Как сердце противостоит стрессу
У сердечных клеток нашли рецепторы, которые помогают сердцу успокоиться после возбуждающего адреналинового сигнала.
Мы чувствуем стресс в буквальном смысле всем телом: в сложной ситуации, когда нам страшно, или больно, или когда мы сильно переживаем из-за чего-то, наша нервная система посылает мобилизующие сигналы во все органы и ткани – организм должен подготовиться к неприятностям.
Это стандартная физиологическая процедура: нервная система – точнее, та её часть, и которая управляет внутренними органами и которая называется автономной, или вегетативной – с помощью гормонов-нейромедиаторов адреналина и норадреналина сообщает сердцу, сосудам, лёгким и т. д., что нужно в прямом смысле слова напрячься. (Если говорить более детально, то за стрессовую мобилизацию отвечает специальный отдел автономной нервной системы, называемый симпатической нервной системой – именно симпатические нейроны генерируют адреналиновый сигнал.)
Кроме того, добавочные порции адреналина и норадреналина поступают в кровь из надпочечников, которые тоже реагируют на стрессовую команду от нервной системы. Однако затянувшийся стресс чреват серьёзными неприятностями – например, может возникнуть сердечная недостаточность, в результате которой в тканях и органах начинается нехватка кислорода и питательных веществ. Но недостаток кислорода и питательных веществ – это опять же стресс, и нервная система пытается ещё сильнее простимулировать сердце, из-за чего всё становится только хуже.
Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) давно стала глобальной медицинской проблемой: по данным Российского кардиологического общества, в России насчитывается около 8 млн пациентов с этой болезнью, причём 30–40% больных умирает в течение года после того, как им диагностируют ХСН. (Для сравнения – в США, население которых более чем в два раза превышает население Российской Федерации, насчитывается около 5 млн. больных хронической сердечной недостаточностью.)
Как сделать так, чтобы сердце снова начало нормально работать? Можно, к примеру, ослабить стимулирующий сигнал, который нервная система передаёт сердечной мышце. Чтобы «слышать» адреналин и норадреналин, на поверхности клеток есть специальные рецепторные белки, называемые адренорецепторами. Их существует несколько разновидностей, например, альфа1 и бета – это рецепторы-стимуляторы, которые, поймав возбуждающий сигнал, заставляют сердце биться чаще и вызывают сокращение стенок кровеносных сосудов. А вот альфа2-адренорецепторы действуют противоположным образом – они сидят на нейронах, выделяющих адреналин, и, если адреналина становится слишком много, успокаивают нервные клетки, подавляя стимулирующий сигнал.
До сих пор считалось, что у сердца есть только рецепторы-возбудители – альфа1 и бета, и что альфа2-адренорецепторы можно найти только на симпатических нейронах. Однако недавно сотрудники Института теоретической и экспериментальной биофизики (ИТЭБ) Российской академии наук совместно с зарубежными коллегами из клиники Мэйо обнаружили, что «успокоительные» альфа2 есть и на мембране кардиомиоцитов – клеток сердечной мышцы. По словам Юрия Моисеевича Кокоза, руководителя Сектора регуляции ионных каналов ИТЭБ и одного из соавторов работы, сердечные альфа2-адренорецепторы активируются независимо от нервной системы – реагируя на норадреналин, они служат дополнительным противовесом стрессовому сигналу.
Эксперимента на животных показали, что альфа2 в сердце действительно играют большую защитную роль: в статье в Journal of Molecular and Cellular Cardiology говорится, что развитие сердечной недостаточности у крыс с повышенным давлением напрямую связано плохой работой сердечных альфа2-адренорецепторов. Возможно, если научиться действовать именно на сердечные альфа2 – например, стимулировать их с помощью какого-нибудь лекарственного вещества или помогать самим кардиомиоцитам создавать у себя больше альфа2-адренорецепторов – это в значительной мере поможет решить множество связанных с сердцем медицинских проблем.
.
Как руки помогают думать
Чтобы решить сложную проблему, нужно в буквальном смысле повертеть её в руках
Иногда, когда нам приходится решать какую-нибудь задачу, мы, сами того не замечая, начинаем крутить в руках какой-то предмет – ручку, зажигалку, мобильный телефон. С одной стороны, это может говорить о том, что мы нервничаем из-за трудностей. С другой – манипуляции с предметами действительно помогают думать.
В недавней статье в Acta Psychologica психологи из Кингстонского университета, а также университетов Эссекса и Южной Дании описывают эксперимент, в котором нужно было распределить семнадцать животных по четырём загонам – так, чтобы в каждом загоне их было нечётное число. Здесь нужно было особым образом спроектировать всю постройку, и участники эксперимента могли либо рисовать модель такого помещения электронным пером на планшете, либо пытаться построить физическую модель из конструктора.
Наиболее успешно эту задачу решали те, кто строил физические модели. Авторы работы подчёркивают, что дело было не в общей разнице в умственном развитии между одними и другими, а именно в инструментах: если человек может непосредственно, так сказать, прямо руками взаимодействовать с окружающим миром, то решать некоторые задачи ему становится проще.
В другой статье, опубликованной в Cognitive Research: Principles and Implications, речь идёт о математических способностях – точнее, о том, как можно уменьшить так называемый страх перед математикой. Известно, что у некоторых «математическая тревожность» настолько высока, что они не могут даже правильно посчитать сумму чека в магазине, что уж говорить о решении алгебраических уравнений из школьного курса.
Однако, если такому человеку дать в помощь какие-нибудь кубики с цифрами, то арифметическую задачу он с большой вероятностью решит правильно. Эксперимент, собственно, как раз и состоял в том, что человека просили проделать арифметические действия либо полностью в уме, либо с помощью игрушечных цифр – причём одновременно участники эксперимента должны были постоянно повторять какое-то слово. Понятно, что, постоянно отвлекаясь на произнесение этого слова, манипулировать цифрами было довольно непросто. Игрушечные цифры же не только помогали сосредоточиться на главной задаче, но и позволяли преодолеть страх перед математикой, если таковой был.
Очевидно, полученные результаты вполне пригодятся в педагогике, например, при обучении детей, которым плохо даётся математика. С другой стороны, тем, кому постоянно приходится решать высокоинтеллектуальные задачи, можно посоветовать держать под рукой какой-нибудь конструктор – в помощь собственному мозгу.
.
Изменено: - 10.01.2017 20:03:07


