Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Знаменательные и памятные даты
 

17 февраля

Ранее здесь:

 17 февраля 1600 г.  в Риме сожжен Джордано Бруно

17 февраля 1906 года родилась Агния Барто  +

17 февраля 1852 г.  Эрмитаж открыли для публики

17 февраля 1907 года родился Евгений Абалаков  

Выдающийся советский скульптор и альпинист, заслуженный мастер альпинизма 


Знаменательные и памятные даты
 
16 февраля
16 февраля 1848 года родился Гуго де ФРИЗ 
(1848-1935)
голландский ботаник, основоположник теории мутации.
Голландский ботаник и генетик Хуго де Фриз принадлежал к тому редкому типу ученых, которые занимались наукой лишь для удовлетворения собственного любопытства. Отец Хуго был премьер-министром Голландии и рассчитывал, что его единственный сын также станет политическим деятелем.

Однако Хуго избрал научное поприще. Вначале он поступил в Лейденский университет, где слушал лекции известного химика Я.Вант-Гоффа. Закончив второй курс, отправился за границу и почти до тридцати лет прожил за пределами своей родины. Вначале де Фриз приехал в Гейдель-берг, где продолжил заниматься физикой и химией, а завершил образование и получил докторскую степень в Вюрцбургском университете.

Де Фриз оказался чрезвычайно умелым экспериментатором. Даже традиционные методы исследования он умел трансформировать так, что они давали неожиданные результаты. Его первая работа была посвящена исследованию внутриклеточной жидкости. Ученый установил, что стенки клеток представляют собой своего рода мембраны, которые служат регулятором внутриклеточного давления. Его исследования позволили уточнить теорию осмотического давления, которую незадолго до этого предложил Вант-Гофф.Но химия не увлекла де Фриза, и он так и не закончил намеченной программы. Любопытно, что всего через несколько лет его результаты послужили толчком для создания теории ионной диффузии, которую предложил шведский химик С.Аррениус.Однако установленные закономерности принесли де Фризу известность в научном мире. Он получил предложение от министерства сельского хозяйства Пруссии изучить ряд культурных растений. Свои наблюдения ученый обобщил в цикле статей, посвященных клеверу, сахарной свекле и картофелю. Он исследовал происхождение растений и возможности выведения их новых разновидностей.

Собранные в ходе работы наблюдения привели ученого к необходимости изучения проблемы наследования различных признаков. Вернувшись на родину, де Фриз перешел от химии к ботанике и на протяжении многих лет занимался исследованием изменчивости у различных видов растений.

Примечательно, что ученый никогда не работал в каком-либо научном учреждении. Он создал лабораторию и систему экспериментальных участков в собственном имении. Прежде всего де Фриз решил проверить результаты, полученные основоположником учения о наследственности Г.Менделем.

Его работы не только подтвердили выводы Менделя, но и позволили уточнить ряд его предположений. В частности, ученый показал, что при скрещивании особей одного и того же растения наблюдается расщепление признаков в отношении один к трем. Это означало, что он получил методику для планомерного выведения сортов культурных растений.

Оказалось, что если взять один из трех полученных таким образом вариантов и затем использовать его в качестве исходного материала, то лишь в одном случае наблюдается повторение признаков. Использовав первый и второй одинаковые экземпляры, в третьем опыте можно было получить уже новую разновидность растений. Таким образом, де Фриз перешел от качественной методики исследований к количественной.

Всего через два месяца после публикации его статьи аналогичные результаты были обнародованы американскими генетиками Корренсом и Чермаком, работавшими уже не с растениями, а с животными. Они и навели де Фриза на мысль о необходимости обобщения полученных результатов.

Чтобы объяснить явления изменчивости, он предложил понятие мутации. До его работ генетика относилась к описательным наукам. Он же впервые доказал, что генетический процесс поддается экспериментальному исследованию.Ученый рассматривал свойства живого организма как совокупность определенных признаков. Возникновение нового признака означало появление мутации. Таким образом, де Фриз показал, что выведение какого-либо сорта и происхождение всего вида обусловлены одними и теми же причинами. К примеру, растение приспосабливается к изменению условий питания или характеристикам внешней среды.

Свои наблюдения де Фриз изложил в фундаментальном труде «Теория мутаций». Ученый обобщил огромное количество наблюдений и экспедиционных материалов, полученных многими исследователями. Экспериментально исследовав процесс возникновения новых видов, он показал, что селекционная работа может дать новый сорт растения, но никогда не приводит к созданию нового вида.

Ученый впервые указал и на путь возникновения изменчивости. По его мнению, следует различать индивидуальную и видовую изменчивость. Именно ее де Фриз и считал причиной мутации. Однако уровень развития науки не позволил ему до конца объяснить причину данного явления. Лишь много лет спустя после смерти ученого механизм мутации был до конца объяснен при помощи генной теории наследственности.

Исследования генетиков показали, что ученый был прав. После открытия гена биологи установили, что существует два типа мутации. В одном случае происходит перераспределение хромосом, а в другом возникает новый ген. Поэтому можно сказать, что сформулированная де Фризом теория мутаций стала прологом к дальнейшему развитию биологии.В отличие от многих других ученых, он не оставил после себя научной школы. Но его работы составляют важный этап в истории науки.
Знаменательные и памятные даты
 
16 февраля
Ранее здесь:

16 февраля 1514 года родился Георг Лаухен (Ретик)  
 немецкий математик и астроном. Более всего известен под именем Ретик (или Ретикус) как единственный ученик Николая Коперника, оказавший значительное содействие в публикации его главного труда

 16 февраля 1831 года родился Николай Лесков  
русский писатель

16 февраля 1834 года родился Эрнст Геккель  
 немецкий естествоиспытатель и философ. Автор терминов питекантропфилогенез и экология

16 февраля 1923 г. экспедиция Говарда Картера нашла каменный саркофаг фараона Тутанхамона


16 февраля 1939 года родился Чеслав Немен 
 польский рок-музыкант, певец и композитор


Знаменательные и памятные даты
 
15 февраля
15 февраля 1759 года родился ВОЛЬФ (Wolf) Фридрих Август 
   ...   
(15.2.1759, Хайнроде - 8.8.1824, Марсель), 

немецкий филолог. Сын школьного учителя. Окончил Гёттингенский университет (1777). Начал печататься в 1779 году. Профессор философии и педагогики в университете в Галле (1783-1806), с 1810 - в Берлинском университете.

 Многосторонняя деятельность Вольфа - переводчика, комментатора, педагога - была направлена на изучение культуры Древней Греции, внедрение древнегреческого языка в образовательную систему Германии. Наибольший научный отклик получила выдвинутая в труде «Prolegomena ad Ноmerum» (1787) теория Вольфа, согласно которой песни поэм «Илиада» и «Одиссея» принадлежат нескольким рапсодам. Эта теория положила начало так называемому гомеровскому вопросу. Организованный Вольфом в 1787 году филологический семинар способствовал отделению филологии от теологии; Вольф первым стал употреблять понятие «филолог» для обозначения профессии, а также впервые систематически представил весь круг дисциплин, изучающих классическую древность. Вольф совместно с В. фон Гумбольдтом и И. В. Гёте способствовал становлению науки об античности как универсальной дисциплины.






В труде «Изложение науки о древностях» (1807) охарактеризовал содержание, объём, цели и значение классич. образования. Труд В. конкретизировал применительно к практике ср. школы воспитат. идеал неогуманизма. Гл. задачу гимназий определял как сообщение учащимся знаний, к-рые «делают не учёным, а образованным и просвещённым человеком». Разработал уч. план классич. гимназии с преподаванием религии, истории, географии, математики, естеств. истории, физики и химии. В программе выделял обучение древним языкам, способное, по В., передать учащимся богатое духовное содержание антич. культуры, развить память, способности суждения и др. навыки, эстетич. вкус. В гимназистах видел избранных представителей нации, подлинными наставниками к-рых должны быть поэты и мыслители Др. Греции — Гомер, Платон и др. Вместе с тем настаивал на внимании к латыни как к языку, передавшему современности достижения антич. культуры.
В 1787 в своём филол. семинаре впервые начал целенаправленно готовить учителей для классич. гимназий (ранее преподавателями в гимназиях становились выпускники теологич. июрид. ф-тов). Включил в их подготовку наряду с латинским др.-греч. язык. Составил инструкцию для гимназич. учителей, в к-рой особо подчёркивал такие качества педагога, как высокое нравств. понимание своего долга, тактичность, преданность профессии.


Знаменательные и памятные даты
 
15 февраля
Ранее здесь:

15 февраля - День памяти о россиянах,  
исполнявших служебный долг за пределами Отечества 


15 февраля 1564 года родился Галилео Галилей  

15 февраля 1861 года родился Альфред Норт Уайтхед  
 британский математиклогикфилософ

15 февраля 1906 года родился Муса Джалиль  
татарский советский поэт

15 февраля 1866 года родился Паоло Трубецкой
скульптор и художник



Знаменательные и памятные даты
 
14 февраля
14 февраля 1869 года родился Чарлз Томсон Риз Вильсон 
   ...    
«Я до сих пор хорошо помню моё восхищение от полученных результатов. 
Эти следы были великолепны. 
Они напоминали волоски или огоньки, возникающие то тут, то там… 
Это было потрясающе»
(14 февраля 1869, Гленкорс — 15 ноября 1959, Карлопс, пригород Эдинбурга)

 — шотландский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1927 год (совместно с А. Х. Комптоном)
  "за разработку метода визуального обнаружения траекторий электрически заряженных частиц с помощью конденсации пара».


Чарлз Томсон Риз Вильсон родился в семье крестьянина Джона Вильсона и его жены Энни Клерк Харпер в округе Гленскорс в графстве Мидлотиан неподалёку от Эдинбурга. После смерти отца в 1873 г. семья переезжает в Манчестер. После окончания частной школы, Вильсон продолжает обучение в колледже Оуэна (сегодня университет Манчестера). В 1882 г. он переходит в колледж Сидни Сассекса в Кембридже, в котором он получил диплом в 1892 г. Во время своего обучения он посещал преимущественно биологические курсы, т.к. собирался стать врачом. В Кембридже он стал интересоваться физическими и химическими вопросами. На его решение отойти от медицины мог повлиять Балфурт Стюарт - профессор физики в колледже Оуэна.
По окончании обучения Вильсон работал в Кавендишской лаборатории и стал в 1900 г. членом колледжа Сидни Сассекса, читал там лекции и проводил эксперименты. В 1918 г. он начал читать лекции по практической физике в Кавендишской лаборатории. В 1913 г. он занял место метеорологического наблюдателя при обсерватории физики солнца на горе Бен Невис. С 1918 г. он читал лекции по электрической метеорологии и в 1925 г. стал профессором натурфилософии.
В 1908 г. Вильсон женился на дочери священника Джесси Фразер. У него было четверо детей — два сына и две дочери. Умер в 1959 г. в Карлопсе в кругу своей семьи.
Достижения
После наблюдения атмосферных явлений короны и глории в обсерватории на гору Бена Невиса летом 1894, г. Вильсон приступил к попыткам воспроизвести эти эффекты в лаборатории. Во время опытов с влажным, обеспыленным воздухом он обнаружил, что в этом воздухе очень часто образуются капельки. После нескольких месяцев экспериментов он предположил, что конденсация происходит на постоянно образующихся центрах, скорее всего ионах, которые ответствены за остаточную проводимость воздуха. Верность этих предположений укрепилась после того, как он подверг в 1896 г. ранний вариант своей камеры облучению недавно открытыми рентгеновскими лучами. При этом резко возрастало образование капелек в камере (почти дождеобразно). В последующие года Вильсон посвятил себя пристальным исследованиям роли ионов в образовании капель. После 1900 г. Вильсон начал заниматься активной преподавательской деятельностью, что ограничило интенсивность его исследований. Поэтому только в 1911 г. ему удалось усовершенствовать свою камеру и зарегистрировать фотографически следы отдельных альфа-частиц, бета-частиц и электронов. В последующие годы он совершенствовал эту технику и опубликовал в 1923 г. свои знаменитые статьи о траекториях электронов. Его достижения использовались во всём мире и с большим успехом, среди прочего Патриком Блэкеттом и Петром Капицей в Кембридже, Ирэн Жолио-Кюри и Пьером Оже в Париже и Вальтером Боте и Лизой Мейтнер в Берлине.
За разработку названной в его честь камеры Вильсона, которая дала «метод визуального обнаружения траекторий электрически заряженных частиц с помощью конденсации пара», Вильсон был удостоен в 1927 г. (совместно с Артуром Комптоном) Нобелевской премии по физике.
Награды
Член Лондонского Королевского общества, 1900
Медаль Хьюза от Лондонского Королевского общества, 1911
Премия Хопкинса от Кембриджского философского общества, 1920
Премия Ганнинга от Королевского Общества Эдинбурга, 1921
Королевская медаль от Лондонского Королевского общества, 1922
Медаль Говарда Поттса от института Франклина, 1925 г
Нобелевская премия по физике, 1927
Медаль Копли от Лондонского Королевского общества, 1935

Человек, который смог увидеть путь альфа-частицы





Чарльз Вильсон — Левенгук мира атомных частиц





Камера Вильсона, или Три Нобелевские премии, добытые из тумана
Знаменательные и памятные даты
 
14 февраля

Ранее здесь:

14 февраля 1483 года родился Бабур 
 тимуридский правитель Индии иАфганистанаполководец, основатель империи Великих Моголов (1526). Известен также как поэт и писатель

14 февраля 1855 года родился Всеволод Гаршин  
русский писатель, поэт, художественный критик

14 февраля 1928 года родился Сергей Капица  
советский и российский ученый, просветитель и телеведущий

14 февраля 1947  года родился Борис Штерн 
украинский советский писатель-фантаст

14 февраля 1949 года родился Николай Еременко (младший)  

14 февраля 1936 года родилась Анна Герман


и здесь:

14 февраля 1859 года родился Джордж Вашингтон Гейл Феррис Младший   
американский инженер,  известный как изобретатель колеса обозрения
Знаменательные и памятные даты
 
13 февраля
13 февраля 1791 года родился Сильвестр Феодосиевич Щедрин 
   ...    
 (1791-1830),
 – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.

[JUSTIFY]

 Родился в семье знаменитого скульптора Феодосия Федоровича Щедрина, брата известного художника Семена Щедрина. Сильвестр Щедрин с детства был определен в Воспитательное училище при Академии художеств. Мальчик блестяще учился пейзажной живописи, в Академии был учеником своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а затем обучался живописи в классе Михаила Матвеевича Иванова.[/JUSTIFY]
В 1808 году Сильвестр Щедрин получил за свои успехи в рисовании с натуры малую серебряную медаль и в 1809 году за живопись - малую золотую медаль. Окончил академический курс в 1812 году с большой золотой медалью, полученной за картину, написанную по академической программе "Приморский город, или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота" (другое название картины - "Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге" и правом пенсионерской поездки в Италию.
По политическим обстоятельствам (в связи с наполеоновским вторжением 1812 года и последующей войной), художник смог выехать в Италию только в 1818 году. С этого времени вся творческая деятельность живописца будет связана с Италией. Первоначально поселившись у поэта Константина Батюшкова, Сильвестр Щедрин буквально влюбился в Неаполь и его окрестности.
Художник писал неаполитанскую природу непосредственно на натуре, все более и более обращаясь от свойственной русским пейзажистам того периода манерности к прямой, верной и прочувствованной передаче действительности, в особенности эффектов моря и воздуха при солнечном и лунном освещении. Своими картинами, полными поэтического настроения, с отлично нарисованными фигурами, Щедрин приобрел большую известность не только у своих соотечественников, но и у иностранцев, даже пресыщенные итальянцы желали приобрести пейзажи русского живописца.
Прожив долгие годы в Италии и став представителем европейской культуры, Щедрин остался русским художником. Картины мастера романтического пейзажа с нетерпением ожидали русские коллекционеры живописи. Хотя Щедрин так и не отправил в Россию свои произведения на звание академика, в 1827 году он стал почетным профессором Академии художеств, правда Королевской Неаполитанской академии. Сильвестру Щедрину не суждено было преподавать в петербургской Академии художеств, однако его произведения во многом сформировали новое поколение русских пейзажистов, искавших дорогу к подлинной, живой натуре. Щедрин Сильвестр Феодосиевич умер в 1830 году в неполные сорок лет от тяжелой болезни, похоронен в Сорренто.








Знаменательные и памятные даты
 
13 февраля
Ранее здесь и на след.:

13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов


13 февраля 1744 года родился Дэвид Алан  
английский исторический живописец, прозванный «шотландским Хогартом»


13 февраля 1873 года родился Федор Шаляпин 

13 февраля 
 родился Игорь Шаферан  
советский поэт-песенник


и здесь:

13 февраля 1805 года родился Иоганн Петер Густав Лежён Дирихле 
немецкий математик, внёсший существенный вклад в математический анализ, теорию функций и теорию чисел


Знаменательные и памятные даты
 
12 февраля
12 февраля 1861 года родилась Лу Саломе
 Лу фон Саломе, Лу Андреас-Саломе, Луиза Густавовна Саломе (Lou Andreas-Salom?; 12 февраля 1861 — 5 февраля 1937) 
— известная писательница, философ, врач-психотерапевт немецко-русского происхождения, деятель культурной жизни Европы к. XIX — нач. XX вв., женщинa, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке.

Родилась в Старом Петергофе. Её отец был русским дворянином; наследственное дворянство было пожаловано ему Николаем Первым в 1830 г. Дочь генерала Густава фон Саломе, младший ребёнок в семье, имела пять старших братьев. Как и все её братья, Луиза училась в старейшей немецкой школе Санкт-Петербурга — Петришуле с 1874 по 1878 год. В 1878 семья теряет отца, Густава Саломе. Первая любовь 17-летней девочки, голландский пастор Гийо, читавший лекции в Петербурге, сокращает «Луизу» до «Лу» — имени, которому суждено прославиться. В 1880 г. в сопровождении матери едет в Швейцарию, слушает университетские лекции — как и многие другие русские девушки того периода (в Российской империи в тот период не существовало высшего образования для женщин).
В связи со слабым здоровьем переезжает в Рим, где попадает в кружок Мальвиды фон Майзенбург, приятельницы Гарибальди, Вагнера, Ницше, воспитательницы дочери Герцена. Один из посетителей этого салона, друг Ницше, философ Пауль Реё (Paul R?e) знакомится с Лу Саломе. Они чувствуют духовное единство. Девушка предлагает ему проект создания своеобразной коммуны с целомудренным житием, в которую бы входили молодые люди обоих полов, желающие продолжить образование. Она предлагает снять дом, где у каждого была бы своя комната, но у всех — общая гостиная. Реё идеей воодушевлен, но все же просит Лу выйти за него замуж. Она отказывается, она хочет быть только его другом. С коммуной ничего не выходит. Они путешествуют, посещают Париж, Берлин.
Отношения с Ницше   Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Реё и Фридрихом Ницше (1882)
В 1882 г. Реё знакомит Саломе со своим другом Ницше, который покорен и её интеллектом, и красотой. На свет появляется их дружеская «троица», занимающаяся интеллектуальными беседами, сочинениями и путешествиями. Впрочем, Ницше тоже просит её руки, и тоже получает отказ.

АМАЗОНКА ИЗ РОССИИ 



Естественно, что, как любят друга, 
Я люблю тебя, жизнь-загадка, за то, 
Что ты даришь мне ликованье и слезы, 
Что несешь мне страданье и радость за ним. 
Быть и думать, столетьями длясь! 
Сжимай же меня в своих крепких объятьях: 
Если ты не можешь подарить мне счастье - 
Пусть так, - мне останется твоя горечь...

Изменено: Елена Харьковская - 12.02.2018 00:05:43