Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Чудеса природы., Рассказ о красивейших местах планеты
 
Червь "Новогодняя Ёлка"

Spirobranchus giganteus живут в океане и имеют великолепные спирали из перьев, выпирающие от подобного трубе тела. Эти перья удивительно похожи на крошечные рождественские елки. Эти перья составлены из волосообразных придатков радиол, исходящих от центрального позвоночника червя и помогающих животному захватывать еду. Питаются они преимущественно микроскопическими растениями и фитопланктоном, плавающим в воде. Перья также используются для дыхания. Достигая не более 4 сантиметров в высоте, черви могут быть окрашены в многочисленные цвета, включая оранжевый, желтый, синий и белый. Их можно легко определить из-за их формы, красоты и яркого цвета.

Червь Новогодняя Ёлка очень не любит перемещаться. Как только они находят хорошее место на живом известковом коралле, то роют отверстие и проводят там большую часть своей жизни, иногда появляясь из дома с полностью расправленными перьями, чтобы поймать мимолетный планктон. Они очень чувствительны ко всяческим угрозам и быстро прячутся в норы при малейшем прикосновении, или мимолетной тени.
Чудеса природы., Рассказ о красивейших местах планеты
 
Уникальные подводные статуи
Эти фотографии — не просто свидетельство красоты подводного мира. Они напоминают нам о важности сохранения мирового океана, потому что самая большая подводная скульптура в мире, Океанский Атлас, находится под угрозой разрушения из-за разлива нефти. Некоторые статуи — результат кораблекрушений, другие — искусство в чистом виде, но все они по своему захватывающие и уникальные.

Подводный Моаи, остров Пасхи

Статуи Йонагуни, Япония

Подводный грот, остров Бохол

Статуя Христа в Бездне

Океанский Атлас, Багамы

Музей подводных Фигур, Канкун

МУЗА, Канкун

Страж Рифа, Гранд Кайман

Подводная статуя Амфитриты, Гранд Кайман
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Оптические иллюзии Эрика Йохансона

В этой ленте собраны работы Эрика Йоханссона — талантливого мастера по обработке фотографий в Photoshop. Ранее он успешно превращал пейзажи родной Швеции в удивительные объекты своего воображения, а теперь решил расширить границы своей деятельности. Многие не одобряют такой вид искусства, но трудно отрицать, что результат работы Эрика заслуживает максимальных похвал.





Представляю вашему вниманию обновленную серию работ Эрика Йохансона. Все еще умело смешивая фотографии воедино, Йоханссон демонстрирует те бесконечные границы творчества, которые способна открыть фотография. Мастер фотошопа приглашает нас полюбоваться фантастическими ландшафтами, родившимися в глубинах его  необычного воображения. В этой подборке собраны 9 интересных работ, которые можно интерпретировать совершенно по разному — все зависим исключительно от вашей фантазии. Мы же с нетерпением будем ждать, что еще придумает Йохансон в ближайшем будущем.
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Поезд «Rocky Mountaineer», Канада
Роскошный и неторопливый, поезд «Rocky Mountaineer» скользит через великолепный пейзаж канадских скалистых гор. В течение двух дней путешественники могут смотреть на разворачивающийся пейзаж глубоких каньонов, драматических заснеженных гор, безупречные реки и зеленые долины. А чтоб все это лучше разглядеть, в вагонах сделаны куполообразные стеклянные потолки и огромные окна.
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Ледниковый Экспресс, Швейцария
Названный самым медленным экспрессом в мире, Панорамный ледниковый экспресс - это "прогулка" на протяжении 180 миль через Альпы, начиная свой путь с симпатичного озера Св. Мориц в Церматте. Панорамные вагоны хорошо демонстрируют захватывающий пейзаж, когда поезд проходит через 291 мост, 91 туннель и проходит мимо долин, шумных потоков и Альпийских деревень.
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Железная дорога Rovos, Южная Африка
Один из самых роскошных способов увидеть всю красоту Южной Африки, это роскошный поезд. Пассажиры садятся в панорамный вагон на удобные кресла и наблюдают за всей красотой дикой природы. Популярный маршрут от Претории до Кейптауна.
Древние памятники и исторические места, экскурсия по историческим местам
 
Санкт-Петербургское Адмиралтейство



Цитата
Нам чётырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?
Осип Мандельштам

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Изначально Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I. В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру — рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника.

Адмиралтейство строилось быстро. Россия, вышедшая к берегам Балтики, нуждалась в мощном флоте, в кораблях военных и торговых. Поэтому Адмиралтейство было построено в центре города на левом берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, пушки которой должны были служить надёжной защитой кузницы русского флота. Первоначально Адмиралтейство было большим четырёхугольным местом, застроенным с трех сторон десятью доками,деревянными складами и деревянной башней в центре с железным шпилем. Первый корабль был спущен на воду уже 29 апреля 1706 г.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы “П”, раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят доками для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг Адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную — по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

Адмиралтейство при Александре I имело пять доков, в нем с 1710 по 1825 год было построено 253 корабля, кроме значительного числа фрегатов и мелких судов. Кораблик на шпиле Адмиралтейства считается одним из символов города Санкт-Петербурга. На фасаде здания можно обнаружить скульптуру, образы которой навеяны морем, легендами и мифами, связанными с морской стихией. Что также отображает значимость, располагаемой в этом здании военно-морской структуры. Считается, что прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный корабль “Орел”, построенный в 1667—1669 годах царем Алексеем Михайловичем. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел. Существует мнение, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болеса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик был помещён в экспозицию Военно-морского музея. Внутри позолоченного шара под корабликом находится круглая кубышка из чистого золота, в которой сложены все образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

В 1732—1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем. На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней. В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки. Также было упорядочено пространство вокруг Адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства. До середины XVIII века пространство к югу от Адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века). К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Автор панорамы — Zamdir
К началу XIX века утилитарная архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению “центрального” здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) — сходятся к нему лучами. К востоку от Адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством. В 1806—1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль состоит из двух П-образных в плане корпусов — внешнего и внутреннего. Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания — монументальная башня со шпилем, окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков — рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы.

Автор этого фото и фотографии на главной — Виталий Свистунов
Над аркой — парящие Славы и аллегорический барельеф “Заведение флота в России”. На углах первого яруса — фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) — суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

Ночное спокойствие (автор — CHUK) и осенний пейзаж (автор — Евгений Дорошенко)

http://lifeglobe.net/blogs/details?id=456
Древние памятники и исторические места, экскурсия по историческим местам
 
Здание Главного штаба



Главной достопримечательностью Дворцовой площади в Петербурге является Здание Главного штаба, входящее, наряду с Зимним дворцом, в состав Государственного Эрмитажа



Здание Главного штаба строилось с 1819 по 1829 год, а его архитектором выступил всё тот же Карл Росси, спроектировавший саму Дворцовую площадьИдеальную улицу и несколько известных петербургских дворцов

Два полукруглых корпуса объединены в центре триумфальной аркой, так что главный фасад здания представляет собой гигантскую 580-метровую дугу

Кроме Главного Штаба здесь в своё время находились Военное Министерство, МИД и МинФин
  
В 1993 году в восточном крыле разместился Эрмитаж, а само здание Генерального Штаба принадлежит Ленинградскому военному округу
  
Во флигеле со стороны Невского проспекта ранее находилось Вольное Экономическое общество, а в 1846 году на углу самого Невского проспекта был построен дом, выполненный в стиле здания Генерального Штаба
  
Для придания законченности зданию Генерального Штаба и всей Дворцовой площади в целом, Карл Росси решил связать два его крыла роскошной триумфальной аркой
  
Ансамбль триумфальной арки был дополнен скульптурными композициями, для создания которых Росси пригласил тех же скульпторов, которые ваяли аналогичные скульптуры на здании Адмиралтейства

На самом деле триумфальная арка состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами — Карл Росси решил сделать завершающее звено Дворцовой площади необычным и не имеющим себе аналогов больше нигде в мире

Наиболее выразительно композиция здания Главного Штаба выглядит при взгляде через арку со стороны площади

А это взгляд на площадь из-под арки)

Благодаря кропотливой работе великих скульпторов, на 36-метровой высоте триумфальной арки до сих пор "парит" римская колесница с крылатой богиней Славой

Триумфальная арка здания Главного Штаба должна была стать выразительным символом воинской славы, для чего все орнаменты были выложены из воинских трофеев, а над проездом парят скульптурные фигуры богини Славы с венками, а на уровне второго этажа застыли в молчаливом приветствии фигуры часовых в античных доспехах

Торжественное открытие триумфальной арки Главного Штаба состоялось 24 октября 1828 года

По окончании строительства здания Главного штаба Карл Росси убедил императора Николая I отказаться от установки в центре Дворцовой площади памятника Петру I, а вместо этого завершить ансамбль логичным памятником в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Для разработки его проекта был приглашён известный французский архитектор Огюст Монферран, стараниями которого вскоре на площади "выросла"Александровская колонна
  

ist
Древние памятники и исторические места, экскурсия по историческим местам
 
Александровская колонна в Петербурге

Александровская колонна — один из известнейших памятников Петербурга

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…
А.С.Пушкин







Александровская колонна воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о “незабвенном брате””. Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором. Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра на гранитном цоколе 8,22 метра. Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы графа Ф. П. Толстого. На пьедестале планировалось выполнить надпись “Благословенному — благодарная Россия”. На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры. На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства. Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение “Plans et details du monument consacr ? ? la m?moire de l’Empereur Alexandre”, но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). Ниже на фото — фрагмент колонны с Вандомской площади (автор — PAUL)

В качестве источника вдохновения Огюсту Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров. Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем. Строительство велось с 1829 года по 1834 год.

Для гранитного монолита — основной части колонны была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом. Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника. После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили более 400 тонн. Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции. Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя “Святой Николай”, грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна. Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части Александровской колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран. Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 5,2 м был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Этот способ был предложен генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром — архитектором и инженером, организатором строительства и транспорта в Российской империи. Ранее с применением этой же технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора. Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. В октябре 1830 года работы были закончены.

Автор фото — Актас
После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала. Конечно же, по тем временам, установить 400-тонную каменюку было, мягко говоря, непросто) Но я не думаю, что в этой статье стоит описывать этот процесс, просто отмечу, что было им тяжко… К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установки колонны на пьедестал. Этой частью работ также занимался генерал-лейтенант А. А. Бетанкур. Им в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 47 метров высотой, 60 кабестанов и система блоков, и он воспользовался всем этим следующим образом: по наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки; другая система блоков находилась на вершине лесов; большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади. По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма. 30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья. Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал “ура!”. А Николай I после этого заявил Монферрану, что он себя обессмертил.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом. Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского. В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — “Сим победиши!”. Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста. Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император. Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта 1814 года. В честь открытия памятника был выпущен памятный рубль тиражом 15000 монет.

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. На табличке памятника выгравировано “Александру I благодарная Россия”. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской в Лондоне (колонна Нельсона). Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.
Колонна Нельсона в Лондоне (автор фото — VGM8383)

Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы. Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

Автор этого HDR-фото — Александр Тимофеев
“Александрийский столп” был окружён декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек, которые венчали трёхглавые орлы. Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки. Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением. Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836—1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади. Всё пространство Дворцовой площади было замощено торцами.

Императорский виссон
И моторов колесницы, —
В чёрном омуте столицы
Столпник-ангел вознесён…
Осип Мандельштам







Древние памятники и исторические места, экскурсия по историческим местам
 
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге


Дворцовая площадь — главная площадь в Питере. Её геометрическая площадь составляет около 5 гектаров.

Основой застройки Дворцовой площади стал существующий пятый Зимний дворец (1754—1762, архитектор Б. Ф. Растрелли). Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. Южный, замыкающий площадь, прорезан аркой.

Зимний дворец

В 1770—1780 годах вдоль южной границы площади возвели несколько зданий по проекту Ю. М. Фельтена. На их месте в 1819—1829 было воздвигнуто грандиозное дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси) с триумфальной аркой. Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, придают ее облику торжественность и монументальность. Росси блестяще решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках сложного плана участка, заданной Фельтеном дугообразной линии границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой.

Автор фото — Актас
С восточной стороны Дворцовой площади расположено большое здание штаба Гвардейского корпуса, (1837—1843 годы, архитектор А. П. Брюллов), в центре — Александровская колонна (1830—1834, архитектор Огюст Монферран, фигура ангела выполнена скульптором Б.И. Орловским). Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном. Различные по стилям здания великолепно организуют пространство, согласованы в масштабе.

С юго-западной стороны до 1840-х годов на углу Дворцовой площади и Невского проспекта находилось здание Вольного экономического общества. В 1845-1846 годах на этом месте построено здание, фасад которого гармонично сочетается с фасадом Главного штаба. С северо-западной стороны, между Адмиралтейством и Зимним дворцом до конца XIX века существовала Разводная площадь. В 1896-1901 годах на её месте перед дворцом был разбит сквер с фонтаном. 1920-х годах ограда сквера была демонтирована и использована при украшении парка на проспекте Стачек. Сам фонтан был реконструирован в 2007—2008 годах с восстановлением исторического вида.

В ходе реставрации Дворцовой площади в 2001 году производились археологические исследования. В результате раскопок был найден фундамент флигеля Анны Иоановны. В своё время он представлял из себя трёхэтажный дворец, возведённый по проекту Растрелли в 1746 году. В соответствии с планом реставрации площади фундамент был изучен, сфотографирован и вновь зарыт землёй. В качестве одного из вариантов рассматривалась идея оставить фрагмент фундамента для обозрения, закрыв его толстым прочным стеклом.

Помните со школы “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”?) На Дворцовой площади находится тот самый Александрийский столп, о котором писал Александр Сергеевич в своём “Памятнике”. На самом деле он называется Александровской колонной и является едва ли не самым известнейшим памятником Петербурга.

Девятого января 1905 на Дворцовой площади была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация рабочих. В память об этом событии Дворцовая набережная была переименована в Набережную 9-го января.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года на Дворцовой площади произошёл решающий бой Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде.

В советское время Дворцовая площадь была местом проведения демонстраций и парадов в дни революционных праздников. Около двадцати лет Дворцовая площадь официально называлась площадью Урицкого (в честь М. С. Урицкого, убитого рядом с Дворцовой площадью). Историческое название было восстановлено в январе 1944 года.

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены значительные реконструктивные работы и выполнено декоративное мощение. В 2006 году была выполнена реставрация Александровской колонны.

На Дворцовой площади с 90-х годов XX века проводятся концерты и общественные мероприятия. Кроме того, в ноябре 2007 года на Дворцовой площади был сооружен платный каток с искусственным льдом. Каток сразу же привлек к себе внимание многочисленные общественные организации города, которые протестовали против незаконного строительства катка, ограничивающего доступ к части Дворцовой площади и подход к Александровской колонне, доступ к которым должен быть свободным. Каток был закрыт в марте 2008 года.

Дворцовая площадь после потопа

Небольшая панорама Дворцовой площади со зданием Зимнего дворца и Александровской колонной (автор — Жосс Бомон)

ist