Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Знаменательные и памятные даты
 
[CENTER]21 октября
[/CENTER]

21 октября1899 года родился Рошаль Григорий Львович


   ...    

- (1899—1983) — советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1967). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1950), (1951).



«Я еще маленький, совсем маленький. Живу с дедушкой и бабушкой в провинциальном городке... Зима. Маленький городок Новозыбков. Погруженный в густую тьму декабрьской ночи, он утопает в снежных сугробах. В городе еще нет электричества. А на воздвигнутой над воротами сада «Вольно-пожарного общества» деревянной дуге сияют синие, зеленые, красные электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух. Он весь испещрен светлячками разноцветных лампионов. И по дуге пробегает надпись: «Братья Патэ Иллюзион» - 
Григорий Львович Рошаль о своем первом знакомстве с кино.

Дважды Лауреат Государственных премий, народный артист СССР, кинорежиссер Рошаль Григорий Львович родился 21 октября 1899 года в городе Новозыбкове и 40 лет своей кипучей, творческой жизни отдал советской кинематографии. Памятным и очень значительным во всей его дальнейшей жизни было место в парке бывшего Вольно-пожарного общества, где находился кинотеатр «Иллюзион» французской компании «Братьев Патэ». Здесь, в один из морозных зимних ве-черов 1908 года, ему удалось посмотреть кинокартину «Али-баба и сорок разбойников». Г. Л. Рошаль вспоминает: «Меня просто поразили необыкновенно светлые краски, (да, даГ Фильм был цветной. Его кропотливо раскрашивали вручную), весь этот волшебный, мелькающий, совершенно новый для меня мир. А старик — учитель, который привел меня в «Иллюзион», шептал: «Чудо, чудо! Каждому человеку дается один раз возможность сказать: «Сезам, отворись!» Вот и для меня открылся мой Сезам. Гора чудес... Разве я мог думать, что доживу до этого, увижу такое?» На его глазах блестели слезы. И мы зачастили в кинематограф. Это посещение «Иллюзиона» стало решающим в моей жизни».
В годы революции Г. Л. Рошаль руководил театральной студией в Кисловодске. Спектакли этой студии увидел А. В. Луначарский и перевез студию в Москву. Здесь началась деятельная театрально - педагогическая и творчески-режиссер-ская работа Г. Л. Рошаля. Он был председателем Художественного совета Главного управления социального воспитания детей в Наркомпроссе и руководил мастерской педагогического театра. В Москве Рошаль кончает высшие режиссерские мастерские, руководимые В. Э. Мейерхольдом.
Первой работой Рошаля как режиссера был фильм «Господа Скотинины» (1926 г.). Это был в совершенно новой, современной трактовке «Недоросль» Фонвизина. Первым руководителем и редактором сценария Рошаля был А. В. Луначарский. Фильм удался и долгие годы был в списке рекомендованных картин для школ. Следующий фильм «Его превосходительство» на историко-революционную тему определил окончательную судьбу Г. Рошаля как режиссера. С еще большей полнотой дарование Рошаля раскрылось в работе над фильмом «Саламандра», поставленным по сценарию А. В. Луначарского. Этот фильм был одним из первых опытов совместной постановки советских и зарубежных кинематографистов. Далее Рошаль ставит фильмы «Две женщины», «Человек из местечка», «Май в Горловке». В 1934 году Г. Рошаль совместно с В. Строевой по мотивам произведений Ф. М. Достоевского («Неточка Незванова» и «Белые ночи») создает фильм «Петербургская ночь». В работе над этим фильмом проявились лучшие стороны дарования Рошаля.
В 1938 году Г. Рошаль создает один из лучших советских антифашистских фильмов «Семья Оппенгейм», который с-грал большую роль в разоблачении идеологии германского фашизма, готовившегося к нападению на нашу страну. В предвоенные годы Рошаль создает новые фильмы «Зори Парижа», «В поисках радости», «Дело Артамоновых».
Послевоенный период творчества Г. Л. Рошаля отмечел фильмами биографического характера: «Песня Абая», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Римский-Корсаков», «Вольница». По трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» созданы фильмы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Откликаясь на мировые события наших дней Г. Рошаль создал фильм «Суд сумасшедших», в котором решалась тема интеллигенции и ее протеста против поднимающего опять голову фашистского изуверства. В 1964 году Г. Рошаль начал съемку первого фильма о Карле Марксе «Год, как жизнь».
На протяжении всей его творческой деятельности верными помощниками Рошаля всегда были актеры. Многие талантливые артисты кино плодотворно работали с ним, некоторые из них с его помощью делали первые шаги в искусстве, другие были им «открыты» для кино, третьи обогащали самого ре-жиссера.
Г. Л. Рошаль награжден орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. 



"Римский-Корсаков" (1952) 
Режиссеры: Геннадий Казанский и Григорий Рошаль







Григорий Рошаль в гостях у киностудии "Юность". 


В поисках радости 1939г. Х/ф

Суд сумасшедших (1961) Х/ф
Знаменательные и памятные даты
 
21 октября
21 октября1847 года родился Антонио Фаваро 

   ...   
(итал. Antonio Favaro, 21 октября 1847-30 сентября 1922) — итальянский математик.
Получив степень доктора в Падуанском университете, он занял там же в 1872 г. должность профессора проективной геометрии, а в 1882 г. графической статики. Более крупными из этих трудов были: "Prime operazioni del calcolo grafico" ("Atti del Reale Istituto Veneto di scienze, lettere ed arti", I, 1871—73); "La statica grafica nell'insegnamento tecnico superiore" (там же, II, 1873); "Lezioni di statica grafica" (Падуя, 1877); "Norme di costruz. per aumentare la resistenza d. edifizi contro terremoti" (Венеция, 1883). 
Гораздо более, чем в сочинениях по графической статике, проявил Ф. самостоятельности и оригинальности в работах по истории математики. Его первой, появившеюся в печати, историко-математической работой было "Beitr?ge zur Geschichte der Planimeter" (F?rster, "Allgem. Bauzeitung", XXXVIII, 1873). За этим трудом последовали другие.
 В области истории физико-математических наук Ф. избрал главным предметом своих исследований жизнь и деятельность Галилея (более 20 работ). Поэтому в 1886 г., когда итальянское правительство пришло к мысли о необходимости заново обработанного и возможно полного издания сочинений Галилея, оно обратилось к Ф. с предложением взять на себя редакцию предположенного издания. С 1890 г. по 1900 г. Ф. выпустил X томов под загл. "Le opere di Galileo Galilei Edizione nazionale". Согласно первоначальным предположениям остаются ещё не изданными 10 томов. Вышла также отдельным изданием составленная А. Carli ed A. Favaro "Bibliografia Galileiana (1658—1895) raccolta ed illustrata" (Рим, 1896). В более или менее тесной связи с работами по изданию сочинений Галилея находятся и все другие труды Антонио Фаваро.
Другим важным трудом жизни Ф. было непрерывно ведённое им с 1878 г. в Падуанском университете чтение лекций по истории математики.
Знаменательные и памятные даты
 
20 октября

20 октября1632 года родился Сэр Кристофер Рен
   ...   


 (англ. Christopher Wren20 октября 1632 — 25 февраля1723) — английский архитектор и математик, который перестроил центр Лондонапосле великого пожара 1666 года. Создатель национального стиля английской архитектуры — т. н. реновского классицизма. По оценке словаря Брокгауза и Ефрона, «в своих произведениях Рен держался предпочтительно римского стиля, строго соблюдая правила Палладио, но применяя их с холодным расчетом ученого техника».



Англичанин Кристофер Рен увековечил свое имя, отстроив центр Лондона после пожара. Он был профессором астрономии, занимался математикой, его привлекала точная наука. Но главным дело его жизни стало зодчество.
Рен получил прекрасное образование сперва в Англии, затем во Франции. Его первые архитектурные заказы были в Оксфорде и Кембридже. Уже в этих работах он проявил себя как талантливый и смелый творец. После этого Кристоферу Рену предложили восстановить 52 приходские лондонские церкви. Одной из лучших его работ стал собор Святого Павла. Он предложил несколько проектов, пока не пришел к самому хорошему решению. Математически выверенные расчеты воплощались в строгости и сложности величественных форм. Кристофер Рен создавал новое лицо Лондона, задавал особенный стиль. Архитектора называли основоположник «реновского классицизма» и включили в список величайших людей Англии.
Кристофер Рен умер в 90 лет и был похоронен в соборе Святого Павла.
Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века - Шекспиром, Ньютоном и Мильтоном. Примечательно, однако, что, несмотря на разносторонность дарований, Рен уже далек от известного типа универсального человека Возрождения.

...
Рен был членом кружка передовых университетских деятелей. Как математик, являлся, по свидетельству Ньютона, одним из трех наиболее выдающихся геометров своего времени. Рен был профессором астрономии в Оксфорде. Он изобрел многие, в том числе строительные механизмы, а впоследствии стал одним из основателей и первых президентов созданного в 1660 году Королевского общества (Английской академии наук). Однако Рен вошел в историю, прежде всего, как самый выдающийся зодчий своей страны. Хотя он неоднократно избирался в парламент (1685-1702), известно лишь одно его выступление - в связи с налогообложением для постройки госпиталя в Челси. Позднее он был возведен в дворянское звание и получил титул баронета.


...       




"Если ты ищешь памятник, оглянись вокруг."
Надпись на склепе Рена-старшего в соборе св. Павла
Знаменательные и памятные даты
 
19 октября
19 октября 1862 года родился Огюст Луи Мари Николя Люмьер 
   ...     

(фр. Auguste Louis Marie Nicholas Lumire; 19 октября 1862, Безансон — 10 апреля 1954, Лион) — совместно со своим братом Луи, считается родоначальником кино, основателем французской киноиндустрии и кинорежиссуры. В то время как брат Луи занимался в основном технической стороной кинематографа и изобретательством, Огюст Люмьер исполнял роль организатора и менеджера.

Первый публичный платный сеанс кино был дан братьями 28 декабря 1895 в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже. На первых сеансах братья Люмьер демонстрировали сценки, в основном снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», «Завтрак младенца», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и другие. В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей.

У фотографа Антуана Люмьера, бывшего учителя рисования, было два сына: Огюст Мари Луи Николя родился в Безансоне 20 октября 1862 г., а Луи Жан – 5 октября 1864 г. Оба мальчика посещали Коммерческую и промышленную школу и параллельно работали на фабрике фотопластинок, принадлежавшей отцу. Они даже внесли несколько небольших изменений в процесс фотосъемки. Так, с 1880 г. стал применяться придуманный ими улучшенный тип сухих пластин.
 Повзрослев, Огюст и Луи не ограничились тем, что стали фабрикантами и удачными бизнесменами. Их интересы были гораздо шире: они обладали достаточными научными знаниями в области химии и без конца придумывали различные нововведения в технологии производства. В 1894 г. Антуан Люмьер приобрел в Париже кинетоскоп Эдисона – «глазок» для просмотра кадров. Так братья познакомились с движущимися изображениями Томаса Эдисона и стали интересоваться проблемой световой проекции «движущихся фотографий».
 Впоследствии Луи вспоминал: «Я изобрел кино, потому что заболел гриппом и должен был в течение трех дней лежать в постели. От нечего делать я стал думать над этим проектом». Вместе с братом Огюстом он разработал аппарат, названный ими «кинематографом». Основным изобретателем был Луи, а брат только помогал ему и никогда не претендовал на «первородство». Кроме технического изобретения, братьям принадлежит инициатива регулярного выпуска фильмов. Первая демонстрация кинематографического аппарата для съемки и проекции «движущихся фотографий» конструкции Люмьер состоялась в марте 1895 г. в одном из залов ассоциации содействия промышленности Франции, основанной самим Наполеоном Бонапартом. Был показан фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер». 
А первый платный киносеанс для публики, как мы уже знаем, состоялся в декабре того же года в парижском кафе. В тот день было продано всего 35 билетов, зато потом к братьям Люмьер выстраивались громадные очереди желающих увидеть «кино». После такого успешного дебюта кинематограф быстро распространился по Европе. Свой «кинематограф» для многократных публичных сеансов Огюст Люмьер заказал в мастерских, руководимых Жюлем Карпантье, автором конструкции лучшего фотоаппарата того времени. Выбрав такого поставщика, Люмьер обеспечил себе сотрудничество с выдающимся французским конструктором-механиком и нейтрализовал тем самым могучего конкурента.









Кино и реальность: как братья Люмьер впервые стерли эту грань?
Родоначальники кино. 
Знаменательные и памятные даты
 
18 октября

18 октября 1859 года родился Бергсон Анри 
   ...   

(Bergson, Henri) (1859–1941), выдающийся французский философ 20 в.  Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее — длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927).





 Родился в Париже 18 октября 1859 в еврейской семье. Образование получил в Лицее Кондорсе в Париже, затем в 1878–1881 в Высшем педагогическом институте. Преподавал в различных лицеях в Арье и Клермон-Ферране. Известность и репутацию Бергсон приобретал постепенно, ведя скромную жизнь преподавателя в Лицее Генриха IV и занимаясь сочинением философских трактатов. В 1897 стал профессором философии Высшей педагогической школы, в 1900 – в Коллеж де Франс. Ушел в отставку в 1914. Его лекции о «творческой эволюции» в Коллеж де Франс перед Первой мировой войной пользовались большим успехом у студентов. Следуя рекомендациям Уильяма Джемса, лекции часто посещали приезжавшие в Париж американцы. Философия Бергсона, в некоторых отношениях близкая философии Джемса, носила метафизический характер и развивалась в традиции европейской спекулятивной философии; при этом она содержала новые идеи о природе жизни, эволюции, реальности и познания. Как мыслитель Бергсон достиг мировой известности. Кроме того, он был одним из крупнейших деятелей послевоенного движения за международное сотрудничество, а в 1927 стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Поздний период творчества Бергсона отмечен созданием философского шедевра Два источника морали и религии (Les Deux Sourses de la morale et de la religion, 1932).


Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Бергсону не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он предпочел провести последние дни жизни вместе со своим народом. Бергсон умер как истинный философ в Париже 4 января 1941.

Бергсон родился в тот самый год, когда был опубликован труд Дарвина Происхождение видов. В Европе тогда велись живые дискуссии о смысле эволюции. Бергсон рано осознал, какое значение имеет понятие эволюции для философии. В те годы превалировало механистическое мировоззрение, согласно которому все вещи должны были объясняться в терминах материи и движения. Пользовавшийся популярностью взгляд Канта о непостижимости последней реальности, позитивизм Конта и широко распространенный скептицизм в отношении религии и всего сверхъестественного, – все это соединилось в мировоззрение, которое делало безнадежным любое стремление постигнуть смысл бытия, выходящего за пределы материального мира. Однако Бергсон не принял ни узкого взгляда на мир, ни теории о границах познания, ни отрицания человеческой свободы. С его точки зрения, современные мыслители некритически восприняли новый феномен эволюции, втиснув его в рамки старого материалистического мировоззрения, и Бергсон поставил под сомнение справедливость традиционных предпосылок механицизма.


Механицисты объясняли эволюцию следующим образом: живые организмы развивают способность к изменчивости; некоторые из приобретенных черт позволяют им адаптироваться, выжить и передать по наследству полезные свойства. Окружающая среда соответственно «отбирает», каким организмам можно продолжать существование и в конечном итоге выделиться в отдельный вид, а какие организмы должны погибнуть. Согласно этой теории, вся история жизни на Земле, со всем разнообразием видов, родов и классов, должна быть понята исключительно с точки зрения физических условий ее протекания; по сути дела, сама живая материя, по мнению Г.Спенсера и других мыслителей, есть не что иное, как совокупность физических и химических элементов. В жизни не заключено никакой цели, а в самих организмах – никакой избирательности; эволюция не имеет направления; свобода невозможна, а человек есть просто высшее животное.


Хотя Бергсон не намеревался воскресить понятие о «конечных» (целевых) причинах, он видел в широкой картине естественной истории, ставшей более понятной благодаря открытию биологической эволюции, свидетельство фундаментального и важного фактора, не замеченного теми, кто был поглощен чисто физическим объяснением явлений. Неоспоримый факт эволюции – постоянное рождение нового. На сцене природы мы не увидим скучного однообразия, разыгрывания одной и той же пьесы. Здесь нет фиксированной схемы, повторяющейся механически. Природа есть творческий процесс и порыв к новым формам и функциям, и не только в индивидуальных существах (например, в человеке), но и в рамках целых видов. В живых существах заложено целенаправленное, творческое начало.
"Наш ум — это металл, извлеченный из формы, а форма — это наши действия."
"Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен."

Бергсон Анри — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия...








Е. Тыжковская-Каспржак. «Творчество Даниила Хармса и философия Анри Бергсона»
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Художник Игорь Жарков
Тверь







Дон-Кихот

Самуил Маршак



Пора в постель, но спать нам неохота.
Как хорошо читать по вечерам!
Мы в первый раз открыли Дон-Кихота,
Блуждаем по долинам и горам.


Нас ветер обдаёт испанской пылью,
Мы слышим, как со скрипом в вышине
Ворочаются мельничные крылья
Над рыцарем, сидящим на коне.


Что будет дальше, знаем по картинке:
Крылом дырявым мельница махнет,
И будет сбит в неравном поединке
В неё копьё вонзивший Дон-Кихот.


Но вот опять он скачет по дороге...
Кого он встретит? С кем затеет бой?
Последний рыцарь, тощий, длинноногий,
В наш первый путь ведёт нас за собой.


И с этого торжественного мига
Навек мы покидаем отчий дом.
Ведут беседу двое: я и книга.
И целый мир неведомый кругом.
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
ГЭРИ ПАТТЕРСОН
От создателя улыбок
***   

Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 

Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 




Он снимает 
видео
 для своего канала в YouTube, чтобы показать другим детям, что творить по-взрослому можно даже в 13-летнем возрасте.