[CENTER]21 октября
[/CENTER] 21 октября1899 года родился Рошаль Григорий Львович
- (1899—1983) — советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1967). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1950), (1951).
«Я еще маленький, совсем маленький. Живу с дедушкой и бабушкой в провинциальном городке... Зима. Маленький городок Новозыбков. Погруженный в густую тьму декабрьской ночи, он утопает в снежных сугробах. В городе еще нет электричества. А на воздвигнутой над воротами сада «Вольно-пожарного общества» деревянной дуге сияют синие, зеленые, красные электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух. Он весь испещрен светлячками разноцветных лампионов. И по дуге пробегает надпись: «Братья Патэ Иллюзион» -
Григорий Львович Рошаль о своем первом знакомстве с кино.
Дважды Лауреат Государственных премий, народный артист СССР, кинорежиссер Рошаль Григорий Львович родился 21 октября 1899 года в городе Новозыбкове и 40 лет своей кипучей, творческой жизни отдал советской кинематографии. Памятным и очень значительным во всей его дальнейшей жизни было место в парке бывшего Вольно-пожарного общества, где находился кинотеатр «Иллюзион» французской компании «Братьев Патэ». Здесь, в один из морозных зимних ве-черов 1908 года, ему удалось посмотреть кинокартину «Али-баба и сорок разбойников». Г. Л. Рошаль вспоминает: «Меня просто поразили необыкновенно светлые краски, (да, даГ Фильм был цветной. Его кропотливо раскрашивали вручную), весь этот волшебный, мелькающий, совершенно новый для меня мир. А старик — учитель, который привел меня в «Иллюзион», шептал: «Чудо, чудо! Каждому человеку дается один раз возможность сказать: «Сезам, отворись!» Вот и для меня открылся мой Сезам. Гора чудес... Разве я мог думать, что доживу до этого, увижу такое?» На его глазах блестели слезы. И мы зачастили в кинематограф. Это посещение «Иллюзиона» стало решающим в моей жизни».
В годы революции Г. Л. Рошаль руководил театральной студией в Кисловодске. Спектакли этой студии увидел А. В. Луначарский и перевез студию в Москву. Здесь началась деятельная театрально - педагогическая и творчески-режиссер-ская работа Г. Л. Рошаля. Он был председателем Художественного совета Главного управления социального воспитания детей в Наркомпроссе и руководил мастерской педагогического театра. В Москве Рошаль кончает высшие режиссерские мастерские, руководимые В. Э. Мейерхольдом.
Первой работой Рошаля как режиссера был фильм «Господа Скотинины» (1926 г.). Это был в совершенно новой, современной трактовке «Недоросль» Фонвизина. Первым руководителем и редактором сценария Рошаля был А. В. Луначарский. Фильм удался и долгие годы был в списке рекомендованных картин для школ. Следующий фильм «Его превосходительство» на историко-революционную тему определил окончательную судьбу Г. Рошаля как режиссера. С еще большей полнотой дарование Рошаля раскрылось в работе над фильмом «Саламандра», поставленным по сценарию А. В. Луначарского. Этот фильм был одним из первых опытов совместной постановки советских и зарубежных кинематографистов. Далее Рошаль ставит фильмы «Две женщины», «Человек из местечка», «Май в Горловке». В 1934 году Г. Рошаль совместно с В. Строевой по мотивам произведений Ф. М. Достоевского («Неточка Незванова» и «Белые ночи») создает фильм «Петербургская ночь». В работе над этим фильмом проявились лучшие стороны дарования Рошаля.
В 1938 году Г. Рошаль создает один из лучших советских антифашистских фильмов «Семья Оппенгейм», который с-грал большую роль в разоблачении идеологии германского фашизма, готовившегося к нападению на нашу страну. В предвоенные годы Рошаль создает новые фильмы «Зори Парижа», «В поисках радости», «Дело Артамоновых».
Послевоенный период творчества Г. Л. Рошаля отмечел фильмами биографического характера: «Песня Абая», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Римский-Корсаков», «Вольница». По трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» созданы фильмы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Откликаясь на мировые события наших дней Г. Рошаль создал фильм «Суд сумасшедших», в котором решалась тема интеллигенции и ее протеста против поднимающего опять голову фашистского изуверства. В 1964 году Г. Рошаль начал съемку первого фильма о Карле Марксе «Год, как жизнь».
На протяжении всей его творческой деятельности верными помощниками Рошаля всегда были актеры. Многие талантливые артисты кино плодотворно работали с ним, некоторые из них с его помощью делали первые шаги в искусстве, другие были им «открыты» для кино, третьи обогащали самого ре-жиссера.
Г. Л. Рошаль награжден орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени.
"Римский-Корсаков" (1952)
Режиссеры: Геннадий Казанский и Григорий Рошаль
В поисках радости 1939г.
Суд сумасшедших (1961)