Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Знаменательные и памятные даты
 
29 ноября

29 ноября 1766 года родился Мен де Биран
   ...    
- (1766–1824), настоящее имя Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран, французский философ и политический деятель. Родился в Бержераке 29 ноября 1766 в семье врача. После окончания учебы поступил в 1784 на службу в королевскую гвардию и в октябрьские дни 1789 находился в Версале, где был ранен. В период революционного террора укрылся в родовом имении Грателу близ Бержерака. Испытал влияние идей Руссо. После падения Робеспьера вернулся в политику, был избран в Совет Пятисот. Вновь оказавшись в провинции, с 1802 по 1814 написал основные сочинения:



  Заметки о влиянии привычки на способность мышления
Заметки о разложении мышления 
Заметки о непосредственной апперцепции
Заметки об отношении физического и духовного в человеке
За ними последовал самый значительный труд Мен де Бирана 
Опыт об основаниях психологии и о ее отношениях с изучением природы
При Наполеоне Мен де Биран был супрефектом в Бержераке, при Людовике XVIII – членом палаты депутатов и Государственного совета. В 1816 обосновался в Париже, где продолжил философскую деятельность, входил в кружок интеллектуалов, среди которых были В.Кузен, Кювье, Гизо и др. Последний его труд, 
Новые опыты по антропологии, начатый в 1823, остался незавершенным.
Продолжая традиции Руссо, Паскаля и Бюффона, отталкиваясь от идей Кондильяка и его последователей – т.н. «идеологов» (les id?ologues), Мен де Биран критически переосмыслил учение сенсуализма, подчеркнув активную сторону познания. В центре его внимания – человек как духовно-телесное существо. Будучи самоучкой в философии, он разработал концепцию фактов сознания, близкую учениям Фихте и Шопенгауэра и основанную на методе психологического анализа, где главную роль играет самонаблюдение. В противоположность Декарту, рассматривавшему cogito как мыслящую субстанцию, впервые исследовал мысль в форме не абстрактного, а индивидуального Я. 
Внутренний опыт, полагал Мен де Биран, не открывает никаких субстанций, а декартовское cogito как попытка рефлексии Я над самим собой, без учета взаимодействия с телом, ведет к отрыву мыслящей субстанции от субстанции протяженной. В акте рефлексии нет ничего интеллектуального:  - дальше

В своём завещании Мен де Биран назначил своим душеприказчиком некоего Жозефа Ленэ, который при жизни считался его другом. Однако Ленэ воздержался от публикации его сочинений, решив, что такая публикация не покроет финансовых затрат. Его поддержали родственники Бирана, считавшие, что философская ценность его сочинений невелика и их публикация только «скомпрометирует репутацию покойного». Попытки В. Кузена и других почитателей философского таланта Бирана получить доступ к его рукописям остались безрезультатными. Рукописи философа долгие годы пылились в сундуках, а часть из них даже была отдана бакалейщику, который использовал их как обёртку при выдаче товаров.





Тем временем Виктор Кузен, бывший горячим последователем Бирана, принялся за самостоятельное издание его сочинений. Он рылся в архивах парижского Национального института, связывался с берлинской и копенгагенской Академиями наук и добывал фрагменты рукописей философа у его знакомых. Итогом этой работы стали четыре тома «Философских произведений» Бирана.






- местечко  вызывает интерес





Ирина Блауберг.Анри Бергсон 

страница 3



Мен де Биран  и 
Знаменательные и памятные даты
 
29 ноября
Ранее здесь:
29 ноября - День буквы Ё 
29 ноября 1802 года родился Вильгельм Гауф 
немецкий писатель-сказочник, автор «Маленького Мука»
29 ноября 1905 года родился Гавриил Троепольский  
советский писатель, автор повести «Белый Бим Черное ухо»  
29 ноября 1843 года родилась Гертруда Джекилл
британский дизайнер, писательница и художник 
Знаменательные и памятные даты
 
28 ноября


28 ноября 1792 года родился Виктор Кузен
       ...    
"Основания нравственности
 суть неизменные инстинкты,
 подобно аксиомам геометрии." ...   

(1792-1867),  французский философ, деятель образования и историк, родился в Париже 28 ноября 1792 в семье ремесленника. 
Благодаря случаю получил образование в лицее Карла Великого, а затем в Высшем педагогическом институте. 
Начал преподавательскую деятельность в Высшем педагогическом институте в 1815 с лекций о философии здравого смысла. 
Испытал влияние И.Канта. 
Путешествовал по Германии, где встречался с Г.В.Ф.Гегелем, Ф.Шеллингом и Ф.Якоби.
 Защита Кузеном конституционного правления привела к его увольнению в 1820. В 1828 был восстановлен в должности, а с 1830, после возведения на престол Луи Филиппа, пользовался всемерной поддержкой правительства, стал пэром Франции и членом Государственного совета, членом Французской академии и с 1834 – ректором Высшего педагогического института.



Кузен разработал философскую систему, которой он сам дал (по-видимому, неудачное) наименование эклектизма, а его критики (с большим основанием) – спиритуализма. Он разделял всю философию на следующие четыре типа систем: сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм, видя в каждой из них элементы истины. Философия эклектизма – кульминация исторического процесса; она возникает из элементов, составляющих ту или иную историческую эпоху. 

Кузен был во всех отношениях человеком умеренным и склонным к компромиссам. Благодаря своей осторожности, направленной против крайностей, с одной стороны, сенсуализма Кондильяка и атеизма и детерминизма, к которым тот приводил, а с другой стороны – католицизма и традиций схоластики, он завоевал широкое общественное признание.
 Редкий ораторский талант сделал философа популярным у нескольких поколений студентов. 
В 1840, после того как Гизо стал премьер-министром, Кузен был назначен министром просвещения. 
Вопреки пожеланиям католиков он сохранил преподавание философии в средней школе, однако заставил учителей подчиниться его представлениям о том, какую именно философию преподавать.
 В 1848 был вынужден уйти в отставку. 
Кузен плодотворно работал в области истории философии, благодаря ему этот предмет вошел в моду. Издавал работы Прокла, Абеляра, Декарта и Мен де Бирана, переводил Платона.



Первым за­ново открыл Франции Абеляра и Паскаля. Поднял из «небытия» много философских имен.

Это было его страстью. Как писал И. Тэн: «Страсть Кузена к неизведанным тек­стам походит на любовь рыцаря к своей даме» (Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. СПб. 1896.С.115). Осваивая мысли других философов, он искренне проникался их мыслями, восхищался красотой и глубиной их мысли – большего он и не хотел. А потому основная его работа историко-философская - это его восьмитомный «Курс истории философии» (1815-1829).

В 1818 году встречался в Германии с Шеллингом и Гегелем, был встречен крайне бла­годушно, сделавшись последователем их учений. Был другом Ф. Гизо. Прекрасный оратор, на его лекции стекались люди как на оперу. Когда он из­лагал философию того или иного мыслителя вся его душа «светилась», сама интонация его речь была проник­нута светом любви к философии.


"Власть над людьми приобретается лишь посредством служения им – это правило, не имеющее исключений."  ...   
Знаменательные и памятные даты
 
28 ноября
Ранее здесь и на след. стр.:
 28 ноября 1915 года родился Константин Симонов
28 ноября 1880 года родился Александр Блок  
28 ноября 1829 года родился Антон Рубинштейн   
российский композитор, основатель первой русской консерватории
28 ноября 1757 года родился Уильям Блейк  
английский поэт и художник  


Знаменательные и памятные даты
 
27 ноября
27 ноября 1831 года родилась княгиня Александра Алексеевна Оболенская
   ...   
 (урожденная Дьякова; 27 ноября 1831, с. Черемошна Мценского уезда Орловской губернии — 8 декабря 1890, Санкт-Петербург) — поборница женского образования в России, основательница женской гимназии в Санкт-Петербурге.
Отец — помещик Алексей Николаевич Дьяков. Мать, вторая жена А. Н. Дьякова, (урожденная баронесса Дальгейм-де-Лимузен), выпускница Смольного института, дочь французского эмигранта. После окончания института она была приближена ко двору и стала фрейлиной. Ей покровительствовала императрица Мария Федоровна и вскоре выдала её замуж. После четырех лет замужества А. Н. Дьякова, родив трёх девочек, скончалась. Александра Алексеевна — средняя дочь. Вскоре А. Н. Дьяков женился в третий раз на Елизавете Алексеевне Окуловой. Через полтора года Дьяков умер, и его дочерей воспитала Елизавета Алексеевна.
Дом А. А. Оболенской в Калуге был местом частых собраний кружка деятелей по освобождению крестьян.
Создание гимназии

Приехав в 1868 году с мужем А. В. Оболенским в Петербург из Ковно Александра Алексеевна вошла в кружок образованных женщин (А. П. Философова, М. А. Быкова, Е. О. Лихачёва, М. В. Трубникова), в котором горячо обсуждался вопрос об открытии Высших женских курсов в Петербурге. Александра Алексеевна понимала, что учебные заведения для девочек не дают достаточной подготовки к университету. В 1869 году она решила открыть открыть перворазрядное женское учебное заведение, приближающееся к мужским реальным училищам, обучение в котором готовило бы к университетскому курсу.
Для составления программы преподавания в новой гимназии были приглашены такие компетентные лица, как А. Я. Герд и А. Н. Страннолюбский. Бюджет гимназии был рассчитан на первый год в сумме 8000 рублей, из которых половину давала княгиня Оболенская, а половину кружок учредительниц. Значительную часть бюджета составляли частные пожертвования. Зная, как трудно найти человека, которому можно было бы доверить заведование гимназией, княгиня Оболенская, несмотря на свои сорок лет, решила сама сдать экзамен на звание домашней учительницы, который она и сдала. Учебный курс вновь открытого (в ноябре 1870 г.) учебного заведения 1-го разряда, впоследствии получившего название "Женской гимназии княгини Оболенской", был составлен лучшими нашими педагогами. По своему объему, он равнялся курсу мужских реальных училищ с незначительными изменениями. Он был разделен на семь годичных классов, из которых при основании гимназии были открыты два младших. При оснований гимназии кн. Александра Алексеевна пожертвовала безвозвратно значительный капитал с таким расчетом, чтобы заведение могло, даже без всяких доходов, продержаться не менее двух лет и затем изъявила готовность пополнять и в следующие годы могущие быть дефициты, впредь до обеспечения училища его собственными доходами. Доходы же эти, как бы значительны они ни были впоследствии, в полном составе должны были, по мысли учредительницы, обращаться на расширение и улучшение самой гимназии.
Особенность вновь открытой гимназии заключалась в том, что родители учащихся в ней детей допускались к участию в педагогических совещаниях заведения и могли устно или письменно сообщать совету гимназии свои замечания о разных педагогических мерах, мнения о преподавании того или другого предмета, личные наблюдения над детьми.
Как женщина искренне религиозная, княгиня Обленская всегда выдвигала на первый план религиозно-нравственные начала воспитания. В тесной связи с этой чертой характера в педагогическом настроении княгини проявлялись две особенности, которые оставили глубокий след на всем учебно-воспитательном строе ее гимназии. Первую особенность составляло постоянное стремление к правде, вторую — сознание слабости своих личных сил. Она с величайшим вниманием прислушивалась ко всякому заявлению о недостатках гимназии, и сама была всегда самым строгим судьей этих недостатков.
Кн. Обленскую отличала удивительная способность прекрасно разбираться в людях, определяя их способности и дарования. Лучшим доказательством этого служит выбор А. Я. Герда, в течение десяти лет (с 1879 г. по 1888 включительно) руководившего учебной частью ее гимназии, а также многих преподавателей, между которыми встречаются такие имена как П. И. Вейнберга, математиков Н. И. Билибина и А. Н. Страннолюбского.
С 1880 года, т. е. с того времени, когда учебному заведению княгини Оболенской были дарованы права правительственных гимназий, в нем окончило курс семи классов 502 ученицы, из VIII же класса со званиями домашних наставниц и учительниц выпущено 440. Между тем, годы брали свое и княгиня, чувствуя сильное ухудшение здоровья, передала непосредственное заведование гимназией своей дочери, кн. М. А. Мещерской, но не переставала жить интересами гимназии и оказывать всестороннее на нее влияние. Лишенная возможности посещать гимназию, иногда по целым месяцам не будучи в состоянии лично участвовать в ежедневной ее жизни, княгиня из своей комнаты не переставала следить за ней, горячо интересуясь каждым ее шагом. Чувствуя ее приближение, княгиня вернулась из Крыма в Петербург, желая умереть в кругу своих детей, в стенах своей гимназии. 8 декабря 1890 года кн. Оболенская скончалась.

Образованное сердце: княгиня Александра Алексеевна Оболенская
Знаменательные и памятные даты
 
27 ноября

27 ноября 1782 года родился Андрей Сергеевич Кайсаров
   ...    

(1782 – 1813),  публицист, филолог, поэт.  

Родился в Москве в дворянской семье. Начальное образование получил дома и в Московском университетском благородном пансионе. В 1795 году стал студентом Московского университета, но на следующий год император Павел выпустил указ, согласно которому все дворянские дети, записанные с детства в полки, должны были явиться для несения службы. Андрей Кайсаров стал капралом Семеновского гвардейского полка, спустя примерно год получил звание сержанта. Зимой 1798 года в звании гвардии ротмистра был переведен в Москву.


В Москве Кайсаров становится постоянным участником кружка молодых свободомыслящих людей, любителей Шиллера и литературы «Бури и натиска». Среди ближайших друзей Кайсарова — Андрей и Александр Тургеневы, Василий Жуковский, будущий профессор Московского университета Алексей Мерзляков, Александр Воейков. Под влиянием друзей Андрей начинает заниматься литературой и самообразованием. Он решает оставить военную службу и, хоть и с большим трудом, добивается отставки.


В 1801 году Кайсаров и его друзья создают в Москве «Дружеское литературное общество», собрания которого происходили в доме Воейкова на Девичьем поле. Алексей Мерзляков позднее вспоминал: «Мы строго критиковали друг друга письменно и словесно, разбирали знаменитейших писателей,.. спорили много и шумно за столом ученым и расходились добрыми друзьями по домам».


Вскоре Кайсаров пришел к выводу, что ему необходимо получить более фундаментальное образование. Он интенсивно изучает немецкий и английский языки, а затем отправляется в Германию, в Геттингенский университет, где занимается под руководством профессора Августа Шлёцера, автора трудов по русской истории. Кайсаров изучает русскую историю и экономику. В 1804 году на немецком языке он публикует труд о славянской мифологии (русский перевод вышел в 1809 году). А два года спустя успешно защищает диссертацию. Одновременно он занимался изучением славянских языков и сравнительно-исторического языкознания. После защиты диссертации Андрей Кайсаров вместе с Александром Тургеневым совершил путешествие по славянским землям. Они посетили Прагу, Вену, Будапешт, Загреб и даже тайно пробрались в принадлежавшую тогда Османской империи Сербию, посетив Белград. Кайсаров собирал рукописи, фольклор, знакомился с национальными деятелями, планируя создание общеславянского научно-культурного центра. Затем Кайсаров побывал в Англии, где работал над русскими рукописями в Лондоне.


После возвращения в Россию в 1811 году Андрей Кайсаров стал профессором русского языка и словесности в Дерптском университете. Там он начал вести курс русского языка и работать над двумя масштабными трудами: словарем древнерусского языка и сравнительным словарем всех славянских языков. Когда стало ясно, что близится война с Наполеоном, Кайсаров вместе еще одним профессором университета Рамбахом послал Барклаю-де-Толли письмо, в котором предложили организовать в армии типографию для ведения агитации. Получивший чин майора ополчения Кайсаров взял с собой в действующую армию из университетской типографии печатный станок и несколько типографских рабочих. Наиболее активно типография Кайсарова действовала в Тарутинском лагере.
После смерти Кутузова Кайсаров не захотел оставаться на штабной службе и перешел в партизанский отряд своего брата Паисия. 14 мая 1813 года он погиб в тылу неприятеля под Гейнау.  




Походная типография Андрея Кайсарова стала центром русской публицистики во время Отечественной войны 1812 года. Кайсаров выпускал воззвания к местному населению, приказы по армии, первую в отечественной истории фронтовую газету «Россиянин» (выходила на русском и немецком языках). Им же была издана поэма Василия Жуковского «Певец во стане русских воинов», а также посвященные войне басни Крылова. Кайсаров был автором всех листовок, доставлявшихся во французские войска.



В Геттингене Андрей Кайсаров защитил диссертацию «Об освобождении крепостных в России» («Dissertatio inauguralis philosophico-politica de manumittendis per Russiam servis»). Он рассмотрел экономические аргументы против крепостного права, указав, что оно тормозит развитие сельского хозяйства, торговли и промышленности. Кайсаров опровергал распространенное в те годы мнение, что крепостные крестьяне сами не желают освобождения. Он считал крестьянство самым здоровым как духовно, так и физически сословием России. Положительным опытом Кайсаров считал крестьянскую реформу 1804 года в Лифляндии. Диссертация была посвящена императору Александру I, которому был преподнесен отпечатанный экземпляр.










Потомки славных предков
Знаменательные и памятные даты
 
27 ноября
Ранее здесь:
27 ноября 1701 года родился Андерс Цельсий 
Знаменательные и памятные даты
 
26 ноября

26 ноября 1894 года родился Норберт Винер 
  ...    



„Учёные обычно отличаются излишней чувствительностью,
 и так же легко возбуждаются, как художники и поэты.“


(26 ноября 1894  - 18 марта 1964),  американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.




Норберт Винер появился на свет в штате Миссури в еврейской семье выходцев из Германии.

Будучи совсем маленьким, он взахлеб читал книги из родительской библиотеки.  Он был очень одаренным человеком. А в 7-нем возрасте написал первый научный трактат по вопросам дарвинизма. По сути, Винер и не учился толком в средней школе, так как в 11 лет поступил в Тафт-колледж, окончив его спустя 3 года со степенью бакалавра искусств.
 Когда Норберту исполнилось 18 лет он уже имел звание доктора  наук по специальности «математическая логика», которое получил после обучения в  Гарвардском и Корнельском университетах. А через год его пригласили в Массачусетский технологический институт на кафедру математики. 
Но он не устает постигать науку – в 1913 году Винер путешествует по Европе и слушает лекции Харди и Рассела в Кембриджском университете и лекции Гильберта в Геттингене. 
 В Европе он пробует свои силы в журналисткой области, в педагогической сфере и даже работал на инженерном заводе.
 После того как началась Первая мировая война, он возвращается в Америку и пытается попасть на фронт. Но медкомиссию он не прошел. 


В 1919 году Норберт работал преподавателем в Массачусетском технологическом институте на кафедре математики. 
В 20-30-тые годы он опять совершает путешествие в Европу. Правда в этот раз он уже читает лекции, так как Винер создал совместно с Хопфом теорию радиационного равновесия, названную уравнением Винера-Хопфа. 


Перед началом Второй мировой, Винер уже был профессором Гарвардского, Колумбийского, Геттингенского, Корнельского и  Брауновского университетов. Также в безраздельное собственное владение получил математическую кафедру в Массачусетском институте.
 Он писал много статей и исследований.
 В период Второй мировой войны профессор начал работу над математическим аппаратом для систем наведения зенитного огня.
 Винер является разработчиком новой действенной вероятностной модели управления силами противовоздушной обороны. Это был прорыв в кибернетике. 
Вскоре он выдает книгу «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», которая стала главным итогом его длительных исследований и экспериментов. Она заложила фундамент основ изучения искусственного интеллекта. Именно поэтому американский ученый Норберт Винер считается отцом кибернетики. За его разработку кибернетику  вручили Золотую Медаль Ученого, высшую награду в Америке для человека науки.
  • Ученый в детстве был довольно неуклюжим и неуверенным в себе ребенком, так как из-за сильной близорукости у него развилось множество комплексов. Вследствие чего мальчик мало общался со  сверстниками, отвлекаясь от всего в мире науки и литературы.
  • Отец кибернетики, американский ученый Норберт Винер страдал чрезвычайной забывчивостью.
  • За свою преподавательскую деятельность Норберт Вине не объявил ни разу тему лекции, и не принес ни разу на занятие конспект или план. Войдя в аудиторию он, громко высморкавшись, сразу поворачивался к доске лицом и начинал выводить формулы, бормоча себе что-то непонятное под нос.  Написав нужные формулы или доводы, он сразу же стирал и брался за мел снова и снова. Студенты порой даже не успевали переписать в доски. По окончании лекции он покидал аудиторию не глядя ни на кого.
  •  Он создал модель управления, которая без компьютеров умела самонаводиться на цель, и показал действие искусственного интеллекта на практике.


"Обмен информацией - цемент, скрепляющий общество. Общество - это не просто множество индивидуумов, для раздоров и воспроизведения себе подобных, общество - это совокупность индивидуумов, тесно связанных между собой и образующих один общий организм. Общество обладает своей собственной памятью, гораздо более ёмкой и разносторонней, чем память любого входящего в него члена"














Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
ИДЕИ БЕЗ ГРАНИЦ

Вторая жизнь лесной коряги









Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Удивительно
          Остров Аосима является популярной достопримечательностью у любителей кошек со всей Японии. На маленьком клочке суши проживают 20 человек и более 120 представителей семейства кошачьих. И с каждым годом животных становится все больше.



50 лет назад сюда завезли пару десятков этих животных, чтобы они уничтожили мышей, которые постоянно портили сети местных рыбаков. Хвостатые охотники справились со своей задачей, однако вскоре сами стали доставлять хлопоты местным жителям. Количество кошек на острове год от года росло.


Туристы часто приезжают на Аошиму, чтобы пообщаться с животными


"Если людям действительно необходима кошачья терапия, то, конечно, пусть приезжают. Но в целом хотелось бы, чтобы они не создавали нам столько хлопот, как сегодня", — заявил живущий на Аошиме 65-летний рыбак Хиденори Камимото.





Кошкотерапия
 – это признанный современный метод борьбы с различными заболеваниями. Он был разработан в Лондоне, в институте лечебных методов воздействия на человека. Во время одного из экспериментов в лабораторию вошла кошка Марта, и проходя мимо генератора токов низкой частоты, все датчики
зашкалили.