Однажды, после того как во время одной из экспедиций Христофора Колумба все съестные запасы и вода на судне подошли к концу, а попытки договориться с индейцами успехов не принесли, знания о приближающемся лунном затмении оказали мореплавателю колоссальную услугу.
Он заявил местным жителям, что если до вечера они не пришлют ему продовольствия, он отберёт у них ночное светило. Те в ответ лишь рассмеялись, но когда ночью Луна начала темнеть и приобрела багровый оттенок, они попросту пришли в ужас. Вода и съестные припасы были незамедлительно доставлены на судно, а индейцы на коленях просили Колумба возвратить на небо светило. Мореплаватель отказать им в просьбе не смог – и спустя несколько минут Луна опять засияла на небосводе.
Чтобы понять, почему происходят солнечные затмения, люди веками наблюдали за ними и вели счёт, фиксируя все сопутствующие им обстоятельства. Вначале астрономы заметили, что солнечное затмение бывает лишь при новой Луне, и то не при каждой. После этого, обратив внимание на положение спутника нашей планеты до и после удивительного феномена, стала очевидна его связь с этим явлением, поскольку оказалось, что именно Луна закрывает Солнце от Земли.
После этого астрономы обратили внимание на то, что через две недели после солнечного затмения всегда происходит лунное, особенно интересным оказалось то обстоятельство, что Луна при этом всегда была полной. Это ещё раз подтвердило связь Земли со спутником.
Когда смотришь на немногочисленные растения, то тут, то там виднеющиеся посреди бескрайних песков пустыни, не можешь не задавать себе вопрос, как именно им удаётся выжить в этих невероятно сухих и жарких условиях, где дождь является редким явлением, а в некоторых районах не бывает десятилетиями.
К счастью, здесь выпадает утренняя роса, которая образуется из-за незначительной влажности воздуха при перепаде ночной и дневной температур. Появившиеся капельки моментально впитываются в песок и полученной от них влаги вполне достаточно для того, чтобы жизнь растительного мира продолжалась.
Театр Российской Армии не только располагается в удивительно красивом здании, но и стал когда-то первым профессиональным драматическим театром в системе Министерства обороны
Этот театр организовали в 1929 году для обслуживания Красной Армии на Дальнем Востоке. Вплоть до 1946 года он носил название Театра Красной Армии, потом был переименован в Театр Советской Армии, а в 1991 году стал называться так, как сегодня — Театром Российской Армии. Сцена театра является самой большой в Европе — она настолько огромна, что по ней когда-то свободно скакала конница, ездили танки и самолёты
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=346 Здание, в котором расположен Театр Российской Армии, само по себе является не имеющим себе аналогов шедевром эпохи "сталинского ампира"
В театре запросто может разместиться 1900 зрителей, но вообще труппа театра обычно завоёвывала публику не столько числом, сколько умением — не зря её считали одной из лучших в Москве
В наше время в Театре Российской армии работают такие выдающиеся актёры, как Людмила Чурсина, Лариса Голубкина, Людмила Касаткина, Владимир Зельдин, Фёдор Чеханков и другие, ну а от актёрского состава, как известно, зависит и репертуар самого театра
Сегодня репертуар Театра Российской Армии сосредоточен, главным образом, на классике мировой драматургии
Театр Российской Армии за свою 70-летнюю историю был удостоен множества наград, в числе которых "Хрустальная Турандот" за постановку "На дне", а также участвовал во различных фестивалях искусств, таких как Всемирная театральная олимпиада и Чеховский театральный фестиваль
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского — высшее музыкальное учебное заведение в Москве, вторая по времени основания консерватория России. Наряду с Петербургской консерваторией является одним из ведущих музыкальных вузов страны.
Николай Рубинштейн создал Московскую консерваторию в 1866 г. на базе организованных им же в 1860 году совместно с В. А. Кологривовым Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). С самого начала и до 1881 года он оставался директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра. В дальнейшем должность директора Консерватории занимали: С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов.
Финансирование Консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет, затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины.
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=374 Здание Московской государственной консерватории, включающее учебные помещения и концертные залы, было перестроено из дома графа М. С. Воронцова в 1895—1901 гг. архитектором В. П. Загорским и скульптором А. А. Аладьиным. В 1932—1933 годы трёхэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко.
Перед зданием консерватории абсолютно логично установлен памятник Чайковскому)
За время существования Московской консерватории из её стен вышли выдающиеся музыканты и исполнители, многие из которых позже стали преподавать в вузе.
Смольный институт — здание в Петербурге, памятник истории и архитектуры, резиденция губернатора Петербурга и музей. Здание возведено в 1806 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги.
В XIX — начале XX века в здании размещался Смольный институт благородных девиц. Институт известен своей ролью в событиях Октябрьской революции 1917 года, после которой в здании размещался Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС (вплоть до 1991 года). Затем резиденция мэра и, с 1996 года, губернатора города. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю здания.
Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Основано по инициативе И. И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II в 1764 году в Санкт-Петербурге, при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре (проектировавшемся Растрелли), под названием “Воспитательное общество благородных девиц”.
В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и др. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый.
Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. По окончании института шесть лучших выпускниц получали “шифр” — золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками.
Некоторые воспитанницы Смольного института становились фрейлинами двора.
В 1925 году архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом были проведены работы по благоустройству (построены пропилеи перед входом в Смольный) с целью подчеркнуть роль Смольного как колыбели революции.
В 1934 году в Смольном был убит Сергей Киров.
В 1994 году была выпущена серебряная монета достоинством 3 рубля, посвящённая Смольному институту и монастырю
Демидовский дворец расположен рядом с Третьяковской галереей. Расположен на берегу Москва-реки, является памятником архитектуры середины XVIII века.
Прокопий Акинфиевич Демидов — старший сын крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова, крупнейший владелец горнопромышленных предприятий. Основал Московское коммерческое училище в 1772 году, известен многотысячными пожертвованиями на Московский университет и миллионными вкладами в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял. Был знаменит своими чудачествами, современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц.
Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 гору был куплен двор с домом Ф.И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась “челобитная дворянина П.А. Демидова и жены его Матрены Антиповой” от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева".
Демидовский Нескучный дворец, расположенный на берегу реки Москвы, является памятником архитектуры середины XVIII века и прекрасно представляет классический стиль. Дворец имел завидную судьбу. При жизни владельца он был заставлен тысячами клеток с пернатыми. Любоваться этакими чудесами ездила вся московская знать. Тут бывали живописцы, литераторы, государственные деятели, ученые… После смерти владельца одно время дворец принадлежал графам Орловым. Позже здание вместе с угодьями купил Николай I и поселил в нем супругу Александру Федоровну (иногда и дворец называли Александрийский). После революции уникальный памятник истории превратили в музей. Люди приходили сюда, чтобы познакомиться с богатейшими коллекциями изысканной мебели. Говорят, Ильф и Петров сочинили свой прославленный роман о злополучных стульях не без подсказки, услышанной в этих стенах.
Решетка ограды изготовлена в 50-е годы 18 века на Нижнетагильском заводе Демидова по проекту Ф.С.Аргунова. Чугунные створы не собраны из отдельных частей, а отлиты цельным куском.
В бытность Прокопия Демидова усадьба Нескучного дворца славилась знаменитым ботаническим садом. Демидов, увлекаясь коллекционированием экзотических растений, еще в 1740-х гг. попросил у брата Григория отводок и семян из его соликамского сада. После смерти Григория Прокопий перевез в Москву наиболее интересные растения из уральской коллекции. Сад и сам по себе привлекал внимание посетителей, доступ в него был открыт, и он всегда был заполнен посетителями. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ. Тогда-то и возникло название нынешнего места — Нескучный сад.
В саду Демидова ежегодно составлялись "травники" (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались "охотники и любители ботаники". Каталог сада в 1781 году составил академик Паллас, он писал: "Владетель сего сада определил его сперва для плодов, а наконец для одной ботаники, и построил в нем множество разных каменных оранжерей". Паллас упоминает пять террас, спускавшихся к реке, и восемь оранжерей, на них расположенных. Эти оранжереи были предназначены не только для “сочных растений и дерев из теплых стран”, но и специально для “рощения семян", и тянулись на целые полверсты.
В предисловии к своему каталогу 1786 года П.А. Демидов указывает 8000 растений — общее число их за весь период существования сада, куда входит 6000 видов и не менее 2000 садовых форм. Среди растений демидовского сада было немало видов российской флоры из различных регионов страны. Некоторые растения были уроженцами далеких заморских краев. Для пополнения коллекции растений своего сада хозяин установил связи с зарубежными и отечественными ботаниками.
После смерти П.А. Демидова ботанический сад в Москве постепенно пришел в запустение. Прямые наследники, сыновья, садом не интересовались. Исполняя волю покойного, его вдова Татьяна Васильевна обратилась в 1787 г. к Екатерине II с просьбой передать сад в ведение Московского университета, но получила отказ, новые владельцы имения также не обращали внимания на сад, и он захирел и погиб как ботанический. Только часть редких растений из него пересадили в университетский сад. В 1920-х гг. краеведы Л.П. Александров и В.Л. Некрасов писали: “Лучше всего была бы восстановлена память о первом ботаническом саде России… если бы Нескучный сад, украшенный памятниками Демидову и Палласу, был обращен в большой ботанический сад… и служил целям просвещения, знакомя с разнообразной флорой России".
Беседка в Нескучном саду
Дворцовый комплекс в Нескучном саду содержится в хорошем состоянии, его по-прежнему занимает в основном Российская Академия наук.
Охотничий домик, сохранившийся от старейшей усадьбы Трубецкого занимает Элитарный клуб "Что, где, когда?". Обнесенное высоким забором и охраняемое собаками здание мало доступно для осмотра. Однако, можно рассмотреть, что передний фасад, служащий декорацией для съемок игр, содержится в хорошем состоянии, правда перед ним установлено нагромождение металлических конструкций, видимо, используемых при съемках. Задний и боковые фасады производят впечатление заброшенности, которую трудно себе представить, наблюдая здание по телевизору во время регулярных игр знатоков.
Летний домик, судя по внешнему виду, находится в удовлетворительном состоянии, в нем размещается библиотека, в которой работает и за которой следит, наверное, всего одна немолодая библиотекарша (на фото справа). Одной из основных ее забот является защита здания и библиотеки от компаний пьяниц, собирающихся к вечеру на скамейках вблизи домика.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
ГМИИ имени Пушкина (бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III») — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Является памятником архитектуры рубежа XIX-XX веков.
Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З.А.Волконской и академиком С.П.Шевыревым (1831), профессором К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года.
...........
С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».
Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.
......
Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.
Музей Востока в Москве — обладатель крупнейших в России коллекций искусства ряда стран Востока, Кавказа и Закавказья, Казахстана и Средней Азии, а также значительных коллекций искусства народов Севера и Сибири, картин Н. К. Рериха и С. Н. Рериха.
Государственный музей Востока в Москве занимает исторический особняк, охраняемый государством: Дом Луниных.
В музее представлено как традиционное искусство, так и работы мастеров живописи XX века.
Крупнейшие коллекции Музея представляют традиционное искусство Японии, Китая, Ирана, Индии, стран Юго-Восточной и Центральной Азии. Широко представлено искусство Кавказа и Закавказья (Грузия, Азербайджан, Армения), Казахстана и Средней Азии (Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан).
В целом коллекция музея содержит произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и археологические экспонаты более чем 100 стран, свыше 160 000 единиц хранения.
Постоянные экспозиции музея Востока в Москве: «Искусство Кореи», «Искусство Китая», «Искусство Японии», «Искусство Юго-Восточной Азии» (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), «Искусство Кавказа» (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), «Искусство Ирана», «Искусство Индии», «Искусство Средней Азии и Казахстана», «Искусство Бурятии, Монголии и Тибета», «Искусство народов Севера», «Живопись Закавказья и Средней Азии (XIX в. — 1 пол. XX в)», «Творчество Н. К. и С. Н. Рерихов».
Выставки часто посвящены современным художникам, работы которых используют в первую очередь наследие Востока. Работает лекторий, есть детский абонемент.
Музей был создан 30 октября 1918 года. Первым директором Музея был Ф. В. Гогель.
Со времени своего основания музей Востока не раз менял расположение: «Дом Гиршмана у Красных ворот», Российский исторический музей на Красной площади, здание ВХУТЕМАСА на ул. Рождественка, 12, «Цветковская галерея» на Кропоткинской набережной, 29, Центральный музей народоведения.
Коллекции музея Востока пополнялись за счет передач из Национального музейного фонда предметов и коллекций, в том числе коллекции Н. С. Мосолова, П. И. Харитоненко, А. М. Позднеева, А. А. Брокара, П. И. Щукина, даров частных лиц (В. Г. Тардова, А. С. Умнова, В. Р. Чейлытко, О. В. Давыдовой, М. В. Столярова) и организаций.
В 1926—1928 годах второй директор Б. П. Денике (1885—1941) организовал три археологические экспедиции в Старый Термез. Они дали музею уникальные материалы из раскопок дворца XII века и других памятников. В 1929 году В. А. Гурко-Кряжиным и В. Н. Кацауровым была организована первая закупочная экспедиция в Нагорный Курдистан и Тушетию.
Первое постоянное помещение музея Востока, мало подходящее для него здание церкви Илии Пророка по ул. Воронцово Поле, 16, было найдено по заданию ВЦИК и передано музею распоряжением Моссовета от 27 февраля 1930 года.
В июле 1941 года экспозиции и фонды Музея были свернуты, а самые ценные экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Но уже в мае 1942 года в залах Музея была развернута выставка живописи и графики художников Казахстана и Узбекистана. Продолжалась научная и выставочная работа, комплектование коллекций и библиотеки.
В конце 1944 года экспонаты Музея были возвращены из эвакуации. Отличившиеся сотрудники были награждены медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». 25 мая 1945 года Музей восточных культур первым среди московских музеев открыл для посетителей постоянные экспозиции.
После войны музей стал коллектором, распределявшим свои собрания среди десятков республиканских и областных музеев СССР. Некоторые из них понесли тяжелые потери в годы войны (музеи Киева, Одессы, Львова, Минска), другие, по мнению Комитета по делам искусств (позже — Министерства культуры), нуждались в памятниках восточного искусства. Кроме того, наблюдалась острейшая нехватка помещений для обработки, хранения и представления возраставшего числа предметов.
В 1960-х годах Музею было передано его нынешнее здание, исторический Дом Луниных. Первая выставка открылась в новом здании в 1984 году. В октябре 1985 года было принято решение об открытии Северо-Кавказского филиала Музея Востока в г. Майкопе, и Министерство культуры СССР в феврале 1987 года издало Приказ «О создании Северо-Кавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока». В конце 1995 года, после ремонта и реставрации, здесь была торжественно открыта первая выставка.
На 1980-е годы пришёлся один из пиков собирательской деятельности Музея. Его коллекции выросли почти вдвое по сравнению с предыдущим периодом. Важную роль в пополнении коллекций сыграло создание при Музее антикварной галереи «Шон». В 1987 году музей получил статус научно-исследовательского института I категории.
18 декабря 1991 года Указом Президента Российской Федерации Музей Востока был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России.
Исторические названия Музея: Ars Asiatica (1918—1925), Государственный музей восточных культур (1925—1962), Государственный музей искусства народов Востока (1962—1992), Государственный музей Востока (с 1992 г.).
Особняк Арсения Морозова — особняк в центре Москвы, на Воздвиженке, 16, построенный в 1895 — 1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.
Арсений Абрамович Морозов принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов он совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино.
По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом.
Ещё на стадии строительства особняк Морозова стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций.
Аристократическая Москва скептически морщилась. Граф Лев Николаевич Толстой в романе "Воскресение" дал убийственную характеристику и особняку, и хозяину: Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку". Не менее резко высказалась Варвара Алексеевна, когда узнала, что сын сделал с ее подарком — особняком в русском стиле: "Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает". На все упреки братьев о безвкусии и непрактичности Арсений отвечал: "Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет"
С архитектором Виктором Мазыриным Арсений Морозов познакомился в 1894 году на Всемирной выставке в Антверпене, для которой Мазырин проектировал русский павильон. К тому времени он был уже известным мастером, автором павильонов для Парижской выставки в 1889 году и Среднеазиатской выставки в Москве в 1891. Мечтатель и романтик, он верил в переселение душ и считал, что душа его родилась в Египте, поэтому дважды побывал в этой стране. Мазырин много путешествовал и, как настоящий зодчий, привозил из каждой поездки альбомы зарисовок — рисунки различных зданий, понравившихся ему деталей и фрагментов архитектурных сооружений. Неудивительно, что заказ на строительство особняка на Воздвиженке получил именно такой мастер. Архитектор и заказчик отправились в путешествие по Европе — искать прообраз будущего чудо-дворца. Искомое нашлось в португальском городе Синтра: дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 году, принадлежавший принцу Фердинанду, мужу португальской королевы Марии II.
Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа особняка Морозова и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях, ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит.
В остальных частях особняка Арсения Морозова иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами.
###Страница 2
Общая композиция особняка Морозова с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.
Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле.
Маяковский также бывал здесь – на литературных дебатах. “А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?…”
Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, не долго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет. Необычная смерть как бы подчеркнула необычность человека…
После Октябрьской революции дом Морозова стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. В начале 1920-х годов с ней сотрудничал Сергей Эйзенштейн, сделав в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.
В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941—1945 годах — редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет — посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран» (ССОД); особняк получил обиходное название Дома дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.
В 2003 году Управление делами Президента РФ начало переоснащение, реконструкцию и реставрацию здания. Дом приёмов Правительства Российской Федерации — таково нынешнее официальное название особняка — открылся в январе 2006 года и предназначался для проведения различных официальных мероприятий, связанных с председательством России в течение года в «Большой восьмёрке».
В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма «Галерея Идей». В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам-реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию.
Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.