Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Солнечные пятна выходят на поверхность гораздо медленнее, чем предполагалось ранее

Считается, что активные области Солнца состоят из сильных магнитных солнечных пятен и окружающих областей диффузного магнитного поля. Эти районы являются источником солнечной активности, которая управляет космической погодой и вызывает такие прекрасные явления, как полярные сияния. Однако в некоторых случаях сильная солнечное излучение может привести к повреждению сигналов со спутников или электрическим сетей. Именно активные области Солнца представляют собой результат концентраций магнитных потоков — пучков силовых линий магнитного поля, поднимающихся из глубин в недрах Солнца и пронизывающих поверхность.

Команда ученых из Института Макса Планка, отдела исследований Солнечной системы, а также Университета Геттингена и Высокогорной обсерватории Национального центра атмосферных исследований смогла провести уникальное исследование на эту тему, которое было опубликовано в журнале Science. Результаты показали, что магнитные концентрации потока двигаются вверх через солнечную поверхность со скоростью не более 150 м/с. Это гораздо медленнее, чем предсказывала текущая модель.

Таким образом ученые выяснили, что явным признаком магнитного потока, пронизывающего поверхность Солнца являются области с магнитными полями противоположной полярности. Эти противоположности отчетливо видны на магнитных картах, предоставленных прибором HMI на борту зонда НАСА обсерватории солнечной динамики (SDO). Именно с помощью данных этого зонда, исследователям и удалось идентифицировать активные области и выявить особенности их образования.


Самая обзорная карта Галактики может помочь в изучении темной энергии

Впервые международная команда астрономов смогла создать самую большую трехмерную карту далеких галактик с целью помочь ученым понять одну из самых загадочных сил во Вселенной. Команда под руководством доктора Флориана Бойтлера из Университета Портсмута и Института космологии и гравитации в течение десяти лет изучали 1,2 миллиона галактик в рамках программы Sloan Digital Sky Survey III (SDSS-III) и наконец смогли добиться определенного успеха.

«Это позволило нам сделать наиболее точные измерения «темной энергии» на сегодняшний день, — той силы, которая является движущей силой ускоренного расширения Вселенной», — отметил доктор Бойтлер. «Эта очень подробная трехмерная карта представляет собой колоссальную работу Портсмутского университета и учреждений-партнеров, которая продолжалась в течение десяти лет и помогла собрать измерения в галактиках на четверти всего земного небосклона.
Теперь ученые уверены, что используя эту карту, они смогут сделать наиболее точные измерения предполагаемой темной энергии и выяснить ее роль в постоянном расширении Вселенной».


Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
19 июня 1976 года "Викинг-1" вошел в орбиту вокруг Марса. Посадка отделяемого аппарата на поверхность Марса была запланирована на 4 июля 1976 года, в двухсотлетие со дня независимости США. Однако изображение запланированного места посадки показали его непригодность для безопасной посадки. В течение первого месяца полетов вокруг Марса проводилось интенсивное фотографирование поверхности планеты в поисках места для приземления. Лишь 20 июля в 8-51 от "Викинга-1" отделился специальный модуль и о 11-53 совершил посадку в районе Chryse Planitia, начав передачу фотографий марсианской поверхности.


Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Открытий биологам в бассейне Амазонки хватит минимум на 300 лет

В то время, как миллионы людей охотятся в виртуальной реальности за «покемонами», ученые ведут столь же усердную охоту за новыми и редкими видами животных и растений.

Результаты исследований биологов дают повод утверждать, что на протяжении еще как минимум 300 лет ученые будут открывать в бассейне Амазонки новые виды деревьев и других растений.

Несколько сот видов деревьев, обнаруженных и систематизированных за последние 300 лет, всего лишь часть того, что еще скрыто в глубине девственных лесов Амазонки и ждет своих открывателей, и вряд ли все они будут найдены даже на протяжении еще 300 лет.

Исследователи Полевого музея говорят о том, что сейчас собрано 11 676 видов растений и деревьев в этих скрытых от глаз цивилизованного человека местах, и как минимум еще 4 000 им предстоит найти и описать.

В дебрях бассейна Амазонки произрастают около 50 000 видов различных растений, и количество видов деревьев, безусловно, бледнеет перед общим числом видов флоры этих мест. А еще около 1300 видов птиц и 427 видов млекопитающих, которые называют эти южноамериканские тропические леса своим домом.

На огромной площади в 2 миллиона квадратных миль, конечно же, найдется еще немало удивительных находок из мира деревьев и растений, как, например, каучуковое дерево, перевернувшее наши представления о деревьях вообще, или хинное дерево, позволившее людям сделать лекарство от малярии.


Безграничный источник энергии найден на дне океана

Ученые из США обнаружили на дне океана неисчерпаемый источник энергии. Она представлена урановыми залежами, но проблема состоит в добычи этого металла из-под океанических вод. А работать действительно есть над чем – под водой находится более 4 миллиардов тонн урановых руд.

Учитывая развитие ядерной энергетики, этого количества радиоактивного вещества хватит для того, чтобы на десятки тысяч лет вперед обеспечить человечество энергией. Человечество не нуждалось бы в энергии, если бы удалось добыть хотя бы малую долю спрятанного на дне сокровища.

Сейчас актуальнее всего именно добыча урана. Энергетические компании инвестируют миллионы долларов в разработки по добыче металла со дна океана. Неплохой проект представили ученые из американского департамента энергетики – они предложили специальные волокна, собирающие на себе молекулы диоксида урана.

Это важные разработки, которые обязаны быть успешными, потому что вся ядерная энергетика зависит от добычи урановых руд.


Ученые создали невидимый объект с помощью наночастиц

Ученые из университета Марии в Лондоне представили свою новую разработку – полностью невидимый объект, выполненный из наночастиц. Ранее упоминалось о том, что удалось создать плащ-невидимку, но в этот раз наука шагнула немного дальше.

По сути, данный объект – это наночастицы, которые обманывают электромагнитные волны, а значит, и глаз человека, делая объект невидимым. Суть остается та же, что и у мантии – материал выступает отражателем для волн разного диапазона.

Ян Хао, исследователь, который руководит проектом, указал, что это изобретение можно будет применять в разных отраслях, начиная от науки и заканчивая прикладными областями, например, технологиями, производством.

Пока что неизвестно, что ждет это открытие впереди – ученые не разглашают, что они собираются делать со своей новой разработкой, но у нее впереди однозначно многообещающее будущее.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
19 июля 1814 года английский мореплаватель М. Флайндерз в своей книге впервые назвал Зеленый континент Австралией

Мэтью Флиндерс — британский исследователь Австралии. За годы своей карьеры совершил плавания вместе с капитаном Уильямом Блайем, исследовал австралийский материк, дав ему современное название. Автор знаменитой книги «A Voyage to Теrra Australis». В ходе экспедиции, которая длилась с 1801 по 1803 года, Флиндерс обследовал и нанёс на карту южное побережье Австралии, открыл заливы Спенсер, Сент-Винсент, полуостров Йорк и прибрежные острова, в том числе Кенгуру, открытый несколько ранее независимо от него французской экспедицией Н.Бодена.

В 1802 году обследовал восточное и северное побережье Австралии, нанёс на карту Большой Барьерный риф и произвёл съёмку залива Карпентария. Тогда же в корабле была обнаружена течь. 9 июня 1803 году путешественнику удалось доплыть до Сиднея. Однако судно было признано непригодным для плавания и было забраковано. Не найдя другого корабля для продолжения экспедиции, Флиндерс был вынужден отправиться в Англию в качестве пассажира судна «Порпес». Однако 17 августа 1803 года корабль потерпел крушение на Большом Барьерном рифе примерно в 1100 км к северу от Сиднея. Тем не менее Флиндерсу удалось выжить, и он вернулся в Сидней. 

Впоследствии путешественник взял под командование катер «Камберленд», который отправился в путь 11 октября. Флиндерс проплыл через Торресов пролив и взял курс юго-запад к мысу Доброй Надежды. Однако вскоре в судне была найдена течь, поэтому мореплаватель был вынужден 17 декабря 1803 года зайти в один из портов Маврикия, который в то время был французской колонией. Однако в мае того же года между Англией и Францией разгорелась новая война, поэтому жизнь Флиндерса оказалась под угрозой. Поначалу путешественник надеялся на свой французский паспорт, который был выдан ему перед экспедицией в Австралию, и научный характер его путешествия. Но здешний французский губернатор отнёсся к Флиндерсу с подозрением и задержал его.

Освободиться путешественнику удалось только в июне 1810 года после удачной блокады острова британским флотом и обещания не воевать против Франции. Вернувшись 23 октября 1810 года в Англию, Флиндерс тотчас же принялся за написание книги «A Voyage to Terra Australis», которая была опубликована 18 июля 1814 года. На следующий день путешественник умер. Флиндерс стал первым человеком, использовавшим систематически в своих журналах, произведениях название «Австралия», и именно после публикации его книги «A Voyage to Terra Australis» оно стало регулярно использоваться.

В честь путешественника названо большое количество географических объектов и мест в Австралии: остров у берегов Тасмании, банка в Индийском океане, проход и рифы в Большом Барьерном рифе, в Австралии — хребет, река и город, бухта и населённый пункт Флиндерс-Бей на юго-западе материка. В столице Южной Австралии Аделаиде именем капитана Флиндерса назван один из университетов.


Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
19 июля 1980 года в Москве открылись XXII летние Олимпийские игры

С 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина горел огонь игр XXII Олимпиады. На протяжении 15 дней в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и Таллинне состязались лучшие спортсмены мира. В XXII Олимпийских играх приняли участие спортивные делегации 81 страны общей численностью 8310 человек, в том числе 5748 спортсменов. Из-за бойкота в связи с вводом советских войск в Афганистан на московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии и некоторых других стран. Спортивные соревнования судили 1245 судей из 77 стран. Игры смотрели по телевидению в 111 странах. Было разыграно 203 комплекта медалей по 21 виду спорта, установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. Призерами Олимпиады-80 стали спортсмены 36 стран. Советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей. 

Специально к Олимпиаде было сдано в эксплуатацию 78 объектов. В Москве над малой ареной Лужников появилась крыша, неподалеку расположился универсальный зал «Дружба», похожий на морскую звезду. В Крылатском был построен великолепный велотрек, а рядом - асфальтобетонная велотрасса. Здесь же - гребной канал и поля для стрельбы из лука. За месяц до Олимпиады открыт крупнейший в Европе спорткомплекс «Измайлово» с манежем для тяжелоатлетов. Под одной крышей комплекса ЦСКА на Ленинском  проспекте  - футбольное поле и легкоатлетический манеж. Параллельно  проспекту  Мира построен «Олимпийский» проспект с бассейном и самым большим в Европе крытым стадионом, крыша-мембрана которого без единой опоры покрывает площадь четырех футбольных полей. В «Останкино» достраивается олимпийский  телерадиокомплекс. 

Официальным талисманом Олимпийских игр 1980 года стал медвежонок Миша, исконный герой русских народных сказок, исторический символ русской природы. В 1977 году группа советских художников получила задание «рисовать медведей», и из представленных на конкурс эскизов был выбран рисунок Виктора Чижикова, на котором был изображен всем теперь известный улыбающийся медвежонок. В дни Олимпиады его изображение было везде - на значках, конвертах, марках, сувенирах, одежде. А подлинным триумфом Миши стала церемония закрытия Олимпийских Игр. Под занавес торжества на поле вышли Лев Лещенко, Татьяна Анциферова с ансамблем «Пламя». Под песню, ставшую гимном Олимпиады-80 - «До свиданья, Москва» (авторы – Александра Пахмутова и Николай Добронравов) огромный коричневый Миша, находившийся в центре стадиона, вместе с многочисленными воздушными шарами стал отрываться от земли. Весь стадион встал, провожая талисман московских Олимпийских игр. Медвежонок, помахивая правой лапой, попрощался со спортсменами, журналистами, болельщиками, организаторами соревнований и плавно взмыл в небо.



19 июля 1485 года итальянский мастер Антон ФРЯЗИН заложил на Москве-реке старейшую из башен Московского Кремля - Тайницкую

С Тайницкой башни началось сооружение кремлевских укреплений. Под башней был вырыт тайник-колодец, которому башня и ее ворота обязаны своим названием. В случае осады через этот колодец и подземный ход можно было снабжать Кремль водой. Башня была построена в 1485 году Антоном Фрязиным. В конце XVII века над башней был возведен шатер. К сожалению, башня построенная в XV веке, до нас не дошла: в 1770 году ее снесли, так как в Кремле приступали к строительству Кремлевского дворца по проекту В.Баженова. Однако уже в 1771–1773 годах башня была восстановлена с последующей надстройкой шатрового верха. В 1930 году стрельница была разобрана, а ворота и тайники заложены. 

По аналогии с башней назван Тайницкий сад, располагающийся вдоль кремлевской стены, выходящей к берегу Москва-реки. Здесь находилась Благовещенская церковь с Житным двором, где хранились запасы хлеба для царского двора, а также храм святых Константина и Елены, который впервые упоминается в летописях в конце XIV века. Благовещенская церковь разрушена в 1932 году, а на месте Константино-Еленинского храма, уничтоженного в 1928 году, до середины 1960-х годов устраивались детские новогодние елки. На высоком холме, ограничивающем территорию сада, до Октябрьской революции находился мемориальный комплекс царю-освободителю Александру II, построенный на добровольные пожертвования русского народа в конце XIX века и разрушенный в 1918–1920 годах.

Изменено: Елена Сальникова - 17.07.2016 20:28:53
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Искусственные подсластители заставляют больше есть

Специальная система в мозге, сравнивающая вкус еды с её калорийностью, чувствует в подсластителях обман и стимулирует чувство голода, чтобы пополнить кажущийся недостаток энергии.

Искусственные подсластители используют, чтобы уменьшить калорийность продуктов: например, подсластитель сукралоза в 600 раз слаще сахара, поэтому, хотя она, как и сахароза, представляет собой углевод, её нужно добавить во много раз меньше, чтобы добиться такого же сладкого вкуса, что и с намного большей порцией обычного сахара.

И если у человека ожирение или диабет, такие вещества оказываются очень кстати – они помогают безболезненно скорректировать количество калорий и сахара, поступающих в организм. Но со временем у подсластителей обнаружился странный и неприятный побочный эффект: оказалось, что из-за них сильнее хочется есть. И причиной тому, как пишут в Cell Metabolism исследователи из Сиднейского университета и Медицинского института Гарвана, кроется в нейронной системе, которая оценивает одновременно калорийность еды и её сладкий вкус.

В эксперименте мух дрозофил несколько дней кормили едой с добавкой сукралозы, наблюдая за их поведением и анализируя процессы, происходящие в нервной системе насекомых. Оказалось, что дрозофилы под конец начинали поглощать на 30% больше калорий, чем если бы они сидели на пище с обычным сахаром. Более того, мухи становились гиперактивны, у них начиналась бессонница, а если они засыпали, то сон у них был плохой. Подобные симптомы случаются при лёгком голодании (как у животных, так и у людей), но ведь в данном случае дрозофил никто специально голодом не морил.

Оказалось, что использование подсластителя сказывается на работе нервных центров, которые следят за энергетическим балансом. Сладкий вкус служит тут важным параметром, поскольку он указывает на содержание углеводов, а углеводы – высокоэффективный источник энергии. И вот система энергетической оценки в какой-то момент понимает, что прежнему сладкому вкусу соответствует более низкое, чем раньше, количество калорий – и в этот момент, по словам авторов работы, происходит рекалибровка соответствия между сладостью и калорийностью. В результате возникает «добавочное» чувство голода.

То же самое происходило и с подопытными мышами, которых держали на корме с сукралозой: животные начинали больше есть и, что самое главное, в мозге у них срабатывали те же самые молекулярные цепочки сигналов, что и у дрозофил.

Очевидно, механизм, связывающий сладкий вкус с энергетической ценностью, весьма консервативен, и нечто подобное можно найти и у человека. И, скорее всего, разновидность подсластителя тут не играет никакой роли.

Возможно, выходом из положения здесь стали бы какие-нибудь вещества, которые успокаивали бы нейронные центры, сравнивающие сладость и калории, и не давали бы им провоцировать нас на обжорство.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
18 июля 1768 года родился Жан Робер Аргбн, непрофессиональный математик. В 1806 году, управляя книжным магазином в Париже, он издал идею геометрической интерпретации комплексных чисел, известную сейчас как диаграмма Аргана. Позже он ввёл термин «модуль комплексного числа» (1814—1815).

Арган родился в Женеве, Швейцария. О его образовании в основном ничего неизвестно. Поскольку в изучении математики он был самоучкой, и он не принадлежит ни к одной математической организаций, то он скорее всего рассматривал математику как хобби, а не профессию.

В 1806 году он с семьей переехал в Париж и, управляя книжным магазином там, издал свое «Эссе о методе представления мнимых величин» («Essai sur une mani?re de repr?senter les quantit?s imaginaires dans les постройки g?om?triques»). В 1813 году оно было переиздано во французском журнале «Annales de Math?matiques».

В эссе обсуждался метод изображения в виде графика комплексных чисел через аналитическую геометрию. Темой комплексных чисел также занимались другие математики, особенно Карл Фридрих Гаусс и Каспар Вессель.

Жан Робер Арган умер по неизвестным причинам 13 августа 1822 года в Париже.


18 июля 1811 года родился Джеймс Бэйтман, британскийботаник, садовод, коллекционер и специалист по орхидеям, один из первых разработчиков культуры орхидей

Джеймс Бэйтман родился в городе Бери.

Отец Бэйтмана поощрял своего сына в садоводстве, и в 1833 году молодой Бэйтман нанял коллекционера растений по имени Колли для поиска орхидей.

В Оксфорде он получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1834 году и магистра в 1845 году.

Как и многие другие знаменитые специалисты по орхидеям, Бэйтман проявил ранний и прочный интерес к ботанике.

Бэйтман был одним из первых разработчиков культуры орхидей. Он спонсировал экспедиции в Мексику и Южную Америку, благодаря чему коллекционеры собирали редкие экземпляры.

Джеймс Бэйтман был трудолюбивым человеком, увлечённым своим хобби. Он стремился установить знакомство с любым, кто жил в тех областях, где орхидеи росли в естественных условиях.

С 1833 года он был членом Лондонского Линнеевского общества, а с 1838 года — членом Лондонского королевского общества.

В 1837—1843 годах была опубликована его работа The Orchidaceae of Mexico and Guatemala.

В 1867 году была опубликована его работа A Second Century of Orchidaceous Plants.

В 1864—1874 годах была опубликована его работа Monograph of Odontoglossums.

Джеймс Бэйтман умер в графстве Суссекс 27 ноября 1897 года в возрасте 86 лет.

Около десяти лет назад оригинальный фолиант работы Джеймса Бэйтмана The Orchidaceae of Mexico and Guatemala был продан на аукционе за $ 250,000.

Орхидеи увековечены в коллекционных серебрянных монетах Сиграпура достоинствами 1 доллар и 5 долларов.


18 июля 1853  года родился Хендрик Антон Лоренц, нидерландский физик, создатель электронной теории

Родился Хендрик Антон Лоренц в Арнеме. Учился в Лейденском университете (1870—1872), в 1878—1923 профессор этого университета. С 1923 директор исследовательского института Тейлора в Харлеме. В своей докторской диссертации (1875) Лоренц рассмотрел отражение и преломление света с позиций электромагнитной теории Дж. Максвелла и показал, что на границе 2 сред возникают 4 условия (а не 6, как требовала механическая теория света). Это свидетельствовало о поперечности световых волн и служило доказательством электромагнитной теории света. В 1878 Лоренц объяснил дисперсию света интерференцией падающих волн и вторичных волн, возникающих при колебаниях заряженных частиц под действием падающих волн. Эта работа была первым шагом к разработке электронной теории, основные положения которой Лоренц сформулировал в 1892.

С точки зрения теории Лоренца всякое вещество состоит из положительных и отрицательных дискретных зарядов, движением и взаимодействием которых обусловлены электромагнитные явления, а также электрические, магнитные и оптические свойства вещества (Лоренца — Максвелла уравнения). Лоренц вывел выражение для силы, действующей со стороны электромагнитного поля на движущийся заряд (Лоренца сила). С помощью электронной теории Лоренцу удалось объяснить многие явления (соотношение между коэффициентом преломления вещества и поляризуемостью — Лоренц — Лоренца формула, связь между коэффициентами тепло- и электропроводности металлов, эффекты Холла, Керра и другое). Лоренц объяснил Зеемана эффект и предсказал поляризацию компонент зеемановского расщепления (Нобелевская премия, 1902, совместно с П.Зееманом). Классическая электронная теория нашла своё завершение в монографии Лоренца «Теория электронов» (1909). 

Электронная теория в том виде, в каком она была создана Лоренцом, не только полностью сохранила своё значение до настоящего времени, но и явилась фундаментом многих современных физических представлений. Лоренц — автор классических работ по электродинамике движущихся сред. В 1895 он формально ввёл понятие «местного времени» и показал, что уравнения Максвелла приближённо справедливы во всех равномерно и прямолинейно движущихся системах отсчёта. Для объяснения Майкельсона опыта Лоренц использовал предположение о сокращении продольных размеров в направлении движения тел, высказанное им (и независимо от него ирландским физиком Дж.Ф.Фицджеральдом) в 1892.

Ввёл пространственно-временные преобразования, описывающие переход от одной инерциальной системы отсчёта к другой и оставляющие инвариантными уравнения Максвелла (Лоренца преобразования, 1904), а также нашёл зависимость массы от скорости. Эти работы Лоренца сыграли большую роль в подготовке относительности теории. Лоренцу принадлежит также ряд работ по термодинамике и статистической физике (применение теоремы вириала к кинетической теории газов, термодинамика термоэлектрических явлений, молекулярная теория разбавленных растворов, применение статистических методов к электронной теории металлов и так далее).

Некоторые работы Лоренца посвящены квантовой теории излучения, общей теории относительности. Лоренц был председателем комитета по подготовке проекта частичного осушения залива Зёйдер-Зе (1918—1926); для этого проекта он разработал новые математические методы гидродинамических расчётов. Был организатором и председателем Сольвеевских конгрессов по физике (1911—1927). Член Комитета Лиги Наций по интеллектуальному сотрудничеству (с 1923, президент с 1927). Член многих академий и научных обществ мира. Умер Лоренц в Харлеме 4 февраля 1928.года. В 1925 году Нидерландская королевская академия наук учредила золотую медаль Лоренца, которая присуждается раз в четыре года за достижения в области теоретической физики. Имя Лоренца носит система шлюзов (Lorentzsluizen), которая входит в комплекс сооружений дамбы Афслёйтдейк, отделяющей залив Зёйдерзе от Северного моря. Именем Лоренца названы многочисленные объекты (улицы, площади, школы и так далее) в Нидерландах.

В 1931 году в Арнеме, в парке Сонсбек (Sonsbeek), был открыт памятник Лоренцу работы скульптора Освальда Венкебаха (нидерл. Oswald Wenckebach). В Харлеме на площади Лоренца и в Лейдене у входа в Институт теоретической физики находятся бюсты учёного. На зданиях, связанных с его жизнью и деятельностью, расположены мемориальные доски. В 1953 году, к столетнему юбилею знаменитого физика, была учреждена стипендия Лоренца для студентов из Арнема, обучающихся в голландских университетах. В Лейденском университете имя Лоренца носят институт теоретической физики (Instituut-Lorentz), почётная кафедра (Lorentz Chair), которую каждый год занимает кто-либо из видных физиков-теоретиков, и международный центр по проведению научных конференций. Шлюз Лоренца. Один из лунных кратеров назван именем Лоренца.



Изменено: Елена Сальникова - 17.07.2016 20:05:52
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Ученые нашли молекулу, которая поможет печатать микросхемы из пластика

Ученые из МГУ совместно с коллегами из Германии выяснили, что молекула под названием [3]-радиален, известная науке уже около 30 лет, может использоваться при создании органических полупроводников. Дмитрий Иванов, заведующий лабораторией инженерного материаловедения при факультете фундаментальной физико-химической инженерии МГУ, считает, что достижение ученых значительно поможет развитию органической электроники и, в частности, созданию органических светодиодов и новых классов органических солнечных батарей.

Органическая или «пластиковая» электроника — сравнительно молодое научное направление, возникшее около 15-20 лет назад. Его цель — разработка электронных устройств на органических материалах. Такая электроника пока уступает стандартной кремниевой в быстродействии, она также пока менее долговечна. Но у нее есть и преимущества — легкость, тонкость, гибкость, прозрачность. И самое главное — пластиковая электроника значительно дешевле кремниевой. К основным применениям органической электроники следует отнести создание солнечных батарей, намного более дешевых, чем батареи на кремнии (высокая стоимость — одна из причин, которая не позволяет последним покрывать большие площади и, таким образом,более полно использовать энергию солнечного света). Также органическая электроника может применяться при создании светоизлучающих устройств и органических полевых транзисторов.

Молекула, о которой идет речь, представляет собой так называемый допант (что означает «легирующая примесь»), добавление которого к полимерной основе существенно увеличивает ее электрическую проводимость. Подобные допанты для неорганических полупроводников разрабатываются уже в течение нескольких десятилетий, однако, по словам одного из соавторов статьи Дмитрия Иванова, в отношении органических проводников это направление изучено значительно скромнее. В настоящее время чаще всего применяются фторированные допанты. В сочетании с разными органическими полупроводниками они способны резко увеличивать их электрическую проводимость, однако подходят далеко не для всех полимеров, использующихся сегодня в «пластиковой» электронике.

«Вместе с коллегами из Дрездена мы решили предложить совершенно новый тип низкомолекулярного допанта для органических полупроводников, — сообщает Дмитрий Иванов. — И здесь важно было подобрать такую молекулу, чтобы она не только подходила по своим энергетическим уровням на роль допанта, но, что самое главное, важно было, чтобы допант хорошо смешивался с полимером, чтобы он при контакте с полимером не выделялся в отдельную фазу, кристаллизовавшись и, фактически, потеряв контакт с полимером».

Главный вклад лаборатории Иванова в эту работу свелся к исследованию физики фазовых превращений, физики смешивания в таких бинарных системах, иначе говоря — поиск подходящего кандидата с позиций полимерной физики.

И такой кандидат был найден. Им оказалась производная молекулы под названием [3]-радиален. Это небольшая плоская молекула, в которой атомы углерода соединены в структуру треугольной формы. Среди других потенциально интересных соединений [3]-радиален имеет самую подходящую по энергии незанятую молекулярную орбиталь с минимальной энергией. Это означает, что электроны относительно легко с нее соскакивают, становясь свободными зарядами и увеличивая проводимость материала. [3]-Радилен таким образом становится сильнейшим допантом для органических полупроводников из тех, что известны в научной литературе.

Эксперименты с радиаленом подтвердили результаты квантово-химических расчетов, показав, что вещество прекрасно смешивается с полимерами и позволяет увеличивать их электрическую проводимость в десятки и даже сотни раз. Было установлено, что вплоть до 50-процентного содержания допанта в полимере не происходит фазового расслоения, зато кристаллическая структура полимера постепенно изменяется. Это означало, что молекулы допанта встраиваются в полимерную кристаллическую решетку и формируют там так называемый со-кристалл. А образование со-кристаллов, по словам Иванова, как раз и является одной из основных причин высокой эффективности нового соединения.

«Новый допант, точно так же, как и его фторированные и на сегодня наиболее популярные аналоги, относится к разряду электрон-дефицитных органических допантов, — сообщает Дмитрий Иванов. — Фтор, как известно, сильно оттягивает электроны от центральной группы, что способствует увеличению дырочной проводимости полимера. В нашем случае химическая структура совершенно иная, и, собственно, она даже лучше. Хорошее смешение нашего допанта с полимерной матрицей представляет собой, мне кажется, залог успеха в его использовании. Это позволит создавать новые классы солнечных батарей. Мы также думаем о производстве органических полевых транзисторов. Я думаю, это даст существенный толчок в развитии электронных устройств на органической основе».

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
18 июля 1635 года родился Роберт Гук, знаменитый английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист

Гука можно смело назвать одним из отцов физики, в особенности экспериментальной, но и во многих других науках ему принадлежат зачастую одни из первых основополагающих работ и множество открытий. Родился во Фрешуотере (графство Айл-оф-Уайт) в семье священника местной церкви. Отец Гука, пастор, подготавливал его первоначально к духовной деятельности, но ввиду слабого здоровья мальчика и проявляемой им способности к занятию механикой предназначил его к изучению часового мастерства. Впоследствии, однако, молодой Гук получил интерес к научным занятиям и вследствие этого был отправлен в Вестминстерскую школу, где успешно изучал языки латинский, древнегреческий, еврейский, но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и механике. Способность его к занятиям физикой и химией была признана и оценена учёными Оксфордского университета, в котором он стал заниматься с 1653 года; он сначала стал помощником химика Виллиса, а потом известного Роберта Бойля.

C 1662 был куратором экспериментов при Лондонском Королевском обществе (с момента его создания). В 1663 Королевское общество, признав полезность и важность его открытий, сделало его своим членом. В 1677—1683 был секретарём этого общества. С 1664 — профессор Лондонского университета (профессор геометрии в Gresham College). В 1665 публикует «Микрографию», где описаны его микроскопические и телескопические наблюдения, содержащую публикацию существенных открытий в биологии. С 1667 Гук читает «Кутлеровские (Cutlerian or Cutler) лекции» по механике. В течение своей 68-летней жизни Роберт Гук, несмотря на слабость здоровья, был неутомим в занятиях, сделал много научных открытий, изобретений и усовершенствований. Более 300 лет назад он открыл клетку, женскую яйцеклетку и мужские сперматозоиды.

К числу открытий Гука принадлежат: открытие пропорциональности между упругими растяжениями, сжатиями и изгибами, и производящими их напряжениями (закон Гука); правильная формулировка закона всемирного тяготения (приоритет Гука оспаривался Ньютоном, но, по-видимому, не в части формулировки; кроме того, Ньютон утверждал о независимом и более раннем открытии этой формулы, которую, однако, до открытия Гуком никому не сообщал); открытие цветов тонких пластинок (то есть, в конечном итоге, явления интерференции света); идея о волнообразном распространении света (более или менее одновременно с Гюйгенсом), экспериментальное обоснование её открытой Гуком интерференцией света, волновая теория света; гипотеза о поперечном характере световых волн; открытия в акустике, например, демонстрация того, что высота звука определяется частотой колебаний; теоретическое положение о сущности теплоты как движения частиц тела; открытие постоянства температуры таяния льда и кипения воды; закон Бойля (каков здесь вклад Гука, Бойля и его ученика Ричарда Таунли (Richard Townley) — не до конца ясно); живая клетка (с помощью усовершенствованного им микроскопа; Гуку же принадлежит сам термин «клетка» — cell); непосредственное доказательство вращения Земли вокруг Солнца изменением параллакса звезды Дракона (во второй половине 1669 г.). 

Первое из этих открытий, как утверждает он сам в своём сочинении «De potentia restitutiva», опубликованном в 1678, сделано им за 18 лет до этого времени, а в 1676 было помещено в другой его книге под видом анаграммы «ceiiinosssttuv», означающей «Ut tensio sic vis». По объяснению автора, вышесказанный закон пропорциональности применяется не только к металлам, но и к дереву, камням, рогу, костям, стеклу, шёлку, волосу и проч. В настоящее время этот закон Гука в обобщённом виде служит основанием математической теории упругости. Что касается до прочих его открытий, то в них он не имеет такого исключительного первенства; так, цвета тонких пластинок в мыльных пузырях Бойль заметил за 9 лет ранее; но Гук, наблюдая цвета тонких пластинок гипса, подметил периодичность цветов в зависимости от толщины: постоянство температуры таяния льда он открыл не ранее членов флорентийской академии, но постоянство температуры кипения воды подмечено им ранее Ренальдини; идея о волнообразном распространении света высказана им позже Гримальди.

Идею же об универсальной силе тяготения, следуя Кеплеру, Гук имел с середины 1660-х годов, затем, ещё в недостаточно определённой форме, он выразил её в 1674 в трактате «Попытка доказательства движения Земли», но уже в письме 6 января 1680 года Ньютону Гук впервые ясно формулирует закон всемирного тяготения и предлагает Ньютону, как математически более компетентному исследователю, строго математически обосновать его, показав связь с первым законом Кеплера для некруговых орбит (вполне вероятно, уже имея приближённое решение). С этого письма, насколько сейчас известно, начинается документальная история закона всемирного тяготения.

Непосредственными предшественниками Гука называют Кеплера, Борелли и Буллиальда, хотя их взгляды достаточно далеки от ясной правильной формулировки. Ньютону также принадлежат некоторые работы по тяготению, предшествовавшие результатам Гука, однако большинство самых важных результатов, о которых позднее вспоминал Ньютон, во всяком случае не было им никому сообщено. В.И.Арнольд в книге «Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук» аргументирует, в том числе документально, утверждение, что именно Гуком был открыт закон всемирного тяготения (закон обратных квадратов для центральной гравитационной силы), и даже вполне корректно обоснован им для случая круговых орбит, Ньютон же доделал это обоснование для случая орбит эллиптических (по инициативе Гука: последний сообщил ему свои результаты и попросил заняться этой задачей). Приводимые там цитаты Ньютона, оспаривающего приоритет Гука, говорят лишь о том, что Ньютон придавал своей части доказательства несоизмеримо большую значимость (в силу её трудности и т. д.), но отнюдь не отрицает принадлежность Гуку формулировки закона.

Таким образом, приоритет формулировки и первоначального обоснования следует отдать Гуку (если, конечно, не кому-то до него), и он же, судя по всему, ясно сформулировал Ньютону задачу завершения обоснования. Ньютон, впрочем, утверждал, что сделал это же открытие независимо и раньше, но он никому об этом не сообщал, и не осталось никаких документальных свидетельств этого; кроме того, в любом случае, Ньютон забросил работы по этой теме, которые возобновил, по его признанию, под влиянием письма Гука. Ряд современных авторов полагают, что главным вкладом Гука в небесную механику было представление движения Земли в виде суперпозиции движения по инерции (по касательной к траектории) и падения на Солнце как тяготеющий центр, что оказало, в частности, серьёзное влияние на Ньютона. В частности, этот способ рассмотрения давал непосредственную базу для выяснения природы второго закона Кеплера (сохранения момента импульса при центральной силе), что явилось ключом и к полному решению кеплеровой задачи.

В упомянутой выше книге Арнольда указывается, что Гуку принадлежит открытие закона, который в современной литературе принято называть законом Бойля, причём утверждается, что сам Бойль не только не оспаривает это, но явно об этом пишет (самому же Бойлю принадлежит лишь первенство публикации). Впрочем, реальный вклад Бойля и его ученика Ричарда Таунли (Richard Townley) в открытие этого закона мог быть и достаточно велик. С помощью усовершенствованного им микроскопа Гук наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки (термин «клетка» был введён Гуком). В своей работе «Микрография» (Micrographia, 1665) он описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения весьма мелких объектов, таких как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В этой же работе Гук изложил свою теорию цветов, объяснил окраску тонких слоёв отражением света от их верхней и нижней границ. Гук придерживался волновой теории света и оспаривал корпускулярную; теплоту считал результатом механического движения частиц вещества. Изобретения Гука весьма разнообразны.

Во-первых, следует сказать о спиральной пружине для регулирования хода часов; изобретение это было сделано им в течение времени от 1656 до 1658. По указаниям Гука часовой мастер Томпсон сделал для Карла II первые часы с регулирующей пружиной. Нидерландский механик, физик и математик Христиан Гюйгенс применил регулирующую спираль позже Гука, но независимо от него; зацепляющие части (echappement), придуманные ими, неодинаковы. Идею о применении конического маятника к регулированию часов Гук приписывал себе и оспаривал первенство у Гюйгенса. В 1666 он изобрёл спиртовой уровень, в 1665 представил королевскому обществу малый квадрант, в котором алидада перемещалась помощью микрометренного винта, так что представлялась возможность отсчитывать минуты и секунды; далее, когда найдено было удобным заменить диоптры астрономических инструментов трубами, он предложил помещать в окуляр нитяную сетку.

Вообще Гук сделал немало усовершенствований в конструкции телескопов диоптрических и катоптрических; стёкла он шлифовал сам и много занимался наблюдениями; между прочим, он обратил внимание на пятна на поверхности Юпитера и Марса и по движению их определил, одновременно с Джованни Кассини, скорости вращений этих планет вокруг осей. В 1684 изобрёл первую в мире систему оптического телеграфа. Изобрёл множество различных механизмов, в частности для построения различных геометрических кривых (эллипсов, парабол). Предложил прототип тепловых машин. Кроме того, он изобрёл оптический телеграф, термометр-минима, усовершенствованный барометр, гигрометр, анемометр, регистрирующий дождемер; делал наблюдения с целью определить влияние вращения Земли на падение тел и занимался многими физическими вопросами, например, о влияниях волосности, сцепления, о взвешивании воздуха, об удельном весе льда, изобрёл особый ареометр для определения степени пресности речной воды (water-poise).

В 1666 Гук представил Королевскому обществу модель изобретённых им винтовых зубчатых колёс, описанных им впоследствии в «Lectiones Cutlerianae» (1674). Эти винтовые колёса известны теперь под именем Вайтовых колёс. Карданово сочленение, служащее для подвеса ламп и компасных коробок на судах, Гук применил для передачи вращений между двумя валами, пересекающимися под произвольным углом. Установив постоянство температур замерзания и кипения воды, вместе с Гюйгенсом, около 1660 предложил эти точки в качестве реперных для шкалы термометра. Гук был главным помощником Кристофера Рена при восстановлении Лондона после великого пожара 1666. В сотрудничестве с Реном и самостоятельно построил в качестве архитектора множество зданий (например, Гринвичскую обсерваторию, церковь Вилленского прихода в Милтон Кинсе). В частности, сотрудничал с Реном в строительстве лондонского Собора святого Павла, купол которого построен с использованием метода, придуманного Гуком. Внёс серьёзный вклад в градостроительство, предложив новую схему планировки улиц при восстановлении Лондона.

В 1665 году он опубликовал книгу под названием Micrographia, содержащую описание ряда исследований с использованием микроскопа и телескопа, а также оригинальных наблюдений в биологии. Умер Гук в Лондоне 3 марта 1703 года, и был похоронен в церкви Св.Елены.

Как выглядел Роберт Гук, неизвестно. Длительное время считалось, что на портрете, опубликованном 3 июля 1939 года в журнале «Тайм», изображен Гук. Лайза Джардин даже поместила его на обложку своей книги о Гуке. Однако позже исследователи пришли к заключению, что на портрете изображён фламандский химик и физиолог Ян Баптиста ван Гельмонт (1580—1644). 



Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
18 июля 1954 году Постановлением Совета Министров СССР было введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах СССР

В дореволюционной России по принципу раздельного обучения учеников работали все без исключения учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях. Причем первая женская гимназия открылась лишь 19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна).

До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.

Над осуществлением проекта по созданию женской гимназии работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский.

В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения «для приходящих девиц» и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому. Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию — покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей.

В конце марта 1858 года был подписан «высочайший» указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название «Мариинская женская гимназия» в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования. Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной.

Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки.

В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет — дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров.

Вышнеградский пригласил работать в гимназии лучших учителей Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.

Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, «с убеждением в видимой пользе образования». Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение «порождает образованных женщин-пролетариев».

С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, В их программу впервые были включены анатомия и физиология — предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание «домашней наставницы» и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.

Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло после революции на волне борьбы за равноправие, и с 1918 года мальчики и девочки стали учиться вместе.

Вернулись к разделению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся снова объединили. Произошло это после смерти Сталина, на волне либерализации общественной жизни в СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1954 года введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и других городов.

Сегодня педагогическая общественность вновь активно обсуждает вопрос о возвращении к раздельному обучению по гендерному (половому) признаку в средних общеобразовательных школах России.

В порядке эксперимента во многих регионах России в школах уже создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. Следует заметить, что Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако и для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база — ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им, в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах.

Например, в Республике Коми — 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае — больше 100, в Москве — полтора десятка. О том, насколько эффективен эксперимент, говорит хотя бы то, что в этом году школа N 6 города Воткинска (Удмуртия), где практикуется гендерная педагогика, получила президентский грант в 1 млн. рублей.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина и Владимир Базарный. В то время В. Базарный создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей — советская школа.

Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку.

«Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная», считает Владимир Базарный. — Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника».

В школах, создаваемых по его модели, мальчики и девочки занимаются «через стенку», встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Однако экспертов настораживают «перегибы на местах». Так, в некоторых школах внедрены специальные учебные программы: главные акценты «мальчикового» расписания делаются на точных науках, а девочек загружают гуманитарными дисциплинами. Объясняют это педагоги тем, что якобы существуют «гендерные» особенности мозга. Девочки, мол, существа с более активным левым полушарием, а у мальчиков сильнее правое.

Однако, последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников — отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации — всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.

Раздельное обучение в Санкт-Петербурге осуществляется в двух гимназиях – № 628 и № 664. В первой учатся только юные леди. Во второй работают два отдельных корпуса – для девочек и для мальчиков, куда дети поступают с 8 по 11-й класс. «Мы создали детям условия для полного погружения в обучающую среду, – рассказывает Елена Ягунова, директор гимназии 664. – Мальчишки самого опасного переходного возраста, в которых играют гормоны, очень довольны, что рядом в классах нет девчонок, говорят, что ничто не отвлекает их от учебы». При этом в гимназии отмечают, что дети не изолированы от противоположного пола – практикуется ряд совместных уроков, их ведут как мужчины, так и женщины.

Пионером раздельного обучения в Москве стала школа № 760. Методику Базарного в ней стали внедрять еще в начале 90-х, потом эксперимент на несколько лет пришлось свернуть. Сегодня у нее статус образовательного центра-лаборатории. К тому, что можно видеть в других подобных школах России, здесь прибавили свои «ноу-хау».

С первого класса мальчиков посвящают в «богатыри земли русской» и присваивают воинское звание, закладывая тем самым уважение к будущей службе в армии. А всех девочек наделяют статусом «невесты», вручая белые венки и люльки с игрушечными младенцами.

Наиболее строгие критики методики Базарного говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на «таких же, как я» и «других». Поделив учеников сначала по гендерному признаку, предполагают эти оппоненты, надо продолжить их делить по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам.

Феминизация общества, о которой предупреждает учителей Владимир Базарный, сказывается и на том, что мужчины все реже идут работать в школы. А ведь в первую очередь мальчикам, по словам академика, призвана помочь его система.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Социологи объясняют это прежде всего тем, что в моде опять «имперский стиль». Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ – гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть «мальчиковым» и «девчачьим». Кроме того, учиться «не в такой школе, как все», престижно.

Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует Русская Православная Церковь. Так, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) вышел с таким предложением на областной комитет образования. «Я вот был за границей, – рассказал архиепископ, – и видел, как там обучаются девушки в пансионе. Вы бы только посмотрели на этих девушек!».

Так что у России на сегодняшний день есть все шансы вернуться к принципам гендерного образования.