Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
К России все ближе опасный штамм гриппа

Эпидемиологи предупреждают — в ближайшем будущем на территорию России проникнут два опасных штамма гриппа. Специалисты утверждают, что заболевание тяжело переносят маленькие дети и люди в возрасте за 65 лет. Речь идет о возвращении «Свиного гриппа» и «Гонконгского гриппа».

В шестидесятых годах прошлого столетия «Гонконгский грипп» вызвал всемирную пандемию. Благодаря тому, что человечество сталкивалось с подобным штаммом ранее, повторение пандемии маловероятно, но не исключено.

Эксперты в сфере медицины рассказали, в чем состоит основная опасность «Гонконгского гриппа». Главными симптомами являются: резкое повышение температуры тела выше 39 °С, головная боль, ломота в теле, сонливость, кашель, а также диарея и рвота. Но основная опасность кроется не в самих симптомах, а в способности данного вируса влиять на сердечно-сосудистую систему человека.

Главным источником вируса является больной человек. Грипп передается воздушно-капельным путем. Во время эпидемии необходимо как можно реже бывать в общественных местах, чаще мыть руки. Для более надежной защиты медики советуют привиться от гриппа.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Интересная жизнь улучшает иммунитет

У мышей, которым есть где бродить и что исследовать, иммунные клетки лучше готовы к встрече с инфекцией.

Известно, что порой окружающая среда и образ жизни влияют на иммунную систему сильнее, чем гены. Например, в прошлогодней статье в Cell, авторы которой сравнивали состояние иммунной системы у однояйцевых и двуяйцевых близнецов, говорилось, что ненаследственные факторы перекрывают наследственные в 3/4 случаев; то есть прививки, сделанные в прошлом, микробы и токсины, с которыми приходилось когда-то бороться, рацион питания, и даже то, насколько человек следил за зубами – всё это определяет состояние иммунной системы в гораздо большей степени, чем доставшиеся от родителей генетические инструкции. Но ведь внегенетические факторы не исчерпываются токсинами, бактериями, рационом питания и больными зубами.

В статье в Frontiers in Immunology исследователи из Лондонского университета королевы Марии пишут, что активность Т-лимфоцитов во многом зависит от того, насколько разнообразная среда вокруг индивидуума. Т-лимфоциты – одни из самых известных иммунных клеток; именно они узнают чужеродные молекулы, они убивают инфицированные и раковые клетки, и они же, кстати, регулируют силу иммунного ответа (всем этим занимаются разные их разновидности, но в такие подробности мы сейчас погружаться не будем).

Что значит «разнообразная среда»? Эксперименты ставили на мышах, которые жили, естественно, в специальных клетках. Обычно у мышей не было ничего, кроме опилок на полу «квартиры» и ещё какого-нибудь материала для гнезда. Но некоторым животным мало того, что предоставляли клетку побольше, так ещё и наваливали туда всякого бесполезного хлама в виде крупных древесных стружек, разноцветных коробок, каких-то тканевых трубок; кроме того, мышам давали и полезные предметы, вроде беличьего колеса, с которым можно было играть. То есть ландшафт вокруг животных делался исключительно разнообразным.

И вот спустя две недели такой интересной жизни иммунитет животных менялся: когда выделенные из них Т-клетки стимулировали веществами, которые якобы указывали на вторжение инфекционных агентов, то Т-лимфоциты в ответ синтезировали больше интерлейкина-20 и интерлейкина-17 – сигнальных белков, от которых зависит иммунный ответ на инфекцию. Кроме того, у Т-клеток мышей, которые жили в разнообразном ландшафте, повышалась активность 56 генов, связанных опять же с противоинфекционными процессами и с регуляцией аутоиммунных процессов. То есть жизнь в разнообразном окружении явно шла иммунитету на пользу.

Стоит, однако, ещё раз напомнить, что выводы об улучшении иммунной системы основываются на опытах с клетками и с веществами, имитирующими инфекцию, а не с реальными бактериями и вирусами. Впрочем, надо думать, что авторы работы в скором времени попробуют сделать то же самое, но уже с какой-нибудь настоящей болезнью.

Что за механизм тут работает, ещё предстоит выяснить; скорее всего, тут дело не только в том, что животные активно двигались, изучая разнообразные предметы в своей клетке, но и в том, что они получали массу новых сенсорных впечатлений. Можно предположить, что в скучной обстановке возникает психологический стресс, а стресс, как известно, плохо влияет на иммунную систему; игрушки же разгоняли скуку, ликвидировали стресс и тем самым стимулировали иммунитет.

С другой стороны, интересная жизнь ведь неизбежно связана с опасностью, и иммунная система в таком случае должна работать так, чтобы, если что-то неприятное произойдёт, индивидуум быстро бы оправился от случившегося. Однако верны ли подобные рассуждения или нет, мы узнаем только после дальнейших исследований.


Домашние собаки как экологическая проблема

По предварительным оценкам, из-за собак с лица Земли исчезло 10 видов животных – что, однако, сильно меньше, чем число истреблённых кошками и грызунами.

Инвазивными видами называются те, которые, каким-то образом попав в чужую экосистему, начинают в ней всё портить: не имея на новом месте естественных врагов, пришлые растения и животные попросту вытесняют «аборигенов».

Обычно захватчикам вольно или невольно помогает человек – именно путешественники чаще всего помогают инвазивным видам прийти туда, где их никогда не было. И в большинстве случаев речь идёт о каких-то насекомых или ядовитых существах; одни из самых известных и самых опасных видов – это аргентинский муравей, распространившийся из Южной Америки по всему миру, и южноамериканская жаба ага, терроризирующая Австралию.

Однако есть животные, которых редко называют инвазивными, но которые, тем не менее, блуждают по миру вместе с человеком, попутно уничтожая всех, с кем могут справиться. Речь идёт о грызунах, кошках и собаках (под грызунами здесь имеются в виду не домашние крысы, а те, которые живут вполне вольной жизнью, стараясь всё же быть поближе к человеку с его едой). Благодаря человеку и грызуны, и кошки с собаками живут в весьма благоприятных условиях, свободно размножаются и свободно охотятся на птиц и зверей, либо оставаясь при этом домашними, либо переходя к полудикому образу жизни и пытаясь прокормиться самим. Про кошек мы уже как-то писали: ежегодно они истребляют от 1,4 до 3,7 млрд птиц и от 6,9 до 20,7 млрд мелких млекопитающих; по некоторым оценкам, из-за них с Земли полностью исчезли 63 вида животных. Грызуны истребили больше – 75 видов.

В последнее время у экологов руки дошли и до собак: как пишут в журнале PNAS исследователи из Университета Дикина, псы «съели» 10 видов, а ещё 156 подвергаются из-за них серьёзной угрозе. Может показаться, что 10 видов – совсем не то, что 75 у грызунов и 63 у кошек. Однако, по словам Изабелы Вержбовски (Izabela Wierzbowska) из Ягеллонского университета, такая скромная цифра связана, скорее всего, с тем, что пока слишком мало работ сделано на эту тему, и что далеко не всегда специалисты могут адекватно оценить «собачий» вред. В статье в Biological Conservation Вержбовска и её коллеги пишут, сколько погибших из-за псов животных они насчитали в польских охотничьих хозяйствах; при этом учитывали и те убийства, что совершили специальные служебные собаки, и те, что совершили бесхозные «друзья человека».

В итоге с 2002 по 2011 набралось в среднем 33 000 случаев гибели диких животных плюс примерно 280 случаев, когда погибал кто-то из домашнего скота или птицы; и скорее всего, по мнению авторов работы, действительная цифра ещё выше, так как вряд ли егеря учитывали все случаи нападения бродячих собак. Жертвы были преимущественно невелики по размеру, вроде барсука, зайца или тетерева, однако псы, в отличие от кошек (и, разумеется, грызунов), покушались и на более крупных зверей, вроде оленя или кабана. Порой среди тех, кого удалось убить собакам, попадались такие виды, на которые запрещено охотиться – но бродячим псам, понятно, разъяснить этот запрет вряд ли возможно.

Всё же подобный ущерб от собак кажется пока несущественным, особенно по сравнению с теми же кошками и грызунами. Большее беспокойство вызывают инфекции, которые они переносят, вроде собачьей чумки, которая поражает не только собак, но вообще многих хищников, и бешенства. В Индии, например, где улицы заполнены бесхозными собаками, от бешенства ежегодно умирают 20 000 человек – на фоне такой статистики кажутся уже не столь значительными природоохранные проблемы, связанные с исчезновением видов.

Нобелевская премия по физике вручена за топологию

В 2016 году Нобелевская премия по физике присуждена теоретикам, исследовавшим необычные состояния, или как говорят физики, фазы материи. К ним относятся, в частности, сверхпроводники, супержидкости (сверхтекучие жидкости), тонкие магнитные пленки.

Лауреатами стали три британских физика-теоретика, работающие в университетах США: Дэвид Таулес (Thouless) из Вашингтонского университета, Дункан Халдейн (Haldane) из Принстонского и Майкл Костерлиц (Kosterlitz) из Брауновского. Их открытия привели к прорывам в теоретическом понимании тайн природы и открытию новых перспектив по разработке инновационных материалов.

Даже небольшие, очень тонкие фрагменты материи состоят из миллионов атомов, и хотя поведение отдельного атома в целом может быть объяснено с помощью квантовой физики, их коллективное поведение показывает совершенно неожиданные свойства. Новые коллективные явления в физике конденсированных сред – одни из самых заметных областей современной физики. 

Для исследования необычных свойств потребовались нестандартные математические методы. Лауреаты обратились к топологии, разделу математики, занимающемуся изучением того, какие свойства остаются неизменными, когда  объект деформируется. Например, кусок глины можно без разрыва превратить в тарелку, но не в чашку с отверстием в ручку или бублик. Переход от одного топологического состояния в другое (от тарелки к чашке) всегда связан со скачком (разрывом), что увязывается в физике с квантованием характеристик, тем, что они принимают не произвольные, а некоторые фиксированные значения.

Именно использование топологических понятий в физике стало решающим для  открытий, совершенных лауреатами 2016 года. С помощью современной топологии ими были получены удивительные результаты, которые открыли новые направления исследований и привели к созданию новых и важных понятий сразу в нескольких областях физики. Это отмечено и в формулировке Нобелевского комитета, которая гласит, что физики награждены  за «теоретические открытия топологических фазовых переходов и топологических фаз материи».

Топологические фазовые переходы принципиально отличаются от привычных фазовых переходов, когда, например, вода превращается в лед. Ведущую роль в топологическом переходе играют малые вихри в плоском слое. При очень низких температурах они образуют плотные пары. При нагреве, при определенной температуре происходит внезапное удаление вихрей друг от друга, что существенно меняет свойства материала. Такое нарушение порядка  удобно описывать именно в рамках топологии. Так можно описать переход в сверхтекучее или сверхпроводящее состояние. В частности, именно представление электронов как квантовой топологической жидкости позволило Холдейну объяснить квантовый эффект Холла, в котором при относительно свободном движении электронов наблюдается квантование проводимости (сопротивления) материала. 

Замечательным свойством топологического подхода состоит в том, что он универсален и может быть использован для различных задач и типов материалов. Он стал полезным инструментом, не только в мире конденсированного вещества, но и в других областях физики, таких как атомная физика или статистическая механика. 

Костерлиц и Таулесс занимались явлениями, возникающими в «плоском мире» - на поверхности или внутри очень тонких слоев, которые при пренебрежении толщиной можно считать двумерными. Холдейн же изучал практически одномерные структуры.

В последнее десятилетие широко исследуются топологические изоляторы, топологические сверхпроводники и топологические металлы. Физики надеются, что топологические материалы будут полезны в электронике, сверхпроводниках и в будущих квантовых компьютерах.

Сумма денежного вознаграждения в этом году составит 8 миллионов шведских крон (около 950 тысяч долларов). Из них половину получит Дэвид Таулес, а другую половину разделят Дункан Холдейн и Майкл Костерлиц.

Изменено: Елена Сальникова - 05.10.2016 10:33:10
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Ученые изучили разлом, едва не расколовший пополам Северную Америку

Ученые из Вашингтонского университета в США представили общественности первые снимки гигантского разлома, который способен поделить Северную Америку на две части. Разлом находится в центральной части материка и простирается с севера на юг. В древние времена благодаря разлому континенту однажды почти удалось разделиться на две неравные части.

Обычно в процессе разделения тектонических плит происходит проседание пород, а в образовавшемся углублении накапливаются легкие породы, которые провоцируют отрицательную гравитационную аномалию. Североамериканский разлом повел себя другим образом — вместо облегчения породы произошло ее уплотнение.

Геологи называют аномальный разлом срединно-континентным. Толщина самого разлома оказалась гораздо толще окружающей земной породы.

Новые сейсмологические снимки позволили ученым разгадать положительную гравитационную аномалию. Исследователи предположили, что бурные потоки лавы, периодически выходящие из разлома, сделали толще окружающую земную кору.


Найдены останки огромной доисторической акулы

Группа ученых обнаружила останки древних акул. Находки были обнаружены возле берегов Южной и Северной Америки, а также в территориальных водах Японии.

Находка ученых подтверждает существование огромных доисторических акул. Ранее палеонтологи даже не могли себе представить, что такие огромные морские хищники существовали на планете Земля. Эти доисторические существа обитали в Атлантическом и Тихом океанах.

Биологи отнесли акул к виду ламнообразных. Ученые предполагают, что ископаемая акула была прародителем белых акул, а также акул Мако. Найденные доисторические акульи зубы имеют длину около 4,6 сантиметров. После комплексного компьютерного моделирования ученые пришли к единому мнению насчет внешнего вида морского обитателя.

Длина древнего существа составляла четыре метра. Исследователи указали на интересный факт, что длина зубов доисторического предка значительно короче, чем у ее современных потомков. Акула ловила жертву передними зубами, а задними удерживала и дробила на куски.


На морском дне нашли останки первого программиста планеты

В акватории Греции морские археологи обнаружили скелет человека, который мог управлять антикитерским механизмом. Этот механизм известен как самое высокотехнологическое устройство древнего мира. Сообщение о находке было размещено в издании Nature.

Впервые древнегреческое судно было обнаружено местным ныряльщиком за губками в апреле 1900 года. В течение года водолазы  подняли с морского дна множество ценнейших артефактов. Скорее всего, корабль перевозил дань римскому императору Сулле. Ученые провели радиоуглеродный анализ и выяснили, что судно датируется 220 годом до нашей эры.

В 1902 году археолог Валериос Стаис заметил, что куски бронзы, пострадавшей от коррозии  и морских отложений, служат составляющими какого-то механизма. В пятидесятых годах остатки механизма попали в руки к талантливому историку Дереку Джону де Солла Прайсу, который выяснил, что техническое чудо состоит из 32 шестеренок, четырех циферблатов и рукоятки. Механизм позволял рассчитать положение небесных тел. В семидесятых годах была опубликована полная схема устройства, которое стали называть антикитерским механизмом.

При последнем погружении в морские воды ученым, скорее всего, удалось обнаружить хозяина антикитерского механизма. От него остался череп с парой зубов, части руки, ребер и бедра. Останки мужчины находились на глубине 55 метров под метровым слоем песка и остатков керамики.



Изменено: Елена Сальникова - 04.10.2016 22:22:47
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
5 октября 1781 года родился Бернард Больцано, чешский математик, философ и теолог, автор арифметической теории вещественного числа

Родился Бернард Больцано в Праге. Окончил Карлов университет в Праге (факультет философии в 1800, факультет теологии в 1805). Занимал кафедру истории религии Карлова Университета с 1805 по 1820, затем лишен права чтения лекций за «вольнодумство», после чего смог работать только над проблемами математики и логики. В трудах по логическим основаниям математического анализа Больцано первым подошел к арифметической теории действительного числа (в опубликованных рукописях 1816—1819). Им также были выдвинуты базисные теоремы и понятия математики, к которым мировая наука подошла существенно позднее: примеры непрерывных, но нигде не дифференцируемых функций, полученные при помощи геометрических соображений (1830), и другое. В труде «Парадоксы бесконечного» Больцано подошел к теории бесконечных множеств.

Им была доказана теорема (известная как теорема Больцано-Вейерштрасса) о том, что каждое ограниченное бесконечное множество имеет по крайней мере одну предельную точку. Следуя Лейбницу, Больцано был убежден в объективности актуально бесконечного, однако различал при этом два рода существования объективного: как существование в себе (не реальное, однако все-таки возможное) и как существование, данное непосредственно (то есть действительное). Существование возможного объективного не зависит от субъективного знания, ибо создается не мышлением (Больцано считал, что «…возможность мыслить вещь… не является основанием для возможности ее существования»), а чистыми понятиями, играющими роль определяющего начала и для всего реального, и для всего объективно возможного.

Так как существование истин, вытекающих из ‘чистых понятий’, объективно возможно, то объективно возможно существование бесконечных множеств (как пишет Больцано, «…по крайней мере, среди вещей нереальных»: например, существует некое множество всех истин в себе, по сути своей являющееся бесконечным). Труд Больцано «Парадоксы бесконечного» был опубликован ранее основополагающих работ Кантора в этом направлении. В своем учении Больцано интегрировал ‘модифицированный’ платонизм (в учениях о чистых понятиях и об истинах в себе) и атомизм (по отношению к трансформациям простых субстанций в процессах взаимодействия). Выдвинул идею арифметической теории вещественного числа и доказал теорему Больцано-Вейерштрасса. В его сочинениях можно найти ряд фундаментальных понятий и теорем анализа, обычно связываемых с более поздними исследованиями других математиков.

В «Парадоксах бесконечного» (опубл. 1851) Больцано явился предшественником Кантора в исследовании бесконечных множеств. По своим взглядам на будущее устройство общества он был утопическим социалистом. В своей книге "О наилучшем государстве" он выдвигал идеал общества, где не будет частной собственности и разрыва между умственным и физическим трудом, но будет сохранен аппарат государственного принуждения; хозяйство будет вестись на плановых началах. Скончался 18 декабря 1848 года. 


5 октября 1864 года родился Луи Жан Люмьер, изобретатель кинематографа, родоначальник французской киноиндустрии и кинорежиссуры (совместно со своим братом Огюстом), член Парижской академии наук (с 1919 года). В то время как Огюст Люмьер исполнял в основном роль организатора и менеджера, Луи больше занимался технической стороной кинематографа и изобретательством.

В честь Луи и его брата Огюста назван астероид (775) Люмьер, открытый в 1914 году.

Окончил промышленную школу, был фотографом, работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Луи Жан Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Аппарат был запатентован и получил название «кинематограф», прибор представлял собой усовершенствование эдисоновского «кинетографа». Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже. На первых сеансах братья Люмьер демонстрировали сценки, в основном снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и другие. В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей.

С 1898 Люмьер занимался только производством киноаппаратуры, несколько лет спустя он продал патенты, но продолжал свои опыты в области объёмного и цветного кино. Во Франции существует ежегодная премия имени Луи Люмьера за лучший документальный фильм.

В 1903 году братьями Люмьер был запатентован способ получения цветной фотографии, получивший название «автохром» 

Умер в Бандоле 6 июня 1948 года.


5 октября 1865 года родился Эдуард Шаванн, французский археолог и синолог, профессор Коллеж де Франс (с 1893 года). С 1903 года член французской Академии надписей (Academie des inscriptions et belles-lettres, с 1915 года ее президент). С 1913 года — член-корреспондент Петербургской АН. Более всего известен как первый переводчик Сыма Цяня на французский язык (перевел 47 глав из 130, составляющих «Исторические записки», в 1960-е годы перевод был переиздан ЮНЕСКО).

Родился Эдуард Шаванн в старинной семье, исповедовавшей протестантизм с конца 16 века. Эдуар был вторым ребенком, мать умерла при родах. Воспитывался у бабушки в Лозанне, окончил лицей в Лионе. Поступив в Высшую нормальную школу, заинтересовался Китаем. После окончания образования в 1889 году был направлен в Пекин в качестве сотрудника дипломатической миссии без определенных обязанностей. В Пекине он в совершенстве изучил китайский язык, а также избрал предметом научного изучения Сыма Цяня — первого великого историографа Китая, заложившего жанр династической хроники. В 1890 году в одном из журналов был опубликован первый его перевод — 28-я глава «Исторических записок».

В 1890 году, во время отпуска во Франции, Шаванн женился на дочери лионского окулиста доктора Дора. В том же году Шаванн заинтересовался археологическими памятниками эпохи Хань, обнаруженными китайскими учеными еще в 18 веке. 29 марта 1893 года Шаванн, еще находясь в Пекине, был назначен заведующим кафедрой китайского языка и литературы Коллеж де Франс, став ее четвертым главой после Абеля-Ремюза, С. Жюльена и маркиза Эрве де Сен-Дени (заведовал кафедрой в 1873—1892 годах).

В 1895 году был опубликован первый том полного перевода «Исторических записок» Сыма Цяня. План издания полного перевода в 10 томов так и не был реализован из-за широты синологических интересов Шаванна. Всего до 1901 года вышло пять томов, за второй том (1898 г.) Шаванн был удостоен премии С. Жюльена.

В том же 1895 году Шаванн сделался ученым секретарем Парижского Азиатского общества, действительным членом которого являлся с 1888 года. В 1904 году был делегатом 14-го Конгресса востоковедов, проводившегося тогда в Алжире. На Конгрессе он выступил с докладом об уникальных вратах эпохи Юань (1345), сохранившихся в деревне Kiu Young Kouan («Киу Янг Коуан»). Надпись была выполнена на санскрите, тибетском, монгольском, тангутском (Си-Ся) и китайском, буквами Пхабга-ламы.

С 1904 года — один из редакторов ведущего синологического журнала «Тун бао» (Лейден). В начале 20 века Шаванн заинтересовался буддологией, в частности, путевыми заметками китайских паломников, направлявшихся в Индию. Шаванн был первым исследователем китайской эпиграфики, сохранившейся в культовых местах Индии. Был пионером изучения письменных памятников средневековья, сохранившихся в Центральной Азии. Пик исследований пришелся на 1906 — 1908 годы, когда Шаванн организовал археологическую эспедицию в Китай, участвовал в которой и В. М. Алексеев, командированный в эту страну для подготовки к должности приват-доцента Петербургского университета.

В 1916 году Шаванн благодаря исследованиям эпиграфики периода Инь (так называемых «гадательных костей») был избран действительным членом Royal Asiatic Society («Королевского азиатского общества») в Лондоне. Именно Шаванн смог опознать в иньских записях некоторые топонимы и имена древних правителей, известных по труду Сыма Цяня.

В начале своего научного пути Шаванн считал, что синология не готова к изучению древнейкитайской мысли, так как не изучена история древнего Китая, в частности, нет переводов оригинальных источников — образцовых исторических хроник. Ставил своей целью создание целостной научной истории Китая, в том числе его идеологических течений. Впервые в синологической практике стал проводить полевые исследования в Китае с целью разведки памятников древней культуры Китая.

В области изучения религии придерживался мнения, что психология китайцев исключительно практична и направлена на блага земной жизни, но указывал и на значительную роль религиозных традиций в общественных отношениях Китая. Полагал, что древняя религия Китая сохранилась без изменений до начала ХХ века в форме даосизма. Буддизм не сыграл революционной роли в истории Китая, как это произошло с христианством в Европе. Предложил один из первых очерков истории даосского учения. Конфуцианство полагал основным препятствием для вестернизации Китая. Вместе с тем, рассматривал историю Китая как часть всемирной истории.

Шаванн не отличался крепким здоровьем: скончался 20 января 1918 года от сильнейшего переутомления.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
5 октября 1929 года в Ленинграде состоялся первый в стране сеанс звукового кино

Первый звуковой кинотеатр открылся в городе на Неве на Невском проспекте, 72, где сейчас находится кинотеатр «Кристалл-палас». Поначалу со звуком показывали документальные фильмы. Первая художественная картина, которая называлась «Путевка в жизнь», вышла в прокат в 1931 году. Этой ленте суждено было прогреметь не только в Советской России, но и во всем мире.

Звуковое кино в СССР появилось благодаря изобретателю в области техники связи, звуковой кинематографии Александру Шорину. Он создал систему записи звука на кинопленку. Аппараты, которые это делали, даже называли «шоринофонами».

До 1929 года в советских кинотеатрах показывали лишь немое кино. И вдруг прорыв – кинотеатр на Невском проспекте объявил, что будет показан первый звуковой фильм. Народ валом повалил посмотреть на диковинку и, конечно же, послушать. Их вниманию представили документальные фильмы, в сюжете которых были музыкальные номера. Сегодня сложно всерьез удивиться той новинке, но в 20-30-х годах звук повергал зрителей в настоящий шок. Незадолго до ленинградской премьеры «Путевки в жизнь» звуковой фильм был показан и в Англии. Он назывался «Певец джаза». Так вот по сути картина оставалась немой, в ней было просто несколько песенных номеров и одна фраза: «Ну-ка, мама, послушай!». Этих слов было достаточно, чтобы привести зрителей в неописуемый восторг.

В 1930 году в кинотеатре на Невском зрители могли услышать речь наркома просвещения Анатолия Луначарского. Этот, казалось бы, ничем не примечательный документальный фильм собирал аншлаги.

Советские режиссеры начали активно снимать фильмы со звуком. Первый из них вышел в 1931 году и назывался «Путевка в жизнь». Чуть позже этот фильм заслужил награду Первого кинофестиваля в Венеции, был показан в 107 странах мира. Решением ЮНЕСКО «Путевка в жизнь» внесена в десятку лучших фильмов всех времен и народов. Роли в этой кинокартине исполнили такие актеры, как Йыван Кырла, Николай Баталов, Михаил Жаров, и другие. Большинство фамилий вряд ли известно сегодняшним любителям кино. Но в этом фильме снялись двое известнейших актеров - Рина Зеленая и Георгий Жженов. 

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
5 октября - Всемирный день учителя

В числе многих российских праздников есть в нашем календаре профессиональный праздник работников сферы образования — Всемирный день учителя. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1994 г. До 1994 года, по указу Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года, День учителя отмечался в первое воскресенье октября. Сейчас же, согласно указу Президента РФ от 3 октября 1994 года, праздник Международный день учителя в России отмечается 5 октября.

Нужно отметить, что дата этого праздника была выбрана совсем неслучайно. 5 октября в 1966 году в Париже состоялась Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В Советском Союзе этот праздник был учрежден приказом правительства от 29 сентября 1965 года. Но тогда его принято было отмечать в 1-е октябрьское воскресенье. Затем, 3 октября 1994 года, празднование этого дня было перенесено на 5 октября.

Традиции на праздник "Всемирный день учителя"
В этот день существует традиция поздравлять своих учителей, даже, если вы окончили школу уже давно. Нельзя забывать педагогов, которые помогли каждому из нас сформироваться как личности.

Своим нелегким трудом учителя заслужили собственный праздник. Хотя бы раз в году в этот день наше общество должно отмечать роль и заслуги учителей в процессе обеспечения образования высокого качества на всех уровнях.

В этот день по всей стране в школах проводятся торжественные мероприятия. Учителя получают поздравления от своих учеников, их родителей, коллег и чиновников разных рангов. Для них устраиваются праздничные концерты и веселые выступления. Ученики дарят своим учителям конфеты, цветы, подарки. К этому дню дети специально готовят красочные стенгазеты. В этот день также существует традиция в большинстве школ нашей страны проводить День самоуправления, когда сами ученики ведут уроки, а учителя имеют возможность отдохнуть.

Нужно отметить, что с 1995 года в нашей стране существует почетное звание — Заслуженный учитель Российской Федерации. В этот праздничный день оно присваивается тем педагогам, которые посвятили своей работе более 15 лет и внесли значительный вклад в обучение и воспитание подрастающих поколений.

Профессия педагога — одна из самых распространенных профессий: в России их более 3 миллионов, и около половины из них — школьные учителя. Около 20% россиян с высшим образованием имеют педагогическое образование, среди женщин этот показатель еще выше — около трети. Учительский корпус постоянно растет: во второй половине XX века количество учителей на планете увеличилось более чем в два раза.

Наше государство тратит немало средств на подготовку кадров для школ, однако, лишь 30-50% дипломированных учителей приходят работать в школы.

Ежегодно с 1990 года проводится профессиональный конкурс «Учитель года России», победители которого получают звание «Заслуженный учитель России». Сперва он назывался «Учитель года СССР» и для него был изготовлен приз «Хрустальный пеликан». Конкурс два раза был Всесоюзным, а в 1992 году получил статус Всероссийского.

Ежегодно распоряжениями Президента Российской Федерации присуждаются 15 премий учителям-победителям — лауреатам конкурса. Премии вручаются за высокое педагогическое мастерство, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, разработку авторских программ и учебных пособий.

Кто же такой учитель? Какой он настоящий учитель?
К сожалению, российское образование в последние годы находится достаточно в непростой ситуации. Учителя мало получают, а работают много. Кроме того, очень часто им приходится сталкиваться с отсутствием нормальных условий работы. Из-за этого молодые выпускники педагогических ВУЗов не хотят идти работать в школу по специальности. Они стараются находить себе более денежные профессии. В наших школах сейчас работает большое количество пенсионеров. К сожалению, профессия учителя в нашей стране не считается престижной.

Для этой профессии необходимо получить высшее педагогическое образование. Человек данной профессии может работать не только в школе, но также и в учреждениях культуры и дополнительного образования. Учителя могут также заниматься репетиторством, что сегодня является очень востребованным.

Большинство из нас вспоминают свои школьные годы с улыбкой. У каждого в школе были любимые учителя, добрую память о которых мы храним и сегодня. И часто наше знание предмета зависело именно от того, нравился или не нравился нам учитель, его преподающий. Многое из своей школьной жизни мы уже успели позабыть, но свою первую учительницу помнит, наверняка, каждый. Напряженный труд учителей и преподавателей, безусловно, заслуживает глубокого признания и благодарности.

Работа учителя требует огромного терпения и самоотдачи. Учитель должен постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Он должен не только превосходно знать свой предмет, но и уметь донести его до учеников в доступной форме. Хороший учитель должен быть в меру строгим, но справедливым, должен интересоваться своими учениками и их жизнью, а не только тем, как они выучили урок.

Настоящий учитель должен быть доброжелательно настроен к своим ученикам и помогать им, стараться разъяснить то, что они не понимают. Он должен найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Такой человек не боится брать на себя обязательства. Учитель должен быть пунктуальным, организованным, уравновешенным, аккуратным, вежливым. Он должен ощущать ответственность за результат своей работы.

Хорошего учителя отличают также такие качества, как гибкость и креативность, тактичность и толерантность, он должен стараться сделать так, чтобы ученикам на его уроках не было скучно. Ученики должны с желанием приходить к нему в класс, должны видеть в учителе своего друга и мудрого, доброго наставника. Важен и внешний вид учителя, ведь он является примером для учеников.

Педагог в своей работе должен ориентироваться на выполнение учебной программы, стараться выбирать самые эффективные методы обучения.

Чтобы стать настоящим учителем, необходимо научиться хорошо разбираться в детской психологии и педагогике. Недостаточно просто быть отличным специалистом в своей области, нужно еще уметь находить подход к детям.

Необходимо научиться просто и убедительно выражать свои мысли. Но самым главным качеством для учителя можно назвать любовь к детям. Без него добиться нужных результатов практически невозможно.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
4 октября 1835 года родился Григорий Николаевич Потанин, ученый, исследователь-путешественник, этнограф

Григорий Николаевич Потанин родился в станице Ямышевской в семье казачьего офицера. В 1846 году был отдан отцом в Сибирский кадетский корпус, который окончил в 1852 году. Там он познакомился и подружился с Чоканом Валихановым.

Семь лет прослужил казачьим офицером. В 1853 году принимал участие в русском походе в Заилийский край. В 1855 году был переведен на Алтай, а с 1856 года служил в Омске, в контрольном отделе войскового правления. Но канцелярская работа угнетала Потанина, и он охотно взялся за разбор и изучение сибирских архивов, открыв немало интересных для истории Сибири фактов.

Г.Н. Потанин был постоянным гостем в доме Капустиных, где встречался с писателем-петрашевцем С.Ф. Дуровым и выдающимся русским путешественником П.П. Семеновым-Тян-Шанским. Знакомство с ними имело решающее значение в формировании политических убеждений, определивших его дальнейшую судьбу.

В 1859 году поступил вольнослушателем на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1861 году за участие в студенческих волнениях Г.Н. Потанин был арестован, а затем выслан в Сибирь. Осенью 1862 года он приехал в Омск, где занялся делами Сибирского казачьего войска, разрабатывая о нем новое положение. В 1863 году в составе экспедиции астронома К.В. Струве Г.Н. Потанин совершил путешествие на озеро Зайсан, а в 1864 году — к подножию Тарбагатая.

В 1865 году Григорий Николаевич был арестован за политические взгляды и сослан в омский острог на три года. В этот период им была подготовлена книга «Материалы для истории Сибири» и несколько статей. Окончательный приговор, утвержденный царем, пришел в Омск только в мае 1868 года. Как главный организатор и руководитель политического кружка, Г.Н. Потанин получил 15 лет каторги в Свеаборгской тюрьме (впоследствии срок был снижен до 5 лет).

Отбыв срок на каторге, Г.Н. Потанин посвящает себя научной деятельности и совершает ряд путешествий по Сибири и Центральной Азии. В 1876–1877 и 1879–1880 годах он участвует экспедициях в Северо-Западную Монголию и Туву, в 1884–1886 и 1892–1893 годах — принимает участие в экспедициях в Северный Китай, Восточный Тибет и Центральную Монголию, в 1899 году — совершает командировку с научной целью на Большой Хинган. В результате этих экспедиций были получены обширные сведения по географии, собраны большой гербарий и зоологические коллекции. Большую ценность представляют собранные Потаниным материалы по культуре, быту и народному творчеству многих тюркских и монгольских народов Сибири и Центральной Азии, а также тангутов, китайцев, дунган и других. Работы Г.Н. Потанина содержат ценный материал по истории эпоса тюркских и монгольских народов. Потанин является автором многих научных и публицистических статей. Его литературное наследие рассеяно по многочисленным периодическим изданиям.

Умер в Томске, РСФСР, 30 июня 1920 года.

В честь Потанина названы один из хребтов Наньшаня и самый крупный ледник в горном узле Таван-Богдо-Ула на Алтае, астероид 9915 Потанин, улицы в сибирских городах, в том числе — в Омске, в Усть-Каменогорске, а также в южной столице Казахстана Алма-Ате. В честь Потанина назван посёлок в Челябинской области, входящий в черты города Копейска. Потанину было присвоено звание почётного члена Русского географического общества, почётного гражданина города Томска и поставлен памятник в Томске. К.И.Максимович назвал в его честь род растений Потаниния (Potaninia Maxim.) из семейства Розовые — низкорослые кустарники с мелкими цветками из Монголии и Китая.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
4 октября 1821 года родился Андрей Александрович Попов, русский флотоводец, кораблестроитель, адмирал

А.А. Попов родился в Петербурге в семье поручика Корпуса корабельных инженеров (впоследствии - управляющего Охтинской верфью, известного кораблестроителя и генерал-майора) Александра Андреевича Попова (1788-1859). Уже в детстве Андрей отличался необыкновенной любознательностью, настойчивостью, любил читать, особенно о море. Целыми днями мальчик пропадал на чердаке, куда сваливали старые книги. Перелистывая пожелтевшие страницы, будущий адмирал мысленно путешествовал с экспедициями Беринга, Прибылова, Шелехова, совершал кругосветные плавания на шлюпах "Надежда" и "Нева" под флагами Крузенштерна и Лисянского, ходил в антарктические походы под командой Лазарева и Беллинсгаузена. Увлеченность историей российского флота уже в 9-летнем возрасте привела Попова в морскую роту Александровского корпуса. В следующем году его перевели в петербургский Морской кадетский корпус. 

В 1838 году 17-летний А.А. Попов закончил Морской кадетский корпус с присвоением ему чина мичмана и зачислением в 32-й флотский экипаж, на Черноморский флот. В составе экипажа Попов принимал участие в боевых действиях против горцев на Кавказе, мичманом, а затем лейтенантом служил на кораблях на Черном море. Вскоре молодому офицеру доверили и командование его первым кораблем, он был назначен капитаном парохода "Метеор" - одного из вспомогательных крейсеров Черноморского флота. 

В 1853 году, перед началом Крымской войны, капитан-лейтенант А.А. Попов получил ответственное задание. Он был командирован в Константинополь для собирания сведений о вооружении Босфора и близлежащих к нему укрепленных мест по Черному морю и Дунаю до Рущука. В мае 1853 года провокационные действия англичан вызвали разрыв дипломатических отношений между Россией и Турцией, 11 октября 1853 года началась война. На помощь туркам в пролив Босфор вошла англо-французская эскадра, а 18 ноября произошел знаменитый Синопский бой, в котором русские корабли под командой адмирала Нахимова наголову разгромили вражеский флот. 

В сентябре 1854 года началась героическая оборона Севастополя, и капитан-лейтенант Попов был назначен офицером особых поручений при Нахимове и Корнилове. С этого дня два прославленных адмирала стали молодому моряку примером для подражания. И тогда же Попов совершил свой первый подвиг. Осенней сентябрьской ночью 1854 года из осажденного Севастополя вышел с потушенными огнями пароход-фрегат "Тамань". Искусно лавируя между английскими и французскими судами, он прорвал блокаду и благополучно прибыл в Одессу, блестяще выполнив приказ Нахимова. Командовал "Таманью" А.А. Попов. Зайдя затем в Николаев и получив груз для осажденного города, "Тамань" еще раз прошла сквозь англо-французскую эскадру и вернулась обратно в Севастополь. За этот подвиг А.А. Попов был произведен в капитаны 2 ранга. Во время Крымской кампании Попов командовал также пароходами "Эльбрус", "Андия" и "Турок", крейсируя по Черному морю, уничтожил шесть турецких транспортных судов. 

В 1855 году, во время осады Севастополя, снятые с кораблей пушки были установлены на береговых бастионах. А.А. Попов руководил установкой морских орудий на укреплениях Севастополя, организовал перевозку войск с северного берега на южный, а затем заведовал артиллерийским снабжением всей оборонной линии города. Так впервые проявился инженерный и изобретательский гений Попова. В период обороны Севастополя Попов состоял при адмиралах П.С. Нахимове и В.А. Корнилове, участвовал в устройстве бона для преграждения неприятелю входа в Севастопольский рейд, снарядил два брандера и приспособил морскую артиллерию с потопленных кораблей к сухопутным укреплениям. А.А. Попов был награжден Золотым оружием с надписью "За храбрость" и двумя орденами. Начав кампанию капитан-лейтенантом, он закончил ее в чине капитана 1 ранга (1856). 

В 1855 году А.А. Попов был назначен флигель-адъютантом, а вскоре командирован с театра военных действий в Кронштадт, Выборг, Свеаборг и другие укрепленные порты побережья Балтийского моря. В 1856 году Попов получил ответственное назначение, он стал начальником штаба Кронштадтского порта, и оставался на этой должности до 1858 года. В эти же годы капитан 1 ранга Попов в качестве совещательного члена кораблестроительного комитета руководил постройкой новых военных судов в Архангельске. Под его руководством и отчасти по его же проектам были построены 14 винтовых корветов и 12 клиперов. В ту эпоху, когда паровой флот начал вытеснять парусники, А.А. Попов оказал большое влияние на создание нового, парового флота России. Удачно сочетая талант командира и судостроителя, А.А. Попов вместе с С.О. Макаровым создавал образцы первых мин - грозного и совершенно нового по тем временам вида оружия, изучал боевое применение минных катеров. 

В 1858-1861 годах, командуя отрядом из двух корветов ( "Рында" и "Гридень" ) и клипера "Опричник" (2-й Амурский отряд), А.А. Попов перешел из Кронштадта в Японское море, плавал у берегов Японии, провел исследования побережья русского Приморья, один из заливов которого (у 45-й параллели) был назван в честь корвета Попова "Рында". В 1861 году А.А. Попов был произведен в чин контр-адмирала, а вскоре избран действительным членом Кораблестроительного и Морского учёного комитетов, занимался переделкой парусных судов в винтовые. В этом же году он был назначен командиром Тихоокеанской эскадры и совершил плавание к берегам Англии. В 1863-1864 годах, командуя эскадрой, плавал в Тихом океане, а затем выполнил еще одну важную миссию. 

18 июля 1863 года эскадра из пяти кораблей ( фрегаты "Александр Невский" и "Пересвет", корветы "Варяг" и "Витязь", клипер "Алмаз" )во главе с флагманом "Александр Невский" вышла из Кронштадта и направилась к берегам Америки. Шестой корабль, фрегат "Ослябя", находился в это время в Средиземном море и добирался в Америку самостоятельно. Командовал эскадрой военно-морской атташе России в США Степан Степанович Лесовский, недавно вернувшийся из Вашингтона и ставший уже контр-адмиралом. А на клипере "Алмаз" отправлялся к далёким берегам молодой гардемарин, лишь недавно окончивший Морской кадетский корпус, - Николай Римский-Корсаков. Подготовка похода производилась в обстановке строжайшей секретности: о месте назначения, маршруте следования и истинных целях экспедиции командиры кораблей узнали лишь перед самым выходом из Кронштадта. 

В случае появления препятствий со стороны флота какой-либо страны предполагалось прорываться с боем. Так как в эти годы отношения России с Англией и Францией были очень сложными, то чтобы уменьшить риск встречи с кораблями враждебных стран, решено было идти не через Ла-Манш, а обогнуть Британские острова с севера. Запрещалось также по пути следования заходить в какие бы то ни было порты, дабы не раскрыть движение эскадры. Хотя погода не благоприятствовала этому, корабли шли под парусами (все они имели и паровой двигатель и паруса), экономя уголь ввиду возможных боевых действий. К счастью этого не произошло, и в середине сентября эскадра благополучно добралась до американских берегов, бросив якорь в гавани Нью-Йорка. 

Почти одновременно с выходом из Кронштадта эскадры С.С. Лесовского, из Николаевска-на-Амуре отправилась вторая эскадра, которая, выйдя в Тихий океан, взяла курс на Сан-Франциско. Состояла она тоже из шести кораблей, хотя и более низкого ранга ( 4 винтовых корвета - "Богатырь", "Калевала", "Рында" и "Новик", и 2 клипера - "Абрек" и "Гайдамак" ). Командовал ею контр-адмирал А.А. Попов. К 1 октября 1863 года русские корабли достигли Сан-Франциско. Появление двух русских эскадр в Нью-Йорке и Сан-Франциско словно взрыв бомбы потрясло политиков в Лондоне и Париже, заставив их призадуматься: теперь в случае начала войны с Россией на их торговых коммуникациях появилась бы целая дюжина русских паровых судов, способных решать любые задачи. 

А население Соединённых Штатов встретило весть о приходе военных кораблей из России с огромным энтузиазмом: это значило, что у Америки появился союзник. Газеты писали о братстве двух стран, люди радостно приветствовали русских моряков на улицах Нью-Йорка, Бостона, Сан-Франциско, а власти устраивали в их честь приёмы и балы. В ноябре 1863 года часть кораблей Атлантической эскадры вошла в Потомак, и их команды посетили Вашингтон, побывали в Конгрессе, а С.С. Лесовский с командирами кораблей был принят президентом США Авраамом Линкольном. Жена Линкольна (сам президент был нездоров) и госсекретарь Сьюард посетили фрегат "Александр Невский". 

В Сан-Франциско русские корабли Попова оказались единственной защитой горожан от возможного нападения южан, поскольку у северян военного флота на Тихом океане практически не было. Адмиралу Попову было строго предписано придерживаться нейтралитета в Гражданской войне и не вступать в бой с кораблями южан в открытом море и при нападении на защищающие город форты. Однако в случае их нападения на город с угрозой жизни его мирному населению разрешалось применить для защиты горожан всю мощь оружия русской эскадры. К счастью, этого не потребовалось. Но и без этого город очень тепло принимал русских моряков, и Попов писал 11 ноября 1863 года: "5-го числа город Сан-Франциско дал бал в знак общего расположения к России. Бал этот стоил более 15 тыс. долларов, и в летописях Сан-Франциско, конечно, останется памятным надолго". 

Этот Американский поход имел огромное политическое значение для России и Америки. В разгар Гражданской войны в Соединенных Штатах приход русской эскадры выражал открытую поддержку законному федеральному правительству президента Линкольна в борьбе против мятежников юга и возможной интервенции со стороны Англии и Франции. В то же время, когда сама Россия находилась на грани очередной войны против Англии и Франции, поход русских кораблей к американским берегам показал силу возрождающегося после поражения в Крымской войне российского флота. 

Более девяти месяцев находились русские корабли в США, побывав в разных городах восточного и западного побережья. Не только балами и приёмами было заполнено это время: моряки помогали горожанам в тушении пожаров, частых тогда в американских городах из-за множества деревянных домов, за что даже получили благодарности от муниципалитетов Аннаполиса и Сан-Франциско; офицеры эскадры Лесовского собрали деньги и передали их для благотворительных заведений Нью-Йорка. Но главную помощь гражданам США корабли оказали самим своим присутствием в американских портах: Англия и Франция в создавшихся условиях не решились открыто вступить в войну на стороне мятежных южан. А за это время произошли важные события, изменившие ситуацию в мире. После битвы при Геттисберге летом 1863 года инициатива окончательно перешла к войскам федерального правительства (северянам). В начале мая 1864 года началось наступление генерала Гранта и знаменитый "марш к морю" генерала Шермана. Поражение Конфедерации стало неизбежным. 

Российская дипломатия во главе с министром иностранных дел князем А.М. Горчаковым сумела расстроить замыслы похода объединённой Европы на Россию и заставила Англию и Францию отказаться от вмешательства во внутренние русские дела. Опасность войны миновала, и 4 июня 1864 года, оказав моральную поддержку американскому Северу и сорвав образование антирусской коалиции Англии, Франции и Австрии, эскадра С.С. Лесовского покинула Нью-Йорк, а 1 августа того же года из гостеприимного Сан-Франциско вышла в обратный путь в Кронштадт и эскадра А.А. Попова. По сути, тогда впервые Россия и США выступили союзниками, чем, вероятно, был предотвращён военный конфликт мирового масштаба. 

До 1864 года А.А. Попов командовал эскадрой Тихого океана, а затем, вернувшись в Кронштадт после Американской экспедиции, занялся вопросами кораблестроения, неоднократно командировался за границу для изучения зарубежного опыта военного кораблестроения. В 1869 году по проекту Попова в Санкт-Петербурге, на верфи Галерного острова, был заложен брустверный броненосец "Крейсер", переименованный в 1872 году в честь 200-летия императора Петра I в "Петр Великий". Конкурс на проект лучшего броненосца был проведен Морским министерством России в 1867 году, и победа в нем проекта контр-адмирала А.А. Попова была убедительной. 

В 1867 году А.А. Попов избран членом кораблестроительного отдела Морского технического комитета, а в 1868 году - членом Совета торговли и мануфактур. Попов был активным сторонником строительства в России парового броненосного флота. Начиная с 1867 года, он разработал ряд оригинальных проектов броненосных кораблей, и "Петр Великий" был лучшим в те времена в мире, но лишь одним из них. Этот броненосец стал триумфом Попова. Корабль водоизмещением почти в 10 тысяч тонн имел четыре 85-миллиметровых орудия в двух башнях. Две паровые машины обеспечивали ему скорость 12,5 узла. Толщина брони колебалась от 75 мм до 356 мм. 

Броненосец был впервые в мире оснащен гидравликой для подъема орудий и поворота башен, и в свое время считался одним из наиболее сильных военных судов в мире. Вот что писал известный английский судостроитель Е.Рид в газете "Таймс": "Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их "Петр Великий" совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем любой из собственных наших броненосцев". 

После строительства "Петра Великого" Попов выдвинул идею постройки броненосных крейсеров (впоследствии они назывались крейсерами 1-го ранга). Эта идея была тотчас подхвачена многими иностранными государствами. И в основу почти всех зарубежных проектов легли мысли и соображения русского судостроителя. В 1869-1870 годах А.А. Попов руководил строительством полуброненосных фрегатов "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский", положивших начало новому классу кораблей - броненосных крейсеров. Фрегат "Генерал-адмирал", спущенный на воду в 1872 году в Петербурге, стал первым в мире океанским броненосным крейсером. 

В 1871 году А.А. Попов был произведен в генерал-адъютанты, а в 1872 году - в вице-адмиралы. Когда в 1876 году Попов был избран членом Адмиралтейств-совета, он был уже не только известным флотоводцем, но и знаменитым кораблестроителем. Он отдает кораблестроению всего себя, создает новые типы судов. После поражения в Крымской войне Россия создает на Черном море новый флот. Для защиты входов в Керченский пролив и Днепро-Бугский лиман было решено построить броненосные корабли. А.А. Попов разработал и предложил новый тип круглых броненосных судов с большим водоизмещением и малой осадкой. По его чертежам и под его руководством строятся броненосные крейсеры, спущен на воду первый "круглый" корабль "Новгород", а в 1875 году - немного больший по размерам, но аналогичный по форме броненосец "Киев", переименованный высочайшим указом в "Вице-адмирал Попов". Впоследствии эти корабли по имени их создателя назвали "поповки". Что же представляли собой эти "странные" суда? 

"Вице-адмирал Попов" - бронированный корабль с круглым корпусом в виде цилиндра диаметром 120 футов, осадкой 12 футов, водоизмещением 3550 т. В башне располагались два 12-дюймовых орудия. Судно имело шесть винтов и двигалось со скоростью 8 узлов. Попов испытал модель этого судна на воде, затем сделал паровую шлюпку аналогичной конструкции и после проверки ее мореходных качеств приступил к строительству броненосца. Круглые корабли Попова - "поповки" - вызвали неоднозначную реакцию специалистов. Конечно, в определенном смысле судно подобного типа - с утолщенной броней и увеличенным калибром артиллерии, с появлением новых требований (например, скорости, мореходности, плавности качки) может показаться невыгодным. На крупной волне корабль мог переваливаться, как блин, качаясь во всех направлениях; причем качка из-за большой ширины и малой осадки могла быть очень стремительной и резкой, что плохо отразится на здоровье экипажа и качестве артиллерийской стрельбы. 

Круглая форма корпуса и шесть винтов делали судно тихоходным. Но если исходить не из требований, предъявляемых обычно к мореходным броненосным кораблям, а из целевого назначения, предусмотренного во время их проектирования, то "поповки" полностью отвечали этим требованиям, и, следовательно, никакой ошибки Попова не было. Более того, английский ученый-судостроитель Вильям Фруд в ноябре 1875 года сообщал о возможности применения принципа "воздушной смазки" к широким или совсем круглым в плане судам, причем ссылался на форму днища русского корабля типа "поповки". Так что в некотором роде круглые корабли Попова явились прототипом для современных судов на воздушной подушке. 

Не совсем удачной оказалась и императорская яхта "Ливадия", построенная по проекту Попова. Яхта, напоминавшая по идее "поповку" (длина 235 м, ширина 153 м, водоизмещение 4400 т), представляла собой целый плавучий дворец, очень удобный по внутреннему размещению, но по мореходным качествам была не вполне удовлетворительна, так как широкая форма корпуса требовала большую силу машины (до 13000 JHP для 15 узлов; у судов обыкновенной конструкции понадобилось бы не более 8000 - 9000). 

В 1877 году А.А. Попов был назначен начальником штаба эскадры. Он возглавил проектирование и наблюдение за строительством первых русских миноносцев. Кроме того, в 1877-1878 годах, во время русско-турецкой войны, Попов руководил переоборудованием торговых судов "Европа", "Азия" и "Африка" в крейсера. В 1880 году вице-адмирал Попов был поставлен во главе кораблестроительного отдела Морского технического комитета, членом которого он являлся с 1870 года почти до самой смерти. 

В 1891 году А.А. Попов был произведен в полные адмиралы. В последние годы жизни он руководил проектированием полуброненосных фрегатов улучшенной серии "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах", строительство которых было завершено в 1899 году, уже после смерти адмирала. Скончался А.А. Попов 6 (18  марта 1898 года в Петербурге, был похоронен на Смоленском православном кладбище. 

Сподвижник В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, адмирал Андрей Александрович Попов был богато одаренным, широко образованным человеком, отдавшим всю свою жизнь делу российского кораблестроения. Иногда его называли чудаком-адмиралом, который строил круглые корабли, но, тем не менее, вклад этого талантливого человека, замечательного моряка и кораблестроителя в дело создания броненосного и крейсерского флота России бесспорен. Недаром академик-кораблестроитель А.Н. Крылов называл Попова "истинным учителем флота"... 

Новости образования, животрепещущие новинки, чтобы все были в курсе
 
Васильева предложила вернуть письменные вступительные экзамены в вузы
Новости образования, животрепещущие новинки, чтобы все были в курсе
 
Победителем всероссийского конкурса "Учитель года России" 2016 года стал учитель русского языка и литературы Александр Шагалов из Краснодарского края.

Обладатель "Большого хрустального пеликана" А.Шагалов родился в 1990 году, имеет три года преподавательского стажа и является педагогом средней школы №7 города Армавира.

"Малого хрустального пеликана" также получили финалисты конкурса - учителя русского языка и литературы Андрей Барашев из Ростова-на-Дону, учитель химии из Волгограда Евгений Ковалев, учитель биологии из Санкт-Петербурга Максим Рыжов и учитель информатики Антон Лагутин из подмосковной Коломны.

"Педагоги - это люди, в руках которых находится будущее России. Без вашего профессионального роста невозможно движение вперед, и этот конкурс - большой трамплин для роста", - сказала в ходе торжественной церемонии награждения победителей конкурса министр образования и науки Ольга Васильева.

В 2016 году в конкурсе принимали участие 85 педагогов из всех субъектов РФ, в том числе 14 учителей сельских школ. Средний возраст участников - 37 лет, средний стаж - 13,8.

Источник.
Изменено: Елена Сальникова - 03.10.2016 21:27:44