16 мая 1924 года вышел первый номер журнала "Мурзилка"
«Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 16 мая 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.
В конце XIX века канадский художник и писатель придумал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «брауни». Чуть позже русская писательница Анна Хвольсон по мотивам рисунков Кокса написала рассказы про маленьких лесных человечков, где главным героем был Мурзилка (имена писательница придумала сама) — человечек во фраке, с тросточкой и моноклем.
16 мая 1924 г. в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Здесь Мурзилка впервые предстал перед советским читателем в образе маленькой белой собачки и появлялся вместе со своим хозяином — мальчиком Петей.
В 1937 г. художник Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ корреспондента Мурзилки — жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
В журнале начинали свой творческий путь такие писатели, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Елена Благинина, Борис Заходер, Агния Барто, Николай Носов.
В 1993 г. издательством Квеста выпущена книга под авторством Александра Хвольсона — «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».
В 2011 г. журнал был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.
Этим днём датировано предисловие работы Франца Боппа«?ber das Conjugationssystem der Sanskritsprache in Vergleichung mit jenem der griechischen, lateinischen, persischen und germanischen Sprache».
Бопп Франц увлекся санскритом и отправился для его изучения в Париж, где пробыл 5 лет. Уже первый труд Боппа, «?ber das Konjugationsystem der Sanskritsprache in Vergleichung mit jenem der griech.-lat., pers. und german. Sprache» (Франкф.-на-M., 1816), составил эпоху в языкознании. Родство поименованных в заголовке языков было известно уже до него, но Бопп первый возвел сравнительное языкознание на высоту науки, приняв за основание для сравнения не случайное созвучие слов, но весь общий строй языка, насколько таковой проявляется во флексиях и словообразовании, и первый объяснил, «что сходство языков обозначает происхождение их от одного общего первобытного языка».
Предтечами индоевропеистики считаются Маркус ван Боксхом (1647) и Уильям Уоттон (1713), подошедшие к идее родства греческого, славянских, германских и романских языков, а также предложившие некоторые верные методологические принципы (например, игнорировать заимствования при сравнении языков).
16 мая 1717 года Вольтер заключён в Бастилию за свои сатирические произведения
Франсуа-Мари Аруэ, сегодня более известного как писателя Вольтер, заключили в тюрьму в Бастилии на 11 месяцев в 1717 году за сатирические стихи в адрес регента и его дочери. В тюрьме он написал свою первую пьесу и взял псевдоним Вольтер.
Французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей, - Вольтер сидел в Бастилии дважды.
За свои сатирические стихи, которые метили в герцога Орлеанского,был заточён в Бастилию, где провёл 11 месяцев. О нём рассказывают такую историю. Полицейский комиссар Изабо, пришедший в крепость для допроса Аруэ, спросил, где находятся его бумаги.
– В моем бюро, – ответил арестант.
– Не верю, – настаивал комиссар. – У вас есть списки памфлета. Где они?
Тут в голове у насмешливого Аруэ родилась одна идея.
– Мои бумаги спрятаны в уборных, – сказал он. Поэт отказался уточнить, в каких именно уборных он прячет антиправительственные произведения, и полиция насмешила не одну сотню парижан, обыскивая все уборные подряд, пока Изабо наконец не догадался, что попался на розыгрыш.
Хотя Аруэ содержали не очень строго, все же это была тюрьма, и узник, привыкший к комфорту, страдал от отсутствия предметов туалета. В письмах родным он просил прислать «два индийских платка – один для головы, другой для шеи, ночной чепец, помаду…», а также Гомера и Вергилия, его «домашних богов».
Но все неприятности забывались за работой. Несмотря на то, что ему не давали ни перьев, ни чернил, ни бумаги, он начал в тюрьме «Генриаду», – записывая строки эпоса, вскоре составившие славу французской литературы, карандашом на полях книг. Полицейский Эро в мемуарах свидетельствует, что поэт сочинял, засыпая на жесткой тюремной постели, а просыпаясь, вновь принимался за работу.
Впрочем, первое заключение в Бастилии оказалось сравнительно кратковременным и только принесло славу еще малоизвестному тогда поэту. Желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме Генриада (Henriade). Его трагедия Эдип (Oedipe,171 имела шумный успех на сцене «Комеди Франсез», и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина.
В конце 1725 в театре "Опера" Вольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роан-Шабо. Полный иронии ответ Вольтера, как можно догадаться, был скорее колким, чем тактичным. Два дня спустя последовала новая стычка в «Комеди Франсез». Вскоре Вольтера, обедавшего у герцога де Сюлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указания, сидя в карете поблизости. Высокородные приятели Вольтера без колебаний приняли в этом конфликте сторону аристократа. Правительство решило избежать дальнейших осложнений и упрятало в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Это случилось в середине апреля 1726. Примерно через две недели его выпустили, поставив условие, что он удалится из Парижа...
После смерти философа его библиотекой заинтересовалась Екатерина 2, с которой он вел переписку. Русская императрица поручила это дело своему агенту, который обсудил все с наследниками Вольтера. В эту сделку должны были войти и личные письма Екатерины, однако они были куплены Бомарше. Он опубликовал их с некоторыми поправками и пропусками по просьбе императрицы.
Сама библиотека была доставлена на корабле в 1779 году. В нее вошли 6814 книг и 37 рукописей. Вначале ее разместили в Эрмитаже. Во времена правления Николая 1 доступ к библиотеке был закрыт. Известно, что А. С. Пушкин работал с ней по особому распоряжению царя, когда писал «Историю Петра».
В 1861 году Александр 2 распорядился о переводе всего имеющегося материала в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге.
Книги содержат много личных пометок Вольтера. Они составляют отдельный объект изучения. Вольтер, политические взгляды которого, как и вся жизнь, привлекают до сих пор многих философов, литераторов, политологов и историков, был очень интересной личностью. Интерес к его персоне и творчеству продолжает существовать.
15 мая 1891 года, 125 лет назад, родился Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя — 10 марта1940, Москва, СССР) —русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто. Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Учился в знаменитой Первой киевской гимназии, которую почти одновременно с ним закончили И.Эренбург и К.Паустовский. В конце 1921 года Булгаков, без денег и вещей, приехал в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. Первые годы в столице были чрезвычайно трудными не только в бытовом,но и творческом отношении. Перелом в жизни писателя произошел в 1924 году, когда была опубликована повесть "Дьяволиада", затем последовали повести "Роковые яйца", "Собачье сердце", "Белая гвардия".
Сын киевского профессора, дипломированный врач, он пережил безумие революции и Первой мировой войны, видел закат белого движения, немецкую оккупацию, болел тифом, голодал и признавался, что «сыт по горло приключениями и совершенно загрызен вшами». В те времена, когда, по его словам, «внезапно и грозно наступила история», он сочинял пьесы, которые запрещали одну за другой, и писал роман, который не мог быть напечатан. В промежутке между мировыми войнами он мечтал о другой, невероятной жизни, в которой рукописи не горят, можно писать при свечах гусиным пером и гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать. «За что ты гонишь меня, судьба? Моя любовь – зелёная лампа и книги в моём кабинете. Почему я не родился сто лет тому назад? Или ещё лучше: через сто лет?»
Где электрические фонари Москвы? Люди? Небо? За окошками нет ничего! Тьма…
Мы отрезаны от людей. Первые керосиновые фонари от нас в девяти верстах на станции железной дороги. Мигает там, наверное, фонарик, вздыхает от метели. Пройдет в полночь с воем скорый в Москву и даже не остановится: не нужна ему забытая станция, погребенная в буране. Разве что занесет пути.
Первые электрические фонари в сорока верстах, в уездном городе. Там сладостная жизнь. Кинематограф есть, магазины. В то время как воет и валит снег на полях, на экране, возможно, плывет тростник, качаются пальмы, мигает тропический остров…
15 мая 1782 года инженер Ботино сделал первое предсказание даты прибытия корабля в гавань за 2-3 дня, когда расстояние до корабля составляло несколько сот миль. Случилось это в Порт-Луи, Маврикий и продолжалось 15 лет.
Родился в 1739 году во Франции, в маленьком местечке Шантосо. Во время учебы в лицее у него проявились блестящие математические способности. Благодаря ним он успешно поступил в Политехническую школу и вышел из нее морским офицером. Позже, уже во время службы во флоте, ему в голову пришла гениальная идея: все находящиеся в океане суда должны как-то воздействовать на атмосферу. А это позволит даже невооруженным глазом обнаруживать корабли еще до того момента, когда они появятся из-за горизонта.
Попав в 1763 году на Иль-де-Франс, он пленился чистым небом и прекрасным обзором вод с его берегов, откуда хорошо были видны бороздящие воды парусники, и решил остаться здесь.
И именно на Иль-де-Франс Ботино наконец-то воплотил в жизнь свои старые предположения о возможности заглянуть за горизонт. Внимательно рассматривая небо, он, по только одному ему известным приметам, стал предсказывать приход на остров кораблей. Со временем прогнозы становились все вернее и вернее. Через полгода он понял, что сделал открытие. Вскоре, поднаторев, Этьен начал заключать пари с местными офицерами. При этом он почти всегда выигрывал. Ошибался он лишь потому, что от его опытного взгляда не ускользали даже те парусники, которые не заходили на остров, и их, естественно, жители острова видеть не могли.
Обрадованный тем, что его догадка подтвердилась, Ботино решил ознакомить с ней Ле Бриллена, губернатора острова. Однако тот, решив, очевидно со слов завистников, что перед ним обычный шарлатан, отнесся к его рассказу довольно скептически.
В 1780 году Ботино сообщил письмом о своих способностях морскому министру Франции маршалу Де Кастри. Маршал проникся доверием к необычным талантам исследователя и велел регистрировать в специальном журнале все его наблюдения в течение двух лет. Его интересовало, как часто предсказания сбываются. Записи начались 15 мая 1782 года, когда Ботино сообщил о появлении в «поле видимости» трех кораблей, которые и пришли в Порт-Луи 17, 18 и 26 мая.
По истечении испытательного срока в письме к маршалу губернатор (теперь уже Суйяк) подтвердил, что Ботино действительно сделал открытие, благодаря которому можно установить приближение кораблей к острову за 300, 400 и даже 600 морских миль, и прибавил, что вот уже в течение 15 лет он регулярно предсказывал появление судов за 3-4 дня до их прибытия. (Кстати, с 1778 по 1782 год было зафиксировано 552 случая). За раскрытие секрета своего «дальновидения» Ботино запросил 100 000 ливров и ежегодное пособие еще в 1200. Вместо денег Суйяк вручил ему рекомендательное письмо к маршалу и отправил во Францию. К сожалению, во Франции получить аудиенцию у Кастри ему не удалось. Очевидно, постарались недоброжелатели с Маврикии, среди которых были и богатые плантаторы.
Пресса обозвала его шарлатаном и чернокнижником.
Свои секреты «дальновидения» уникум так и унес в могилу !
Правда, среди оставленных Ботино документов есть объяснительная записка, в которой имеется следующее любопытное пояснение: «Дальновидение» не является результатом какого-то обостренного чувства — необыкновенной зоркости или интуиции; Оно связано с наблюдением за горизонтом, где можно обнаружить определенные атмосферные или метеорологические явления, ставящие в известность о приближении судов или земли. Нужно только уметь отличать их от облачности и других атмосферных образований. Моим предсказаниям благоприятствовали чистое небо и ясная атмосфера, которые большую часть года господствуют на Иль-де-Франс».
Объяснение загадочному феномену Ботино попытались дать современные ученые. По их мнению, явление «дальновидения» скорее всего, связано с миражами. Иногда, когда нижние слои воздуха охлаждены, а верхние прогреваются солнцем, на границе между ними образуется «воздушное зеркало>. Вот оно-то и отражает очень далекие предметы, скрытые за горизонтом. Нужно только уметь «прочитать» эти зачастую слабые и неясные отражения. На Маврикии благоприятные погодные условия бывают особенно часто.
А то, что такие «зеркала» существуют, подтверждает хотя бы «эффект Новой Земли».
Не исключено, что ему помогали и так называемые «облака-вестники», которые довольно часто наблюдаются в пустыне Сахара. Исконные жители тех мест — туареги - при появлении на обычно чистом горизонте маленьких продолговатых облачков знали, что скоро к ним придет караван. И действительно, через несколько часов он появлялся из-за барханов.
А что, если такой эффект есть и на море, только о его существовании никто не знает или он настолько тонок, что обычные люди просто не улавливают его? Вполне вероятно.
И еще. При изучении фотографий океана, полученных из космоса, внимание специалистов привлекли два снимка. На одном был ясно виден пассажирский пароход, за которым тянулся длинный бурунный след. На другом снимке, сделанном на следующем витке, судна уже не было видно, а на его месте оказалась цепочка, облаков, точно повторяющих путь корабля.
Скорее всего, Ботино был прав — атмосфера реагирует на прохождение судов. Благодаря постоянной тренировке, он научился различать на небесах даже самые слабые «отображения» реальных судов, находящихся далеко за горизонтом, и знал, в какое время суток атмосфера наиболее благоприятна для наблюдений. Появление «облаков-вестников» и скорость их перемещения позволяли ему довольно точно делать свои предсказания.
Но как же он мог узнавать, под флагом какого государства идет судно? И на этот вопрос есть ответ. Дело в том, что корабли каждой страны отличались по форме и мореходности. Обостренный взгляд и натренированность человека- радара помогали ему распознавать и такие нюансы.
Однако здесь есть весьма существенное «но». Этьен Ботино делал свои прогнозы не только на солнечном острове Маврикии, но и в порту Гавра, где обилие облаков должно бы смазывать картину. И почти не ошибался.
Есть и другая, недавно появившаяся версия. Она опирается на то, что некоторые люди могут контактировать с глобальным информационным полем, в котором содержатся сведения обо всем, что когда-то происходило, происходит и будет происходить в будущем. Причем такое «подключение» происходит лучше, когда экстрасенс находится в трансе. Ботино, созерцая бескрайние просторы океана и думая о кораблях, впадал в такое состояние, что мог «считывать» приходящую к нему информацию. Зная коварство морской стихии, он делал поправки на ветер и вычислял, когда реально корабли могут прибыть в порт. Отсюда и возникающие иногда ошибки.
Ссылки же на «атмосферный характер» предсказаний Ботино делал, скорее всего, потому, что его обвиняли, будто свои феноменальные способности он приобрел в «школе животного магнетизма в Коломбо, где жил и общался с индусами, которые, как известно, могут творить чудеса». А это грозило привлечением его к ответственности за общение с нечистой силой, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
За открытие тайны своего дара Этьен потребовал от губернатора острова 100 тысяч ливров и ежегодную пенсию в 1300 ливров за то, что с 1778 по 1782 год он предсказал приход 575 судов за несколько дней до их появления на горизонте. Однако губернатора вовсе не воодушевила идея француза, и денег ему он не выделил.
Ученые же до сих пор не понимают, как называть дар Этьена Боттино. В 1785 году, в газете «Меркюрде Франс» были опубликованы «Выдержки из воспоминаний Этьена Боттино о наускопии» - такое название дал он своему дару. - (И-2)
Фрэнк Баум родился в Читтенанго, штат Нью-Йорк в набожной семье немецкого, шотландско-ирландского и английского происхождения. Его родители Синтия Энн (урожденная Стэнтон) и Бенджамин Уорд Баум назвали его Лайменом в честь его дяди, однако мальчик не очень любил это имя, поэтому предпочитал, чтобы его называли вторым именем — Фрэнк.
Бенджамин Баум был состоятельным бизнесменом, сделавшим состояние на Пенсильванской нефтяной лихорадке. Фрэнк вырос в богатом имении родителей Роза Лоун, которое он всегда вспоминал с любовью. В возрасте 12 лет он был отправлен на обучение в военную академию в Пикскилл, штат Нью-Йорк. Баум был болезненным и мечтательным ребёнком, и родители решили, что ему необходима дисциплина. Но после двух ужасных лет в академии ему разрешили вернуться домой.
Мальчик начал писать в раннем возрасте. Обнаружив это, отец купил игрушечный типографский станок, на котором Фрэнк с его братом Генри печатали «Домашний журнал Розы Лоун». Братья напечатали несколько номеров, которые, возможно, были проданы.
В 20 лет у Баума появилось новое увлечение — разведение домашней птицы, модное увлечение Америки того времени. Он специализировался в выведении породы Гамбургская. В марте 1880 он начинает издавать журнал по птицеводству, а в 1886 написал свою первую книгу — «Краткое руководство по разведению, воспитанию и содержанию Гамбургских кур».
Примерно в то же время Баум увлёкся театром, однако это увлечение принесло немало неприятностей. Он был приглашен в заезжую труппу с одним условием — костюмы должны были быть свои. Баум закупил самые дорогие костюмы и парики, но они разошлись по сундукам других актёров, а Фрэнку достались роли без слов. Однако, этот обман не сломил Баума, и некоторое время спустя он стал-таки актером, а также автором мелодрам и владельцем нескольких полупрофессиональных театров, кочевавших по Среднему Западу и играли для фермеров, лесорубов, рабочих нефтепромыслов, — в условиях мало напоминающих театральные. Однажды, вспоминал Баум, давали «Гамлета» на сцене, сооруженной наспех из досок. Король-Призрак сделал лишь несколько шагов и рухнул в щель. Неискушенная публика, приняв это за эффектный трюк, стала требовать его повторения и не угомонилась до тех пор, пока актёр не пригрозил подать в суд за синяки от многократных падений. Беззаботные годы актерской юности остались самыми счастливыми в жизни Баума. Они, однако, скоро кончились. Женитьба и рождение сына заставили думать о более солидном занятии.
Тут-то судьба, до сих пор ему потакавшая, принялась больно бить. Банкротство и смерть отца, потом пожар, уничтоживший разом все театральное имущество. Начинать пришлось с нуля. Тогда по примеру множества соотечественников, маленькая семья Баумов в поисках счастья отправилась на Запад. Дакота, куда они прибыли в 1888 году, представляла собой почти совершенно голую прерию, рассеченную только что построенной железной дорогой. «Город» Эбердин насчитывал около трех тысяч жителей — в основном молодых, с малыми средствами и большими надеждами, привлеченных сюда слухами о золоте и плодородных землях. Что касается Фрэнка Баума, то у него был особый план обогащения: на последние деньги он открыл в городе первый универсальный магазин, где продавалась по дешевке всякая всячина — китайские фонарики, кастрюли, сладости, велосипеды. Магазин пользовался бешеным успехом у детей: их притягивало сюда не столько мороженое, сколько волшебные истории, которые продавец рассказывал безотказно и с искренним увлечением. Он и в кредите никому не отказывал. Число должников росло, а скромный капитал Баума таял. Под новый 1890 годмагазин закрылся навсегда, что не помешало хозяину-банкроту устроить вечеринку по случаю рождения второго сына.
Уже месяц спустя, исполнившись новых надежд, он занял место редактора газеты «Пионер Дакоты». Материалы в номер Баум поставлял почти единолично. Учитывая особенности его характера, неудивительно, что более всего в газете удавалась юмористическая колонка. В газете мелькнула, кстати, и такая шутка на злобу дня: «Есть ли корм для скотины?» — спрашивают бедолагу-фермера. «Нет, — отвечает тот, — да я придумал надевать ей зеленые очки и кормить опилками». Годы спустя этот «фокус» припомнился Бауму-сказочнику: Волшебник на всех входящих в его город прикажет надевать зеленые очки, преображающие любое стеклышко в изумруд.
Не чуждался Баум и политической публицистики. В редакционной статье в газете «Абердинский Субботний Пионер» (Aberdeen Saturday Pioneer) в 1891 году он одобрил расправу над индейцами в Вундед-Ни, написав: «"Пионер" уже заявлял, что наша безопасность требует полного уничтожения индейцев. Притесняя их в течение веков, нам следует, чтобы защитить нашу цивилизацию, еще раз их притеснить и стереть, наконец, этих диких и неприручаемых тварей с лица земли. В этом залог будущей безопасности наших поселенцев и солдат, которые оказались под некомпетентным командованием. Иначе в будущем нас ожидают проблемы с краснокожими, ничуть не меньшие, чем в прошлые годы».
Газета «Пионер Дакоты» продержалась чуть больше года. Горюя по поводу очередного разорения, семейство в то же время и радовалось: родился третий сын.
Не найдя счастья на Западе, Баумы двинулись обратно на Восток — в бурно растущий Чикаго. Безденежье и неустроенность притащились следом. Тогда-то Бауму и пришла в голову мысль попробовать писать для детей. В 1897 году он опубликовал « «Сказки Матушки Гусыни в прозе.» — остроумные вариации на темы традиционных детских побасенок. Опыт оказался удачным. Но всерьез поворот в его судьбе обозначится позже, когда сначала в воображении, потом на бумаге (огрызок карандаша, которым писался тот первый черновой вариант, Баум сохранил как реликвию) родилась сказка о девочке Дороти, Страшиле, Железном Дровосеке, Трусливом Льве, Волшебнике и их удивительных приключениях в некоей сказочной стране. Страна была ещё безымянной...
Имя, если верить семейной легенде Баумов, родилось майским вечером 1898 года, когда в гостиной собралась, как обычно, своя и соседская детвора и хозяин дома, на ходу импровизируя, рассказывал одну из своих сказок. «Где же все это было, мистер Баум?» — спросил детский голосок. «А было это в стране под названием… — взгляд рассказчика, обежав комнату в поисках подсказки, упал случайно на старинное бюро в углу с ящиками для домашней картотеки, на верхнем значились буквы A — N, на нижнем O — Z. — …Оз!» Так получил имя новорожденный сказочный мир.
Знаменитый американский фантаст Рей Бредбери, горячий поклонник сериала Баума, отмечал, что в этих сказках "сплошные сладкие булочки, мед и летние каникулы". Кэрроловская Страна Чудес по сравнению со страной Оз - остывшая каша арифметика в шесть утра, обливания ледяной водой и долгие сидения за партой". По мысли Бредбери, Страну Чудес предпочитают интеллектуалы, амечтатели выбирают Страну Оз: "Страна Чудес - это то, какие мы есть, а Страна Оз - то, какими желали бы стать". (И)
Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.
Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у
него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.
Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И. Крамским.
К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился сРепиным, и даже одно время они жили на одной квартире.
Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.
После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.
Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.
1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Трех богатырей».
После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.