Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Бесноватый барон. Раскрыта тайна биографии Адольфа Гитлера

В 1923 году некто барон Адольф-Виктор фон Кербер опубликовал первую исчерпывающую биографию Адольфа Гитлера под названием «Адольф Гитлер: Его жизнь и речи». Книга странным образом похожа на Mein Kampf самого фюрера. Исследуя документы, связанные с «Жизнью и речами», немецкий историк Томас Вебер понял природу этого сходства. «Лента.ру» рассказывает о его открытии.

На основе речей будущего нацистского диктатора, Кербер первым составил его литературный портрет, который впоследствии растиражировали в Третьем Рейхе: простой немецкий гражданин, неутомимый самоучка, противостоящий «нападкам левых», мыслитель, чья личность «полностью сформировалась к двадцати годам».

Кербер описывал основу взглядов Гитлера: противостояние немецкого духа жадному мировому еврейству. Барон восхищался его подвигами на полях Первой мировой, отмечая, что тот являл собой воплощение хладнокровия, мастерства и храбрости. На этом дифирамбы не заканчивались. Описывая пребывание Гитлера на лечении в госпитале города Пазевальк в ноябре 1918 года, автор биографии сравнивал нациста с Христом: дескать, в стенах больницы ему было дано божественное откровение.

Многое у Кербера пересекается с тем, что сам Адольф Гитлер писал в своем труде Mein Kampf («Моя борьба»): попытка его ареста 27 апреля 1919 года, участие будущего диктатора в комиссии его полка по расследованию коммунистической деятельности после подавления Советской республики, работа в качестве пропагандиста. Здесь же упоминается миф, связывающий первый и второй тома Mein Kampf: о том, что Гитлер — седьмой член партии.

Книга Кербера пользовалась большой популярностью в кругах националистов и положила начало формированию публичного образа фюрера. Ее положения стали каноническими, и до недавнего времени считалось, что Гитлер скопировал их в Mein Kampf. Интересно, что в тексте «Жизни и речей» напрочь отсутствовало описание детства и юности главного героя. Не потому ли, что эту книгу написал сам фюрер?

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
11 октября 1758 года родился Генрих Вильгельм Маттеус Ольберс, немецкий астроном и врач

Родился Генрих Вильгельм Маттеус Ольберс в деревне Арберген (близ Бремена). Изучал медицину в Гёттингенском университете. Математические и астрономические знания приобрел самостоятельно. В 1777 вычислил и наблюдал солнечное затмение. В 1780 открыл комету; позже обнаружил еще несколько комета, а открытая им в 1815 комета была названа его именем (периодическая комета 13P Ольберса). В 1781 стал практикующим врачом в Бремене, достигнув впоследствии весьма солидного положения. В том же году в верхнем этаже своего дома оборудовал обсерваторию, где начал регулярно проводить астрономические наблюдения.

В 1797 опубликовал новый способ определения орбит комет. В 1802 на основании вычислений К.Ф.Гаусса обнаружил первую малую планету (Цереру), открытую в 1801 Дж.Пиацци, но вскоре потерянную. Продолжая наблюдения, в 1802 открыл вторую малую планету (Палладу), в 1807 – четвертую (Весту). 

Предложил гипотезу о происхождении малых планет в результате разрыва большой планеты, обращавшейся некогда между орбитами Марса и Юпитера. В 1811 Ольберс высказал предположение, что причиной появления у комет хвостов и их вытягивания в сторону от Солнца служит отталкивающая сила самого Солнца, которая, возможно, имеет электрическую природу. В 1832 Ольберс предсказал по своим наблюдениям и расчетам, что Земля пройдет через хвост кометы Биела.

Это известие вызвало большое волнение в Европе, однако никаких заметных эффектов этот пролет не вызвал. В 1833 наблюдался великолепный «звездный дождь» с радиантом в созвездии Льва. Подобное явление наблюдалось А.Гумбольдтом во время его путешествия по Южной Америке в 1799. В 1837 Ольберс предположил, что это явление имеет периодический характер и связано с движущимся по орбите плотным роем космических частиц.

Он предсказал, что через 34 года звездный дождь Леонид должен повториться, и это действительно случилось. Ольберс был членом Лондонского королевского общества (1804) и Парижской Академии наук (1810). Умер Ольберс в Бремене 2 марта 1840 года.


11 октября 1840 года родился Адольф Бернхард Мейер, немецкий естествоиспытатель и антрополог, специалист в сфере приматологии, орнитологии и энтомологии. Участвовал в 1870-е годы в исследовательских экспедициях на Индонезийский архипелаг. Затем работал директором музея в Дрездене.

Мейер изучал медицину и естественные науки в университетах Гёттингена, Вены, Берлина и Цюриха. Всесторонний интерес к географии, этнографии и не в последнюю очередь к зоологии побудил его отправиться в неизведанные уголки Земли, чтобы их исследовать.

Первая большая исследовательская поездка привела его в 1870 году на север расположенного на экваторе острова Сулавеси, известного тогда как Целебес, а также на север соседних Филиппин. Через 2 года Мейер отправился в Новую Гвинею.

В 1874 году Мейер возглавил в качестве преемника Генриха Готлиба Людвига Райхенбаха Королевский музей естествознания в Дрездене и основательно перестроил его. Сперва он основал этнологические коллекции как новую составную часть музея, которые затем в 1878 году были переименованы в Королевский зоологический и антрополого-этнографический музей. Этот музей стал общим предшественником сегодняшних музея этнографии и музея зоологии в Дрездене, которые возникли после 1945 года. Ботанические объекты коллекций перешли тогда под руководством Мейера в Королевский политехнический институт Дрездена и в специализированную ботаническую библиотеку в Королевской библиотеке.

Впервые под эгидой Мейера в 1875 году появился музейный журнал «Mitteilungen aus dem K?niglich Zoologischen Museum zu Dresden» (Сообщения из Королевского зоологического музея Дрездена). В 1880 году Мейер перевёл произведения Филипа Латли Склейтера, Чарльза Дарвина, а также Альфреда Рассела Уоллеса и стал сторонником дарвинистских теорий. В 1897 году Мейер организовал большой орнитологический конгресс в Дрездене и внёс вклад в теорию понятия вида.

В 1900 году Мейер предпринял две долгие научные командировки в крупные европейские и североамериканские музеи естествознания, что позволило ему привести Дрезденский музей в самое современное состояние исследования. Он разделил объекты коллекции на выставочные экспонаты для общественности и научные коллекции для исследовательских целей, кроме того, он ввёл защищённые от пыли и огнестойкие стальные шкафы.

Уход Мейера в отставку в 1906 году означал конец эры для Дрезденского музея. Через 5 лет Мейер скончался.


11 октября 1871 года родился Александр Устинович Зеленко, педагог, архитектор, деятель внешкольного образования

Родился Александр Устинович Зеленко в Москве. Вырос в семье профессора Военно-медицинской академии. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге (1892 г.). В 1900-1903 гг. преподавал рисование в гимназии в Москве. В 1903-1904 гг. в Америке знакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью сетлементов (сеттльментов) - поселений интеллигенции среди бедных слоев населения с целью проведения просветительской работы. В 1905 г. совместно с С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щёлково (Московская область). Осенью 1905 года они же открыли первый в России клуб для детей. 3еленко создал проект и руководил строительством здания для клуба (в Вадковском переулке, в Москве, позже Дом пионеров и школьников Свердловского района). 

В 1906 г. организовал при клубе курсы для подростков, находившихся в учении у мелких хозяев-ремесленников. В1906 г. вместе с Шацким создал общество “Сетлемент”, при котором были открыты мастерские - слесарная, столярная и швейная. По проектам 3еленко построено много школ в Саратовской губернии.

1905-1909 гг. преподавал на Пречистенских рабочих курсах и в воскресных школах. После закрытия "Сетлемента" был арестован "за попытку проведения социализма среди маленьких детей" (1909 г.). Снова уехал в Америку. Вернувшись в Россию (1910 г.), принял активное участие в работе общества “Детский труд и отдых”, сотрудничал в журналах "Свободное воспитание" и "Для народного учителя". В 1911-1917 гг. читал лекции в университете Шанявского по курсам: обзор новейших школ Западной Европы; духовное развитие детей в связи с детским чтением; физическое развитие детей в связи с подвижными играми и гимнастикой; общественное воспитание детей (детские кружки, клубы); рассказывание и литература дошкольного возраста; иллюстрирование детских книг и др.

После Октябрьской революции вёл научно-педагогическую работу в Институте методов внешкольной работы и других педагогических учреждениях. В 1921-1933 гг. член научно-педагогической секции Государственного Учёного Совета. В 1927 г. руководил летними учительскими курсами по труду Первой опытной станции по народному образованию. С 1947 г. научный сотрудник Института художественного воспитания АПН РСФСР.

Вместе с Шацким внёс большой вклад в исследования проблем внеклассного и внешкольного воспитания, разрабатывал теорию и практику политехнического образования. Одним из первых в России поставил проблему создания специальной архитектуры для детей. Изучал американскую педагогику и предлагал использовать её достижения в советской школе.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
11 октября 1783 года императрицей Екатериной II был подписан указ об учреждении Российской академии, в задачи которой входили составление полного словаря русского языка, разработка грамматических правил, развитие стихосложения и риторики. В отличие от бывшей государственным учреждением Академии наук Российская  академия была задумана как вольное общество ученых и писателей, субсидируемое правительством. Первым президентом Российской академии стала княгиня  Екатерина Дашкова (одновременно она возглавляла и Академию наук), а первым непременным секретарем академии стал Иван Лепехин, натуралист по профессии, глубокий знаток русского языка и блестящий стилист. Членами академии были Денис Фонвизин, Гаврила Державин и другие выдающиеся представители литературы и науки. В последующие годы академиками стали Василий Жуковский, Иван Крылов, Александр Пушкин.

Крупным явлением в деятельности Российской академии стало создание первого академического словаря русского языка - «Словаря Академии Российской» в шести томах (1789-1794). Николай Карамзин в 1818 году писал: «Академия Российская ознаменовала самое начало бытия своего творением важнейшим для Языка, необходимым для Авторов, необходимым для всякого, кто желает предлагать мысли с ясностью, кто желает понимать себя и других…». Журнал «Собеседник любителей  российского слова» (всего 16 выпусков) публиковал «разные сочинения в стихах и прозе некоторых российских  писателей». В нем печатались только произведения  российских  авторов, постоянным автором журнала была императрица Екатерины II. В «Собеседнике» были напечатаны произведения Фонвизина, Капниста, Княжнина, Богдановича, Державина. В 1783 году начала издаваться серия мемуаров академиков. С 1786 по 1796 год выходил журнал «Новые ежемесячные сочинения». Издавался «Российский феатр» - альманах новых пьес, русских и иностранных. 

При деятельном участии Дашковой было организовано публичное чтение академических лекций на русском языке. Издавались русскоязычные труды по различным отраслям науки. В 1841 году Российская академия была преобразована во 2-е отделение Петербургской академии наук, затем - в Отделение русского языка и  словесности. В разное время Российская академия размещалась сначала в доме Дашковой (на нынешнем проспекте Стачек), затем - в доме коммерции советника Татаринова на Набережной реки Фонтанки, 112, а еще позднее - в собственном здании на 1-й линии Васильевского острова, 52.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
10 октября 1848 года родился Александр Парфеньевич Бородин, русский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России

Из дворян Екатеринославской губернии. Родился А. П. Бородин в семье военного в Санкт-Петербурге.. Его брат, И. П. Бородин был известным ботаником.

В 1870 году окончил Технологический институт , а в 1872 году Санкт-Петербургский институт путей сообщения . По окончании института, по рекомендации профессора механики И. А. Вышнеградского был назначен заведующим подвижным составом и водоснабжением Ряжско-Вяземской железной дороги ; в 1877 году стал управляющим Киево-Брестской железной дороги ; в 1879 году А. П. Бородин — главный инженер службы подвижного состава, тяги и мастерских Юго-Западных железных дорог , а с 1889 года — управляющий; с 1895 года, после передачи Юго-Западных железных дорог в казну — их начальником.

В 1880—1882 годах на базе Киевских мастерских Юго-Западной железной дороги А. П. Бородин создал первую в мире стационарную лабораторию по испытанию паровозов (в пути). Совместно с инженером путей сообщения Л. М. Леви разработал методику линейных испытаний паровозов.

В 1882 году по проекту Бородина был построен паровоз серии П с 4-х цилиндровой машиной тандем-компаунд.

А. П. Бородин был бессменным председателем съездов инженеров службы тяги железных дорог России.

Он неоднократно выступал за улучшение условий труда и механизации на железнодорожном транспорте.

А. П. Бородин являлся одним из основателей журнала «Инженер» , с 1885 года — его редактором.

Он принимал активное участие в работах Русского технического общества : с 1880 по 1896 годы — член Киевского отделения общества, в 1892 году он возглавил механико-строительный отдел этого общества . Русским техническим обществом была учреждена золотая медаль имени Бородина, которой награждались изобретатели и рационализаторы сделавшие большой вклад в области железнодорожного транспорта.

Член Общества гражданских инженеров Англии и Франции.

Умер от воспаления лёгких , находясь на лечении в Мерано (Италия). Похоронен на Аскольдовой могиле на берегу Днепра в Киеве . Могила не сохранилась, в настоящее время на месте кладбища разбит парк.


10 октября 1861 года родился Фритьоф Нансен, норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год, удостоен наград многих стран, в том числе России. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны.

Фритьоф Нансен в молодости стал известен как спортсмен-лыжник и конькобежец. В 27-летнем возрасте впервые в истории пересёк на лыжах ледниковый покров острова Гренландия, что было воспринято широкой публикой как грандиозное спортивное достижение. В ходе попытки достижения Северного полюса — экспедиции на корабле «Фрам» — достиг 8 апреля 1895 года 86° 13? 36" с. ш. Хотя после этого Нансен не участвовал в первопроходческих предприятиях, методы передвижения и выживания во льдах и используемое им оборудование стали примером для подражания для многих полярников мирового класса; Нансен регулярно консультировал полярных исследователей из разных стран.

Нансен изучал зоологию в университете Кристиании, работал в Бергенском музее; его исследования в области строения центральной нервной системы беспозвоночных были обобщены в докторской диссертации 1888 года. После 1897 года основные научные интересы Нансена переключились на вновь создаваемую науку — океанографию; исследователь участвовал в нескольких океанографических экспедициях в Северной Атлантике.

Как патриот Норвегии, Нансен в 1905 году выступил за расторжение унии Норвегии и Швеции, после чего на долгие годы основным его занятием стала политика. Между 1905—1908 годами он служил посланником Норвегии в Лондоне, поспособствовав утверждению высокого международного статуса Норвегии.

Последнее десятилетие жизни Нансена связано с Лигой Наций. С 1921 года он был её верховным комиссаром по вопросам беженцев. Велик его вклад в налаживание связей Европы и Советской России, оказание помощи голодающим Поволжья. В 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира за свою работу по репатриации и натурализации лиц, перемещённых в результате Первой мировой войны, и урегулированию связанных с этим конфликтов. Важнейшей его инициативой были Нансеновские паспорта, позволяющие беженцам без гражданства найти приют в других странах. После кончины Нансена его дело было продолжено Нансеновской организацией по вопросам беженцев, центральный офис которой получил в 1938 году Нобелевскую премию за усилия по распространению паспорта Нансена.


Изменено: Елена Сальникова - 10.10.2016 20:05:00
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Обезьяны читают чужие мысли

Человекообразные обезьяны связывают чужие неправильные поступки с чужими неправильными мыслями.

В чтении чужих мыслей нет никакой мистики – мы действительно можем понять, что у другого в голове, основываясь на его действиях, выражении лица, интонации, сказанных словах и т. д. Вот обычный пример: если ребёнку показать, как человек прячет в ящик стола шоколадный батончик, потом выходит из комнаты, и в это время кто другой забирает батончик из ящика – то куда, по мнению наблюдателя, заглянет вернувшийся в комнату тот, первый?

Дети отвечают, что в ящик, и совершенно правильно отвечают – они понимают, что вышедший не видел, как его батончик забирают, и потому продолжает думать, что он лежит там же, куда он его положил. Умение понять, почему кто-то другой «продолжает думать» и что именно он «продолжает думать», и называется чтением мыслей, хотя корректнее называть это умением моделировать чужое психическое состояние (в английском будет короче – theory of mind, или «теория разума»). Без моделирования чужого психического состояния невозможна сложная социальная жизнь – без «теории чужого разума» нам не понять другого, без неё нет эмпатии, без неё невозможно обучение, и считается даже, что «theory of mind» необходима для полноценного развития языковых способностей.

И, как это часто бывает с высшими когнитивными функциями, долгое время казалось, что «чтение мыслей» есть сугубо человеческая способность. Со временем, однако, стали появляться работы, в которых человекообразные обезьяны демонстрировали способность понимать других: в экспериментах шимпанзе действовали так, как если бы они осознавали, что видел их товарищ, что он знает (например, о спрятанной еде) и каковы мотивы его действий (украсть спрятанное).

Однако у способности моделировать чужую психику есть несколько ступеней, и одна из самых высоких – умение понять, что другой внутренне неправ, что его представления о мире ошибочны, что того, во что он верит, не существует. Пример, с которого мы начали, с перепрятанным батончиком – как раз случай «ложных представлений о мироустройстве» (почему именно ложных, неважно, главное, что то, что у человека в голове, не соответствует порядку вещей). И вот понять ошибочность чужой позиции обезьяны уже как будто были не в состоянии; более того, считалось, что дети до четырёх лет тоже не могут оценить верность чужих убеждений.

Но в 2007 году, после новых экспериментов с двухлетними детьми, оказалось, что они вполне понимают, что другой может ошибаться (в экспериментах использовали трюк, похожий на фокус с шоколадным батончиком – человек искал вещь там, где её не было, и дети знали, что он будет искать её именно там). И тогда возникла мысль, что, может быть, и обезьян стоит перепроверить на способность видеть ложные мысли.

Кристофер Крупенай (Christopher Krupenye) вместе с коллегами из Университета Дьюка, Университета Киото и Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка сняли несколько фильмов про конфликт человека и обезьяны (в роли обезьяны тоже был человек, только в «костюме Кинг Конга»). Сюжет был такой: «обезьяна» крала у человека камень и прятала его в один из ящиков, причём так, что человек видел, в какой ящик, а человека прогоняла. Затем «обезьяна» перепрятывала украденное в другой сундук, и тут как раз возвращался человек с палкой. Прогнав обезьяну, он начинал искать камень.

Видео показывали тридцати обыкновенным шимпанзе, шимпанзе бонобо и орангутанам. Чтобы понять, куда смотрят животные, исследователи использовали технологию, позволяющую отслеживать движения глаз. Разумеется, не все обезьяны вообще вникали в интригу, и, когда человек возвращался, чтобы забрать камень, лишь 22 из 30 приматов смотрели на ящики. Но при том 17 из этих 22 неотрывно смотрели на ящик номер один, куда камень клали вначале. (Вообще же опытов был несколько, и раз от разу конкретное число заинтересованных зрителей было разным, но, так или иначе, на ящик номер один смотрели от 2/3 до 3/4 всех подопытных.) То есть, как пишут в Science авторы работы, обезьяны, следящие за сюжетом, понимали, что человек пойдёт туда, куда, как он думает, спрятана украденная вещь, и взгляд зрителей предугадывал действия актёра – хотя, подчеркнём, сами зрители знали, что всё уже перепрятано.

У новой работы, как пишет портал Science, есть существенные отличия от предшествующих экспериментов на ту же тему. Во-первых, тут не задействовали еду – приматы просто смотрели на разыгрываемую сценку. Если бы от обезьян что-то просили сделать за угощение, то включались бы дополнительные механизмы самоконтроля, которые искажали бы картину «теории разума». Конечно, без еды даже шимпанзе трудно заинтересовать какими-то абстрактными вещам, но здесь удалось выйти из положения – на видео сняли социальный конфликт, а приматы к таким вещам очень чувствительны и всегда с интересом наблюдают за развитием событий. Во-вторых, внимание животных отслеживали непосредственно по движению глаз, от них не требовалось никаких дополнительных знаков, сигналов и тому подобного.

Психологи, которые обнаружили у двухлетних детей способность понимать чужие ложные представления, говорят о том, что опыт с обезьянами почти полностью повторяет их эксперимент с детьми – там тоже использовали систему слежения за движениями глаз – и, в общем, почему бы не признать, что такая же способность и у человекообразных приматов. С другой стороны, насчёт «теории разума» у обезьян есть масса других результатов, и все они говорят о том, что у приматов (кроме человека, естественно) способность моделировать чужое психическое состояние ограничивается лишь чужими мотивами, осведомлённостью, эмоциями и т. д. Возможно, дальнейшие исследования помогут согласовать новые данные со старыми – не исключено, что способность видеть ложные мысли у шимпанзе и прочих проявляется не всегда, а только в определённых ситуациях.


Однообразное поведение сплачивает коллектив

Тот, чьё поведение отличается однообразием и предсказуемостью, имеет больше шансов стать лидером – по крайней мере, среди рыб.

Многим животным, от рыб и саранчи до зебр в национальном парке Серенгети, свойственно социальное поведение. Жизнь в коллективе помогает, прежде всего, защититься от врагов, найти пищу и вообще выжить. Чтобы коллектив не распался, все его члены должны взаимодействовать друг с другом – задача не из легких, поскольку особи могут сильно отличаться друг от друга какими-то поведенческими особенностями, каковые особенности к тому же могут изменяться со временем. Очевидно, для коллектива было бы выгоднее, чтобы те, кто в него входит, вели себя более-менее постоянно, однообразно. С нашей точки зрения это очень скучно; известно, что английский писатель и философ Оскар Уайльд считал постоянное однообразное поведение «последним приютом лишенных воображения людей». Однако для социальных животных постоянство поступков – и, следовательно, их предсказуемость – может быть очень полезной, как показывают результаты исследований Христоса Иоанну (Christos Ioannou) Бристольского университета и Саши Доула (Sasha R. X. Dall) из Эксетерского университета.

Биологи экспериментировали с трёхиглыми колюшками (Gasterosteus aculeatus), которые жили в аквариумах поодиночке или в группах по две или по четыре особи. Чтобы найти еду, рыбам необходимо было покинуть убежище и проплыть через весь аквариум. Оказалось, что какой бы храброй и решительной ни была рыба, лидером, который ведёт группу к пище, окажется не она, а та, чьё поведение отличается устойчивостью и однообразием в различных ситуациях. С другой стороны, такие однообразно-устойчивые особи, оказавшиеся на вторых ролях, быстрее взаимодействовали с вожаком образовавшейся стаи, быстрее входили к нему в подчинение – и в результате гарантированно получали большую часть пищи. Группы рыб, состоявшие из особей с постоянными поведенческими реакциями, оказывались более сплочёнными, что позволяло принимать всей стае правильные решения. По словам самого Христоса Иоанну, «важно не то, как вы будете действовать в коллективе, но насколько постоянно и последовательно вы делаете то, что определяет успех и сплоченность группы».

Полностью результаты опубликованы в журнале Scientific Reports. Авторам работы впервые удалось доказать, что однообразное поведение выгодно для социальных животных; кроме того, новые данные проливают свет на то, как определенные индивидуальные черты поведения развиваются с течением времени и в разных жизненных ситуациях. «При изучении группового поведения на устойчивость реакций животных обращают внимание не слишком часто. Наши результаты прокладывают путь для будущих исследований, в которых будут учитывать не только усреднённые особенности особей, но также и различия их поведенческих реакций, и что важно, постоянство этих реакций во времени», – говорит Христос Иоанну.


Шмели учатся друг у друга

Понаблюдав за тем, как товарищ с помощью сложных манипуляций добывает еду, другие шмели потом могут в точности повторить его действия.

Когда мы сталкиваемся с какой-то проблемой, мы либо стараемся решить её самостоятельно, либо ищем, как её решали до нас. Но такая способность перенимать друг у друга знания не есть сугубо человеческая способность. Например, такое часто можно наблюдать у обезьян: если кто-то из группы понял, как добраться до еды в хитроумно запечатанном контейнере, то скоро все члены группы будут без особых проблем проделывать то же самое.

Более того, как выяснили несколько лет назад зоологи из Сент-Эндрюсского университета, обезьяны могут осваивать знания по видеокурсу: когда обыкновенным игрункам показывали ролик с другими игрунками, которые открывали ящик с едой, то те, которые смотрели, успешно повторяли то, что увидели на экране ноутбука. И ладно бы приматы – в 2014 году исследователи из Венского университета опубликовали статью, в которой утверждали, что и попугаи способны перенимать чужой опыт, просто понаблюдав за другим попугаем.

На самом деле существует масса примеров того, как знания распространяются в сообществе животных по социокультурным каналам, однако до сих пор подобные вещи наблюдали только у млекопитающих и птиц. Высокий интеллект у позвоночных кажется нам вполне естественным, но, возможно, и беспозвоночные могут делиться друг с другом важной информацией?

С одной стороны, мы все знаем, что пчёлы, вернувшись с разведки, рассказывают другим о том, где можно найти много пыльцы и нектара. С другой стороны, пыльцу и нектар пчёлы ищут с незапамятных времён, и обмен соответствующей информацией доведён у них до автоматизма. А если перед ними поставить какую-нибудь нестандартную задачу, вроде той, которую решали обезьяны – достать еду из ящика?

Такой эксперимент выполнили Ларс Читтка (Lars Chittka) и его коллеги из Лондонского университета королевы Марии, правда, экспериментировали они не с пчёлами, а со шмелями. (Буквально на днях мы рассказывали про другую работу той же исследовательской группы – в недавно опубликованной статье в Science Читтка с коллегами описывали, как шмели становятся оптимистами, поев сладкого.)

Сам опыт выглядел так: насекомые должны были вытащить за верёвочку искусственный цветок с сиропом из-под плексигласовой пластины на ножках. Сначала шмели пили из «цветов», которые были спрятаны только наполовину, потом же кормушку убирали под плексиглас целиком – подлезть под пластину было невозможно, так что приходилось тянуть за верёвку. Шмели, как ни удивительно, и впрямь понимали, что от них требуется, и вскоре научились получать угощение, подтаскивая его к себе; как это происходило, можно посмотреть здесь.

За обученными шмелями сквозь прозрачную стенку клетки наблюдали два с половиной десятка других, которые подобную задачу – вытащить цветок с сиропом за верёвочку – сами никогда не решали. И большая часть из них – точнее, 60% – смогли повторить то, что они увидели, просто поглядев на действия их «продвинутого» коллеги.

Более того, когда знающего шмеля подсаживали в колонию «незнаек», и он там потом спустя какое-то время умирал, то знание всё равно продолжало распространяться среди членов колонии. Иными словами, работал механизм передачи информации, когда присутствие, так сказать, первопроходца, первоначального изобретателя технологии вовсе необязательно.

Полностью результаты экспериментов опубликованы в PLOS Biology. Сами авторы, по их словам, не знают, чему удивляться больше: то ли тому, что шмели в принципе способны освоить такие манипуляции, то ли тому, что они способны учиться друг у друга. Так или иначе, мы получили ещё одно доказательство того, что для некоторых когнитивных операций, которые кажутся нам достаточно сложными, вовсе не обязательно быть обладателем сложнейшего человеческого мозга.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Тритон был открыт английским астрономом Уильямом Ласселом 10 октября 1846 года, всего через 17 дней после открытия Нептуна немецкими астрономами Иоганном Готтфридом Галле и Генрихом Луи д’Арре

В октябре 1846 г. на острове Мальта английский астроном-любитель Уильям Ласселл открыл у Нептуна спутник — Тритон. Его диаметр — 2700 км, и в нём сосредоточена почти вся масса спутниковой системы Нептуна. Кроме того, он обращается очень близко к Нептуну — на расстоянии всего 355 тыс. километров с синодическим периодом обращения - 5 суток 21 час 3 минуты. Тритон является единственным известным внутренним обратным спутником.

Тритон оказался вторым спутником в Солнечной системе (первый — спутник Сатурна Титан), имеющим значительную атмосферу. Состав атмосферы — азот с примесью метана, а давление на поверхности в 70 тыс. раз меньше земного. Температура на Тритоне -235 °С. Это самое холодное тело Солнечной системы, исследованное вблизи. В отличие от остальных спутников Нептуна поверхность Тритона светлая и отражает 70—90% солнечного света.

"Вояджер" открыл на розоватом Тритоне невиданные ранее геологические структуры, трещины и узорчатые равнины. Метеоритных кратеров на нём почти не сохранилось. Совершенно неожиданно в этом царстве холода обнаружены действующие гейзеры — султаны многокилометровой высоты. Поверхность спутника ледяная, при таких низких температурах замерзает не только вода, но и азот. Именно из твёрдого азота состоит южная полярная шапка Тритона, на которой бьют гейзеры. Источником энергии для вулканической деятельности служит солнечный нагрев, вызывающий парниковый эффект в толще прозрачного азотного льда. Когда на южном полюсе Тритона наступает весна (она длится более 40 лет), в полярной шапке образуются подлёдные линзы жидкого азота, прорывающегося наружу в виде гейзеров. На высоте примерно 8—10 км столб гейзера начинает расплываться и разносится ветром в разреженной атмосфере на многие десятки километров. 

Это эффектное зрелище “Вояджер-2” даже сфотографировал, но, к сожалению, с большого расстояния. В последние годы удалось разгадать тайну происхождения гигантского обратного спутника Нептуна. Компьютерные расчёты свидетельствуют: чем дольше образовывалась спутниковая система, тем больше захватывала планета обратных частиц. Чем дальше она отстоит от Солнца, тем медленнее формирует себя и свою спутниковую систему.

Источник.
Изменено: Елена Сальникова - 09.10.2016 18:51:13
Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Маленькие зверьки сурикаты — самые кровожадные

По сообщению издания Nature, ученые провели исследования, пытаясь определить уровень умышленных убийств, свойственный человеку в период формирования и раннего развития вида. По словам исследователей, для человека этот показатель равен 2 %, при этом для млекопитающих он в среднем равен 0,3%.

Оказывается, самые миролюбивые животные, никогда не совершающие убийства сородичей, — это зебры, газели, маргаи и летучие мыши. В ряду кровожадных первое место досталось маленьким пушистым зверькам с килограмм весом и до 30 см ростом. Это сурикаты из семейства мангустовых.

Смертность от клыков братьев по виду у этих животных достигает 19 процентов. Они обошли кровавых краснохвостых мартышек, лемуров, сурков, львов и мангустов, волков и медвежьих павианов, а также диадемовых сифаков и шиншилл.

Сурикаты обитают в южноафриканской пустыне, их пища — насекомые. Обустраивают жилище в норах от 1,5 метра глубиной. Живут колониями по нескольку семей. В колонии царит матриархат.

Самка суриката приносит по 4 помета в год по 5 детенышей, вес которых едва достигает 30 грамм. Первую неделю детеныши питаются молоком матери, а еще через пару недель уже могут покидать пределы норы. Примечательно, что рожать потомство может только доминирующая самка. Другие самки, забеременевшие или же родившие детенышей, будут изгнаны из стаи.

Зверьки распознают своих по запаху, а также издают индивидуальные «позывные». При нападении одной колонии на поселение другой победители убивают все семейство, включая детенышей.


Морская бактерия может остановить глобальное потепление

Ученые Дании в ходе экспериментов обнаружили неизвестные ранее свойства морских бактерий. Датские ученые проводили соответствующие замеры уровня кислорода в Мировом океане.

Как оказалось, морская обитательница способна регулировать соотношение кислорода и азота в составе морской воды.

По мнению ученых, регуляторные свойства бактерий помогают поддерживать оптимальный уровень кислорода и азота. Это значит, что экосистема самовоспроизводится, снижая влияние глобального потепления на водную среду Земли.

Как предполагают специалисты, открытые способности морской бактерии свидетельствуют о том, что катастрофических последствий глобального потепления для морской экосистемы природа не допустит.

Такие выводы позволяют ученым высказывать предположение, что изменение климата планеты может иметь обратимый характер. Во всяком случае, процессы, запущенные в результате глобального потепления, могут быть остановлены.


Нужно пить 2 литра воды: миф или жизненная необходимость?

С легкой руки Национального совета по продовольствию и питанию США, объявившего в 1945 году о том, что в день здоровому человеку необходимо выпивать 2-2,5 литра воды, родился самый распространенный миф современности. Подтвердить или опровергнуть это утверждение с переменным успехом ученые пытаются уже не одно десятилетие.

Норму потребления 2-2,5 литра воды выводят исходя из того, что тело человека на 70% состоит из воды, а мозг на все 80 %. И для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма ежедневно необходимо поступление достаточного количества воды. Приверженцы здорового питания находят логику в такого рода выкладках. Однако они ничем не подтверждены.

Также считается, что обильное питье способно вызывать чувство насыщения, что способствует похудению. По мнению исследователей Американского общества клинического питания, в расчет необходимо принимать весь объем жидкости, попадающей в организм в течение дня. Вода в составе куриного супа больше способствует ощущениям сытости, чем выпитая отдельно.

В медицинской практике также фиксировались случаи, когда люди умирали от водной интоксикации, выпив слишком много.

К тому же многие специалисты приходят к выводу, что количество потребляемой воды должно соотноситься с физической активностью человека. Чем больше человек двигается, тем больше воды организм расходует.  Соответственно, и пить такому человеку нужно больше воды.

Таким образом, ученые считают, что нормы потребления должны учитывать индивидуальные особенности каждого человека.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
9 октября 1852 года родился Эмиль Герман Фишер, немецкий химик-органик и биохимик

Родился Эмиль Герман Фишер в Эйскирхене, прирейнском городке недалеко от Бонна, в семье преуспевающего коммерсанта Лоренца Фишера и Юлии Пёнсген. До поступления в государственную школу Вецлара в течение трех лет занимался с частным преподавателем. Весной 1869 с отличием окончил боннскую гимназию. В течение двух лет работал в отцовской фирме, но проявил к делу мало интереса, и весной 1871 отец направил его в Боннский университет. Здесь он посещал лекции великого химика Фридриха Августа Кекуле. Под влиянием Кекуле, уделявшего мало внимания эксперименту, интерес к химии у Фишера стал ослабевать.

В 1872 по примеру своего двоюродного брата, известного в дальнейшем химика Филиппа Отто Фишера (1852–1932), он перешел в Страссбургский университет, чтобы учиться у молодого, но известного профессора-органика А.Байера (Нобелевская премия по химии, 1905). Фишер приступил к химическим исследованиям и вместе с Отто синтезировал новое вещество – фенилгидразин. После получения докторской степени в 1874 стал преподавателем в Страссбургском университете. В следующем году Байер получил пост в Мюнхенском университете, а Фишер стал его ассистентом. 

Финансово независимый и освобожденный от административных и педагогических обязанностей, Фишер смог сконцентрировать внимание на исследованиях. В сотрудничестве с кузеном Отто он применил фенилгидразин для изучения веществ, используемых в производстве органических красителей. Став в 1885 профессором химии в Эрлангенском университете (Вюрцбург), Фишер исследовал пуриновые производные и изучал сахара. Очередной задачей химиков того времени было систематическое исследование методов синтеза, строения и свойств важнейших классов природных веществ – нуклеотидов, углеводов и белков.

В области нуклеотидов Эмиль Фишер изучил производные пурина, составляющего одну из структурных основ этого класса веществ. Он синтезировал природные производные пурина: алкалоиды кофеин, теобромин и теофиллин и компоненты жизнедеятельности животных – ксантин, гипоксантин, мочевую кислоту, аденин и гуанин (два последних вещества – компоненты нуклеиновых кислот). Фишер синтезировал и сам пурин (1898 г.). В химии углеводов злободневной проблемой было установление конфигурации и конфигурационной связи между собой молекул моносахаридов, которые могли существовать в виде нескольких стереоизомерных форм. Фишер первым определил конфигурацию всех природных моносахаридов; к 1890 он осуществил полный синтез маннозы, фруктозы и глюкозы.

В результате проведенных Фишером исследований к концу 19 в. эта область химии превратилась в систематизированную науку. Он предложил удобную номенклатуру сахаров, а также простые формулы (пространственные формулы Фишера) и их классификацию. Разработал методы синтеза важнейших производных сахаров – глюкозидов, к числу которых, кстати, относятся нуклеотиды и многие природные физиологически активные вещества. В 1892 стал директором Химического института Берлинского университета и занимал этот пост до самой смерти. В 1902 Фишеру была вручена Нобелевская премия «в знак признания особых заслуг, связанных c синтезом сахаров и пуринов».

Он относится к немногому числу тех ученых, которые повторно выдвигались на Нобелевскую премию (среди таких лауреатов был, например, физиолог И.П.Павлов). Это было в 1916 и 1919. Фишер в Нобелевской лекции заявил, что «постепенно завеса, с помощью которой Природа скрывала свои секреты, была приоткрыта в вопросах, касающихся углеводов. Несмотря на это, химическая загадка Жизни не может быть решена до тех пор, пока органическая химия не изучит другой, более сложный предмет – белки».

К ним Фишер и обратился. Разработал методы разделения и анализа аминокислот и установил число аминокислот, из которых строятся молекулы белков, а также установил взаимосвязь между этими аминокислотами. Он синтезировал первые полипептиды (комбинации аминокислот) и классифицировал более сорока типов белков, основываясь на количестве и типах аминокислот, образовавшихся при их гидролизе. Таким образом, он был первым, кто синтезировал полипептиды. Сначала (1902) это был дипептид, а позднее (1907) октапептид. Далее Фишер открыл, что ферменты реагируют только с теми веществами, с которыми имеют химическое родство. Это позволило ему сформулировать известнейшее положение о фермент-субстратном соответствии по принципу «ключ – замок».

Он же впервые применил ферменты для синтеза химических веществ, а способность фермента реагировать лишь с одной из стереоизомерных форм оптически активного вещества использовал для создания метода разделения стереоизомеров. В 1903 Фишер синтезировал снотворное средство – веронал (позднее назван барбиталом). Работы Фишера определили основные подходы и направления в развитии химических исследований XX в. трех важнейших классов природных веществ – нуклеотидов, белков и углеводов.

Вильштеттер (Нобелевская премия по химии, 1915) считал Фишера «классиком, не имеющим равных, мастером органической химии как в области анализа, так и в области синтеза, а в личностном отношении прекраснейшим человеком». В его честь Германское химическое общество в 1912 еще при жизни ученого учредило медаль Эмиля Фишера. Являясь учеником основателя всемирно известной научной школы А. фон Байера, Фишер создал собственную научную школу. Среди его учеников – Нобелевские лауреаты по химии Ф.Прегль (1923), А.Виндаус (1928 г.), О.Дильс (1950), а также по физиологии и медицине (1931) – Отто Генрих Варбург (1883–1970).

Смерть жены и последующая гибель двух сыновей во время Первой мировой войны вместе с отсутствием сразу после войны подходящих условий для работы в лаборатории ввели Фишера в состояние глубокой депрессии, к тому же длительные контакты с токсичным фенилгидразином вызвали хроническую экзему, а затем развилась опухоль. После известия 11 июля 1919 года о диагнозе – неоперабельный рак кишечника – Фишер отравился цианистым калием и скончался в Берлине 15 июля 1919 года. В своем завещании сумму в 750 000 марок он передал Академии наук для создания Фонда содействия работам молодых ученых Э.Фишера.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
Российские астрономы обнаружили самую дальнюю черную дыру

Российские ученые из Института космических исследований обнаружили наиболее далеко расположенную сверхмассивную черную дыру. Этот космический объект зародился в молодой Вселенной и старше большинства известных галактик. Исследование ученых размещено в Astrophysical Journal.

Ученые провели спектроскопию рентгеновских излучений, которые недавно были обнаружены. Источник излучения 3XMM J125329.4+305539 находится так далеко, что сравним с возрастом Вселенной в один миллиард лет. Астрономы рассказали, что это не самая далекая сверхмассивная черная дыра.

Сверхмассивные черные дыры являют собой квазары, которые способны поглощать энергию и впоследствии излучать ее в виде скоплений энергии. Эти сгустки энергии разгоняются до скорости, приближенной к скорости света, и излучают свечение, которое в сотни раз интенсивнее яркости Солнца.

Ученые считают, что обнаружение такого удаленного квазара говорит о существовании большего числа сверхмассивных черных дыр, чем считалось ранее. Астрономы планируют запустить «Спектр-РГ», который позволит обнаружить самые интенсивные квазары, находящиеся в поле зрения видимой Вселенной.


Пропавший 90 лет назад корабль приплыл без команды к берегам Кубы

В Карибском море возле берегов Кубы был обнаружен корабль, пропавший девяносто лет назад в районе Бермудского треугольника. Кубинские власти выступили с сообщением о том, что 18 мая береговой охраной был обнаружен дрейфующий корабль без экипажа. По предварительным данным, корабль принадлежит компании SS. «Cotopaxi».

Судно внезапно появилось у берегов Гаваны 16 мая. После нескольких неудачных попыток связаться с командой неизвестного судна сотрудники береговой охраны отправились на встречу с кораблем.

Когда экипаж прибыл к месту назначения, то очень удивился, увидев проржавевшее, явно очень старое судно. Пограничники поднялись на борт и замерли от удивления — корабль был абсолютно пуст, отсутствовали какие бы то ни было признаки экипажа.

Немного позже эксперты выяснили, что найденное судно является собственностью компании SS. «Cotopaxi». Корабль был построен сто лет назад и стал знаменит, поскольку исчез в Бермудском треугольнике в 1925 году.

Любые утверждения ученых умов о вполне объяснимых причинах исчезновения кораблей и самолетов в районе Бермудского Треугольника в этом конкретном случае не выдерживают никакой критики.

Факт остается фактом — пропавший 90 лет назад корабль приплыл без команды к берегам Кубы.



Зафиксирован первый случай полного излечения от ВИЧ

Впервые за многолетнюю борьбу с ВИЧ вирусологам удалось победить болезнь. Исследователи из Великобритании разработали новый экспериментальный метод лечения, в ходе которого удалось полностью вылечиться 44-летнему мужчине.

Издание The Sunday Times первым опубликовало сенсационное известие.  Новый экспериментальный метод лечения состоит из двух стадий. На первой стадии больному вводили специальные медикаменты, которые повышают уровень лейкоцитов в крови. Вторая стадия включает в себя введение лекарства, которое убивает сам вирус ВИЧ.

Вирусологи для испытания нового метода собрали группу из 50 человек. Первым успешное лечение прошел 44-летний британец. Анализы крови полностью подтверждают отсутствие вируса в его организме.

Хотя сенсационная новость успела облететь весь мир, ученые не спешат радоваться. За излечившимся пациентом необходимо наблюдать долгое время, контролируя состояние его здоровья. Вирусологи не исключают возможность рецидива.


В обломках метеорита найдены внеземные формы жизни

Исследовательская группа канадских ученых, проводивших исследования в ледниках Сен-Томас в Онтарио, сделала сенсационное открытие. Оказалось, что в обломках найденного метеорита находились ранее неизвестные живые микроорганизмы. Если результаты исследований подтвердятся, то микроорганизмы станут доказательством существования внеземной жизни.

Директор центра по изучению метеоритов Питер Браун рассказал, что метеорит впервые обнаружили в марте этого года. Его при падении зафиксировали видеокамеры Южного Онтарио. Питер и его коллеги занимались восстановлением фрагментов небесного тела. Первоначальный анализ показал, что метеорит содержит в себе ранее неизвестные формы жизни.

Ученые обнаружили, что на осколках метеорита просматриваются необычные борозды. Они предположили, что эти следы принадлежат микроорганизмам, которые вымерли много миллионов лет назад. Подобные находки были обнаружены на поверхности Марса.

Директор NASA Чарльз Ф. Болден выразил благодарность ученым из Канады за их открытие. Для дальнейшего изучения метеорита к ученым присоединятся специалисты из NASA.

Сегодня и завтра. Даты, Знаменательные события в мире физики, химии, биологии, географии и ИКТ. Праздники Российские и мировые.
 
9 октября - Всемирный день почты

Всемирный день почты отмечается ежегодно 9 октября по решению XIV конгресса Всемирного почтового союза (1957) в день создания в 1874 году Всемирного почтового союза (ВПС). К всемирному дню почты приурочена по решению X1V конгресса Всемирного почтового союза Международная неделя письма, во время которой широко освещается роль почтовых служб в мировой сети связи, осуществлении почтового обмена и укреплении связей между людьми. Во многих странах мира в эти дни все почтовые отделения организуют расширенные выставки-продажи почтовой продукции: специальные фирменные конверты, марки, почтовые блоки, сувениры. В течение Недели письма на почтах на конверты ставится особый, «праздничный» штемпель с соответствующими надписями. От обычного этот штемпель отличается и размерами - он больше в диаметре. 

Каждый год этот особый штемпель выдается операторам для специального гашения марок. Кроме того, в эти дни на почтамтах выделяются дополнительные рабочие места для продажи желающим всей почтовой продукции - марок, конвертов, открыток. Цель недель писем - привлечение внимания к самой почтовой службе, также это своеобразная рекламная акция почтовиков всего мира.

Россия - один из старейших членов Всемирного почтового союза. Первая городская почта в России возникла в Петербурге в 1833 году. Город был охвачен сетью из 45 пунктов приема корреспонденции, объединенных в 17 почтовых округов. Для удобства отправителей пункты приема почты располагались в обычных лавках, которые были открыты допоздна. Почтальоны собирали корреспонденцию трижды в день и относили ее на почтамт. Каждый округ обслуживали два письмоносца. После сортировки письма штемпелевались и разносились по адресам. В 1845 году были введены так называемые «штемпельные куверты», избавившие от необходимости вносить стоимость почтового тарифа лавочникам, а в 1848 году появились почтовые ящики. Лавки, принимавшие письма для передачи почтамту, потеряли свое значение. Первые знаки почтовой оплаты в России были введены в 1845 году - так называемые «штемпельные куверты» для городской почты Санкт-Петербурга. Их успех привел к выпуску в 1848 году штемпельных конвертов для общегосударственной почты.

Первые почтовые марки в России вышли в обращение 1 января 1858 года. При подготовке к их изданию Почтовым  департаментом и Экспедицией заготовления государственных бумаг предварительно печатались различные пробные варианты проектов. Первыми  проектами русских  марок были так называемые «штемпельные» марки круглого рисунка с двумя разными изображениями: головы Меркурия и герба Почтового  ведомства - двуглавого орла с  почтовыми  рожками. Но эти проекты изданы не были. В октябре 1856 года был утвержден проект рисунка первой почтовой марки России - цветной рисунок, выполненный Ф.Кеплером в величину почтовой марки: с верхним и правым боковым полем, подлинным клеем, водяным знаком «1»; овальный медальон с гербом Почтового департамента был выполнен рельефной печатью. Отпечатанные пробные экземпляры первых марок в октябре 1857 года утвердил царь Александр II и «высочайше повелеть соизволил называть их вместо штемпельных почтовыми марками». 

Первые почтовые марки Советской России были выпущены в 1918 году, к первой годовщине Октябрьской революции. История этих марок была несколько необычной. Еще в начале 1917 года, сразу же после свержения императора Николая II, министерство почт и телеграфов Временного правительства приняло решение  выпустить почтовую марку, олицетворяющую освобождение народа из оков царизма.

На них художник Р.Зарриньш изобразил руку с мечом, разрубающим цепь, и надписью «Россия». Однако, пока марку изготавливали, Временное правительство было свергнуто большевиками, и вновь образованный Наркомпочтель РСФСР, после некоторого изменения клише марки, дал указание выпустить ее как свою. Выпустили их несколько экземпляров. Затем вышел указ с 1 января  1918 года пересылать простые письма и открытки бесплатно, за счет государства. Этот указ действовал до 15 августа 1921 года. Первые почтовые марки СССР были  выпущены в августе 1923 года. Они были посвящены Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. 14 января 1992 года в почтовое обращение поступили первые марки Российской Федерации, они были посвящены зимним Олимпийским играм в Альбервиле.

В настоящее время во всем мире проходит процесс реформирования почтовой связи. В этот процесс включилась и Россия, сеть федеральной почтовой связи которой включает в себя свыше 42 тысяч объектов, среди них более 40 тысяч отделений почтовой связи, 1860 узлов почтовой связи, около 100 почтамтов. Доведение скорости доставки корреспонденции до мировых стандартов, обеспечение абсолютной надежности и расширение спектра услуг - вот ради чего нужна почтовая реформа. Современная почта во многих промышленно-развитых государствах активно работает в секторе логистики, почтово-банковских услуг, каталожной торговли и прямой почтовой рассылки, активно развивает информационные технологии, гибридную почту и электронную коммерцию. Все эти направления - в сфере внимания российской почты, которая должна стать центром предоставления услуг высокого качества как населению, так и бизнесу. В конечном итоге реформа почты имеет ярко выраженную социальную направленность - вернуть россиянам веру в почту.


9 октября 1863 году открылась первая в Москве бесплатная библиотека по истории России, ныне - Государственная публичная историческая библиотека России

Библиотека основана 9 октября 1863 года как Московская городская Чертковская публичная библиотека. Основу фондов библиотеки составила частная библиотека известного московского общественного деятеля и коллекционера Александра Дмитриевича Черткова, созданная им как «всеобщая библиотека России». В библиотеке собиралась литература, преимущественно иностранная, по истории России, других славянских народов, редкие издания. По мнению специалистов, в первой половине XIX века это было наиболее ценное в России собрание книг по отечественной истории. В 1838 году был издан каталог библиотеки. Библиотекой Черткова пользовались российские писатели и ученые - Жуковский, Пушкин, Гоголь, Погодин, Толстой… В 1863 году библиотека была открыта для общественного пользования как бесплатная общедоступная библиотека. 

При библиотеке был основан и издавался с 1863 по 1873 год один из лучших исторических журналов Х1Х века «Русский архив». С 1871 года Чертковская библиотека перешла в ведение городской Думы, а с 1875 года ее фонд лег в основу создаваемой библиотеки Императорского российского исторического музея, библиотека приобрела общероссийское значение (в качестве библиотеки Исторического музея она просуществовала до 1922 года).

Основным источником комплектования библиотеки до 1917 года были покупка, получение в дар, по завещанию крупных и ценных коллекций литературы от библиофилов, историков, ученых других областей гуманитарного знания. За этот период библиотека пополнилась ценнейшими коллекциями литературы, составившими гордость отечественной культуры. В 1875 году вместе с Чертковской библиотекой Московская Дума передала в Исторический музей библиотеку Голицына, состоявшую из иностранных книг о России периода 1725-1815 годов. В 1885-1887 годах в библиотеку поступили книжные коллекции профессора Щепкина по вопросам языковедения, религии востоковедения; профессора Герца по истории искусства с древнейших времен по ХIХ век. 

В 1887 году наследники передали в библиотеку обширную (более 40 тысяч томов) библиотеку генерал-фельдмаршала князя Барятинского, состоящую из нескольких собраний - западно-европейской литературы по истории России и славянских стран, лингвистике, египтологии, европейских и российских революционных изданий. С конца ХIХ века был налажен книгообмен с рядом библиотек Европы, что также пополнило фонды иностранной литературы. Значительное поступление в библиотеку старой и редкой литературы связано с проведенной Советским правительством в 1918-1919 годы национализацией частных и общественных книжных собраний.

В библиотеку Исторического музея в эти годы поступило около полумиллиона томов из библиотек закрытых учреждений, православных и иноверческих общин, дворянских усадеб, частных владельцев. К 1922 году библиотека переросла масштабы музейной библиотеки, в связи с чем получила статус Государственной исторической библиотеки при Историческом музее. С этого же времени библиотека начала получать обязательный экземпляр отечественной литературы и приобретать (позднее путем книгообмена) иностранную книгу. В 1938 году по Постановлению Совнаркома РСФСР после слияния с Объединенной библиотекой институтов красной профессуры и рядом других небольших библиотек Историческая библиотека стала называться Государственной публичной исторической библиотекой РСФСР. 

Тогда же она получила отдельное здание, которое занимает и по сей день. В 1991 году библиотека стала официально именоваться Государственной публичной исторической библиотекой России (ГПИБ). Фонд библиотеки: свыше трех миллионов 380 тысяч экземпляров, в том числе книг - свыше двух миллионов, старопечатных книг - один миллион 347 тысяч, журналов - свыше одного миллиона 200 тысяч, газет - около 63 тысяч комплектов, нотных изданий - 140, картографических изданий - около пяти тысяч, документов на микроформатах - свыше 47 тысяч, электронные издания.