19 мая

Сюжет
Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве, у героев нет имён, только прозвища.
Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма зарегистрировано падение метеорита. В этом районе начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название Зона и поползли слухи о некоей таинственной Комнате, где могут сбываться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Власти оцепили Зону военными кордонами и колючей проволокой.
Главный герой фильма — недавно вышедший из тюрьмы человек, его зовут Сталкер. Он живёт в бедности с больной дочерью и женой. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты своей жены. Его наняли быть своим проводником Профессор и Писатель.
Фильм начинается с того, что трое героев, оторвавшись от военного патруля, проникают в Зону. Их цель — найти ту самую Комнату. Сталкер требует, чтобы они беспрекословно подчинялись его указаниям, убеждает в том, что прямой путь в Зоне — не самый короткий. Профессор согласен, а Писатель, который отправился в Зону в поисках выхода из творческого кризиса, относится к угрозам и предупреждениям Сталкера об опасности Зоны весьма скептически.
В чём конкретно опасность ловушек Зоны — зрителю остаётся неясным, но к концу путешествия Писатель, столкнувшись с некими аномалиями, уже больше не спорит со Сталкером. Преодолев все ловушки, герои добираются до Комнаты. Оказывается, что Профессор пронёс c собой портативную 20-килотонную атомную бомбу. Он хочет избавить человечество от опасности претворения в жизнь опасных подсознательных желаний. Сталкер убеждает его, что уничтожать Комнату нельзя, и Профессор обезвреживает и выбрасывает бомбу. Герои, так и не решившись войти в Комнату и выпустить на свет свои подсознательные желания, которые контролировать невозможно, на пороге Комнаты разворачиваются и уходят назад. Сталкер возвращается домой, к жене и больной дочери.
В 1974 году Тарковский впервые связался с братьями Стругацкими, сообщив о своей заинтересованности экранизировать их повесть «Пикник на обочине».
В феврале 1976 года Тарковский официально получает «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. К марту 1976 года Стругацкие заканчивают уже 3-й вариант сценария, который пока никак не устраивает режиссёра. Писатели терпеливо относятся к бесконечным переделкам будущего сценария.
«Нам посчастливилось работать с гением, — сказали мы тогда друг другу. — Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения бы удовлетворил».
Съёмки
15-го февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена в фильме «Сталкер». Команде, которая создавала картину, пришлось столкнуться с непредвиденными трудностями. Рабочее название картины было «Машина желаний». По этим вариантам сценария к июлю 1977-го года была закончена первая версия фильма, где, по отзывам Стругацких, Кайдановский играл крутого парня и афериста Аллана (близкого по духу к герою «Пикника на обочине» Рэда Шухарта).
Уже в этот момент начинаются сложности, фильм выходит за рамки бюджета, сценарий непрерывно переделывается прямо по ходу съёмок, которые продвигаются тяжело и медленно.
Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить. После долгих поисков новую натуру Тарковский нашёл в Эстонии. Фильм «Сталкер» снимали в 25 километрах от Таллина, на реке Ягала в районе старой, разрушенной электростанции, а также в самом Таллине вблизи котельной. Натурные съёмки происходили в 1977—1978 гг.
Апокалиптические пейзажи зоны удались столь достоверно ещё и потому, что недалеко от места съёмок целлюлозно-бумажная фабрика сбрасывала отходы в реку, ставшую мёртвой.
Награды
• Специальная премия жюри (Интерфильм и ОСИК) на МКФ в Каннах;
• Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах в 1980 году;
• Специальная премия экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 году;
• «Лукино Висконти» режиссёру Андрею Тарковскому в конкурсе «Давид» Донатело в Италии, 1980.
• Приз ФИПРЕССИ на II МКФ научно-фантастических фильмов в Мадриде в 1981 году.
• Премия критики на Международном кинофестивале в Триесте (Италия) в 1981 году.
• Премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Мадриде (Испания) в 1981 году.
