Форум
Интересные сайты для многих
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
Отдохни на этой ветке!, С зебры на радугу
Знаменательные и памятные даты
02.06.2016 00:48:55
3 июня 3 июня 1830 года - Чумной бунт в Севастополе
![]() Предпосылки восстания В 1828 году на юге империи в Крыму началась эпидемия чумы. Учитывая, что Российская Империя в это время вела войну с Турцией, а также стратегическую важность Севастополя, в городе был введен карантин. В городе чумы не было, поэтому карантин был скорее профилактической мерой. В мая 1828 году вокруг города было установлено карантинное окружения. Все движение из города и в город проходил через специально устроенные залога. Летом 1829 карантин был усилен, каждый, кто проезжал, должен был находиться 2-3 недели в карантинной зоне, все подозрительные больные в городе подлежали изоляции. В результате этого местные крестьяне пытались воздерживаться от поездок в город. Продовольственное снабжение оказалось монополизированным карантинными чиновниками, способствовало большом количестве злоупотреблений. В городе быстро возник дефицит продовольствия. Продовольствие, поставляемое гарнизона, жителям, больным в изоляторах было недостаточным и плохого качества, что способствовало развитию болезней и роста смертности. Наиболее страдали от карантина бедные районы города, в которых сильно ухудшилась гигиеническая обстановка и выросло количество больных. Ситуация в Севастополе обострилась настолько, что из Петербурга был прислан комиссия во главе с Римским-Корсаковым для расследования ситуации. Расследование выявило массовые злоупотребления, однако из Петербурга поступило распоряжение прекратить всякие расследования деятельности интендантов. В ноябре 1829 комиссия завершила работу. Восстание В марте 1830 карантин был усилен, и жителям запретили покидать дома. Запрет был снят в мае, но в бедной Корабельной слободе карантин был продлен на 7 дней. Однако после 7 дней жителей слободы было приказано вывести за город и продлить карантин на 2 недели. Это вызвало возмущение среди жителей слободы, а также матросов имели там родных и знакомых. Населения отказалось выполнять распоряжение несмотря на уговоры контр-адмирала И. С. Скаловського и протопопа Софрония Гаврилова. Карантинное окружения слободы было усилено 2-мя батальонами пехоты. Доведенные до отчаяния жители готовились к вооруженной отпора, были сформированы вооруженные группы под руководством отставных военных. Солдаты окружения и многие офицеры сочувствовали жителям. Обе стороны воздерживались от начала боевых действий, которые могли взорвать ситуацию в городе и на флоте. 3 июня военный губернатор Николай Столыпин, дед Михаила Лермонтова по материнской линии, учитывая чрезвычайную ситуацию в городе усилил караулы на улицах и охрану губернаторского дома. Эти меры возмутили севастопольцев, толпами двинулись дома губернатора и адмиралтейству. Губернатор был убит толпой. К восставшим присоединились матросы. Часть восставших пошла на снятие карантинного окружения на Корабельной слободе, солдаты атакованы с двух сторон, присоединились к восставшим. До 22 часов город был в руках восставших, полиция сбежала из города, а гарнизон отказался подавлять бунт. Толпа бил «чумных» чиновников и офицеров требуя от них расписки, что чумы в городе нет, громили их дома и квартиры. Достижения повстанцев 4 июня комендант города, выполнявший после гибели Столыпина обязанность военного губернатора, Турчанинов под давлением восставших издал приказ о прекращении карантина:
Подавление восстания Между тем власти стянули в город части двенадцатого дивизии генерала Тимофеева, которые вошли в город 7 июня. Михаил Воронцов организовал три военно-полевые комиссии, которые рассмотрели около шести тысяч дел. Различным наказаниям были подвергнуты 1580 жителей Севастополя старше пяти лет (так повелел сам император Николай I). «Добрая партия» в полном составе была повешена. Остальным присудили наказание ударами шпицрутенами (в наказаниях фигурировали цифры до трех тысяч) и каторгу. Еще 4200 человек были депортированы из Севастополя из-за подозрений в неблагонадежности. Детей, участвовавших в бунте, забрали из семей и отправили в школы для сирот. «Чумной бунт» 1830 года в Севастополе:
![]() |
|||
|
Знаменательные и памятные даты
01.06.2016 23:32:11
2 июня ![]() Произведения художника хранились в семье Ван Гогов до 1973 года, до того момента, как было построено здание музея и племянником гения Винсентом Виллемом Ван Гогом бесценная коллекция передана в музей. Главное здание музея было спроектировано Герритом Томасом Ритвельдом, нидерландским архитектором и дизайнером мебели, открыт музей в здании был в 1973 году. Позднее, в 1999 году было пристроено экспозиционное крыло, выполненное по проекту одного из основателей архитектурного движения метаболистов, японским архитектором Кисе Курокавой. ![]() Картинка: |
|
|
Знаменательные и памятные даты
01.06.2016 22:48:48
2 июня 2 июня 1955 года - День основания ![]() На то время это был первый в мире крупнейший
![]() По состоянию на 2012 год Байконур сохраняет лидирующее место в мире по числу пусков: отсюда за год была запущена 21 ракета-носитель (второе место занимает космодром Мыс Канаверал (США) с 10 пусками за год). В 1954 году работала комиссия по выбору места для строительства полигона, которая руководствовалась следующими критериями 12 февраля 1955 г. ЦК КПСС и Советом министров СССР для испытания боевых ракет и для исследований в области космической техники было принято совместное постановление о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР). В январе 1955 г. на станцию Тюра-Там (Казахстан) прибыл первый отряд военных строителей под командованием старшего лейтенанта И. Н. Денежкина. Руководил строительством опытный военный строитель, полковник, а затем генерал Георгий Шубников.Трудности, с которыми встретились строители космодрома, были связаны не только с суровыми климатическими условиями, но и с неустроенностью быта, и с крайне сжатыми сроками строительства, и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов. Как вспоминал один из организаторов и участников создания космодрома М. Г. Григоренко: «...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были предельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно. … не случайно руководящий состав строительства составляли фронтовики — люди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалившиеся в её горниле, люди, которых никакие трудности не могли ни испугать, ни остановить». 2 июня 1955 г. директивой Генерального штаба была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона. На основании приказа министра обороны СССР от 3 августа 1960 г. № 00105 день 2 июня был определён как День основания полигона «Байконур». 5 мая 1957 г. специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, и уже 15 мая был произведён первый пуск 4 октября 1957 г. был выведен на орбиту 12 апреля 1961 г. полигону в торжественной обстановке было вручено Боевое Знамя. За значительный вклад в укрепление обороны страны, решение народно-хозяйственных и научно-исследовательских задач космодром Байконур был награждён орденом Кроме того, космодром был награждён памятными почётными знамёнами ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совета Министров СССР (1967), ЦК ВЛКСМ (1975), ЦК КП Казахстана, Военного Совета РВСН. Ряд частей полигона были награждены памятными знамёнами ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюза МО, многие части и подразделения занесены в Книгу почёта РВСН. После Сегодня Байконур — это международный космический порт, уникальный научно-технический и социальный комплекс. Главные объекты космодрома — стартовые комплексы, технические позиции и измерительные пункты. На счету Байконура свыше 2,5 тыс. пусков ракет космического назначения с различными космическими аппаратами. ![]() По легенде, в месте, где сейчас располагается колыбель космической эры жило поселение Торе. Во главе Торе стоял потомок Чингизхана, казах по имени Тюра, считавшийся святым. Герой погиб, утонув в реке Сыр-Дарья, на берегах которой сейчас находится космодром. Тюра похоронили в этих местах, что сделало территорию святым местом. Счастливым местом считал эти земли и Сергей Королев. По рассказам прораба легендарного "Гагаринского старта" Сергея Алексеенко, при рытье котлована под стартовую площадку на глубине 35 метров строители нашли древнее костровище. Для экспертизы одно из поленьев было отправлено в Москву. В итоге выяснилось, что находке от 10 до 30 тысяч лет.
"Самое главное, что мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит это место будет счастливым и для нас", - говорил Королев. Один из угольков легендарный конструктор оставил себе и носил его в спичечном коробке. ![]() |
|
|
Знаменательные и памятные даты
01.06.2016 16:32:36
2 июня 2 июня 1915 года родился Тапио Вирккала
![]() Тапио Вирккала был одним из пионеров финского промышленного дизайна, которые получили международное признание в годы после Второй Мировой войны. Наибольшую известность он получил как дизайнер изделий из стекла, хотя его мастерство проявлялось в различных областях дизайна — от почтовых марок до футуристического городского пейзажа. Вирккала можно сравнить с мастерами прошлого — когда мастер выполнял все работы вручную, и тайна изготовления изделия передавалась из поколения в поколение. Тапио Вирккала интересовался всеми возможными аспектами своего дела, он изучил на собственном опыте различные стадии создания объектов, например, выдувку стекла. Деревянная форма для стеклянных объектов Ultima Thule, изготовленная Тапио Вирккала, сохранилась до сих пор. Одними из самых известных произведений Тапио Вирккала стали: объекты Ultima Thule, бутылки для Finlandia vodka, серия из «blown glass» — Bolle, Сoreani, Inari. Форма и сущность природы была соединена в объектах дизайнера с душой человека. Естественная красота окружающей среды Лапландии повлияла на большую часть его работ. В объектах, созданных дизайнером можно увидеть природу в различных ее формах — это и листья, и водовороты морских ракушек, очертания птиц и рыб, ледяные формирования и движения воды… Например, за основу работ знаменитой серии Ultima Thule дизайнер взял прекрасную природную форму — тающий лед. Ultima Thule — сочетание искрящегося льда, где лед — почти огонь, прозрачность с множеством воздушных пузырьков. Нечеткие края и обтекаемость линий создают образ первобытной красоты — будто дух Калевалы застыл в них… ![]() ![]() "Лисичка" А напоследок такой релакс:
Это школа в траве Сингапура Из мира профессий я вернулась в школу.
Если бы всё это в таком, как на картинке кресле разглядывать... Но это уже Эеро Аарнио и другая финская история. |
|
|
Знаменательные и памятные даты
01.06.2016 15:27:44
2 июня 2 июня 1755 года родился Иван Акимович Акимов
![]() Вся жизнь Ивана Акимовича Акимова была связана с петербургской Академией художеств: с детских лет ее воспитанник, затем заграничный пенсионер, академик, профессор и, наконец, ректор - он поднялся по всем возможным ступеням академической карьеры. В девять лет, лишившись отца, наборщика сенатской типографии, мальчик сам подал прошение с просьбой принять его в академическое обучение на казенный счет; он писал о нужде, о том, как любит живопись, и прилагал несколько рисунков. Так в 1764 году Иван Акимов попал в недавно образованную "Академию знатнейших художеств" - всесильное учреждение, призванное регламентировать всю художественную жизнь государства. Президентом ее был тогда И.И.Бецкой, чтец императрицы. Уже пожилым человеком, не имея ранее никакого отношения к искусству, он встал во главе Академии художеств. Впрочем, не только Академии - ему подчинялись и Канцелярия от строений, Кадетский корпус. Воспитательное заведение для благородных девиц, московский Воспитательный дом, Коммерческое училище и Вдовий дом. И всюду он намеревался неукоснительно провести полную реформу в деле воспитания "новой породы людей", основываясь на принципах жестких, а порой и жестоких, и полностью пренебрегая природными склонностями и способностями своих подопечных. Менее всего эта система способствовала формированию творческой личности. На ровесников Акимова, тех, кто еще детьми пришел в Академию, возлагались особенно большие надежды - они должны были явить плоды нового метода. Но безусловное предпочтение послушания и примечания - "добродетелей" - дарованию и таланту сделало поколение в достаточной мере бесцветным. Сама система преподавания была безличной - профессора не имели своих учеников, а дежурили в классах по очереди. Главенствующее место отводилось рисунку; большое значение имела и композиция, "сочинение". Акимов учился успешно - за годы, проведенные в Академии, получил малую и большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую медаль за программу "Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою, открывается им" (1772). На следующий год, ко времени выпуска, он был удостоен за картину "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" золотой медали, которая давала право на поездку за границу, в Италию.
![]() Представитель классицизма, Иван Акимов является первым историографом русского искусства. В 1794 году по представлению президента Академии Мусина-Пушкина Акимов назначен директором Академии, которой он оставил по духовному завещанию капитал в 15 тысяч рублей ассигнациями на содержание двух пансионеров его имени.
Государственный Русский музей - Картинки: 1. "Геркулес на распутье" 1801 2. "Сатурн, обрезающий крылья Амуру" (Есть над чем поразмышлять) 3. " Крещение княгини Ольги в Константинополе" |
|
|
Знаменательные и памятные даты
01.06.2016 08:46:16
2 июня 2 сентября 1857 года ![]() Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не получила распространения. С 1755 до 1846 года пытливые умы продолжали настойчиво трудиться над созданием швейной машины. Так, в 1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машину для шитья башмаков и сапог, дававшую однониточный шов. Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести машину Сента по чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и оказалось, что она неработоспособна без значительных доработок. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка. Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование. В 1832 году читателей "Берлинской иллюстрированной газеты" поразило следующее сообщение: "Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики". Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку. Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно. Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием швейной машины трудился американец Элиас Гоу, работавший на фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип - закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, - до сих пор используется в швейных машинах), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии. Ясно, что изобретение Гоу нуждалась в совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке. В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу. Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла. ![]() Коллекционеры: |
|
|
Знаменательные и памятные даты
01.06.2016 08:04:06
2 июня ![]() Тогда Иван III — должно быть, не без подсказки супруги — решил послать за италийским муролем (муролем назовут Фьораванти русские летописи: от прилагательного murale — стенной). Шпионствующим фрязям Иоанн Васильевич миссию не доверил — в римскую землю отправился дьяк Семен Толбузин. «А денег с Толбузиным князь велики послал своей казны 700 рублей», а рядиться с муролями повелел «по 10 рублев на месяц найму» (летописные тексты цитируются по статье А.Л.Хорошкевич «Данные русских летописей об Аристотеле Фиораванти» // Вопросы истории. 1979. № 2. С. 201—204; далее — Хорошкевич). Ежемесячные 10 рублей — сумма для Московской Руси по тем временам немалая: село Сабурово в Коломенском уезде на реке Москве в 1474—1496 гг. было продано за 60 руб., а село Степанковское там же — за 22 рубля (см.: Хорошкевич. С. 202). Тем не менее, по словам Толбузина, никто из итальянцев, кроме Аристотеля Фьораванти, не согласился. Не решались отправиться в дремучую гиперборейскую землю, о которой в Европе ходили сказочные легенды? Не так всё просто в истории выбора зодчего. Едва ли Аристотеля прельстили деньги и сказки о Московии. Скорее, вынудили обстоятельства. В июне 1473 г. он был обвинен в Риме в фальшивомонетничестве и даже побывал в тюрьме. Занимался ли пожилой инженер сим промыслом и в каком виде: собственно ли чеканкой, чеканкой ли со сбытом, просто хранением — судить трудно. Неизвестно, и кем было предъявлено обвинение, но в те годы оное было эффективным средством устранения конкурента. Странно повела себя при этом Болонская коммуна, не ставшая дожидаться, пока в Риме разберутся с делом ее главного инженера, и тут же помпезно отлучившая мастера от должности: «Так как до сведения дошло, что магистр инженерных работ Аристотель был схвачен в Риме по поводу фальшивых монет и таким образом покрыл себя позором в том государстве, куда он был послан нашим Правительством именно для службы и исполнения поручений Святейшего Отца, то мы всеми белыми бобами [т.е. шарами — per omnes fabas albas] лишили вышесказанного магистра Аристотеля должности и содержания, которое он получает от Болонской камеры, и постановили, чтобы это лишение считалось со дня его уличения навсегда, при условии, что обвинение окажется верным» (цит. по статье: Хрептович-Бутенев К.А. Аристотель Фьораванти, строитель Успенского собора, и письмо его из Москвы 1476 г. // Старая Москва. Вып. 2. Издание комиссии по изучению старой Москвы. 1914. — Факсимильное издание. М.: Столица, 1993. С. 43—45; далее — Старая Москва). «Неверные» обвинения с Фьораванти скоро сняли, но репутация в те годы значила больше, чем в последующие века, и главной причиной согласия архитектора на поездку в Московию некоторые историки видят в желании отбыть с родины со всеми ее белыми бобами. Так что предложение русского посла пришлось, по видимости, кстати. Не оно одно пришло о ту пору: знаменитым архитектором заинтересовался и султан Мухаммад II. Однако принять предложение Стамбула — значило бы предать христианство, и из двух зол опозоренный в отчизне Аристотель выбрал меньшее: Россию. ![]() До 2 июня 1474 г. Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV в., в княжение Успенский собор 1326–27 гг. был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками. При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 г. «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.» Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 г. строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 г. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». На картинке внизу Трон изготовили довольно высоким – 6,5 метра. Его нижняя часть – это четверик с тремя глухими стенами и воротами в восточной части. Он опирается на четырёх зверей, украшен многофигурными барельефами (по четыре с каждой из сторон, всего 12). ![]() |
|
|