29 ноября
29 ноября 1766 года родился Мен де Биран
- (1766–1824), настоящее имя Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран, французский философ и политический деятель. Родился в Бержераке 29 ноября 1766 в семье врача. После окончания учебы поступил в 1784 на службу в королевскую гвардию и в октябрьские дни 1789 находился в Версале, где был ранен. В период революционного террора укрылся в родовом имении Грателу близ Бержерака. Испытал влияние идей Руссо. После падения Робеспьера вернулся в политику, был избран в Совет Пятисот. Вновь оказавшись в провинции, с 1802 по 1814 написал основные сочинения:
Заметки о влиянии привычки на способность мышления
За ними последовал самый значительный труд Мен де Бирана
Опыт об основаниях психологии и о ее отношениях с изучением природыПри Наполеоне Мен де Биран был супрефектом в Бержераке, при Людовике XVIII – членом палаты депутатов и Государственного совета. В 1816 обосновался в Париже, где продолжил философскую деятельность, входил в кружок интеллектуалов, среди которых были В.Кузен, Кювье, Гизо и др. Последний его труд,
Новые опыты по антропологии, начатый в 1823, остался незавершенным. Продолжая традиции Руссо, Паскаля и Бюффона, отталкиваясь от идей Кондильяка и его последователей – т.н. «идеологов» (les id?ologues), Мен де Биран критически переосмыслил учение сенсуализма, подчеркнув активную сторону познания. В центре его внимания – человек как духовно-телесное существо. Будучи самоучкой в философии, он разработал концепцию фактов сознания, близкую учениям Фихте и Шопенгауэра и основанную на методе психологического анализа, где главную роль играет самонаблюдение. В противоположность Декарту, рассматривавшему cogito как мыслящую субстанцию, впервые исследовал мысль в форме не абстрактного, а индивидуального Я.
Внутренний опыт, полагал Мен де Биран, не открывает никаких субстанций, а декартовское cogito как попытка рефлексии Я над самим собой, без учета взаимодействия с телом, ведет к отрыву мыслящей субстанции от субстанции протяженной. В акте рефлексии нет ничего интеллектуального:
В своём завещании Мен де Биран назначил своим душеприказчиком некоего Жозефа Ленэ, который при жизни считался его другом. Однако Ленэ воздержался от публикации его сочинений, решив, что такая публикация не покроет финансовых затрат. Его поддержали родственники Бирана, считавшие, что философская ценность его сочинений невелика и их публикация только «скомпрометирует репутацию покойного». Попытки В. Кузена и других почитателей философского таланта Бирана получить доступ к его рукописям остались безрезультатными. Рукописи философа долгие годы пылились в сундуках, а часть из них даже была отдана бакалейщику, который использовал их как обёртку при выдаче товаров.
Тем временем Виктор Кузен, бывший горячим последователем Бирана, принялся за самостоятельное издание его сочинений. Он рылся в архивах парижского Национального института, связывался с берлинской и копенгагенской Академиями наук и добывал фрагменты рукописей философа у его знакомых. Итогом этой работы стали четыре тома «Философских произведений» Бирана.
- местечко вызывает интерес
-
-
Мен де Биран и





