Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Знаменательные и памятные даты
 
14 декабря
Ранее  здесь: 


14 декабря 1821 года родился Николай Щербина 
 русский поэт  



14 декабря 1792 года родилась Зинаида Волконская  
русская княгиня, писательница, поэтесса  



Знаменательные и памятные даты
 
13 декабря
13 декабря 1887 года родился Дьердь Пойа


   ...   

" Где есть желание, найдётся путь!"

 Джордж Полиа (венг. Polya Gyorgy, англ. George Polya или Polya; 13 декабря 1887, Будапешт, Австро-Венгрия, ныне Венгрия - 7 сентября 1985, Пало-Альто, Калифорния, США) - венгерский, швейцарский и американский математик.

Окончил Будапештский университет (1912), в 1914-1940 работал в Высшей технической школе в Цюрихе (с 1928 - профессор). В 1940 переехал с женой в США, где после двух лет в университетах поступил на работу в Станфорд, в котором и прошла вся его дальнейшая научная карьера. Основные труды по теории чисел, функциональному анализу, математической статистике (распределение Пойа) и комбинаторике (теорема Пойа).

Живя в США, Пойа много работал со школьными учителями математики и внес большой вклад в популяризацию науки. Он написал несколько книг о том, как люди решают задачи и как надо учить решать задачи.

Пойа об аналогии: «Возможно, не существует открытий ни в элементарной, ни в высшей математике, ни даже, пожалуй, в любой другой области, которые могли бы быть сделаны... без аналогии»



[CENTER]









«Процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения или пути обхода препятствия, - это процесс достижения цели, которая  первоначально не кажется доступной…»[/CENTER]
***

Некоторые рекомендации Дьёрдя Пойа:


«Глупо отвечать на вопрос, который вы не поняли. Невесело работать для цели, к которой вы не стремитесь. Такие глупые и невесёлые вещи часто случаются как в школе, так и вне её, однако учителю следует стараться предотвращать их в своём классе. Ученик должен понять задачу. Но не только понять; он должен хотеть решить её. Если ученику не хватает понимания задачи или интереса к ней, это не всегда его вина. Задача должна быть умело выбрана, она должна быть не слишком трудной и не слишком лёгкой, быть естественной и интересной, причём некоторое время нужно уделять для её естественной и интересной интерпретации» (2).

«Путь от понимания постановки задачи до представления себе плана решения может быть долгим и извилистым. И действительно, главный шаг на пути к решению задачи состоит в том, чтобы выработать идею плана. Эта идея может появляться постепенно. Или она может возникнуть вдруг, в один миг, после, казалось бы, безуспешных попыток и продолжительных сомнений. Тогда мы назовем её «блестящей идеей».
Лучшее, что может сделать учитель для учащегося, состоит в том, чтобы путём неназойливой помощи подсказать ему блестящую идею» (3).

«Даже очень хорошие учащиеся, получив ответ и тщательно изложив ход решения, закрывают тетрадь и переходят к другим делам.
Поступая так, они лишают себя того важного, что может дать последний фазис работы. Оглядываясь назад на полученное решение, вновь рассматривая и анализируя результат и путь, которым они к нему пришли, они могут сделать свои знания более глубокими и прочными и закрепить навыки, необходимые для решения задач. Хороший учитель обязан понимать, что никакую задачу нельзя исчерпать до конца. Этот взгляд он должен прививать и своим ученикам. Всегда остаётся что-нибудь, над чем можно размышлять; обладая достаточным упорством и проницательностью, мы можем усовершенствовать любое решение или, во всяком случае, мы всегда можем глубже осмыслить решение» (4).

«Будущий математик, как и всякий человек, учится при помощи практики и подражания. Ему следует искать подходящий пример для подражания. Он должен следить за работой хорошего учителя, соревноваться со способными друзьями. К тому же, что, пожалуй, важнее всего, ему не следует ограничивать себя лишь стабильными учебниками; он должен интересоваться книгами хороших авторов и найти себе такого, которому сможет в соответствии со своими природными наклонностями подражать. Его должно радовать всё, что кажется ему просто, или поучительно, или красиво. Всё это он должен искать. Ему следует решать задачи, выбирая те, которые соответствуют его интересам, размышлять над их решением и изобретать новые задачи. Таким путём и всеми другими путями он должен стараться сделать своё первое важное открытие — ему следует узнать для себя, что ему нравится и что не нравится, раскрыть свои вкусы, свои личные интересы» (5).

«Обучение искусству решать задачи есть воспитание воли. Решая не слишком лёгкую для себя задачу, ученик учится быть настойчивым, когда нет успеха, учится ценить скромные достижения, терпеливо искать идею решения и сосредоточиваться на ней всем своим «я», когда эта идея возникает» (6).

«Я обращаюсь ко всем, кто обучается математике, элементарной или высшей, и заинтересован во владении ею, и говорю: “Конечно, будем учиться доказывать, но будем также учиться догадываться”» (7)...    
 







  "Математика -  это доказательство самых  очевидных вещей наименее очевидным способом."         




ДЖОРДЖ ПОЙА

Яглом И.М. Математика в школе. 1988. № 3. С. 67–70 [к 100-летию].
Знаменательные и памятные даты
 
13 декабря



13 декабря 1797 года родился Генрих Гейне 
немецкий поэт, публицист, критик
13 декабря 1873 года родился Валерий Брюсов  
русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед,
 один из крупных представителей поэтов «Серебряного века»
13 декабря 1903 года родился Евгений Петров 
советский писатель, соавтор Ильи Ильфа 
13 декабря 1930 года родился Николай Рыбников 
советский актер театра и кино, Народный артист РСФСР 
13 декабря 1720 года родился Карло Гоцци 
итальянский драматург 


Знаменательные и памятные даты
 
12 декабря
12 декабря 1731 года родился Эразм Дарвин 

   ...    


[RIGHT]  Земная жизнь в безбрежном лоне вод
[/RIGHT]
   Среди пещер жемчужных океана
   Возникла, получила свой исход,
   Росла и стала развиваться рано;
   Сперва в мельчайших формах все росло,
   Не видимых и в толстое стекло,
   Которые, киша, скрывались в иле
   Иль водяную массу бороздили;
   Но поколенья множились, цвели,
   Усилились и члены обрели;
   Восстал растений мир, и средь обилья
   Разнообразной жизни в ход пошли
   Животных ноги, плавники и крылья.
Эразм Дарвин. «Храм природы»

- (1731-1802), английский врач, натуралист, философ, поэт. Родился в Элстоне (графство Ноттингемшир).
 Учился в Честерфилдской школе, медицинскую степень получил в Сент-Джонз-колледже в Кембридже. 
Изучал медицину в Эдинбурге, врачебную практику начал в Ноттингеме.
 В ноябре 1756 г. Дарвин обосновался в Личфилде, где быстро приобрел высокую врачебную репутацию. 
  Эразм Дарвин был настолько талантливым и популярным врачом, что даже Георг III, король Англии, предлагал ему стать его личным врачом (лейб-медиком), от чего Дарвин отказался.


 После женитьбы на Мэри Говард Дарвин купил уютный дом в Личфилде и вскоре собрал вокруг себя круг философов, писателей, изобретателей, в который входили Томас Дэй, писатель и педагог; Джозайя Уэджвуд, искусный керамист; Сэмюэль Гальтон, известный религиозный деятель; Джеймс Уатт, знаменитый инженер; Мэтью Боултон, наладивший производство первой паровой машины Уатта; Джозеф Пристли, первооткрыватель кислорода; астроном Уильям Гершель; изобретатель газового освещения Уильям Мердок; Ричард Эджевортс, работавший над созданием оптического телеграфа; и многие другие.
  По инициативе Дарвина в 1784 г. они образовали "Лунное общество ученых и промышленников" (Lunar Society of scientists and industrialists). Интересна "лунная" история появления его названия. Заседания общества традиционно назначались во время полнолуний, чтобы после окончания затянувшихся дискуссий учёным мужам было легче добираться домой по тёмным городским улицам, не имеющим освещения. Поэтому общество и получило название "Лунное". Общество ставило перед собой грандиозную задачу: направить достижения науки и новых технологий производства на улучшение условий жизни человечества. Впоследствии членами "Лунного общества" была оказана значительная поддержка доктору Томасу Беддо (Beddoes, Thomas, 1760-1808 ) при организации им знаменитого "Пневматического института".


  В 1780 г. Дарвин переехал из Личфилда в Дерби. Продолжал заниматься врачебной практикой и писал книги. Дарвин увлекался ботаникой. Дикую долину в окрестностях своего поместья он превратил в цветущий сад. Именно этой долиной вдохновлена известная поэма Дарвина Ботанический сад (The Botanic Garden), которая в свое время заслужила восторженные отзывы У.Купера и Х.Уолпола; обе ее части пользовались исключительной популярностью, когда вышли в свет в 1789 г. и 1791 г.


  Вообще Эразма Дарвина отличала страсть к довольно необычным экспериментам. Он, например, играл на тромбоне в своем саду, чтобы проверить влияние музыки на рост тюльпанов. Эта же страсть толкала его и на эксперименты, не одобренные официальной медициной.
  Как известно, самое первое переливание крови от овцы человеку было сделано во Франции, в июне 1667 г., врачом Жаном-Батистом Дени (J.-B.Denis). Он сделал это на несколько месяцев раньше члена известной "оксфордской группы" Ричарда Ловера (R.Lower, 1631-1691). Им же были отмечены первые осложнения переливания крови, так как в те времена никто и понятия не имел о групповой совместимости крови. Один пациент доктора Дени умер после переливания крови, и в 1668 г. Палата депутатов Франции законодательно запретила переливание крови от животных человеку. После получения известия об осложнениях переливания крови, полученных Дени во Франции, "оксфордская группа" прекратила свои эксперименты с гемотрансфузиями. Тем более, что и Британский парламент в 1678 г. выступил с аналогичным запретом на гемотрансфузии.
  Эразм Дарвин был хорошо знаком с ранней историей гемотрансфузии, и, несмотря на запрет Британского парламента, довольно активно интересовался этой проблемой, пропагандируя гемотрансфузию в своих трудах. Он даже хотел применить ежедневные гемотрансфузии одному из своих тяжелых больных со злокачественной опухолью глотки, но пациент отказался от этого метода лечения. Об этом случае доктор Дарвин сообщил в 1794 г. в своем труде Зоономия (Zoonomia; or the Laws of Organic Life, 1794).

В этой книге Эразм Дарвин изложил учение об эволюции организмов и обосновал возможность происхождения одних видов от других. 


В 1800 г. он опубликовал книгу "Фитология, или философия земледелия и садоводства". А 1803 г. в Храме природы (The Temple of Nature, 1803) - снова в стихах - изложил свои воззрения на происхождение общества. Есть и русский перевод этой философской поэмы.



  Рассказывая об Эразме Дарвине, нельзя не упомянуть, что он является дедом двух известных внуков -  Чарльза Дарвина (Charles Darwin, 1809-1822), английского естествоиспытателя, основателя эволюционного учения о происхождении видов путем естественного отбора, и Френсиса Гальтона (Francis Galton, 1822-1911), английского психолога и антрополога.



Дом Дарвина в Личфилде. Сейчас в нём находится музей, посвящённый его жизни и работе





Большую часть своей жизни Дарвин провел в коляске, добираясь от одного пациента к другому. «Доктору Дарвину в дороге» — таков адрес на одном из полученных им писем. Чтобы не терять времени попусту, Эразм оборудовал свой экипаж освещением и приспособлением для чтения — в этом экипаже и написана основная часть его произведений. «Мысли приходят к Дарвину с толчками, а стихи с тряской», — говорили знакомые. Английские дороги того времени были не лучше, чем сейчас в России, — зачастую они просто отсутствовали. Если дорога становилась непроходимой, доктор вылезал из коляски и садился верхом на старую лошадь, бежавшую непривязанной сзади (бедная лошадка — Эразм весил вдвое-втрое больше заурядного человека). Лошадь звали «Доктор».
Уверенный, что миром правят не умные, а активные и энергичные люди, Дарвин всегда был в движении и трудах. Когда уже в последние годы жизни сын предложил ему . оставить практику, доктор отвечал, что это опасный эксперимент, обычно оканчивающийся ипохондрией и пьянством. Доходы Эразма росли год от года, несмотря на то, что бедняков он лечил бесплатно и даже покупал им лекарства и продукты. Равнодушный к богатству, Дарвин писал сыну, что лучше приятно провести жизнь, чем к концу ее иметь большое состояние.



Умеют ли любить растения? Сегодня многочисленные опыты учёных доказали, что растения чувствуют и даже могут отличить добрых людей от злых. Но знал ли об этом Эразм Дарвин, дед прославленного Чарльза Дарвина и автор поэмы о нешуточных страстях в мире цветов? К 285-летию со дня рождения Э. Дарвина Дарвиновский музей впервые издал на русском языке его нашумевшую книгу «Любовь растений» и решил сделать одноименную выставку, в которой поэзия XVIII века тесно переплелась с актуальным искусством XXI века.
***









Изменено: Елена Харьковская - 09.12.2017 21:24:15
Знаменательные и памятные даты
 
12 декабря
Ранее  здесь:

12 декабря 1925 года родился Владимир Шаинский  
12 декабря 1928 года родился Чингиз Айтматов 
советский и киргизский писатель и государственный деятель 
[LEFT]12 декабря 1884 года родилась Зинаида Серебрякова 
русская художница 


12 декабря 1766 года родился Николай Карамзин  
русский историк-историограф, писатель, поэт  


12 декабря 1941 года родился Виталий Соломин  
советский и российский актер театра и кино, Народный артист России  


12 декабря 1928 года родился Леонид Быков  



[/LEFT]12 декабря 1821 года родился Гюстав Флобер 
 французский романист  


Знаменательные и памятные даты
 
11 декабря
 11 декабря 1781 года родился Дэвид Брюстер 

   ...   
Сэр Дэвид Брюстер (англ. Sir David Brewster); 11 декабря 1781 — 10 февраля 1868 — шотландский физик.


Призвание его к занятиям физикой определилось не вдруг: Брюстер сначала был фармацевтом, потом доктором прав и адвокатом; но уже с 1801 г. стал заниматься физикой, которой потом — и преимущественно оптике — посвятил жизнь. Впоследствии он был профессором физики и, наконец, ректором Эдинбургского университета. Вследствие постановления съезда в Йорке он содействовал основанию британской ассоциации для споспешествования наукам.
С 1819 до 1824 он издавал с Джемсоном Эдингбургский философский журнал, («Edinburgh Philosophical Journal», Vol. I-Х), а с 1824—32 уже один — «The Edinb. Journ. of Science» X Vol.; «Do New Series», VI Vol.
С 1832 он издавал Лондонский и Эдинбургский Философский Магазин («Lond. and Edinb. Philosoph. Magaz.»).
Был членом Лондонского и Эдинбургского королевских обществ и долгое время секретарем последнего.
В 1881 г. в Эдинбурге была отпразднована столетняя годовщина дня рождения Брюстера, в Royal Society’s Catalogue помещен список 400 его оригинальных статей и заметок.

Его работы разделяются на ученые и литературные.
Оптические исследования Брюстера не имеют теоретического и математического характера; тем не менее он открыл опытным путем точный математический закон, за которым осталось его имя, относящийся к явлениям поляризации света: луч света, косвенно падающий на поверхность стеклянной пластинки, частью преломляется, частью отражается. Луч, отраженный под углом полной поляризации, составляет прямой угол с направлением, которое принимает при этом преломленный луч; это условие приводит к другому, математическому выражению закона Брюстера, а именно — тангенс угла полной поляризации равен показателю преломления.


Весьма важны открытия Брюстера в области хроматической поляризации, которые он описал в «Treatise on new Philos. Instrum.» (Эдинб., 1813) и в «Philosoph. Trans.», 1814; это были именно определенные цветные фигуры, видимые в кристаллах в поляризованном свете; резкое различие между этими фигурами дает минералогу и физику легкое средство отличать одноосные кристаллы от двуосных. Не умаляя важности этого открытия, надо заметить, что подобных же результатов достигли в 1814—15 г. Вульстен (Wollaston) в Англии, Био во Франции и Зибек в Германии, независимо от Брюстера, который дополнил эту работу новыми исследованиями, напечатанными в 1817 г. Впрочем, после них всех еще осталось исследовать свойства линий в двуосных кристаллах, что и сделал Джон Гершель в 1820 г.


Труды Брюстера в области поляризации света весьма разнообразны, обширны и важны; к тому, что было уже поименовано, надо прибавить отражение от металлов, поляризацию преломлением в пучке параллельных пластинок стекла или слюды и много частных явлений, относящихся к минералогической оптике. Он показал, что неравномерное охлаждение сообщает стеклу способность обнаруживать цвета в поляризованном свете — открытие, важное для физики частичных сил; вслед за тем он обнаружил подобные же явления во многих телах животного и растительного происхождения. В 1816 г. Брюстер объяснил причину образования цветов, играющих на поверхности перламутровых раковин. До его времени алмаз считался представителем самого сильного преломления света, а лед — самого слабого в твердых телах; его измерения расширили эти пределы, показав, что хромо-кислая соль свинца преломляет сильнее алмаза, а плавиковый пшат — слабее льда. Явления поглощения света различными телами, обнаруживающиеся тем, что в спектре (солнечного) света, через них проходящего, обнаруживается множество темных линий, также были предметом его исследований. Он показал, что многие из линий солнечного спектра происходят от поглощения некоторых частей света земной атмосферой; подробно исследовал поглощение света газом азотноватого ангидрида и показал, что это вещество в жидком виде не образует спектра поглощения. Впоследствии Брюстер открыл, что некоторые светлые линии спектров искусственных источников света совпадают с темными, фраунгоферовыми, линиями солнечного спектра, и выразил мнение, что и эти последние, может быть, суть линии поглощения в солнечной атмосфере. Сопоставляя высказанные им в различное время мысли об этом предмете, можно видеть, что Брюстер был на пути к великому открытию спектрального анализа; но эта честь во всяком случае принадлежит Бунзену и Кирхгофу.


Брюстер много пользовался поглощающими свет веществами для другой цели, а именно, он старался доказать, что число основных цветов в спектре не семь, как думал Ньютон, а только три: красный, синий и желтый («New analysis of solar light, indicating three primary colours etc.» («Edinb. Transact.», том XII, 1834). Его громадная экспериментальная опытность дала ему возможность как будто довольно убедительно доказать это положение, но вскоре оно было опровергнуто, в особенности опытами Гельмгольца, неопровержимо доказавшими, что зеленый цвет есть несомненно простой, и что надо принять по меньшей мере пять основных цветов. Всем известный ныне инструмент стереоскоп, впервые устроенный английским физиком Уитстоном, приведен к нынешней его удобной форме Брюстером, который притом изложил теорию зрения двумя глазами («The Stereoscopy, its history, theorie and construction» (Эдинб., 1836); он же устроил фотографическую камеру с двумя стеклами для снимания стереоскопических картин.
В 1812 г. придумал систему стеклянных чечевиц для маячного освещения, но он тщетно хлопотал перед властями о применении изобретения к практике в 1820 году. Повсеместно употребляемые теперь на маяках так называемые ступенчатые стекла получили первое практическое применение во Франции, трудами Френеля.


Брюстер изобрел оптический прибор калейдоскоп, получивший необыкновенно большое распространение, хотя он более игрушка, чем могущая быть полезной вещь. Брюстер придумал его в 1816 г. и даже взял на него привилегию; в 1817 г. в несколько дней его было распродано 30000 экз.
Брюстер не мог согласиться признать превосходство теории волнообразного движения светового эфира над теорией истечения света. Конечно и знаменитый его современник, французский физик Био, ум, несомненно, математический, не только отстаивал теорию истечения, но и подкреплял ее новыми гипотезами, но тот защищал изобретения собственного ума, а Брюстер держался теории истечения, созданной Ньютоном. В 1833 г., когда не оставалось, кажется, ни одного физика, не убежденного в плодотворности теории волнения эфира, Брюстер отказывался, по его выражению, «преклонить колена перед новым алтарем» и считал своей обязанностью «поддерживать храм, впервые построенный Ньютоном». Несмотря на эту ошибку, Брюстер останется достопамятным деятелем в области оптики; кроме того, он проявил обширную литературную деятельность, как автор многих биографий и популярных научных статей.
Калейдоскоп в России
Появление калейдоскопа в России наложилось на период романтизма в русской культуре. В это время вошли в моду витражи, живописцы увлекались изображением природных световых явлений: закатов, рассветов, молний. Возник интерес к так называемым транспарантам — прозрачным картинам. Калейдоскопы  с их вечно изменяющимися узорами, пришлись как нельзя кстати, поскольку соответствовали эстетике эпохи романтизма. Баснописец А. Измайлов с восторгом писал в 1818 году в журнале «Благонамеренный»:
«Смотрю – и что же в моих глазах?
В фигурах разных и звёздах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
И аметисты и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!»
Можно, конечно, упоминание драгоценных камней счесть за поэтическую гиперболу, но говорят, что какой-то богач заказал калейдоскоп, в котором вместо стекол узоры слагались из драгоценных камней. Стоил этот калейдоскоп, надо полагать, баснословных денег.
Интересные факты
В 1870-х годах американский оптик Чарлз Буш разработал так называемый «калейдоскоп для гостиной», который представлял собой чёрный продолговатый цилиндр, поставленный на деревянный штатив. Цилиндр поворачивался на 360 градусов, и имел на конце медный барабан со спицами, за которые этот барабан можно было вращать. Барабан был самой главной деталью в калейдоскопе Буша. В нем располагались 35 стекляшек, треть из которых была заполнена жидкостью. Внутри жидкости плавали воздушные пузырьки, которые продолжали двигаться даже после того, как барабан останавливали. Все стекляшки имели блестящие, хорошо подобранные друг к другу цвета и создавали узоры, недоступные ни одному другому калейдоскопу 19 века.
На протяжении 2-х недель в мае 2005 года посетители парка «Максимилиан» города  Хамм в Германии  могли в буквальном смысле заглянуть … в самих себя…
На всемирной выставке  «Экспо 2005»  был представлен публике грандиозный японский оптический аттракцион: самый большой из когда-либо  сделанных   калейдоскопов, который был построен в виде огромной башни высотой 47 метров.
Зрители могли из вестибюля (диаметром больше 40 метров)  наблюдать над головой впечатляющие узоры на круглом потолке. По периметру башни были выставлены вкруговую  три огромные   зеркальные  панели. Проникающие   через окна башни солнечные  лучи    падали  на вращающиеся  большие  колеса из цветного стекла  и  создавали  постоянно обновляющиеся многоцветные картины.
Известный советский популяризатор науки Я.И. Перельмана писал что, если у вас есть калейдоскоп с 20 стеклышками,  и вы будете поворачивать его 10 раз в минуту, то  вам понадобится 500 миллиардов лет (!!!),  чтобы просмотреть все  узоры (по современным представлениям возраст нашей Вселенной 13,75±0,11 млрд лет). Ну что, всё правильно: Вечность во Вселенной-Калейдоскопе складывает узоры из мгновений.








Изменено: Елена Харьковская - 08.12.2017 15:39:38
Знаменательные и памятные даты
 
11 декабря
Ранее  здесь:

11 декабря 1918 года родился Александр Солженицын  
русский писатель, публицист, Нобелевский лауреат 



11 декабря 1890 года родился Карлос Гардель  
аргентинский певец, композитор и актер  



11 декабря 1882 года родился Макс Борн  
немецкий физик и математик, Нобелевский лауреат  



11 декабря 1803 года родился Гектор Берлиоз  
французский композитор-романтик, дирижер и музыкальный критик  


Знаменательные и памятные даты
 
10 декабря

10 декабря 1861 года родился Карл Грос (Гроос)




[RIGHT]
"... игры, 
[/RIGHT]
[RIGHT]особенно умственные игры и физическая борьба, 
[/RIGHT]
[RIGHT]представляющие для нас интерес как формы "естественного саморазвития"..." стоят "... в известной противоположности 
к обучению..."
[/RIGHT]
-(10.12.1861, Гейдель-берг, — 27.3.1946, Тюбинген), нем. психолог. Преподавал в ун-тах Базеля, Гис-сена, проф. ун-та в Тюбингене (1911- 1929). Известен работами в области дет. психологии. Создал теорию игры, противопоставив ее биогенетич. концепции Г. С. Холла, к-рый рассматривал игру как наследственно обусловленное воспроизведение древних стереотипов поведения. Согласно Г., возникновение игры вызвано недостаточностью врожденных механизмов приспособления к среде. Игра побуждается не прошлым, а будущим и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. Гл. механизм игры — упражнение. Под влиянием идей 3. Фрейда Г. дополнил свою теорию учением об игре как катарсисе (душевном очищении). В теории Г. не нашла отражения социальная функция игровой деятельности; игра как форма «естественного саморазвития» не связывалась с пед. воздействием. Такой односторонний подход к игре был подвергнут критике Г. В. Плехановым. В совр. возрастной психологии теория Г. расценивается как ист. этап в развитии науч. представлений об игровой деятельности. Не утратило значения лишь представление о развивающем характере игры.
В области психологии мышления впервые выделил в качестве этапа формирования понятий т. н. потенциальные понятия. Этот подход послужил одним из источников теорий мышления, разработанных Ж. Пиаже и Л. С Выготским.
Теория игры К. Грооса довольно хорошо известна и была широко распространена в первой четверти XX в. Давая ей самую общую характеристику, Гроос называет ее теорией упражнения или самовоспитания. Основные идеи «теории упражнения» К. Гроос определяет в следующих положениях:
  1. каждое живое существо обладает унаследованными предрасположениями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирожденным особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста...
  2. у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции, как бы необходимы они ни были, являются недостаточными для выполнения сложных жизненных задач;
  3. в жизни каждого высшего существа есть детство, т. е. период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь; эта возможность дается ему при помощи родительского ухода, который, в свою очередь, опирается на прирожденные предрасположения;
  4. это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений, необходимых для жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций; поэтому человеку дано особенно длинное детство — ведь чем совершеннее работа, тем дольше подготовка к ней;
  5. возможная благодаря детству выработка приспособлений может быть различного рода. Особенно важный и вместе с тем самый естественный путь выработки их состоит в том, что унаследованные реакции в связи с упомянутой импульсивной потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и таким образом сами дают повод к новоприобретениям, так что над прирожденной основой образуются приобретенные навыки — и прежде всего новые привычные реакции;
  6. этот род выработки приспособлений приводится при помощи тоже прирожденного человеку стремления к подражанию в теснейшую связь с привычками и способностями старшего поколения;
  7. там, где развивающийся индивидуум в указанной форме из собственного внутреннего побуждения и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры»

ТЕОРИЯ ИНСТИНКТИВНОСТИ, ФУНКЦИИ УПРАЖНЕНИЯ В ИГРЕ, ПРЕДУПРАЖНЕНИЯ ИНСТИНКТОВ



Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Charles Burton Barber (1845-1894) - мушкетёр детства





Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Не только у кардиналов есть мушкетёры, они и у детства есть!






Художник ЛЕОНОВИЧ ВЛАДИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ - 
мушкетёр детства