Руже де Лиль был военным инженером, дослужился до звания капитана. Песня, обессмертившая его имя, Марсельеза, была написана в Страсбурге, где в апреле 1792 года была расквартирована его часть. Первая часть песни называласьChant de guerre de l’arm?e du Rhin («Боевая песня Рейнской армии»), а название Марсельеза получил позднее благодаря политику Шарлю Жану Мари Барбару, уроженцу Марселя.
Сапёрный офицер Руже де Лиль был умеренным республиканцем. После прихода к власти якобинцев он подает в отставку, а затем он был обвинён в контрреволюционной деятельности и брошен в тюрьму. Только падение Робеспьера спасло его. Был освобождён после термидорианского переворота.
Руже де Лиль написал несколько других песен на манер Марсельезы, которые опубликовал в 1825 году в сборнике Chants fran?ais (Французские песни), где также было около 50 песен разных авторов, музыку к которым написал Руже де Лиль. Его Essais en vers et en prose (Эссе в стихах и прозе, 1797) содержат Марсельезу; рассказы Adelaide et Monville о сентиментальном ребёнке; а также несколько других стихотворений.
Перевёл на французский басни И. А. Крылова.
Входил в двжение сен-симонистов написал для них "Гимн индустриалов".
В конце декабря 1830 года Берлиозу вручили письмо. Адрес отправителя был ему неизвествен: «Шуази ле Руа», Письмо писала старческая рука: «Мы с Вами незнакомы, господин Берлиоз, не хотите ли познакомиться? Ваша голова подобна постоянно действующему вулкану, а в моей никогда не было ничего, кроме горящей соломы, которая, погаснув, продолжает ещё слегка дымиться… И все же из богатств Вашего вулкана и остатков моего соломенного пламени, соединенных вместе, может что-нибудь получиться…» Подпись: «Руже де Лиль». Забытый, всеми брошенный, одинокий старик...
Он был старшим из пяти детей, которым отец, несмотря на низкое происхождение и относительную бедность семьи, постарался обеспечить самое лучшее образование из доступного в то время для выходцев из незнатного сословия. Его второй сын, Луи, стал профессором математики и астрономии, младший — Жан — также профессором математики, гидрографии и навигации. Гаспар получил первоначальное образование в городской школе ордена ораторианцев. Окончив её в 1762 году лучшим учеником, он поступил в колледж г.Лиона, также принадлежавший ораторианцам. Вскоре Гаспару доверяют там преподавание физики.
Летом 1764 года Монж составил замечательный по точности план родного города Бона. Необходимые при этом способы и приборы для измерения углов и черчения линий были изобретены самим составителем. Во время обучения в Лионе получил предложение вступить в орден и остаться преподавателем колледжа, однако, вместо этого, проявив большие способности к математике, черчению и рисованию, сумел поступить в Мезьерскую школу военных инженеров, но (из-за происхождения) только на вспомогательное унтер-офицерское отделение и без денежного содержания. Тем не менее, успехи в точных науках и оригинальное решение одной из важных задач фортификации (о размещении укреплений в зависимости от расположения артиллерии противника) позволили ему в 1769 году стать ассистентом (помощником преподавателя) математики, а затем и физики, причём уже с приличным жалованием в 1800 ливров в год.
В 1770 году в возрасте 24 лет Монж занимает должность профессора одновременно по двум кафедрам — математики и физики, и, кроме того, ведёт занятия по резанию камней. Начав с задачи точной резки камней по заданным эскизам применительно к архитектуре и фортификации, Монж пришёл к созданию методов, обобщённых им впоследствии в новой науке — начертательной геометрии, творцом которой он по праву считается. Учитывая возможность применения методов начертательной геометрии в военных целях при строительстве укреплений, руководство Мезьерской школы не допускало открытой публикации вплоть до 1799 года (стенографическая запись лекций была сделана в 1795 году).
Монж приветствовал Французскую революцию, провозгласившую социальную справедливость и равенство.
...
Сосредоточивший в своих руках всю власть Бонапарт назначил Монжа пожизненным сенатором, в Политехнической школе он читает курсы приложения алгебры и анализа к геометрии, составляет устав и план работы школы. В августе 1803 года Монж назначен вице-президентом Сената, а в сентябре — сенатором Льежа с поручением организовать там производство пушек. Преданность новой власти и заслуги перед Империей были вознаграждены — он получил высшую степень ордена Почётного легиона, в 1806 году назначен президентом Сената на очередной годичный срок, ещё через год получил титул графа Пелузского и 100 000 франков для покупки имения.
Илья Николаевич Тюрин родился в семье журналистов.
До восьмого класса Илья учился в школе с углублённым изучением английского языка, потом — в лицее при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, Москва).
С раннего детства писал стихи, но основной цикл, вошедший затем в сборник, был создан в 1995—1997 годы.
В лицее организовал рок-группу «Пожарный Кран» (совместно с Давидом Тер-Оганьяном, Петром Быстровым, Михаилом Местецким и др.), был её бас-гитаристом (сценическое имя — Гавриил Семёнофф), автором большинства текстов. В 17 лет написал драматические сцены в стихах «Шекспир».
После окончания лицея Илья год работал санитаром в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, затем поступил в Российский государственный медицинский университет (РГМУ, Москва) и продолжал писать эссе и статьи, которые публиковались в центральной прессе.
Прекрасно зная английский язык, Илья в свободное время читал в подлиннике Шекспира, Байрона, Блейка и других английских поэтов.
24 августа 1999 Илья Тюрин погиб, утонув в Москве-реке.
В 2000 году создан Фонд памяти Ильи Тюрина и учреждена Премия памяти Ильи Тюрина в области литературы (стихи, эссе, пьеса) — Илья-Премия, по итогам которой в одноименной книжной серии издаются книги победителей. На основе работ финалистов Илья-Премии выпускается ежегодный литературный альманах «Илья».
Рождается один из тех, кто позже
Согнет главу под рост дверной щели,
Чьи руки как влитые примут вожжи,
А голос, подчинившись, станет проще,
Чем пенье трав, жужжание пчелы.
Он будет знать без слов и выражений
Значенье каждой части бытия,
Усиленной десятком отражений
В воде и небе, в стеклышках жилья.
И слово «Русь», услышанное где-то,
Не выделится для него среди
Шуршанья поджигаемой газеты,
Нытья машин, увязнувших в грязи,
Раскатов приближающейся бури,
Нелепых и беспечных матюгов,
Дорожной пыли и манящей дури
Цветов и злаков с голубых лугов.
Инициатором экранизации сказки о Золушке стал театральный художник и режиссер из Ленинграда Николай Павлович Акимов. К реализации своего замысла Акимов приступил почти сразу же после окончания Великой Отечественной войны в сотрудничестве с известным драматургом Евгением Шварцем и режиссером Надеждой Кошеверовой. Сам же Акимов был не только генератором идей и движущей силой проекта, но и принял в нем участие как автор костюмов и декораций.
Для исполнительницы главной роли Янины Жеймо "Золушка" стала одной из последних работ в кино. Через несколько лет актриса перестала сниматься и полностью переключилась на дубляж иностранных фильмов, а затем, выйдя замуж за режиссера Леонида Жанно, переехала вместе с ним в Польшу.
Съемки фильма "Золушка" начались летом 1946 года. Сначала в Риге и ее окрестностях были отсняты натурные эпизоды, а затем в ленфильмовских павильонах снимали сцены в интерьерах. Специально для комбинированных съемок Николаем Акимовым были изготовлены великолепные макеты дворца и окружающего его парка.
Интересные факты о фильме Золушка
— «Хрустальные» туфельки для Золушки были изготовлены из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо, у которой был 31-й размер ноги. В них нельзя было ни танцевать, ни даже ходить. Пара прозрачных туфель использовалась только как реквизит, и только пару раз Жеймо вошла в них в кадр.
— Среди претендентов на роль короля были известные артисты Юрий Толубеев и Константин Адашевский.
— Фаина Раневская, не избалованная предложениями сниматься в кино, полностью отдавала себя работе над фильмом. За время съемок Фаина Георгиевна сильно потеряла в весе, а когда она гримировалась, то изменяла свое лицо до неузнаваемости: поднимала нос с помощью «пластыря» из кусочков ткани и лака, засовывала за щеки комочки ваты. На просьбы членов съемочной группы пожалеть себя, Раневская безапелляционно заявляла: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли!»
— Янине Жеймо – Золушке – в начале съемок было 38 лет. Чтобы возраст актрсы был менее заметен, сцены с ее участием снимались только в вечернее время, когда ее лицо находилось «в лучшей форме». Алексею Консовскому, сыгравшему Принца во время работы над фильмом было 35 лет, а снявшемуся в роли отца главной героини Василию Меркурьеву – 43 года.
в Госдуме заявил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Некоторые идеи Столыпина:
Несмотря на сопротивление министра финансов В.Н. Коковцова, он собрался поставить перед царем вопрос о резком увеличении бюджета до 10 миллиардов рублей за счет повышения акцизов на вино и водку (т.е., поднять ставку налога с производителей алкогольных напитков) и, главное, переоценки недвижимости. При уплате налогов и сделках с недвижимостью учитывалась не её реальная рыночная стоимость, а заниженная в 10 раз оценка. Если бы Столыпин сумел провести переоценку, владельцам недвижимости – доходных домов, фабричных зданий, усадеб, частных домов – пришлось бы выплатить огромные суммы. Это ударило бы даже по дворянам-помещикам, которые хоть и были свободны от налогов, при продаже своей земли отчисляли бы казне налог со сделки. Так как в Государственном Совете такую идею было невозможно провести, Столыпин собирался действовать так же, как и с Западным земством.
На полученные от переоценки имущества средства Столыпин собирался развернуть строительство автомобильных дорог и кредитовать производителей автомобилей. На эту мысль его навел успех Форда, который уже три года выпускал «модель Т» - первый в истории массовый автомобиль. Планировалась также система социального страхования рабочих, которых Столыпин хотел превратить в класс мелких рантье, как во Франции.
Ещё одна реформа, план которой докладывался царю: Высшая академия для подготовки государственных руководителей. Государственная система, основанная на сделанных царем назначениях, оказывалась заложницей талантов высших чиновников. Столыпин предлагал вырастить особую элиту государственных деятелей, независимых от капиталистов и существующих в правительстве кланов, и допускать к управлению страной только лиц с дипломом Академии. С ведома Николая планировалось даже некоторое ограничение царской власти. Внутри правительства в то время существовали ведомства, неподотчетные председателю Совета министров. Военный министр, министр иностранных дел, министр внутренних дел (до Столыпина, возглавлявшего и правительство, и МВД) подчинялись только государю. По плану реформы системы управления государством, эти лица должны были представлять царю только доклады, согласованные с премьер-министром.
Были у Столыпина и внешнеполитические идеи. Он не раз говорил, что «погубить Россию может только война». Сознавая, что союз с Францией и Англией (Антанта) втянет Российскую империю в войну с Германией и Австрией, Столыпин собирался со временем покинуть Антанту и заключить союз с Соединенными Штатами – единственной державой, с которой России нечего делить. Для этого было нужно, во-первых, расплатиться с долгами, сделанными во Франции, во-вторых, навести порядок в национальном вопросе, который был основным препятствием в развитии отношений с Америкой. Такие шаги можно было провести лишь после увеличения бюджета и реформы системы управления государством. Обе эти задачи оказались непосильными для министра-одиночки. Реальным достижением Столыпина было сохранение мира во время боснийского кризиса 1908-1909 годов, когда военные рвались в бой «отомстить за братьев-славян», а на самом деле – загладить позор русско-японской войны. Тут у премьер-министра появился неожиданный союзник – Распутин, который говорил царю, что «немцы – это сила, а братушки (то есть южные славяне) – свиньи, за которых не стоит отдавать жизнь и одного русского человека». Необъяснимое влияние Распутин на царя не нравилось Столыпину. Первый министр невзлюбил «старца» и вступил с ним в борьбу, не предвещавшую ничего хорошего.
Содержание документов с программой Столыпина на будущее известно нам только со слов близких к нему мемуаристов.
Картинки: 1. Проект памятника бесплатно выполнил известный итальянский скульптор Э. Ксименес (автор открытого 30 августа памятника Александру ІІ), местом для установки монумента была выбрана площадь перед городской думой на Крещатике. 6 сентября 1913 года - ровно через два года после смерти премьер-министра - памятник был освящен и торжественно открыт. На лицевой стороне памятника была надпись "Петру Аркадьевичу Столыпину — русские люди", рядом — цитаты из его выступлений "Твердо верю, что затеплившийся на Западе России свет русской национальной идеи не погаснет и вскоре озарит всю Россию" и "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия"
2. Могила П.А. Столыпина в Киеве находится у стен трапезной церкви святых Антония и Феодосия Киево-Печерской Лавры
10 мая 1883 г - В Москве зажглись первые 22 электрических дуговых фонаря.
Основоположником электротехнической науки является профессор В.В. Петров, открывший в 1802 году явление электрической дуги. Через несколько десятков лет, в 1875 году, русский ученый П.Н. Яблочков усовершенствовал его изобретение, что позволило создать фонари с ровным светом. «Свеча Яблочкова» сразу приобрела успех и стала широко использоваться в Европе, после освещения улиц в Париже в 1878 году получила название «Русский свет».
В Петербурге первую установку наружного электрического освещения произвели 10 мая 1880 года в на Литейном мосту. Вскоре дуговые лампы Яблочкова стали широко применяться для освещения городских улиц Петербурга, Москвы и других крупных городов. Первые электрические фонари осветили в Москве в 1880 году Петровские линии, вокзал Рязанской железной дороги, ресторан “Яръ” и сад “Эрмитаж”, в котором включение фонарей сопровождалось аплодисментами.
10 мая 1883 — в Москве загорелись 22 электрических дуговых фонаря. Ко дню коронации Александра III дуговые лампы осветили площадь вокруг храма Христа Спасителя, и тем же вечером была иллюминирована колокольня Ивана Великого. После празднеств от москвичей «посыпались» запросы генерал-губернатору на создание электрического освещения в их домах. Первой освещенной электричеством улицей стала Тверская.
10 мая 1706 года (310 лет назад) со стапелей Адмиралтейства спущен на воду первый корабль
Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Оно было заложено 5 (16) ноября1704 года.
Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.
Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были ограждены земляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада — обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.
10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.
К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.
«Основывает сии крепкие стены Гавань и корабельная верфь Петербурга»(Надпись на медали «В память основания Санкт-Петербурга. 1703 г.»)
«… 1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен», — из записи в «Журнале путешествий Петра I (1696 –1709 гг.)».
Заложенный Петром I «Адмиралтейский Дом» стал крупнейшим кораблестроительным производством: за три с лишним века с адмиралтейских стапелей сошли более 2600 кораблей и судов самого различного класса и назначения.
Первое известие о судостроении на Адмиралтейской верфи относится к 12 января 1705 г. А уже 29 апреля 1706 года на воду сошел первый прам «Arcanne» (плоскодонная плавучая артиллерийская батарея), построенный мастером Выбе Геренсом, а в мае — яхты «Екатерина» и «Любовь». 5 декабря 1709 года Петр І совместно с Федором Скляевым заложили первый линейный корабль – 54-пушечную «Полтаву».
Родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.
Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение» Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.