Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
16 августа 1979 году начались совместные государственные испытания «А-50» дооборудованного штатным РТК

К началу 70-х годов состоявший на вооружении войск ПВО самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Ту-126 с радиолокационным комплексом "Лиана" уже не отвечал современным требованиям и существенно уступал новейшему американскому самолету ДРЛО Е-3А по своим характеристикам. К этому времени зенитно-ракетные комплексы буквально прижали самолеты ударной авиации к земле, где "Лиана" оказалась бессильной. Требовался новый комплекс, способный отслеживать воздушные цели на предельно малых высотах на фоне земли.

В 1969 г. было принято правительственное решение о начале разработки радиотехнического комплекса (РТК), который должен был обнаруживать и сопровождать скоростные малозаметные воздушные цели, летящие у земли. Его созданием занялся Московский научно-исследовательский институт приборостроения (головной институт НПО Вега-М). Кроме того, одним из требований заказчика было использование в качестве носителя нового комплекса одного из серийных тяжелых самолетов. По этой причине был отклонен проект ОКБ Туполева — Ту-156, по общей компоновке близкий к американскому Е-ЗА. Новый самолет РЛДН решено было делать на основе Ил-76.

Хотя по летным характеристикам такая машина и проигрывала варианту с носителем на базе пассажирского самолета, использование отработанного и надежного серийного Ил-76 существенно снижало стоимость программы по созданию авиационного комплекса РЛДН и, кроме того, упрощало вопросы материально-технического обеспечения при последующей эксплуатации серийных машин в строевых частях. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1973 г. создание самолета РЛДН А-50 было предписано ОКБ под руководством А.К.Константинова.

При создании самолета РЛДН был выполнен большой объем работ по отладке и доводке радиотехнического комплекса. Одновременно, на опытном производстве ОКБ в Таганроге в напряженном и не всегда ритмичном режиме шло переоборудование серийного Ил-76 в первый опытный А-50, завершившееся в 1978 г. передачей самолета на испытания.

Первый полет А-50 совершил 19 декабря 1978 г., еще без РТК на борту (командир — летчик-испытатель В.П.Демьяновский). Позже самолет дооборудовали штатным РТК и с 16 августа 1979 г. начались совместные государственные испытания. Поскольку на летающей лаборатории испытали только малую часть радиоэлектронной аппаратуры, А-50 в первый период испытаний фактически стал стендом для наземной отработки радиотехнического комплекса, надежность которого на первых порах оставляла желать лучшего.

Основное оружие А-50 — мощный радиотехнический комплекс Шмель, состоящий из: трехкоординатная радиолокационная станция с пассивным каналом пеленгации, аппаратура съема и отображения полученной информации, система активного запроса — ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам, цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели, система госопознавания, аппаратура командной линии радиоуправления, аппаратура ЗАС, система связи, телекодовая аппаратура, аппаратура документирования.

Общая масса радиотехнического комплекса — 20т. Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса истребитель, летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200–400 км, на большой высоте — 300–600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей — 50–60 (на усовершенствованном варианте — до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей — 10–12. Для выявления старта тактических и оперативна тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м o6нгаружить факел стартующей ракеты на дальности до 1000 км. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ.

Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА — 50 (НИИ Аргон) с архитектурой ЕС ЭВМ. БЦВМ выдаст обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРДН истребителях — номера, курс, высота, скорость, остаток топлива.

Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения. Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона и по широкополосной радиолинии-400 км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь. Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолето-сопровождения в любых метеорологических условиях, па любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.

Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (и радиолокационные отражатели и навесные батареи с ложными тепловыми целями — такой самолет впервые был показан 11–16 августа 1992 года на Мосаэрошоу-92).

Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг — конус. Имеются устройства выброса ложных тепловых целей

БРЭО самолета обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника. По мнению главного конструктора комплекса Шмель В. П. Иванова, уступая американскому E-3 Сентри в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне мешающих отражений от земной поверхности. Установленная на А-50 аппаратура тяжелее американского оборудования аналогичного назначения примерно в полтора раза.

В комплекс входят также несколько систем, обеспечивающих связь А-50 с другими объектами ПВО. Все выполнено на современном уровне, включая использование спутников для координатной системы и связи. Обслуживают Шмель всего 10 операторов. (Для сравнения на Сентри их более 20). Как у всякого АВАКСа, на А-50 установлен обтекатель вращающейся антенны радара кругового обзора. На снимке виден его впечатляющий размер (диаметр 10,5 м, высота — 2 м). Конструкторам надо было решить задачу аэродинамического и радиотехнического совмещения радара и Т-образного хвостового оперения Ила. И они расположили обтекатель сзади крыла (недалеко от задней кромки) и центра тяжести всей машины на двух пилонах, так что его плоскость (большой площади) находится ниже стабилизатора, но заметно выше фюзеляжа.

Такое расположение достаточно удачное: А-50 уже давно летает, и особых замечаний по его пилотированию нет, хотя огромный гриб вряд ли улучшает аэродинамику самолета. Очевидно, что создаваемый обтекателем нисходящий поток уменьшает подъемную силу стабилизатора, снижает его эффективность, но, с другой стороны, плоскость обтекателя также создает дополнительный стабилизирующий эффект. В любом случае было бы желательно для улучшения эффективности управления самолетом по тангажу увеличить площадь стабилизатора, но на такие изменения планера ОКБ и завод не пошли. Ведь радар установлен вблизи центра тяжести, центровка самолета в полете меняется незначительно (как у обычного Ил-76 в зависимости от выработки топлива). Первые же испытания А-50 показали, что необходимо улучшить устойчивость по тангажу. 

Для этого, а также для уменьшения влияния отраженных радиоизлучений и улучшения селектирования целей на фоне земли, сзади на обтекателях шасси поставили большой площади треугольные горизонтальные аэродинамические гребни. Под левый гребень выведена выхлопная труба ВСУ. Грузовая рампа для этого самолета функционально не нужна, поэтому створки люка зашиты металлическими листами.

Установка обтекателя радара создала дополнительный вихревой поток, попадающий на переднюю кромку киля, снижающий его эффективность и существенно влияющий на устойчивость по курсу. Конструкторы, учитывая это обстоятельство, тщательно запрофилировали пилоны обтекателя, и в результате они создают значительный стабилизирующий эффект (по курсу). По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа установлены каплеобразные обтекатели мощной аппаратуры РЭБ. Перед центропланом расположен обтекатель антенн спутниковой связи. В переднюю кромку крыла и у корней врезаны квадратные радиопрозрачные панели, а справа — еще и небольшой воздухозаборник. Чтобы гриб не заслонял верхний проблесковый огонь, последний перенесли с центроплана на вершину киля. Обтекатели механизмов уборки основного шасси, которые у Ил-76 плавно сходят на нет спереди и сзади, на А-50 имеют постоянное сечение почти по всей длине.

Спереди в обтекателях с двумя круглыми воздухозаборниками охлаждения также расположили аппаратуру. Поэтому ВСУ пришлось перенести из передней части левого обтекателя в заднюю, под гребень, а чтобы она устойчиво работала на всех режимах, плоский воздухозаборник со створкой заменили выступающей наверх ноздрей. Как и его предшественник, А-50 может дозаправляться в воздухе — перед остеклением пилотской кабины установлена заправочная штанга, от которой по правому борту идет наружный топливопровод к центроплану. При ночной заправке штанга подсвечивается двумя убирающимися фарами. Без дозаправки самолет может находиться на боевом курсе до четырех часов. В испытаниях А-50 участвовал добрый десяток прототипов, различавшихся в деталях. Так, машины с бортовыми номерами 10 и 15 имели стандартную для Ил-76 форму задних частей обтекателей шасси. Обтекатели антенн аппаратуры РЭБ и спутниковой связи были окрашены в белый цвет (в серии их сделали темно-серыми). У еще одного прототипа без номера не было обтекателей аппаратуры 
РЭБ по бокам и зубов на радиопрозрачной панели под носом, а верхний проблесковый огонь находился над центропланом, зато задние части обтекателей шасси были утолщены (что было принято в серии).

Итак, авиационный комплекс А-50 может: обнаруживать и сопровождать воздушные цели; опознавать их государственную принадлежность; управлять воздушным движением и наведением на цель; передавать данные радиолокационной обстановки в зоне обзора другим участникам ПВО; принимать команды с пункта управления; выполнять функции командного пункта управления; определять источники излучения и пеленги на них.

Всего в Таганроге с декабря 1978 г. по октябрь 1983 г. в А-50 было переоборудовано три Ил-76, на которых и проводились совместные государственные испытания. На первом А-50 определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения РТК, на втором сам РТК и пилотажно-навигационный комплекс Пунктир, на третьем — комплекс РЭП и спецоборудование. Скорейшему проведению испытаний и принятию на вооружение нового комплекса придавалось очень большое значение. Государственную комиссию возглавил лично Главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации П.С.Кутахов, кроме того, ход испытаний А-50 был под постоянным контролем министров авиационной промышленности И.С.Силаева и радиотехнической промышленности П.С.Плешакова. Основной этап испытаний, с 1980 г. по 1985 г., проходил в Государственном научно-исследовательском Краснознаменном институте ВВС (г. Ахтубинск).

В декабре 1984 г. по результатам испытаний было принято решение о строительстве серийных А-50 на ташкентском авиационном заводе. В 1985 г. началась опытная эксплуатация самолетов в строевых частях, продолжавшаяся до 1988 г.

На Западе новому советскому самолету РЛДН присвоили кодовую кличку Mainstay — устой, оплот. Впервые вероятные противники увидели его вблизи 4 декабря 1987 г., когда норвежский противолодочный Р-3В Orion из 333-й эскадрильи обнаружил А-50 над нейтральными водами Баренцева моря.

Официально на вооружение комплекс был принят в 1989 г. За его создание Постановлением Правительства РФ от 16 января 1996 г. группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической промышленности, а также ВВС присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники. Среди лауреатов создатели А-50: А.К.Константинов, Г.С.Панатов и С.А.Атаянц.

До 1990 г. самолеты А-50 несли рутинную службу, время от времени участвуя в крупных учениях, как Вооруженных сил СССР, так и совместных с армиями стран-участниц организации варшавского договора. Зимой 1991 г., во время боевых действий в Персидском заливе, пара А-50 патрулировала над водами Черного моря, осуществляла слежение за боевыми самолетами антииракской коалиции, наносившими удары по Ираку с территории Турции. Тогда же полку пришлось покинуть обжитую базу, в одночасье очутившуюся в суверенной Литве и перелететь на северный российский аэродром Печоры. Сейчас все российские А-50 входят в состав авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, базирующейся на аэродроме Иваново.

На свою первую настоящую войну А-50 попал только в конце 1994 г., правда, когда он создавался, никому и в страшном сне не могло присниться, что произойдет это на своей земле, в Чечне. Три самолета А-50 были переброшены на оперативный аэродром Приволжский. После того, как 21 декабря 1994 г. российская ПВО после почти трехлетнего перерыва восстановила полный контроль над воздушным пространством Чечни, самолеты А-50, постоянно находившиеся в воздухе, создали над зоной боевых действий сплошное радиолокационное поле. Совместное патрулирование А-50 и перехватчиков Су-27 и МиГ-31 не позволило чеченским сепаратистам организовать воздушный мост с зарубежьем. Аналогичные задачи самолеты А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999–2000 гг.

В 1988 г. один А-50 был переоборудован в А-50Э для возможной продажи на экспорт. В этом варианте он был продемонстрирован в 1988 г., в Кубинке, председателю объединенного комитета начальников штабов Индии адмиралу Надкарни.

Один из серийных самолетов в 1997–1999 гг. был переоборудован на ТАНТК им. Г.М.Бериева в вариант АИ для установки израильского радиоэлектронного комплекса.

В апреле 2000 г. один А-50 был взят ВВС Индии в краткосрочную аренду у ВВС России. Всего было выполнено десять полетов, каждый продолжительностью до 6 часов. Пилотировал машину российский экипаж из состава авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, которому и принадлежала машина, но в полетах принимали участие и индийские специалисты. Базировался А-50 на аэродроме Чандиханг (штат Пенджаб).

В настоящее время актуальность дальнейшего развития авиационных комплексов РЛДН еще более возросла, а А-50 является единственным самолетом этого класса в составе ВВС России. Самолеты РЛДН являются непременными участниками всех проводящихся летно-тактических учений ВВС России. Создается вариант А-50Э для поставок на экспорт.

Первые поступившие на вооружение А-50 получили весьма аскетичную окраску — верхняя часть фюзеляжа белая, нижняя часть (до уровня обтекателя топливопровода системы дозаправки), несущие поверхности и мотогондолы с пилонами — серые. Опознавательные знаки — звезды на шести позициях, наносились на верхние, и нижние поверхности крыла, а также киль. Красные двухзначные бортовые номера с тонкой черной окантовкой располагались в хвостовой части фюзеляжа за люками аварийных выходов.

Диски колес традиционно окрашивались зеленой термостойкой краской. Створки реверса двигателей имели цвет неокрашенного металла. В задней части пилонов двигателей и на прилегающей к двигателям нижней поверхности крыла нанесены черные антинагарные поля. Противобликовое покрытие в носовой части тоже черное, матовое. Штанга дозаправки в воздухе — верхняя часть черная матовая, аналогично противобликовому покрытию, нижняя — белая. Обогреваемые части воздухозаборников двигателей, пилонов радиопрозрачного обтекателя, предкрылки, носки киля и стабилизатора — анодированный металл, покрытый лаком. Линии, маркирующие зоны вырубки обшивки при аварии — желтые. Люки аварийных выходов с синей окантовкой. Все радиопрозрачные обтекатели, кроме вращающегося обтекателя антенны РЛС — белые. Вращающийся обтекатель РЛС — серый.

Иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна пилотской кабины (кроме передних окон и сдвижных форточек) снабжены стеклом с металлизацией для защиты от СВЧ — излучения РЛС и поэтому имеют характерный золотистый оттенок.

На А-50 поздних серий выпуска все радиопрозрачные обтекатели получили серую окраску. Граница между серой и белой окраской стала проходить ниже, под каплеобразными радиопрозрачными обтекателями комплекса РЭП, захватывая верхнюю часть входной двери. Бортовые номера наносились на той же позиции, но выше.

Машины, входящие в состав авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН ВВС России, наконец, получили бортовую живопись — круглые шевроны с эмблемой базы за кабиной экипажа (только с правого борта). Бортовые номера стали дублироваться более мелко белым цветом на передних створках основных стоек шасси.

Все самолеты несут следы длительной эксплуатации и хранения на открытом воздухе. Серая окраска тускнеет и высветляется, появляются потертости на противобликовом покрытии. На вращающемся обтекателе РЛС родная серая окраска сохраняется только в его нижней части. Сверху, радиопрозрачные секции гриба получают своеобразный камуфляж из пятен серой краски и проступающей из-под нее зеленой грунтовки. На кессоне обтекателя из-под краски проглядывает дюраль.




Изменено: Елена Сальникова - 15.08.2016 18:54:37
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
16 августа 1754 году на месте съезжей избы Преображенского полка освящён Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор (официальное название - собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге - православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым в 1829 году. Памятник архитектуры.

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е - 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок)

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 года в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825-1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён митрополитом Серафимом 5 (17) августа 1829 года. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел - в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) - в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название - Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.

С 1922 до 1926 (Союз Церковного Возрождения Антонина Грановского) и с 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.

В 1946-1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 году подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович. На аналое (подставке для книг) у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. 

Эта икона была написана знаменитым московским иконописцем С. Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича и была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской битве, и при кончине и отпевании. На аналое у левого клироса лежит другая чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это - копия с чудотворной иконы из московского храма Преображения Господня на Большой Ордынке, сделанная в 1711 году по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны в память о спасении русской армии во время Прутского похода. Она была перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1932 году из закрытой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице.

В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах - бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.

С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.


16 августа 1831 году Пушкин написал стихотворение "Клеветникам России"

Стихотворение «Клеветникам России» было написано Пушкиным в Царском Селе накануне или во время осады Варшавы (дата написания — 2 августа согласно помете на автографе, но в публикации указано 16 августа) и предваряется в рукописи эпиграфом: Vox et praeterea nihil ( (лат.) «Голос и больше ничего», в смысле: «пустые слова»). Оно возникло, прежде всего, как ответ на массовую кампанию во Франции за военное вмешательство в поддержку Польши. Эту кампанию возглавлял Ж. Лафайет, ставший председателем Польского комитета; он, Ф.Моген, генерал М. Ламарк и другие депутаты выступали во французской Палате с пламенными речами, призывая к выступлению против России. Война с Европой казалась весьма вероятной многим; оценка Пушкина политической ситуации в дни написания стихотворения видна из его письма П. А. Вяземскому от 14 августа: «Варшава окружена, Кржнецкий сменён нетерпеливыми патриотами. Дембинский, невзначай явившийся в Варшаву из Литвы, выбран в главнокомандующие. Кржнецкого обвиняли мятежники в бездействии. 

Следственно, они хотят сражения; следственно, они будут разбиты, следственно, интервенция Франции опоздает, следственно, граф Паскевич удивительно счастлив. (…) Если заварится общая, европейская война, то, право, буду сожалеть о своей женитьбе, разве жену возьму в торока».

Спустя три недели, откликаясь на известие о взятии Варшавы, Пушкин написал стихотворение «Бородинская годовщина», немедленно после чего эти два стихотворения, а также патриотическое стихотворение Жуковского «Старая песня на новый лад» были опубликованы брошюрой под названием «На взятие Варшавы». Перед публикацией оба пушкинских стихотворения были просмотрены и одобрены лично Николаем I. По мнению польских специалистов Я. Савицкой и М. Топоровского, оба стихотворения были написаны по заказу императора, «который стремился сделать поэта идеологом догм своей эпохи — православия, самодержавия и великорусского национализма». 

Однако следует заметить, что стихотворение находилось в русле общих взглядов Пушкина на польский вопрос: Пушкин считал, что самостоятельное государственное существование Польши противоречит интересам России. Кроме того, к этому времени он в значительной степени отошёл от революционной романтики юности и стал негативно относиться к революциям и мятежам вообще. Это не мешало ему восхищаться героизмом поляков: пересказывая в письме Вяземскому от 1 июня 1831 года соответствующий эпизод сражения при Остроленке, он пишет: «Все это хорошо в поэтическом отношении. Но всё-таки их надобно задушить, и наша медленность мучительна». И далее он излагает мысли, вскоре легшие в основу оды: «Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря, мы не можем судить её по впечатлениям европейским, каков бы ни был, впрочем, наш образ мыслей. 

Но для Европы нужны общие предметы внимания в пристрастия, нужны и для народов и для правительств. Конечно, выгода почти всех правительств держаться в сем случае правила non-intervention <невмешательства>, то есть избегать в чужом пиру похмелья; но народы так и рвутся, так и лают. Того и гляди, навяжется на нас Европа. Счастие ещё, что мы прошлого году не вмешались в последнюю французскую передрягу! А то был бы долг платежом красен». Более того, в июле того же года Пушкин безуспешно предлагал А. Х. Бенкендорфу позволить ему создать политический журнал, мотивируя это следующим образом: «Ныне, когда справедливое негодование и старая народная вражда, долго растравляемая завистью, соединила всех нас против польских мятежников, озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной бешеной клеветою… Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападки иностранных газет».


16 августа 1836 года в Кремле установлен на постамент Царь-колокол

Многострадальный Царь-колокол встал, наконец, на вечную стоянку. Завершилась более чем столетняя история его создания: Успенский большой колокол в 10 тысяч пудов отлил по указу царицы Анны Иоанновны в ноябре 1735 года со второй попытки Михаил Моторин, который завершал дело отца – мастера Ивана Моторина. А в 1737 году, когда шла еще отделка рельефов, в Кремле случился пожар, и от колокола откололся «кусочек» весом в 700 пудов. Каждый следующий российский самодержец пытался разобраться с увечным колоколом, но регулярно не хватало то денег, то умельцев. А потом дело поручили создателю Исаакия  и Александровской колонны Огюсту Монферрану. Он-то и вытащил репку, то есть колокол, из литейной ямы и поставил на постамент своей собственной работы. То-то теперь все ходят и любуются.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
В Казахстане нашли уникальное захоронение в форме пирамиды

Уникальное захоронение представителя знати пирамидально-ступенчатой формы обнаружено в Казахстане, сообщил РИА Новости в понедельник кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института Игорь Кукушкин.

"Это сооружение имеет пирамидально-ступенчатую форму, в Казахстане такое обнаружено впервые, относится к Бегазы-Дандыбаевской культуре, эпохе поздней бронзы. На него есть похожие сооружения, но их немного. Но именно такого нет", — сообщил РИА Новости Кукушкин.

Он отметил, что в настоящее время проводится расчистка погребения, которое находится в центре сооружения. "Это, безусловно, лицо с высоким статусом, его можно вождем или местным царем назвать. Там рядом периферийные погребения есть, рядовые, на фоне их это массивное и фундаментальное сооружение, высотой 1,5-2 метра, каменное", — сказал Кукушкин.

По его словам, через несколько дней раскопки захоронения, которое находится в пяти километрах от поселка Талды Шетского района Карагандинской области, будут завершены.

"Это действительно интересное сооружение, стены ступенчато уходят вверх", — заявил Кукушкин.

Как сообщил РИА Новости доктор исторических наук, первый проректор Карагандинского государственного университета имени академика Букетова Рымбек Жумашев, найденное захоронение может являться частью "какого-то города". "Когда я смотрел снимки, то там есть еще перспективные места для последующих раскопок", — заявил он.


В Крыму нашли древнегреческую крепость, которой более двух тысяч лет

Российские учёные в ходе раскопок на Керченском полуострове нашли крепость времен античности, построенную более двух тысяч лет назад, во времена Боспорского царства, сообщает Институт археологии Российской академии наук.

"Ученые Института археологии РАН в ходе раскопок на Керченском полуострове, на трассе магистрального газопровода "Краснодарский край – Крым", обнаружили башню и стены крепости, построенной более двух тысяч лет назад, во времена Боспорского царства", – говорится в сообщении.

Как уточняется в сообщении, раскопки проводились совместно с учёными из Восточно-Крымского музея-заповедника в районе села Горностаевка, на Узунларском валу (известном также как Киммерийский вал).

"Вал был сооружен в первой трети III века до нашей эры, а затем в середине I века до нашей эры, во времена правления боспорского царя Асандра был дополнительно усилен – на нем были построены сторожевые башни. В это время вал мог защищать основанное греками-колонистами Боспорским царством со столицей в Пантикапее (Керчь) от скифов – хозяев основной части Крыма", – полагают ученые.

При этом в ходе раскопок собрана внушительная коллекция древних артефактов, которые в настоящий момент находятся в обработке, а позднее пополнят коллекцию Восточно-Крымского музея-заповедника. Так, было найдено несколько погребений, в том числе женская могила античного времени, содержавшая древние кувшин и тарелку, бронзовое зеркало, бусы и серьги.

"В первый же месяц на вершине кургана была найдена античная каменная башня хорошей сохранности. К востоку от нее обнаружен хозяйственный двор с ямами, которые содержали многочисленные артефакты. К западу же от башни за линией вала находился большой оборонительный ров шириной и глубиной до нескольких метров", – уточнили археологи.

Как отметили в институте, выявленная конструкция является уникальной для сельской фортификации Боспора и наиболее масштабной среди подобных, известных в Северном Причерноморье.


Вход в Ялтинский горно-лесной заповедник станет бесплатным по требованию прокуратуры

Посещение Ялтинского горно-лесного заповедника станет бесплатным, сообщается на сайте прокуратуры Крыма. По данным пресс-службы надзорного ведомства, природоохранная прокуратура провела проверку законности установления платы за посещение природного объекта. "Установлено, что приказом директора ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" утвержден прейскурант цен на услуги, связанные с посещением и проведением экскурсий на территории заповедника. Так, установлена плата в размере от 60 до 200 рублей за посещение 23 природных достопримечательностей, среди которых зубцы Ай-Петри, пещеры Трехглазка, Ялтинская и Геофизическая, водопады Учан-Су и Серебряные струи и др. Вместе с тем, нормами законодательства ограничение доступа к природным объектам не связывается с необходимостью внесения соответствующей оплаты. Платность может вводиться только за предоставление услуг", — поясняют в прокуратуре Крыма.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
15 августа 1821 года родился Мариан Альбертович (Войтехович) Ковальский, российский астроном польского происхождения, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1862)

Мариан Альбертович (Войтехович) Ковальский сын польского помещика. Начальное образование получил в гимназии Плоцка. Затем учился на инженера в Варшаве. В 1841 году поступил в Санкт-Петербургский университет, окончил его в 1845 с золотой медалью. Ученик А.Н.Савича и В.Я.Струве. В 1846 году стажировался в Пулковской обсерватории. В 1847—1849 годах работал в экспедиции по определению географических координат пунктов Северного Урала. С 1852 — профессор Казанского университета, с 1854 — директор обсерватории этого университета. Основные научные работы относятся к небесной механике. Активно вёл астрономические наблюдения, сочетая их с теоретическими исследованиями. Впервые выдвинул идею о вращении нашей звёздной системы (в работе «О законах собственного движения звёзд каталога Брадлея»).

Критикуя в ней гипотезу И.Г.Медлера о существовании динамического центра Галактики в скоплении Плеяды, разработал метод определения движения Солнечной системы в пространстве, часто применяемый и теперь. Доказал, что, звёзды образуют единую систему без какого-либо тела с гигантской массой в центре. Обнаружил уменьшение собственных движений звёзд с приближением их к средней линии Млечного Пути. Дал математическое решение задачи нахождения центра вращения Галактики из анализа собственных движений звёзд. В 1852—1856 разработал теорию движения Нептуна с учётом долгопериодических возмущений от Урана, Сатурна, Юпитера. Изучал одну из основных проблем небесной механики — проблему разложения в ряд пертурбационной функции, определяющей величину взаимных возмущений небесных тел. Развил теорию солнечных и лунных затмений и предложил удобный метод предвычисления покрытий звёзд Луной.

В 1872 году дал наилучший из предложенных к тому времени способ определения орбит двойных звёзд из наблюдений, не утративший своего значения и теперь. Разработал оригинальную теорию рефракции. В Казанской обсерватории проводил наблюдения положений звёзд, составил каталог более 4200 звёзд, в зоне AG от +75 до +80 (со звёздной величиной до 9,5m). Вёл большую преподавательскую работу. Один из основателей Русского астрономического общества, член многих отечественных и зарубежных научных обществ. Умер в Казани 9 июня 1884 года. В 1951 были опубликованы «Избранные труды по астрономии» Ковальского. В честь Ковальского названы кратеры на Луне и Марсе.


15 августа 1842 года родился Уильям Огастес Тилден (Тильден) – английский химик

Родился Уильям Огастес Тилден (Тильден) в Лондоне. Учился в Королевском химическом колледже в Лондоне, в Лондонском, Дублинском и Бирмингемском университетах. Работал в Фармацевтическом обществе (1864-1872), преподавал в Клифтонском колледже в Бристоле(1872-1880). Профессор Масонского колледжа в Бирмингеме (1880-1894), Королевского колледжа науки (1894-1909), Имперского колледжа науки и технологии (с 1909) в Лондоне. Член Лондонского королевского общества (с 1880), его вице-президент в 1904-1906 гг.; в 1903-1905 гг. президент Лондонского химического общества. Иностранный член Петербургской АН (с 1912). 

Основные работы в области органической химии. Получил (1882) изопрен термическим разложением скипидара и осуществил его полимеризацию до каучукоподобного продукта. Впервые высказал мысль о том, что склонность изопрена к полимеризации может быть использована для получения синтетического каучука. Предложил (1882) формулу изопрена. Изучал алкалоиды бруцин, стрихнин, кофеин, а также терпены. Выступал (1872) против приписывания терпенам ароматического характера; пришел к выводу (1882), что терпены относятся к гомологическому ряду изопрена. Определял удельные теплоемкости химических соединений, их растворимость. Исследовал действие нитрозилхлорида на органические соединения.

Умер в Лондоне 11 декабря 1926 года.

Награждён медалью Дэви Лондонского королевского общества (1908 г.). Лондонское химическое общество (ныне Королевское химическое общество Великобритании) учредило в 1939 г. премию имени Тилдена. 


15 августа 1863 года родился Алексей Николаевич Крылов, русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР (с 1916 года; член-корреспондент с 1914 года), генерал-лейтенант по флоту (1916), генерал для особых поручений при морском министре Российской империи (1911), лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1943).

Родился Алексей Николаевич Крылов в селе Висяге Симбирской губернии в семье Николая Александровича Крылова (1830—1911) и Софьи Викторовны Ляпуновой. Отец, артиллерийский офицер, участник Крымской войны 1855—1856 годов, получил образование за казённый счёт, как сын ветерана, Александра Алексеевича Крылова, раненного под Бородино и при взятии Парижа (и награждённого золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги).

По традиции, Алексея Николаевича ждала судьба военного, но большее влияние на него оказало окружение многочисленных родственников, Филатовых (по бабушке со стороны отца) и Ляпуновых (по линии матери), которые в дальнейшем стали знаменитыми русскими (и французскими — Виктор Анри (Victor Henri)) врачами, учёными, композиторами.

В 1878 году поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь.

Много позже, в 1938—1940 годах опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса:
  • «Основания теории девиации компаса»;
  • «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»;
  • «О теории гирокомпаса».
В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса.

В 1887 году А. Н. Крылов перешёл на Франко-русский завод, а затем продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вёл практические занятия по математике, а впоследствии курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до самой смерти.

В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Уильяма Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1896 году избран членом Английского общества корабельных инженеров. В 1898 году награждён золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причём это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространённым способом умирения бортовой качки.

С 1900 года А. Н. Крылов деятельно сотрудничает со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и учёным-кораблестроителем, работая над вопросом плавучести корабля. Итоги этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом повреждённого корабля затоплением неповреждённых отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалось 35 лет… на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение».

В 1900—1908 годах заведующий опытовым бассейном (его деятельность в этом качестве дала мощный импульс постановке научно-исследовательских работ в кораблестроении), в 1908—1910 годах — главный инспектор кораблестроения (начальник кораблестроительного отдела МТК и его председатель). С 1910 года — ординарный профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911—1913 гг. — экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения. В 1915—1916 гг. — председатель правительственного правления Путиловских заводов. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».

В 1912 году подготовил текст доклада по вопросу о необходимости ассигнований 500 миллионов рублей на воссоздание флота. Доклад был прочитан в Государственной Думе морским министром И. К. Григоровичем и обеспечил выделение запрошенных средств.

А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. славился острым языком, и его меткие ответы правительству и Думе становились легендами.

В 1916 году Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 году был назначен директором физической лаборатории Академии наук. В 1918 году — консультант комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919—1920 годах — начальник Морской академии.

В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходства и торговли. После Великой Октябрьской социалистической революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие Отечественного флота. В 1921 году Крылов был направлен в Лондон, как представитель Советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз.

В 1928—1931 гг. — директор Физико-математического института АН СССР.

А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн.

А. Н. Крылов — автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

В 1931 году Крылов опубликовал работу по теме, известной теперь как подпространство Крылова (или методы подпространства Крылова). Работа касалась проблем собственных значений, а именно вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» — явление, не типичное для математической публикации 1931 года. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор.

В августе 1941 году А. Н. Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань. Вернулся в Ленинград в августе 1945 года. В эвакуации он написал свои знаменитые «Мои воспоминания».

В 1944 году принял участие в судьбе Физического факультета МГУ. Он подписал письмо четырёх академиков В. М. Молотову, автором которого был А. Ф. Иоффе. Это письмо инициировало разрешение противостояния между так называемой «академической» и «университетской» физикой.

Перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915).

А. Н. Крылов умер 26 октября 1945. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева.

А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые тёплые отношения. А. Н. Крылов — дед С. П. Капицы и А. П. Капицы. Сыновья А. Н. Крылова Николай и Алексей служили в Белой армии и погибли на Гражданской войне.


Изменено: Елена Сальникова - 14.08.2016 22:08:41
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
15 августа 1769 года родился Наполеон I, выдающийся французский полководец и государственный деятель

Правление Наполеона Бонапарта не принесло его стране какой-либо значимой экономической пользы. Но нельзя отрицать военного гения Бонапарта, который и позволил ему взойти на французский престол. Этот невысокий, коренастый корсиканец (рост Бонапарта по разным источникам от 157 до 168 см) смог заставить европейские страны дрожать перед величественной Францией. Биография Наполеона Бонапарта — история великих побед и, увы, таких же великих поражений.

Наполеоне Буонапарте родился в Аяччо (остров Корсика). Он был вторым сыном адвоката Карло Буонапарте и Летиции Рамолино. В 1768 генуэзцы продали Франции свои права на Корсику. Карло Буонапарте участвовал в движении за независимость острова во главе с Паскуале Паоли, но после продажи Корсики стал поддерживать французский режим. В 1771 в качестве вознаграждения он получил от Людовика ХV формальное подтверждение своей принадлежности дворянству. Когда Людовик ХVI предоставил детям из обедневших дворянских семей право бесплатно получать образование, им воспользовались и корсиканцы, в том числе несколько сыновей и дочерей Карло, включая Наполеона. В 1779, после нескольких месяцев совершенствования во французском языке в коллеже Отена, Наполеон поступил в военную академию в Бриенне, содержавшуюся религиозным орденом. Высмеиваемый соучениками за провинциализм и неуклюжесть, будучи самым бедным даже среди обнищавших аристократов, он активно проповедовал идеи корсиканского патриотизма и ненависть к французским угнетателям. Сначала его привлекала морская служба, но затем он отдал предпочтение артиллерии. В 1784 Наполеона перевели в парижскую Военную школу. Бонапарте проявил себя средним учеником и закончил школу по отметкам сорок вторым из 130 обучавшихся. Получив звание младшего лейтенанта артиллерии, Наполеон был направлен в Валанс на юг Франции. Разделяя идеи Руссо, Наполеон считал себя в первую очередь аристократом и солдатом и ненавидел чернь.

Его военная карьера была стремительной — помимо военной школы Наполеон постоянно занимался самообразованием, перечитав большое количество военной литературы. Можно сказать, что он родился в правильное время — когда в Париже случился бунт, он быстро взял дело в свои руки, после чего был назначен командиром армии, под началом которого Франция выиграла множество сражений — в Италии, Австрии, Альпах и французских колониях. Но пока он находился вдали от Франции, в ней начали набирать силу роялисты. Чтобы не дать им захватить правительство, Наполеон Бонапарт провозгласил себя правителем Франции, заручившись полной поддержкой армии, обожающей своего командира.

На какое-то время во Франции наступил мир, но дальнейшая политика империализма Наполеона стала вскоре давать свои негативные плоды. Началась война с Великобританией. А через время и с Россией, когда Александр I отказался ужесточить блокаду Великобритании и ввел пошлину на товары из Франции. Эта война была проиграна Наполеоном, что стало началом падения Бонапарта. К тому же за время своего правления он успел нажить себе множество врагов в собственной стране, за что был отстранен от престола и отправлен в ссылку на остров Эльба. Через время он попытался вернуться к власти с помощью все еще сохранявших ему верность военных и крестьян, но, увы, смог продержаться недолго и вновь был отправлен в заслание на остров Святой Елены, где и скончался в одиночестве.

Личная жизнь Наполеона также была полна неудач. Первый раз он женился на Жозефине де Богарне, которая к моменту брака с Наполеоном уже была несколько раз замужем. Этот брак мало кто одобрял, но Жозефина и Наполеон были женаты 13 лет, Бонапарт даже усыновил детей Жозефины. Но, увы, общего ребенка у них так и не появилось, что и послужило одной из причин развода. Другая причина была в том, что для укрепления своей власти Бонапарту все же нужен был брак с девушкой королевской крови. Когда он сообщил Жозефине о своем намерении развестись, она слегла с нервным срывом. Увы, эта жертва оказалось напрасной. Несмотря на то, что от второго брака у Наполеона родился наследник, счастья и власти ему это не принесло. Когда Наполеон был сослан на Эльбу, именно Жозефина просила разрешения сопровождать бывшего супруга в ссылке, но ей не позволили. Наполеон пережил свою возлюбленную на семь лет и до конца своей жизни любил ее.

Смерть Наполеона наступила 5 мая 1821 года, похороны Наполеона прошли на острове Святой Елены. Несколько лет могила Наполеона находилась на острове в Долине лилий, пока в 1840 году его прах не был вывезен и перезахоронен в Доме инвалидов в Париже.



Изменено: Елена Сальникова - 14.08.2016 20:38:07
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
1950 года в ночь на 15 августа памятник А.С.Пушкину был перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (тогда улицы Горького)

Торжественное открытие этого памятника, сооруженного по всенародной подписке, состоялось 6 июня 1880 года. В тот день в Москве с 10 часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря. Вокруг площадки памятника на шестах поставлены были белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал  памятника. К вечеру зажглась иллюминация. Казалось, вся Москва собралась в этот день к Тверскому бульвару. Молодежь восторженно узнавала известных по портретам Тургенева, Полонского, Майкова, Плещеева, Достоевского, стоящих у подножия еще запеленатого памятника. 

Торжественные речи - и покров спал,  воздух огласили крики ликования. Памятник Александру Пушкину для Москвы стал наиболее значительным произведением скульптора Александра Опекушина. Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то Пушкинская площадьни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник  в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. 

В ночь на 15 августа 1950 года памятник перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника. 

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
15 августа 1620 году из Саутхэмптона в Англии отчалил корабль Мэйфлауэр

Среди наиболее заинтересованных в картах и хрониках Джона Смита людей оказались приверженцы так называемой сепаратистской англиканской церкви, вошедшие в историю как «отцы-пилигримы». В 1608-1609 гг. небольшое сообщество английских «сепаратистов» во главе со своими духовными пастырями переселилось в Голландию — вначале в Амстердам, а затем в Лейден. Однако там оказалось весьма непросто сохранить свою английскую принадлежность и не «слиться» с живущими по соседству голландцами. Поскольку Америка представлялась им краем, где можно было обрести новую родину, сохранить как английский характер, так и собственную религию, в 1617 г. было принято решение пересечь Атлантический океан вместе с другой группой «диссидентов», оставшейся в Англии.

После серии трудных переговоров «отцы-пилигримы» зафрахтовали два корабля — «Спидвел» (Speedwell), на котором должна была отплыть группа из Голландии, и «Мэйфлауэр» (Mayflower), который должен был ждать их в порту Саутгемптон, с «сепаратистами» из Англии на борту. Предполагалось, что финансированием экспедиции займется группа коммерсантов, но окончательного соглашения достичь не удалось. «Отцам-пилигримам» пришлось отправляться в плавание без средств, взяв с собой только скудное имущество; среди него самыми ценными можно считать инструменты, необходимые для основания колонии, и посевной материал.

Оба судна вышли из Саутгемптона 15 августа 1620 г. Путешественники надеялись, что им удастся воспользоваться теплой и хорошей погодой конца лета. Но проблемы у мореплавателей начались уже через два дня после отплытия. Корпус «Спидвела» оказался в отвратительном состоянии и нещадно тек. Это заставило путешественников сделать остановку в ближайшем порту Дартмут, где все щели тщательно проконопатили. 2 сентября корабли снова вышли в море, но вскоре стало совершенно ясно, что «Спидвел» непригоден для длительного океанского плавания. Обоим судам пришлось направиться в порт Плимут. Здесь пилигримы со «Спидвела» перебрались на «Мэйфлауэр»; его капитан Кристофер Джонс считал свое судно достаточно большим для того, чтобы вместить всех пассажиров. Однако десяток пилигримов и около двух десятков моряков, которых не привлекала перспектива пересекать Атлантику на перегруженном судне, решили отказаться от участия в экспедиции.

В конце концов 16 сентября «Мэйфлауэр» отправился в путь. На его борту находился экипаж из 34 моряков, 101 пилигрим и две собаки. Среди будущих колонистов значились 70 мужчин и 31 женщина самых разных возрастов: 5 путешественников были старше 50 лет, 14 — от 40 до 50, 52 — от 20 до 40 лет, а 30 — моложе 20 лет. Хотя «Мэйфлауэр» и оказался самым большим судном, отплывшим на тот момент к берегам Северной Америки, все же он был мало приспособлен для перевозки людей.

Это были переселенцы, жизнь для которых на родине стала невыносимой из-за религиозных разногласий с обществом. Если 13 лет назад на корабле «Susan Constant» в Новый Свет отправились люди авантюрных наклонностей, то сейчас всё упиралось в веру – люди были конгрегационалистами (противники Английской церкви). Каждый год 22 декабря американцы отдают дань памяти этим людям, отмечая День «отцов-пилигримов», а сам корабль «Мэйфлауэр» получил прозвище корабль «отцов-пилигримов». Путешествие длилось 67 дней, за это время на судне родилось два младенца. 

Точной информации о корабле не много: известно что он был построен в 1605 году. Чертежей не сохранилось, но по приблизительным данным длина составляла порядка 19,5 метра, а водоизмещение не превышало 180 тонн. Можно только представить, как жилось пассажирам в такой тесноте, ведь их было чуть больше ста человек. До своего знаменитого путешествия корабль использовался как торговое судно, которое перевозило различные товары между Францией, Норвегией, Испанией, ну и разумеется Англией. На протяжении всего срока службы парусника его капитаном был Кристофер Джонс, а после его смерти (1623 год), есть мнение, что корабль был разобран на дрова.

16 декабря 1620 года, корабль «Мэйфлауэр» бросил якорь в заливе Масачусетс. В конце 1621 года 41 пассажир корабля, которые называли себя «отцами-пилигримами», обязались друг другу оказывать различного вида помощь, закрепив обещания в Мэйфлауэрском договоре. Он же и стал руководством для основателей колонии.

В 1957 году Стюард Эпхем, опираясь на наиболее вероятный облик (взятый из различных документов), построил копию знаменитого корабля. Судно повторило маршрут своего предшественника за 53 дня, а сейчас находиться в Плимуте и прекрасно выполняет отведённую для него роль музея.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
15 августа 1723 года – открытие Петергофа (царской резиденции под Петербургом)

Петергоф (в переводе с немецкого Petershof ? Петров двор) ? загородная резиденция русских царей на южном берегу Финского залива, в 29 километрах к западу от Санкт?Петербурга.

Торжественное открытие Петергофа состоялось 15 августа 1723 года.

Автором, определившим основу композиции архитектурного ансамбля, был Петр I. По его замыслу, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой ? стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.

Отказавшись от идеи создать загородную резиденцию в Стрельне, в 1705 году царь обследовал Ропшинские высоты и убедился, что они идеально подходят для устройства дворцового комплекса с фонтанами.

В 1711 году начались первые строительные работы. Руководство строительством было возложено на управляющего Канцелярией городовых дел Ульяна Сенявина и архитектора Йозефа Браунштайна, которого в 1716 году сменил француз Жан?Батист Леблон.

В Петергофе работали выдающиеся скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Яков Рашет, Федот Шубин, Феодосий Щедрин.

1714 году были заложены фундаменты Верхних (Нагорных) палат и дворца "Монплезир". К моменту открытия Петергофа был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, построены Верхние палаты, дворцы "Монплезир", "Менажери" и "Марли", заложен фундамент двухэтажного дворца "Эрмитаж", действовала часть фонтанов.

Фонтанам Петр I отводил самую важную роль в оформлении комплекса, он сам руководил их проектированием и сооружением. Для осуществления своих замыслов царь привлек лучших мастеров фонтанного дела и инженеров из России и европейских стран. В Петергофе никогда не работали насосы. Удачное географическое положение и многочисленные родники Ропшинских высот оказались в силах обеспечить водой фонтаны естественным образом.

Большой каскад ? главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года.

Нижний парк Петергофа ? самая известная часть дворцово?паркового комплекса ? закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале.

Верхний сад выполняет роль парадного двора ? курдонера. Он был заложен в первые годы строительства резиденции, до второй половины XVIII века оставался утилитарным: на грядках росли овощи, в прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу.

После смерти Петра I в 1725 году Петергоф был на несколько лет забыт. Только в 1730 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны строительство в резиденции возобновилось.

В 1735 году в центре ковша Большого каскада был сооружен фонтан "Самсон", а через три года в балюстраде установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Карло Растрелли.

В 1738?1739 годах в восточной части Нижнего парка установили Драконовый каскад и два "Римских фонтана", повторяющих композицию фонтанов на площади перед собором Святого Петра в Риме.

Строительство фонтанов и совершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду ? 5 фонтанов и один каскад.

Центр Петергофского ансамбля ? Большой дворец, или "Верхние палаты", был достроен только в царствование императрицы Елизаветы. С 1745 года по 1747 год его перестраивал выдающийся зодчий Франческо Растрелли. Значительно увеличив размеры здания, он сохранил основные черты архитектуры петровской эпохи.

После смерти императрицы Екатерины II, которая была поклонницей резиденции, императорская семья долгое время предпочитала другие дворцы. Однако Николай I вернул двор в Петергоф. В его царствование была построена летняя резиденция Александрия. Фонтаны в нижнем саду отделаны мрамором и гранитом.

В 1828 году поблизости от руин дворца Алексея Меншикова "Монкураж" архитектор Адам Менелас построил "Руинный мост".

С 1830 года по 1850 год на территории к югу от Верхнего сада, были разбиты два парковых ансамбля в пейзажном стиле: Колонистский и Луговой с павильонами Царицын и Ольгин, построенными по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера.

Царицын павильон построен в 1842?1844 годах для супруги императора Николая I Александры Федоровны. Ольгин павильон, построенный в 1846?1848 годах, стал подарком императорской четы дочери Ольге к ее свадьбе.

В 1854?1857 годах также по проекту Штакеншнейдера был сооружен "Львиный каскад" ? бассейн, окруженный гранитной колоннадой с фигурами львов по сторонам.

2 июня 1918 года по национализированному Большому дворцу впервые прошли 400 посетителей. Эта дата считается официальным днем, когда загородная императорская резиденция стала общедоступным музеем. Чтобы революционно настроенные граждане знали, как вести себя во дворце, художником и архитектором Федором Беренштамом были составлены "Правила осмотра дворцов?музеев Петергофа". В течение 1919 года все петергофские дворцы были объявлены музеями. Должность первого директора была поручена Беренштаму.

Петергоф сильно пострадал во время Великой Отечественной войны: Верхний сад и Нижний парк были заминированы, взорвано несколько павильонов, среди них дворец "Марли", сожжен Екатерининский корпус "Монплезира". Большой дворец был почти полностью уничтожен артиллерийскими обстрелами и пожаром. Тяжелый урон был нанесен фонтанной системе.

В 1944 году, после освобождения от фашистской оккупации, Петергоф был переименован в Петродворец.

17 июня 1945 года состоялось торжественное открытие Нижнего парка. В 1946 году в резиденции забили первые фонтаны. В 1947 году историческое место в центре петергофского фонтанного ансамбля занял Самсон, воссозданный скульптором Василием Симоновым по фотографиям с довоенной статуи. В 1951?1973 годах по сохранившимся чертежам и рисункам реставраторами были воссозданы основные интерьеры дворцов Петергофа.

В 1992 году музейному комплексу было возвращено историческое имя ? Петергоф.

Реставрационные работы по возрождению фонтанного комплекса Петергофа продолжались до августа 2000 года, когда был пущен Львиный каскад в его западной части.

Сейчас во дворце и дворцовом парке проводятся фестивали, в том числе торжественное открытие и закрытие сезона фонтанов (в мае и сентябре). В период белых ночей в июне у стен дворца устраивают концерты, а в тронном зале ? балетные спектакли в рамках фестиваля "Дворцы Санкт?Петербурга".

Красуйся, град Петров  Документальный сериал. Посвящен истории архитектурных памятников Санкт-Петербурга.

Что скрывается за великолепными фасадами дворцов и особняков, какие истории связаны с мостами города и как история страны отражалась в биографии зодчих? Проект рассказывает об архитекторах, которые определяли облик Петербурга в разные эпохи, создавая уникальный архитектурный ансамбль Северной Пальмиры.


Новости образования, животрепещущие новинки, чтобы все были в курсе
 
Рособрнадзор освободит школу от ЕГЭ или от среднего образования? 

Школы не должны оцениваться в первую очередь по итогам ЕГЭ, так как каждая из них имеет очень разный контингент учеников. Об этом в четверг сообщил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на селекторном совещании в правительстве. 

"Неправильно оценивать школы по результатам ЕГЭ, поскольку каждая школа работает со своим уникальным контингентом учеников, и школы, где стандартно высокие результаты, не должны сравниваться со школами, где пока таких результатов нет", - считает Ливанов. 

Вместо этого, по его мнению, нужно смотреть на объективность и прозрачность образовательного процесса, работу педагогов, образовательные успехи детей в целом. 

"Мы разработали схему самообследования школ и мы рекомендуем использовать именно эту модель при оценке образовательных организаций", - подчеркнул глава ведомства. 

Подробнее
Изменено: Елена Сальникова - 15.08.2016 15:23:16
Знаменательные и памятные даты
 
14 августа День строителя

Во второе воскресенье августа в России и некоторых странах постсоветского пространства отмечается День строителя. Впервые этот профессиональный праздник работников строительных отраслей отмечался в СССР 12 августа 1956 года. А было это так. 6 сентября 1955 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника "Дня строителя"». Лаконичность Указа Президиума Верховного Совета СССР является доказательством того, что День строителя появился отнюдь не случайно, и что его появление подразумевалось и готовилось. Вот как его комментировали газеты: «Новым проявлением заботы партии и правительства о строителях является принятое 23 августа 1955 года Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Это постановление со всей полнотой и ясностью анализирует состояние строительства, определяет дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела» («Строительная газета», 7 сентября 1955 года). 

Любопытно, что многие традиции, заложенные на заре празднования Дня строителя, дошли и до наших дней: и награды к празднику, и торжественные заседания с участием представителей властных структур, и просто застолья, о которых пресса тех лет не упоминает, но которые, без сомнения, имели место быть. А вот только специализированные выставки, приуроченные к этому профессиональному празднику, - к сожалению, редкость... Но традиция праздновать широко День строителя все же возрождается. Традиционно к этому дню сдаются новые объекты: школы, больницы, мосты, жилые дома. В этот день проходят различные торжественные встречи строителей, поздравительные концерты для работников данной отрасли, с вручением государственных наград лучшим из них и чествованием строителей-ветеранов. Во второе воскресенье августа отмечают свой профессиональный праздник строители России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Украины.