20 июня
20 июня 1723 года родился Фергюсон Адам
(20.06.1723, Пертшир – 22.02.1816, Сент-Эндрюс) - известнейший философ шотландского просвещения и настоящий практик в социологии еще до того, как Огюст внедрил термин . Фергюсон, чьи работы оказали влияние, помимо прочих, на самого , особенно интересовался процессом исторического изменения в широких эволюционных рамках. "Эссе по истории гражданского общества" (1767) рассматривает возникновение цивилизованного общества из предшествующих состояний, характеризуемых как "дикость" и "варварство". Эта тема станет близкой последующим мыслителям.
Согласно Фергюсону, гражданским являлось лишь утонченное, восприимчивое к морали и искушенное в политике. Однако данного условия еще не гарантировало стабильности или долговечности. от варварства отличало учреждение частной собственности, породившей эгоистическую, индивидуалистскую и своекорыстную погоню за наживой. Постепенно усложнялись процессы разделения труда и торговые отношения, характерные для гражданского общества, что могло привести к его превращению в политический деспотизм. Как впоследствии и Эмиль , Фергюсон остро осознавал проблемы социального порядка, порождаемые экономическим ; подобно Марксу, он понял отчуждающее воздействие капиталистического разделения труда.
Свой главный труд «Essay on the history of the civil society» Фергюсон опубликовал в 1766 г. С точки зрения литературной формы он страдал многословием, некоторыми тривиальными длиннотами и большой тяжеловесностью. Но на фоне тяжелого изложения выделялись некоторые сильные и плодотворные идеи. Фергюсон — один из родоначальников позитивистских и социологических попыток эмпирического и в то же конструктивного понимания того развития, которое проходят формы человеческого общества от примитивной ступени к более высокой культуре под общих законов. Он пытался поступить таким образом, следуя при этом не только побуждениям, исходившим от , но и двигаясь по следам Юма, ибо Фергюсон подчеркивал значение в возникновении общества. Затем он, под сильным влиянием метода Лафито, сопоставил этот материал с сообщениями Тацита о древних германцах и с античными рассказами о раннем Риме и Спарте. Он продемонстрировал особое понимание изменения форм общества в результате растущей социальной дифференциации.
Наряду с позитивистскими тенденциями Фергюсон высказывал значимые идеи, которые вели к . Испытав благотворное воздействие учения Юма об инстинктах, он энергично выступил против обычного , склонного объяснять возникновение и изменение государственных образований осознанными мотивами людей. общественных , говорил он, лежит в темном и далеком прошлом. Они возникают из естественных влечений, а не из умозрительных построений людей. Как во тьме, люди нащупывали институты, которые были не предусмотрены, а возникали как последствия их деятельности. При этом Фергюсон напоминал слова Кромвеля, что человек никогда не поднимается выше, чем тогда, когда не знает, куда идет. Таким образом, учение о возникновении государства в результате заключения договора рухнуло и в глазах Фергюсона. Строй Рима и Спарты, этот излюбленный объект прагматического наблюдения над , основывался, с его точки зрения, не на планах отдельных личностей, а на ситуации, в которой находился народ и его гении.
В 1804 году, одновременно с первым русским изданием «Богатства народов», в Петербурге и Москве вышли сразу два перевода «Нравственной философии» Фергюсона. Один был сделан с английского оригинала, другой — с немецкого издания.
Первый переводчик, посвятивший свой труд молодому императору Александру I, прямо связывал выход книги «сего знаменитого учителя законов» с либеральными веяниями начальных лет нового царствования.
Посвящение играло роль страхового полиса, так как многие мысли Фергюсона звучали в самодержавной России слишком вольно. Переводчик, вероятно, зябко поеживался, когда писал:
«Совершенный деспотизм есть верх разврата, какой токмо вообразить можно. Малейшее подобие оного, когда не нужно, есть насилие и злополучие для народа».
В 1817–1818 годах в России вышел на русском языке главный труд Фергюсона — «Опыт истории гражданского общества».
Эта книга и имя Фергюсона важны для нас и потому, что ее высоко оценил Маркс, который в «Нищете философии» и в «Капитале» несколько раз называет Адама Фергюсона учителем Смита. Такая личность не может не заинтересовать нас в биографии Смита!
Кто же такой Адам Фергюсон? В каком смысле был он учителем Смита? Каковы были их отношения?


Автопортрет
(8 () июня , имение Духовщинского уезда, ныне Смоленская область — 11 () февраля , ) — русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. Младший брат , двоюродный дядя .
