1 сентября 1823 году родился Александр Ильич Шпаковский, полковник, изобретатель различных приборов и машин
В небольшой деревеньке в Смоленской губернии появился на свет . О его детстве и юношеских годах сведений практически не осталось. Известно только одно: к тому времени, когда мальчишка подрос, его отец Илья Шпаковский решил перебраться с семье в столицу, именно в Санкт-Петербурге Саша пошел в гимназию.
Учился он хорошо по всем предметам. Но более всего его привлекали химия и физика, и даже когда занятия в гимназии заканчивались, он не спешил покидать альма-матер, помогая преподавателю по химии готовить реактивы для завтрашних опытов. Да и в физической лаборатории он был частым гостем.
Как это было принято в среде прогрессивной молодежи в середине XIX века, после окончания гимназии Саша поступил вольноопределяющимся в гренадерский полк. Служба ему, по большому счету, понравилась, и он с радостью откликнулся на предложение поступить в Павловский кадетский корпус, где он через пять лет стал преподавать физику. Параллельно ему предложили проводить занятия по этому предмету и в Павловском военном училище, на что он тоже согласился.
Впрочем, многочисленные лекции не мешали главному – систематической работе над усовершенствованием различных механизмов, разработке новых направлений, скажем, в таком слаборазвитом на тот момент направлении, как электрическое освещение. Целью Александра Ильича в начале 50-х годов стало создание автоматического регулятора расстояния между электродами дуговой лампы. Это было важно для увеличения срока службы лампы, повышения ее яркости, простоты при обращении с нею.
Новый автоматический регулятор Шпаковский изобрел в 1850 году, но еще три года понадобилось для того, чтобы довести его до ума. И только в 1856 году у Александра Ильича получилось производить лампы в таком количестве, что их можно было продавать. Одними из первых лампы Шпаковского приобрели в апреле 1856 г. С. Левицкий для своего фотографического ателье (напротив Казанского собора) и Рихтер для оптического магазина на Исаакиевской площади.
Чуть позже был объявлен конкурс на освещение Красной площади в Москве во время коронации императора Александра II. Среди прочих соискателей предложил свои услуги и преподаватель физики Павловского кадетского корпуса. Конечно, он втайне рассчитывал на успех, но приглашение приехать в Москву и начать установку ламп, все же застало его врасплох. Он планировал разместить вокруг площади 15 осветительных приборов, но в наличии оказалась только 11 ламп, пришлось зажигать их на башнях Кремля.
День, а точнее вечер 7 сентября 1856 года надолго запомнился жителям нынешней российской столицы. Такой иллюминации они до того никогда не видели, было светло как днем. А победителю вручили такой мизерный гонорар, что он невольно подумал: «Главное не победа, а участие…».
Очень многое сделал Александр Ильич для флота. В начале 60-х годов он оборудовал в Петербурге на Васильевском острове механическую мастерскую, в которой проводил большинство своих опытов. Забегая вперед, скажу, что со временем она разрослась до завода, который просуществовал около 15 лет. А первым «массовым продуктом», который выпускался в мастерских, стал фонарь для проведения подводных работ. Первоначально он использовался для нужд российского флота, но почти сразу же его начали покупать и англичане, чьи изобретатели практически топтались на месте.
Еще чуть позже Александр Ильич создает принципиально новый метод использования жидкого топлива – его пульверизации в пламя горелки. Это открывает новые возможности для развития такого направления, как электрическое освещение. Уже в 1866 году в табель имущества российских кораблей, которые отправляются в заграничное плавание, введен фонарь для ночной сигнализации с использованием скипидара. Годом позже его закупили англичане, а в 1868 году им были оснащены все корабли отечественного флота.
В те же годы Шпаковский упорно работает над усовершенствованием устройства с пульверизацией горючего. В 1869 году он создает нагревательную лампу, названную «Вулкан». Это была предшественница современных бензиновых и спиртовых паяльных ламп. Она же была отмечена на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге серебряной медалью.
Параллельно он дорабатывает нефтяную форсунку и паровой водометный инжектор для судовых паровых котлов. Но это не означает, что Александр Ильич замыкался только на изобретениях в интересах укрепления обороноспособности. Работал он и на общественные нужды. Так, именно Шпаковский разработал конструкцию паровой пожарной машины и наладил ее производство.
К числу «невоенных» заказов можно отнести и другие изобретения Шпаковского: аппарат для получения светильного газа из каменноугольной смолы и печь непрерывного действия для сухой перегонки каменного угля, способ брикетирования торфа. Все это тоже дело рук Александра Ильича. Это не считая того, что он был первопроходцем в освоении новых способов фотографирования и одним из основателей журнала «Фотограф».
Но, повторюсь, чаще всего ему приходилось работать на военные нужды, тем более что в 60-70-годы позапрошлого столетия существовало негласное соперничество между русскими и англичанами в разработке самодвижущихся торпедных аппаратов. Полковник инженерной службы Александр Ильич Шпаковский долгие годы бился над изобретением особого «ракетного состава», предназначенного для использования его в качестве горючего в двигателе. Свою конструкцию он в 1879 году предложил Морскому техническому комитету. В чем была принципиальная разница? Конструктор для обеспечения устойчивости торпеды на курсе решил применить гироскопический прибор.
К сожалению, во время испытания эта торпеда взорвалась прямо в минной мастерской. Александр Ильич был тяжело ранен, а когда казалось, что выздоровление не за горами, случилось непредвиденное: конструктора разбил паралич.
Но он не замкнулся в себе, продолжал изобретать. Только теперь его руками стали его ученики, которые работали по чертежам мастера. К сожалению, организм, подорванный ранением, долго не выдержал. 25 июня 1881 года Александр Ильич скончался на своей даче в Удельной под Санкт-Петербургом.
А его изобретения до сих пор приносят пользу людям…
.
1 сентября 1843 года родилась Надежда Прокофьевна Суслова, первая из русских женщин, ставшая врачом. Сестра Аполлинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского
Имя в 60 - 70-е годы прошлого столетия было знаменем борьбы передовых русских людей за осуществление высшего женского медицинского образования в царской России.
Родилась Н.П.Суслова в семье крепостных, получивших «вольную». Приехав в 1860 году в Петербург, она много занимается самообразованием. Под влиянием революционных идей Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова активно участвует в работе молодежных кружков. За связь с революционными организациями, участие в работе I Интернационала была взята «под негласный бдительный надзор полиции».
В царской России для женщин были закрыты двери всех университетов. Только в Медико-хирургической академии некоторые профессора (И..М. Сеченов, С. П. Боткин) разрешили в 1862 году трем женщинам, в том числе Н.П.Сусловой, посещать их лекции. Однако в 1863 году правительство запретило женщинам учебу и в академии.
Н. П. Суслова уехала в Швейцарию, где в виде исключения была принята на медицинский факультет Цюрихского университета, который блестяще окончила в 1867 году. Вскоре она успешно защитила диссертацию, выполненную под руководством и при самой непосредственной помощи Ивана Михайловича Сеченова.
Вместе со своим мужем Ф. Ф. Эрисманом (впоследствии известным гигиенистом, нашедшим в России вторую родину) в 1868 году Суслова приезжает в Петербург. По российским законам женщина не могла получить звание доктора медицины. А лица, удостоенные его в заграничных университетах, держали специальные экзамены. Медицинская комиссия под председательством профессора С. П. Боткина дала Н. П. Сусловой право на врачебную практику в России. Но предстояло еще доказать, что женщина может заниматься врачеванием, в чем сомневались многие мужчины-медики того времени.
Вся последующая врачебная деятельность Н. П. Сусловой в Петербурге, Нижнем Новгороде опровергла эти сомнения. Переехав в 1892 году на жительство в Крым, Надежда Прокофьевна много занимается благотворительной деятельностью. Свои медицинские инструменты, лекарства, библиотеку после смерти (1918 год) она завещала лечебным учреждениям.
То уважение, которое снискала Н. П. Суслова, сломало барьер, преграждавший женщинам путь в медицину. В 1872 году в Петербурге открылись первые Женские врачебные курсы, просуществовавшие 14 лет. И лишь в 1897 году был открыт Петербургский женский медицинский институт.
Сегодня в нашей стране профессия врача для женщины престижна и популярна.
.
1 сентября 1848 года родился Огюст Анри Форель, известный швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог и общественный деятель
Родился в Ла-Грасьёз (La Gracieuse) кантон Во, Швейцария. Форель изучал медицину в Цюрихе и Вене, в 1873 году назначен врачом-ассистентом при лечебнице для умалишённых в Мюнхене и в 1877 году читал лекции по психиатрии в университете этого города; в 1879 году. Форель перешёл в Цюрих профессором психиатрии и директором кантональной лечебницы для умалишённых. В 1896 году он стал почетным доктором университета Цюриха.
Заслуги Фореля очень многосторонни, и его научные исследования касаются как строения и отправления центральной нервной системы человека, гипнотизма и других психических явлений, так и систематики, анатомии и биологии муравьев и, наконец, вопросов об алкоголизме, о вменяемости умалишённых и т. п.
Форель предпринял путешествия с научной целью в Болгарию (1891), Тунис и Алжир (1889), Алжир (1893), Вест-Индию и Колумбию (1896) и Северную Америку (1899).
Форель основывал в 1909 году Международный союз медицинской психологии и психотерапии.
Умер 27 июля 1931 года в Иворне (Yvorne; кантон Во, Швейцария).
.


