили, чтобы волновались ею. Будет это - будет и счастье.

Благополучие? Я не люблю сытых, благополучных песен. Если самый несчастный человек станет чуть счастливей, если самый одинокий вдруг услышит, что кто-то разделил его одиночество, - тогда, значит, с моей песней всё обстоит благополучно   








Марк Бернес. Игра с судьбой
Лучшие песни
 
10 октября
10 октября 1731 года родился Генри Кавендиш

   ...    


 (10 октября 1731 — 24 февраля 1810) — британский физик и химик, член Лондонского королевского общества (с 1760 года).





Живший в молодости бедно и располагавший довольно скромным достатком, после смерти он оставил огромное богатство. Известно, что его состояние это не возникло в результате каких-либо финансовых операций. Сохранилось письмо из банка, где Кавендиш держал очень небольшую часть своих денег. В этом письме банк предлагал ему поместить туда и остальную часть состояния, обещая самые выгодные условия. Ответ сэра Генри был однозначен: "Занимайтесь деньгами, которые я депонировал в вашем банке, а от остальных держитесь подальше. Если же вы не знаете, что с ними делать, я их охотно заберу. И если вы еще хоть раз меня потревожите, я незамедлительно это сделаю".
Излюбленным способом тратить деньги была для Кавендиша благотворительная деятельность. Как-то раз, узнав, что студент, помогавший ему упорядочивать библиотеку, оказался в трудной финансовой ситуации, Кавендиш немедленно выписал ему чек на 10 тысяч фунтов - сумму по тем временам громаднейшую. Подобным образом он поступал всю жизнь - и, тем не менее, всегда располагал миллионами фунтов стерлингов, будто обладал сказочным "неразменным рублем". Кое-кто полагает, что сие неисчерпаемое богатство принесли ему успешные занятия алхимией, но это, разумеется, лишь предположение.
В феврале 1753 г. Кавендиш закончил престижный Кембриджский университет. Но, будучи одним из самых выдающихся ученых XVIII века, никакой ученой степени он так и не получил. Одно из возможных объяснений: в те времена всякий выпускник Кембриджа не мог быть неверующим, а атеизм Кавендиша был общеизвестен. Но причина могла быть и иной.
Трудно, однако, объяснить другой необычный факт: Кавендиш, не имевший, как уже говорилось, никакой ученой степени и не опубликовавший ни одного научного труда, был в возрасте 29 лет принят в Королевскую академию наук.
В 1773 году, через 20 лет после окончания Кембриджа, Кавендиш, уже будучи к тому времени сказочно богат, поселился в Клапхэм Коммон, на улице, которая сегодня носит его имя. Именно с тех пор ученый начал вести себя по отношению к окружающим, по меньшей мере, странно: он не переносил, когда кто-либо к нему обращался, а уж если с ним заговаривал на улице какой-нибудь незнакомец, Кавендиш молча отворачивался, подзывал кэб и немедленно возвращался домой.
Женщин он вообще считал какой-то разновидностью людей, с которой не желал иметь ничего общего. К дому он приказал пристроить наружную лестницу и велел слугам пользоваться только ею. Тех же из них, кто осмеливался воспользоваться внутренней, он немедленно увольнял.
Рассказывают такой случай. Однажды Кавендиш ужинал в клубе Королевского научного общества. В это время в окне расположенного напротив дома появилась молодая красивая женщина и принялась рассматривать проезжающие экипажи. Многие из присутствующих в клубе мужчин подошли к окну, чтобы получше ее разглядеть. Решив почему-то, что они любуются полной луной, Кавендиш было к ним присоединился, но поняв свою ошибку, тут же покинул клуб, вслух выражая свое отвращение к происходящему.
Но однажды он, не задумываясь, бросался на защиту женщины. Как-то раз, находясь в Клапхэме, Кавендиш увидел, как на лугу женщина пытается убежать от разъяренного быка. Он мгновенно поспешил на помощь, бросился между женщиной и животным и сумел его отогнать. Затем, не ожидая благодарности, повернулся и молча ушел.
С управителем своего дома он общался только путем переписки. Так, например, в одном из своих меморандумов он пишет: "Я пригласил на обед нескольких джентльменов и хотел бы, чтобы каждому из них был подан бараний окорок. А поскольку я не знаю, сколько окороков бывает у барана, попрошу Вас самого разобраться с этим вопросом".
Поговорить с ним было совершенно невозможно, так как он просто поворачивался спиной к пытающемуся это сделать и уходил. По слухам, у него все же было несколько друзей, но никакой информации о них не имеется.
На протяжении 30 лет Кавендиш вел жизнь, подробности которой и по сей день почти неизвестны. Он носил фиолетовый, совершенно выцветший костюм, парик в стиле XVII века и всегда прятал лицо. В деревню же он ездил на экипаже, оборудованном счетчиком его собственной конструкции, напоминающим современные таксометры.
В один прекрасный день он вызвал слугу и объявил: "Слушай внимательно, что я тебе скажу. Я намерен в скором времени умереть. Когда это произойдет, поезжай к лорду Джорджу Кавендишу и сообщи ему о случившемся". Слуга пробормотал, что не худо бы в таком случае исповедоваться и причаститься. "Понятия не имею, что это такое, - отвечал Кавендиш. - Принеси-ка лучше лавандовой воды и больше здесь не появляйся, пока я не умру".
Когда наследники ознакомились с оставленными Кавендишем документами, оказалось, что покойный владел огромным количеством акций Английского банка - очень даже неплохо для человека, не заработавшего в жизни ни гроша, но, в то же время постоянно щедро сорившего деньгами.
Завещание же ученого содержало категорическое требование, чтобы склеп с его гробом сразу после похорон был наглухо замурован, а снаружи не было никаких надписей, указывающих, кто в этом склепе похоронен. Так и было сделано. Кавендиша похоронили 12 марта 1810 года в соборе в Дерби. Ни осмотра тела, ни вскрытия трупа не производили. И ни одного достоверного портрета Кавендиша тоже не сохранилось.
Большинство научных работ Кавендиша не публиковалось вплоть до самого 1921 года, и даже сейчас несколько ящиков, заполненных рукописями и приборами, назначение которых не поддается определению, остаются неразобранными. А то немногое, что известно, выглядит весьма необычно. Кавендиш проводил научные эксперименты, на целые столетия опережая свое время. Так, например, он рассчитал отклонения световых лучей, обусловленные массой Солнца, за 200 лет до Эйнштейна, и расчеты его почти совпадают с эйнштейновскими. Он точно вычислил массу нашей планеты и был в состоянии выделять легкие газы из атмосферного воздуха. В то же ремя он ничуть не заботился ни о публикации своих работ, ни о каком-либо признании ученым миром.
В 1775 г. он пригласил семерых выдающихся ученых, чтобы продемонстрировать сконструированного им искусственного электрического ската, и дал каждому ощутить электрический разряд, абсолютно идентичный тому, каким настоящий скат парализует свои жертвы. А по завершении показа он, опередивший своих современников Гальвани и Вольта, торжественно объявил приглашенным, что именно эта, продемонстрированная им, новая сила когда-нибудь революционизирует весь мир.
Кавендиш мог определять напряжение тока, касаясь электрической цепи рукой, что указывает на его необыкновенные физические качества. Несмотря на весьма скромные с точки зрения современной науки возможности своей лаборатории, он сумел очень точно вычислить массу Земли. И все эти необычайные, выдающиеся открытия Кавендиш совершил, опираясь даже не на науку своего времени, а пользуясь достижениями средневековой алхимии, языком и символами которой он владел.
Кавендиш был совершенно безразличен к окружающему его миру и никогда не интересовался происходящими в этом мире событиями - даже столь значительными, как Французская революция или наполеоновские войны, прокатившиеся по Европе.
Тем не менее, вряд ли правомерно объяснять его действия обыкновенным чудачеством. И раздавая деньги направо и налево, он вовсе не был филантропом. Да и его неприязнь к женщинам тоже не поддается объяснению. Один из современников Кавендиша, ученый по фамилии Ловекрафт, выразился о нем так: "Его облик - это всего лишь маска. Скрывающееся под ней существо не является человеком". Однако Кавендиш вовсе не был исключением среди выдающихся деятелей XVIII века - работала целая плеяда блестящих ученых, открытия которых опережали их время. Так, скажем, Роджер Боскович опубликовал в 1736 году трактат, в котором можно обнаружить упоминания не только о теории относительности, но и о таких областях знания, о которых науке почти ничего не известно и по сей день - например, о путешествиях во времени или антигравитации.
Среди выдающихся ученых, явно опередивших свое время, Кавендиш не одинок. Его современники Сен-Жермен, Боскович, Бенджамин Франклин, Джозеф Пристли и граф Румфорд тоже находятся в этом ряду. Известно, что люди эти были знакомы друг с другом и состояли в переписке. Вспомним, что Бенджамин Франклин написал Джозефу Пристли (а был это конец XVIII века): "Становится просто не по себе, когда представляешь, какими силами будет владеть человек через тысячу лет. Он научится лишать силы притяжения крупные массы материи, что придаст им абсолютную легкость и позволит перемещать их без малейшего усилия. В сельском хозяйстве затраты труда намного уменьшатся, а урожаи возрастут. Все наши болезни, включая и старение, будут побеждены. А время жизни человеческой можно будет продлить неограниченно, даже за те пределы, которые известны нам из Библии".
Между 1750 и 1800 годом были сделаны многие открытия, использовать которые тогдашняя наука была просто не в состоянии. Например, английский математик Кейли (Сау1еу) заявил, что, по его мнению, вскоре будет изобретен двигатель, достаточно мощный для того, чтобы поднять в воздух объект тяжелее воздуха. Основываясь на этом предположении, он уже в 1800 году разработал проект самолета. Примерно в тот же период появилась концепция искусственного спутника, который, будучи запущен из гигантской пушки, кружил бы вокруг нашей планеты...

Генри Кавендиш – ученый-мизантроп, отгородившийся от всего мира. Исключительное богатство позволяло ему жить так, как он считал нужным. И ученый выбрал для себя науку и одиночество. Жизнь и исследования этого ученого долгое время оставались загадкой для окружающих – суть экспериментов, проводимых Генри Кавендишем, стала понятна лишь многие годы спустя. 

Биография Генри Кавендиша скупа на подробности его личной жизни. Он был представителем одной из самых знатных английских семей. Свое значительное состояние он тратил на исследования и эксперименты. Его уму принадлежат значительные открытия в естественных науках, но подробные публикации открытий увидели лишь подписчики издания Philosophical Transactions, в котором описывались последние исследования членов Королевского научного общества. Большую часть своих научных записей Генри Кавендиш сохранил в собственном архиве, который стал доступен исследователям лишь через двести лет после его смерти. 
Больше всего в жизни Генри Кавендиш ценил одиночество. Со своими слугами он общался через короткие записки, не выносил присутствия у себя в доме посторонних людей. Часто он возвращался домой через черный ход, опасаясь разговора с собственной экономкой. Ученый сторонился женского общества и иногда взбирался к себе в кабинет по приставной лестнице только для того, чтобы избежать встречи с представительницами прекрасного пола, работающими у него. Генри Кавендиш ценил приватность превыше всего и мало интересовался действительностью. Такие социальные потрясения, как Французская революция и ее последствия, оставляли его равнодушным – во всяком случае, в сохранившейся переписке нет никакого намека на то, что ученый знал об этой социальной катастрофе конца 18 века. Зато он неплохо разбирался в мебели и коллекционировал самые уникальные образцы столярного искусства - сохранилась запись о приобретении им нескольких стульев с дорогой атласной обивкой.




Он настолько дорожил своим одиночеством, что велел похоронить себя в закрытом гробу, а на склепе с его прахом не должны были присутствовать надписи, указывающие на то, что там похоронен Генри Кавендиш. Фото знаменитого собора в Дерби, где был упокоен этот замечательный ученый, имеются в каждом путеводителе, но ни одного его достоверного портрета, к сожалению, не сохранилось. 



От своего отца, который успешно занимался метеорологией, Генри Кавендиш перенял дар наблюдения и склонность к научным исследованиям. Довольно точное взвешивание водорода подсказало ему мысль об использовании его в воздухоплавании. Его опыты с этим газом (Кавендиш называл его флогистоном) помогли ему открыть состав воды, разложить воздух на его составляющие: кислород, азот, углекислый газ, водные пары. Точность его анализов была столь велика, что повторяя опыты ученого практически в тех же условиях, У. Рамзай и Дж. Рэлей смогли открыть инертный газ аргон. 




Генри Кавендиш и его открытие закона взаимодействия электрических зарядов оставались в неизвестности более двухсот лет. Между тем этот основной закон электричества был открыт сэром Генри Кавендишем за двенадцать лет до Кулона. В другой своей работе ученый изучил влияние веществ, не проводящих электричество, на емкость конденсаторов. Его перу принадлежат первые, достаточно точные вычисления диэлектрических постоянных для некоторых веществ. 



Эмпирическое открытие Исаака Ньютона хотя и поражало воображение ученых, но нуждалось в практическом подтверждении. Опыт Генри Кавендиша с крутильными весами позволил с помощью этой простой конструкции измерить силу притяжения двух сфер, подтверждая тем самым закон всемирного тяготения. Данные исследования позволили вывести такие константы, как гравитационная постоянная, масса и средняя плотность планеты Земля. 



Этот очень скромный и замкнутый человек был одним из самых крупных меценатов того времени. Он материально поддерживал бедняков, которые стремились получить знания. Остались записи о студенте, который помогал ученому приводить в порядок огромную библиотеку Кавендишей. Узнав о материальных затруднениях своего помощника, Генри Кавендиш выписал колоссальную сумму в 10 тыс. фунтов стерлингов для его поддержки. И это далеко не единичный случай. 



Мало кому известно, что уникальное наследие Генри Кавендиша стало доступным благодаря другому известному ученому – Джеймсу Максвеллу. Ему удалось добиться разрешения просмотреть архивы эксцентричного исследователя. И даже сейчас большая его часть остается не разобранной – назначение проектируемых приборов и сложный язык рукописей практически не понятны современным ученым. Следует принять во внимание, что математический язык в то время не был досконально разработан, и объяснение многих функций было многосложным и непонятным. 
(И)

  • Он также увлекался коллекционированием мебели тонкой работы, документально подтверждена покупка им «десяти стульев и дивана красного дерева с атласной обивкой».
  • Излюбленным способом тратить деньги была для Кавендиша благотворительная деятельность. Как-то раз, узнав, что студент, помогавший ему упорядочивать библиотеку, оказался в трудной финансовой ситуации, Кавендиш немедленно выписал ему чек на 10 тысяч фунтов — сумму по тем временам громаднейшую. Подобным образом он поступал всю жизнь — и, тем не менее, всегда располагал миллионами фунтов стерлингов, будто обладал сказочным «неразменным рублем».
  • Большинство научных работ Кавендиша не публиковалось вплоть до второй половины XIX века, когда Джеймс Максвелл занялся разбором архивов Кавендиша. И даже сейчас несколько ящиков, заполненных рукописями и приборами, назначение которых не поддается определению, остаются не разобранными.
  • Одним из следствий его гравитационных измерений было довольно точное определение плотности. Однако, этот результат не был известен почти 100 лет, так как Кавендиш не заботился ни о публикации своих работ, ни о каком-либо признании учёным миром.
  • В 1775 году он пригласил семерых выдающихся учёных, чтобы продемонстрировать сконструированного им искусственного электрического ската, и дал каждому ощутить электрический разряд, абсолютно идентичный тому, каким настоящий скат парализует свои жертвы. А по завершении показа он, опередивший своих современников Гальвани и Вольта, торжественно объявил приглашенным, что именно эта, продемонстрированная им новая сила когда-нибудь революционизирует весь мир.
  • Хотя распространено мнение, что всемирно известная Кавендишская лаборатория названа в честь Генри Кавендиша, это не соответствует действительности. Она названа в честь родственника Генри, Уильяма Кавендиша, 7-го герцога Девоншира. Он был канцлером Кембриджского университета и пожертвовал крупную сумму на открытие первой в мире учебно-научной лаборатории при университете.
  • Примерно за 11 лет до Кулона закон взаимодействия зарядов был открыт Г. Кавендишем, однако результат не был опубликован и долгое время оставался неизвестным.
  • Он умер неженатым 24 февраля 1810 года, оставив состояние в 700 000 фунтов и ещё 6000 годового дохода от имения. К сожалению, ни один фунт из этого богатства не был пожертвован на нужды науки. Завещание же ученого содержало категорическое требование, чтобы склеп с его гробом сразу после похорон был наглухо замурован, а снаружи не было никаких надписей, указывающих, кто в этом склепе похоронен. Так и было сделано. Кавендиша похоронили в соборе в Дерби. Ни осмотра тела, ни вскрытия трупа не производили. И ни одного достоверного портрета Кавендиша тоже не сохранилось.





Изменено: Елена Харьковская - 10.10.2016 07:40:02
 
15 октября
15 октября 1844 года родился Фридрих Вильгельм Ницше

   ...       


 (15 октября 1844РёккенГерманский союз — 25 августа 1900ВеймарГерманская империя) — известный немецкий мыслительклассический филолог,композиторпоэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм моралирелигиикультуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.





Фридрих Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера, Байрона и особенно Гёльдерлина, а также впервые познакомился с музыкой Вагнера.



В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и, попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и отвергнутым. Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский университет вслед за своим наставником профессором Фридрихом Ричлем. Однако и на новом месте обучение филологии не принесло Ницше удовлетворения, даже несмотря на его блестящий успех в этом деле: уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет — беспрецедентный случай в истории университетов Европы.
Ницше не смог принять участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службусанитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.
"Заблистать через триста лет -- моя жажда славы."


Ницше. Великие философы







...   самый противоречивый персонаж в судьбе мыслителя:
 женщина, 
чье имя звучанием своим напоминает о библейской танцовщице — Лу Саломе.






 
16 октября
16 октября 1854 года родился Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд

     ...    

 ( 16 октября 1854 годаДублин — 30 ноября1900 годаПариж) — английский философэстетписательпоэт ирландского происхождения. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода.
Родился Оскар в семье врача. Первое образование в биографии Оскара Уайльда было получено дома. Родители, великолепно образованные, привили ему с детства любовь к книгам и языкам.


Затем же 1864-1871 года Оскар провел в Королевской школе Портора, закончив которую с медалью был направлен в Тринити-колледж. В этом учебном заведении Уайльд приобрел не только знания, а еще некоторые убеждения, черты характера, которые он сохранил на всю жизнь.
И без того прекрасное образование  Уайльда было продолжено в Оксфорде. Еще во время студенчества Оскар путешествовал по Европе, а также написал несколько произведений. За поэму «Равенна» получил Ньюдигейтскую премию. По окончанию университета поселился в Лондоне, ездил по США с лекциями.
Первый опубликованный сборник Уайльда «Стихотворения» вышел в 1881 году. Вернувшись в Лондон, Оскар женится на Констанции Ллойд. Следующий период его жизни был литературно плодотворен. Он работал журналистом, а также написал множество рассказов в то время. В 1890 году был опубликован роман Уайльда «Портрет Дориана Грея», быстро сыскавший успех.
Остроумие писателя прекрасно проявилось в комедиях «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным». После любовной связи с Альфредом Дугласом, маркиз Куинсберри подал на Уайльда в суд. Оскар был осужден на два года тюрьмы, в которой окончательно сломался морально. Освободившись в1897 году, поселился во Франции, изменив имя на Себастьяна Мельмота, написал «Балладу Редингской тюрьмы». 30 ноября 1900 года биография Уайльда оборвалась в результате болезни (менингита).





"Мы слишком много созерцаем Природу и слишком мало живем в ней."


"Последовательность — последнее прибежище людей, лишенных воображения."


"Жизнь движется быстрее Реализма, однако Романтизм всегда остается впереди Жизни."

"Если жизнь для меня задача, то не меньшая задача и я для нее."







Оскар Уайльд признан самым остроумным человеком в Великобритании (в ходе опроса BBC в 2007 году).
*
На экзамене в Оксфорде Уайльд переводил с древнегреческого отрывок из Нового Завета. Наконец профессор сказал: «Достаточно». 
Уайльд воскликнул: 
— Погодите немного! Так интересно узнать, чем это кончилось.
*
В Оксфорде Уайльд говорил своим товарищам: 
— Я буду поэтом, писателем, драматургом. Так или иначе, но я стану всемирно прославленным — или хотя бы ославленным.
*
На пароходе, плывшем в Америку, Уайльд сказал: «Я не вполне доволен Атлантикой. Она не столь величественна, как я ожидал». 
Тут же в газетах появились заголовки: 
«УАЙЛЬД РАЗОЧАРОВАН АТЛАНТИКОЙ». 
А одна из них поместила заметку: 
«Я разочарован Уайльдом», с подписью: «АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН».
*
При въезде в Америку Уайльда спросили, какие ценности он хочет указать в таможенной декларации. Он ответил: 
— Мне нечего декларировать, кроме моего гения. 
(Эта одна из известнейших фраз Уайльда, скорее всего, приписана ему задним числом.)
*
Уайльду предложили составить список ста лучших книг. 
— Это едва ли возможно, — ответил он. — Я написал только пять.          







Стихотворения в прозе  "Художник"


Был вечер, и вот в душу его желание вошло-
 создать изображение Радости, пребывающей одно мгновение. 
И он в мир пошел присмотреть бронзу. 
Только о бронзе мог он думать.
Но вся бронза во всем мире исчезла, и вот во всем мире не было литейной бронзы, 
кроме только бронзы в изваянии Печали, длящейся вовеки.
Это же изваяние он сам своими руками создал и поставил его на могиле той, 
кого он любил. На могиле усопшей,
 которую любил он больше всех, поставил он это изваяние своей работы, 
чтобы оно служило знаком любви, которая не умирает, и символом печали,
 которая длится вовеки. 
И вот во всем мире не было иной бронзы, кроме бронзы этого изваяния.
И взял он изваяние, которое он создал, и ввергнул его в большую печь, и пламени предал его.
И вот из бронзы в изваянии Печали, длящейся вовеки, он создал изваяние Радости, пребывающей одно мгновение.
Перевод Ф. Сологуба

































Оскар Уайльд "Саломея"

АУДИОКНИГИ ФАНТАСТИКА. Оскар Уайльд - Соловей и роза









 
С праздником Здаровья и побольше улыбок на лице колеги
 
Василий, у Вас очень странный уровень грамотности для учителя русского языка и литературы. А ещё у Вас странный сетевой проект. Так кто Вы на самом деле?
 
25 октября
25 октября 1881 года родился Пабло Пикассо 

       ...     

- Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо?, 25 октября 1881МалагаИспания — 8 апреля 1973МуженФранция) — испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.


Пабло рано проявил талант к рисованию. Уже с 7 лет он учился у своего отца технике рисования, который сначала поручал ему дописывать лапки голубей на своих картинах. Но однажды, доверив тринадцатилетнему Пабло дописать довольно большой натюрморт, он был настолько поражен техникой сына, что, по легенде, сам бросил заниматься живописью. 


В возрасте 13 лет Пабло Пикассо с блеском поступил в Барселонскую Академию художеств. На подготовку к экзамену, обычно занимавшую у студентов месяц, у Пикассо ушла неделя. Он поразил комиссию своим мастерством и был принят в Академию несмотря на свой юный возраст. Отец Пикассо совместно с его дядей решили послать Пабло в Мадридскую академию "Сан Фернандо", считавшуюся на тот момент самой передовой Школой искусств во всей Испании. Так, Пабло в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид. Однако занятия в Школе искусств продлились недолго, меньше года, и Пабло был захвачен всеми другими прелестями мадридской жизни, а также изучением работ впечатливших его тогда художников - Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, и в особенности Эль Греко. 




Коллекция ранних работ Пикассо находится 
в Барселоне, в музее Пикассо
. Самые известные из них: 
"Первое причастие"
 (1896) - большая картина, изображающая сестру Пикассо Лолу, 
"Автопортрет"
 (1896), 
"Портрет матери"
(1896). Уже будучи взрослым и посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал: 
"В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они"





Во время обучения в Мадриде Пикассо совершил свое первое турне в Париж - признанную тогда европейскую столицу искусств. Там он в течение нескольких месяцев посетил все без исключения музеи, изучая живопись великих мастеров: Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван-Гога, Гогена и многих других. Также он увлекался искусством финикийцев и египтян, готической скульптурой, японской гравюрой. Пабло интересовало абсолютно все. Тогда же, в первые годы жизни в Париже он познакомился с коллекционером и торговцем живописью Амбруазом Волларом, поэтами Максом Жакобом и 
Гийомом Аполлинером и многими другими. Он вновь посещал в Париж в 1901 и в 1902 году и уже окончательно перебрался туда к 1904 году. 

САЙТ:

  ....    - Много всего




Мальчик с букетом цветов1905 год
       
Пикассо встретил Жаклин Рок в 1953 году в керамической мастерской, где она работала. Ей было 27, а ему - 72. Он рисовал мелом голубей на стенах ее дома и каждый день дарил розу. Через 6 месяцев она сказала «да», а в марте 1961 года они поженились.




Музеи:
Барселона

Малага

Антибы-
Другие


"Если ты изберешь путь солдата, быть тебе генералом, если захочешь быть монахом, станешь папой, - говорила мне мать. Но я избрал путь художника и стал Пикассо"








"Русская жена Пабло Пикассо", 2007 г. Д/ф

Мост над бездной ("Герника" Пабло Пикассо"
Изменено: Елена Харьковская - 25.10.2016 18:03:32
 
История Дня народного единства
День народного единства в России – это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.
В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября – это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.
Было бы ошибкой считать, что День народного единства в России заменил собой всеми любимое 7 ноября. Но, как и 7-го ноября, в этот торжественный день проходят концерты, демонстрации и массовые шествия, благотворительные акции. Также в этот день обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России. Вечером 4 ноября стало доброй традицией устраивать визуальные шоу и фейерверки, праздничные гуляния и концерты.
Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.
 

Читают тему (гостей: 6)