4 августа 1851 года родился Эраст Гаврилович Салищев, хирург; ординарный профессор по кафедре госпитальной хирургической клиники и десмургии с учением о вывихах и переломах
родился в уездном городе Козлове Тамбовской губернии в купеческой семье. После окончания с золотой медалью Пензенской классической гимназии в 1869 г. поступил на медицинский факультет Казанского университета.
Будучи студентом 3-го курса, он в 1871 г. оставил университет в знак протеста против увольнения прогрессивного ученого, профессора по кафедре физиологической анатомии П.Ф. Лесгафта. В земской больнице он проработал до 20 мая 1878 года. Затем, по направлению Военно-медицинского управления, Э.Г. Салищев в течение восьми с половиной месяцев находился в войсках, принимавших участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в качестве младшего врача 93-го пехотного резервного кадрового батальона.
В 1879 г. демобилизовавшись из рядов регулярной армии, он вновь устроился на работу участковым врачом в земскую больницу – теперь уже в Казанской губернии.
В 1881 г. Э.Г. Салищев успешно сдал докторский экзамен. В это же время Эраст Гаврилович занимается в анатомическом институте у знаменитого анатома профессора П.Ф. Лесгафта, к которому еще со студенческих лет относился с огромным уважением как к ученому, общественному деятелю и педагогу. Уже в мае 1885 г. Э.Г. Салищев в ВМА защитил диссертацию «Топографический очерк мужской промежности» на ученую степень доктора медицины. Эта работа получила высокую оценку медицинской общественности и была удостоена в 1888 г. премии имени русского анатома и физиолога, основателя первой русской анатомической школы, академика П.А. Загорского .
Получив глубокие знания в области топографической анатомии и оперативной хирургии и приобретя богатый хирургический опыт, Салищев стал хирургом высокого класса. Он сформировался не только как хороший хирург, но и как вдумчивый ученый, что позволило ему занять кафедру оперативной хирургии Императорского Томского университета, куда он в июне 1890 г. был назначен экстраординарным профессором.
После своего назначения Эраст покидает С.-Петербург и направляется вместе с семьей в неизвестную для него Сибирь.
В Томске в 1890 г., в момент приезда Э.Г. Салищева, проживало около 50 тыс. человек. Это был центр Томской губернии, который отличался высоким материальным благосостоянием жителей. Город постепенно обустраивался.
Первое учебное полугодие для Эраста Гавриловича оказалось весьма сложным. Выделенное для проведения занятий со студентами помещение было для этих целей неподготовленным. Ощущалась нехватка инструментария, мебели, препаратов, посуды, отсутствовал даже микроскоп. Поэтому он активно занимается вопросами приобретения необходимого для кабинета инвентаря. Денег, выделенных на эти цели, оказалось недостаточно. Эраст Гаврилович был вынужден неоднократно обращаться в совет университета за дополнительными ассигнованиями.
Прекрасно понимая, что для кафедры крайне необходим музей, он сам направил все свои силы на его создание. В результате кропотливой работы ему удалось организовать хороший музей, разместив препараты во всех помещениях кафедры. Следует учитывать и то обстоятельство, что создание музея было осуществлено за короткий срок. Сам, не имея ни прозектора, ни его помощника, прибегая лишь к услугам одного студента, вынужден был заниматься изготовлением препаратов, отличавшихся красотой и демонстративностью. По воспоминаниям профессора В.Н. Великого, препараты, сделанные Салищевым, составили «гордость этого кабинета».
21 июня 1891 г. предложением министра народного просвещения Эраст был назначен ординарным профессором по кафедре оперативной хирургии Томского университета
Несмотря на то, что к преподавательской деятельности на кафедре оперативной хирургии Эраст Гаврилович относился с предельной добросовестностью, а его курс лекций по хирургической анатомии считался одним из лучших в университете, его всегда тянуло к практической работе в клинике. Он прекрасно понимал, что в условиях Сибири население часто нуждается в хирургической помощи. Тем более что по учебной программе уже в 1892 г. для студентов выпускного курса необходимо было проходить практику в госпитальных клиниках. Э.Г. Салищев без особого труда прошел по конкурсу на вновь создаваемую кафедру. На этом закончился период его работы на чисто теоретической кафедре.
11 марта 1892 г., когда организовались и начали функционировать клинические кафедры, Э.Г. Салищев был переведен на кафедру госпитальной хирургической клиники и десмургии с учением о вывихах и переломах, которую он возглавлял до 1901 г. именно в это время и развернулась его блестящая клиническая деятельность.
Действительно, выделенные помещения были не приспособлены не только для проведения учебного процесса, но и для лечения больных. Так, чиновник Министерства народного просвещения профессор В.К. Анреп, обследовав томские госпитальные клиники, воскликнул: «Это ужасно, собачник в университете несравненно лучше некоторых отделений вашей больницы». Сам Салищев характеризовал эту больницу как «ад, очаг грязи и смрада, клоповник». Но самые трудные времена для Эраста Гавриловича начались при рассмотрении в 1894 г. вопроса о переводе всей госпитальной хирургической клиники в больницу Приказа общественного призрения. В результате профессор Э.Г. Салищев должен был окончательно перейти в ветхое здание больницы Приказа общественного призрения.
Таким образом, Эраст был поставлен в самые невыгодные условия работы. Несмотря на это, он как хирург развил бурную деятельность, добившись хороших результатов в лечении больных. Будучи человеком целеустремленным, он верил в то, что ситуация изменится к лучшему, и не прекращал вновь и вновь ходатайствовать о расширении клиники и переводе ее в более приспособленное для этих целей здание.
Деятельность Салищева как хирурга не ограничивалась только лишь госпитальной хирургической клиникой, которой он заведовал. Он на правах консультанта оперировал в железнодорожной, двух родильных и двух тюремных больницах. Несмотря на большую занятость, он даже в летние месяцы продолжал оперировать больных, выезжая за пределы Томска.
Эраста Гавриловича Салищева можно с полным основанием считать основателем сибирской хирургической школы, достижения которой известны не только в России, но и за ее пределами. Он, его ученики и последователи способствовали развитию в Сибири грудной и пластической хирургии, хирургии полости живота, урологии. Ему принадлежит относительно немного трудов по хирургии – всего двадцать опубликованных работ. Некоторые из них были напечатаны в крупных немецких журналах.
В первый период истории медицинского факультета Томского университета сформировалась школа хирургов. Наряду с Э.Г. Салищевым, уникальные операции выполнял профессор П.И. Тихов, сибиряк по рождению. Он первым в мире провел операцию по пересадке мочеточников в прямую кишку (метод Тихова – Грамматикати), операцию расширенного удаления пораженной раком матки с перевязкой маточных и подчревных артерий. В 1907 г. Тихов впервые в Сибири успешно зашил рану сердца. Из школы П.И. Тихова вышли такие известные ученые-хирурги, как Н.А. Богораз, Н.И. Березнеговский, А.М. Никольский, П.Н. Обросов, П.Н. Цветков, А.Ф. Пономарев, А.П. Альбицкий и др. Профессор Н.И. Березнеговский окончательно решил вопрос клинической пригодности пересадки мочеточников в кишечник у онкологических больных.
Вершины своей хирургической славы он достиг в 1898 г., когда в Томске, с благоприятным исходом, без осложнений впервые в мире произвел операцию удаления нижней конечности с половиной таза по поводу далеко зашедшей саркомы. Следует особо отметить, что эта операция была сделана в сложных условиях больницы Приказа общественного призрения, что только подчеркивает заслуги Эраста Гавриловича.
Салищевым были также заложены основы урологии и грудной хирургии. Торакальный подход к пищеводу, который был под его руководством разработан ординатором В.Д. Добромысловым, и поныне является ведущим (способ Добромыслова-Торека).
Э.Г. Салищев был сторонником развития научных контактов с врачами Англии, Германии, Италии, Франции. В 1896 г. он отправился в научную командировку в Берлин, Гейдельберг и другие города Германии, где посетил клиники Э. Бергмана, В. Черни, И. Микулича, Т. Кохера, Кёнига и больничные хирургические отделения Гана, Израеля, Зонненбурга, Керте. Он прослушал каникулярные курсы у Видова, Киллиана, Блоха, Янсена, Багинского, Винтера и Нитце. Будучи за границей, Эраст Гаврилович приобрел медицинское оборудование: хирургические инструменты, два цитоскопа для осмотра мочевого пузыря и катетеризации мочеточников, операционный стол, а также средства для бактериологических работ.
Э.Г. Салищев много сделал для организации здравоохранения в Сибири. Будучи председателем Общества естествоиспытателей и врачей, Э.Г. Салищев развернул большую работу по пропаганде медицинских знаний среди населения. Он был инициатором издания популярных брошюр и листовок об инфекционных заболеваниях. Им были организованы общедоступные чтения на эти темы, велась статистика распространения заразных болезней в Сибири. Работая в больнице пересыльной тюрьмы, Э.Г. Салищев настоял на снятии кандалов с арестантов на время их лечения.
Будучи горячим сторонником антисептики и асептики, он сам, однако, не уберег себя от инфицирования во время гнойной операции, поранив себе палец. Начавшийся местный процесс развился в общее септическое состояние, осложнившееся тромбозом вен ноги. По словам его сына, он сам себе поставил диагноз. Последними его словами были: «Не вскрывать – умираю от эмболии легких». Смерть последовала 12 июня 1901 г., когда он находился на даче, расположенной в пригороде Томска на Басандайке.
Похороны Эраста Гавриловича Салищева собрали многотысячную толпу народа. Среди пришедших были его друзья, коллеги, ученики, пациенты. Похоронен Эраст Гаврилович был на ныне не существующем кладбище Женского монастыря. После смерти вдова Салищева в 1903 г. пожертвовала библиотеку мужа, 975 томов, главным образом по хирургии и смежным с ней наукам, Томскому университету. На могиле Э.Г. Салищева 10 ноября 1903 г. был открыт гранитный памятник, который представлял собой крест из черного порфира, поставленный на скале из гнейса. На скале была надпись: «Профессор-хирург Эраст Гаврилович Салищев. 12 июня 1901 г.», а на кресте выбито изречение из Евангелия: «Блаженны алчущие и жаждущие правды».
.
4 августа 1855 года родился Константин Сергеевич Мережковский, русский ботаник, зоолог, философ, писатель
Родился в Петербурге в семье высокопоставленного чиновника, получил хорошее домашнее образование. Прадед учёного, Фёдор Мережки, был войсковым старшиной на Украине в г. Глухове. Дед, Иван Фёдорович, при императоре Павле I служил в Измайловском полку, тогда же он, вероятно, изменил фамилию Мережки на Мережковский. Отец Мережковского, Сергей Иванович, служил при императорах Николае I и Александре II в канцелярии придворного ведомства. Мать Мережковского, Варвара Васильевна (урождённая Чеснокова), — дочь управляющего канцелярий петербургского обер-полицмейстера. В семье было пять братьев и три сестры.
В 1869 г. поступил в Училище правоведения, так как отец желал старшему сыну карьеры чиновника, но он в 1875 г. подаёт документы в Императорский Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Будучи ещё студентом под руководством профессора Н. П. Вагнера начал вести научную работу. После первого курса был летом 1876 г. на Белом море. Он активно обрабатывает материалы, участвует в заседаниях зоологического отделения Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, публикует работы в основном зоологические.
Диплом об окончании университета получил 20 ноября 1880 г. После окончания университета он был командирован на 2 года за границу, где работал по антропологии и зоологии, частично по ботанике, в Берлине, Париже и в Лейпциге, а также на Неаполитанской станции. По возвращении из-за границы защитил диссертацию «Материалы к познанию животных пигментов» в 1883 и читал лекции по зоологии в Санкт-Петербургском университете (1884) и на высших женских курсах. В 1880—1886 гг. — ассистент Н. П. Вагнера, а затем и приват-доцент. Основные исследования этого периода связаны с кишечнополостными, гидроидами, губками. Однако во время работы на Белом море его заинтересовали диатомовые водоросли, и К. С. Мережковский публикует свои первые работы по диатомовым водорослям «Диатомовые водоросли Белого моря» (1878 г.), «Наблюдения над движением диатомовых водорослей» (1880). В 1886 г. Мережковский уходит в отставку и уезжает из Петербурга на юг, в Крым и на Кавказ, где занялся со свойственной ему энергией виноградарством.
Крымский период (1886—1898 гг.) в жизни Мережковского ознаменовался специальными исследованиями диатомовых водорослей. В 1894 г. он изучал диатомовые водоросли Чёрного и Азовского морей, в 1897 г. — работал на Севастопольской станции, затем отправился на русскую станцию в Виллафранка на Средиземном море, где занимался изучением морских водорослей. В это время появляются его работы «Инструкция для собирания диатомовых водорослей» (1897), «Список диатомовых Чёрного моря», которая написана была в 1897—1898 гг. пролежала в Киевском обществе естествоиспытателей 4 года и была опубликована в 1902—1903 гг., «Заметки о диатомовых водорослях Геническа (Азовское море)» (1902). В это же время он публикует статьи и по виноградарству, в 1898 г. ему поручено написать фундаментальное исследование с иллюстрациями «Ампелография Крыма». Писать книгу он начал, но вскоре бросил, и внезапно уехал в Северную Америку.
В Америке Мережковский пробыл 4 года (1898—1902), где работал в университете Беркли близ Сан-Франциско, какое-то время жил в Лос-Анджелесе под именем W. Adler. Он изучает морские водоросли. Пишет «Этюды над эндохромом диатомовых». Публикует серию работ с описанием новых таксонов в «The Annals and Magazine of Natural History» и в «Ботанических записках, издаваемых при Ботаническом саде С.-Петербургского университета профессором Хр. Гоби». Так появляются описания родов Okedenia Eul., Stauronella, (1901), Sellaphora, новые Licmophorae (1902), Catenula, Licmosphaenia (1902—1903), Placoneis (1903). Мережковского интересуют проблемы классификации диатомовых и он публикует статью «On the Classification of Diatoms» (1902), жизненный цикл и ауксоспоробразование у диатомовых (Les types des auxospores chez les Diatomees et leur evolution, 1903).
Летом 1902 г. К. С. Мережковский вернулся в Россию. 18 февраля 1902 году он по предложению профессора А. А. Остроумова занял место хранителя зоологического музея при Казанском университете. В 1903 году защитил диссертацию на тему «К морфологии диатомовых водорослей» и был удостоен степени магистра ботаники. С 14 января 1904 года Мережковский был назначен приват-доцентом по кафедре ботаники и приступил к чтению курса споровых растений. 14 октября 1906 г. назначен и. о. экстраординарного профессора Императорского Казанского университета. 2 декабря 1906 г. публично защитил диссертацию «Законы эндохрома», 17 января 1907 г. утверждён в степени доктора ботаники, а с 1 января 1908 г. — в должности экстраординарного профессора.
После «газетного скандала» 1914 года, в результате которого Мережковского обвинили в педофилии, он вынужден был бежать из России за границу. Последние годы жизни К. С. Мережковский провёл сначала в Ницце, а затем в Женеве. Его последними работами, опубликованными в Женеве, стали «Растения, рассматриваемые как симбиотический комплекс» (1920) и философская космогоническая работа «Универсальный ритм как основа новой концепции вселенной» (1920).
Состояние его здоровья и ситуация в личной жизни привели к трагическому концу и 9 января 1921 г. в воскресенье К. С. Мережковский покончил с собою в гостиничном номере «Hotel des Families» в Женеве оставив записку «Слишком стар, чтобы работать и слишком болен, чтобы жить» — таковы были последние написанные им слова.
.
4 августа 1877 года родился Борис Борисович Полынов, советский учёный, специалист в области почвоведения, геохимии и географии, профессор, академик АН СССР (с 1946, член-корреспондент с 1933)
родился в городе Ставрополе на Северном Кавказе, в семье адвоката.
Окончил Лесной институт (1900) и университет (1908 г.) в Петербурге.
Профессор Донского политехнического института в Новочеркасске (1920—1923), Ленинградского (1923—1947) и Московского (1935—1936, 1947) университетов.
С 1923 года работал в системе АН СССР, с 1925 — старшим научным сотрудником Почвенного института им. В. В. Докучаева. Был директором этого института. Член КПСС с 1951 года.
Основные труды посвящены вопросам происхождения почв и формирования коры выветривания, значению организмов в почвообразовании и выветривании, классификации и геохимической характеристике ландшафтов.
Был репрессирован: арестован 11 мая 1937 в Москве, увезен на Лубянку, обвинен в том, что был резидентом английской разведки. Затем переведен в Ленинград, в Кресты. Освобождён из тюрьмы 28 марта 1939 «за прекращением дела № 23283» (в другой справке: «освобожден из-под стражи за прекращением следствия по его делу»). Общим собранием Академии наук 29 апреля 1938 был исключён из числа членов-корреспондентов, 28 июня 1939 — восстановлен. По «делу Полынова» также были арестованы несколько сотрудников Почвенного института — В. М. Боровский, А. Ф. Большаков, А. И. Троицкий, Г. И. Григорьев; обвинения — подготовка вооружённого восстания и терактов.
Умер 16 марта 1952 года.
.
Изменено: - 03.08.2016 20:18:38


