Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Знаменательные и памятные даты
 
7 мая
Ранее здесь и на след.:      (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь 

7 мая 1780 года Екатерина II официально жаловала герб Санкт-Петербургу

7 мая 1713 года родился Алекси Клод Клеро 
французский математикмеханик и астроном, иностранный почётный член Петербургской Академии Наук (1754), член Парижской Академии (1731)

7 мая 1887 года 
американец Томас Стивенс 
завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде
7 мая 1906 года День рождения "Незнакомки" А. Блока 
7 мая 1840 года родился Пётр Ильич Чайковский  
7 мая 1861 года родился Рабиндранат Тагор  
индийский писательпоэткомпозиторхудожник, общественный деятель
7 мая 1833 года родился Иоганнес Брамс 
немецкий 
композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма
7 мая 1903 года родился Николай Заболоцкий
советский поэт, переводчик


Знаменательные и памятные даты
 
6 мая
6 мая 1904 года  родился Харри Эдмунд Мартинсон
   ...   
"Разумней будет, если мотылёк
повременит лететь на огонёк,
который предлагает нам услуги."

-(1904-1978 ),
 шведский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1974 года:
  " За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса [JUSTIFY]."
[/JUSTIFY]
Родился в провинции Блекинче, на берегу Иммельн в семье моряка, который со временем стал торговцем. Отец умер, когда X. Мартинсону было 6 лет, мать выехала в США, а дети были отданы в приют. Подростком он нанимался на корабль, который ходил в Индию, Китай и Южную Америку, иногда бродяжничал по Швеции и Норвегии. 
В 1927 г. X. Мартинсон напечатал первый стих "Правдоискатель", в дальнейшем активно печатал как стихи, так и десятки статей. Жил он в предместье, спал в палатке, которую носил с собой. Он познакомился с А. Лундквистом и его друзьями, выпускал антологию "Пять молодых" (1929). В том же году выпустил свой сборник " Корабль-призрак". Эти публикации были гимном жизни во всех ее проявлениях, возвращением к природе, а также романтизацией техники и эры машин. В сборнике "Кочевник" (1981), написанным белым стихом, X. Мартинсон проявил себя как экспериментатор, — произведения были свежие, зрелые, с впечатляющей образностью. Способность поэта видеть в малом большое, в микромире — прообраз макромира, за деталями угадывать всеобщие связи — одно из главных качеств X. Мартинсона, поэта-новатора нашей эпохи. Природа в его поэзии одухотворена и втянута в общую космическую мистерию. Продолжением морской тематики были сборники стихов "Современная лирика" (1931) и "Природа" (и 934). 
Одновременно со стихами Мартинсон писал дорожные очерки. Книжки "Путешествие без цели" (1932) и "Мыс прощанья" (1933) были тепло встречены читателями и критикой, его даже сравнивали с Дж. Конрадом. Но то было лишь вступление в большую прозу. В 1935 г. вышел первый роман X. Мартинсона "Крапива цветет". Это произведение о сиротском детстве писателя, а о юношеских годах был следующий роман "Путь в жизнь" (1936). Глубинные знания тайн природы были положены в основу трехтомника эссе, написанного пером убежденного пантеиста. 
В 1934 г. X. Мартинсон с женой-писательницей были гостями СССР, где принимали участие в І съезде писателей. Из путешествия он вернулся разочарованным и со временем лишь состояние здоровья не позволило ему воевать в шведском корпусе на стороне Финляндии в советско-финской войне 1939 г. В очерке "Правда против смерти" (1940) он выступал и против гитлеровского и против сталинского тоталитаризма.
Состояние депрессии в годы Второй мировой войны отобразилось в сборнике "Пассат" (1945), но книга "Цикада" (1953) и особенно "Стихи о свете и тьме" (1971) - вершины поэтического мастерства X. Мартинсона. Последний прижизненный сборник "Лесные холмики" (1974) — поэтические миниатюры, созданные под влиянием китайской и японской лирики. 
Самое известное прозаическое произведение шведского мастера "Путь в Царство Колоколов" (1948 ) — роман о мытарствах бродяги Болле по дорогам Швеции. Создано оно в жанре народной легенды. 

Шло время. Перемены проявлялись
в потертости обивок и ковров.
Душа убога, бесприютен дух,
бессильем оба скованы, сидят
в космокомфорте скучном и убогом,
который был когда-то нашим богом.
Нам надоело обожать удобства,
достигли мы вершин комфортофобства.
Пронзают время дрожью боль и муки —
мы ими утешаемся от скуки.
Чуть слово или танец станут модны —
их тут же сбросит новый фаворит
в поток бесплодных дней, гнилой, безводный;
в поток, что к Смерти свой улов влачит.


Ленивые мозги — себе обуза.
И духи книжных полок в небреженье
стоят спиной к мозгам, груженным ленью, —
им и без клади мысли хватит груза.
Чудные знаки подает нам космос —
но, дальше своего не видя носа,
мы эти знаки тотчас забываем.
Так, например, приблизились мы к солнцу —
бесславно потухавшему соседу
того, что озаряло долы Дорис.
Тут Изагель, войдя ко мне, спросила:
— Так как же, милый? Будем или нет?..
Я отвечал, что время наступило,
а вот с пространством многое неясно.
Разумней будет, если мотылек
повременит лететь на огонек,
который предлагает нам услуги.
Ее глаза, как фосфор, засветились,
и гнев, священный гнев, зажегся в них.
Но согласилась Изагель со мной,
и далее голдондер охраняла
вне нашей группы, вялой и усталой.
1956
Ясная зимняя ночь.
Бьют ключом холодные звезды.
Мальчик, тоскуя о море,
стоит, до костей продираемый лютою стужей,
на ненакрытом столе причала.
Он звездам счет не ведет –
Он счет ведет кораблям, причалившим к этой земле.
С палубы слышны шаги неусыпного вахтенного.
Трубы флотилии
своею сажей ловят звездный свет.
Потемневшие якоря уснули в глубинах.
Звездный свет заползает на борт по влажным цепям,
чтоб убежать и обосноваться на земном островке.
("Морской ноктюрн", перевод А.Парина)-здесь
 -???




Харри Мартинсон - Литературный Нобель -смотреть
Знаменательные и памятные даты
 
6 мая
Ранее   здесь:   (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь   

6 мая 1868 года родился Гастон Леру 
 французский писатель, журналист, признанный мастер детектива

6 мая 1904 года на станции Кучино, под Москвой, открыт Аэродинамический институт (будущий ЦАГИ), основателем которого является профессор Н. Е. Жуковский

6 мая 1715 г. в Российском государстве был издан первый военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс – «Артикул воинский»




6 мая 1758 года родился Максимилиан Робеспьер 
французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой Французской революции



6 мая 1889 года родилась Любовь Сергеевна Попова  


Знаменательные и памятные даты
 
5 мая

5 мая 1822 года родился Николай Иванович Ильминский
   ...    
«Найди среди его учеников хоть одного, 
у которого при воспоминании о нем не блестели бы глаза, не накатывались бы радостные слезы. 
Что их так связывает?
 Его горячая, беззаветная любовь к ним, к их языку, к их младенческим верованиям.
 А сколько самоотверженных, энергичных работников на ниве Божией — священников, учителей вышло из школы Н. И. Ильминского!»
[RIGHT]Из воспоминаний одного из современников Н. И. Ильминского
[/RIGHT]




 (1822-1891)
-Деятель науки и сферы образования, ученый- востоковед, педагог-миссионер, просветитель народов Поволжья. 

Создатель миссионерской системы христианского образования, в основе которой лежит стремление улучшить «дело умственного, религиозного и нравственного воспитания» нерусских народов Поволжья путем использования родного языка, местного быта и обычаев. В 1872 году основал Казанскую инородческую учительскую семинарию, директором которой был до 1891 года. В последствии в ней учились многие видные деятели марийской культуры, в т.ч. С.ЧАВАЙН, В.МУХИН, А.ЭШКИНИН.

Родился Николай в семье священника - протоиерея. В двадцать лет поступил в Казанскую Духовную Академию где отличился большими способностями к изучению языков. По окончании учебы на физико-математическом отделении в 1846 году был оставлен в академии «бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка», преподавал естественно-научные предметы, историю философии, древнееврейский язык, совершенствуясь в татарском. Командированный в 1850 году, в Санкт-Петербург для проверки татарского перевода богослужебных книг и Нового Завета, ИЛЬМИНСКИЙ принял участие в работе соответствующей комиссии.

Затем, в 1851-1853 годах его академическая и миссионерская деятельность была прервана научной командировкой на Ближний Восток: он отправился в Дамаск, Константинополь и Каир, где изучал мусульманское богословие, языки арабский, турецкий и персидский.

Во вновь открытом при Казанской Духовной Академии противомусульманском отделении ему было поручено в 1854 году преподавание арабского и турецкого языков, а также других наук. В 1858 году, обвиненный в пропаганде мусульманства, ИЛЬМИНСКИЙ оставил академию. Затем он до 1861 года служил при Оренбургской пограничной комиссии, откуда был перемещен в Казанский Императорский университет профессором турецко-татарского языка; восточные языки читал и в Казанской Духовной Академии в 1863-1870 годах. В 1870 году он стал членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. Пять лет, с 1867 по 1872 год, ИЛЬМИНСКИЙ редактировал «Известия» и «Записки» Казанского университета. В 1872 году Николай Иванович был назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело просвещению инородцев Российской Империи.

Уже в первые годы научной деятельности он активно участвовал в происходившем тогда обсуждении проблем миссионерства, работал над переводами Священного Писания на татарский язык. По поручением архиепископа Казанского ГРИГОРИЯ (ПОСТНИКОВА) он много ездил по селениям Казанской губернии и выносил из таких поездок, как новое для своих филологических познаний, так и ценные сведения о религиозной ситуации на местах. В этих путешествиях он на деле столкнулся с тем бедственным положением, в котором находилось миссионерство среди народов Казанского края. Многие из коренных жителей Среднего Поволжья: мари, чуваши, удмурты и часть татар, уже давно считались православными, но были чужды даже внешней стороны христианства, и в середине XIX века многие новокрещены стали целыми деревнями возвращаться к прежней вере – язычеству и исламу. Не способствовало утверждению этих народов в Православии и совершенное невнимание к их школьному просвещению.

ИЛЬМИНСКИЙ взялся изменить дело. Его общительный характер, знание языка и способность притягивать людей, располагала к нему самых недоверчивых. Из этого живого общения, в те годы родились идеи, сыгравшие важнейшую роль в христианской жизни Поволжских народов. А созданная им в 1863 году Казанская крешено-татарская школа стала образцом, по которому стали создаваться подобные школы в других местах Казанской губернии и за ее пределами. 

Он был одним из основателей миссионерского Братства святителя Гурия, открывшегося в Казани в 1867 году и возглавил его Переводческую комиссию. Делал переводы уже не только на татарский, но и на марийский, чувашский и другие языки, которые осваивал с удивительной быстротой. ИЛЬМИНСКИЙ оказал помощь С.НУРМИНСКОМУ в подготовке и издании «Букваря для начального обучения черемисских детей русской грамоте»; содействовал публикации материалов о жизни марийцев. 

Вся деятельность ИЛЬМИНСКОГО была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения», под которым в первую очередь понималось Православное Христианство. Проповедуя Евангелие всем языкам, он стремился приобщить нерусские народы к русской, — а через нее и к общечеловеческой, — культуре и одновременно сделать доступными для русских культурные ценности других народов России. Родной язык он считал основанием и первостепенным орудием школьного образования, а главную роль отводил начальной школе. Совокупность миссионерской и просветительской деятельности Николая Ивановича стала именоваться «системой ИЛЬМИНСКОГО» и приобрела признание как Русской Православной Церкви так и Российского государства, будучи узаконенной в Правилах от 26 марта 1870 года «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» Поволжья, Средней Азии и Сибири. После чего начался активный процесс открытия в Казанской губернии национальных, в том числе марийских. Последовательные сторонники «системы ИЛЬМИНСКОГО» - Н.НИКОЛЬСКИЙ, В.ВАСИЛЬЕВ. 

Согласно «системе ИЛЬМИНСКОГО», преподавание в народной школе (одноклассной четырехлетней) велось на 1-м отделении (2 года) исключительно на родном языке, а русский язык изучался как учебный предмет. На 2-м отделении русский становился языком преподавания. Лучшие учителя нерусских народных школ, по ИЛЬМИНСКОМУ, — люди одной национальности с учениками. От русских учителей он требовал знания родного языка учащихся, использования его в учебно-воспитательной работе. Учебники, по его мнению, должны печататься на родном для учащихся языке с использованием русской графики. Он стремился приспособить организационную структуру русских школ, формы и методы их учебной работы к национальным особенностям населения. В 1872 году Николай Иванович стал инициатором открытия иногородческой семинарии, готовившей учителей для марийских, татарских, мордовских, чувашских, удмуртских школ. Он оставался ее директором до своей кончины. При его участии открылись в 1872 году Уфимско-Оренбургская татаро-башкирская, в 1882 году Бирская марийско-чувашская, в 1883 году Орско-Оренбургская казахская учительские школы.





В качестве основополагающей ступени в любой школе он признавал патриотическое воспитание и привитие учащимся чувства любви к родине.

По мнению Ильминского, первоначальной задачей школы должно являться утверждение религиозных и нравственных понятий, и лишь потом должен следовать процесс передачи знаний учащимся. Он выступал за проведение православных богослужений на иностранных языках, являющихся в то же время родными для представителей отдельных этносов. Так, Н. И. Ильминский в одной из своих писал: «Единственным и верным проводником идей в самую глубину сознания, в особенности на первых порах, служит родной язык. Русский язык для инородцев, сколько вы его не учите и какие продолжительные курсы не назначайте для этого, всегда останется для него чем-то внешним».

Для того, чтобы просвещать «инородцев», необходимо было изначально укрепить их в вере. С этой целью Николай Ильминский подыскивал священников, которые имели склонность к образовательной деятельности. Это была задача совсем не из легких, ведь многие из священников в то время отошли от истинной православной веры и вернулись обратно в язычество. Просветителей нужно было найти среди тех, кому была присуща истинная вера в Бога и религиозная смиренность. Инородческое население Н. И. Ильменский называл «залежью, доброй почвой, над которой стоит потрудиться в верной надежде на обильный плод».

Просветитель Николай Ильминский выступил с предложением о начале переводческой и издательской деятельности на родных языках представителей различных этносов. Так, впервые, в городе Казани была создана специальная переводческая комиссия, а позднее, во время Первой мировой войны, благодаря усилиям талантливого педагога П. П. Глезденева, газеты на удмуртском и марийском языках появились и в Вятке.

Основной целью для Н. И. Ильминского стало сближение представителей разных этносов с русскими. 




В изданной в 2008 году монографии учёного секретаря Института теории и истории педагогики и секретаря научного совета по истории образования и педагогической науки РАО, доктора педагогических наук И. З. Сковородкиной «Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика» Н. И. Ильминский ставится по значению в один ряд с основателем научной педагогики в России К. Д. Ушинским.


Основные принципы педагогической системы Ильминского, изложенные им в ряде сочинений, состоят в следующем:
 1) обучение детей на родных языках; создание комплексов учебных пособий – букварей, книг для чтения, учебников арифметики, Закона Божия – на родных языках; 
2) изучение русского языка как одного из основных предметов на родном языке, с использованием качественных учебников, отдельных для каждого народа; к концу четырехлетней начальной школы учащиеся должны изучить русский язык в таком объеме, чтобы быть способными дальше учиться на русском языке; 
3) высокие требования к учителям – Ильминский считал возможным обучение детей только учителями той же национальности, или свободно владеющими языком учащихся, при этом учитель должен иметь качественное педагогическое образование и быть искренне православным; 
4) Ильминский считал, что огромное значение для миссионерской деятельности имеет обучение в начальных школах девочек, поддерживал женщин-учительниц, вопреки российским законам считал возможным совместное обучение юношей и девушек в средних и высших учебных заведениях (в Казанской центральной крещено-татарской школе и Симбирской чувашской учительской школе юноши и девушки учились вместе, а раздельные классы существовали только в официальных отчетах).






НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ИЛЬМИНСКИЙ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТУРКМЕНСКИХ ДИАЛЕКТОВ



- на русском
Знаменательные и памятные даты
 
5 мая
Ранее здесь  и на след.:      (ссылка работает, если Вы вошли как  Пользователь  

5 мая 1581 года в городе Остроге вышел календарь Ивана Фёдорова

5 мая 1764 года специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества"

 5 мая 1821 года смерть Наполеона I на острове Святой Елены 


5 мая 1926 года в «Комсомольской правде» напечатано первое в этой газете стихотворение В. МАЯКОВСКОГО «Четырехэтажная халтура»


5 мая 1818 года родился Карл Маркс  


5 мая 1915 года родился Евгений Аронович Долматовский 

советский поэт


Знаменательные и памятные даты
 
4 мая 

4 мая 1733 года родился Жан-Шарль шевалье де Борда
   ...   

 (фр. Jean-Charles, chevalier de Borda, 4 мая 1733 год, Дакс, Франция — 19 февраля 1799 год, Париж)


 — французский математик, физик, геодезист, инженер, политолог и морской офицер. Автор доказательства теоремы в гидравлике об ударе струи жидкости или газа, носящей его имя — Теорема Борда.




Его родителями были Жан-Антуан де Борда и Мария-Тереза де ла Круа. Они оба были из старинных благородных семейств с сильными военными традициями. У Жан-Антуана и Марии-Терезии было шестнадцать детей, восемь мальчиков и восемь девочек. Большинство братьев Жана-Шарля де Борда продолжили военную карьеру.

Большое влияние на юного Шарля оказал его кузен — Жак-Франсуа де Борда, который был сведущ в математике и знал ведущих математиков своего времени. Он учил молодого Шарля, который с самого раннего возраста обнаруживал большую склонность и способности к занятиям математикой и изучениям наук.

В возрасте семи лет Жан-Шарль де Борда начал обучаться в Колледже Варнавитов в Даксе. В Колледже он изучил греческий язык, латынь, начала математики. Когда Шарль достиг возраста одиннадцати лет, отец послал его в Иезуитский колледж в Ла Флэше, который обучал мальчиков военной карьере, законам и государственной службе.

В 1748, в пятнадцать лет, Борда закончил колледж. Он возвратился в дом своего родителя, чтобы попытаться убедить отца позволить ему продолжить карьеру в военном техническом корпусе. Несмотря на сильные военные традиции семьи, отец Шарля хотел, чтобы сын стал судьей, но все же он позволил ему начать карьеру математика в армии. Состоя сначала военным инженером, а затем, перейдя в кавалерию, Шарль занимался математикой и представил несколько записок по математике в Академию наук. В 1756 он предпринял исследование в области баллистики и написал «Доклад о движении снарядов» (Mmoire sur le mouvement des projectiles). На основании этой работы он был избран ассоциированным членом Французской академии наук. Позже его избрали полноправным членом Академии.
Во время Семилетней войны (1756—1763), в 1757 г., Борда участвовал в военных действиях в качестве адъютанта маршала де Мальбуа. Но Шарль хотел применить свои знания к морскому делу и 4 сентября 1758 он стал обучаться в Королевской инженерной школе (cole royale du gnie de Mzires) в Мезьере, которую закончил досрочно, за год. В 1767 г. он поступил на морскую службу и продолжил карьеру в качестве военного инженера на флоте.




Научные исследования
Жана-Шарля де Борда занимал вопрос о сопротивлении движущихся тел в жидкости. Его изыскания, напечатанные в «Мемуарах» Парижской академии в 1763, 1767 и 1770 годов, привели к заключению, что сопротивление жидкостей почти пропорционально квадратам скоростей. При описании вклада де Борда в механику жидкости следует также отметить вклад, который он сделал для изучения водяных колес и насосов.

Жан-Шарль де Борда в 1767 году был избран в Академию наук Бордо (Acadmie de Bordeaux), а через два года в Королевскую Академию флота (Acadmie de marine).

В 1770 году Борда изобрел систему голосования, известную как правило Борда, и эта система до сих пор остается одной из самых популярных среди избирательных систем всего мира. Согласно этому методу результаты голосования выражаются в виде числа баллов, набранных каждым из кандидатов. Однако, в 1785 году Николя де Карита, маркиз де Кондорсе предложил свой метод проведения выборов, в ситуации, где имеется больше чем два кандидата. Его метод, названный «Принцип Кондорсе», гласит, что для определения истинной воли большинства необходимо, чтобы каждый голосующий проранжировал всех кандидатов в порядке их предпочтения. После этого для выбранной пары кандидатов определяется, сколько голосующих предпочитает одного кандидата другому. Борда согласился, что предложение Кондорсе было справедливо, но практически не осуществимо, поскольку ни один победитель не мог бы выиграть у всех. Эти две системы голосования были лучшими, но обе имели свои достоинства и недостатки.

В 1771 г. Борда отправился в плавание на фрегате «Флора» (La Flore). Корабль отправился в область Карибского бассейна с целью испытания новых моделей часов и морских хронометров, употребляемых для определения широты и долготы.
Ученые в смутные времена
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 
Многие педагоги, представители разных культур, отмечали, что маленькие дети стремятся в языке к симметрии, особенно что касается мамы и папы. Раз существуют мамонты, должны быть и папонты, раз существуют папоротники, должны быть и маморотники.
Самая легендарная шутка Карла XV относится именно к этому жанру. В студенческие годы (давно оставив позади означенный возраст от двух до пяти) он объявил: странно, что мы говорим «mor-al» (мораль), почему не называть это «far-al»?
Многие потом так и звали его до самой смерти — «faral».




 Карл был художником и поэтом.
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 







"В детстве чувство таинственности было у меня господственным, это был фон моей внутренней жизни… 
Все окружающее, то, что обычно не кажется и не признается таинственным, очень многие привычные и повседневные предметы и явления имели какую-то глубину теней, словно по четвертому измерению, и выступали в рембрандтовских вещих тенях. Нечто, кажущееся обыкновенным и простым, самым заурядным… 
Вдруг открывалось, что оно — не просто. Воистину что-то припоминалось в этом простом и обычном явлении, и им открывалось иное, ноуменальное, стоящее выше этого мира или, точнее, глубже его. Полагаю, это то самое чувство и восприятие, при котором возникает фетиш: обычный камень, черепица, обрубок открывают себя как вовсе не обычные и делаются окнами в иной мир. Со мною в детстве так бывало не раз."




живопись Натальи Сюзевой
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
 

Лунария в японской вазе (Judaspenning in Japanse vaas). 1916

[CENTER]"Я пишу, вернее, хочу писать картины безмолвные,
[/CENTER]
но поющие даже своим молчанием."



Самый деликатный голландский художник      Jan Mankes
Предложения по работе и функционалу сообщества, Предлагаем, чего хотелось бы видеть на портале
 
Лора Викторовна, очень хочется надеяться, что затишье здесь носит временный характер:



Коллеги, несколько лет программа EdStars приносила радость и вам и нам. Каждый квартал мы подводили итоги и награждали лучших в своей лиге.

Мы вместе с вами собрали довольно большую коллекцию интерактивных уроков. К сожалению, руководство компании приняло решение о приостановлении деятельности данной программы в 2018 году.

Сейчас портал ищет новые форматы и пути для развития. Возможно появятся новые программы, которые будут интересным не только учителям, но и другим представителям образовательного сообщества.
Это здесь