11 февраля 1887 года родился Иван Дмитриевич Шадр ...
(настоящая фамилия — Иванов; 1887 — 1941)
— русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн».
Родился в городе Шадринске (ныне Курганская область) в многодетной семье столяра (14 детей).
В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Т. Э. Залькальна. Летом 1907 года Иван Шадр вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России, по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву, Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссёр Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и занимался скульптурой. Его рисунки попали к И. Е. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге Шадрин посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу. В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в Русской армии.
В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Academie de La Grande Chaumiere под руководством Ф. О. Родена и Э. А. Бурделя. Затем, парижские учителя отправили И. Шадра на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте). В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву.
В 1926 году И. Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов.
Памятник был установлен по предложению Управления коммунального хозяйства Москвы в 1929 году на площади Красных Ворот. На месте памятника в начале 1920-х годов располагалась биржа труда, куда стекались в поисках заработка сезонные рабочие, пришедшие в Москву из деревень на зимние заработки.
10 февраля 1835 года родился Кристиан Андреас Виктор Гензен ... (10.02.1835 - 05.04.1925)
Немецкий физиолог, который назвал совокупность организмов, обитающих в толще воды, планктоном.
С 1871 по 1891 годы был профессором физиологии Университета имени Христиана Альбрехта в Киле (в 1877—1878 и 1887—1889 годах был его ректором). В 1887 году Виктор Гензен ввел в науку термин «планктон» — для обозначения сообщества водных организмов со специфическим образом жизни в толще воды.
10 февраля 1911 года родился Мстислав Келдыш советский учёный в области прикладной математики и механики, крупный организатор советской науки, один из идеологов советской космической программы
Сейчас Тургеневка – современная публичная библиотека с хорошим книжным фондом – около 100 тысяч книг, газет и журналов, большую часть которых читатели могут взять на дом. А в 1885 году, когда библиотека, основанная на частные капиталы и подаренная городу, открылась в новом, построенном специально для нее здании, книги можно было читать только в читальном зале. Зато уж зал был хорош: светлый, просторный, на сто мест, с огромными газовыми лампами и печью для отопления в зимнее время. Начиная с самого открытия он никогда не пустовал – пользоваться библиотекой мог любой, независимо от сословия, финансового и социального положения. Тургеневка – первая бесплатная публичная библиотека Москвы. Где встречались Морозова и Тургенев, библиотека или портерная, перекаты истории. После смерти Ивана Сергеевича Тургенева, осиротившего своим уходом русскую культуру, о чем повторяли в некрологах все крупные российские газеты, известная московская предпринимательница и благотворительница Варвара Алексеевна Морозова пришла в Московскую городскую Думу с предложением открыть на ее деньги бесплатную общедоступную библиотеку в память писателя. На ее же средства на площади Мясницких ворот было построено здание по проекту известного архитектора Д.Н. Чичагова, того самого, который затем спроектировал и здание для самой Думы около Красной площади. Встречались ли лично Морозова и Тургенев – об этом источники умалчивают, а экскурсоводы Тургеневки, не сочиняя красивых сказок, напоминают о том, что круг общения писатель и купчиха имели один – профессура Московского университета, и одной из самых популярных идей в этом кругу была идея бесплатного просвещения для всех.
Из веселого: накануне открытия Антон Павлович Чехов, проезжая мимо библиотечного здания, поинтересовался у извозчика, что это за странный дом с заколоченными окнами. «Не знаю, барин, должно быть, портерная, — ответил последний. – Хотя, если бы это была портерная или кабак, ее бы давно уже открыли». Этот набросок из городской жизни Чехов поместил в «Живописном обозрении», а на следующий день после торжественного молебна Тургеневка заработала. Самое веселое, что если приглядеться к одной из первых фотографий библиотеки, можно увидеть на соседнем здании вывеску «Пивная лавка». Из грустного: пережив пожар в 20-х гг. XX века и бомбежки 40-х, причем, не закрывшись ни на день в годы войны, библиотека стала последней жертвой на пути сталинского Генерального плана реконструкции Москвы. В 1972 г. историческое здание читальни снесли, посчитав, что оно мешает прокладке Новокировского проспекта (с 1990г. это проспект академика Сахарова — прим.ред.). 25 лет Тургеневка была бездомной: не закрывшись на бумаге, не имела места для работы с читателями. Городские власти рассматривали несколько вариантов переселения библиотеки. Например, помещения знаменитой усадьбы генерала Юшкова, имеющей славную историю, связанную на разных своих отрезках и с масонами (во времена самого генерала), и с лучшими художественными силами Москвы. Именно здесь с 1844 года располагалось знаменитейшее МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Был еще вариант для Тургеневки — занять несколько комнат в знаменитом доходном доме страхового общества «Россия», о котором Ле Карбюзье отзывался, как о самом красивом здании в Москве. Однако, Тургеневская читальня начала свое возрождение гораздо позже, чем того хотели ее сотрудники и друзья – все, кто выступал в ее защиту. В 1998 году для читателей открылось строение 2 (первая очередь реконструкции) городской усадьбы в Бобровом переулке. А с 2004г. библиотека работает в обоих зданиях.
(8.II.1906 - 19.IX.1968 )
- американский физик, изобретатель, разработавший метод сухой электростатической печати, получивший позднее название "ксерографии" (от греческих слов "xeros" - сухой и "graphos" - письмо).
Честер Карлсон родился 8 февраля 1906 года в Сиэтле. Семья маленького Честера не была обременена особым богатством, и по этой причине к четырнадцати годам заработок будущего изобретателя оказался едва ли не единственным источником существования всего семейства. Но все же, несмотря на столь плачевное финансовое состояние, Честер все-таки сумел отучиться в колледже в Риверсайде (Калифорния), а в 1930 году получил степень бакалавра по физике в Калифорнийском технологическом институте. Можно только предполагать, чего это стоило Честеру Карлсону и чем он руководствовался, стремясь получить образование. Во всяком случае, в итоге все это вылилось в достаточно круглую сумму - 1400 долларов, деньги по тем временам немалые. Надо заметить, что в годы Великой депрессии, охватившей в те годы Америку, с работой было весьма напряженно. Стремясь найти средства к существованию и погасить долг за обучение, молодой бакалавр физики разослал письма о поиске работы в 82(!) адреса. Получил два ответа. И ни одного предложения о работе…
В конце концов, Карлсону удалось устроиться инженером в Нью-Йоркскую исследовательскую лабораторию компании "Белл". За 35 долларов в неделю. Впрочем, хорошие времена быстро закончились, и Честер вновь оказался не у дел. И тут судьбе было угодно сделать зигзаг, который в будущем совершенно изменил жизнь не только самого Честера Карлсона, но и привел в конечном итоге к появлению копировальной техники. Хотя поначалу, казалось бы, все складывалось не так уж и хорошо. Помыкавшись без работы, Карлсон, в конце концов, смог устроиться в компанию P.R.Mallory, славившуюся своими электрическими батарейками. Все бы хорошо, если бы не одно обстоятельство - тут не оказалось свободных инженерных должностей, и Честер возглавил патентный отдел компании. Недостаток образования пришлось восполнять вечерней учебой в юридической школе.
Работая в новой должности, Честер Карлсон столкнулся с проблемой, которая, по-видимому, и раньше мучила не одно поколение патентоведов, но решения своего не находила. Дело в том, что для работы часто требовались копии патентов. В то время существовало два пути получения копии с оригинала. Первый - фотокопирование. Способ достаточно длительный по времени, да к тому же требующий обращения в фотолабораторию. Второй - переписывание или перепечатывание текста документа и воспроизведение прилагавшихся к нему рисунков. Оба - весьма трудоемкие и неудобные. В отличие от своих предшественников Карлсон был абсолютно уверен в том, что должен существовать какой-то другой, более удобный способ копирования. Вот только какой? Этим-то и озадачился изобретатель. Конечно, было бы здорово, если бы, как это часто бывает в фильмах, решение пришло мгновенно, и оставалось бы лишь воплотить его на практике. В жизни все гораздо сложнее.
Вооружившись терпением, Карлсон проводил все свое свободное время в Нью-Йоркской публичной библиотеке и через несколько месяцев стал, наверное, самым осведомленным в вопросах фотокопирования человеком в Нью-Йорке. Перелопатив тонны литературы и сотни научных статей о фотографических процессах, Честер так и не пришел к приемлемому решению. Нет, кое-что, конечно, было, но Карлсону требовался процесс быстрый, не слишком дорогой и хорошо воспроизводящий оригинальное изображение. В поисках нового решения Честер стал углубляться в изучение явления фотопроводимости. Это было достаточно новое направление, открытое венгерским ученым Полем Селени (Paul Selenyi). Суть же явления состояла в изменении электропроводности ряда материалов при падении на них света.
Будучи по образованию физиком, Честер Карлсон сделал предположение о том, что при падении света на такие материалы электропроводность их поверхности меняется по-разному, в зависимости от освещенности конкретного участка. Иными словами, проводимость ярко освещенных участков больше, нежели проводимость участков неосвещенных, а значит, распределение поверхностной проводимости материала повторяет проектируемое изображение. Остается только его проявить. Однако, как известно, от блестящей идеи, пришедшей к ученому, до реального ее воплощения в жизнь инженером - "дистанция огромного размера". По счастью, Честер Карлсон объединял в себе и научное, и инженерное начало, а потому, вдохновившись идеей, приступил к ее практической реализации.
Местом первых опытов стала собственная кухня изобретателя в его нью-йоркской квартире, излюбленный "лабораторный полигон" многих ученых. Именно на кухне Честером Карлсоном и были проведены первые эксперименты, заложившие основные принципы того, что было названо им "электрофотографией". В октябре 1937 года изобретатель получил свой первый патент. Однако до практической реализации идеи было еще не так чтобы и очень близко… Вскоре жене надоели постоянные опыты на кухне и возня мужа с непонятными приборами. Да и то правда, какая же хозяйка потерпит на своей кухне "научный беспорядок", присущий экспериментальной работе ученого. Замечу попутно, что со временем супруги все-таки развелись и, держу пари, что жена еще, наверное, горько пожалела о своей нетерпеливости, когда изобретение сделало Карлсона миллионером…
Но как бы то ни было, пришлось Честеру подыскивать новое место для продолжения экспериментов. Помощь пришла со стороны… тещи. Она позволила разместить лабораторию в задней комнате принадлежавшего ей салона красоты в нью-йоркской гостинице "Астория". Страдавший от артрита ученый, которому уже порядком поднадоели бесконечные нудные эксперименты, взял себе в помощь безработного немецкого физика по имени Отто Корней (Otto Kornei).
И вот настало 22 октября 1938 года, считающееся днем рождения первой ксерокопии. В этот день Отто Корней взял цинковую пластинку, тщательно покрытую мелкоизмельченной серой. Сера, как известно, является диэлектриком, но, оказывается, при сильном световом облучении она начинает проводить электрический ток. Хотя и очень плохо. Срабатывает эффект фотопроводимости. Так вот, пластину эту, для придания ей первоначального заряда, экспериментатор натер собственным носовым платком, а потом в полностью затемненной комнате осветил пучком яркого света, падавшего сквозь стеклянную пластину с чернильной непрозрачной надписью "10-22-38 Astoria". После этого на "засвеченную" пластинку была высыпана щепотка спор ликоподия (другое название растения "плаун булавовидный", его споры, мельчайший невесомый порошок, используются в медицине в качестве обсыпки таблеток и в составе присыпок). Легким дуновением споры были сдуты с поверхности пластины и… на ней осталась едва заметная надпись "10-22-38 Astoria" из прилипших к пластинке спор. Для сохранения надписи Честер Карлсон придумал накрыть пластинку с надписью вощеной бумагой и нагреть ее. Споры налипли на воск, и надпись проявилась. Первая ксерокопия, если таковой можно считать рисунок из спор, была готова.
Стоит ли говорить, что на этом злоключения изобретателя не закончились…
Первые русские деревянные неваляшки, появившиеся на ярмарках в начале 19 века, назывались "кувырканами"; сначала это были купцы, клоуны и девочки на шаре.
Историки считают, что Неваляшка пришла к нам из Японии.
Японцы верят , что кукла приносит ребенку удачу и богатство, поэтому взрослые загадывают желания с помощью кукол "дарума" - японских неваляшек с не закрашенными глазами. Чем взрослее человек, тем крупнее игрушка. До сих пор в Японии существует обычай: когда начинаешь важное дело, обязательно купи этого «дарума», попроси его о помощи и закрась ему один глаз.
В награду за «прозрение» дарума постарается выполнить желание. И когда свершается задуманное, кукле в благодарность закрашивают второй глаз и оставляют ее на память.