Уильям Касс забавляется с едой, создавая очень забавные скульптурные мини-сценки. Серия работ под названием "Минимизированная еда" получилась живой и яркой, и получила восторженные отклики от ценителей такого рода искусства. Здесь вы сможете посмотреть на самые интересные его работы и оценить их.
Этот ряд сцен от художника Уильяма Касса демонстрирует скульптурные сцены, полностью сделанные из ваших любимых закусок. Это могут быть фрукты, овощи, сыр, печенье и множество других продуктов, к которым мы так успели привыкнуть, что порой даже не замечаем. Что ж, после просмотра этих фотографий ваши взгляды скорее всего изменятся, и поедая в следующий раз апельсин на завтрак, вы вспомните их и улыбнетесь.
Бразильский художник использует фрукты, овощи и другие популярные продукты, чтобы создать миниатюрные пейзажи. Эти сцены варьируются от приморских пляжей до мрачных территорий вроде кладбища, которые выглядят так, будто бы на самом деле ожили.
Уильям Касс преобразовывает свежие кусочки апельсина в бассейны на заднем дворе, а тесто для пиццы в ринг борьбы для двух борцов сумо. Фантазия автора просто поражает своей нетривиальностью, у него постоянно находятся новые решения для стандартных продуктов.
Съедобные пейзажи художника изменяют наши взгляды на еду с помощью крошечных статуэток людей, погруженных в определенный продукт. Эти захватывающие художественные работы помогают нам вспомнить детство и поощряют проводить больше времени, фантазируя и играя с едой.
Хохломская роспись — это стариный самобытный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, мебели. Давайте проникнемся в историю создания данного вида промысла, в эти богатейшие образы русской души!
Фотограф Сильвен Кордье сфотографировал семью полярных медведей, наслаждающуюся закатом. Предлагаю Вам понаблюдать за этим великолепным зрелищем, где природа раскрывается в самых лучших своих проявлениях.
Сильвен Кордье, фотограф из Ла-Рошель, Франция, сделал ряд удивительных фотографий полярных медведей на фоне заката. Если долго всматриваться в эти изображения, то вы почувствуете, будто сами оказались на снежных равнинах Национального заповедника Арктики на Аляске. Трудно однозначно определить, какой из видов лучше — будь то семейство белых медведей, или прекрасный закат, поглощающий буквально весь кадр. В любом случае, фотограф Сильвен Кордье смог донести до нас эту потрясающую картину и мы можем любоваться ею бесконечно.
Этот снимок белых медведей был сделан абсолютно случайно, и автор не отвлекал их от своих обычных занятий. Он рассказывает: «Однажды вечером, примерно около 18:30, я отправился фотографировать закат. Увидев медведей, я остановил свою лодку в надежде, что они будут двигаться в правильном направлении. А затем все произошло действительно случайно и получились эти чудесные кадры.
Кордье провел три недели в лодке, наблюдая за матерью и ее двумя большими детенышами и фотографируя их повседневную жизнь. Судя по тому, насколько спокойно они сидят и наблюдают за закатом, очевидно, что медведи уже привыкли к звукам затвора камеры 67-летнего фотографа.
В Англии наряду с уже более-менее знакомыми готическими формами находятся образцы совершенно иной, свойственной только этой стране готики. Наиболее выдающимися готическими сооружениями Англии являются Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство, Солсберийский собор, Линкольнский собор, а также соборы в Эксетере и Глостере. О них и поговорим)
Кентерберийский собор
Думаю не одному мне при виде названия этого собора на ум приходит кентерберийское привидение из старого советского мультфильма:)
Кентерберийский собор — готический собор в Кентербери близ юго-восточного берега Англии, главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского. Наряду с близлежащими аббатством Cв. Августина и церковью Cв. Мартина Кентерберийский собор входит в список Всемирного наследия.
Собор был основан в 603 году миссионером папы Григория Великого — Августином Кентерберийским. Фундаменты заложенного им здания были открыты археологами в 1993 году. Храм был изначально посвящён Христу Спасителю. В середине VIII века св. Кутберт пристроил к собору баптистерий. После норманнского завоевания порядком обветшавшая церковь была перестроена архиепископом Ланфранком в духе нормандской романики. Ансельм Кентерберийский поднял строительство на новый уровень, о чём свидетельствует дошедшая до наших дней и весьма обширная крипта.
В 1174 году собор сгорел. При восстановлении к храму была пристроена грандиозная по тем временам Троицкая капелла, в которую перенесли мощи убитого в соборе архиепископа Томаса Бекета. С тех пор собор стал святыней данного мученика, ежегодно привлекая тысячи паломников, которые служили опорой его благосостояния. В XV веке неф приобрёл близкий к современному вид; значительно надстроена была центральная башня. Северо-западная башня в романском стиле в XVIII веке угрожала обрушением и была разобрана; в 1830-е годы на её месте выросло новое сооружение, стилизованное в духе “перпендикулярной” готики.
Вокруг Кентерберийского собора раскинулись два клуатра, монастырский садик и многочисленные подсобные помещения различного времени постройки. При св. Дунстане приход собора был реорганизован в бенедиктинское аббатство, которое было секуляризовано при Генрихе VIII, в 1539 году, последним в Англии. Часть пристроек погибла в марте 1942 года во время налёта люфтваффе, целью которого был сам собор.
Собор вытянут в длину (160 м) и невысок, ровная линия кровли прервана устремляющейся вверх центральной башней и более низкими западными башнями. Последние указывают на французское влияние, однако расположенное между ними огромное окно “перпендикулярного стиля” является типично английским. Внутрь собора ведет роскошно декорированный портал на южной стороне. Пилигримы из Кентерберийских рассказов Чосера видели в свое время тот же неф, что и современный посетитель. Хотя при Генрихе VIII и позднее, при Кромвеле, неф Кентерберийского собора лишился своего богатого убранства и ярких красок, он все еще великолепен.
Вестминстерское аббатство
Вестминстерское аббатство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, но облик сохраняет готический. Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии. Наряду с близлежащей церковью Сент-Маргарет аббатство причислено к Всемирному наследию. Существующий сейчас комплекс зданий аббатства относится к XIII и последующим столетиям. Это не только лучший памятник средневековой архитектуры Лондона, но и один из шедевров западноевропейской готики. Само аббатство перестало существовать еще в XVI веке
Эдуард Исповедник основал бенедиктинское аббатство в 1065 году на этом месте, с видом на площадь Парламента. Предположительно, первым английским королём, который короновался здесь, был Гарольд, в январе 1066 года. Разгромивший его в битве при Гастингсе Вильгельм Завоеватель короновался здесь в том же году, и первая запись в аббатстве засвидетельствовала это. Традиции коронования сохранились до наших времён. Ранне-английская готическая структура здания аббатства в большей степени обязана Генриху III, чем каким-либо другим правителям, хотя многие архитекторы, включая К. Рена, сделали свой вклад в облик аббатства.
Но время разрушало собор. Постепенно исчезали старинные витражи — их подлинный рисунок далеко не всегда восстанавливали при реставрационных работах. Выветривался камень, его подновляли, зачастую внося при этом поправки в детали отделки здания. Северный портал Вестминстерского аббатства несет на себе особенно заметные следы подобных реставраций. И все-таки отдельные утраты и частичные искажения не смогли нарушить общую гармонию форм северного портала — одной из красивейших частей Вестминстерского аббатства.
Вестминстерское аббатство не может не поразить своими размерами. Его длина 156,5 метра, а высота центрального нефа — 31 метр, то есть приближается к высоте современного десяти-одиннадцатиэтажного дома. Как все средневековые сооружения подобных масштабов, здание строилось несколько столетий.
Со своими одинаковыми квадратными башнями и ажурными арками это древнее английское аббатство в готическом стиле является одним из ярких примеров средневековой церковной архитектуры. Но для англичан оно является гораздо большим: это святилище нации, символ всего, за что боролись и борются британцы, и здесь находится то место, где была коронована большая часть правителей страны, многие из которых похоронены здесь же. В Вестминстерском аббатстве покоится прах Исаака Ньютона и Чарлза Дарвина. С 1920 года в Вестминстерском аббатстве находится могила Неизвестного солдата. Современные захоронения отмечены металлическими табличками и каменными плитами, вмонтированными в пол.
В художественном отношении наибольшую ценность в Вестминстерском аббатстве представляет его интерьер. Он просто ошеломляет. Внутри здание кажется гораздо шире и выше, чем можно предположить, глядя на него снаружи. Оно становится неожиданно легким. Желтоватый мрамор, рвущиеся ввысь тяги, упругие линии стрельчатых арок, свет, льющийся со всех сторон через огромные окна с цветными витражами, — все создает это впечатление, особенно усиливающееся в солнечную погоду. Камень как бы утрачивает свою тяжесть, становится гибким и послушным в руках искусных строителей. Опираясь на тонкие мраморные стволики, устремленные вверх, на огромной высоте как бы распускаются пучки нервюр — выступающих ребер свода, — образуя над головой великолепный шатер. Но все это замечаешь уже потом, а сначала, войдя в помещение, видишь только одно: тонкий пучок мраморных колонок в центре зала, от которого во все стороны, как крона пальмы, расходятся нервюры свода. Пространство, занимаемое сводом (около 18 метров в диаметре), кажется несоразмерно большим для такой легкой опоры. Все, однако, тщательно рассчитано. Вынесенные наружу могучие контрфорсы и упорные арки надежно гарантируют сохранность здания. Так же как в остальных частях аббатства, относящихся к началу английской готики, красота заключена здесь и в убранстве, и в самой логике конструкции.
В дни коронационных торжеств Вестминстерское аббатство преображается. По всей длине собора, закрывая статуи, размещаются ряды нарядных лож. Сама процедура коронации совершается перед алтарем, на возвышении, специально созданном для этой цели еще в XIII веке. Сюда ставят трон и деревянное с позолотой и росписью коронационное кресло английских королей, относящееся к началу XIV столетия. Это кресло, под сиденьем которого хранится так называемый «камень судьбы», считается одной из исторических реликвий Англии и вот уже шестьсот лет хранится в аббатстве.
Солсберийский собор
Солсберийский собор — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается одним из лучших образцов ранней английской архитектуры, которая начиналась с готики, стремящейся к небесным высотам. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века. 123-метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр — самый протяжённый. Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в мире. В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров “Великой хартии вольностей”.
Шпиль Солсберийского собора хорошо видно даже издалека, но не всем этого достаточно — некоторые посетители ходят в храм специально для того, чтобы посмотреть на шпиль изнутри. В храме их глазам предстаёт впечатляющее зрелище — полый шпиль свыше сотни метров, со старинными лесами внутри!
Если считать только шпили, выстроенные ранее 1400 года, выяснится, что шпиль Солсберийского собора — самый высокий среди уцелевших. Но не только высотой славен этот собор — это ещё и самый большой храм Великобритании, он занимает территорию в 80 соток.
О красоте и величественности, думаю, упоминать не стоит — всё это видно и по фотографиям, но есть ещё одна выдающаяся деталь, быть может и сокрытая от глаз — в Солсберийский собор вмонтированы часы, которые на сегодняшний день являются старейшими в мире действующими часами.
Солсберийский собор, как впрочем и другие грандиозные сооружения Средневековья, строился долго — за четыре десятка лет была выстроена только основная часть, но всё равно открыт и освящён он был ещё в 1258 году. То есть храму уже более 750 лет! Часы ненамного моложе — установлены они были в 1386 году.
Солсберийский собор был основан в 1220 году — в том же году, что и собор в Амьене. Завершен он был также вскоре после амьенского — в 1266 году. Однако различия между ними поразительны. В отличие от амьенского собор в Солсбери расположен не в центре города, в окружении других зданий, а на окраине, в просторном кафедральном предместье. К северу от него когда-то возвышалась отдельно стоящая колокольня в стиле итальянской кампанилы. К югу расположился клуатр, окруженный высоким многоугольным, центрическим в плане зданием — залом капитула. Подобные многоугольные или круглые в плане залы капитула встречаются только в Англии; древнейший из них был возведен в Вустере около 1110 года.
Создатели английской готической архитектуры ставили перед собой не столько технические, сколько эстетические задачи, стремясь разработать как можно более привлекательный декор стен, сводов и окон. В соборе в Солсбери, как и в большинстве других английских храмов, эта ориентация на решение декоративных задач более заметна в интерьере, чем во внешнем виде. При взгляде из центрального нефа на восточную часть собора прежде всего бросается в глаза красочность использованных строителями материалов. Светлый известняк контрастирует с тонкими пилястрами, подоконниками и капителями, изготовленными из темного, блестящего, похожего на мрамор, вещества. Это так называемый пурбекский мрамор, известняк из отложений на юге Англии, который можно было отполировать под мрамор; начиная с XII века популярность его среди английских зодчих постоянно росла. А поскольку к подобным сочетаниям материалов добавлялись яркая роспись профилей арок и сводов и красочные витражи, то неудивительно, что интерьер английского храма производил поистине великолепное впечатление.
###
Линкольнский собор
Линкольнский собор является третьим по величине храмом средневековой Англии. Надо отдать должное его строителям — собор великолепен. Три его колоссальные башни, напоминающие башни сказочного замка, гордо возвышаются на вершине холма и далеко видны со всех точек окружающей равнины.
Строительство собора в Линкольне началось после того, как в 1072 г. туда из Дорчестера переехал епископ. Первый собор строился в спешке и во время землетрясения 1085 г. обрушился. Амбициозный епископ Гуго задумал заменить его грандиозным сооружением, которое и сейчас входит в тройку наиболее крупных храмов Великобритании.
После норманнского завоевания Англии в Линкольне была учреждена епископская кафедра. Первым епископом Линкольна стал Ремигиус Фекампский. При нем началось строительство замка и первого кафедрального собор, выполненного в романском стиле и больше напоминавшего укрепленный замок, чем храм. В 1141 году этот собор сильно пострадал от пожара: рухнула кровля, обвалились фрагменты стен. Частично разобрав, частично используя руины старого собора для новой постройки, епископ Александр Великолепный начал строительство нового собора, уже не несущего двойной функции храма-крепости, а полностью соответствовавшего своему назначению. Собор, построенный епископом Александром, сильно пострадал во время боевых действий, связанных с событиями феодальной междоусобицы в середине 1100-х годов. Во время этих событий Линкольн был занят отрядом сторонников претендентки на престол — принцессы Матильды. Подошедшие к городу войска законного короля Стефана штурмом взяли город, при этом здание собора получило значительные повреждения. А землетрясение — достаточно редкое для Англии явление — случившееся в 1185 году, окончательно разрушило собор.
К 1290 г., когда в соборе отпевали королеву Элеонору Кастильскую, основные строительные работы были завершены. По мнению Джона Рёскина и многих других ценителей средневекового искусства, Линкольнский собор — чистейшее воплощение английской готики. Его архитектурные мотивы угадываются в облике многих неоготических сооружений викторианской эпохи, включая башню Виктории при Вестминстерском дворце в Лондоне.
Собор возводился с конца XII века по 1311 год. До обрушения в 1549 году центрального шпиля 160-метровый собор был самым высоким зданием на Земле. До его постройки рекорд высотности на протяжении тысячелетий принадлежал пирамиде Хеопса.
Северный фасад главного трансепта украшает прекрасное окно-роза, известное под названием “Глаз настоятеля”. Аналогичное окно, с ажурными переплетами чрезвычайно тонкой работы, можно видеть на южном фасаде — оно называется “Глаз епископа”. Среди цветных стекол южного окна сохранились фрагменты подлинных средневековых витражей, уцелевших в бурях Реформации и гражданских войн.
Интерьер Линкольнского собора отличается благородством архитектурных форм. Прославленный “Ангельский хор”, сооруженный в 1256-1280 годах, является прекрасным образцом зрелой английской готики с ее сложным архитектурным декором. Хор украшают тридцать монументальных скульптур. Здесь же располагаются ряды деревянных скамей, спинки которых украшают резные панно с изображениями спящих римских солдат. Многоцветные оконные витражи окрашивают внутреннее пространство храма во все цвета радуги.
Собор в Эксетере
Собор в Эксетере был основан ещё в 1050 году. Он был выстроен первоначально в норманнском стиле (1112 г.), но затем доведён до своего настоящего вида в готическом стиле (между 1280 и 1370 г.). Эксетерский собор представляет собой здание длиной в 124 м и шириной в 23 м, с двумя башнями в 50 м высоты, несколькими капеллами, прекрасными окнами, замечательными часами (XIV в.), великолепным епископским престолом (работы 1470 г.), самым знаменитым в Англии органом, многоценной библиотекой, многими памятниками епископов и так называемой Minstrels Gallery, в нишах которой расставлены играющие на музыкальных инструментах ангелы — замечательное и в то же время оригинальное произведение скульптуры. Западный фасад собора украшен статуями.
XIV столетие (точнее, его первые три четверти) английские исследователи называют периодом “украшенной” готики, подчеркивая нараставшую в архитектуре того времени роль декоративных элементов. Планы соборов в этот период не претерпевали серьезных изменений. Новые здания закладывались редко; в основном достраивались более ранние сооружения, вследствие чего эволюция стиля отразилась главным образом в их архитектурном декоре.
Что касается фасадных композиций некоторых соборов, сооруженных именно в течение названного периода, то они иногда производят впечатление парадоксальности даже сравнительно с весьма далекими от шаблона фасадами более ранних английских храмов. Таков западный фасад собора в Эксетере, который с первого взгляда из-за его своеобразных очертаний и из-за отсутствия башен можно принять скорее за противоположную сторону храма — за абсиду хора. К этому фасаду приставлена низкая стена, своеобразное подобие ширмы, высотой несколько менее половины общей высоты фасада, которая покрыта тремя ярусами статуй в тонких колончатых обрамлениях.
Подобное “декоративное” использование статуй на фасадах встречалось и прежде, но здесь этот мотив дан особенно подчеркнуто: статуи заполняют плоскость стены плотно, без разрывов, почти “плечом к плечу”. Только три небольших портала — входы в собор — врезаются в этот скульптурный ковер.
Другая особенность Эксетерского храма заключается в том, что вместо обязательной башни над средокрестием две высокие башни поставлены на торцах трансепта. Центральная часть собора получила, таким образом, двойной акцент, и тогда становится понятным отсутствие башен на главном фасаде — они нарушили бы этот смелый эффект.
Внутри Эксетерского собора арочные устои, трифории и густые пучки нервюр достигают такой степени раздробленности, что рождается впечатление своеобразной вибрации архитектурных форм. Большое внимание мастера “украшенного” стиля обращали на своды, усложняя и обогащая рисунок нервюр. Особенной популярностью в то время пользовались так называемые звездчатые и сетчатые своды.
Эта совсем не присущая, можно даже сказать кричащая техника украшения сводов придаёт Эксетерскому соборуособый шарм)
Собор в Глостере
Глостерский собор относится к XI веку, неоднократно ремонтировался и известен прежде всего хором в стиле перпендикулярной готики и великолепными веерными сводами клуатров. Собор стоит на том месте, где располагалось аббатство, основанное королем Нортумбрии Озриком еще в 681 году.
Здание имеет крестообразный план со скругленным восточным концом и тремя радиально расходящимися капеллами, средняя из которых посвящена Богоматери. С северной стороны расположен зал капитула и клуатры монастыря, секуляризованного при Генрихе VIII. Главный неф относится к нормандскому периоду. Башня, одна из самых красивых в Англии, достигает в высоту 69 м. Среди других достопримечательностей собора — памятник Озрику, гробница короля Эдуарда II и несколько великолепных витражей, особенно в большом окне восточного фасада.
Грандиозные храмовые интерьеры — звездчатые, сетчатые, веерообразные; фантастически разросшиеся пучки колонн, тончайшие нервюры, свисающие ажурные воронки, вертикально чередующиеся решетчатые переплеты — такой общий взлет и такая кружевная симфония, что рождается впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Здесь величавая одухотворенность готического зодчества как бы отступает перед самой безудержной, истинно неисчерпаемой декоративностью. Да и как не закружиться голове в соборе Глостера (1351—1407 гг.), где всюду над нами возникают самые причудливые архитектурные узоры, напоминающие орнаментальные чудеса древней нортумбрийской миниатюры.
Собор в Глостере строился с 1351 по 1407 годы, и, думаю, знаком очень многим, хотя они об этом даже не догадываются;)
Дело в том, что в кафедральном соборе Глостера снято несколько эпизодов из кинолент о приключениях Гарри Поттера). Школа Хогвартс обрела свое кинематографическое лицо именно благодаря собору в Глостере — одному из красивейших соборов в Британии, особо гордящемуся своими крытыми галереями. Именно по ним, подкрашенным компьютером, бегали испуганные Гарри, Рон и Гермиона. А внутри собора проходили занятия в школе Хогвартс. Некоторые прихожане протестовали против проведения в соборе съемок, поскольку отношение к Гарри Поттеру в Англии (да и не только) неоднозначно. Несогласные утверждали, что делать собор местом съемок фильма про колдовство недопустимо. И все же съемки состоялись— финансовая помощь лишней не бывает никогда, и, кстати,одним из доводов духовного руководства состоял в том, что “Гарри Поттер” — это добрая детская книжка, а съемки, проведенные в соборе,как раз и придадут фильму необходимую духовность.
Вообще, это совершенно потрясающий готический собор, в котором органично сочетаются интерьеры самых разных эпох, от норманов до современности. Ежегодно Глостерский собор принимает приблизительно 331 000 посетителей.
Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это- в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству. Но французы говорят в ответ, что в их готике порыв не сдержан, а упорядочен, что это придает зданию большую ясность и завершенность и в то же время большее изящество, что безудержная порывистость чужда французскому художественному гению, что она смущает человека, а не возвышает его, что чувство меры необходимо во всем. Эти два взгляда как будто несовместимы, однако же те немцы, что по-настоящему любят искусство, восхищаются Реймским собором, равно как столь же любящие искусство французы — Кёльнским собором.
Итак, самыми образцовыми немецкими готическими соборами являются знаменитый Кёльнский собор, высоченный Ульмский собор и Фрайбургский Мюнстер, ставший знаменитым благодаря венчающему его башню шпилю, который называют чудом христианского мира. На представителях “кирпичной готики” остановимся позже, чтобы не путаться)
Кёльнский собор
Кроме того, что это один из самых больших и красивых готических соборов в Европе — он ещё и был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм.
Он представляет собой огромную пятинефную базилику из красноватого камня трахита, площадью около 8500 кв. м. Длина собора 144 метра, ширина трансепта — 83 метра, высота здания до гребня крыши — около 60 метров. На западном фасаде собора расположены две колоссальные башни, увенчанные остроконечными шпилями. Они поднимаются в высоту на 157 метров.
Здание имеет снаружи множество опорных пилястр, аркбутанов, фиалов, галерей, сквозных решеток, а его главный портал богато украшен скульптурной пластикой, декоративной резьбой, повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками. Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, звездчатые своды поддерживают колонны высотой в 44 метра. Грандиозность внутреннего пространства собора ощущается не только благодаря внушительным абсолютным размерам, но и вследствие нарочитого перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, также на разных уровнях расположены неф и хор.
Стены, своды, пол собора выложены из серого рейнского камня. Две крутые винтовые лестницы — в 509 ступенек каждая — ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей.
Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление собор производит в вечернее время — благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне.
Кельнский собор — это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей. В соборе хранятся сокровища, которые просто не возможно все перечислить и дать им оценку. Среди них в первую очередь следует назвать такие памятники средневекового искусства, как ряды скамей в хоре, фрески над ними, главный алтарь, 14 скульптур — Христос, Дева Мария и 12 Апостолов на ограде хора. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Окна Королей а также Библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хора, в боковой капелле, сохранились с 1280 года.
В Мариенкапелле можно восхищаться знаменитым “Поклонением волхвов” — престольным образом работы Стефана Лохнера. Еще в одной капелле находится древнейшее из скульптурных изображений Распятия, в другой — погребен основатель Кельнского собора архиепископ Конрад фон Хохштаден. Сокровищница собора хранит также раку Святого Энгельберта, знаменитый крестовый реликварий, кресты различных эпох, епископские жезлы, статуи святых, ценные дароносицы и многое другое.
5 июля 2004 года комитет всемирного наследия ЮНЕСКО на заседании, проходящем в китайском городе Сучжу, включил собор в список объектов всемирного наследия, оказавшихся под угрозой. Кёльнский собор был включен в список охраняемых памятников всемирного наследия в 1996 году.
Ульмский собор
Ульмский собор — второй по величине готический собор Германии после Кельнского собора. Построен он был на средства зажиточных горожан. Во эпоху Средневековья под мощными сводами собора могли разместиться более 20 000 верующих. Массивная западная башня собора высотой 161 метр является самой высокой церковной башней в мире. Башня была достроена только в 1890 году, после многовекового перерыва в строительстве, и именно тогда собор приобрел мировую известность. Со смотровой площадки на башне открывается захватывающая панорама, а в хорошую погоду оттуда видны даже Альпы!
Готический кафедральный собор с его гигантской западной башней возвышается в самом центре Ульма. Ульмский собор — бесспорный символ города.
Строительство собора было начато в XIV веке и продолжалось еще пять веков. Собор является посещаемым, а значит действующим, выполняющим как и в далеком прошлом свою миссию на германской земле Баден-Вюртемберг. Он насчитывает в год более 1000 евангелических богослужений и подобных других мероприятий. Его называют “живым”, так как открыт он каждый день.
###
Для туристов и желающих посетителей предоставляется возможность подняться на самый верх этого сооружения. Подъём выполняется по каменным винтовым лестницам, в которых при прилежном подсчете насчитывается чуть больше 750 ступеней. Многие туристы охотно поднимаются на колокольную башню собора, преодолевают одну ступеньку за другой ради желания достигнуть смотровую площадку, с которой открывается захватывающий дух вид на город и его живописные окрестности. А также посмотреть на Ульмскую колокольню самому, насладиться тем, что внутри.
На одном из участков организована выставка. Войдя в нее можно увидеть собранные картины самых великих храмов мира. Приятно увидеть Московский храм Василия Блаженного, Ватиканский собор Святого Петра и многие другие архитектурные ценности.
Невольно восхищаешься огромным фасадом Ульмского собора, его могуществом и долголетием. Собором дорожат местные жители, а туристы восхищаются и всегда рады возможности побыть внутри или возле него.
Фрайбургский Мюнстер
В сердце Старого города стоит готический Мюнстер — собор из красного песчаника, построенный в стиле высокой готики в двенадцатом-шестнадцатом веках. Тонкая резная башня собора высотой 116 метров — символ города, на неё можно подняться и полюбоваться на черепичные крыши, улочки, мощёные рейнскими камнями, Швабские ворота XIII века, университет им. Альберта-Людвига и море зелени, окружающее Фрайбург. В соборе — несколько замечательных произведений искусства, в том числе алтарь работы Ганса Гольбейна младшего.
Чудом христианского мира называют венчающий башню шпиль. И действительно: много есть в Европе храмов куда грандиозней этого, но такого легкого, ажурного, насквозь прозрачного шпиля, как во Фрайбурге, вы не увидите больше нигде. Не поленитесь подняться на самый верх башни, чтобы вблизи рассмотреть ее каменные кружева. Но держитесь покрепче за перила, когда рядом с вами оглушительно зазвонят колокола!
В процессе строительства можно выделить три периода: “конрадский” — романский, “бертольдский” — позднероманский и готический/позднеготический. Первый период назван по имени Конрада из династии Церингенов и начинается в 1120 году, в котором Фрайбург получил от него и его брата Бертольда III рыночное и городское право. Эти братья Церингены считаются также основателями города. От первой постройки сохранились только остатки фундамента. При последнем Церингене Бертольде V начался в 1210-1218 годах второй период строения в поздне-романском трёхнефовом стиле. От него сохранились только поперечный неф и остатки башен. В третий период строения, начатый в 1230 году, оформился внешний готический вид собора, сохранившийся по сей день.
Главным строительным материалом являлся песчаник. Фрайбургский мюнстер — единственная сохранившаяся до сих пор готическая церковь Германии такого типа, строительство которой было закончено ещё в средневековье. Даже во время сильной бомбардировки города во время второй мировой войны, мюнстер остался практически не повреждённым, хотя почти все здания вокруг были разрушены и центр Фрайбурга превратился в руины.
Во время строительства Фрайбург не был резиденцией епископа, став таковой только в 1827 году, поэтому в отличие от многих других готических соборов, у мюнстера спереди только одна башня, так как соборы с двумя башнями были эксклюзивной привилегией эпископов. В башне находятся 16 колоколов, самый старый из которых был создан в 1258 году, и весит 3290 кг — это один из старейших сохранившихся колоколов такого размера.
Фрайбургский Мюнстер также славится обилием причудливых украшений сточных желобов, имеющимся только у немногих готических соборов. Среди прочего, имеется человеческая фигура, в которой вода вытекает наружу из голого зада — предполагается, что задница была направлена каменотёсами в сторону резиденции епископа, задолжавшего им денег.
Кирпичная готика
Кирпичная, или северогерманская, готика — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше и Прибалтике. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой “кирпичной романике”. В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс». Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Наиболее известными образцами северогерманской готики являются Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане, Ратуша и церковь Св. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке и Монастырь Ленин в Клостер-Ленине
Бад-Доберан, бывший “Добран”, сохранивший в своем названии память о древних славянских племенах — город-курорт и хранитель самой знаменитой северогерманской церкви. Собор цистерцианского монастыря построен цистерцианцами, а им канон запрещал возведение высоких башен. Мастера нашли выход — собор тянется ввысь весь целиком. Традиционная трехнефная базилика расширена, сооружен поперечный двухнефный зал. Контрфорсы, крестовые своды, каркасы стрельчатых арок, знаменитый раствор с бычьей кровью, яйцами и творогом позволили возвести тонкие, но крепчайшие стены. Окна огромные, воздух и свет врываются под своды, переполняют и поднимают здание. Штукатурка в бад-доберанском соборе никогда не скрывала естественной графики кирпича. Штриховка кладки убегает вверх и теряется под сводами с тончайшими фресками раннего Возрождения. Рядом с ними — все вместе — примитивные деревянные крашеные скульптуры, мраморные строгие саркофаги, легкая резьба по дереву, лучезарные витражи и знаменитая “светящаяся икона” девы Марии, изысканные барельефы и наивная резьба по камню. Звуки органа и сплетенный в кружево из деревянных и литых чугунных арабесок алтарь… Если подойти к подножию колоссального, не похожего на другие собора и неосторожно взглянуть вверх — сразу же возникает желание обуздать непослушный вестибулярный аппарат. Справиться с возникшим ощущением нельзя — вокруг шпиля, словно на гигантской оси, медленно вращается небо…
Штральзунд — морские ворота Мекленбургской равнины — имеет другой статус. Это заповедник, и ни один камень не может быть вынут из штральзундской мостовой, ни одно украшение снято с фасада. Город “законсервирован” — чтобы вечно плескалось у его границ серое Балтийское море, и подпирали небо тяжелая церковь Св. Николая и ажурная ратуша, сотворенная из того же чудодейственного кирпича. Под остроконечными зубцами фронтона — “вимпергами” — прорезаны круглые окна — “розы”, заполненные тончайшей кирпичной филигранью, выполненные скорее руками ювелира, чем каменщика.
Церковь Святой Марии в Любеке — самый знаменитый храм города, символ власти и благосостояния ганзейского города и главное украшение любекского Староградского острова. Мариенкирхе в старой части Любека является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250—1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).
Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл вокруг апсиды, а также притвором с поперечным нефом. Монументальный западный фасад украшают две башни. Их высота составляет вместе с флюгерами 124,95 и 124,75 м. Как главная приходская церковь для городских чиновников и горожан ганзейского города Любека, Мариенкирхе находится в торговом квартале, который простирается до складов на набережной Траве, неподалёку от любекской ратуши и Рыночной площади.
Монастырь Ленин никакого отношения к Вождю мирового пролетариата не имеет)) Это бывшее цистерцианское аббатство, расположено в одноимённой общине Клостер-Ленин к юго-западу от Потсдама. Основано в 1180 году, в 1542 году секуляризировано в ходе Реформации. С 1911 года в Ленине размещается монастырь Луизы Генриетты. Монастырь Ленин находится в центре возвышенности Цаухе в окружении лесов и водоёмов в 700 метрах от Монастырского озера.
В Средние века монастырь Ленин играл важную роль в процессах внутренней колонизации молодой Бранденбургской марки под руководством первых маркграфов из дома Асканиев. Наряду с исторической ролью монастырь Ленин обладает большим культурным значением. Монастырская церковь относится к числу наиболее значительных строений кирпичной романики и готики Бранденбурга. Реконструкция церкви в 1871-1877 годах была признана блестящим примером в истории охраны архитектурных памятников. Современный монастырь Ленин считается образцовым в Евангелической церкви Германии.
Руанский соборРуанский собор или Собор Руанской Богоматери — один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане. Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.
Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.
Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада — она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.
На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.
Внутреннее убранство собора
За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев.
Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.
Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура — каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично, но от этого не менее оригинально.
Башня Сен-Жак
Башня Сен-Жак — это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников (“бушри” — мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании — Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой.
Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту — гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня — нынешняя башня Сен-Жак.
Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар — камни — в 1797 г. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.
С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Французы почтили память Паскаля, установив ему в башне статую; также в нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.
Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и — самый высокий — ангел. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Гюго в “Соборе Парижской богоматери” (изданном в 1831 году) писал: “Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка”. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал…
Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталовРуанского собора или башня Сен-Жак в Париже.
Шартрский собор
Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери — самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.
На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.
Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.
Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.
Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.
Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.
Амьенский собор
Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери — один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.
Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.
Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.
Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.
Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.
Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.
Реймсский собор
Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.
Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.
Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.
Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора — самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.
Особенность Реймсского собора — прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” — из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.
###
В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.
Сасси де Матера
Сасси де Матера - это пещерный комплекс жилищ, который расположен в городе Матера, область Базиликата (Basilicata). Сасси - это один из первых доисторических населенных пунктов в Италии. Многие здания были выдолблены в скале известкового туфа, как пещеры. Удивительно, но улицы в некоторых частях Сасси расположены прямо поверх крыш других зданий. Эти места были заселены фермерами и их домашним скотом до 1950 годов.
Помпеи и Геркуланум
Тень Везувия, словно крылом, укрывает несколько римских городов, которые подверглись разрушению в результате взрыва в 79 году н. э. Самым известным из этих городов считаются Помпеи, руины которых можно изучать достаточно широко. Археологи обнаружили множество остатков от когда-то благоухающего города. Люди, которые отказались бежать из города - заплатили за это высокую цену. Пепел полностью похоронил город, но оставил его хорошо сохранившимся для изучения потомками. Ближайший город Геркуланум перенес подобную участь. Население здесь было меньше, чем в Помпеях, но достаток местных жителей был значительно выше.
В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.
“Неужели эта готика — на самом деле готика?” — вопрошал историк искусства Пауль Франкль в 1962 году, созерцая собор Флоренции. И хотя позднее историки искусства ответили на его вопрос уверенным “да”, многие все же испытывают сомнения при виде этой массивной, грандиозной постройки, не имеющей ничего общего с “прозрачностью”, “эфирностью” и “растворением стен”, характерными для готических храмов к северу от Альп. Особенно беспокоит таких борцов за чистоту стиля тот факт, что стрельчатые арки и нервюрные своды, издавна воспринимавшиеся как определяющие черты готической архитектуры, в Италии стали известны еще до того, как во Франции появились первые образцы готики. Норманны принесли стрельчатую арку на Сицилию, заимствовав ее из архитектуры мусульманского Востока, еще в конце 11 века, и приблизительно в то же время в Ломбардии появились нервюрные своды.
В наши дни возобладало представление о том, что итальянскую готику невозможно оценивать по степени ее зависимости от готики французской. Историки искусства установили, что в Италии довольно рано были найдены такие решения архитектурных задач, которые опирались на традиции, не имевшие отношения к процессам, развивавшимся во Франции, — в первую очередь на концепции пространства, характерные для римской античности. При этом итальянские мастера были прекрасно знакомы с североевропейскими моделями, — просто они сознательно старались опираться на местное, итальянское наследие. Первыми моделями для них служили грузные, массивные, солидные церкви францисканцев и доминиканцев, коренным образом отличающиеся от “невесомой” французской готики. Эти церкви выглядят утонченными не за счет стремительно воспаряющих ввысь, залитых светом интерьеров, а за счет тщательно сбалансированных пропорций и отчетливой, ясно прорисованной структуры. Впрочем, они все равно ориентированы на французские (прежде всего цистерцианские) модели, особенно в том, что касается общего архитектурного плана.
Палаццо Дожей
Палаццо Дожей в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры XIV — XV веков.
Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио. Основное строительство было осуществлено в 1309—1424 гг.
Свое название дворец берет от резиденции дожа, верховного главы Венецианского государства. Ничего почти не осталось от первоначальной конструкции, построенной до 1000 года на основе уже существовавших римских стен. Это античное здание было уничтожено пожаром. При создании гигантского дворцового комплекса Венеции замысел состоял в том, чтобы поразить иноземных послов, внушить им невольный трепет, — этим и объясняется роскошь внутренних помещений, над которыми работали крупнейшие художники того времени.
В 1400-1404 годах был закончен фасад, выходящий на лагуну, а в 1424 году и тот, который выходил на Площадь Святого Марка. Для завершения строительства здания были приглашены флорентийские и ломбардские мастера, но большая часть здания в стиле готики была выполнена членами семьи Бон, венецианскими мастерами — специалистами по обработке мрамора. В 1577 году очередной пожар уничтожил одно крыло здания и Антонио да Понте, создатель моста Риальто, восстановил первоначальный вид здания.
Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой декор, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется лёгкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа.
На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма.
Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Гости города, которые причаливали к самому дворцу со стороны Пьяцетты, оказывались, таким образом, у ног правителя Республики.
Вместе с собором Святого Марка, библиотекой Сан-Марко и другими зданиями Палаццо Дожей образует главный архитектурный ансамбль города.
Миланский собор
Миланский собор — наиболее значительный памятник готического стиля в Италии, построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора.
На том месте, где стали возводить Дуомо, в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века — церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.
Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец — Симоне де’Орсениго. Строительство началось в 1386 году, а в 1390 году было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора.
Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 году герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора.
В 1418 году собор был освящён папой Мартином V, но оставался незаконченным до XIX в., пока при Наполеоне не был завершён фасад.
На посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол.
Собор изначально был задуман такого огромного размера, что с большими трудностями был частично завершён только к концу XVI в. В 1572 году его торжественно открыл святой Карл Борромеи. Но собор достраивался ещё несколько веков.
В результате более чем пятивекового строительства (почти 600 лет) собор соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.
Миланский собор является одним из крупнейших соборов мира, вторым по вместимости готическим собором (после Севильского собора) и вторым по вместимости собором в Италии (после собора Святого Петра в Риме). Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа — 92 м, высота шпиля 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек. Статистику гигантомании строения можно было бы дополнить еще некоторыми цифрами: в общей сложности собор украшают 3000 статуй.
Над алтарем Миланского собора находится гвоздь, который, как говорят, был привезен с распятья Христа. В 1769 году появился 104 метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы, и был издан декрет о том, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города (на крыше “нарушителя” — небоскреба “Пирелли” — установлена точная масштабная копия статуи Мадонны, не спасшая, впрочем, башню от самоубийцы, врезавшегося в ее верхние этажи на своем самолетике осенью 2001 года).
Палаццо Ка’д’Оро
На левом берегу Большого канала возвышается самый знаменитый дворец Венеции — готическое палаццо Ка’д’Оро, который пользуется репутацией самого красивого на Большом канале (слово “ка” означает casa, то есть просто дом; Ка’д’Оро — “Золотой дом”). Палаццо Ка’д’Оро считается образцом венецианской готики. Более того, Золотой дом считается самым элегантным из дворцов, построенных в венецианском стиле.
Первоначально дворец носил название палаццо Санта-София. Золотым домом его стали называть из-за того, что при первоначальной отделке дом был выложен сусальным золотом и раскрашен ультрамарином и киноварью (самыми дорогими красками того времени); плывущий мимо должен был не верить своим глазам, считая, что перед ним мираж. Для престижа нанята была та же бригада, что работала во Дворце дожей.
Ка’д’Оро был построен около 1440 года для знатного семейства Контарини в византийском стиле, со стрельчатыми арками и ажурными узорами, по проекту архитекторов Джованни Бона и его сына Бартоломео Бона. На первом этаже располагается стрельчатая арочная галерея, на двух верхних этажах две изящные ажурные лоджии. Правая сторона предстает более компактной с меньшим количеством пустот, но не менее элегантной. Вверху здание венчают легкие кружева.
Ранее на этом месте стоял дворец в византийском стиле Палаццо Зено, полученный Марино Контарини с приданным жены. Старый дворец был снесен, однако его фрагменты были сохранены в фасаде Ка’д’Оро.
При постройке дом был выложен сусальным золотом и раскрашен ультрамарином и киноварью (самыми дорогими красками того времени); плывущий мимо должен был не верить своим глазам, считая, что перед ним мираж. Для престижа нанята была та же бригада, что работала во Дворце дожей.
Здание сменило много владельцев; одним из них оказался князь Трубецкой, в 1847 году подаривший его балерине Тальони. Отставная прима провела в Палаццо Ка’д’Оро жесточайший ремонт, уничтожив внутри все следы готики.
В 1894 году владельцем дворца стал барон Джорджо Франкетти. Барон провел реконструкцию здания по сохранившимся чертежам и картинам вернув ему по мере возможностей исторический облик. Кроме того он основал богатую коллекцию живописи. После его смерти здание вместе с собранием живописи перешло в собственность государства. Таким образом с 1927 года во дворце располагается галерея Франкетти. На фото – вид с балкона галереи Франкетти
Кастель дель Монте часто называют известнейшим замком мира, однако это сооружение не является замком в точном значении этого слова. У него отсутствует ров, вал и подъёмный мост, вместо этого присутствует церквеподобный портал. Нет также помещений для припасов, конюшен, отдельной кухни. Назначение его является загадкой. Чаще всего предполагается, что он был задуман как охотничья резиденция, однако внутренние помещения были, по мнению некоторых исследователей, слишком богато украшены и обставлены для этого.
Кастель дель Монте — это двухэтажное сооружение с плоской крышей. Снаружи здание представляет собой правильный восьмиугольник со стороной 16,5 м. На каждом углу находится также восьмиугольная башня. Точно на половине высоты по всему периметру проходит небольшой карниз, разделяющий этажи. Второй карниз, отделяющий цоколь здания, проходит на высоте примерно 2 м.
Внутренний двор также представляет собой правильный восьмиугольник. Высота стен от поверхности внутреннего двора — 20,5 м, угловые башни лишь немного выше.
Только при таком ракурсе возможно оценить, насколько стены замка огромны по-сравнению с человеком
Первоначально на месте замка существовал монастырь Святой Марии на Горе, но описаний его формы и интерьера не сохранилось. В 1240 году император Фридрих II Штауфен построил здесь замок Кастель дель Монте. После возвращения из Шестого крестового похода и успешного захвата Иерусалима он таким образом хотел подтвердить свои претензии на власть в “Священной Римской империи”. Этот мотив, как и характер императора, должен был отразиться в архитектуре здания. Если смотреть на замок издалека, то большие углы 8-угольника превращаются в круг, а выступающие угловые 8-угольные башни предстают в виде зубцов каменной короны. Подходя к замку все ближе, начинаешь утрачивать впечатление круглой формы и различать настоящую его структуру.
Снаружи Кастель дель Монте не только оставляет ощущение замкнутости, но и закрытости от внешнего мира: в массивных башнях нет ни окон, ни дверей, и даже привычных глазу бойниц. Фасады гладкие и простые, без всяких украшений, в каждой из стен есть только два маленьких окошка, расположенных одно над другим. Примерно на середине высоты вдоль всех фасадов башен и трактов проходит карниз, который словно скрепляет башни вместе. Благодаря такой архитектуре замок выглядит устрашающим и неприступным, хотя по сути он не является оборонительным сооружением.
На углах замка находятся башни также выстроенные в виде восьмиугольников. Высота основного восьмиугольника — 25 м, а высота башен — 26 м. Длина каждой стены замка составляет 16 м 50 см, а ширина каждой башни порядка 3 м 10 см. Конструкция замка имеет следующую особенность — две стороны башни состыкованы с одной из сторон основного восьмиугольника.
Портал главного входа обращён строго на восток. На противоположной, западной стене находится второй вход.
Сам замок Кастель дель Монте построен из отшлифованного известняка, а колонны, обрамления окон и порталы — мраморные. На каждой стороне внешней стены имеются два окна — одноарочное на первом и двухарочное на втором этаже. Лишь одно окно второго этажа — северное — имеет три арки.
То, что этот замок был задуман в первую очередь как репрезентативное и жилое здание, становится ясно, как только попадаешь внутрь. Любящий роскошь Фридрих II великолепно отделал замок изнутри. Стены были украшены мраморной отделкой и другим дорогим материалом, порфирными пилястрами, обрамляющими окна и двери.
У стен в высоких помещениях были расставлены скамьи. Обогревали замок огромные камины, а водопровод и вентиляционные шахты, проходящие сквозь многочисленные этажи, обеспечивали комфорт, редкий для того времени.
Внутренние помещения представляют собой 16 правильных трапеций, по восемь на каждом этаже. В угловых башенках находятся гардеробы, туалеты и винтовые лестницы. Интересно, что лестницы закручиваются не вправо, как это целесообразно для обороны, а влево, следуя за природой (так, например, устроен панцирь улитки).
Во внутренний двор ведут три портала на первом этаже, кроме того, на втором этаже есть также три двери, ведшие на ныне отсутствующий кольцевой деревянный балкон. Кроме того, в стенах двора расположены и другие маленькие окна, так что свет приникает в каждое помещение, как через внешнюю, так и через внутреннюю стену.
Хотя все помещения, как первого, так и второго этажа имеют одинаковую форму, они отличаются друг от друга расположением дверей. Два зала первого этажа соединяются с внешним миром через восточный и западный портал, но не имеют выходов во внутренний двор, а соединяются с другими залами. Кроме проходных залов, имеющих 2—3 двери, есть так называемые концевые, в которых лишь одна дверь. Таких залов 4 — по два на каждом этаже. Каждый из последних имеет камин и проход в туалет, расположенный в смежной башне. Туалеты хорошо проветривались через шлицы в стенах и промывались водой из баков, расположенных на крыше. Один из конечных залов второго этажа принято назвать тронным. Его окно выходит на восток и расположено над главным порталом. В нём отсутствует камин и туалет.
В каждое помещение второго этажа прямой солнечный свет проникает два раза в сутки круглый год, для помещений первого этажа это справедливо только летом. Таким образом, верхняя часть сооружения представляет собой гигантские солнечные часы. Два дня в году — на летний и зимний солнцеворот свет равномерно распределяется между всеми помещениями первого этажа как пространственно, так и по времени. Таким образом, первый этаж может служить как календарь, а всё здание рассматриваться как своеобразный астрономический прибор.
Кастель-дель-Монте за века своей истории не раз грабили, поэтому от роскоши императора Фридриха почти ничего не осталось.
Посетители и исследователи замка до сих пор безуспешно пытаются разгадать, что означала 8-угольная структура замка: расположение планет, христианские святыни, архитектурные и художественные традиции, переход от квадрата, символа Земли, к кругу, небесному символу, через восьмиугольник?.. Какие только догадки и теории не выдвигались в объяснение необычности Кастель дель Монте, но никаких доказательств какому-либо из выдвигаемых предположений до сих пор не найдено…