Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
2 октября 1862 года открывается Санкт-Петербургская Консерватория

Старейшей учебной организацией музыкального направления в России по праву считается консерватория Санкт-Перетбурга. Свою работу она начала 2 октября 1862 года, когда классы Русского музыкального общества по приказанию великой княжны Елены Павловны были преобразованы в обучающее учреждение, где за годы его существования выучились выдающиеся вокалисты, композиторы, дирижеры, известные на весь мир.

Руководителем консерватории был назначен Антон Рубинштейн – знаменитый пианист и композитор. Его активная общественная деятельность инициировала создание уникального учреждения, где планировалось обучать талантливых и творческих людей. Сам директор обучал студентов игре на фортепиано. 

После открытия профессорский состав консерватории слагался из одаренных музыкантов: класс скрипки вел Леопольд Ауэр, класс арфы – Альфред Цабель, Эрнесто Кваллини обучал виртуозной игре на кларнете. Список преподавателей из года в год пополняли известные в мире музыки личности, получившие известность не только в России, но и заграницей. 

Санкт-Петербургская консерватория выпустила немало одаренных кадров. Спустя три года после открытия из ее стен вышел с дипломом об отличной учебе и награжденный почетной медалью Петр Чайковский, автор бессмертный классических произведений.

С начала 1870-х годов и до 1906 года здесь делился знаниями и таланом со студентами Николай Римский-Корсаков. Он стал творцом нескольких научных программ и учебных пособий, посвященных гармонизации музыкальных произведений, которые не утратили своей актуальности и с успехом используются и сейчас. Его выпускники нередко оставались в консерватории и трудились преподавателями.

В 1862 году на обучение было принято 179 учеников.

За годы работы музыкальная консерватория Санкт-Петербурга сменила более 20 руководителей. Каждый из них внес свою лепту в развитие музыкального наследия России. В учебном заведении продолжают готовить кадры, способные прославить сове Отечество во всем мире и войти в историю мировой культуры.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
2 октября 1803 года  Москва впервые увидела полет воздушного шара, который пилотировал бывший инспектор французской революционной армии Андре Жак Гарнерен, совершивший 22 октября 1797 года первый в мире прыжок с парашютом. 

Монгольфьер (так называли воздушный шар в часть братьев Монгольфье, впервые запустивших его летом 1783 года) взмыл в небо в 17.25 и спустя час, пролетев около 30 км, опустился в усадьбе Остафьево, в имении князя Петра Андреевича Вяземского. 

В корзине, или, как тогда говорили, «лодке» воздушного шара вместе с французом находилась первая красавица Москвы Прасковья Кологривова, урожденная княжна Трубецкая. 

У места приземления многочисленная публика восторженно приветствовала отважных воздухоплавателей. Романтика полетов в небо понемногу превратилась в отдельный вид спорта.

В 1930-1940-е годы новый вид спорта пользовался огромной популярностью в Советском Союзе. Под Москвой был организован поселок Дирижаблестрой (ныне подмосковный город Долгопрудный), откуда стартовали сотни газовых аэростатов и дирижаблей. Советские пилоты совершали полеты в скрытой гондоле на высоту 11-12 км, большой продолжительности и дальности – с посадками в Казахстане и Сибири. И хотя в международных состязаниях они не участвовали, им удалось установить много мировых рекордов.

Сегодня полеты на воздушном шаре - приключение, которое доступно людям разного возраста, это море сильных ощущений, красоты и романтики.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
2 октября день УЧИТЕЛЯ

Указ, согласно которому в России появился День учителя, вышел 29 сентября 1965 года. Праздник традиционно отмечали в первое воскресенье октября. В 1994 году ЮНЕСКО объявила датой Всемирного дня учителя 5 октября. С этого же года Российская Федерация вошла в перечень государств, чествующих учителей и других работников системы образования 5 октября. Однако во многих учебных заведениях сотрудников продолжают поздравлять именно в первый выходной октября.

Педагог – одна из самых распространённых профессий в нашей стране. Педагогическое образование имеют около 20 % россиян, получивших высшее образование. Среди женщин этот показатель составляет около 33 %. В РФ сегодня примерно 1,5 миллиона школьных учителей. Их задача чрезвычайно важна. Они передают подрастающему поколению знания, накопленные человечеством за века. Следовательно, педагоги вносят огромный вклад в формирование будущего цивилизации.

Настоящий учитель – яркая личность. Он должен быть не только профессионалом в своей сфере, но добрым и умным наставником, строгим, но справедливым человеком. Немаловажно также умение просто и вместе с тем убедительно выражать мысли, разбираться в детской психологии. С 1990 года ежегодно проводится конкурс «Учитель года», с целью выявить и наградить лучших педагогов.

День учителя – повод поздравить людей, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию детей. Наставники слышат приятные слова и получают подарки не только от учеников и их родителей, но и от чиновников самых различных уровней. В этот день организуются концерты, по телевидению идут программы и передачи, повествующие о педагогической деятельности, о достижениях учителей.

Кроме того, в этот день внимание общественности привлекается и к проблеме нехватки квалифицированных кадров в школах, лицеях, гимназиях, училищах и других образовательных учреждениях. Дело в том, что уровень заработной платы учителей нельзя назвать сопоставимым с требованиями, предъявляемыми к представителям этой профессии, с количеством времени и сил, которые им приходится тратить, чтобы выполнять свои обязанности на должном уровне. В последние годы появилась надежда на позитивные изменения социального положения педагогов. Однако необходимы ещё более эффективные меры государства, которые бы способствовали бы повышению престижа профессии учителя.

Мы всегда очень требовательны к своим учителям. Хотим, чтобы они обладали всей полнотой знания, были тактичны и мудры, приветливы и снисходительны. И, конечно же, желаем, чтобы наш учитель всегда был в хорошем настроении. О том же, что учителю нужна наша личная поддержка, зачастую забываем… Но сегодня хочется пожелать всем учителям доброго здоровья, мира, благополучия. А также неустанного поиска истины и знания, взаимопонимания в коллективе и благодарных, любознательных учеников! 


Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
1 октября 1862 года родился Анри Андуайе, французский астроном и математик

Родился в Париже, в 1884 окончил Высшую нормальную школу. Работал в Тулузском, с 1892 — в Парижском университетах (с 1903 — профессор).

Основные труды в области небесной механики. В работе «Общие формулы небесной механики» (1890) показал, как, используя одни лишь тригонометрические функции, можно решать общие уравнения движения с любой степенью точности. Изучал специальные случаи задачи трех тел; показал, в частности, как с помощью либрационных точек Лагранжа можно получить решение, в котором параметры периодических членов не зависят от времени. Изучал движение астероидов и возмущения их орбит Юпитером. Исследовал задачу движения n тел, находящихся вблизи точек равновесия, полученные результаты применил к проблеме общей устойчивости Солнечной системы. Разработал специальные методы для расчета эфемерид; особенно удобен предложенный им метод расчета движения Луны. Составил с точностью до 15 знаков таблицы тригонометрических функций (т. 1-3, 1915—1918 г.). Руководил изданием французского астрономического ежегодника «Connaissance des temps». В течение 37 лет преподавал астрономию в Парижском университете; его лекции в послужили основой для четырех учебников по астрономии и четырех — по математике.

Член Парижской АН (1919), член Бюро долгот в Париже (1910).


1 октября 1868 года родился Георг Бредиг, немецкий ученый-физикохимик, член-корреспондент Гейдельбергской и Баварской академий наук, иностранный член-корреспондент Академии наук СССР (1929).

Окончил Лейпцигский университет (1894). Работал там же ассистентом В.-Ф. Оствальда. В 1910-1911 гг. Бредиг — профессор Цюрихского политехникума, с 1911 — Высшей технической школы в Карлсруэ. Будучи евреем, Бредиг лишился профессорского звания в 1933 году, с приходом к власти нацистов, а спустя еще 6 лет был вынужден покинуть Германию.

Основные научные работы Бредига относятся к электрохимии и катализу. В 1894 году ученый установил формулу бетаина. В том же году он доказал, что закон разбавления Оствальда справедлив лишь для слабодиссоциированных электролитов. В 1898 году Бредиг изучая каталитическое действие высокодиспергированных металлов (названных им неорганическими ферментами), предложил свой метод электрического распыления металлов вольтовой дугой внутри жидкости. В 1901 году ученый нашел способ активации металлических катализаторов путем приготовления их суспензий в жидкой фазе. Им было доказано различие в каталитической активности разных кристаллических форм никеля. В 1907 году Бредиг ввел представление об асимметрическом катализе. Он осуществил каталитический синтез муравьиной кислоты из бикарбоната натрия и водорода на платиновой черни (1914), позднее разработал каталитический метод синтеза цианистого водорода на основе окиси углерода и аммиака.



1 октября 1879 года родился Ока Иванович Городовиков, советский кавалерист, генерал-полковник (1940). Герой Советского Союза (10 марта 1958 г.)

Городовиков Ока Иванович родился в хуторе Мокрая Ельмута, ныне Ростовская область, советский военачальник, генерал-полковник, Герой Советского Союза (10.3.1958 г.). Член КПСС с 1919.

Родился в семье крестьянина-калмыка. Участник 1-й мировой войны 1914–18. С 1918 в Советской Армии. Во время Гражданской войны командовал эскадроном, полком, кавалерийской бригадой и кавалерийской дивизией 1-й Конной армии и 2-й Конной армией.

Во время штурма Перекопа (1920) был командиром 6-й кавалерийской дивизии, участвовал в разгроме банд Махно. Окончил высшие академические курсы (1923), курсы усовершенствования высшего начсостава (1927), курсы при Военно-политической академии (1930) и Военную академию им. Фрунзе (1932).

Был командиром корпуса Червонного казачества, заместителем командующего войсками Среднеазиатского военного округа (1932–38 г.). В 1938–41 инспектор кавалерии, с июня 1941 генерал-инспектор и командующий кавалерией, руководил формированием кавалерийских частей во время Великой Отечественной войны 1941–45, был представителем Ставки по руководству действиями кавалерийских соединений в июне — августе 1941 и в Сталинградской битве.

В 1943–47 заместитель командующего кавалерией. С 1947 в отставке. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден 3 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1958 года "за выдающиеся заслуги в деле создания Вооружённых Сил СССР и защиты Советского государства от врагов нашей Родины и проявленный при этом героизм" генерал-полковнику в отставке Городовикову Оке Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах), членом ЦИК Украинской ССР, членом ЦИК Узбекской ССР. Жил в Москве. Умер 26 февраля 1960 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Воинские звания: комкор (20 ноября 1935), командарм 2-го ранга (8 февраля 1939), генерал-полковник (4 июня 1940). Награждён тремя орденами Ленина (14 июня 1940, 21 февраля 1945, 10 марта 1958 г.), шестью орденами Красного Знамени (25 июля 1920, 13 марта 1922, 22 февраля 1930, 22 января 1942, 3 ноября 1944, 6 ноября 1947), орденом Отечественной войны 1-й степени (25 апреля 1944), медалью "За оборону Сталинграда", другими медалями, иностранными наградами - орденами Красного Знамени (Монгольская Народная Республика), Республики (Тувинская Народная Республика, 15 марта 1943). Неоднократно награждался почётным оружием, золотыми именными часами. В столице Республики Калмыкии - городе Элисте установлен памятник О.И.Городовикову. Посёлок Башанга (Калмыкия) переименован в город Городовиковск, его именем названы улицы в Харькове, Донецке и Мариуполе. В его честь названо село на севере Калмыкии, у Малай Дербеты и было село Городовиково на западе Калмыкии, севернее Городовиковска, но с 1990 почему-то переименовано в Бурул.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
1 октября 1850 года родился Александр Андреевич Тихомиров, доктор зоологии, ректор Московского университета

Родился Александр Андреевич Тихомиров в селе Корыстине, имении своих родителей, дворян Смоленской губернии, Ельнинского уезда. Окончил Смоленскую гимназию с золотой медалью и в 1868 году поступил на юридический факультет Московского университета. Через год перевелся в Санкт-Петербургский университет и закончил там юридический факультет со степенью кандидата права. Но в основание «собственного научного миросозерцания» молодой юрист решил положить биологию и в 1872 году он начал учиться на отделении естественных наук физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, но сразу же перевелся в Московский университет, где и окончил аналогичный факультет со степенью кандидата в 1876 году.

В 1883 году А. А. Тихомиров защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете и после двухгодичной командировки за рубеж получил должность приват-доцента кафедры зоологии Московского университета.

В 1891—1898 годах Тихомиров был секретарем физико-математического факультета МГУ. С 1896 года до 1904 занимал должность директора Зоологического музея Московского университета. Участвовал в правом академическом движении, был противником дарвинизма и атеизма.

Тихомиров открыл явление искусственного партеногенеза — одного из важнейших разделов учения об индивидуальном развитии. Так учёный Тихомиров много сделал для развития шелководства в России.

Ректор МГУ с 1899 года по 1904 год.

В должности ректора А. А. Тихомиров завершил строительство первого студенческого общежития в Московском университете. Оно было рассчитано на 141 квартиру и открыто в торжественной обстановке 19 сентября 1899 года. Тихомиров продолжил капитальное строительство в университете; при нём 1 сентября 1901 года вступил в строй библиотечный корпус на Моховой улице; значительным событием стало открытие нового здания Зоологического музея 1 сентября 1902 года. В 1900 году были открыты кафедры грузинского языка и литературы на историко-филологическом факультете и метеорологии на физико-математическом факультете; были созданы Институт и Музея сравнительной анатомии (1901), построена под руководством Н. Е. Жуковского первая в России аэродинамическая труба (1902), открыт Физический институт.

1 августа 1904 года назначен директором департамента народного просвещения.

В 1911—1917 годах состоял попечителем Московского учебного округа.

Скончался Александр Андреевич Тихомиров 23 октября 1931 года в Сергиевом Посаде (Загорске) под Москвой, где он провел последние 14 лет своей долгой жизни, посещаемый учениками, старыми коллегами, поддерживая дружескую и научную переписку, сохраняя бодрость духа, несмотря на физические недуги и жизненные невзгоды.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
1 октября 1715 году указом Петра I в Санкт-Петербурге на базе старших классов Навигацкой школы была учреждена Морская академия

Морской корпус Петра Великого – старейшее светское, военное, военно-морское образовательное учреждение России, отметившее в 2011 году своё 310-летие. Историческое начало Морской корпус берёт от Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы), основанной в Москве указом Петра Первого от 25 января 1701 года. 

1 октября 1715 года указом Петра I в Петербурге на базе старших классов Навигацкой школы была создана Морская академия. В 1752 году, после выделения академии в самостоятельное учебное заведение (впоследствии Военно-Морская Академия им. Н.Г. Кузнецова), бывшая Навигацкая школа была преобразована в Морской Кадетский корпус. 

В 1918 году в здании бывшего Морского корпуса были открыты курсы командного состава, реорганизованные в 1919 году в Училище командного состава. 

Длительное время Училище было единственным в нашей стране, став родоначальником всех других военно-морских учебных заведений. С 1926 по 1998 годы училище носило имя М.В. Фрунзе – видного полководца и военного деятеля. 

1 ноября 1998 года во исполнение постановления Правительства Российской Федерации на базе Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола был создан Санкт-Петербургский военно-морской институт, получивший в 2001 году почётное наименование «Морской корпус Петра Великого» (ВВМУПП имени Ленинского комсомола было образовано в апреле 1948 года на базе Ленинградского подготовительного военно-морского училища (1-е Балтийское Высшее военно-морское училище) и готовило специалистов по боевому использованию подводного оружия). 

За 300 лет своего существования Морской корпус подготовил для Военно-морского флота России десятки тысяч высококвалифицированных офицеров. В их числе выдающиеся флотоводцы Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, П.С. Нахимов, В.Н. Истомин, В.А. Корнилов, Г.А. Спиридов, В.Я. Чичагов, Н.А. Эссен и др. 

На географической карте мира около трёхсот мест названы именами воспитанников корпуса: И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, А.И. Чирикова, С.И. Челюскина, Д.Я. и Х.П. Лаптевых, Г.А. Сарычева, Г.И. Невельского, Ф.П. Врангеля, К.Н. Посьета и др. 

Выпускники Морского корпуса Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли шестую часть света – Антарктиду, совершив тем самым величайший вклад в мировую географическую науку. 

Всемирно известны такие выпускники Морского корпуса, как: выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, писатель К.М. Станюкович, художник-маринист А.П. Боголюбов, художник-баталист В.В. Верещагин, составитель толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль, выдающийся кораблестроитель А.А. Попов, создатель первого самолёта А.Ф. Можайский, учёный-математик, физик и кораблестроитель академик А.Н. Крылов, академик адмирал А.М. Берг, поэт А.Л. Лебедев, писатель Л.П. Соболев и др. 

В годы Великой Отечественной войны многие выпускники проявили себя подлинными патриотами Родины. Они показали превосходную военную выучку, хорошие организаторские способности, проявили находчивость и инициативу в борьбе с врагами. Более 80 питомцев удостоены высших наград Родины, стали её героями, причём двадцать пять из них удостоены высокого звания в послевоенное время. 

В советское время сорок пять воспитанников Морского корпуса (ВВМУ им. М.В. Фрунзе) стали известными адмиралами. Среди них: Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков, В.Н. Чернавин В.А. Касатонов, Г.М. Егоров, Н.И. Смирнов, Н.Д. Сергеев, Н.Н. Амелько, А.П. Михайловский, В.Н. Поникаровский, В.В. Михайлин, В.А. Самойлов, В.А. Попов, В.П. Камоедов, В.Л. Хмыров и др. 

В настоящее время, в связи с реформированием ВС РФ, Распоряжением Правительства РФ на базе Военно-морской академии и военно-морских институтов сформировано Федеральное Государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская Академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». С 1 октября 2009 года Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт является его первым филиалом. 

Обучение и руководство военно-научной работой ведут опытные педагоги. Среди них более 200 докторов и кандидатов наук, из которых более 180 – профессора и доценты. Кафедры и лаборатории располагают современной учебно-материальной базой (от персональных ЭВМ до новейших образцов вооружения и техники) и полностью обеспечивают учебный процесс, экспериментальную и научно-исследовательскую работу. В Морском корпусе имеется богатая библиотека, созданы все условия для занятия художественной самодеятельностью, изобразительным творчеством, постоянно совершенствуются жилищно-бытовые условия личного состава. Имеются все условия для занятий спортом: бассейн, тир, спортивные тренажёры. Морская подготовка курсантов предусматривает участие их в дальних походах, как правило, вокруг Европы с заходом в иностранные порты. 

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Международные организации оценили уровень московских школ

Организаторы международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS высоко оценили уровень столичных школ, заявил в четверг после экскурсии по московской школе №2030 исполнительный директор IEA Дирк Хастедт.

"Мы – как люди, которые занимаются исследованиями качества обучения, – конечно же, стремимся к тому, чтобы оно было очень высоким. Поэтому нам всегда очень радостно видеть примеры тех школ, где действительно оно достигается… Мы думаем, что вы, действительно, добиваетесь потрясающих результатов, и вас с этим поздравляем", — сказал он.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов поблагодарил участников мероприятия и отметил, что российским школам еще есть, к чему стремиться.

"Нам есть, куда дальше стремиться и над чем работать. Мы понимаем свои плюсы и минусы, поэтому здесь, конечно, нам много что предстоит сделать, но, действительно, определённые уже заделы есть. И, конечно, исследование, которое прошло в Москве, когда все школы были оценены, для нас, конечно, эти результаты очень важны", — сказал Кравцов.


В четверг участники II Международной конференции по развитию системы оценки качества образования "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы" посетили школу №2030. Они познакомились с занятиями в конвергентной лаборатории для профильной подгруппы инженерного класса, посетили урок в кабинете художественного труда, биологии, а также посмотрели занятия в младших классах и посетили школьный музеи, посвященный Великой Отечественной войне.

Для иностранных экспертов была проведена виртуальная экскурсия по другой московской школе — лицею №1535. По оценке Департамента образования Москвы, это общеобразовательное учреждение является лучшей школой Москвы. Кроме того, школа № 1535 признана лучшей школой столицы по результатам международного рейтинга PISA, уточнил Кравцов.

В школе №2030 при содействии НИЦ "Курчатовский институт" реализуется проект по совершенствованию естественнонаучного направления образования, внедряются новые образовательные технологии, ведется обучение детей перспективным способам работы со знаниями, сообщила пресс-служба Рособрнадзора.


Источник.
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
30 сентября 1834 года родился Карл Шорлеммер, немецкий химик

Немецкий химик Карл Шорлеммер родился в Дармштадте. Родился в Дармштадте. Учился в Гейдельбергском (1853-1857) и Гисенском (1858-1860) университетах. С 1861 г. работал в Оуэнс-колледже в Манчестере; с 1884 г. – профессор. Член Лондонского королевского общества (с 1871).

Основные исследования посвящены решению общих проблем органической химии и синтезу простейших углеводородов. В 1862-1863 гг., изучая продукты перегонки нефти и каменного угля, нашёл, что предельные углеводороды следует рассматривать как основу, из которой образуются все другие классы органических соединений. В 1864 г. установил тождественность "водородистого этила" и "диметила", показав, что полученные Э. Франклендом "свободные спиртовые радикалы" в действительности являются молекулами этана.

Доказал (1868 г.), что все четыре валентности углерода тождественны. Исследовал природу суберона и реакции превращения розолоновой кислоты – аурина в розанилин и трифенил-п-розаниин (1879). Занимался систематизацией органических соединений на основе их свойств и структурных формул.

Автор (совместно с Г. Э. Роско) "Трактата о химии" (1877), выдержавшего несколько изданий в Англии и других странах. Изучал историю химии, опубликовал работу "Возникновение и развитие органической химии" (1889).


30 сентября 1870 года родился Жан Батист Перрен, французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1926 года «за работу по дискретной природе материи и в особенности за открытие седиментационного равновесия»

Французский физик Жан Батист Перрен родился в Лилле. Его вместе с двумя сестрами воспитывала мать, после того как их отец, офицер, умер от ран, полученных во время франко-прусской войны. Получив начальное образование в местных школах, Перрен закончил лицей Жансон-де-Сайи в Париже, год отбывал воинскую повинность, а в 1891 г. поступил в Эколь нормаль сюперьёр. С 1894 по 1897 г. он был ассистентом-физиком в Эколь нормаль сюперьёр и в течение этого периода проводил исследования катодных и рентгеновских лучей. Эта тема стала предметом его докторской диссертации.

В период, когда Перрен выполнял свои эксперименты, еще не было выработано единого мнения относительно природы катодных лучей, испускаемых отрицательным электродом (катодом) в вакуумной трубке при электрическом разряде. Некоторые ученые полагали, что эти лучи представляют собой разновидность светового излучения, однако в 1895 г. исследования Перрена показали, что они являются потоком отрицательно заряженных частиц. Дж. Дж. Томсон, модифицировав эксперимент Перрена, подтвердил его выводы и в 1897 г. определил важнейшую характеристику этих частиц, измерив отношение их заряда к массе по отклонению в электрическом и магнитном полях. Масса оказалась примерно в 2 тыс. раз меньше массы атома водорода, легчайшего среди всех атомов. Вскоре стало распространяться мнение, что эти отрицательные частицы, названные электронами, представляют собой составную часть атомов. Опираясь на результаты своих работ, Перрен принял участие в дискуссии об атомной, или дискретной, природе материи. Ее участником стал и Марсель Бриллюэн, один из учителей Перрена, бывший активным сторонником атомной теории.

Атомная теория утверждала, что элементы составлены из дискретных частиц, называемых атомами, и что химические соединения состоят из молекул, частиц большего размера, содержащих два или более атомов. К концу XIX в. атомная теория получила широкое признание среди ученых, особенно среди химиков. Однако некоторые физики полагали, что атомы и молекулы – это не более чем фиктивные объекты, которые введены из соображения удобства и полезны при численной обработке результатов химических реакций. Австрийский физик и философ Эрнст Мах считал, что вопрос о первичном строении материи принципиально неразрешим и не должен быть предметом исследования ученых. Для сторонников атомизма подтверждение дискретности материи было одним из принципиальных вопросов, остававшихся нерешенными в физике.

В 1897 г. Перрен получил докторскую степень и в том же году начал читать новый курс физической химии в Парижском университете (Сорбонне). Курс имел огромный успех. (Перрен в 1910 г. возглавил в Сорбонне кафедру физической химии и до 1940 г. оставался на этом посту.) Продолжая разрабатывать атомную теорию, он выдвинул в 1901 г. гипотезу, что атом представляет собой миниатюрную Солнечную систему, но он не смог это доказать. Десять лет спустя Эрнест Резерфорд предложил свою модель компактного положительно заряженного ядра, окруженного отрицательными электронами, и эта идея завоевала наибольшую популярность. В модели Томсона атом напоминал «сливовый пудинг» в виде положительно заряженной сферы, в которую электроны вкраплены подобно изюминкам. Хотя работа Перрена в области физической химии была отходом от его более ранних исследований катодных лучей, он сконцентрировал свое внимание на вопросах, относящихся к молекулярной природе соединений, включая термодинамику, осмос, движение ионов и кристаллизацию. Исследование коллоидов (суспензий мелких частиц) привело его к знаменитым опытам по броуновскому движению, которые послужили подтверждением существования молекул.

Броуновское движение впервые было описано английским ботаником Робертом Броуном в 1827 г. Если мельчайшие частицы вроде зернышек пыльцы поместить во взвешенном состоянии в жидкость, то под микроскопом можно наблюдать, как они совершают случайные резкие скачки, будто они подвергаются непрерывной бомбардировке со стороны неких невидимых объектов. Выдвигались разные объяснения этого движения, в т.ч. под воздействием электрических сил, конвекционных потоков или столкновения с постоянно движущимися молекулами жидкости. В 1905 г. Альберт Эйнштейн опубликовал работу о броуновском движении, в которой были даны теоретические обоснования молекулярной гипотезы. Он дал определенные количественные предсказания, однако необходимые для их проверки эксперименты требовали настолько большой точности, что Эйнштейн сомневался в их осуществимости. С 1908 по 1913 гг. Перрен (вначале не зная о работе Эйнштейна) выполнил тончайшие наблюдения над броуновским движением, которые подтвердили предсказания Эйнштейна.

Перрен понял, что если движение взвешенных частиц вызывается столкновениями с молекулами, то, основываясь на хорошо известных газовых законах, можно предсказать их средние смещения за определенный промежуток времени, если знать их размер, плотность и некоторые характеристики жидкости (например, температуру и плотность). Требовалось только правильно согласовать эти предсказания с измерениями, и тогда появилось бы веское подтверждение существования молекул. Однако получить частицы нужных размеров и однородности было не так просто. После многих месяцев кропотливого центрифугирования Перрену удалось выделить несколько десятых грамма однородных частиц гуммигута (желтоватого вещества, получаемого из млечного сока растений). После измерения характеристик броуновского движения этих частиц результаты оказались вполне соответствующими молекулярной теории. Перрен также изучал седиментацию, или оседание, мельчайших взвешенных частиц. Если молекулярная теория верна, рассуждал он, частицы, размеры которых меньше определенного, вовсе не будут опускаться на дно сосуда: направленная вверх компонента импульса, полученного в результате соударений с молекулами, будет постоянно противодействовать направленной вниз силе тяжести. Если суспензия не подвергается возмущениям, то в конце концов установится седиментационное равновесие, после чего концентрация частиц на различной глубине не будет изменяться. Если свойства суспензии известны, то можно предсказать равновесное распределение по вертикали.

Перрен провел несколько тысяч наблюдений, весьма изощренно и остроумно пользуясь микроскопической техникой и подсчитывая число частиц на разной глубине в одной капле жидкости с шагом по глубине всего в двенадцать сотых миллиметра. Он обнаружил, что концентрация частиц в жидкости экспоненциально убывает с уменьшением глубины, причем числовые характеристики столь хорошо согласовались с предсказаниями молекулярной теории, что результаты его опытов были широко признаны как решающее подтверждение существования молекул. Позже он придумал способы измерения не только линейных смещений частиц в броуновском движении, но и их вращения. Исследования Перрена позволили ему вычислить размеры молекул и число Авогадро, т.е. число молекул в одном моле (количестве вещества, масса которого, выраженная в граммах, численно равна молекулярному весу этого вещества). Он проверил полученное им значение числа Авогадро с помощью пяти различных типов наблюдений и нашел, что она удовлетворяет им всем с учетом минимальной экспериментальной ошибки. (Принятое ныне значение этого числа составляет примерно 6,02·10(23); Перрен получил величину на 6% более высокую.) К 1913 г., когда он суммировал уже многочисленные к тому времени свидетельства дискретной природы материи в своей книге «Атомы», реальность существования как атомов, так и молекул была признана почти повсеместно.

В 1926 г. Перрен получил Нобелевскую премию по физике «за работу по дискретной природе материи и в особенности за открытие седиментационного равновесия». При презентации лауреата К. Осеен, член Шведской королевской академии наук, подытожил работу Перрена и привел свидетельства, подтверждающие его выводы.

Во время первой мировой войны Перрен служил в качестве офицера инженерного корпуса французской армии, занимаясь разработкой таких, например, технических проблем, как обнаружение подводных лодок акустическими методами. После войны он заинтересовался ядерной физикой и был одним из первых, кто выдвинул предположение о вероятном источнике исходящего от Солнца тепла, объяснявшее столь длительное его постоянство. При его непосредственном участии были учреждены Национальный центр научных исследований, Институт физико-химической биологии и Институт астрофизики. Его стремление популяризировать науку, в особенности среди молодого поколения, способствовало созданию Дворца открытий на Международной выставке в Париже в 1937 г.

Будучи социалистом и ярым противником фашизма, Перрен покинул Францию после ее оккупации Германией в 1940 г. и отправился в Соединенные Штаты, где его сын преподавал физику в Колумбийском университете. Находясь в изгнании, Перрен призывал к активизации американской поддержки французских военных усилий. Он также основал Нью-Йоркский французский университет. Умер он в Нью-Йорке в 1942 г. В 1948 г. его останки были перевезены во Францию и похоронены в Пантеоне в Париже.

Перрен женился на Генриетте Дюпорталь в 1897 г. У них были сын и дочь. Приятный собеседник, он нравился всем, особенные симпатии вызывал у молодежи. Он устраивал в своей лаборатории вечера, куда приглашал целые группы молодых ученых на диспуты. Тем не менее он больше тяготел к экспериментальным опытам, а не к теоретическим размышлениям. Однажды, когда некий профессор вынуждал его признать «неопровержимые достоинства» одной новой физической концепции, Перрен ответил, что «крайне трудно придумать более ложную теорию».

Среди наград Перрена, кроме Нобелевской премии, можно назвать премию Джоуля Лондонского королевского общества (1896) и премию Ляказа Французской академии наук (1914). Перрен стал членом Французской академии наук в 1923 г. и ее президентом в 1938 г. Ему были присуждены почетные ученые степени университетов Брюсселя, Льежа, Гента, Калькутты, Манчестера, Нью-Йорка, Принстона и Оксфорда. Он был членом Лондонского королевского общества, а также академий наук Италии, Чехословакии, Бельгии, Швеции, Румынии и Китая.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
30 сентября 1802 года родился Антуан Жером Балар, французский химик, первооткрыватель брома

Родился Антуан Жером Балар в Монпелье. В 1826 году окончил Фармацевтическую школу в Монпелье, после чего некоторое время работал фармацевтом, затем профессором университетов в Монпелье и в Париже. Изучая рассолы старейших средиземноморских соляных промыслов Монпелье, он в 1826 году открыл новый элемент, который назвал муридом (от лат. muria – рассол). 

Комиссия Парижской Академии наук, в которую входили Ж.Л. Гей-Люссак и Л.Ж. Тенар, подтвердила открытие Балара, но нашла название неудачным и предложила новое – "бром" (от греч. bromos – зловонный). Соединения брома нашли применение в медицине и фотографии. Бромистый натрий добавляют в дубильные растворы, благодаря чему кожа становится тверже. Из прозрачных кристаллов бромистого калия делают линзы, великолепно пропускающие инфракрасные лучи. Бактерицидные свойства бромистого калия помогают дольше сохранять овощи и фрукты. 

Антуан Балар скончался 30 марта 1876 года в Париже.

Широкую известность получила фраза Ш. Жерара "Это не Балар открыл бром, а бром открыл Балара", произнесённая после того, как О. Лорану, претендовавшему на кафедру химии во Французском колледже, предпочли Балара.

Член Парижской Академии наук (с 1844), президент Французского химического общества (1862).


30 сентября 1829 года родился Франц Рёло, немецкий инженер-механик, лектор Берлинской Королевской Технической академии, ставший впоследствии её президентом. Первым (в 1875 году) разработал и изложил основные положения структуры и кинематики механизмов; занимался проблемами эстетичности технических объектов, промышленным дизайном. В своих конструкциях Рёло придавал большое значение внешним формам машин. Его часто называют «отцом кинематики».

Франц Рело родился в Эшвейлере, близ Ахена, в семье, для которой техника была традиционным занятием. Получив начальное образование в школе и некоторую техническую подготовку в семье, он начал работать на заводе, вначале учеником, а затем конструктором и техником. Работая, он усиленно занимался самообразованием, в частности изучал труды Редтенбахера. С 1850 по 1852 г. он слушал лекции в Политехническом институте в Карлсруэ, всецело находившемся в те годы под влиянием Редтенбахера. Значение Редтенбахера для немецкой технической школы не ограничивалось его исследованиями в области прикладной механики. Он сам говорил: «Мои педагогические стремления направлены не только на развитие научной теории машины, но и на повышение культуры лиц, занятых в промышленности». Следуя указаниям своего учителя, Рело кроме технических предметов изучал историю и английский язык. 

По окончании института он некоторое время изучал естественные науки и философию в Берлинском и Боннском университетах. Еще в студенческие годы Рело начал работать над исследованиями в области машиностроения. В 1854 г. он в соавторстве с Моллем издал первый том «Конструирования в машиностроении». В 1856 г. Рело был приглашен на должность профессора механико-технического отделения Цюрихского политехникума, где ему пришлось работать вместе с Цейнером и Кульманом. В 1864 г. он перешел в Берлинский ремесленный институт на кафедру машиностроения. В 1866 г. этот институт (основанный в 1821 г.) был преобразован в Ремесленную академию, директором которой Рело пробыл с 1867 по 1879 г. В 1879 г. на базе Ремесленной и Строительной академий было основано Берлинское высшее техническое училище.

В Германии в первой половине века кинематикой не занимались. Впервые этот предмет Рело начал читать в 1871 г. в Швейцарии в Цюрихском политехникуме. Затем продолжил его в Берлинском ремесленном институте, а позже — в Ремесленной академии. Одновременно он начал издавать «Кинематические сообщения» и другие мемуары по прикладной теории машин. Несколько позже начал чтение курса кинематической геометрии Аронгольд, затем Шелль издал трактат по теоретической механике «Теорию движения и сил», в котором значительное внимание уделил кинематике. В 1875 г. Рело опубликовал первый том «Теоретической кинематики». Рело был не только ученым, но и практиком: он был членом жюри на международных выставках в Париже (1867), Вене (1873), Филадельфии (1876), в Сиднее-Мельбурне (1879—1881).

Анализируя состояние германской промышленности, он требовал повышения качества ее изделий. Немецкие экспонаты на Филадельфийской выставке он охарактеризовал убийственным «billing und schlecht» (дешево и плохо). Критически относился он и к милитаристским тенденциям в развитии германской промышленности. В первом «Письме из Филадельфии» Рело, например, писал: «Посмотрим в машинном зале: кажется, что семь восьмых пространства отведено под огромные пушки Круппа, «машины для убийства», как их назвали, которые стоят как угроза всем мирным изделиям, выставленным другими нациями! Неужели в этом заключается выражение немецкой мысли?» Рело много работал и в области истории техники. В «Теоретической кинематике» истории машин посвящена отдельная глава (изданная также и отдельным оттиском). Введение, примечания к отдельным параграфам трактата также насыщены историческими сведениями.

Можно сказать, что Рело подходил исторически к исследованию всех вопросов кинематики. Как и его учитель Редтенбахер, Рело любил искусство. Он перевел на немецкий язык «Песнь о Гайавате» Лонгфелло, много рисовал и гравировал по дереву, писал о «художественном стиле в машиностроении». Его «Путешествие по Индии» — блестящий образец художественной прозы. Рело был прекрасным лектором, умевшим заинтересовать и увлечь слушателей: «Лекции Рело можно назвать блестящими по обработанности и изяществу изложения; лекции по кинематике интересны по оригинальности изложения», — так отзывался о них Ф. Е. Орлов.

В Берлинском высшем техническом училище Рело создал кабинет кинематических моделей (свыше 800 моделей), долго служивший образцом для высших технических школ Германии и других стран. Рело пользовался большим авторитетом среди ученых в области прикладной механики. Но у него было и много противников, борьба с которыми зачастую принимала с обеих сторон резкие формы и особенно обострилась на рубеже столетий. Умер Рело в Берлине 20 августа 1905 года.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
30 сентября - День Интернета

В России каждый год 30 сентября принято отмечать День Интернета. Нужно сказать, что уже несколько раз делались попытки учредить Международный день Интернета, для этого предлагались разные даты. Но они так и не были утверждены официально. Во многих странах сегодня также существуют национальные Дни Интернета.

Интернет представляет собой всемирную систему объединённых компьютерных сетей. Известны такие названия, как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть». В обиходе его часто называют просто «Инет».

В настоящее время существует множество вариантов подключения к Интернету. Нашу современную жизнь уже практически невозможно представить без Всемирной сети.

В России отмечать День Интернета 30 сентября предложила в 1998 году компания IT Infoart Stars. Она разным организациям и фирмам разослала предложение создать ежегодный праздник - День Интернета и назначить его на 30 сентября. Также было предложено организовать перепись "населения Рунета". Отметим, что на тот момент насчитывалось около одного миллиона пользователей.

История интернета
Напомним, что не так давно глобальная сеть отметила свой сорокалетний юбилей. История Интернета началась 2 сентября 1969 года.

Тогда группа исследователей, состоящая из 20 ученых, встретилась в лаборатории Лена Кляйнрока при калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Собрались они там, чтобы наблюдать событие величайшей важности - два компьютера при помощи обычного кабеля, длина которого составляла 3 метра, обменивались между собой тестовыми данными. Так зародился Интернет, и. можно сказать, началась новая эра в истории развития человеческой цивилизации.

В 1988 году был разработан протокол Internet Relay Chat (IRC), что дало возможность общаться в сети в реальном времени. В Европе в 1989 году возникла концепция Всемирной паутины, автором которой стал знаменитый учёный Тим Бернерс-Ли из Британии.

В 1990 году было осуществлено первое в истории подключение к Интернету при помощи телефонной линии. Всемирная паутина в 1991 году стала общедоступной в Интернете.

Интернет в современном его виде появился 17 мая 1991 года. До этого момента уже существовала и широко использовались такие сервис, как электронная почта, перекачка файлов и новостные рассылки. А в этот день произошло утверждение стандарта для страниц WWW (World Wide Web).

Можно сказать, что Всемирная паутина с 1996 года почти полностью подменила собой понятие «Интернет».

Согласно данным статистики, во всем мире к середине 2008 года количество регулярных пользователей Интернета составляло уже почти четверть всего населения Земли.

4 апреля в некоторых странах мира принято отмечать Международный день Интернета.

В 1998 году он был учрежден главой Римской Католической Церкви Иоанном Павлом II. Интернет даже получил своего собственного святого покровителя. С 2000 года им принято считать святого Исидора Севильского, хотя, это и не было утверждено церковью официально. Исидор Севильский был испанским епископом и жил в 560-636 годах. Выбор пал именно на этого святого, т.к. он считается первым энциклопедистом, который внес существенный вклад в историю Средних веков.

Нужно отметить, что существует даже и такой необычный праздник, как «Международный день БЕЗ Интернета». Он отмечается 27 января, его учредители призывает всех хотя бы раз в году провести целый день только в “реальном” мире.

Дату 7 апреля некоторые в нашей стране считают Днём Рунета. Это связано с тем, что в международной базе данных в этот день в 1994 году впервые появился домен .ru. Но Интернет впервые пришел в нашу страну еще раньше - около 14 лет назад. Именно тогда официально был зарегистрирован домен '.SU' - Soviet Union. Затем произошел распад Советского Союза. Вскоре после этого домен '.SU' был заморожен, в Интернете был создан новый домен - '.RU'.

Первые празднества в честь Интернета состоялись в нашей стране в 1998 году. Они проходили в столице. На торжестве присутствовало около 200 человек. На следующий год данный праздник отмечался уже с большим размахом. Тогда прошел фестиваль под названием 'Неделя Интернет-технологий'. Этот фестиваль включал в себя обширную конкурсную программу, многие мероприятия проводились онлайн. Участвовало очень большое количество компаний из разных стран мира.

Сам Рунет еще очень молод, но он имеет огромный потенциал и большие возможности для дальнейшего развития.

Нужно сказать, что создание русскоязычного сегмента Интернета внесла очень значимый вклад в развитие экономики России. Сегодня Интернет есть в доме каждого второго жителя нашей страны.

Российский Интернет сделал нашу жизнь проще и интереснее. Интернет позволяет осуществлять огромное количество функций, на реализацию которых раньше приходилось затрачивать массу времени и усилий.

Появление большого количества русскоязычных сайтов сделало доступной информацию даже для тех, кто не владеет иностранными языками. Появились новые возможности для расширения рынка сбыта, импорта и экспорта.

В настоящее время количество пользователей сети Интернет все время увеличивается. Это и не удивительно, ведь Интернет не стоит на месте и продолжает развиваться быстрыми темпами, предлагая пользователям все новые сервисы. Люди получают все больше возможностей для работы, общения, развлечений, отдыха, бизнеса, покупок и т.д.

Сегодня при помощи мировой глобальной сети мы можем общаться, обмениваться письмами, фотографиями, видеофайлами, мы можем искать необходимую информацию, нужные фильмы и любимую музыку. Интернет очень хорошо помогает в учебе и работе, Не выходя из дома, мы можем совершать покупки и оплачивать счета, что очень удобно. Очень большой популярностью сегодня пользуются различные социальные сети, где можно найти своих бывших одноклассников, сокурсников, коллег сослуживцев, просто знакомых и т.д.

12 мая 2010 года появился новый российский домен - «.рф» (Российская Федерация). Он позволяет использовать кириллические символы в адресе URL.