Александра Евгеньевна Путря
(2 декабря 1977, Полтава, Украинская ССР, СССР — 24 января 1989, Полтава) — юная художница. За свою короткую жизнь создала 2279 работ — 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камешков, выжигание по дереву. Делала технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин.
Её отец Евгений Васильевич Путря был художником, а мама Виктория Леонидовна – профессиональным дирижером-хормейстером, преподававшим в музыкальном училище.
Саша развивалась удивительно быстро, удивляя и родителей, и их друзей-художников. С трёх лет она хорошо держала в руках карандаш и кисточку. Она рисовала, не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. «Когда я вырасту большая, — говорила она, — непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью».
Грустно осознавать, что феноменально одарённая художница прожила всего одиннадцать лет. Шесть последних она тяжело болела, но именно это время оказалось самым плодотворным в её творчестве. За эти годы Саша Путря создала более двух тысяч работ. Для восстановленной Пушкаревской церкви она написала даже икону Божьей матери.
Саша умерла в возрасте 11 лет от лейкемии.
Как-то Сашины работы отправились в Новосибирск. Организаторы выставки решили объединить её картины и картины Нади Рушевой. Отец с удовольствием отметил, что работы дочери ни в чём не уступали произведениям Нади. Но если для восприятия творчества Рушевой необходимо быть подготовленным, то творчество Саши Путри понятно всем, даже самым маленьким.
1 декабря 1716 года родился Этьен Морис Фальконе ...
- "Слишком обычный, такой, каких много.
Идеи его банальны, а техника тривиальна".
***
- (1716 – 1791),
французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма середины - второй половины 18 в. Автор «Медного всадника».
Родился в Париже в семье столяра. В детстве не получивший никакого образования мальчик был отдан в ученики к столяру, изготовлявшему болванки для париков. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Одаренный юноша привлек внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана, который взял его к себе в ученики. Фальконе стал развивать свои задатки скульптора, а также усиленно занялся самообразованием, изучая классические языки, историю и литературу. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.
В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» (ныне в Лувре) был причислен к Парижской академии художеств. В 1754 году был избран в действительные члены Академии и получил в ней место адъюнкт-профессора. Был известен работами по мрамору. С 1757 по 1766 года Фальконе занимал пост директора скульптурных мастерских в Королевской мануфактуре Севрского фарфора.
В 1766 году Екатерина II по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила Фальконе в Россию для сооружения памятника Петру I в столице.
В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. Отливка конной статуи Петра была окончена в 1775 году, еще несколько лет Фальконе занимался отделкой статуи. В 1778 году скульптор покинул Россию, не дожидаясь официального открытия памятника, так как устал от постоянных конфликтов с президентом Императорской Академии искусств Иваном Бецким.
Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций, изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». В эстетической концепции Фальконе соединялись идеал и чувство и, соответственно, классицизм и рококо. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств.
Последние годы жизни был парализован и не мог работать.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя "Зима" (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
- "Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша"
Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.
(19 ноября (1 декабря) 1896 — 18 июня 1974) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1943), министр обороны СССР (1955—1957).
Будущий Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков родился в Калужской области, в крестьянской семье.
Его отец - Константин Артемьевич, мать - Устинья Артемьевна. Георгий закончил церковно-приходскую школу с похвальным листом, учился он в ней три класса.
Затем был учеником в скорняжской мастерской в Москве, а по вечерам, в течение 2 лет, обучался в училище.
В армию призван в 1915г. в кавалерию.
В годы Первой Мировой Войны его призвали в армию и зачислили в полк, стоявший в Харьковской губернии. Весной 1916 года был зачислен в группу, направленную на офицерские курсы.
После учебы Жуков стал унтер–офицером, и направился в драгунский полк, в составе которого участвовал в боях Великой Войны.
Вскоре получил контузию от взрыва мины, и был отправлен в госпиталь. Успел проявить себя, и за взятие в плен немецкого офицера был награжден Георгиевским крестом.
В годы гражданской войны в России, пошел служить в Красную Армию добровольцем. Сначала командовал взводом, позже – эскадроном. В одном из боев получил ранение, выжил. После гражданской войны, он окончил курсы красных командиров. Командовал кавалерийским полком, потом бригадой. Был помощником инспектора кавалерии РККА.
В мае 1940 года Жукова вызывает к себе Сталин. После их встречи последовало назначение Георгия Константиновича командующим Киевским Особым военным округом. В том же, 40-ом году было принято решение присвоить высшему командному составу РККА генеральских званий. Естественно, что он, получил генеральские погоны.
Приступив к исполнению своих обязанностей в Киеве, Георгий Константинович первым делом потребовал от командиров частей обучать войска в условиях максимально приближенных к военному времени. После этого в округе прошли командно – штабные учения и смотр войск. В декабре этого же года он выступал с докладом на заседании Генштаба. В своем выступлении генерал подчеркнул неизбежность нападения Германии на СССР и необходимость создания в срочном режиме танковых и механизированных корпусов.
В январе 1941 года, незадолго до вторжения Германии на территорию СССР, Жуков был назначен начальником Генштаба, заместителем наркома обороны страны. Он быстро освоился на новой должности, видел недостатки системы и многое сделал для укрепления обороны государства в короткое время. Деятельность Генштаба под его руководством активизировалась, были предприняты попытки подготовки войск к противостоянию с серьезным оппонентом.
С началом Великой Отечественной Войны Генштаб перешел на круглосуточную работу. Жуков находился на фронте в центре событий и пытался оперативно и максимально адекватно реагировать на быстро менявшуюся обстановку. В конце лета он руководил действиями резервного фронта, который успешно осуществил наступательную операцию. Это было первое наступление Советских Войск в Великой Отечественной Войне. В боях под Ельней, воины Красной Армии смогли заставить противника отступить, и ликвидировать немецкий плацдарм, грозивший фронту большими проблемами.
Георгий Жуков руководил обороной Ленинграда. Благодаря усилиям талантливого полководца, а также героизму простых русских солдат и работников тыла, удалось остановить немецкие войска. Пока генерал оборонял Ленинград, ситуация на западном фронте сложилась почти критическая. Сердце нашей Родины - Москва, была под угрозой захвата немецкими армиями. Сталин назначает Жукова командующим западным фронтом, и ценной невероятных усилий, в ходе кровопролитных боев под Москвой, Красной армии удается отстоять город.
В августе 1942 года Георгий Константинович стал первым заместителем наркома обороны государства, а также заместителем Верховного Главнокомандующего. Был координатором действий фронтов под Сталинградом, Ленинградом, на Курской дуге, в битвах за Днепр. Вскоре Жукову было поручено возглавить первый Украинский фронт. Под его командованием фронт освободил огромное количество городов и сёл от немцев. За заслуги перед Родиной, был награжден орденом «Победы».
В 1944 году Жуков координировал действия Белорусских фронтов и, в ходе блестящий операции, территория Белоруссии была освобождена от иноземных захватчиков. Через некоторое время Маршал был назначен командующим первым Белорусским фронтом, который действовал на Берлинском направлении. В ходе боев весны 1945 года, войска разгромили большую группировку немецких войск, а вскоре был взят Берлин. После окончания Великой отечественной Войны, Жукову было доверено принимать парад Победы на Красной Площади.
В послевоенные годы, он занимал руководящие военные и правительственные должности, был министром обороны страны. Маршал Жуков выдающаяся личность в Отечественной истории. Любовь народа к Георгию Константиновичу безгранична. Заслуги его были всецело оценены, как государством, так и его гражданами. Он четырежды Герой Советского Союза, дважды обладатель ордена «Победа», награжден 6-тью орденами Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденом Суворова, а так же наградами других государств воевавших с Германией.
30 ноября 1869 года родился Константин Андреевич Сомов ...
«Он мастер линий, он маг линий»
А. Н. Бенуа
(1869-1939), – русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения.
Имя Константина Сомова в искусстве стало почти синонимом слова "мирискусник", настолько его творчество воплотило все идеи этого художественного объединения. Манера Сомова соответствовала эстетике "мирискусников", соединяя мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Сомов был признанным мастером "галантных жанров", начало которым было положено еще в годы учения в Академии Художеств. Сюжеты небольших, тщательно сделанных картинок отличались преднамеренно поверхностной интригой; живописец любил сочинять незатейливые сценки с капризными манерными героями в комических, по большей части, ситуациях с эротической подоплекой. Присутствовала, однако, в этих милых, изящных пустячках нота драматизма, не дававшая очаровательным картинкам Сомова превратиться в карикатурный анекдот. Курьезные персонажи, изображенные с легкой иронией, были в то же время и любимыми персонажами. Во всех галантных сценках Сомова подспудно присутствовал оттенок щемящего душу переживания, своеобразное memento mori.
Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге, в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Мать была хорошим музыкантом, образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
В 1889 г. Сомов поступает в Академию Художеств, где учился в мастерской И.Репина. Но учеба в Академии не удовлетворяла его, и в 1897 г. художник добровольно покидает ее и уезжает в Париж, где прожил два года.
В Париже в это же время работали А.Бенуа, Е,Лансере, А.Остроумова и другие "мирискусники". Здесь Сомов сблизился с А.Бенуа.
В 1898 г. Сомов вернулся в Россию, поселился в Петербурге. И занялся портретной живописью.
Сомов принимал участие в оформлении журнала "Мир искусства", а также периодического издания "Художественные сокровища России" (1901-1907), создал иллюстрации к "Графу Нулину" А.Пушкина (1899), повестям Н.Гоголя "Нос" и "Невский проспект", нарисовал обложки поэтических сборников К.Бальмонта "Жар-птица.Свирель славянина", титульный лист книги А.Блока "Театр" и другие.
Наряду с портретной и пейзажной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905) и другие.
Сомов экспонировал свои произведения на выставках "Мир искусства", Союза русских художников, на персональной выставке в Петербурге (1903), в берлинском и парижском салонах, чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе.
После Октябрсской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу. В декабре 1923 г. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петербурга. Но на родину он не вернулся, навсегда оставшись во Франции.