Форум
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Знаменательные и памятные даты
 
19 мая
19 мая 1980 года на экраны СССР вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер» по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». 

                       «Сталкер» — фантастический фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в СССР в 1979 году по мотивам повести «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких. Фильм получил специальную премию экуменического жюри, премии ИНТЕРФИЛЬМ и ОСИК на XXXIII МКФ в Каннах в 1980 году.
Сюжет
Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве, у героев нет имён, только прозвища.
Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма зарегистрировано падение метеорита. В этом районе начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название Зона и поползли слухи о некоей таинственной Комнате, где могут сбываться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Власти оцепили Зону военными кордонами и колючей проволокой.
Главный герой фильма — недавно вышедший из тюрьмы человек, его зовут Сталкер. Он живёт в бедности с больной дочерью и женой. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты своей жены. Его наняли быть своим проводником Профессор и Писатель.
Фильм начинается с того, что трое героев, оторвавшись от военного патруля, проникают в Зону. Их цель — найти ту самую Комнату. Сталкер требует, чтобы они беспрекословно подчинялись его указаниям, убеждает в том, что прямой путь в Зоне — не самый короткий. Профессор согласен, а Писатель, который отправился в Зону в поисках выхода из творческого кризиса, относится к угрозам и предупреждениям Сталкера об опасности Зоны весьма скептически.
В чём конкретно опасность ловушек Зоны — зрителю остаётся неясным, но к концу путешествия Писатель, столкнувшись с некими аномалиями, уже больше не спорит со Сталкером. Преодолев все ловушки, герои добираются до Комнаты. Оказывается, что Профессор пронёс c собой портативную 20-килотонную атомную бомбу. Он хочет избавить человечество от опасности претворения в жизнь опасных подсознательных желаний. Сталкер убеждает его, что уничтожать Комнату нельзя, и Профессор обезвреживает и выбрасывает бомбу. Герои, так и не решившись войти в Комнату и выпустить на свет свои подсознательные желания, которые контролировать невозможно, на пороге Комнаты разворачиваются и уходят назад. Сталкер возвращается домой, к жене и больной дочери.


В 1974 году Тарковский впервые связался с братьями Стругацкими, сообщив о своей заинтересованности экранизировать их повесть «Пикник на обочине».
В феврале 1976 года Тарковский официально получает «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. К марту 1976 года Стругацкие заканчивают уже 3-й вариант сценария, который пока никак не устраивает режиссёра. Писатели терпеливо относятся к бесконечным переделкам будущего сценария. 
«Нам посчастливилось работать с гением, — сказали мы тогда друг другу. — Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения бы удовлетворил». 


Съёмки
15-го февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена в фильме «Сталкер». Команде, которая создавала картину, пришлось столкнуться с непредвиденными трудностями. Рабочее название картины было «Машина желаний». По этим вариантам сценария к июлю 1977-го года была закончена первая версия фильма, где, по отзывам Стругацких, Кайдановский играл крутого парня и афериста Аллана (близкого по духу к герою «Пикника на обочине» Рэда Шухарта). 
Уже в этот момент начинаются сложности, фильм выходит за рамки бюджета, сценарий непрерывно переделывается прямо по ходу съёмок, которые продвигаются тяжело и медленно.


Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить. После долгих поисков новую натуру Тарковский нашёл в Эстонии. Фильм «Сталкер» снимали в 25 километрах от Таллина, на реке Ягала в районе старой, разрушенной электростанции, а также в самом Таллине вблизи котельной. Натурные съёмки происходили в 1977—1978 гг. 
Апокалиптические пейзажи зоны удались столь достоверно ещё и потому, что недалеко от места съёмок целлюлозно-бумажная фабрика сбрасывала отходы в реку, ставшую мёртвой.



Награды
• Специальная премия жюри (Интерфильм и ОСИК) на МКФ в Каннах;
• Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах в 1980 году;
• Специальная премия экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 году;
• «Лукино Висконти» режиссёру Андрею Тарковскому в конкурсе «Давид» Донатело в Италии, 1980.
• Приз ФИПРЕССИ на II МКФ научно-фантастических фильмов в Мадриде в 1981 году.
• Премия критики на Международном кинофестивале в Триесте (Италия) в 1981 году.
• Премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Мадриде (Испания) в 1981 году.


               
Знаменательные и памятные даты
 
19 мая
19 мая 1906 года опубликованы "Основные государственные законы Российской империи"

      Основные государственные законы российской империи редакции 1906 года – свод законодательных актов, фиксировавших общие принципы самодержавного строя после изменений, внесенных в него начиная с Манифеста 17 октября 1905года и до весны 1906 года.
Основные законы Российской империи редакции 1906 года преследовали двоякую цель. С одной стороны, они должны были отразить в базовом законодательстве Российской империи фундаментальные изменения, вызванные изданием Манифеста 17 октября 1905 года и последующими актами верховной власти. С другой стороны, эти правовые нормы должны были на максимально возможном уровне сохранить самодержавный и неограниченный характер императорской власти.

Основные законы Российской империи были впервые опубликованы в 1832 в «Своде законов Российской империи». Издание Манифеста 17 октября 1905 сделало неизбежным пересмотр ОЗРИ. Допустимые пределы изменений ОЗРИ были обозначены Манифестом 20 февраля 1906 «Об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы». Окончательный текст ОЗРИ был выработан в апреле 1906 на совещаниях в Царском Селе под руководством Николая II. Новая редакция ОЗРИ была утверждена Николаем II 23 апреля и опубликована 27 апреля 1906 в день начала работы I Думы.

В новой редакции отсутствовало определение «неограниченный» из обозначения суверенитета самодержца, в отношении которого теперь просто говорилось, что ему «принадлежит верховная самодержавная власть» (ст. 4). « Законодательная власть» объявлялась той сферой монаршей деятельности, которую он осуществляет «в единении» с обеими палатами – Госсоветом и Думой (ст. 7). Однако внесение изменений в ОЗРИ по-прежнему оставалось исключительной прерогативой самодержца (ст. 8, 107). В ст. 86 устанавливался новый порядок прохождения законов: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора». В промежутках между сессиями Думы по причине «чрезвычайных обстоятельств» законы могли представляться Советом министров на утверждение императору. Однако такие законы не могли вносить изменения в ОЗРИ, Учреждения Госсовета и Думы, а также в Постановления о выборах в Госсовет и Думу. Эти законы утрачивали силу, если после возобновления деятельности Думы в течение 2 месяцев они не будут внесены в Думу или окажутся отвергнутыми Думой или Госсоветом (ст. 87). В случае досрочного роспуска Думы император был обязан «тем же указом», каким объявлялось о роспуске, назначить «новые выборы в Думу и время ее созыва» (ст. 105). Объявлялось, что Госсовет и Дума обладают «равными в делах законодательства правами» (ст. 106). Оговаривалось право законодательной инициативы обеих палат (ст. 107). Законопроекты признавались отклоненными в случае их непринятия Госсоветом или Думой (ст. 111). Правительство по-прежнему оставалось ответственным лишь перед императором (ст. 123).


"Основные государственные законы Российской империи" - текст



    
Знаменательные и памятные даты
 
19  мая
19 мая... День Пионерии...

    

19 мая 1922 года Всероссийская конференция комсомола приняла решение «О повсеместном создании пионерских отрядов»; дата основания 
Всесоюзной пионерской организации.

[JUSTIFY]

Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации — отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр. [/JUSTIFY]

В советском союзе День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии, - официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Даже если так, то в то время уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником. Сегодня День Пионерии неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Да и всегда найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы. 


 До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. 

                Читать и слушать много



Пионерская практика

Сбор макулатуры

Сбор металлолома 
Помощь пенсионерам (тимуровское движение) 
Игра «Зарница» 
Пионербол 
Занятия в спортивных кружках и секциях 

Пионерские лагеря
     Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн. детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).

                           Легенда о галстуке 

Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем людям радость, дарили добро ,всегда первыми приходили туда, где случалось несчастье. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливы, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям. А чтобы их повсюду узнавали, символом добра и счастья они выбрали алые паруса. 

И с тех пор люди стали ждать алые паруса. Каждое утро на рассвете на горизонте появлялся парус надежды. 

Но однажды на море разразился большой шторм. Целую ночь бушевала стихия. Корабль, как щепку, носило по волнам. А наутро, когда шторм утих, и появилось солнце, жители, как обычно, вышли на берег встречать алые паруса. Но горизонт был чист. И только волны вынесли на берег сорванные с мачт косынки. Люди стали носить их на шее как символ надежды, счастья, веры и добра. И люди в красных галстуках стали как бы частью этого корабля, и повсюду, где бы они ни появлялись, помогали окружающим, приносили добро и справедливость.
Знаменательные и памятные даты
 
19 мая


19 мая 1888 года родился Владимир Михайлович Конашевич 


               (18881963) — русский советский художникграфик, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации. Автор классических иллюстраций к произведениям Самуила МаршакаКорнея Чуковского и др.



Родился в Новочеркасске 7 (19) мая 1888 года в семье инженера. С 1897 по 1908 год жил с семьёй в Чернигове. В период 1908–1913 годов занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были Константин КоровинСергей Малютин и Леонид Пастернак.
В 1915 году переселился в Петроград. В 1922—1924 был членом «Мира искусства». Сменив в 1920-х годах ряд занятий, в конце концов полностью сосредоточил свои интересы на графике. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1921—1930), а также в художественных училищах.

С 1920-х гг. его интересы полностью сосредоточились на графике. В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета (1921), затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко, К. А. Федина и др.; одним из высших его достижений стали иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931).


В детской книге он дебютировал еще в 1918 г. книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е. Е. Соловьевой. Сотрудничая с издательством "Радуга", затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства".
Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах; среди них выделяется роскошный сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 г. Из-за этой книги Конашевич подвергся, вместе с В. В. Лебедевым, несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги.
В 1941 г. художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провел здесь всю блокаду, работая сначала над воспоминаниями о своем детстве, а потом над иллюстрациями к сказкам Х.-К. Андерсена (1943). 
После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность. 
Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывет, плывет кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками. Затем последовали десятки книг, в их числе "Чудо-дерево" К. И. Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик" В. И. Даля. Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина (1961-62).
(И-1)   


 

"Сказка о рыбаке и рыбке" 
Знаменательные и памятные даты
 
18 мая
18 мая 1869 года родился Сулейман Стальский 

                 (настоящая фамилия — Гасанбеков,  18 мая 1869 — 23 ноября 1937) —лезгинский поэт-ашуг[4], основоположник лезгинскойдагестанской, досоветской поэзии, один из крупнейших дагестанских поэтов XX века, народный поэт Дагестанской АССР (1934). Писал на лезгинском и азербайджанском языках. 
М. Горький на 1-м съезде писателей назвал Сулеймана Стальского «Гомером XX века»[5].

Сулейман Стальский родился в ауле Ашага-Стал (отсюда Стальский) Кюринского округа Дагестанской области, в бедной крестьянской семье. По этнической принадлежности — лезгин. Мать умерла рано и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошёл одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет работал по найму. Был рабочим нефтяных промыслов в Баку, работал в Самарканде на железной дороге, батрачил у богатеев. Годы скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь и стал известен как «ашуг» (бродячий певец), в 1909 году, вызвав на соревнование народных бродячих певцов (ашугов).
Поэтическую деятельность Сулейман Стальский начал со стихов на азербайджанском языке. Стихи С. Стальский начал слагать в зрелом возрасте. «Вот мои книги, — показывал на своих односельчан Сулейман, — у них в голове записаны все песни, что я сложил». «Эй! Песня вышла!» — кричал он сельчанам, когда выдумывал свежие стихи, и не удивляясь такому вторжению поэзии в быт, крестьяне всегда просто и весело собирались вокруг своего соседа слушать его новую песню.
Излюбленная форма стиха у Стальского — обычные ашугские «рубайи»: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях).
В далеких горах Дагестана есть аулы златокузнецов, канатоходцев, лудильщиков. Как ни странно, есть в Дагестане и аул поэтов. В этом ауле почти в каждом доме живет певец. Обыкновенный певец, прежде чем начать песню, спрашивает у народа, какую песню петь: о любви или ненависти, о радости или печали? Народ просит певца петь о любви, но так, чтобы там была и ненависть; петь о ненависти, но так, чтобы там была и любовь; петь о печали, но так, чтобы там было и немного радости; петь о радости, но так, чтобы там было хоть немного грусти. Эти требования, которые веками предъявлял маленький дагестанский народ к своим ашугам и певцам, и определяют сущность и характер настоящей, большой поэзии. Без боли, без радости не рождаются стихи и поэмы. «Одной и той же иголкой шьют в горах и свадебные платья, и саван. Так и перо поэта должно передать все чувства сердца» — сказал Эфенди Капиев.
В книге «Жизнь, прожитая набело» Наталья Капиева отметила: «Известный ученый-лингвист Гаджибек Гаджибеков под диктовку Стальского записывал его песни, начиная от созданных в 1900 г. Записи длились часами. Иногда целыми днями. Сулейман помнил наизусть тысячи своих строк». - Читать дальше


ГНЕВНЫЕ СТРОКИ 
Иной готов прослыть ослом, 
Найти сумеет в этом прок. 
Под выжженным на лбу тавром 
Сумеет притаить порок.

Иной решает — я силен, 
Вынослив и могуч, как слон, — 
Но, тяжкой кладью нагружен, 
В дороге свалится он с ног.

Собой гордится он весьма, 
Хоть нет и зернышка ума. 
В башке пустой — густая тьма, 
Но хвастает—как я глубок!

Иной спесив, а не поймет, 
Где горький яд, где сладкий мед. 
Сует пирог сладчайший в рот, 
Но превратится в яд пирог.

Бесчестье у него в груди, 
В бою всегда он позади. 
Ударишь — стерпит. . . А гляди: 
Он важничает, как пророк!

Во всем, что скажет он, расчет, 
Солгать  прикажут — он  солжет. 
Мерзавцу лошади помет 
Щитом сумеет стать на срок!

Его лицо светло, как бязь, 
Его нутро — сплошная грязь. 
Он всех, угодливо смеясь, 
Скрутить в бараний хочет рог.

С кем, Сулейман, вступил ты в 
Пусть узнает себя любой, 
Идущий грязною тропой, 
Сраженный силой гневных строк. 

"Я, Сулейман, не знаю книг,
Но хорошо одно постиг:
С трудом, с трудом даётся стих-
Стиха пустого быть не может!"


Сулейман Стальский - читает свои стихи 


Стихи.



ПЕРЕПИСКА СТАЛЬСКОГО

     

 В ночь с 21 на 22  марта 2016 года сгорел 
уникальный дом-музей великого лезгинского поэта Сулеймана Стальского.


Фотогалерея

Сулейман Стальский (П. Павленко, 1938 — К. Рябинов, 198 8)



"Так рождается песня" - фильм про Сулеймана Стальского.
Знаменательные и памятные даты
 
18 мая
18 мая 1850 года родился Оливер Хевисайд 

        (18 мая 1850 — 3 февраля 1925) — английский учёный-самоучка, инженер,математик и физик. Впервые применил комплексные числа для изучения электрических цепей, разработал технику применения преобразования Лапласа для решения дифференциальных уравнений, переформулировал уравнения Максвелла в терминах трехмерных векторов, напряжённостей электрического и магнитного полей и электрической имагнитной индукций, и, независимо от других математиков, создал векторный анализ. Несмотря на то, что Хевисайд большую часть жизни был не в ладах с научным сообществом, его работы изменили облик математики и физики.

Отец работал гравером и художником. В раннем детстве Оливер переболел скарлатиной, в результате чего серьёзно пострадал его слух, и он был слабослышащим всю оставшуюся жизнь. Это обстоятельство серьёзно повлияло на его детство, так как из-за проблем со слухом он не мог нормально общаться с ровесниками. Несмотря на хорошую успеваемость (в 1865 году был 5-м из 500 учеников), Оливер бросил школу в 16 лет и самостоятельно изучал азбуку Морзе, теорию электричества, электротехнику и занимался языками — немецким и датским.
В 1880 году Хевисайд исследовал скин-эффект в телеграфных линиях передачи и переписал результаты Максвелла из их первоначальной формы к форме, выраженной в терминах современного векторного анализа, таким образом сведя систему из 20 уравнений с 12 переменными к 4 дифференциальным уравнениям, известным как уравнения Максвелла. Четыре уравнения Максвелла описывают природу неподвижных и движущихся заряженных частиц и магнитных диполей, и отношения между ними, а именно электромагнитную индукцию.
Между 1880 и 1887 годами, Оливер Хевисайд разрабатывал операционное исчисление (он ввёл обозначение D для дифференциального оператора), метод решения дифференциальных уравнений с помощью сведения к обыкновенным алгебраическим уравнениям, который поначалу вызвал бурную полемику из-за отсутствия строгого обоснования. Тогда он произнёс известную фразу: «Математика есть наука экспериментальная, определения появляются последними». Это было ответом на критику за использование ещё не вполне определённых операторов.
В двух работах 1888 года и 1889 года Хевисайд вычислил деформацию электрического и магнитного полей вокруг движущегося заряда, а также эффекты вхождения заряда в плотную среду. Он предсказал излучение Вавилова — Черенкова и вдохновил Дж.Фитцджеральда предложить понятие так называемого сокращения Лоренца — Фитцджеральда.
В 1889 году, после открытия Томсоном электрона, Хевисайд начал работу над концепцией электромагнитной массы. Хевисайд считал её настолько же настоящей, как и массу материальную, способной производить такие же эффекты. Вильгельм Вин позднее проверил результат Хевисайда для малых ускорений.
В 1891 году Британское королевское общество признало вклад Хевисайда в математическое описание электромагнитных явлений, присвоив звание члена Королевского общества. В 1905 году Хевисайд стал почётным доктором Университета Гёттингена.
Хевисайд развил идею ионосферы, предсказав существование слоя Кеннелли — Хевисайда. Хевисайд разработал теорию линий передач (известную как «телеграфные уравнения»). Хевисайд независимо ввёл вектор Пойнтинга и за три года доЛоренца нашел выражение для силы Лоренца.
Хевисайд упростил для использования учёными оригинальные результаты Максвелла. Эта новая формулировка дала четыре векторных уравнения, известных теперь как уравнения Максвелла. Хевисайд ввёл так называемую функцию Хевисайда, используемую для моделирования электрического тока в цепи. Хевисайд разработал понятие вектора и векторный анализ. Хевисайд создал операторный метод для линейных дифференциальных уравнений.

"Теперь есть более благородный смысл в доктрине о бессмертии души. В этом смысле бессмертие души не вопpоc веры, а факт. Каждый живущий приготовляет мир для тех, кто придет позднее. Каждый оказывает влияние на мир, хорошее или плохое, и затем умирает. Сделанное при жизни добро или зло остается; и следы этого сохраняются на все времена. Не только жизнь окружающих нас людей, но и жизнь последующих поколений изменяется вследствие наших действий.
Приверженец бессмертия, не удовлетворенный старыми общепринятыми представлениями, может воскликнуть «Весь я не умру!» Часть нас самих живет после нас, растворенная более или менее во всем человечестве и во всей природе. Это и есть бессмертие души.

Существуют большие души и маленькие души. Бессмертная душа сайнтикулиста настолько мала, что ее не видно. Ее существование даже сомнительно. Душа Шекспира или Ньютона изумительно велика. Такие люди живут самую лучшую часть своей жизни после того, как они умирают. Максвелл - один из таких людей. Его душа будет жить и расти в веках и будет сотни лет сиять как одна из ярких звезд прошлого, свет от которой распространяется целую эпоху, чтобы дойти до нас"

(И-1)        (И-2)
Хевисайду принадлежит приоритет в следующих научных открытиях:
  • создание векторного анализа;
  • создание операционного исчисления (теория преобразований Лапласа);
  • создание операторного метода для линейных дифференциальных уравнений;
  • применение комплексных чисел для изучения электрических цепей;
  • упрощение 20 уравнений Максвелла с 12 переменными и  сведение их к 4 уравнениям с двумя переменными – векторами  электрического и магнитного поля. Независимо это проделал и Герц. В течение ряда лет уравнения электродинамики  в новой форме назывались уравнениями Герца–Хевисайда, молодой Эйнштейн  называл их уравнениями Максвелла–Герца, а сегодня эти уравнения носят имя только  Максвелла;
Большая часть теоретической работы была проведена одновременно с Герцем, который в своей книге по электрическим волнам любезно заметил, что "Г-ну Хевисайду принадлежит приоритет". Джордж Фрэнсис Фицджеральд из Тринити-колледж в Дублине писал, что "Трактат Максвелла загроможден остатками блестяще выбранных им рубежей атаки, окапавшихся лагерей и следами боев. Оливер Хевисайд очистил его от всего этого, выбрал прямой маршрут, проложил широкую дорогу, а также обследовал значительную часть сельской местности".
  • в 1890 году, за пятнадцать лет до Эйнштейна, Хевисайд получил знаменитую формулу E=mc2;
  • предсказал наличие особого слоя озона у атмосферы (ионосферы), благодаря этому возможна сверхдальняя радиосвязь;
  • предсказание в 1895 году излучения Вавилова–Черенкова. Последнему в 1958 году  была присуждена Нобелевская премия (вместе еще с двумя советскими  теоретиками И.Е. Таммом и И.М. Франком);
  • ввел в физику дельта-функцию (функция Дирака);
  • на тридцать лет раньше Дирака обосновал магнитный монополь.

         


В 1891 г. Оливер Хевисайд был избран членом Королевского общества, но ничего не сделал для того, чтобы приехать в Лондон для <<прохождения формальностей>>.  Вместо этого он написал следующие строки: 

Но чтобы все оформить без изъяна, 
Три фунта нам внеси из своего кармана 
И в город приезжай, и вот таким путем 
Тебя мы к Обществу допустим и причтем. 
А если этого ты делать не желаешь, 
То к нам не поступай, а поступай, как знаешь.

«Рукописи Хевисайда» или "Завещание прошлому"-научная фантастика


          
http://www.lookatme.ru/mag/people/listings/209669-weird-scientists


 Эксцентричное поведение и самые странные поступки гениев


Оливер Хевисайд. Человек, без которого ИТ выглядели бы иначе


Картинки:
1Рисунок с надписью Хевисайда: "Упряжная лошадь. Оливер Хевисайд, 11 лет"

2,3. Техника - молодёжи 1965-10
Знаменательные и памятные даты
 
18 мая

18 мая 1048 года родился Омар Хайям Нишапури 

 (18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131, там же) — персидский философматематикастроном и поэт.
Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как выдающийся философ и поэт. В Иране и Афганистане Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей[3]. Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.


Родился в городе Нишапур, который находится в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра по имени Аиша. В 8 лет начал глубоко заниматься математикой,астрономиейфилософией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Позднее обучался в медресе Балха,Самарканда и Бухары. Там он с отличием закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хаки?ма, то есть врача. Но медицинская практика его мало интересовала. Изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных.

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинулСамарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.

В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире[5]. Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог[6]. Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе[2]. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулька, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.

Хайяму принадлежит «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы», в котором даётся классификация уравнений и излагается решение уравнений 1-й, 2-й и 3-й степени.
Во введении к данному трактату Омар Хайям даёт первое дошедшее до нас определение алгебры как науки, утверждая: алгебра — это наука об определении неизвестных величин, состоящих в некоторых отношениях с величинами известными, причём такое определение осуществляется с помощью составления и решения уравнений.



В 1077 г. Хайям закончил работу над важным математическим трудом — «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида». Трактат состоял из трёх книг; первая содержала оригинальную теорию параллельных прямых, вторая и третья посвящены усовершенствованию теории отношений и пропорций. В первой книге Хайям пытается доказать V постулат Евклида и заменяет его более простым и очевидным эквивалентом: Две сходящиеся прямые должны пересечься; по сути, в ходе этих попыток Омар Хайям доказал первые теоремы геометрий Лобачевского и Римана.


Ещё одна математическая работа Хайяма — «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»[2] — посвящена классической задаче на смешение, впервые решённой ещё Архимедом.


При жизни Хайям был известен исключительно как выдающийся учёный. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании. С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший росло в геометрической прогрессии и к XX веку превысило 5000. Очевидно, свои сочинения приписывали Хайяму все те, кто опасался преследований за вольнодумство и богохульство. Точно установить, какие из них действительно принадлежат Хайяму (если он вообще сочинял стихи), практически невозможно. Некоторые исследователи считают возможным авторство Хайяма в отношении 300—500 рубаи.


Долгое время Омар Хайям был забыт. По счастливой случайности тетрадь с его стихами попала в викторианскую эпоху в руки английского поэта Эдварда Фицджеральда, который перевёл многие рубаи сначала на латынь, а потом на английский. В начале XX века рубаи в весьма вольном и оригинальном переложении Фицджеральда стали едва ли не самым популярным произведением викторианской поэзии. Всемирная известность Омара Хайяма как глашатая гедонизма, отрицающего посмертное воздаяние, пробудила интерес и к его научным достижениям, которые были открыты заново и переосознаны.



Когда уходите на пять минут
Не забывайте оставлять тепло в ладонях
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят.
Не забывайте заглянуть в глаза,
С улыбкой робкой и покорною надеждой.
Они в пути заменят образа
Святых, даже неведомых вам прежде.
Когда уходите на пять минут
Не закрывайте за собою двери-
Оставьте это тем, которые поймут,
Которые сумеют в вас поверить.
Когда уходите на пять минут,
Не опоздайте вовремя вернуться,
Чтобы ладони тех, которые вас ждут,
За это время не успели разомкнуться.



Чем ниже человек душой, 
тем выше задирает нос. 
Он носом тянется туда, 
куда душою не дорос.



         





ФИЛОСОФИЯ ЖИТЕЛЯ КОСМОСА ОМАР ХАЙЯМА



Мудрость жизни mp3

          - Памятники математикам
Знаменательные и памятные даты
 
18 мая
18 мая 1958 года на Втором Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» получил советский фильм «Летят журавли».
«Летят журавли» — драма, СССР, 1957. По мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля.
Краткое содержание
Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны.
Это рассказ о любви, которую не смогла уничтожить война. Борис погибает на фронте. Вероника, его невеста, раздавлена: сначала она потеряла любимого, потом родителей, родной кров. В порыве отчаяния она пытается обрести новую семью, но лишь теряет самоуважение. Спасённый ею из-под колёс машины ребёнок возвращает ей веру в жизнь. И рождается надежда: а вдруг Борис всё-таки жив? И Вероника начинает ждать его. Для неё жизнь — это любовь: предать любовь забвению равнозначно смерти…
Самая узнаваемая сцена — гибель Бориса, его последний взгляд на небо, на берёзы, кружащиеся в его слепнущих глазах.
В ролях
• Татьяна Самойлова — Вероника
• Алексей Баталов — Борис
• Александр Шворин — Марк
• Василий Меркурьев — Фёдор Иванович
• Антонина Богданова — бабушка Бориса и Ирины
• Валентин Зубков — Степан
• Валентина Ананьина — сотрудница Бориса
• Валентина Владимирова
• Леонид Князев
• Борис Коковкин — Чернов
• Екатерина Куприянова — Анна Михайловна
• Константин Никитин — Володя
• Николай Сморчков
• Светлана Харитонова — Ирина Бороздина
• Даниил Нетребин
Съёмочная группа
• Автор сценария: Розов, Виктор Сергеевич
• Режиссёр: Калатозов, Михаил Константинович
• Оператор-постановщик: Урусевский, Сергей Павлович
• Художник-постановщик: Свидетелев, Евгений Васильевич
• Композитор: Вайнберг, Моисей Самуилович
• Тексты песен: Коростылев, Вадим Николаевич
• Звукорежиссёр: Майоров, Игорь Петрович
• Художник по костюмам: Наумова, Лидия Ивановна
Интересные факты
• На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.
• Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
Название в Каннах
Фильм «Летят Журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.
На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально «Когда пролетают аисты»).

Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.


Знаменательные и памятные даты
 
17 мая
17 мая 1873 года родился Анри Барбюс
                

 (17 мая 1873Аньер-сюр-Сен, Франция — 30 августа 1935Москва, СССР) —французский писатель, журналист и общественный деятель. Член Французской коммунистической партии (с 1923). Иностранный почётный член АН СССР (1933).


Родился в маленьком городке Аньер-сюр-Сен в протестантской семье, отец — француз, мать — англичанка. Первое поэтическое произведение «Плакальщицы» (фр. Pleureuses, 1895). Его первые романы "Умоляющие" (Les Suppliants,1903) и "Ад" (L'Enfer,190 8) не пользовались успехом. В 1914 году добровольно вступил во французскую армию, воевал против немцев во время Первой мировой войны, был ранен и комиссован в 1915 году. Награжден Военным крестом и союзной медалью Победы. Известность к Анри Барбюсу пришла благодаря антивоенному роману «Огонь» (фр. Le Feu, 1916), посвящённому революционизации сознания масс во время Первой мировой войны; для стиля Барбюса характерен натурализм. Кроме того, его перу принадлежат сборники новелл «Происшествия» и «Правдивые истории» (192 8) . Лауреат престижной французской Гонкуровской премии (1916) за роман «Огонь».
Октябрьскую революцию 1917 года в России Барбюс воспринял как основную веху в современной истории, всемирно-исторического значения, давшее надежду европейским народам на освобождение от гнёта капиталистической системы. Написал второй антивоенный роман "Ясность" (1919). Под влиянием событий в России вступил в ФКП. В 1924 году выступил против репрессий участников Татарбунарского восстания со стороны Румынии. В своих сочинениях «Свет из бездны» (1920), «Манифест интеллектуалов» (1927) Барбюс резко критиковал капиталистическую эксплуатацию и буржуазную цивилизацию, одновременно активно пропагандируя процессы строительства социализма в СССР и лично деятельность Сталина («Россия», 1930; сочинение «Сталин», изданное посмертно в 1935 году). Книга однако была вскоре запрещена в Советском Союзе из- за того,что многие упоминаемые там лица были репрессированы. Автор афоризма «Сталин — это Ленин сегодня». Посетил СССР в 1927, 1932, 1934 и 1935 гг.
Анри Барбюс был учредителем международного антивоенного объединения деятелей культуры «Кларте» (1919). В 1919—1924 годах совместно с Роменом Ролланом редактировал журнал «Кларте». Участник конгресса писателей в защиту культуры, прошедшего в Париже в 1935 году, и нескольких антивоенных конгрессов.
Его самое известное в России произведение далеко от политики, однако подарило ему огромную славу и успех в театрах всего мира. Это пьеса по рассказу «Нежность», герой которого получает в течение двадцати лет пять писем от своей любимой, жениться на которой ему не разрешили родители. Барбюса ценил Борхес.

«Только святоши и слабые нуждаются в обольщениях, 
как в лекарстве.»

«Я твержу себе, что нет сверхъестественных сил, 
что ничто не падает с неба, 
что все в нас 
и в наших руках. 
И, окрыленный этой уверенностью, я ласкаю взглядом великолепие пустого неба, земной пустыни, рай возможного.»


Нежность

Знаменательные и памятные даты
 
17 мая
17 мая 1871 года родилась Анна Петровна Остроумова-Лебедева 

         



 (5 [17] мая 1871Санкт-Петербург — 5 мая 1955Ленинград) — русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа.
 Родилась в 1871 году в Санкт-Петербурге в семье сенатора. В 1889-1892 годах обучалась искусству графики в классе Василия Васильевича Матэ в Училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица.
В 1892-1900 годах продолжила обучение в Петербургской Академии Художеств, ее преподавателями были Илья Ефимович Репин, Константин Аполлонович Савицкий и Павел Петрович Чистяков. В 1898-1899 Остроумова-Лебедева занималась в Париже в мастерской Джеймса Уистлера, и с этой же поры стала активно участвовать в деятельности нового художественного объединения «Мир искусства». Русское художественное объединение «Мир искусства» было создано Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители этого объединения отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, мирискусники часто уходили в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. На протяжении четверти века Остроумова-Лебедева вместе со своими единомышленниками Л. С. Бакстом, М. В. Добужинским, Е. Е. Лансере, К. А. Сомовым создавали живописные и графические произведения, которым были присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой художников «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.
После революции Остроумова-Лебедева преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, в 1934-1935 годах преподавала в Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны осталась в Ленинграде, создала ряд пронзительных графических образов блокадного города. После войны в 1946 году Остроумова-Лебедева была удостоена звания народного художника РСФСР. С 1949 года избрана действительным членом АХ СССР. Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии, в акварели изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей, создавала пейзажи, органично включающие в композицию архитектурные строения. Скончалась Остроумова-Лебедева в 1955 году в Ленинграде.