4 января 1813 года родился Исаак Питмен
... (Айзек Питман)
(1813-1897), английский фонограф, разработавший метод записи, известный под названием "стенограмма Питмена". Родился 4 января 1813; поступил в школу в возрасте 18 лет, после работы на фабрике. Назначенный в 1832 магистром в школе Бартон-он-Хамбер, в течение одиннадцати лет учительствовал в этой и других школах. Пользуясь поддержкой издателя Самюэля Багстера, написал и опубликовал в 1837 книгу Стенография, и в 1840 - Фонография. В 1842 в Бате основал и начал издавать фонетический журнал, а в 1843 основал фонетический институт. Питмен был убежденным сторонником фонетического принципа письма. Был возведен в дворянское звание в 1894. Умер в Бате (Англия) 22 января 1897.
Он родился в Троубридже, Англия, в семье портного Шмуэля Питмана и его жены Марии. Старший брат Исаака Яаков стал известным в Англии и Австралии архитектором, а самый младший брат, Бенни, в 1852 году эмигрировал в США и открыл в Цинциннати Фонографический институт, где осуществлялась подготовка стенографистов и издавались научные труды по системе его брата Айзика Питмана.
Вынужденный по болезни оставить школу в 13 лет, Айзик стал заниматься дома, рассчитывая вскоре вернуться в класс. Но когда понял, что это невозможно, он решил совместить самостоятельную учебу дома с работой и устроился клерком в счетную контору поблизости от своего дома. Работать юноше приходилось с шести часов утра до шести часов вечера.
В 1837 году 24-летний Айзик Питман задумался о том, как революционизировать систему быстрой записи текста, хотя, если судить по его словам, он не планировал изобретать что-то вроде стенографии. Тем не менее, именно тогда клерк счетной конторы А.Питман обнаружил, что любой человек, в среднем, использует всего около 700 слов в своей разговорной речи, и даже если включить в это число производные от общеупотребляемых слов, эта цифра увеличится всего до 800 слов. В то же время классический английский словарь New Oxford Shorter English Dictionary включает в себя полмиллиона слов. А это означает, что 80 процентов нашего с вами общения обеспечивается менее чем одним процентом общего количества существующих в языке слов.
Размышляя обо всем этом, Айзик Питман решил открыть в том же 1837 году частную школу в Уоттоне и, среди прочих предметов, стал преподавать там стенографию. Тогда же он попросил своего друга-полиграфиста Сэмюэля Багстера издать маленькую книжицу – пособие для желающих овладеть навыками быстрого письма. И вскоре эта система Питмана прочно завладела миром и стала использоваться повсеместно – не только в школах и университетах, но и в ходе судебных заседаний, на пресс-конференциях и так далее.
Так родилась и начала свое победное шествие по планете система стенографии, которой сегодня владеют миллионы людей в разных странах.
Но Айзик Питман решил идти дальше, и в 1840 году он начал обучать стенографии студентов Объединенного Королевства по почте, с помощью специальных открыток, став, таким образом, родоначальником первого в мире дистанционного образовательного курса. В том же 1840 году Питман основал в Бате Фонетический институт и Фонетический журнал, стал печатать небольшие популярные произведения, записанные по системе стенографии, издал учебник фонографии, выдержавший десятки переизданий.
Умер сэр Айзик Питман 22 января 1897 года На его доме в Уоттоне установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь жил школьный учитель, ставший выдающимся изобретателем всемирно известной науки стенографии.
Придуманная Питманом система скорописи вошла в десятки языков и стала одной из наиболее используемых во всем мире, а созданное им издательство выпускало множество журналов и книг о скорописи. В Америке эту систему представили Стивен Эндрюс и Бенни Питман, младший брат сэра Айзика Питмана. Кстати, именно Бенни написал биографию брата (1902), которому незадолго до этого (в 1894 году) был пожалован рыцарский титул.
- /Marcus Tullius CICERO/(106 до н.э.-7.12.43 до н.э.)
римский оратор, философ. Автор философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию юристы всех времен ("Об обязанностях", "О славе", "О философии" ).
Марк Туллий Цицерон родился 3 января в поместье поблизости Арпина. Род его принадлежал к сословию всадников. Цицерон получил хорошее воспитание под руководством своих родителей. Потом отец привез его и младшего брата Квинта в Рим, где имел собственный дом, и отправил учиться в общественную школу к самым лучшим греческим учителям. В те времена в Риме жил греческий поэт Архий, занимавшийся объяснением богатым римлянам произведений греческой поэзии.Отец Цицерона не побоялся издержек, чтобы доверить своего много обещавшего сына этому наставнику, и 15-ти летний мальчик до такой степени сильно пристрастился к поэзии, что не без успеха пробовал в ней свои силы. Его юношеские стихотворения являлись опытами, которые вели Цицерона к настоящему его призванию — красноречию, в котором он впоследствии отличался таким необыкновенным искусством.В 16-ти летнем возрасте с Цицерона, по римскому обычаю, было публично снято детское платье, и он был облачен в мужскую тогу. Во время этого торжества его сопровождали все друзья и клиенты семьи на форум, а оттуда в Капитолий, где им было получено торжественное посвящение. С этого времени Цицерон начал заботиться о том, чтобы приобрести те познания, которые необходимы для занятия государственных должностей.
Обучение
К таким наукам относилось красноречие и всестороннее знание государственного устройства и римского права. Римское право Цицерон изучал под руководством замечательных знатоков, обоих Сцевол, авгура и жреца, слушая их беседы с огромным вниманием. Вместе с тем он с большим рвением занимался риторическими упражнениями. Каждый день Цицерон читал, писал или переводил что-то и, если знакомился с каким-либо замечательным произведением, то всякий раз повторял вслух все содержание и порядок развития основной мысли книги или перед самим собой, а еще чаще перед собранием своих друзей; это он делал до самого преклонного возраста.Такого рода усиленные занятия прерывались только на самое короткое время, когда Цицерон в 89 году участвовал в походе во время союзнической войны. По окончании похода Цицерон тотчас же вновь принялся за свои ученые занятия и обратил особое внимание на философию. Философию вначале преподавал Цицерону эпикуреец Федр, потом академик Филон, а под конец стоик Диодот.
Цицерон изучал произведения великих греческих философов и старался усвоить себе их взгляды на богов и мир, на назначение человека, на сущность души, на правду и справедливость, на добродетели и пороки, на законы, нравы и обычаи, на государственные учреждения и воспитание.Он занимался сравнением их учений между собой, вступал в беседы об изучаемых предметах с опытными людьми и выслушивал их разъяснения многих трудных мест в творениях других писателей. Благодаря такому способу, Цицерон в скором времени приобрел искусство говорить целыми часами изящно и связно, не подготавливая заранее своих речей. Он не прерывал и письменных занятий и таким образом одновременно смог достичь замечательного искусства как в письменном, так и в устном изложении своих мыслей.Для того, чтобы практически подготовиться к занятиям красноречием, Цицерон каждый день приходил на судебные заседания, где мог слушать обвинительные и защитительные речи. Образцом в судебном красноречии он избрал знаменитого адвоката Гортензия. После такой подготовки Марк Туллий Цицерон решился в конце концов сам выступить публично в качестве защитника.Он выступил адвокатом некоего Росция из Америя. Он был обвинен в отцеубийстве, и всем было известно, что за обвинителями скрывается любимец Суллы Хрисогон, который за бесценок купил имущество убитого.
Цицерон в своей речи не побоялся заклеймить всесильного Хрисогона, и юношу оправдали. Остерегаясь преследования со стороны Суллы, молодой оратор вместе с братом уехал в Грецию и Малую Азию. Здесь он осмотрел достопримечательности знаменитых городов, посетил известнейших, ораторов и философов, провел шесть месяцев в Афинах и ежедневно упражнялся с самыми искусными и опытными греческими учителями в философских беседах и обыкновенных разговорах; при этом он так хорошо научился говорить по-гречески, что в нем почти не замечали чужеземца.Там же Цицерон свел дружбу на всю жизнь с римским всадником Титом Помпонием, который в течении многих лет занимался науками в Афинах и имел прозвище Аттика. На обратном пути Цицерон посетил остров Родос. Там он был удостоен величайшей похвалы своему искусству. В те времена на Родосе жил один из известных учителей красноречия, Молон.Цицерон начал посещать его школу. Когда он явился, учитель задал ему тему для речи без предварительной подготовки. Цицерон тотчас стал говорить и в изложении и развитии темы высказал такое изобилие мыслей, такое редкое изящество выражения и такую благородную плавность и благозвучность речи, что, когда он закончил, зала огласилась громкими рукоплесканиями. Лишь один Молон оставался сидеть безмолвно на своем кресле, и это беспокоило молодого оратора. Но когда один из учеников спросил Молона о причине его молчания, тот ответил: «Ты меня сильно огорчил, Цицерон; твои предки отняли у нас свободу, достояние и власть, но оставили нам славу искусства и ума. Ты же уносишь с собою за море и эту славу».
Необычайно одаренный оратор, с одинаковой легкостью заставляющий аудиторию плакать и смеяться, Цицерон уже много столетий является непревзойденным учителем красноречия. Его книга «Об ораторском мастерстве» содержит множество советов, как завладеть вниманием слушателя, сделать свое выступление ярким и запоминающимся и добиться желаемого результата. Вот лишь некоторые из них.
Совет 1.
Используйте повторы и сравнения, чтобы усилить эмоциональное напряжение. Триумфом красноречия Цицерон считал амплификацию. Этот прием помогает значительно усилить выразительность высказывания с помощью нанизывания друг на друга синонимов, сравнений и образных выражений.
Совет 2.
Переходите от частного вопроса к общему. Если ваша аргументация недостаточно сильна, расширьте предмет спора и перейдите к обсуждению общих вопросов. Это позволит вам отвлечь внимание слушателя от слабых доводов и поможет найти новые аргументы.
Совет 3.
Меняйте стиль и тон речи. Неожиданный переход от патетического тона - к простому, от серьезности изложения – к шутке и насмешке, позволяет приковать внимание публики и добиться сильного эмоционального отклика. Это необходимо также и для того, чтобы не слишком наскучить публике – «услаждать без пресыщения».
Совет 4.
Говорите с чувством. Цицерон обращает внимание, что слушатель всегда сочувствует эмоционально выступающему оратору, даже если он не говорит ничего примечательного. Поэтому даже самая бесхитростная речь, произнесенная страстно, может убедить больше, чем блестящее, но равнодушное выступление.
Совет 5.
Для запоминания используйте метод римских комнат. Цицерон прославился тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. И всё это благодаря изобретенному им методу запоминания, который называют методом римских комнат. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенных местах. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Если информация хоть как-то тематически связана, то одно и тоже помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату.
Общество ставило целью объединение русских ботаников. В том же году приступило к изданию «Ботанического журнала», существующего по сей день.
Инициаторами создания общества стали в апреле 1915 года киевские ботаники С. Г. Навашин, Е. Ф. Вотчал и А. В. Фомин.
Учредительный съезд общества прошёл 20—21 декабря (по старому стилю) 1915 года в Петрограде. В нём приняли участие представители 26 из 37 ботанических учреждений разных городов России. Съезд учредил Русское ботаническое общество (РБО) с местопребыванием его в Петрограде и принял его устав (утверждён Академией наук 3 марта 1916 года).[1]
2 января 1839 года Луи Дагер, французский химик и изобретатель, один из создателей фотографии, произвел первую в истории фотосъемку Луны, спутника Земли.
"Настанет день, и тебе придется решать, куда идти.
И сразу надо идти туда, куда ты решил. Немедленно.
Ты не имеешь права терять ни минуты. Тебе этого нельзя. "
(англ. Jerome David Salinger; 1919 - 2010) — американский писатель, классик литературы США XX века, наиболее известен как автор романа «Над пропастью во ржи». Родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке в семье торговца копченостями. В молодости учился в военной академии в г. Вэлли-Фордж. Получил образование в нью-йоркских школах, военном училище. Учился в трех колледжах, но ни один не закончил. Писать Джером начал уже в военной школе, но решил серьезно заняться литературой несколько позже. В 1940 году в журнале "Стори" был опубликован его рассказ — "Молодые люди" (Young Folks).
В 1942 году Сэлинджера призвали в армию. В составе 12-го пехотного полка 4-й дивизии он участвовал во Второй мировой войне. На фронте было несладко, и в 1945-м будущий классик американской литературы попал в госпиталь с нервным срывом. Горький и трагический опыт военных лет сыграл большую роль в формировании его как писателя.
В 1943 году журнал "Сатердэй ивнинг пост" опубликовал его рассказ "Братья Вариони", гонорар за который он отдал в фонд ежегодных премий начинающих писателей.
В конце 40-х — начале 50-х Сэлинджер создает свои лучшие рассказы, а летом 1951 выходит в свет его единственный роман "Над пропастью во ржи" (The Catcher in the Rye), который через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. В 1951 вышел сборник «Девять рассказов» (Nine Stories). В конце 1950-х годов Сэлинджер опубликовал еще четыре повести, все в журнале «Нью-Йоркер», – «Френни» (Franny, 1955), «Выше стропила, плотники» (Raise High the Roof Beam, Carpenters, 1955), «Зуи» (Zooey, 1957). В 1961 г. две повести появились отдельной книгой под названием «Френни и Зуи» (Franny and Zooey), две другие вышли вместе в 1963. Шумный успех рассказов и романа не принес удовлетворения автору, всегда чуждавшемуся публичности. Писатель покидает Нью-Йорк, поселяется в провинции и становится недосягаемым для телефонных звонков и вездесущих журналистов. Здесь он работает над завершением цикла рассказов о семействе Глассов, последний из которых — "Хэпворт, 16. 1924" был опубликован в 1965 году. С тех пор читатели почти ничего не знают о творчестве Сэлинджера.
Мальчиком он мечтал быть глухонемым, жить в хижине на лесной опушке и общаться с глухонемой женой при помощи записок. Большую часть жизни он, действительно, жил в лесистой местности, но особой потребности в записках не испытывал, поскольку с женой все равно общался мало. Общество, изобилующее глупцами и пошляками, уже не беспокоило его. Почти. Хижина стала его крепостью, и лишь редкому счастливцу удавалось проникнуть внутрь ее стен.
Фильм рассказывает об одном из самых известных писателей XX века, чья книга «Над пропастью во ржи» сформировала мировоззрение нескольких поколений. Через десять лет после выхода в свет его самого известного романа он стал затворником, но продолжал писать на протяжении ещё сорока лет, до самой смерти. О том, кем был Джером Сэлинджер, рассказывают актёры, критики, убийцы и люди, которые знали его лично. Их откровения прольют свет на тайну писателя.