Цузе с детства любил изобретать и строить. Еще школьником он сконструировал действующую модель машины для размена монет. В 1935 г. окончил Берлинский политехнический институт. В 1936 году он устроил на квартире родителей "мастерскую", в которой через два года завершил постройку машины, занимавшую площадь 4 кв.м., названную Z1. Это была полностью механическая программируемая цифровая машина.
Интересно, что первоначально изобретение Цузе должно было называться V1 («Фау-1»). Но, узнав о том, что «оружие возмездия» Вернера фон Брауна носит такое же название, конструктор переименовал свое детище. Естественно, это произошло уже в 40-е годы XX века.
Машина Конрада Цузе работала с числами с плавающей запятой, преобразовывала десятичные числа в двоичные и наоборот, а также «понимала» ввод/вывод данных. Ввод данных осуществлялся при помощи перфоленты, изготовленной приятелем Цузе из кинопленки. Z1 была механической и использовалась лишь для опытов. Считается, что она частенько «сбоила» из-за ошибок механической памяти — еще одного изобретения талантливого конструктора.
Биографы Цузе утверждают, что созданием вычислительных машин он занялся от безысходности: одно время молодой инженер работал на немецкую авиапромышленную компанию Henshel, где рутинные расчеты отнимали большую часть рабочего времени. А тратить свою жизнь на однообразные математические операции Конраду не хотелось. Вероятно, именно в этой связи расчеты действительно значительно ускорились. В пользу данной точки зрения говорит и тот факт, что Конрадом заинтересовались в ведомстве Геринга, отвечавшего за авиацию Третьего Рейха.
Вскоре молодой инженер получил поддержку руководства Института аэродинамических исследований и начал работу над следующим вычислителем, получившим название Z2. В качестве материальной базы для нового устройства Конрад выбрал электромагнитные телефонные реле.
Затем Цузе вместе с несколькими друзьями в 1941 г. построил первый в мире электронный программируемый калькулятор, основанный на двоичной системе счисления — Z3. Машина Z3 была значительно меньше машины Марк-1 Эйкена и гораздо дешевле в производстве. Z3 хранила в оперативной памяти целых 64 машинных слова по 22 бита каждое. А также прообраз современных CAD и язык Plankalkul, компилятор которого планируется создать в память о гениальном изобретателе, и многое-многое другое.
Весной 1945 г. появилась улучшенная версия — Z4. Однако логическая структура у обеих моделей (Z1 и Z3) была одинакова.
Восстановленная версия Z1 хранится в музее Verker und Technik в Берлине. Именно Z1 в Германии называют первым в мире компьютером.
Она очень напоминает архитектуру современных компьютеров: память и процессор были отдельными устройствами, процессор мог обрабатывать числа с плавающей запятой, выполнять арифметические действия и извлекать квадратный корень. Программа хранилась на перфоленте и считывалась последовательно. Конрад Цузе потерял все свои машины, за исключением Z4, во время бомбежек Берлина. Чтобы не попасть в плен в последние дни войны, он присоединился к группе ученых, разработавших ракеты в гитлеровской Германии, которые пытались скрыться в отрогах Альп Баварии.
В последние дни войны Z4 в рискованных обстоятельствах на грузовике и лошадях перевезли из Берлина в Геттинген, а затем в Алги. Спрятанная в конюшне машина была обнаружена и в 1949 г. ее доставили в Eidgenoessische Technische Hochschule в Цюрих.
Другим экстраординарным достижением К.Цузе был первый алгоритмический язык программирования Планкалкюль (Plankalkuel — от plan calculus), разработанный им в 1945–1946 гг.
Оказалось, что на Z4 история работы Конрада Цузе не заканчивается. В 1949 г. на основал фирму Zuse KG в городе Нойкирхене (Neukirchen). Она разрабатывала программно-управляемые электромеханические компьютеры.
В 1953 году немецкая компания "Leitz" заказала компьютер у Конрада Цузе. Так появился Z5 — большой релейный компьютер, проданный за 300 тысяч дойчмарок. Несомненно, продажа второго компьютера в сложных экономических условиях не только поддержала на плаву Zuse KG, но также дала стимул Цузе и служащим его компании к дальнейшей упорной работе. Z5 представлял собой модернизированный вариант Z4, в котором использовался новый на тот момент тип реле. Z5 стал первым коммерческим компьютером в Европе.
В начале 50-х годов экономика Германии пошла на подъем. Цузе смог позволить себе создание нового компьютера Z11, который использовался для решения задач перепланировки земель, проектирования оптических приборов, а также страховыми компаниями.
В 1956-м фирма была куплена концерном Siemens AG. К этому моменту у Цузе работало уже 1500 сотрудников.
В Siemens Цузе был тем, что теперь называют ведущим научным сотрудником. В свободное время ученый любил рисовать. Его работы были показаны на многочисленных выставках. Несколько лет Цузе пользовался псевдонимом Kuno See. Он успел написать книгу (“H. Zuse. History of Computing”), которая издана на немецком и английском языках.
Герман Минковский в семье немецких граждан еврейского происхождения, Левина Минковского и Рахиль Таубман.
Восьмилетним мальчиком он был привезен в Германию и в октябре 1872 года поступил в одну из гимназий города Кёнигсберга. Благодаря своей прекрасной памяти и сообразительности, он окончил гимназию уже в 1880 году в укороченный срок, в возрасте пятнадцати лет.
Весной 1880 года Минковский начал свои университетские занятия. В общей сложности он учился пять семестров в Кёнигсберге, главным образом у Вебера и Фойгта, и три семестра в Берлине, где он слушал лекции Куммера, Кронекера, Вейерштрасса, Гельмгольца и Кирхгофа.
Уже с самого начала университетского учения обнаружились его блестящие математические способности; на первом семестре он получил денежную премию за решение одной математической задачи. Вскоре затем он начал далеко идущее крупное исследование. Весной 1881 года Парижская академия выставила на соискание премии задачу о разложении числа на сумму пяти квадратов. Семнадцатилетний студент со всей энергией принимается за работу над этой задачей и блестяще ее решает, причем дает даже решение гораздо более общей задачи, исследуя относящиеся сюда вопросы общей теории квадратичных форм. Приходится удивляться тому, как Минковский уже в этом возрасте владел алгебраическими методами, в частности, теорией элементарных делителей, а также такими трансцендентными методами, как ряды Дирихле и суммы Гаусса. За эту работу Минковский получил большой приз Парижской академии, не смотря на то, что работа, вопреки условиям конкурса, была написана по-немецки. Когда присуждение этой премии Минковскому стало известно в Париже, шовинистическая пресса позволила себе ряд выпадов против автора. Однако французские академики Жордан и Бертран немедленно стали на сторону Минковского. „Работайте, пожалуйста, чтобы стать выдающимся математиком", – писал Жордан, и этот завет знаменитого французского математика Минковский выполнил.
В 1885 году Минковский получает докторскую степень. Диссертация тоже относилась к теории квадратичных форм в пространстве произвольного числа переменных.
Некоторое время Минковский преподавал в университете Кёнигсберга, затем переехал в Бонн (1887), сначала экстраординарным (1892), а затем ординарным (1894) профессором. В 1895 году Минковский возвращается в Кёнигсберг, но вскоре переезжает в Цюрих (1896). В Цюрихе он был одним из учителей Альберта Эйнштейна и Вальтера Ритца.
"Ах, этот Эйнштейн, всегда пропускавший лекции,
я бы никогда не поверил, что он способен на такое."
С 1902 года и до конца жизни Минковский руководил кафедрой в Гёттингенском университете и вместе с Гильбертом добился того, что это старинное немецкое учебное заведение снова обратило на себя внимание математиков всего мира, с честью продолжая традиции великого Гаусса.
В 1896 он публикует монографию «Геометрия чисел», в которой собрал все полученные достижения в этой области. В 1907 году Минковский публикует ещё одну монографию «Диофантовы приближения».
В последние годы своей жизни Минковский занимался физикой, особенно электродинамикой, причем его блестящий геометрический талант позволил ему связать свое имя со знаменитым открытием, сделанным в физике Эйнштейном.
В 1907 году Минковский предложил геометрическое представление кинематики теории относительности, введя четырёхмерное псевдоевклидово пространство (известное сейчас как пространство Минковского). В этой модели время и пространство представляют собой не различные сущности, а являются взаимосвязанными измерениями единого пространства-времени, а все релятивистские эффекты получили наглядное геометрическое истолкование.
Выдающееся открытие Минковского состояло в том, что четвертое измерение он рассматривал не как четвертый вектора пространства, а как воссоединение времени и пространства. Он связал три пространственных вектора (длину, высоту и ширину) с тремя периодами времени (настоящее, прошлое и будущее). Получившееся четвертое измерение он назвал пространственно-временным континуумом. На престижном физическом семинаре Минковский произнес фразу, достойную пера драматурга: «Господа! Отныне время само по себе и пространство само по себе становятся пустой фикцией, и только единение их сохраняет шанс на реальность».
Лишь очень немногие смогли оценить новый подход, предложенный Минковским. Идея пространственно-временного континуума пригодилась в 1915 году Эйнштейну, когда он соединил вместе четыре главные сущности: материю, энергию, пространство и время, которые Кант определил как компоненты повседневного мира.
Понятие единого пространства-времени не поддавалось объяснению с точки зрения здравого смысла и оставалось непостижимым для широкой публики. Большинство просто приняли его на веру. Однако последующие захватывающие и убедительные научные достижения оправдали эти представления. Ученые используют теорию относительности Эйнштейна и формулы Минковского для самых разнообразных работ — от исследований межпланетного пространства, проводимых NASA, до интерпретации фотографий, присланных телескопом «Хаббл». - Здесь
В 1811 г. английский химик Дэви (см. 2.44), забыв, что в сосуде уже находится монооксид углерода СО — газ без цвета и запаха,— впустил в этот сосуд хлор С12, который он хотел сохранить для опытов, намеченных на следующий день. Закрытый сосуд остался стоять на лабораторном столе около окна. День был яркий и солнечный. На следующий день утром Дэви увидел, что хлор в сосуде потерял свою желтовато-зеленоватую окраску. Приоткрыв кран сосуда, он почувствовал своеобразный запах, напоминающий запах яблок, сена или разлагающейся листвы. Дэви исследовал содержимое сосуда и установил присутствие нового газообразного вещества СС120, которому дал название «фосген», что в переводе с греческого означает «рожденный светом». Современное название СС120 — оксиддихлорид углерода. В сосуде, оказавшемся на свету, протекала реакция СО + С12 « СС120.
Так было открыто сильное отравляющее вещество общетоксического действия, широко использованное в первую мировую войну.
Способность в самых ничтожных концентрациях постепенно поражать организм сделала фосген опасным ядом при любом его содержании в воздухе.
...
В настоящее время фосген применяют в многочисленных органических синтезах.
12 декабря 2014 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 июня Международным днем йоги. Внесённая Индией резолюция была поддержана всеми 175 государствами, представленными на Генеральной Ассамблее.
21 июня 2015 года всё мировое сообщество любителей и профессионалов йоги отметило I Международный День Йоги. В Москве центральное мероприятие состоялось на Фестивальной площади парка Сокольники. Организатором выступил Культурный центр им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве.
В этом году II Международный День Йоги в России состоялся 19 июня 2016 (в выходной день) на Пушкинской набережной в Парке Горького. Культурный центр им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве второй год является инициатором праздника. В этом году официальную организационную и информационную поддержку культурному центру оказывает AllDone Creative Association. Одновременно II Международный День Йоги отметят более 50 регионов РФ.
Родился в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой (1937-2009) и инженера Роберта Максимовича Цоя (1938 г.р.). Виктор был их единственным ребёнком.
C 1974 по 1977 год — будущий музыкант посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым.
В 1977 году поступил в художественное училище имени Серова, но через год был исключён и пошёл работать на завод.
В 1979 году поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву.
1982 год — Альбом «45». Первый электрический концерт группы «Кино» в Ленинградском рок-клубе.
...
В 1988 году по итогам опроса кинокритиков журнала «Советский экран» за исполнение роли Моро — Виктор Цой был назван лучшим актёром года.
24 июня 1990 года — состоялся последний концерт группы «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. После этого Виктор Цой с Юрием Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 года и получил название «Чёрный альбом».
Трагически погиб 15 августа 1990 года в автомобильной катастрофе близ посёлка Кестерциемс (35-й км шоссе Слока – Талси, Тукумский район, Латвийская ССР, СССР).
Похоронен 19 августа на Богословском кладбище в Ленинграде.
Могила Цоя является местом паломничества его поклонников. Она расположена в 150 метрах от церкви Иоанна Богослова на Братской (Центральной) аллее.
Смерть поэта и музыканта Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. В Кривоарбатском переулке в Москве появилась «стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив» и признаниями в любви музыканту.
"Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить."
Артём Троицкий
«Комсомольская Правда»
17 августа 1990 год.
Режиссёр Алексей Учитель снял документальный фильм «Последний герой», посвящённый Виктору Цою.
В 2002 году в Латвии на месте гибели музыканта был установлен памятник. Ещё один памятник Виктору Цою был открыт 15 июля 2009 года в Санкт-Петербурге. Гипсовая скульптура, изображающая музыканта сидящим на мотоцикле, была установлена на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».
Именем Виктора Цоя названа улица в микрорайоне № 7 города Ноябрьска Ямало-Ненецкого Автономного округа.
Улица Виктора Цоя есть в пригороде Новороссийска — посёлке Цемдолина.
16 февраля 1949 года семнадцатилетняя школьница записала в своём дневнике: "Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы всё это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня - и вдруг артистка?!"
В 1950 году после выпускного школьного бала весь класс отправился провожать Изу на ночной московский поезд. Извицкая уезжала поступать во ВГИК. И поступила с первой попытки на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Когда ее родители узнали об этом, они поступили разумно: не стали устраивать скандала и позволили своей единственной дочери попытать счастья в столице. Видимо, в душе надеялись на то, что у нее ничего не получится и дочь благополучно вернется в родительский дом.
В кино Изольда Извицкая начала сниматься, учась во ВГИКе. Первоначально это были исключительно эпизоды. Ее первые фильмы: приключенческая лента «Богатырь» идет в Марто», оптимистическая драма «Тревожная молодость», мелодрама «Первый эшелон». Ничего особенного в этих картинах Извицкой играть не пришлось, однако само участие в съемках прибавляло уверенности начинающей актрисе.
В 1955 году Извицкая окончила ВГИК. И в том же году режиссёр Григорий Чухрай приступил к съёмкам фильма "Сорок первый" по одноимённой повести Б. Лавренёва. Планировалось, что главные роли - Марютки и Говорухи-Отрока - сыграют Екатерина Савинова и Юрий Яковлев. Однако по разным причинам ни один из этих актёров в картину так и не попал. И тогда на съёмочной площадке появились популярный Олег Стриженов и никому не известная тогда еще актриса Изольда Извицкая.
Правда, с ее утверждением на роль не все было гладко. Худсовет «Мосфильма» выступил против ее кандидатуры, так как считал, что грациозной и красивой Извицкой не удастся сыграть диковатую и резкую Марютку. Однако Чухрай считал иначе, и его позиция была непреклонна.
Судьба картины висела на волоске. Больше всех из-за неопределенности нервничала Извицкая. Это была её первая серьёзная роль. Девушка часто впадала в уныние. Но Чухраю удалось уговорить худсовет, и съемки картины начались.
Роль Марютки Извицкая сыграла блестяще. Ей удалось передать удивительную цельность натуры своей героини, силу внезапно просыпающегося чувства и страшный трагизм развязки.
Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями. Через год его повезли на Каннский кинофестиваль, где он также вызвал бурю восторга. Поначалу французские журналисты встретили приезд советской делегации не очень доброжелательно. В одной из газет даже написали, что в Канны прибыла делегация из Москвы, в которой присутствует "актриса с ногами степного кавалериста", имея в виду Извицкую. На самом деле, внешность Извицкой могла поспорить с внешностью любой голливудской кинозвезды. Сама актриса восприняла этот выпад очень серьёзно и едва не впала в депрессию. Чухраю и Стриженову пришлось немало потрудиться, чтобы найти нужные слова и успокоить её.
Жюри Каннского фестиваля присудило фильму "Сорок первый" специальный приз "За поэтичность и оригинальный сценарий". Был по достоинству оценён и талант Извицкой. Популярные журналы "Нью-Йорк мэгэзин" и "Паризьен либре" вышли с её портретами на обложке. В её честь устраивались приёмы. В Париже открылось кафе "Изольда".
На родине 25-летнюю звезду тоже не оставили без внимания. У неё появились многочисленные поклонники, среди которых были и довольно известные личности. Могущественный Алексей Аджубей, зять Никиты Сергеевича Хрущёва, как-то даже повздорил из-за неё с Марком Бернесом. Оба были влюблены в молодую звезду.
Изольду Извицкую сделали членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, а это значило, что актриса получила прекрасную возможность беспрепятственно путешествовать по миру. За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес...
В перерывах между поездками Извицкая продолжала сниматься в кино. Во второй половине 1950-х она сыграла в мелодраме "Неповторимая весна", киноповести "Очередной рейс", драме "Поэт", комедии "К Чёрному морю".
21 июня1910 года родился Александр Трифонович Твардовский
(8 (21) июня 1910 — 18 декабря 1971) — русский советский писатель, поэт, журналист. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970).
Родился на Смоленщине в семье сельского кузнеца. Мать — из дворян-однодворцев. С детства познакомился с русской классикой. В 1922 заканчивает четыре класса, учиться дальше не смог из-за материальных трудностей.
С 1924 посылает в местные газеты заметки, но печатают их редко. Поэтический дебют Твардовского состоялся в 1925: в газете “Смоленская деревня” напечатаны его стихи “Новая изба”. Молодого поэта поддержал М. В. Исаковский. В 1929 Твардовский уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы, в 1930 — возвращается в Смоленск, где поступает в Пединститут и живет до 1936. Этот период совпал с тяжелыми испытаниями его семьи: родители и братья были раскулачены и сосланы.
Тем не менее именно в эти годы выходит серия очерков Твардовского “По колхозной Смоленщине” и его первое прозаическое произведение “Дневник председателя” (1932).
Серьезным этапом в поэтическом творчестве Твардовского стала поэма “Страна Муравия” (1934-36), посвященная коллективизации. Поиски Никитой Моргунком сказочной Страны Муравии приводят его к определенным выводам о благе или пагубности “великого перелома”, в основе открытого финала поэмы — противоречивость судьбы самого поэта и его семьи.
В 1936 Твардовский переезжает в Москву, где поступает учиться в Московский институт истории, философии и литературы. В эти годы он много переводит классику народов СССР. Еще будучи студентом, за заслуги в области литературы награжден орденом Ленина. Всесоюзное признание и литературная слава позволяют поэту добиться возвращения из ссылки родных.
Военный путь Твардовского начался в 1939. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939-40.
Ярчайшим выражением русского национального характера стала поэма “Василий Тёркин. Книга про бойца” (1941-45). “Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, т. е. литературно-пошлого слова!” — столь высоко оценил поэму Твардовского И. А. Бунин.
Вершиной послевоенного творчества Твардовского стала поэма “Дом у дороги” (1942-46), отразившую “оборотную” сторону войны: горечь отступления, ужасы оккупации и плена, трагедию возвращения солдата-победителя на пепелище родного дома.
В 1950 Твардовский назначен главным редактором “Нового мира”. За годы руководства (1950-54, 1958-70) этим журналом, фактически “своего рода альтернативным идеологическим лидером”, наряду с диссидентско-фрондирующими публикациями, гл. обр. в публицистике и критике, Твардовский привлек на страницы “Нового мира” таких значительных мастеров русского слова, как В. Астафьев, В. Белов, Ф. Абрамов, С. Залыгин, В. Шукшин, Ю. Бондарев.
Основные произведения: поэмы “За далью — даль” (1950-60), “Тёркин на том свете” (1954-63), “По праву памяти” (1967-69); сб. “Из лирики этих лет” (1959-67).
Его отец Карл Кюхельбекер был родом из саксонского города Баутцена и считался широко образованным человеком: у него были глубокие познания в юриспруденции, экономике и агрономии.
Мать Вильгельма, Юстина фон Ломан, была нянькой младшего сына императора Михаила Павловича.
В 1798 году Павел I отдал Карлу Кюхельбекеру в пожизненное пользование имение Авинорм, где и прошло детство Вильгельма. Карл Кюхельбекер оказался очень рачительным помещиком, старающимся заботиться о благосостоянии своих крестьян. Во время голода 1808 года благодаря его заботам Авинорм был одним из немногих мест, где жертв голода не оказалось. Между тем, семью Кюхельбекеров совсем нельзя было бы назвать богатой. В семье было четверо детей, и родители старались дать всем достойное образование, тратя на это основную часть дохода от поместья.
В 1807 году маленький Вильгельм перенес тяжелое заболевание, из-за которого стал глухим на левое ухо. Этот недостаток способствовал развитию тревожного и вспыльчивого характера. Мальчика постоянно дразнили, и ему приходилось защищаться.
Отец Кюхельбекера умер от чахотки 1809 году.
Еще в 1808 году Вильгельм был определен в частный пансион Иоганна Фридриха Бринкмана в Выру. Учебная программа заведения была очень обширной, в нее входили и языки, и естественные науки. Основательное образование помогло Кюхельбекеру блестяще сдать в 1811 году вступительные экзамены в Царскосельский лицей, куда он был принят по рекомендации своего дальнего родственника Михаила Барклая де Толли.
О жизни первого выпуска лицеистов существует много литературы. Много было написано об усидчивости и дарованиях лицеиста Кюхельбекера, чьи способности были подмечены лицейским начальством. Между тем, он имел очень неровный и взрывной характер, что усугубляли и постоянные издевательства в его адрес, где высмеивались и его глухота, неровное знание русского языка, и, наконец, его ориентация на немецких авторов, в частности Геснера и Клопштока. Даже его попытка утопиться вызвала новый прилив шуток и эпиграмм. Правда, Кюхельбекер отличался большой незлобивостью, а своими знаниями и упорством смог снискать себе уважение среди других лицеистов. К этому времени относились и его первые поэтические опыты на немецком и русском языках.
Вот какую характеристику дал своему воспитаннику профессор Пилецкий: «Кюхельбеккер Вильгельм, лютеранского вероисповедания, 15 –лет. Способен и весьма прилежен; беспрестанно занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, от того в вещах его мало порядка и опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен, с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, плавно выражается и странен в обращении. Во всех словах и поступках, особенно в сочинениях приметны некоторое напряжение и высокопарность, часто без приличия… Раздраженность нервов его требует, чтобы он не слишком занимался, особенно сочинениями». Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой, но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера, которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения. Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и щедро делился своими знаниями. Кюхля писал стихи (вначале неумелые и косноязычные), но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли. Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару. Но при этом выступал с критикой, если ему что-то не нравилось. Между Пушкиным и Кюхельбекером даже случилась дуэль, во время которой никто не был ранен, и после которой друзья помирились.
Кюхельбекер окончил Лицей с серебряной медалью и вместе с Пушкиным поступил летом 1817 года в Коллегию Иностранных дел. Одновременно он стал преподавать русскую литературу в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Среди его учеников оказались младший брат Пушкина Лев и будущий композитор Михаил Глинка. Известно, что по совету Жуковского Кюхельбекер пытался получить место профессора русского языка в Дерптском университете, но неудачно. Он был деятельным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Но педагогические занятия, досуг от которых он посвящал занятиям литературным, Кюхельбекер скоро оставил. Неудачный роман подтолкнул его к перемене мест.
8 сентября 1820 года он отправился в должности секретаря обер-камергера А. Нарышкина в путешествие по Западной Европе. Результатом этой поездки стала книга путевых заметок «Путешествие», большей частью вышедшая в разных журналах в 1824-1825 годов.
В Веймаре Кюхельбекер встречался с Гёте и передал ему письмо от Клингера. Гёте в знак благодарности подарил молодому поэту издание «Маскарадного шествия» с дарственной надписью.
В сентябре 1821 года он уехал служить на Кавказ под покровительство Ермолова, где продолжал свое знакомство с Грибоедовым.
В июле 1823 года Кюхельбекер приехал в Москву, где начал давать лекции в Университетском пансионе, а заодно и частные уроки. Помимо этого, он принялся вместе с Владимиром Одоевским за издание альманаха «Мнемозина».
1825 год Кюхельбекер провел без определенных занятий частью в Москве, частью в Петербурге, частью в имении сестры. Осенью этого года он вернулся в Петербург и поселился у своего приятеля князя А.И.Одоевского. Здесь он присоединился к обществу лиц, принявших участие в декабрьском восстании.
Во время восстания 14 декабря 1825 года Кюхельбекер стал одним из самых деятельных участников событий на Сенатской площади. Он пытался застрелить своего молочного брата великого князя Михаила Павловича. Попытка бегства за границу через Варшаву ему не удалась. По словесному портрету, составленному Булгариным, 19 января 1826 года он был опознан и арестован.
Смертная казнь Кюхельбекеру была заменена двадцатью годами каторжных работ (позднее, срок сократился до пятнадцати). Благодаря связям семьи с императорской фамилией позднее и этот приговор был смягчен, и Кюхельбекера приговорили к одиночному заключению в крепости Динабурга. По дороге туда произошла его известная встреча с Пушкиным, оказавшаяся для обоих последней. Пушкин периодически снабжал своего товарища литературными новинками и даже добился в 1835 году возможности анонимно напечатать часть мистерии Кюхельбекера «Ижорский».
Заключенный Кюхельбекер содержался в Динабурге в достаточно мягком режиме: он мог писать и получать письма, читать книги, общаться с духовником. В апреле 1831 года он был переведен в ревельский Вышгород, где пробыл до 7 октября того же года, после чего был вывезен в Свеаборг. В декабре 1835 года он был отправлен на поселение в восточную Сибирь. Он прибыл в Баргузин 20 января 1836 года, где уже жил его младший брат - Михаил Карлович Кюхельбекер. Братья Кюхельбекеры завели большое хозяйство, выращивали новые для Сибири сельскохозяйственные культуры. Михаил Карлович открыл в своём доме для местных жителей бесплатную школу. По предположениям В.Б.Бахаева Вильгельм Карлович преподавал в этой школе. Кюхельбекер продолжал заниматься литературной деятельностью: писал стихотворения, поэмы, элегии и критические статьи, переводил с европейских и древних языков, завершил «Дневник», этнографический очерк «Жители Забайкалья и Закаменья», поэму «Юрий и Ксения», историческую драму «Падение дома Шуйского», роман «Последний Колонна» и другие произведения. В письме Пушкину он сообщил интересные наблюдения о тунгусах.