3 января 1936 года, 80 лет назад, родился
Николай Михайлович Рубцов советский поэт (3 января 1936 — 19 января 1971)
Во время Великой Отечественной войны потерял и отца, и мать, а также был разлучен со своими братьями и сестрами.
Воспитывался в детском доме в Вологодской области, которая навсегда осталась в его душе и нашла позднее выход в его стихотворчестве.
Первое свое стихотворение Николай написал, когда ему было 10 лет. С 16 лет Рубцов вел бродячую жизнь, выполнял разнообразные работы - был библиотекарем, кочегаром на тральщике «Архангельск», слесарем на Кировском заводе.
Явление поэзии Николая Рубцова в 1960–1970-е годы было огромной радостью для русской души.
...Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризной,
Я буду скакать по следам миновавших времен…
...Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!...
...В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Поэты России ХХ век. Николай Рубцов. https://www.youtube.com/watch?v=TLz6iG12D04
2 января 1920 года родился Айзек Азимов американский писатель-фантаст ( 2 января 1920 — 6 апреля 1992) Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Азимов родился в местечке Петровичи Мстиславльского уезда Могилёвской губернии, Белоруссия (с 1929 года и поныне Шумячском районе Смоленской области России) в еврейской семье. Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Впервые Азимов опубликовался в 1939 году. Это был рассказ «В плену у Весты» Азимов придумал слово «robotics» (робототехника, наука о роботах), вошедшее в английский язык. В переводах Азимова на русский robotics также переводят как «роботехника», «роботика».
"
"Разве есть в жизни что-либо более прекрасное, чем поиск ответов на вопросы?"
"Бюрократия разрастается, чтобы поспеть за потребностями разрастающейся бюрократии."
"Обижаться можно тогда, когда оскорбления, нанесенные в ярости, человек повторит успокоившись."
"Я уверен, что ничто не сможет заменить книгу в будущем, так же, как ничто не смогло заменить ее в прошлом."
"История достигла той точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны дружить."
2 января 1912 года родился Ренато Гуттузо итальянский художник, представитель неореализма, почётный член Академии художеств СССР (2 января 1912 — 18 января 1987)
На протяжении всей жизни Гуттузо привлекал рисунок. В нем он отрабатывал решение объемно-пространственной концепции композиции своих живописных работ, искал выразительные жесты.
В 1940-е годы Ренато Гуттузо был участником подпольного антифашистского движения в Риме и Милане, печатал дома листовки, из-за арестов вынужден был скрываться, стал участником партизанского отряда в Абруцци.
В 1943-1955 годы Гуттузо являлся активным сторонником неореализма.
Социальные события истории и современности, образ человека из народа — стали центральной темой творчества художника в эти годы. В полотнах, рассказывающих о быте и труде жителей Юга Италии («Ловля меч-рыбы», «Выход в море»), художника привлекала передача выразительной энергии цвета, напряженной динамики тел рыбаков Сицилии.
Позднюю манеру художника назвали «романтическим экспрессивным реализмом». Понимание живописной динамики связано для него с изображением динамики современной жизни. Постоянной моделью Ренато Гуттузо, его помощником и секретарем стал молодой рабочий Рокко Католано, образ которого часто художник передавал в портретах.
2 января 1834 года родился Василий Перов русский живописец, один из родоначальников жанровой картины,
один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок
(2 января 1834 — 10 июня 1882)
Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство
Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.
Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы»
2 января 1837 года родился Милий Балакирев российский композитор (2 января 1837 — 29 мая 1910)
Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.
«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру.
В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное.
1 января 1823 года родился Шандор Петефи венгерский поэт и революционный деятель (1 января 1823 — 31 июля 1849)
*
Печаль - это целое море,
А радость - жемчужина в нем,
Которую часто - о горе!
Калечим, пока извлечем!
*
Еще мальчиком, бросив школу, Петефи поступил в труппу странствующих актеров, с которой обошел чуть ли не полстраны. Политическая направленность поэзии Шандора Петефи сближает его с Беранже, Гейне, Гервегом и Фрейлигратом. Петефи культивировал поэзию Беранже, ценя ее радикально-плебейскую сущность, при случае переводил его, но все же Петефи превосходит Беранже своим подлинным пафосом и многогранностью. Напрашивается сравнение Петефи с Некрасовым, близким ему своей социальной тематикой и той риторической интонацией, которая одинаково характерна для обоих революционно-демократических поэтов.
"Поэзия - не аристократический салон, куда являются только напомаженным и в блестящих сапогах, а храм, в который можно войти в лаптях и даже босиком."
"Ежели какая-нибудь идея становится всемирной, то скорее можно уничтожить мир, нежели выкорчевать из него эту идею."