Родился 30 апреля 1905 года в поселке Завод Талица Пермской губернии (ныне город Талица Свердловской области). Его отец был преподавателем в лесной школе. В 1929 году Сергей окончил Екатеринославский институт народного образования и в течение десяти лет там же работал. Окончив аспирантуру Московского государственного университета, он в 1935 году защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук.
В 1942 году Никольский – уже доктор физико-математических наук, а в 1944 году стал профессором. С 1940 года Никольский работал в МИАН, а в 1947 году пришел на кафедру высшей математики Московского физико-технического института, где проработал 50 лет, до 1997 года (ему в то время исполнилось 92 года).
С 1972 года он являлся действительным членом Академии наук СССР (РАН). В 2005 году в Москве прошла конференция, посвященная столетию Сергея Михайловича, и он сам принял в ней участие.
Никольский внес большой вклад в развитие теории функций и ее приложений. Он опубликовал более 10 научных работ, среди которых три монографии, разработал два учебника по математике для вузов и семь – для школ. Его работы переведены на многие языки мира. Никольский – лауреат Сталинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами и медалями, в том числе орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, Ленина, золотой медалью Российской академии наук, медалями имени Больцано Чешской Академии Наук, имени Коперника Польской Академии Наук... Почётный профессор Днепропетровского Университета, Московского Физико-технического института, заслуженный профессор МГУ, иностранный член Венгерской Академии Наук, Польской Академии Наук - Никольский является лауреатом множества научных премий.
Умер Сергей Михайлович Никольский 9 ноября 2012 года в Москве на 108-м году жизни, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.
Автор более 100 научных публикаций, в том числе трёх монографий, двух учебников для вузов, семи учебников для школ.
В середине 1990-х годов, накануне своего 90-летия, оценивая научную атмосферу в России, Никольский признался:
«Сейчас, конечно, плохое время для научной работы — засилие серых людей. Кто всё же может заниматься наукой, и фактически ею занимается, достоин восхищения»
«Трудно только первые 80 лет!», — шутил Никольский. Увлекался плаванием, греблей, много времени проводил на Днепре, позже, живя в Подмосковье, каждую зиму совершал лыжные прогулки, много ходил пешком, однажды за сутки прошёл с друзьями 100 км. Жить Никольскому было всегда интересно, он следил за событиями по телевидению, читал газеты, интересовался политикой, где своё место видел на левом фланге, продолжал решать математические задачи.
Родился в Праге в учительской семье. Отец умер, когда Ярославу было тринадцать лет, и мальчику пришлось оставить гимназию и идти работать.
Несколько лет спустя он окончил торговое училище - и отправился бродяжить: обошел Чехию, Словакию, Венгрию и Галицию. Впечатления от этих скитаний легли в основу первых рассказов Гашека. Довольно быстро он обнаружил в себе талант сатирика.
Из-под его пера выходили рассказы, фельетоны, памфлеты, и "продукция" Гашека была нарасхват у пражских газетчиков.
В 1911 году Гашек едва не угодил в тюрьму за насмешки над государством: в одном из кабачков он устроил целое представление, посвященное созданию фиктивной партии "умеренного прогресса в рамках закона".
В 1914 году Гашека призвали в армию и отправили на Восточный фронт. Он попал в плен к русским, был сослан в Сибирь, где и встретил революцию; в Сибири же он вступил в коммунистическую партию и вскоре в составе Пятой армии прошел победным маршем от Бугульмы до Иркутска.
В Чехословакию Гашек вернулся в 1920 году исразу же сел за работу над "Похождениями бравого солдата Швейка". Роман печатался отдельными выпусками; закончить его Гашек не успел - помешала смерть.
В какой-то момент Гашек на полученные гонорары смог купить двухэтажный домик под Замком в Липнице-над-Сазавой (Картинка 2.) Именно здесь он прожил последние четыре месяца своей жизни, то есть сентябрь-декабрь 1922г. Здесь он писал Швейка и здесь Гашек умер. Перед домом установленна некая композиция, специалистами определенная как фальшивая. Дело в том, что Гашек не писал свои тексты. Он их надиктовывал.
Карл Фридрих Гаусс родился в небольшом немецком городе Брауншвейге. Отец его был водопроводчиком и в своем городе был известен как хороший вычислитель, так что его часто приглашали для ведения расчетов.
Маленький Карл Фридрих очень рано обнаружил поразительные способности к счету. Впоследствии Гаусс говорил друзьям, что он научился раньше считать, чем говорить. Рассказывают, что, когда ребенку было 3 года, произошел следующий удивительный случай: как-то в присутствии сына отец производил расчет, сколько следует заплатить за работу каменщикам, учитывая, что некоторые из них работали и в обеденные часы. Окончив счет, он собирался уже приступить к выплате денег, как вдруг маленький Карл сказал, что расчет неверен и должно быть столько-то. Оказывается, мальчик в уме повторял все выкладки отца. Велико было удивление последнего, когда, проверив снова счет, он убедился, что сын прав!
Семи лет Гаусс поступил в народную школу. Первые два года, пока учили чтению и письму, мальчик не выделялся среди других. Но на третьем году началась арифметика,— тут-то и проявились его замечательные способности. Учитель как-то задал мальчикам сосчитать сумму чисел: 1+2+3+ ...+40. В то время как другие ученики принялись подряд складывать числа, Гаусс почти сразу подал учителю свою грифельную доску с правильным ответом. Он заметил, что числа, стоящие на одинаковом расстоянии от начала и конца, дают при сложении одинаковое число:
1+40 = 2+39=3+38= ... =20+21=41.
Но всего таких пар чисел будет 20, следовательно, искомая сумма равна: 41•20 = 820.
В это время на мальчика обратил внимание молодой помощник учителя Бартельс. Он начал вместе с Гауссом читать книги по математике. Он же сумел заинтересовать герцога Брауншвейского, рассказав ему о математической одаренности мальчика, и добился, чтобы Гауссу была оказана материальная помощь и он смог продолжать учение.
В гимназии Гаусс очень быстро овладел древними языками и изучил несколько европейских. Окончив ее, юноша поступил в 1795 г. в Гёттингенский университет. Первое время он посещал лекции и по математике, и по филологии, не зная, что ему избрать. В это время у Гаусса были уже собственные математические результаты и он самостоятельно изучал великие творения И. Ньютона, Ж. Лагранжа и Л. Эйлера. Однако посвятить себя математике Гаусс решил только после своего знаменитого открытия о возможности построения правильного 17-угольника с помощью циркуля и линейки. Открытие 19-летнего Гаусса произвело сенсацию: после Евклида, указавшего способы построения правильных многоугольников с числом сторон 3, 4, 5, 3•2k, 5•2k, 4•2k, 15, ни одному математику не удавалось продолжить этот ряд, хотя эта проблема занимала очень многих. Гаусс дал полное решение проблемы, доказав, что если n —простое число вида 22k+1, то соответствующий n-угольник может быть построен циркулем и линейкой. В частности, полагая k=0, 1, 2, 3, получим, что правильные 3-, 5-, 17- и 257- угольники можно построить циркулем и линейкой (а 7-угольник — нельзя). Эта работа была опубликована в 1801 г.
Как ни замечателен сам факт, открытый Гауссом, еще большее значение имел метод, который он применил. Гаусс связал проблему построения правильных многоугольников с вопросом: когда корень уравнения хn-1=0 выражается с помощью одних только квадратных радикалов? Гаусс доказал, что это уравнение всегда решается в радикалах, а при nпростом и имеющем вид 22k+1 корень его выражается с помощью одних только квадратных радикалов. Он развил при этом методы, которые позднее легли в основу теории Галуа.
С этого момента начинается героический период творчества Гаусса. На следующие 5 лет падает большая часть его величайших открытий в теории чисел, алгебре и анализе. Вспоминая об этом времени, Гаусс говорил, что новые идеи в таком обилии появлялись у него в голове, что он едва справлялся с ними в сознании, а коротко записывать успевал только часть из них. Это же видно и из дневника Гаусса, в котором он отмечал свои открытия. Так, построение правильного 17-угольника там датировано 30 марта 1796 г., а 8 апреля того же года — первое доказательство квадратичного закона взаимности, одного из основных законов теории чисел. Этот закон был открыт Л. Эйлером, но сам Эйлер не смог доказать его. Гаусс дал этому закону 8 различных доказательств!
В 1797 г. Гаусс предложил новое доказательство основной теоремы алгебры, утверждающей, что всякое алгебраическое уравнение имеет корень (действительный или комплексный), опубликовав эту работу в 1799 г. За нее Гауссу была присуждена степень доктора.
Все свои работы по теории чисел Гаусс собрал в замечательном сочинении, которое положило начало новой эпохе в истории математики, — «Арифметические исследования» (1801).
Эта книга сразу поставила молодого Гаусса в ряд таких математиков, как П. Ферма и Л. Эйлер. В ней впервые строилась теория сравнений и доказывались важные теоремы теории групп.
Но Гаусс был не только великим математиком, пролагавшим своими исследованиями новые пути развития этой науки; он был и замечательным естествоиспытателем. Так, в 1832— 1833 гг. он построил в Гёттингене электромагнитный телеграф. Он основал также первую в мире магнитную обсерваторию.
Очень рано внимание Гаусса привлекли проблемы астрономии. Ему удалось определить орбиту малой планеты Цереры. Решение этой чрезвычайно сложной математической задачи принесло 24-летнему Гауссу широкую известность. В 1807 г. он был приглашен на пост директора Гёттингенской обсерватории, который не покидал до конца жизни. Одновременно он начал преподавать астрономию в Гёттингенском университете. Результаты своих исследований по астрономии Гаусс объединил в фундаментальном труде «Теория движения небесных тел».
С 1820 г. Гаусс непосредственно руководил геодезическими съемками Ганноверского королевства. Исходя из чисто практических задач, он, во-первых, разработал саму геодезию как науку, а во-вторых, создал свою знаменитую теорию поверхностей. До Гаусса были изучены геометрии только на двух поверхностях: на плоскости (планиметрия Евклида) и на сфере (сферическая геометрия). Гаусс нашел способ построения геометрии на любой поверхности, определив, какие линии играют на поверхности роль прямых, как мерить расстояния между точками на поверхности и т. д. Теория Гаусса получила название внутренней геометрии.
Идеи Гаусса оказали определяющее влияние не только на развитие геометрии, но и на формирование современной физики. Творец теории относительности Л. Эйнштейн писал, что его учение очень похоже на теорию поверхностей Гаусса. И действительно, риманова геометрия, созданная по образцу гауссовой теории поверхностей, но только для пространств любого числа измерений, легла в основу теории относительности, так же как евклидова геометрия — в основу классической механики Ньютона.
Современники рисуют Гаусса жизнерадостным человеком, наделенным большим чувством юмора. Гаусс живо интересовался литературой, философией, политикой, экономикой. Его внимание привлек расцвет культуры России начала XIX в. Он поддерживал научные связи с Петербургской академией наук, которая еще в 1801 г. избрала его своим членом-корреспондентом, а в. 1824 г.— иностранным членом. В возрасте 62 лет Гаусс выучил русский язык и в своих письмах в Петербургскую академию наук жаловался на недостаток русской литературы в Гёттингене, просил присылать ему русские журналы и книги, в частности «Капитанскую дочку» Пушкина.
Из многих происшествий, которые могли лишить Архимеда и Ньютона их собрата в математике, Гаусс вспоминает об одном случившемся с ним в младенчестве. Весенний разлив резко поднял воду в канале, и игравший на его берегу Гаусс был смыт водой. Лишь благодаря счастливой случайности он не утонул.
Лента Мёбиуса – простейший пример односторонней поверхности и одна из самых необычных математических фигур. Её независимо друг от друга в 1858 году открыли двое учеников выдающегося математика Карла Фридриха Гаусса: Август Фердинанд Мёбиус и Иоганн Бенедикт Листинг. Лента известна во всём мире благодаря её удивительным свойствам. Познакомьтесь с ними в инфографике МИА "Россия сегодня".
Гелиотроп немецкого профессора Карла Фридриха Гаусса
"Мои результаты мне давно известны, я только не знаю, как я к ним приду."
В честь Гаусса названы:
• кратер на Луне;
• малая планета № 1001 (Gaussia);
• Гаусс — единица измерения магнитной индукции в системе СГС; сама эта система единиц часто именуется гауссовой;
• одна из фундаментальных астрономических постоянных — постоянная Гаусса;
• вулкан Гауссберг в Антарктиде.
Картинки: 1. Дом, где родился Гаусс (не сохранился) .
3. До 1807 года Гаусс жил в Брауншвейге, а затем переехал в Геттинген, где по рекомендации другого великого немецкого ученого и исследователя Александра Гумбольдта был назначен на должность директора местной обсерватории. Здесь он проработал до самой смерти, 23 февраля 1855 года. (И) 4. Гаусс и Вебер
30 апреля 1877 года Французский поэт Шарль Кро передал Академии Наук описание первого граммофона.
Граммофон является видоизменением фонографа, независимо изобретённого в 1877 году Шарлем Кро и Томасом Эдисоном[1]. Эмиль Берлинер, ознакомившись с работами Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски. Новое изобретение, названное граммофоном, было запатентовано Берлинером 26 сентября 1887 года[2]. Грампластинки первоначально изготовлялись из эбонита, затем шеллака. Первая в мире грампластинка была цинковой. Резец, прикреплённый через поводок к вибрирующей, воспринимающей звуки мембране, наносит на лаковом диске (изначально — на слое сажи, затем воска) модулированный спиральный след, который при тиражировании переносится на пластинку. При вращении диска посредством пружинного механизма граммофонная игла движется по спирали диска и вызывает соответствующие колебания вибрирующей пластинки. Основное преимущество граммофона над фонографом — поперечная запись, обеспечивающая снижение искажений в десятки раз, а также более громкий звук (уже в первых моделях — в 16 раз, или на 24 дБ). Вкупе с лёгкостью тиражирования записей это обеспечило быструю победу граммофона. -Дальше
«Смычок»
У нее были косы густые
И струились до пят, развитые,
Точно колос полей, золотые.
Голос фей, но странней и нежней,
И ресницы казались у ней
От зеленого блеска черней.
Но ему, когда конь мимо пашен
Мчался, нежной добычей украшен,
Был соперник ревнивый не страшен,
Потому что она никогда
До него, холодна и горда,
Никому не ответила: "Да". - дальше
* * *
Я вечные стихи слагать умею. Люди
Правдивым голосом моим восхищены.
Я знанье высшее, какому нет цены,
В наследство получил, как дивный клад в сосуде.
Я трогал женский стан, огонь, плоды на блюде,
Я испытал жару, мороз, приход весны,
Я не свернул с пути ни у одной стены...
Удача, твой секрет в каком искать талмуде? - Дальше
[JUSTIFY]
Бесконечные празднования, сидения в кабаках принесли ему славу гуляки, легкомысленного шансонье, но все же талантливого литератора. Но в какой-то момент его безудержная страсть остыла, и он увлекается наукой, которой занимается с самого детства. Огромное время он уделяет работе над цветной фотографией, в итоге чего ему удалось создать первый фонограф, причем еще до его официального изобретения [/JUSTIFY]Эдисоном. В 1867 году Кро на Всемирной выставке в Париже демонстрировал уже автоматический телеграф. В том же году он подал заявку на изобретение устройства «для записи и воспроизведения в цвете форм и движений». В 27 лет Шарль опубликовал труд под названием «Общее решение проблем цветной фотографии» (Solution g?n?rale du probl?me de la photographie des couleurs), а также «Обзор возможных связей с планетами». http://www.people.su/127772
(29 апреля1875, Ези близ Анконы, Италия — 13 февраля1950, Швейцария) — итальянский писатель, прославившийся приключенческими историческими романами, в частности, романами о Капитане Бладе.
Его родители, итальянец Винченцо Сабатини, и мать Анна Траффорд, родом из-под Ливерпуля, были известными в своё время оперными певцами. После рождения сына они продолжали выступать и, решив, что гастрольная жизнь не для ребёнка, отправили маленького Рафаэля в Англию, к родителям Анны, которые жили в маленькой деревне у Ливерпуля. Уже тогда он пристрастился к книгам и впоследствии говорил, что по-английски начал писать потому, что лучшие рассказы прочитал именно на английском языке.
В середине 1890-х годов Рафаэль Сабатини начал писать, а в 1899 году уже сумел заинтересовать своими рассказами ведущие английские журналы. В 1901 году он получил контракт на роман, пока ещё не написав ни единого, в 1904 годувышла его первая книга.
Историки причисляют Анри Пуанкаре к величайшим математикам всех времён.
Основоположник качественных методов теории дифференциальных уравнений и топологии. Создал основы теории устойчивости движения. В его статьях до работ Эйнштейна были сформулированы основные положения специальной теории относительности, такие как, условность понятия одновременности, принцип относительности, постоянство скорости света, синхронизация часов световыми сигналами, преобразования Лоренца, инвариантность уравнений Максвелла. Разработал и применил метод малого параметра к задачам небесной механики, провел классическое исследование задачи трех тел. В философии создал новое направление, получившее название конвенционализма.
Удивляла и тревожила родственников необычная рассеянность маленького Анри. От этого недостатка ему никогда не избавиться, и со временем о рассеянности знаменитого Пуанкаре будут рассказывать целые легенды. Никому еще невдомек, что рассеянность Анри свидетельствует о врожденной способности почти полностью отвлекаться от окружающей действительности, глубоко уходя в свой внутренний мир.
В детстве он перенёс дифтерию, которая осложнилась временным параличом ног и мягкого нёба. Паралич ног отступил быстрее, но шли месяцы, а Анри по-прежнему был бессловесным. Он стал особенно внимательным к звуковой стороне жизни, текущей совсем рядом, за дверями комнаты. Слух стал единственным связующим звеном между ним и остальной частью дома. Анри стал вместилищем невысказанных звуков. Много лет спустя психологи, обследуя гениального ученого, отметят у него нечасто встречающуюся особенность – красочное восприятие звуков. Каждый гласный звук ассоциируется у Пуанкаре с каким-нибудь цветом. Обычно способность эта, если она имеется, сильнее всего проявляется в детском возрасте. У Анри Пуанкаре она сохранилась до конца жизни.
К счастью, самые худшие опасения не оправдались: Анри обрел способность говорить.
Домашним обучением Анри, ослабленного болезнью, занимается Альфонс Гинцелин, давний друг семьи Пуанкаре – широко образованный и эрудированный человек, прирожденный преподаватель. Урок за уроком проходил Анри своеобразный курс обучения. Не обошли они своим вниманием биологию, географию, историю, правила грамматики, четыре действия арифметики. Учитель не без удивления убедился, что Анри неплохо считает в уме. Но, чем бы они ни занимались, Анри редко приходилось брать в руки перо или карандаш. С него не спрашивали письменных заданий, не загружали его рутиной. Постороннему наблюдателю могло показаться, что учитель просто беседует со своим учеником о всякой всячине. От природы великолепная слуховая память Анри еще больше окрепла и обострилась от этих упражнений. Опыт усвоения знаний почти без фиксации на бумаге, с минимумом письменной работы, попав на "благодатную" почву, вырос в глубоко своеобразную, резко индивидуальную манеру. На всю жизнь останется у него если не отвращение, то, по крайней мере, пренебрежение к писанине, к процессу графического закрепления своих знаний. Эту его черту не смогли исправить все последующие годы учебы.
5 августа 1871 года лицеист Пуанкаре успешно сдал экзамены на бакалавра словесности с оценкой "хорошо". Его латинское сочинение превзошло даже сочинение на французском языке и заслужило наивысшей оценки. Ряды словесников Франции могли бы пополниться весьма талантливым, незаурядным мыслителем, если бы Анри избрал филологический факультет университета. Но этим надеждам некоторых преподавателей лицея не суждено было сбыться. Через несколько дней Анри изъявил желание участвовать в экзаменах на степень бакалавра наук.
Экзамен состоялся 7 ноября 1871 года. Пуанкаре выдержал его, но лишь с оценкой "удовлетворительно". Подвела его письменная работа по математике, которую Анри попросту провалил. История этого казуса такова: опоздав на экзамен, весьма возбужденный и выбитый из колеи, Анри плохо понял задание. Требовалось вывести формулу для суммы геометрической прогрессии. Но Пуанкаре отклонился от темы и начал излагать совершенно другой вопрос. В результате написанная им работа заслуживала лишь неудовлетворительной оценки. По формальным правилам Анри должен был в этом случае выбыть из числа экзаменующихся. Но слава о его необычных математических способностях достигла даже стен университета, где происходили экзамены на бакалавра. Университетские профессора отнеслись к его провалу как к досадному недоразумению и закрыли глаза на некоторое нарушение формальных канонов ради торжества справедливости. Им не пришлось об этом пожалеть, когда они присутствовали на устном экзамене. Анри отвечал уверенно и блестяще, продемонстрировав свободное владение материалом. Ему была присуждена степень бакалавра наук.
Среди его самых крупных достижений:
создание топологии
качественная теория дифференциальных уравнений
теория автоморфных функций
разработка новых, чрезвычайно эффективных методов небесной механики
создание математических основ теории относительности
наглядная модель геометрии Лобачевского.
Пуанкаре опубликовал статью "Об измерении времени", содержавшую принцип относительности, за десять лет до Эйнштейна (который эту работу прочитал, но ссылаться на неё стал лишь полувеком позже). А в 1905 году одновременно и независимо от Эйнштейна Пуанкаре выпустил монографию "Динамика электрона", где содержались основные положения специальной теории относительности.
Г. Г. Гагарин родился в аристократической семье, был сыном известного дипломата. Художественного образования он не получил, но, проживая с 1816 г. в Италии, пользовался советами и урокамиК.П.Брюллова.
Возвратившись в 1832 г. в Петербург, продолжал любительские занятия искусством. В 1834-36 гг. он совершил поездку на бриге "Фемистокл" от Афин до Константинополя, куда был послан на дипломатическую службу.
В 1839 г., после возвращения в Россию, ему довелось съездить с писателем В. А. Соллогубом в Казань. Впечатления от поездки были использованы Соллогубом для написания повести "Тарантас", а Гагариным - для создания иллюстраций к ней (опубликованы. в 1845). Остроумные, исполненные в сатирическом духе, эти рисунки принадлежат к числу лучших произведений русской книжной графики.
Сдружившись с М. Ю. Лермонтовым, Гагарин в 1840 г. последовал за ним на Кавказ, где участвовал в военных действиях (даже был награжден орденом за храбрость в бою) и исполнил много портретов, пейзажей, военных сцен, зарисовок памятников старины. Часть их он в первой половине 1840-х гг. использовал для картин, посвященных Кавказу ("Лагерь у второй Муганлинской переправы через реку Алазань", "Группа горцев", "Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 года" и др.).
С 1848 г. Гагарин жил в Тифлисе, ездил по Закавказью, запечатлевая виденное. Диапазон его творческой деятельности этого периода необычайно широк: он построил в Тифлисе театр по собственному проекту, реставрировал фрески древних грузинских храмов, расписал в "византийском" стиле тифлисский кафедральный собор Сиони, руководил художественной частью на гранильной фабрике. Дом его был своего рода культурным центром Тифлиса.
С середины 1850-х гг. Гагарин продолжил свою деятельность в Петербурге: участвовал в составлении нового устава Академии Художеств, издал альбомы "Живописный Кавказ" и "Костюмы Кавказа", расписывал церкви, готовил труды по истории искусства. В 1859 г. был избран вице-президентом АХ. Не желая и не умея противостоять натиску консервативно-бюрократических сил, был вынужден оставить этот пост в 1872 г.
И талантом, и профессиональным уровнем Гагарин не уступал многим крупным мастерам, но предрассудки аристократической среды мешали ему полностью посвятить себя творчеству, и оттого вклад художника в искусство оказался скромнее его возможностей.
Картинки:
1. "Крещение Христово"
(И) 2. "Рождество Христово"
(И) 3.Князь Гагарин Григорий Григорьевич. Автопортрет, 1840-е. Государственный Исторический музей, Москва
4. Г.Гагарин. Сражение при Ахатле 8 мая 1841 года, 1841-42. Музей Александра III (Государственный Русский музей), Санкт-Петербург
5. Г.Гагарин. Переправа горцев через реку. Государственная Третьяковская галерея, Москва
(И)
Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских Университетских Известиях»; в последнем издании Челпанов помещал обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта.
С 1897 года Челпанов руководил психологической семинарией при Киевском университете св. Владимира (см. «Отчет о деятельности психологической семинарии при университете св. Владимира за 1897—1902 гг.», Киев, 1903).
В 1897 году защитил диссертацию «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», ч. 1 (оппонентами на защите выступали Н. Я. Грот и Л. М. Лопатин), за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии. В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии. За подготовленный «Учебник психологии» был удостоен Макариевской премии.
В 20-е гг. XX века в ходе дискуссии о предмете социальной психологии предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию.
27 апреля 1946 года на экраны вышел фильм Александра Птушко «Каменный цветок».
После окончания ВОВ на экраны страны стали выходить, одна за другой, киносказки. Александр Птушко, работавший в этом жанре много лет, снимает очередной фильм - «Каменный цветок», по мотивам уральских сказок Павла Бажова.
На главную роль Данилы - мастера пригласили Владимира Дружникова, актера с былинной внешностью и потрясающим голосом, которым разговаривали многие герои дублированных в СССР зарубежных фильмов. Коварную красавицу - Хозяйку Медной Горы сыграла потрясающая, необычайно красивая актриса советского кино Тамара Макарова.
Фильм «Каменный цветок» был восстановлен в 1964 году, и сейчас, смотрится впечатляюще — не случайно в 1946 году фильм был удостоен приза Канского фестиваля в номинации приз за лучший цвет.
«Каменный цветок» сразу полюбился советскому зрителю Сказка - совершенно неподцензурная сфера, можно было сочинять, снимать и слушать без оглядки. И в кино выражать неподдельные детские эмоции - восторг, испуг, радость. Фильм «Каменный цветок» посмотрели в 1946 году 26 миллионов советских зрителей.
Заслуга всего съемочного коллектива в том, что фильм «Каменный цветок» получился таким красивым, интересным, и по-сказочному интригующим. Над фильмом работали художник - оператор Федор Проворов, художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, и композитор Лев Щварц.